Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема философского осмысления осени
Текст (1)Чем ближе к старости, тем чаще мысль Левитана останавливалась на осени. (2)Правда, Левитан написал несколько превосходных весенних вещей, но это почти всегда была весна, похожая на осень. (3)В «Большой воде» затопленная разливом роща обнажена, как поздней осенью, и даже не покрылась зеленоватым дымом первой листвы. (4)В «Ранней весне» черная глубокая река мертво стоит среди оврагов, еще покрытых рыхлым снегом, и только в картине «Март» передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца дощатого дома. (5)Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. (б)Левитан так? ке, как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года. (7)0сень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. (8)Рощи делались сквозными. (9)Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. (Ю)Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. (11)0н был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. (12)Так у великих мастеров литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством. (13)Осень на картинах Левитана очень разнообразна. (14)Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. (15)Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов. (16)На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. (17)Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю... (18)Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц. (19)В зрелом возрасте эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу, — хотя бы от мимолетного пейзажа, мелькнувшего за окнами вагона, — и вызывают непонятное нам самим чувство волнения и счастья, желание бросить все — города, заботы, привычный круг людей, и уйти в эту глушь, на берега неизвестных озер, на лесные дороги, где каждый звук слышен так ясно и долго, как на горных вершинах, — будь то гудок паровоза или свист птицы, перепархивающей в кустах рябин. (20)Такое чувство давно виденных милых мест остается от «осенних» картин Левитана. (По К. Паустовскому) Сочинение Когда человек уходит во взрослую жизнь из школы, он уносит с собой в далекое жизненное плавание выученные наизусть стихи, отрывки прозы из великих произведений русской классики. Знаменитое изречение К.Г. Паустовского об отношении русских поэтов к осени в школе наизусть не учат. Но знает это высказывание каждый, кто способен воспринимать красоту и философскую глубину природы: «Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени». Так почему же именно осень — любимое время года многих одаренных людей? Как осмысливают они единство природных явлений и движений человеческой души? Задуматься над этими вопросами заставляет текст К.Г. Паустовского. Несомненно, что автор проводит параллель между осенью с ее одинокими золотыми березами, небом, похожим на тонкий лед, и состоянием души зрелого человека, философски спокойно и серьезно рассуждающего наедине с самим собой о бренности бытия и кратковременности всего живого. Не зря писатель упоминает Пушкина и Тютчева, нежно и трогательно любивших осень. Общеизвестно, что эти художники слова были великими философами жизни, стремящимися понять ее сокровенную суть. Вероятно, именно осень с ее дождями и тихой грустью как никакое другое время года способствует раздумьям человека о главных вопросах бытия. Писатель проводит еще одну параллель между человеком и осенью: осенью пышность весенних и летних красок сменяется строгостью и благородством. Так и у великих мастеров литературы «нарядность языка» уступает место глубине и простоте мысли. Следовательно, по мнению автора, осень обычно любят люди, способные осмысливать свой жизненный путь. Автор приходит к выводу: осенью природа и человек одинаково тихи, настроены на философские раздумья о вечном и непреходящем, о том, что все живое имеет свойство стареть и умирать. Но именно в этой закономерности заключается и секрет возрождения жизни весной. Я полностью разделяю позицию автора: осень — самое философское время года, когда не хочется никуда спешить, возникает желание бросить привычный уклад жизни, оставить на потом заботы и тревоги и полностью погрузиться в тихую и светлую грусть «осенних» мыслей. Мне кажется, сами собой возникают в памяти знаменитые пушкинские строки: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса.. Сколько торжественности и одновременно кротости в нарисованной А.С. Пушкиным картине природы. У поэта даже увяданье пышное, неспешное и торжественное. Это повод задуматься каждому из нас и о своем уходе, который должен быть принятым, обдуманным и философски спокойным. Еще один пример единения человека и осени находим в творчестве Ф.И. Тютчева. Безусловно, на всю жизнь останутся в памяти строки: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Мир, покой в природе, которую воспевает Ф.И. Тютчев. Разве можно в это время года думать о сиюминутном, временном, кратком и неважном? Поэт уверен: осень — это особое время года, которое дарует человеку редкую возмож- ность не спеша, серьезно и глубоко размышлять о себе и своем месте в мире. Таким образом, можно сделать вывод: русские поэты, писатели, художники философски воспринимали осень как уникальное, дорогое и мимолетное время года, когда человек, сливаясь с дремлющей природой, думает о главном, осмысливая мир и самого себя в нем. Проблема осознания человеком ценности природы Текст (1)Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать. (2)Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». (З)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим. (4)Но все же, неправда, — замечаем. (5)Даже и наслаждаемся, когда потянет с юга теплой влагой, когда промыт он майским дождем, когда облагорожен грозовыми разрядами. (6)Не всегда ведь мы дышим равнодушно и буднично. (7)Бывают сладчайшие, драгоценные, памятные на всю жизнь глотки воздуха. (8)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (9)Мы привыкли, что мир — зеленый. (Ю)Ходим, мнем, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом. (11)Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. (12)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (13)Подумаешь! (14)Сколько там травы? (15)Десять квадратных метров. (16)Не человека же засыпаем, траву. (17)Вырастет в другом месте. (18)Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, там, где стояла машина — на лужайке под окнами нашего деревенского дома. (1 ^Антифриз растекся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. (20)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее черное пятно. (21)Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уж плешина снова затянулась травой. (22)Под окном, конечно, заметно. (23)Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. (24)Но ведь это под собственным окном! (25)Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. (26)Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (27)Жалко ли ее? (28)Ну, высыпали шлак (железные обрезки, щебень, бой-стекло, бетонное крошево), ну, придавили несколько миллионов травинок. (29)Неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка. (ЗО)Трава? (31)Трава она и есть трава. (32)Ее много. (ЗЗ)Она везде. (34)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... (35)Разве что вот в пустыне ее поменьше. (Зб)Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (37)Страшное, жуткое, безнадежное зрелище! (38)Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или некосмической катастрофы наша Земля, обнаружившего на обугленной поверхности планеты единственный зеленый росточек, пробивающийся из мрака к солнцу. (39)Глоток воздуха, когда человек задыхается. (40)3е-леная живая травинка, когда человек совсем отрезан от природы. (41)А вообще-то — трава. (42)Скобли ее ножами бульдозеров, заваливай мусором, заливай горячим асфальтом, глуши бетоном, обливай нефтью, топчи, губи, презирай... (43)А между тем ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых — вот одно из побочных назначений всякого растения. (По В. Солоухину) Сочинение Я лежу на траве и смотрю в бездонное голубое небо. Трава нежная, мягкая, ласковая. По ней только что прошлась коса, и ровные ряды лежат по всему лугу. Это родная и далекая картинка из детства, когда дедушка брал меня с собой ранним утром на росистый, пахнущий разнотравьем луг. Я помню, как он говорил: «Ты, внученька, вдыхай травку, помни: это твое детство так пахнет»....Давно нет дедушки, а слова его остались и живут в моей памяти как духовное напутствие мудрого человека, прошедшего войну, видевшего смерть и кровь. Вечная благодарность ему за то, что научил понимать духовную ценность природы, научил чувствовать свое родство с ней. Став взрослым человеком, много раз убеждалась, что проблема осознания человеком ценности природы является одной из главных проблем современного человека. Об этом еще раз меня заставил задуматься текст известного русского писателя, тонкого знатока природы — В. Солоухина. Рассуждая о духовной ценности природы для человека, писатель справедливо говорит о том, что люди часто не замечают природу, считая ее обыденным фоном жизни. Самыми незаметными для любого из нас, по мнению В. Солоухина, являются воздух и трава. С какой болью автор пишет: «Ходим, мнем, затаптываем в грязь, сдираем гусе- ницами и колесами, срезаем лопатами...» Кажется, этот печальный перечень того, что может человек по своему невежеству сотворить с травой, писатель может продолжать до бесконечности. Действительно, люди, считая себя высшими существами в природе, крайне невнимательны к ней. А ведь она живая! Неслучайно, уже во второй раз говоря о варварском отношении к траве, В. Солоухин наделяет ее качествами живого существа. «Зеленая живая травинка», — сколько нежности, трепетности, ласки в этих бесхитростных словах писателя. Не заслуживают ни воздух, ни трава, ни природа в целом презрения человека. Авторская позиция полно и достаточно эмоционально сформулирована в последнем предложении текста: «...ласкать глаз человека, вливать тихую радость в его душу, смягчать его нрав, приносить успокоение и отдых...». Следовательно, духовная ценность природы проявляется в ее положительном, благотворном влиянии на каждого из нас. Невозможно не согласиться с мнением автора: в природе сокрыт величайший духовный потенциал, который проявляется в смягчении жестокосердия человека, в тихой и кроткой радости общения со всем живым. О том, что общение с природой имеет духовную ценность для любого из нас, говорят многие русские писатели, для которых природа — источник вдохновения, возможности подняться выше обыденных и повседневных дел и тревог. Об этом рассказ современного писателя В. Крупина «Сбрось мешок». Героиня рассказа, Варя, научилась видеть тихую радость в общении со всем живым, в созерцании удивительных картин природы. И это умение подняться над сиюминутными заботами делает ее счастливым человеком. Как правильно, что героиня рассказа передает это уникальное умение своей дочери и внучке! Говоря о том, что природа — вечная и безусловная духовная ценность, которая помогает человеку осознать свое место в жизни, смягчить удары судьбы, нельзя не вспомнить знаменитый дуб из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Когда князь Андрей въезжает в Отрадное, он находится в самом мрачном расположении духа: жизнь представляется ему завершенной и лишенной высокого смысла. Кажется, что высохший от старости дуб так же, как и герой, заканчивает свой век. Но как все изменяется за одну ночь: князь Андрей под влиянием восторженных слов Наташи, под влиянием чудесной весенней ночи внутренне преображается. Вспоминается знаменитая фраза: «Жизнь не кончена в тридцать один год». Жизнь со всеми ее свершениями, радостями, тревогами и печалями только начинается. Кажется, что и дуб-великан это тоже понимает, он оживает всего за одну ночь, и его юные, клейкие листочки, и весь он, помолодевший и свежий, вселяют в князя Андрея сильнейшее желание жить, любить и верить! Таким образом, можно сделать вывод: природа для человека — это одухотворенное существо, которое приносит облегчение от трудов, тихую радость душевного покоя, смягчение сердца, уверенность в счастье жизни и осознание себя частью великого и прекрасного мира. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1299; Нарушение авторского права страницы