Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема влияния писателя на формирование личности
Текст 1 (1)Лев Николаевич Толстой впервые вошел в мою жизнь много лет назад, когда, заболев однажды, я был на месяц оторван от школы и прочитал четыре тома его «Войны и мира». (2)Не скажу, что детское чтение великой эпопеи ока- залось для меня весьма плодотворным, но неповторимые образы ее героев, широкая панорама русской жизни, военные картины далекого прошлого не могли не пленить воображение. (З)Это было добротворное чтение, хотя, разумеется, читать и перечитывать Толстого нелишне в любом возрасте. (4)Как никто другой из великих художников, он обладает неиссякаемой щедростью ума, живостью наблюдений, способностью постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ. (5)И это прекрасно, когда общение с его духовной сокровищницей не заканчивается однажды, а продолжается в течение всей жизни. (б)Предельная искренность, глубинное проникновение в тайну человеческой сущности, социальная значительность и непрекращающееся искательство нравственного идеала продолжают привлекать к нему многие поколения читателей. (7)Огромный талант и художническое мужество великого Толстого дали ему право написать бессмертные строки: (8)«Герой..., которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда». (9)Казалось бы, все очень просто, иначе и не может быть: правда была и остается великим содержанием литературы. (Ю)На деле же нет больших забот у пишущего, чем его отношение с такой постоянно ускользающей, столь изменчивой и текучей категорией, какой является правда. (И)Толстой же обладал удивительной, по-видимому врожденной, способностью различать в запутанных и многосложных проявлениях жизни глубинную сущность правды, а его грандиозный талант превращал ее в непременного героя его художественной прозы. (12)Наверно, однако, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, «как ни странно это сказать, а художество требует еще гораздо больше точности... чем наука». (13)Несколько парадоксально звучат в наш век НТР и покорения космоса эти его слова, но вещий их смысл не может не разделить каж- дый сколько-нибудь серьезный писатель или думающий читатель. (14)Мы должны задуматься и о том, откуда у этого барина, в течение почти всей жизни ведшего замкнутый, «усадебный» образ жизни, откуда у него такое глубокое понимание народа, знание потаенной человеческой сущности? (15)Дело, наверно, все-таки не в образе жизни, а во врожденном свойстве души — степени человеческой сопричастности к другим, себе подобным, способности к сопереживанию, к осознанию чужой боли как своей собственной, чем в огромнейшей мере был наделен Лев Толстой. (16)Это нам теперь видна ограниченность некоторых его духовных исканий, и мы с уверенностью можем судить о его ошибках. (17)Но большое видится на расстоянии, а для него был важен главнейший из исповедуемых им жизненных принципов: (18)«Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». (19)Вся его жизнь — непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни. (20)Несмотря на ряд поражений и утрат, он до конца своих дней оставался врагом душевной самоуспокоенности. (21)Не в этом ли, помимо многих других, его великий урок для всех — его современников и живущих в другую эпоху, но все на той же прекрасной и грешной земле? (В. Быков) Сочинение Писатели входят в нашу жизнь по-разному. Одних мы знаем с раннего детства, другие открываются в юности, к постижению идей третьих идем всю жизнь. К таким художникам слова, постигаемым далеко не сразу, медленно, постепенно, в результате серьезных раздумий о мире и себе, относится, безусловно, Лев Николаевич Толстой. В предлагаемом для анализа тексте русского и советского писателя В. Быкова поднимается проблема влияния личности и творчества Л.Н. Толстого на формирование личности читателя. Нет сомнений в том, что этот вопрос, ставший актуальным еще при жизни великого писателя, не утратил своей значимости и в XXI веке. Вдумчивый, талантливый читатель, обращаясь к «Войне и миру», «Анне Карениной», «Воскресению», вслед за литературными героями совершает свои, субъективные нравственные открытия, которые становятся основой мировоззрения. Рассуждая о влиянии личности и творчества Л.Н. Толстого на человека, автор задается вопросом: «...откуда у этого барина, в течение почти всей жизни ведшего замкнутый, «усадебный» образ жизни... знание потаенной человеческой души? » Рассуждения В. Быкова чрезвычайно глубоки и точны. Он справедливо считает, что Л.Н. Толстой обладал «щедростью ума, живостью наблюдений, способностью постоянно влиять на формирование и совершенствование человеческих душ». Именно точность, яркость и глубина мыслей великого писателя, его искренность, глубокое проникновение в тайну человеческой души, никогда не прекращающийся поиск нравственного идеала заставляют вновь и вновь обращаться к его творчеству. Откуда такое глубинное знание жизни? Автор убежден: талант создателя «Войны и мира» «...во врожденном свойстве души — степени человеческой сопричастности к другим, способности к сопереживанию, к осознанию чужой боли как своей собственной». В. Быков приходит к выводу: причина колоссального нравственного влияния личности и творчества Льва Николаевича Толстого в его душевной неуспокоенности, в постоянном поиске ответов на вечные вопросы жизни. С мнением автора невозможно не согласиться: Л.Н. Толстой — уникальная личность в истории мировой культуры. Поражает глубина его духовных исканий, вечное стремление к совершенству, человеческая сопричастность ко всему, что происходит на «прекрасной и грешной земле». Можно привести огромное количество примеров того, как творчество Л.Н. Толстого влияет на читателей, как духовные откровения этого серьезного, глубокого мыслителя формируют и совершенствуют человеческую душу. Обратимся к бессмертному роману-эпопее «Война и мир». Все любимые герои автора: князь Андрей, Пьер Безухов, Наташа Ростова, на Марья — находятся в постоянном поиске смысла жизни, путей духовного совершенства. «Диалектикой души» назвал сам автор такую неуспокоенность, когда без осознанного нравственного идеала герой не может быть счастлив. Поэтому и князь Андрей, и Пьер, и Наташа страдают, ищут, находят и вновь теряют. Главное — они не живут самоуспокоенно, довольствуясь богатством и положением в великосветском обществе. Думаю, именно о таких людях, как его любимые герои, Л.Н. Толстой сказал: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать... и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». Несомненно, миллионы людей знают и правильно понимают это известнейшее изречение писателя. Безусловно, речь идет не столько о спокойствии, сколько о безразличии человека, о его душевной самоуспокоенности. Еще одна цитата из «Войны и мира» является, на мой взгляд, девизом многих серьезных и талантливых людей. Пьер Безухов, герой, по мнению Л.Н. Толстого, пришедший в результате духовных поисков к пониманию счастья, говорит: «Главное — жить, главное — любить, главное — верить». Одна только эта фраза, ставшая результатом философского осмысления жизни самим писателем, сформировала, вероятно, немало красивых и сильных человеческих душ. Таким образом, можно сделать вывод: великий русский писатель Лев Николаевич Толстой — человек-мыслитель, человек-творец — обладал неиссякаемой глубиной ума, живостью наблюдений, исключительной искренностью, умением проникать в тайну человеческой души, стремлением к нравственному идеалу. Душевная самоуспокоенность была ему чужда. Своей жизнью, творчеством, непрекращающимися духовными поисками Л.Н. Толстой дает «великий урок для всех — его современников и живущих в другую эпоху». Текст 2 (1)...Все меньше мест, где можно среди природы отвлечься от трагедии Земли. (2)Все меньше картин, целомудренно существовавших даже и при наших родах. (З)Все больше ран и поражений от бескровной войны, необъявленной, непризнанной и бесконечной до конца жизни. (4)И когда окунешься ты в уцелевшую купель и обитель, не радость чувствуешь, не счастье, не покой и удачу, но выползает душа, обезголосевшая от страданий и страха, отверженная, сморщенная и жалкая, и примащивается робко на самом твоем краешке, как над обрывом, и тихо, недвижно смотрит и слушает. (5)Нет, не смотрит и слушает, а купается во всем том, что перед нею, отмывая страдания и забвение. (6)А если не вспугнешь ее словом или грубым воспоминанием, то и запоет — запоет забывчиво серединой меж радостью и печалью, с пронзающей струнностью и струйкостью высвечивая что-то забытое иль утерянное. (7)И коль почувствуешь и услышишь ее до обморока и оцепенения, не прими, что это к худу. (8)Как сквозь заворожь и обморок, увидишь ты древнее видение: с огромной высоты белопенный, крутокипящий, в тугом изгибе падает мощный поток водопада и разбивается о камни, скатываясь по ним остывающим сливом. (9)И себя, как вечного странника, обнаружишь сидящим на валуне под водопадом, мокрого от брызг, неотрывно следящего, как в замшелом обережье медленно и тихо двумя потоками навстречу тебе плывет река. (10)И вдруг врывается грохот, вздымается высота, и обрушиваются с нее, разрезанные скалой, два бешеных вала, посредине ударяются о террасу и двумя же гривами ухают вниз. (11)А что отплеснуло верхним разрезом и террасой, что выжало из корней и трав — ручейками и каплями, и каждый, каждая со своим голосом догонно звучат и стекают отдельно, так же ударяются внизу, так же разбрызгиваются, спохватываются, собираются и идут в общее русло. (12)И удивишься детской потребностью радоваться и удивляться: неужели это никогда не кончается? (13)Неужели и сто, и тысячу лет назад было столько же воды и высоты? (14)И всюду, спускаешься ли на юг, поднимаешься ли на север — всюду то разлохмаченные взбитые гривы, то аккуратные тонкие косички, то короткие завесы водопадов. (15)Весной больше, к осени меньше. (16)И посередь лесистого склона, теряясь затем в спокойном течении, и с навесов над озером, и высоко и далеко над головой — картинно изгибающиеся и застывшие, как мрамор, выдалбливающие ущелья и отворачивающие в сторону, чтобы, поколесив, скатиться в озеро как ни в чем не бывало журчащей по камешкам речкой. (17)У воды, у берега — и заливчики, и гроты, и диковинные каменные фигуры, выточенные волной, и воротца, и нависающие козырьки, и пробующий намыться в пляжик песок... (18)А выглянет солнце — все отмякает и расцветает, заговаривает и запевает, все соединяется в нераздельную волшебную картину. (19)Спустишься на галечник, да окинешь взглядом всю открывшуюся перед тобой с готовностью красоту, да вздохнешь глубоко и жадно, впитывая запахи воды, тайги и камня, — и обо всем забудешь, кроме того, что есть на свете еще благодать: хорошо-то как! (По В. Распутину) Сочинение «...Все меньше мест, где можно среди природы отвлечься от трагедии Земли», — с такого печального утверждения начинает рассуждения о природе и человеке известный русский и советский писатель В. Распутин. Автор обращается к крайне актуальной экологической проблеме единства человека и природы. Сложившуюся сегодня экологическую ситуацию он называет «бескровной войной, необъявленной, непризнанной и бесконечной до конца жизни». Последствия так называемой войны человека и природы привели, по мнению писателя, к тому, что все меньше и меньше остается мест, не тронутых варварством человека. В. Распутина необыкновенно радует удивительное чувство единения с природой, которое еще возможно испытать в таких нетронутых цивилизацией местах, где «окунешься ты в уцелевшую купель и обитель, не радость чувствуешь, не счастье, не покой и удачу, но выползает душа, обезголосевшая от страданий и страха... недвижно смотрит и слушает». На что же смотрит душа, что слушает? Смотрит на нетронутую, первозданную красоту окружающего мира. Слушает тишину полей или грохот водопада, гомон маленьких ручейков или неторопливый ход реки. И удивляется, удивляется тому, чему, вероятно, дивились люди и многие тысячи лет до нас: неужели никогда не кончается эта красота, этот покой и умиротворение. В. Распутин глубоко уверен: человек только тогда будет счастлив, когда осознает свою неразрывную, благодатную связь с природой, свое кровное единство с ней. Невозможно не согласиться с мнением известного писателя: не должен современный человек потерять, утратить эту благодать: общение с природой, умение и желание восхищаться озерами, реками, морями, водопадами; неброскими, но такими родными российскими пейзажами. В единении с природой можно черпать духовные силы, становясь нравственно чище, благороднее, сильнее. О необходимости единства человека и природы говорят многие русские писатели. Так, читая стихотворение А.Т. Твардовского «Лес осенью», проникаешься первозданной красотой окружающего мира, природы. Слышишь шум ярко-желтой листвы, треск обломившегося сучка. Видишь легкий прыжок белки. Хочется не просто любоваться, а постараться сохранить всю эту красоту как можно дольше, радоваться ей, находить в общении с ней смысл жизни. О том, что постижение красоты окружающего мира делает человека чище, лучше, душевно тоньше, заставляет задуматься рассказ современного писателя В. Крупина «Сбрось мешок». Такой совет однажды дал отец взрослой дочери Варе, уставшей от тяжелого крестьянского труда: она вместе с братьями грузила мешки картошки, и казалось ей тогда, что жизнь всегда будет состоять только из изнурительного, тяжелого труда. Но, оказывается, можно сбросить каждому свой мешок забот, тревог, невзгод, если научиться находить покой и радость в общении с природой. Варя уверена, что совет отца позволил ей обрести счастье. И это счастье общения с природой она передала своей дочери, а та своей... Так, по мнению В. Крупина, должна передаваться из поколения в поколение мудрость: человек и природа едины! Таким образом, можно сделать вывод: не должен, не имеет права наш современник утратить чувство радости от общения с природой, чувство удивления перед вечностью всего живого, того, что было до него и будет после него. Чтобы и последующие поколения могли так же восклицать, как замечательный русский писатель В. Распутин: «...хорошо-то как! » Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 3427; Нарушение авторского права страницы