Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Борьба Пушкина против Булгарина и Греча
Борьба между Пушкиным и Булгариным, несмотря на большое количество исследований, до сих пор не изучена до конца. В этом вопросе есть множество недоразумений и не вполне четких точек зрения. В 1884 году П.П. Вяземский дал объяснение полемике в своем известном обзоре «Пушкин по документам Остафьевского архива». Литератор говорит о том, что «все нападки на Булгарина вертелись на его сношениях с полицией». Действительно, Ф. В. Булгарин (в прошлом выгнанный из службы за дурное поведение офицер, некоторое время воевавший за Наполеона, попавший в плен и после обмена поселившийся в Варшаве) был тесно связан с Третьим отделением, был его специальным агентом и писал доносы на деятелей литературы и журналистов. Путем присмыканий, ухищрений и лести перед правительственными мужами Булгарин добился разрешения на издание с 1825 г. газеты «Северная пчела», причем ему, единственному из всех русских журналистов, доверили помещать в газете политическую информацию. Выслужиться перед царем помогла Булгарину его докладная записка ««О цензуре в России и книгопечатании вообще», в которой потребовал усилить надзор за печатью и передать цензуру периодических изданий особой канцелярии министерства внутренних дел. Записка понравилась Николаю I, и так Булгарин получил два назначения: гласное – чиновник особых поручений при министерстве просвещения, и тайное – агент Третьего отделения. В это время Булгарин сблизился с передовой литературной молодежью, особо тесное сотрудничество завязывает с Н. И. Гречем, который помогал ему в служебных стараниях. Позже Пушкин в памфлете «Торжество дружбы» сказал, что обоих издателей связывает «сходство душ и занятий гражданских и литературных». Та же мысль в памфлете Герцена «Ум хорошо, а два лучше» (1843): «Нет ни одного человека в Петербурге, который бы умел понять врознь Булгарина и Греча, – хотя бы один жил для удовольствия и нравственных наблюдений в Париже, а другой для нравственных наблюдений и для удовольствия в Дерпте».Тогда же Булгарин и Греч были издателями двух журналов, но вследствие падения тиражей объединили издания в «Сын отечества и Северный архив. Журнал литературы, политики и современной истории». Новый печатный орган еще более укрепился на реакционных позициях, с новым усердием славословил правительство, ожесточенно боролся с передовой литературой и журналистикой. Именно работа Булгарина в Тайном отделении стала предметом для сатирических статей Пушкина, который ратовал за свободную прессу. Он «в тяжелых условиях николаевской реакции Пушкин продолжил борьбу декабристов за честную, независимую, боевую журналистику, за общественно важный орган, способный объединить передовые литературные и научные силы; как и декабристы, он смело и мужественно выступал против реакционной журналистики и литературы» (Западов). К этому времени относятся уже три политических доноса Булгарина на Пушкина: первый имел общий характер и был зашифрован; второй — указывал прямо, что Пушкин не желает включаться в политически благонамеренную литературу, а идет своим путем; в третьем — этот «свой» путь раскрывался, как неуважение к религиозным и национальным святыням, притом при помощи грубой передержки: пушкинская строка о «падшей славе» имела в виду славу Наполеона; вырванная из контекста, она преподносилась, как сомнение поэта в славе России. Фельетоны Пушкина: поэтика и проблематика «О записках Видока» - первый ответ Пушкина «Полицейскому Фаддею» Пушкин «побил» Булгарина в статье «О записках Видока». Для начала раскроем смысл заголовка. Ведь в фельетоне он играет огромную роль и зачастую имеет характер развернутой или более краткой загадки. Название привлекает читателя своей нестандартностью и заставляет сначала заинтересоваться, а потом и задуматься. Итак, Видок – это французский преступник, ставший впоследствии первым главой Главного управления национальной безопасности (фр. Surete Nationale), а потом и одним из первых современных частных детективов и «отцом» уголовного розыска в его современном виде. Жизненный путь персонажа почти совпадает с биографией Булгарина, который парадоксально быстро и высоко поднялся по социальной лестнице. Под словом «записки», по-видимому, нужно понимать доносы агента Тайного отделения и его статьи в печатных изданиях. Пушкин говорит о низких моральных устоях Видока и соответственно делает вывод о его рукописях: «Вообразите себе, если можете, что должны быть нравственные сочинения такого человека». Автор высмеивает те обстоятельства, при которых герой получил чины, называет его шпионом, сравнивает условия его жизни с существованием бедняков. Если рассматривать фельетонный характер статьи, то можно выделить некоторые особенности этого жанра. В основе пушкинского произведения лежит конфликт. Комическим его не назовешь, так как ясна вся серьезность ситуации. Представляет же автор обстоятельства в сатирической форме. «Основное отличие конфликта в фельетоне – это его публицистическая насыщенность. Такая направленность всегда придает конфликту характер внутреннего противоречия, несоответствия того или иного факта, явления, с идеалом». Так и у Пушкина, который показывает противоречивый образ, как будто восхищаясь высокими качествами персонажа, на самом деле высмеивает их отсутствие. Пушкин умело выстраивает сюжет и композицию повествования, поэтому яркие подробности или смешные ситуации существуют тут не сами по себе, а выявляют суть конфликта и черты характера. При всей своей свободе и кажущейся порой причудливости композиция «О записках Видока» подчиняется законам ясного выражения публицистической темы. И, безусловно, фельетон является одним из самых благодатных жанров для использования всех известных изобразительно-выразительных средств языка.. Так, создать яркий образ героя-шпиона автору помогают эпитеты, сравнения. Такой прием как антитеза используется Пушкиным для противопоставления моральных устоев персонажа и обычных граждан; метафоры, с помощью риторических вопросов и восклицаний фельетонист передает свою оценку. Практически ни один фельетон не обходится без вывода, в котором содержится выведенная автором мораль. Так и в «О записках Видока» просматривается эта жанровая особенность. Как сатирический жанр фельетон практически всегда вызывает бурную реакцию у читателей, которые поняли, что речь идет о Булгарине. Статья имела огромный успех, и правительство поспешило принять меры в защиту своего агента: были запрещены все разговоры и печатные высказывания о Видоке, с которым сопоставили Булгарина. «Записки» Видока и даже его портреты изъяты из продажи. После этого Булгарин участил доносы на «Литературную газету», и Третье отделение стало зорче следить за нею. Вскоре издание пришлось закрыть. Выступления в печати Феофелакта Косичкина Пушкин же продолжает острую полемику в журнале Н. И. Надеждина «Телескоп», который не раз критиковал Булгарина. «В 1829 г. вышел в свет роман Булгарина «Иван Выжигин» Расхваленный в «Северной пчеле» и «Сыне отечества» Гречем и самим автором, он разошелся тиражом в 7000 экземпляров. За «верноподданнические чувствования», выраженные в романе, Булгарин получил от императрицы золотой перстень. В конце 1830 г. он выпустил второй роман – «Петр Иванович Выжигин», за который на этот раз послал ему перстень Николай I. Третьесортный сочинитель А.А. Орлов решил подработать на официальном успехе Булгарина и начал поставлять на московский толкучий рынок свои романы о Выжигиных. В первые месяцы 1831 г. Орлов издал романы: «Хлыновские степняки Игнат и Сидор, или Дети Ивана Выжигина», «Хлыновские свадьбы Игната и Сидора, детей Ивана Выжигина» и «Смерть Ивана Выжигина». Надеждин напечатал критическую статью, в которой рассмотрел все романы о Выжигиных, булгаринские и орловские («Телескоп», 1831, №9). Похвалив политическую направленность романов Булгарина, он все же позволил себе ряд язвительных замечаний в адрес автора.За друга вступился Греч, заявивший, что Булгарин как писатель велик и никакие хулы критиков ему не страшны: «У него в одном мизинце более ума и таланта, нежели во многих головах рецензентов» («Сын отечества», 1831, №27). А вот Орлова следует порицать за то, что он посягнул на героев Булгарина и дал повод рецензентам делать оскорбительные для таланта Булгарина сопоставления с ним, Орловым. Прочитав эту защитительную речь, Пушкин выступил в №13 «Телескопа» с памфлетом «Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов», под которым стояла подпись «Феофилакт Косичкин». Как и в «Отрывке из литературных летописей», в этом памфлете Пушкин сочетает два способа борьбы с противником – открытый и скрытый. Он разоблачает Булгарина как клеветника и доносчика, предателя, «переметчика», дважды изменившего присяге, одного из тех людей, «для коих все равно, бегать ли им под орлом французским или русским языком позорить все русское – были бы только сыты». Совершенно прямо Пушкин говорит о том, что Булгарин «хвалил самого себя в журналах, им самим издаваемых», задаривал будущих рецензентов, в том числе иностранцев, присвоил себе комментарии польского поэта Ежевского к одам Горация, зная трагедию Пушкина «Борис Годунов» по рукописи, кое-что заимствовал из нее для своего романа. «Дмитрий Самозванец» и т.д. Это подлинный голос Пушкина. Но в памфлете звучит и голос персонажа, от лица которого написано «Торжество дружбы». Образ добродушного, доверчивого, мало искушенного в литературе Феофилакта Косичкина дает Пушкину возможность средствами юмора и иронии совсем уничтожить противника. Косичкин в восторге от нежной дружбы Греча и Булгарина, он увлекается романами Булгарина и Орлова, но так передает свои впечатления, что читателю совершенно ясен иронический смысл этих похвал. Под видом «ученого» рассуждения Косичкина Пушкин приводит убийственную характеристику романов Булгарина, а заодно и Орлова, сопоставляя «сии два блистательные солнца нашей словесности». Когда в ответ на статью Косичкина в «Северной пчеле» усилились выпады Булгарина против Пушкина и Надеждина, а Греч (в №201) вновь напал на Орлова, в «Телескопе» (№15) печатается еще один памфлет Пушкина-Косичкина «Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем». В конце памфлета Косичкин объявляет, что он сочинил роман «Настоящий Выжигин» и приводит его «содержание» (т.е. оглавление). Все основные факты позорной личной и общественной биографии Булгарина представлены в названии восемнадцати глав. В своих памфлетах Пушкин пародирует назидательный и грамматически «правильный» слог Греча, развязную фамильярность и саморекламность, свойственную статьям Булгарина, а в «Настоящем Выжигине» он сатирически обыгрывает бойкие, рассчитанные на малотребовательного читателя названия глав из булгаринского «Ивана Выжигина». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 4417; Нарушение авторского права страницы