Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема семейного воспитания
Текст 1 (1)Игры в «Дочки-матери», «Наш дом», «Наши родители» и так далее — это первая детская школа семейной педагогики. (2)Подрастая, дети участвуют в выполнении родительских функций: это и домашний труд, и забота о младших, и любая помощь родителям, и непременно... заработанные детьми деньги. (3)С какого возраста дети должны включаться в добывание средств, решит каждый родитель по-своему. (4)Важно, чтобы в труде росла и крепла личность будущего отца и будущей матери новой семьи. (5)Дети природой и культурой как бы приуготовлены к семейной жизни. (6)Эта приуготовленность, возможно, самое лучшее, что есть в наших детях. (7)С особенной силой формируются семейные начала и привязанности у девочек. (8)Эти начала и привязанности приводят уже в девичестве к нравственному максимализму, к той человеческой нежности, которая особым образом соединяется в женщине с нравственным императивом, с постоянной готовностью положить на карту все. (9)До конца следовать избранному пути. (Ю)Жить и надеяться, даже тогда, когда нет, казалось бы, надежды. (11)Кто знает, может быть, от воспитания, может быть, от педагогической моей деятельности, а может быть, и от девятнадцатого века русской литературы, — только всегда, особенно в школьной практике, я был свидетелем той девичьей нравственной радикальности, которая жила в моих ученицах, — и эта радикальность была связана с готовностью пожертвовать собой, и эта радикальность всегда была чуточку затаена, чуточку спрятана, она редко произносилась вслух. (12)Вспоминаю невольно слова Достоевского из дневника: «Женщины еще послужат нашему отечеству в трудную минуту!!! » — это после встречи с декабристами в Тобольске. (13)А женщины у Толстого и Тургенева? (14)Веками формировалось в народе светлое, матерински любящее беззаветное женское чувство. (15)И яркость этого чувства запечатлена в максимах, изложенных В.А. Сухо-млинским: (16)«Девушка! Будь мудрой и требовательной в любви. (17)Любовь — горячее чувство, но властвовать над сердцем должен ум. (18)Для девушки это особенно важно. (19)Ты — будущая мать. (20)Природой и обществом на тебя возложена особая ответственность. (21)Ты женщина, а настоящая женственность — это сочетание нежности и строгости, ласки и несгибаемости. (22)Твоя мудрость, сдержанность, требовательность — могучие воспитатели юношества. (23)Мудрость женщины воспитывает честность мужчины. (24)Любовь и легкомыслие несовместимы». (25)И требования к будущему мужу и отцу: (26)«Будущий муж и отец, знайте, что важнейшей школой воспитания вашей духовной культуры в браке является ваше отношение к женщине — жене, матери своих детей, своей матери. (27)Отношение к женщине — тончайшая мера побуждения совести. (28)Умей любить мать своих детей, умей дорожить ее здоровьем, красотой, честью. (29)Умей защищать и оберегать ее от болезни, изнурения, несправедливости. (ЗО)Честь твоей жены и матери твоих детей — это честь твоего рода. (31)Хам в отношении к женщине — хам во всех отношениях. (32)Уважать женщину — значит уважать жизнь». (33)И требования к супружеской жизни: (34)«В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание. (35)Одна из граней счастья в браке в том и заключается, что муж и жена становятся духовно богаче, духовное совершенствование доставляет большую радость и обеспечивает полноту жизни». (36) Крайне важно, что в семейной педагогике проблема любви решается в неразрывной связи с культурой общения и эмоционально-эстетическим развитием личности. (Ю.П. Азаров) Сочинение Ю.П. Азаров, педагог и публицист, поднимает проблему семейного воспитания, которая является актуальной для любого думающего человека, поскольку истоки нашей личности, отношение к миру и себе, близким людям кроются в семейном укладе жизни и подходе родителей к подготовке детей к будущей жизни. Внимание автора привлекают разные аспекты проблемы: от «приуготовления» детей к исполнению роли отца и матери в будущем до требований к мужчине и женщине и взаимного влияния супругов в браке. Автор доказывает, что отношение человека к семейным обязанностям закладывается в раннем детстве, а ролевые игры — это «первая детская школа семейной педагогики». По мнению Ю.П. Азарова, у девочек семейные начала формируются раньше, чем у мальчиков, а в юности девушки, благодаря воспитанию, приобретают «нравственную радикальность», выражающуюся в готовности пожертвовать своими интересами ради близких. В труде, по мнению автора, крепнет личность будущего семьянина, и задача родителей — подготовить ребенка к такому труду. Цитируя великого педагога В.А. Сухомлинского, Ю.П. Азаров указывает юношам и девушкам те нравственные ориентиры, которым надлежит следовать, чтобы быть готовым к семейной жизни, отцовству и материнству. Нет сомнения в справедливости идей автора относительно того, что подготовка к будущей семейной жизни начинается в детстве. Именно от усилий родителей, направленных на воспитание у детей черт характера, способствующих исполнению семейных ролей в будущем, от поддерживания традиций в семье, от того образца отношений, который они показывают детям, от предъявляемых к младшим требований и приобщению их к труду зависит приобщение подрастающих членов семьи к их будущим ролям отца и матери. Примеров как положительного, так и отрицательного влияния семьи на формирование личности ребенка и подготовки его к самостоятельной семейной жизни немало как в истории, так и в художественной литературе. Стоит только вспомнить, как пагубно сказалось семейное воспитание на Илюшеньке Обломове, героя одноименного романа И.А. Гончарова, которого оберегали от всяческих невзгод и неудобств, ограничивали от сложностей и вырастили несамостоятельным и апатичным. Ему не удалось создать семью с удивительной, доброй, образованной девушкой, Ольгой Ильинской, так как Обломов просто побоялся ответственности и бежал от этих отношений. Примером же положительным можно считать воспитание детей в семье Ростовых. На страницах романа «Война и мир» Л.Н. Толстой рисует нам особый мир этой семьи, где все заботятся друг о друге, понимают и поддерживают близких, уважают окружающих. С детства родители одобряли внимательное отношение Наташи к людям, доброту и непосредственность. Не случайно героиня находит счастье именно в браке с Пьером, в материнстве. Ее воспитание способствовало тому, что в ней развилась женственность, о которой и пишет в тексте Ю.П. Азаров, то есть «сочетание нежности и строгости, ласки и несгибаемости». Таким образом, в раннем детстве закладываются основы личности будущего отца и матери, и об этом необходимо помнить всем тем, кто сейчас имеет или собирается иметь детей. Текст 2 (1)Беззаветная любовь к России, чувство ответственности за ее судьбу... (2)Эти качества сумели привить собственным примером своим сыновьям и Павел Первый, и Николай Первый, и Александр Второй... (З)Про Николая Первого фрейлина А.Ф. Тютчева вспоминает: «Этот человек, который был глубоко и религиозно убежден в том, что всю свою жизнь он посвящает благу родины, который проводил за работой восемнадцать часов в сутки из двадцати четырех, трудился до поздней ночи, вставал на заре, спал на твердом ложе, ел с величайшим воздержанием, ничем не жертвовал ради удовольствия и всем ради долга, и принимал на себя больше труда и забот, чем последний поденщик из его подданных...». (4)Этот человек, воспитывая своего сына, будущего Александра Второго, главной своей задачей ставил развитие в мальчике чувства долга перед Россией, перед будущими подданными. (5)Не удивительно, что он сумел этого добиться, так как благой отцовский пример всегда был перед глазами у юного цесаревича. (6)Все великие князья, будущие монархи, получили прекрасное образование, часто обучение начиналось еще в ран- нем возрасте, и к семи-восьми годам дети уже владели грамотой, арифметикой, начатками иностранных языков. (7)3атем их ждало изучение самых разнообразных дисциплин, для чего приглашались именитые, сведущие в своем деле преподаватели. (8)Для юношей обязательна была военная подготовка, однако учили их и танцам, и изящной словесности, и всему, что обязан был знать хорошо воспитанный молодой человек. (9)Правители Дома Романовых вызывали искреннее восхищение у подданных, которые награждали их лестными эпитетами отнюдь не просто так. (Ю)Монархи действительно служили возвышающим примером — как всему народу, так и собственным сыновьям. (И)Русские императоры, начиная с Павла Петровича, были прекрасными мужьями и отцами. (12)А что может быть лучше для нравственного развития ребенка, для его воспитания как Человека, чем ощущать тепло семейной атмосферы, наблюдать заботу домочадцев друг о друге, чувствовать их любовь по отношению к себе и учиться ответственности за тех, кто тебе дорог? (13)Нет, нельзя сказать, что в семьях Дома Романовых было все идеально, что августейшие родители не допускали никаких ошибок в воспитании своих детей, что никогда не случалось трений между младшим и старшим поколениями. (14)Все это, безусловно, было. (15)И все-таки главное в этих семьях без труда прививалось детям — любовь к Богу, любовь к Родине. (16)«Детей воспитай в страхе Божий. (17)Старайся о учении их в науках, потребных к их званию», — писал в обращенном к жене завещании император Павел Первый. (18)А спустя десятилетия его потомок завещает своему сыну, которому суждено стать святым Русской православной церкви: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства...». (М.В. Кравцова) Сочинение Знакомство с текстом М.В. Кравцовой позволило мне узнать о том, как воспитывали детей в семьях российских императоров, и задуматься над проблемой семейного воспитания. Автор пишет, что монаршим особам удавалось воспитать в сыновьях беззаветную любовь к Родине и ответственность за ее судьбу. Меня заинтересовало, что все будущие правители получали прекрасное образование, изучали основы наук и военного дела, языки, приобщались к искусству: танцам, изящной словесности. Подданные искренне восхищались молодыми Романовыми, ибо главными их качествами были любовь к России и вера в Бога. Как же это возможно? Как удавалось достичь таких результатов? Ведь, как пишет автор, в семьях Дома Романовых тоже допускались ошибки. М.В. Кравцова дает ответ на этот вопрос. Главное, по мнению автора, это пример отца и воспитание детей в «страхе Божий», то есть в уважении к православным ценностям, моральным нормам и труду. Я абсолютно согласен с автором в том, что для воспитания в ребенке лучших качеств необходим пример родителей и забота об учебе подрастающего члена семьи. Известно, что и до правления династии Романовых русские князья показывали детям пример достойной жизни и оставляли наказы потомкам о праведной жизни в труде. Об этом говорят дошедшие до наших дней памятники древнерусской культуры. Так, князь Владимир Мономах оставил нравственный завет своим детям — «Поучение», призывая их иметь страх Божий в сердце и творить добро, не лениться, помогать ближним, уважать старших и усердно накапливать знания. Литературным примером, подтверждающим тезис о важности роли отца в воспитании мальчика и юноши, является история Андрея Штольца, героя романа И.А. Гончарова «Обломов». Отец-немец, отличающийся трудолюбием, пунктуальностью, аккуратностью, воспитал, благодаря личному примеру и вовлечению мальчика в активную деятельность, такие качества и у своего сына, что позволило Андрею в будущем стать человеком дела, надежным другом и защитником для своей семьи. Думаю, что пример семьи Романовых, описанный в тексте М.В. Кравцовой, и многочисленные литературные и исторические факты позволяют сделать вывод: воспитание достойного гражданина возможно тогда, когда он видит перед собой положительный пример родителей и с детства приобщается к труду. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1769; Нарушение авторского права страницы