Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема памяти; связи прошлого и будущего; самопознания человека
Текст (1)— Ведите дневник, — говорил дочерям отец, известный в 20-х и 30-х годах прошлого века писатель Артем Веселый. (2)Тратить время на дневниковые заметки не хотелось: было слишком много интересного в жизни — книги, танцы, друзья, учеба в школе, затем в университете. (З)Были интересные путешествия с отцом по Волге — его любимой реке, где он родился и которую многократно воспевал, в том числе необычным образом. (4)Например, свою младшую дочь Артем назвал Волгой. (5)В конце 30-х годов Артем Веселый был расстрелян как враг народа, возможно так и не написав своей главной книги. (6)Имя его оказалось вычеркнутым из литературы на многие десятилетия. (7)Тем не менее его «Россия, кровью умытая» — произведение, опубликованное сравнительно недавно, на (8)Старшая дочь Артема Веселого, Гайра (отец любил придумывать своим детям необычные имена), в конце сороковых была арестована и сослана в лагерь из-за отца, не получив права завершить обучение в Московском университете. (9)Там, в лагере, ей посчастливилось встретить среди ссыльных удивительных, ярких, образованных людей, которые не только «отшлифовали» ее гуманитарное образование, но и помогли сформировать мировоззрение. (Ю)Тогда дочь поняла, насколько прав был отец: важно фиксировать все, что ты видишь и переживаешь. (И)Нельзя рассчитывать на свою память, ибо она несовершенна, очень многое может уйти безвозвратно. (12)Позже, через годы, вернувшись в Москву и защитив не только диплом историка, но и диссертацию, она поняла, что ее жизнь и жизнь окружающей эпохи необходимо «воскрешать», нужно не дать погибнуть памяти о замечательных людях, которая оказалась искусственно и несправедливо стертой из сознания современников. (13)Замечательно то, что сейчас (во многом благодаря дневниковым записям! ) появилась книга об Артеме Веселом и другие воспоминания его дочерей — воспоминания, которые представляют собой важное свидетельство уходящего и драматичного нашего времени. (14)3амечу, что ведение дневника — это не только мемуарные записи о ком-то или о чем-то. (15)Это в первую очередь активный способ самопознания и творческой переработки пережитого. (16)Как подчеркивает в одной из своих статей философ К.С. Пигров, «качество творчества в дневниковых записях — самой высокой пробы, ибо оно завязано на предельные ос (18)3начит, дневник становится не только источником для мемуаров, художественных произведений, ориентированных на «другого», то есть на читателя, но и способом духовного совершенствования личности самого пишущего. (19)Философы утверждают, что каждый человек не только может, но если он духовное существо, то обязан в той или иной форме вести дневник. (20)Ведение дневника — действие тайное. (21)«Соединяя подлинность молчащего бытия с духовной активностью, дневник — всегда тайнопись, которая требует уединения и сосредоточения», — утверждает К.С. Пигров. (22)Это значит, что, когда я пишу свой дневник, я создаю свое собственное индивидуальное пространство, свой мир, через который познаю и себя, и других. (23)В грохоте современной цивилизации дневниковое творчество позволяет человеку восстановить возвышенную тишину, осмыслить и переосмыслить собственную жизнь, осуществить прорыв в творчество и подняться до уровня духовного существа. (24)Думаю, что никогда не устареет такая форма индивидуального осмысления жизни, как дневник. (25)Те, кто думает, что дневники пишут лишь ущербные, одинокие люди, скорее всего, ошибаются, ибо умному человеку всегда будет свойственно стремление познать самого себя или запечатлеть неповторимые страницы быстротекущей жизни для потомков. (С.Г. Каспаринская) Сочинение Какое значение имеют дневниковые записи, сделанные людьми сегодня, для будущего? Об этом размышляет журналистка С.Г. Каспаринская в одной из своих статей. Автор вспоминает историю дочери известного русского писателя Артема Веселого, Гайры, восстановившей память о своем расстрелянном отце и многих других людях, живших в драматичное время 30-50-х годов XX века. А. Веселый советовал дочерям вести дневник, чтобы не забыть о событиях и людях, которые творили историю. С.Г. Каспаринская считает, что ведение дневника очень важно, поскольку дает возможность человеку обрести смысл жизни и познать самого себя. Журналистка полагает, что духовный человек просто обязан вести дневник, чтобы «осмыслить и переосмыслить собственную жизнь и осуществить прорыв в творчество». Главная мысль предложенного для анализа текста состоит в том, что вести дневниковые записи полезно как для самого пишущего, так и для его потомков — благодаря дневнику все обогащаются. Нельзя не согласиться с автором, утверждающим, что прошлое нужно воскрешать, восстанавливать для потомков, ведь без прошлого нет будущего. Справедливость высказанной точки зрения можно подтвердить аргументами из литературы. В знаменитых строках А.С. Пушкина: «Два чувства дивно близки нам, / В них обретает сердце пищу: / Любовь к родному пепелищу, / Любовь к отеческим гробам» — говорится о том, как важна для человека память, какой «животворящей святыней» являются свидетельства прошлого. Думаю, что дневниковые записи нередко восстанавливают не только «возвышенную тишину», но и утерянную гармонию мира, соединяя былое с грядущим. Мне кажется, что дневники очень важны для изучения истории. Так, известное во всем мире произведение «Дневник Анны Франк» представляет собой живое свидетельство бесчеловечности национал-социализма, который привел к уничтожению миллионов людей. Юная девочка Анна Франк, жаждущая жизни и счастья, становится жертвой человеконенавистнической идеологии, посеянной германским фашизмом. Ее, как еврейку, сжигают в газовой камере. «Дневник Анны Франк» — яркое свидетельство того, что фашизм был страшной реальностью. Книга содержит послание для потомков: это никогда не должно повториться! В заключение подчеркнем важную мысль: ведение дневника — творчество, которое чрезвычайно важно для человека, осмысленно относящегося к своей жизни. Пусть же будет больше людей, думающих и мыслящих, стремящихся улучшить себя и мир! Проблема смысла жизни Текст (1)Я — герой. (2)Быть героем легко. (З)Если у тебя нет рук или ног — ты герой или покойник. (4)Если у тебя нет родителей — надейся на свои руки и ноги. (5)И будь героем. (6)Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, — все. (7)Ты обречен быть героем. (8)Или сдохнуть. (9)Я — герой. (10)У меня просто нет другого выхода. (11)На обложке первой книги Николая Островского выдавлен штык. (12)Слепой, парализованный писатель не мог перечитывать свою книгу сам. (13)Все, что ему оставалось, — это снова и снова водить пальцами по контуру штыка. (14)Самого прочного в мире штыка — штыка бумаги. (15)Если хочешь что-нибудь понять, нужно спрашивать у людей или у книг. (16)Книги — тоже люди. (17)Как и люди, книги могут помочь, как и люди, книги врут. (18)Я не просто читал книги, я хотел понять, как устроен мир. (19)Я хотел узнать, как мне жить в этом мире. (20)Я спрашивал у людей — люди не отвечали мне. (21)Я искал ответ в книгах — книги уходили от ответа. (22)Книги подробно, очень подробно рассказывали, как надо жить, когда у тебя есть все. (23)Книжные герои страдали — я удив- лялся. (24)Я, живой и настоящий, не понимал их, книжных, не принимал их бумажных страданий. (25)Они были понарошку, как учителя в школе. (26)Учителя советовали читать книги — я читал. (27)Читал все подряд, читал бесконечные нудные описания бессмысленных жизней слабых и ленивых людей. (28)Учителя называли таких людей героями — я не понимал, в чем состоит их героизм. (29)Д'Артаньян — герой? (ЗО)Какой же он герой, если у него были руки и ноги? (31)У него было все: молодость, здоровье, красота, шпага и умение фехтовать. (32)В чем героизм? (ЗЗ)Трус и предатель, постоянно делающий глупости ради славы и денег, — герой? (34)Я читал книгу, не понимая и половины. (35)Я не спорил: спорить было бессмысленно. (36)В любом случае я не мог брать пример с этих героев. (37)Я редко плакал над книгами. (38)Поводов плакать у меня было вполне достаточно и без надуманного книжного горя. (39)Но эта книга — «Как закалялась сталь» — была настоящей. (40)Эта — не врала. (41)Павка Корчагин скакал на лошади и владел клинком не хуже мушкетеров. (42)Павка Корчагин был сильным и смелым парнем. (43)Он воевал ради идеи, деньги и звания ему были ни к чему. (44)Буденовка — жалкое подобие рыцарского шлема — не могла защитить его от подлой пули. (45)Острый клинок был бессилен против маузера. (46)Он знал это, но шел в бой. (47)Шел в бой снова и снова. (48)Снова и снова рвался в самую гущу битвы. (49)Дрался и побеждал, всегда побеждал. (50)Оружием и словом. (51)Ко-гда отказало тело, когда рука уже не могла держать клинок, он сменил оружие, он приравнял к штыку перо. (52)Он смог. (53)Последний рыцарь холодного оружия. (54)По-следний викинг двадцатого века. (55)Что остается у человека, когда не остается почти ничего? (56)3ачем жить? (57)Я не знал тогда, я и сейчас не знаю. (58)Но, как Павел Корчагин, я не хочу умирать до смерти. (59)Я буду жить до последнего. (60)Я буду драться. (61)Медленно нажимая на клавиши компьютера, я ставлю букву после буквы. (62)Я тщательно кую свой штык — свою книгу. (63)Я знаю, что имею право только на один удар, второго шанса не будет. (64)Я стараюсь, очень стараюсь. (65)Я знаю: штык — это наверняка. (66)Штык — это отличная вещь, надежная. (Рубен Гальего) Сочинение В чем смысл жизни человека с ограниченными возможностями — инвалида детства? Об этом размышляет Рубен Гальего, автор книги «Белое на черном», отрывок из которой мне предложен для анализа. Рубен Гальего — воспитанник детского дома, сирота. Юноша, лишенный рук и ног, страстно ищет смысл жизни, хочет понять, для чего и как ему жить. Автор текста — человек волевой, он много читает, хочет найти в книгах ответ на вопрос: что делать, если судьба уготовила тяжкие испытания? Умный, пытливый юноша находит книгу, которая отвечает на многие его вопросы: это книга Николая Островского «Как закалялась сталь». Рубен Гальего находит много общего с главным героем книги — Павкой Корчагиным, ставшим из-за ранения инвалидом, но сумевшим не сдаться и не сломиться внутренне. Гальего, подобно Павке и Николаю Островскому, пишет свою книгу и знает, что «не должен умирать до смерти». Главная мысль отрывка состоит в том, что человеку, даже с ограниченными возможностями, дано найти смысл своей жизни: он состоит в борьбе с недугом и в творчестве. И то, и другое помогает подняться над тяжелой судьбой. Не могу не согласиться с автором, что обращение к искусству дает человеку шанс прожить вторую жизнь — возможно, лучшую — и создать свой новый мир, через который он может открыто общаться с самыми разными людьми. Докажем данную точку зрения на примерах из художественной литературы. Обратимся к произведению Ф.М. Достоевского «Записки из мертвого дома». Писатель, приговоренный к казни из-за участия в революционном движении, но помилованный и отправленный на каторгу, создает книгу. Он пишет о людях «мертвого дома» — каторжанах, их трагических судьбах. Обращение к творчеству, переживание личной трагедии как творчества помогает Ф.М. Достоевскому состояться как великому писателю. В стихотворении Анны Ахматовой «Я улыбаться перестала» поэтесса пишет: «Одной надеждой меньше стало, одною песней больше будет». Этими словами она подчеркивает, что, создавая произведение, писатель, поэт как бы поднимается над своим горем, смотрит на него со стороны, превращает его в факт искусства. Итак, смысл жизни существует у каждого; он состоит в развитии личностных творческих способностей и возможностей человека. Найдя его, человек преобразуется и преобразует мир. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1210; Нарушение авторского права страницы