Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема роли книги в жизни человека



Текст 1

(1)Тысячи лет живет секвойя; говорят, еще никто не ви­дел, чтобы она умирала; можно думать, что в мире деревьев она бессмертна.

(2)Секвойя человеческого мира — книга. (3)А может быть, лучше назвать ее фениксом? (4)Она тоже воскресает — из пепла. (5)Ее бессмертие надежнее.

(6)Но если книга бессмертнее самых долголетних и могу­чих деревьев, то, видно, потому, что ее питает источник,


живительной силе которого могут позавидовать Солнце и Земля, хотя он ими и создан. (7)Имя этого источника — че­ловеческий дух. (8)Или — человеческое самосознание...

(9)Благодаря этому высшему божеству книга и стала жи­вой, бессмертной реальностью человеческого мира: может разрушиться камень с первоначальными письменами, ист­леть пергамент и кожа — мысли и чувства, выраженные в них, переходят навечно в человеческую память, с ними ро­ждаются новые поколения...

(10)О человеке можно часто судить по тому, как он берет в руки новую или редкую книгу: детски бережно, как бы боясь осыпать пыльцу с ее нежно-радужных крыльев, или небрежно-уверенно, как берут не живое существо, а вещь.

(И)Когда ты раскрываешь книгу, рождается чудо обще­ния, которое безмерно расширяет твою жизнь, делает ее безбрежно-большой — морем, куда, как корабли, выплыва­ют века и судьбы. (12)Книга, подобно искре, соединяет два мира: «было» и «будет». (13)И ты сам — эта искра, когда читаешь...

(14)...Подумаем о том, в чем смысл нашего общения с искусством, литературой. (15)А он, во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной лично­сти, которое нам вдруг открывается. (16)Это бесконечно да­леко от эгоизма, от погружения в себя; это — постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «за­шторено», ощущение, что ты на самом деле лучше и чище, чем сам о себе думаешь. (17)Нам будто бы дарят, возвраща­ют наше собственное «я», но углубленным и обогащенным.

(18)Но это не все: смысл общения с литературой, искус­ством и в том, что мы делаемся богаче еще на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал.

(19)Я написал сейчас «еще на одну жизнь». (20)Но нет! (21)Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, — что волновало миллионы его со­временников. (22)В его симфонии, картине, романе: надеж­ды, тоска, боль, радость миллионов людей. (23)Поэтому и


становимся мы богаче на миллион жизней — наше сердце и

наш ум наполняются духовным опытом веков и поколений.

(Ю. Олеша)

Сочинение

Известный писатель Ю. Олеша рассуждает о проблеме роли книги в жизни человека.

Говоря о том, что книга бессмертна, автор называет ее фениксом (в истории известны многочисленные попытки уничтожить книгу) и секвойей человеческого мира, подчер­кивая, что написанное в книгах может пережить сам мате­риальный объект, поскольку остается в народной памяти. Мое внимание привлекают слова Ю. Олеши о том, что, чи­тая, мы многое открываем в себе: «... Это — постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «за­шторено», ощущение, что ты на самом деле лучше и чище, чем сам о себе думаешь». Наверное, автор имел в виду, что читатель видит себя в произведениях. Действительно, мы усваиваем опыт тех, кто познал что-то в мире раньше нас, рассмотрел внимательнее, понял точнее. Я задумался, что могут значить слова писателя о том, что «книга, подобно искре, соединяет два мира: «было» и «будет». Возможно, он считал, что благодаря книге мы можем общаться с теми, кто жил до нас, узнавать о том, что их тревожило и радова­ло, видеть мир их глазами. Наша жизнь обогащается опы­том поколений. В свою очередь, мир, отраженный в книгах, мы можем передать потомкам. И в связи с этим позиция ав­тора для меня очевидна: книга передает нам опыт, источник которого — «человеческий дух». Я согласен с этим.

Еще я согласен с тем, что люди по-разному относятся к книгам. В произведениях русской литературы встречаются герои, которые черпают из книг знания и жизненную силу (героиня пьесы М. Горького «На дне» Настя; Татьяна Лари­на из романа в стихах А.С. Пушкина и др.). Но есть и ге­рои, не читавшие книг, а потому деградировавшие: Манилов


из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», у которого долгое время лежит книжка, заложенная закладкой на четырна­дцатой странице; Фамусов из комедии А.С. Грибоедова «Го­ре от ума», который предлагал «собрать все книги бы да сжечь»; Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова, хранивший на полке две-три книги, пожелтевшие и покры­тые пылью, да прошлогодний «нумер» газеты.

Читая текст Ю. Олеши, я подумал, что для меня такой книгой, которая обогатила мою жизнь и представление о ми­ре, стал роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказа­ние». В ней я нашел и сведения о жизни Петербурга девятна­дцатого века, и историю о любви и прощении, и детективный сюжет, и великое наставление тем, кто пытается провести в жизнь теории превосходства одного человека над другим, и тему совести. Думаю, у каждого образованного человека должна быть такая книга, которая заставляет думать о жизни и постигать себя и весь мир через авторское слово.

Текст 2

(1)У каждого писателя есть главная, та единственная, не­написанная книга, которая терпеливо-медленно оформляется, будто выкристаллизовывается по частям, по страницам из накопленного душевного опыта. (2)Это как бы вторая жизнь писателя, внутренняя, сложная, мучительная, ибо тропинки сознания, по которым он незримо идет, не всегда ясны.

(З)Если бы писателю удалось однажды написать эту Главную книгу, высказав в ней все, он, вероятно, больше бы не писал ничего, ибо высказал самое нужное, самое сокро­венное. (4)Но человеческой жизни часто не хватает для этой Главной книги.

(5)Под Главной книгой, должно быть, надо понимать произведение (роман, повесть, дневник, записки, стихи), ос­вещенное ярким индивидуальным чувством художника, где люди в событиях и события в людях, — рассказ о нашей эпохе, о неповторимых чертах ее.


(б)Главная книга — это откровение о себе и это книга, в которой ясно и подкупающе должны проступать все черты характера пишущего. (7)Это необычный взлет высокой души и это исповедь и писателя, и его поколения. (8)Это фикси­рующее проникновение в настоящее и добрый взгляд впе­ред, ради чего было прошлое и есть настоящее, ради чего были войны, голод, страдания и счастливые глаза людей по­сле войны. (9)Главная книга — это книга самой большой помощи людям, это сердце, положенное на бумагу: смотри­те, я раскрыт, я люблю людей, я воюю и борюсь за добро, возьмите меня, это должно вам помочь...

(Ю)Эта книга может охватывать всю нашу эпоху или од­ну страничку ее, один абзац. (11)Дело не в объеме, не в раз­мере — ведь речь идет о самом главном.

(12)Бывает так, что вы идете домой, торопитесь и испы­тываете странное ощущение радостного нетерпения, будто вас ждет старый, вернувшийся издалека, умный друг. (13)Этот друг — книга. (14)Вы читаете ее не залпом, не сра­зу. (15)Вы читаете ее не спеша, по нескольку раз одну и ту же страницу, как перечитывают письма разделенные рас­стоянием любящие.

(16)Такова книга Ольги Берггольц «Дневные звезды». (17)Читая, я вступал в мир знакомый и незнакомый мне, — видимо, это чувство бывает, когда вспоминаешь что-то, ко­гда писатель незащищенно раскрывает душу перед тобой и рассказывает все, что ты знаешь и не знаешь о какой-то странице нашего времени.

(18)Книга пропитана ощущением, звуками и запахами революционной эпохи, счастьем и болью, уверенностью в прекрасности человеческого дерзания, немыслимого без стремления к лучшему, книга написана отличным пахучим, доверительным языком, и она оставляет после прочтения тот «отсвет лирической интонации», который часто присущ настоящим поэтам, когда они берутся за прозу.

(19)Книгу, ставшую умным вашим другом, хочется ци­тировать, ибо эти цитаты не утомляют. (20)Ольга Берггольц заканчивает «Дневные звезды» так:


(21)«Я раскрыла перед вами душу, как створки колодца, со всем его сумраком и светом. (22)3агляните же в него! (23)И если вы увидите хоть часть себя, хоть часть своего пу­ти — значит, вы увидели дневные звезды, значит, они за­жглись во мне, они будут все разгораться в Главной книге, которая всегда впереди, которую мы с вами пишем непре­рывно и неустанно...»

(Ю.В. Бондарев)

Сочинение

Автор прочитанного мной текста, писатель Ю. Бондарев, поднимает проблему роли книги в жизни человека, прежде всего самого писателя. По мнению автора, у каждого из них есть своя «Главная книга», под которой он понимает «про­изведение..., освещенное ярким индивидуальным чувством художника, где люди в событиях и события в людях, — рассказ о наглей эпохе, о неповторимых чертах ее». Это книга, которая раскрывает внутренний мир автора, «испо­ведь и писателя и его поколения», освещенная огнем души художника, помогающая людям понять, ради чего стоит жить. А для читателя эта книга — друг, облегчающий странствия в знакомом и незнакомом мире. Такой для Ю. Бондарева стала книга Ольги Берггольц «Дневные звезды», которая поражает автора как «отличным пахучим, довери­тельным языком», так и тем, что она раскрывает перед чи­тателем эпоху революции, позволяет увидеть, о чем думали и к чему стремились люди того времени.

Я абсолютно согласен с автором в том, что каждый чита­тель находит в огромном мире литературы свою Главную книгу — друга и советчика. Думаю, для каждого писателя важно иметь такую книгу. Ю. Бондарев утверждает, что не всякий автор напишет свою. Но литературный талант и умение видеть жизнь, понимать ее, крепнут тогда, когда на­чинающий поэт или прозаик читает произведения других авторов. Мне известно, что многие писатели, ставшие при-


знанными, много читали. К ним относятся М. Цветаева, И. Крылов, К. Паустовский и другие. Но и те, кто не счита­ет литературу своим призванием, будут счастливы найти свою Главную книгу.

Я тоже открыл для себя такую. Для меня это роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Читая его, я погру­жался то в реалии Римской империи, то в бюрократическую Москву, то в запредельность, то в мир человеческих чувств. Роман учит всему: быть честным, не сдаваться, уважать лю­дей и любить, жертвовать своими интересами ради ближне­го. В нем есть все: и юмор, и мистика, и светлая печаль, и загадка, и боль. Самое важное, о чем я задумался, читая роман, — это неизбежность наказания для тех, кто не раз­деляет гуманистические ценности и стремится к благополу­чию за счет попирания интересов других. Поэтому роман М.А. Булгакова стал для меня Главной книгой.


Поделиться:



Популярное:

  1. A. особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства
  2. B. умение «встать на место другого человека»
  3. D. умение «встать на место другого человека»
  4. II. Книги (по алфавиту авторов или названий)
  5. II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ГРАНИЦ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛЯ ЧЕЛОВЕКА
  6. III. ПЛУТАРХ. 2) «КОЛОТ» IV. ЛУКРЕЦИЙ. «О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ» (ТРИ КНИГИ. 1), 2), 3))
  7. IV. История жизни (Anamnesis vitae)
  8. IV. Философские предпосылки гражданского права. Проблема личности и государства
  9. IV. Христианское (этическое) мировоззрение: высшее благо – в Боге; отречение от мира; цель жизни – в исполнении заповедей Божиих; добро и зло; нравственное чувство; праведники и грешники
  10. VI. Введение в анатомию массового человека
  11. VI. Проблема прочности права. Вопрос о субъективном гражданском праве и о злоупотреблении правом
  12. VII. Проблема личности как таковой. Развитие защиты так называемых прав личности и ее конкретных особенностей


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 3206; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь