Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История мировой (зарубежной) литературыСтр 1 из 4Следующая ⇒
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б1.Б.20 История мировой (зарубежной) литературы («История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения») Рекомендуется для направления подготовки Филология» (Очная и заочная формы обучения) Квалификация (степень) выпускника - бакалавр Псков 201_ Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры литературы, протокол №________от _______________20__ г. Зав. кафедрой литературы _______________________ Проф., д.ф.н. Н. И. Вершинина (подпись) «________»_____________20__ г.
1. Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины: История мировой (зарубежной) литературы («История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения») – освоение историко-культурных особенностей, эстетических закономерностей и тенденций литературного процесса периода «Средневековье – Возрождение»; определение его роли и места в истории мировой литературы Задачи дисциплины: – формирование системы ориентирующих знаний о литературе Европы периода «Средневековье – Возрождение»; представление целостной картины движения европейской литературы и культуры от Средних веков к эпохе Возрождения; – рефлексия литературы периода «Средневековье – Возрождение» в призме основных проблем историко-литературного развития: становления и функционирования отдельных жанров и жанровых систем, категории стиля и смены стилевых эпох, концепций человека и картины мира; – формирование навыков интерпретации художественных текстов с учетом специфики эпохи; 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина История мировой (зарубежной) литературы (" История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения" ) является частью базового цикла дисциплин (Б.1) подготовки студентов по направлению подготовки 45.03.01 Филология. Дисциплина реализуется на факультете русской филологии и иностранных языков кафедрой литературы. Приступая к изучению дисциплины, студент должен иметь представление о понятии " мировая литература", ее конститутивных особенностях, законах и тенденциях развития в мировом цивилизационном процессе. Курс читается с учетом межпредметных связей с такими дисциплинами, как " История мировой (зарубежной) литературы", " История русской литературы". 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общепрофессиональные компетенции (в соответствии с ФГОС ВО): способность демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области (ОПК-1) способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3) профессиональные компетенции (в соответствии с ФГОС ВО): владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных, научных и культурно-просветительских организациях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-11).
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать а) основные стратегии в развитии европейской литературы, их специфические особенности, а также европейские философские и эстетические теории, связанные с периодом " Средневековье – Возрождение"; б) основополагающие понятия, термины и категории историко-литературного и теоретического характера; в) учебный, научно-критический и теоретический материал, содержащийся в списке рекомендованной литературы; г) о вкладе деятелей литературы европейского пространства периода " Средневековье – Возрождение" в развитие мировой литературы; д) о достижениях науки в изучении зарубежной литературы периода " Средневековье – Возрождение"; е) о новейших методиках изучения литературного процесса в целом и художественного произведения в частности. Уметь а) анализировать и интерпретировать художественные произведения; б) уметь работать со справочной и критической литературой (литературными энциклопедиями, словарями, библиографическими справочниками); в) выразить и обосновать собственную позицию по темам и проблемам учебного курса, привлекая с этой целью дополнительные научно-критические материалы. Владеть навыками а) работы с художественным словом; б) самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками; в) историко-культурного, историко-типологического, сравнительно-исторического, поэтологического методов при анализе фактов литературы; г) обращения к литературе как особой форме размышления о человеке и жизни. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу
ДФО
ЗФО
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплины и виды занятий
Лабораторный практикум ------------------ Примерная тематика курсовых проектов (работ) 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература, в т.ч. из ЭБС Художественные тексты: Ирландский эпос («Сватовство к Эммер», «Похищение быка из Куальнге», «Смерть Кухулина», «Плаванье Брана, сына Фебала»). «Старшая Эдда» («Прорицание вёльвы», «Речи Высокого», «Перебранка Локки»). «Беовульф». «Песнь о Роланде». «Песнь о Нибелунгах» «Песнь о моем Сиде» «Поэзия вагантов» Лирика трубадуров (Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн, Джауфре Рюдель). «Роман о Тристане и Изольде» (реконструкция Ж. Бедье). Кретьен де Труа. «Эрек и Энида», «Клижес». Данте Алигьери. «Божественная комедия». Петрарка Ф. «Книга песен». Боккаччо Дж. «Декамерон». Чосер Дж. «Кентерберийские рассказы». Вийон Ф. Стихи. Брант С. «Корабль дураков». Эразм Роттердамский. «Похвала глупости». Рабле Ф. «Гаргантюа и Пантагрюэль». Ронсар П. Стихи. Монтень М. «Опыты». Мор К. «Утопия». Марло К. «Трагическая история доктора Фауста». Сервантес М. де «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Шекспир У. Одна историческая хроника по выбору. «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Много шуму из ничего», «Двенадцатая ночь», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» (1 трагедия и 1 комедия по выбору); «Зимняя сказка», «Буря». Сонеты. Сервантес М. «Дон Кихот».
Хрестоматии: Пуришев Б.И. (сост.) Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия. – Т.1-2. – М., 1974-1975 (или предшествующие издания). Пуришев Б.И. (сост.) Зарубежная литература: Эпоха Возрождения. – М., 1976 (или предшествующие издания).
Учебная, критическая и справочная литература: 1. Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы от античности до середины XIX века: учебник для академического бакалавриата / Б. А. Гиленсон. М., 2015. 2.Никола М. И. История зарубежной литературы Средних веков: учебник для вузов / М. И. Никола, М. К. Попова, И. О. Шайтанов. М., 2015. 3. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы эпохи Возрождения: учебник и практикум для академического бакалавриата. 3-е изд., испр. и доп. М., 2014. Источники из электронно-библиотечной системы (ЭБС): 1. Погребная, Я.В. История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 313 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/books/element.php? pl1_id=13040 — Загл. с экрана. 2. Федотов, О.И. История западно-европейской литературы средних веков: учебник-хрестоматия. Идеограммы, схемы, графики [Электронный ресурс]: учебник. — Электрон. дан. — М.: ФЛИНТА, 2011. — 160 с. — Режим доступа: http: //e.lanbook.com/books/element.php? pl1_id=1405 — Загл. с экрана. б) дополнительная литература, в т.ч. из ЭБС Источники из электронно-библиотечной системы (ЭБС):
1. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры [Электронный ресурс]/ Брагина Л.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2002.— 384 c.— Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/13169.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 2. Луков Вл.А. История культуры Европы XVIII–XIX веков [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Луков Вл.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский гуманитарный университет, 2011.— 80 c.— Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/8607.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 3. Лысак И.В. Культура Древности и Средневековья [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лысак И.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 221 c.— Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/23591.— ЭБС «IPRbooks», по паролю 4. Михайлов А.Д. Средневековые легенды и западноевропейские литературы [Электронный ресурс]/ Михайлов А.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Языки славянских культур, 2006.— 264 c.— Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/15876.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
История всемирной литературы: В 9-ти т. – Т.2-3. – М., 1984-1985. Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2-х ч./Под ред. Н.П. Михальской. – М., 1997. Бурцев А. А. История западноевропейской литературы Средних веков и эпохи Возрождения. – М., 2008. История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. Для филол. спец. вузов/М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов. – М., 2000. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. Практикум. / В. А. Луков, Е. Н. Черноземова. – М., 2004. Федотов О.И. История западноевропейской литературы средних веков: Учебник-хрестоматия: Идеограммы, схемы, графики. – М., 2002. Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература: Средние века. – М., 1996.
История английской литературы: В 3-х т. – М., 1943-1958. История французской литературы: В 4-х т. – Т.1. – М., 1949.
Литература Средних веков Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики. СПб., 2002. Гуревич А.Я. «Эдда» и сага. – М, 1979. Жирмунский В.М. Народный героический эпос: Сравнительно-исторические очерки. - М.-Л., 1962. Мелетинский П.А. «Эдда» и ранние формы эпоса. – М., 1968. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. – М., 1960.
Бицилли П. Элементы средневековой культуры. – Одесса, 1919. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. – М., 1986. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972. Дюби Ж. Европа в средние века. – Смоленск, 1994. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992. Хейзинга Й. Осень средневековья. – М., 1988. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. – М., 1989.
Луков Вл.А. История испанской литературы [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Луков Вл.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский гуманитарный университет, 2014.— 128 c.— Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/39679.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. – М., 1986. Мелетинский Е.М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы. – М., 1983. Михайлов А.Д. Молодые герои Кретьена// Кретьен де Труа. Эрек и Энида. Клижес. – М., 1980. С.427-476. Михайлов А.Д. Старофранцузская городская повесть фаблио и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. – М., 1986. Михайлов А.Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. М., 2010. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 2006. Смирницкая О.А. Древнегерманская поэзия. Каноны и толкования [Электронный ресурс]/ Смирницкая О.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Языки славянских культур, 2005.— 176 c.— Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/15073.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Томашевский Н.Героические сказания Франции и Испании//Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о Сиде. Романсеро. – М., 1976. С.5-24.
Литература эпохи Возрождения
Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. – М., 1988. Культура эпохи Возрождения. – Л., 1986. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.
Андреев И.Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. М., 1992. Бранка В. Боккаччо средневековый. – М., 1983. Хлодовский Р.И. Декамерон: Поэтика и стиль. – М., 1982. Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. – М., 1967. Доброхотов А.А. Данте Алигьери. – М., 1990. Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: Этические взгляды. – Саратов, 1988. Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма. – М., 1974. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990. Виппер Ю.Б. Поэзия «Плеяды»: Становление литературной школы. – М., 1976. Плавскин З. И. Литература Испании IX - XV веков. – М., 1986. Аникст А.А. Шекспир. Ремесло драматурга. – М.. 1974. Аникст А.А. Творчество Шекспира. – М., 1963. Аникст А.А.Трагедия Шекспира «Гамлет». – М., 1986 Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1990. Барг М.А. Шекспир и история. – М., 1979. Брандес Г. Шекспир: Жизнь и произведения. – М., 1997. Диас-Плаха Г. От Сервантеса до наших дней. – М., 1981 (разделы о Сервантесе). Луков Вл.А. Шекспировские штудии IV. Гамлет как вечный образ русской и мировой культуры [Электронный ресурс]: монография/ Луков Вл.А., Захаров Н.В., Гайдин Б.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский гуманитарный университет, 2010.— 87 c.— Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/8626.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Михайлов А.Д. От Франсуа Вийона до Марселя Пруста. Страницы истории французской литературы Нового времени (XVI-XIX века). Том I [Электронный ресурс]/ Михайлов А.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Языки славянских культур, 2009.— 472 c.— Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/15118.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Степанян К.А. Достоевский и Сервантес [Электронный ресурс]: диалог в большом времени/ Степанян К.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Языки славянских культур, 2013.— 372 c.— Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/28600.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Холлидей Ф. Шекспир и его мир. – М., 1986.
в) программное обеспечение Adobe Photoshop CS2, AST-test, Corel Draw 11 Graphics Suite, Microsoft Office Visio 2003, NetOP School, Office_2003 RUS, Opera, Unitest7, Visual Studio 6; Компьютерные тесты (компьютерный класс, 18 кабинет) г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Учебно-методическое обеспечение дисциплины: Литература средних веков Цель и задачи курса. Проблемы периодизации и определение понятий «средние века», «эпоха Возрождения», их происхождение (труды Бруни, Вазари) и их трансформация. Переход от античности к средневековью. Внутренний кризис античной культуры и античной литературы. Литература раннего христианства. Новый завет как источник литературы раннего христианства. Патристика. Перевод Библии на латинский язык, осуществленный св. Иеронимом, значение этого труда для последующего развития европейской литературы. Жизнь и труды Августина Блаженного. Проповедь аскетизма. Учение о благодати. Судьба античного наследия в средние века. Латынь как связующая нить между античностью и средневековьем. Схоластика. Сентенции античных авторов как материал, изучаемый в средневековой школе. Три линии развития средневековой литературы на латинском языке. Клерикальная литература, ее жанры (видение, житие). «Каролингское Возрождение». Алкуин. Восстановление форм античной поэзии и их средневековой содержание. Средневековые университеты. Поэзия вагантов. Героический эпос раннего средневековья. Фольклор и литература. Ирландский эпос. Уладский цикл. Отражение в нем эпохи его возникновения. Воплощение в образе Кухулина идеала ирландцев. Художественные особенности уладского цикла. Фантастические саги. Средства создания фантастической образности в них, роль цветообозначений. Исландский эпос: «Старшая Эдда» и эпический материал «Младшей Эдды» Снорри Стурулсона. Мифологические дохристианские представления северных европейских народов. «Прорицание вёльвы»: тема гибели богов (использование этой темы в XIX в. Р. Вагнером). Отражение истории и культуры скандинавских народов в сагах. Черты поэтики скандинавского эпоса и скандинавской литературы, нашедшие отражение в «Младшей Эдде» Снорри Стурулсона. Английский героический эпос «Беовульф», его германское происхождение. Поэтика памятника. Героический эпос развитого феодализм а. Новый этап развития средневекового эпоса Европы. Проблема соотношения фольклорного и литературного начал, проблема авторства памятников. Французский эпос. «Песнь о Роланде». Эпическая идея памятника. Особенности художественного мира «Песни о Роланде». Образ Роланда в европейском искусстве («Неистовый Роланд» Ариосто). Немецкий героический эпос. «Песнь о Нибелунгах», его поэтика. Образы «Песни о Нибелунгах» в европейском искусстве (Р. Вагнер). Испанский героический эпос «Песнь о моем Сиде» в сопоставлении с французским и немецким героическим эпосом. Идея Реконкисты. Образ Сида и его отражение в европейском искусстве (испанские романсы о Сиде, «Юность Сида» Гильена де Кастро, «Сид» Корнеля). Средневековая рыцарская литература. Культура Европы развитого феодализма. Рыцари, их участие в крестовых походах. Романский стиль в архитектуре и его смена готическим стилем. Отражение в готике мировоззрения средневекового человека. Формирование рыцарской культуры – куртуазии. Основные куртуазные требования к рыцарю XII века. Учение Андрея Капеллана о рыцарской любви. Рыцарь как поэт, воспевающий Прекрасную Даму. Куртуазная поэзия. Прованс, поэзия трубадуров. Образ Прекрасной Дамы. Приоритет темы любви, ее трактовка трубадурами. Жанры поэзии трубадуров: кансона, сирвента, плач, альба, пасторела, тенсона, баллада. Введение рифмы в европейскую поэзию. Формирование авторского начала. Куртуазное отношение к Даме у Бернарта де Вентадорна. Инвектива в поэзии Бертрана де Борна. Мотив «любви издалека» у Джуафре Рюделя. Образы трубадуров в «Принцессе Грезе» Э. Ростана (1895). Средневековый рыцарский роман. Отличие средневекового романа от героического эпоса. Понятие «авантюра» (соединение любви и фантастики), новая мотивация рыцарских подвигов. Циклы средневековых романов: античный, византийский, бретонский. Состав «бретонских повестей»: бретонские лэ, романы о Тристане и Изольде, романы артуровского цикла, романы о святом Граале. «Роман о Тристане и Изольде» в реконструкции Ж. Бедье. Проявление авторского начала в романе (мотив любовного напитка). Романы артуровского цикла. Образ короля Артура. Символика Круглого стола. Принципы создания образов рыцарей Круглого стола. Романы Кретьена де Труа. Спор с куртуазным пониманием любви в романе «Эрек и Энида». Путешествие рыцаря как форма эксперимента в литературе и сюжетная основа «романа дороги». Судьба средневекового рыцарского романа в последующих веках: возрождение рыцарского романа в Англии XVI века («Смерть Артура» Т. Мэлори), в Испании XVI века (популярность «Амадиса Галльского»). Рыцарский роман и «Дон Кихот» М. Сервантеса. Городская литература средневековья. Средневековая драматургия. Специфические особенности содержания и формы городской литературы средневековья. Система жанров городской литературы: фаблио и шванки, сатирический эпос («Роман о Лисе»), аллегорический эпос («Роман о Розе»). Учение М. Бахтина о народной смеховой культуре. Рождение средневековой драматургии. Пьесы для чтения. Литургическая драма. Полулитургическая драма. Мистерия, миракль, моралите. Фарс («Господин Пателен»). Литература позднего средневековья. Литература позднего средневековья в Италии. Расцвет Флоренции. Политическая борьба гвельфов и гибеллинов. Поэзия «нового сладостного стиля» (Гвидо Гвиницелли, Гвидо Кавальканти, Данте Алигьери). Новое понимание любви, трансформация образов Прекрасной Дамы и поэта по сравнению с поэзией трубадуров. Новые поэтические жанры. Возникновение жанра сонета, его художественные особенности. Творчество Данте Алигьери. Биография Данте. «Божественная комедия» как синтез средневекового мировоззрения. Замысел поэмы. Проблема жанра (связь с античной традицией и черты средневекового видения). Роль мистических чисел в композиции поэмы и в ее строфике (терцина). Четыре смысла «Божественной комедии», аллегоричность и символичность ее художественного мира и поэтической формы. Наиболее яркие образы и ситуации в сюжете поэмы. Роль «Божественной комедии» в формировании нового взгляда на человека. Литература позднего средневековья в Англии. Английская литература XIV века. «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера. Художественные особенности произведения. Литература позднего средневековья во Франции. Французская поэзия XIV-XV веков. Ее жанры: баллада, рондель (рондо), вирелэ, завещание. Концепция поэзии как «второй риторики» (Гильом де Машо, Эсташ Дешан). Творчество Ф. Вийона, его поэтическое новаторство. Развитие жанра баллады. Маргинальность Вийона и ее художественное отражение в парадоксальном и пародийном началах его поэзии, использование воровского жаргона. «Малое завещание» и «Большое завещание» Вийона.
Литература эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения. Содержание ренессанса и его место в европейской цивилизации. Координация термина «ренессанс» и социально-экономического понятия «эпоха первоначального накопления». Переход от сельской культуры к городской. Формирование больших государств и наций. Становление национальных языков и национальных культур. «Универсальный» человек как новый идеал, его реализация в эпоху Возрождения. Гуманизм – идеология Ренессанса. Возрождение в Италии. Раннее Возрождение (Треченто, XIV век). Франческо Петрарка – первый европейский гуманист. Образ Лауры в первой («На жизнь Лауры») и второй («На смерть Лауры») частях «Книги песен». Истоки жанра новеллы. Организация новелл в цикл в «Декамероне» Боккаччо (роль рамочной новеллы о чуме во Флоренции в 1348 году), мозаическая композиция «Декамерона». Гуманистическая концепция мира и человека, реабилитация земного, плотского начала, защита естественного чувства, оптимизм, комическое и трагическое в раскрытии судьбы человека и мимолетных жизненных ситуаций, мозаическая композиция «Декамерона». Антиклерикальные мотивы и осуждение книги церковью. Образы рассказчиков как воплощение идеала человека эпохи Возрождения. Боккаччо как основоположник итальянского прозаического литературного языка. Высокое Возрождение (Кватроченто, XV век). Расцвет гуманизма. Деятельность Платоновской академии во Флоренции и роль философии Платона и неоплатонизма в развитии гуманизма. Пико де ла Мирандола о величии человека. Рождение исторического взгляда в трудах Бруни. «Сказание об Орфее» Полициано – первая гуманистическая драма итальянского Возрождения. Рыцарская поэма итальянского Возрождения: «Влюбленный Роланд» Маттео Боярдо, переосмысление мотивов «Песни о Роланде». Позднее Возрождение (Чинквеченто, XVI век). Образ «универсального человека» в «Книге о придворном» Бальтасара Кастильоне. «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Дж. Вазари как памятник литературы. Маньеризм как течение в европейском искусстве, предваряющее эстетику барокко. Судьба поэтической традиции Петрарки (петраркизм, его обоснование П. Бемпо). Поэма в октавах Л. Ариосто «Неистовый Роланд» - крупнейший литературный памятник эпохи. Сюжетная связь с «Влюбленным Роландом» Маттео Боярдо, средневековые и античные источники произведения. Роль фантастики. Трактовка темы любви. Ариосто как основоположник итальянской «ученой комедии» и развитие этого жанра в творчестве Н. Макиавелли («Мандрагора»), П. Аретино («Придворная жизнь»), Д. Бруно («Подсвечник»). Первая итальянская классицистическая трагедия «Софонисба» Джан Джорджо Триссино (опора на правила Аристотеля, традиции Софокла и Еврипида). «Аминта» Торкватто Тассо – наиболее совершенный образец итальянской пасторальной драмы. Жизнь как карнавал. Зарождение комедии масок. Пасторальный роман Дж. Санадзаро «Аркадия» и его влияние на последующее развитие пасторального жанра в европейской литературе. Развитие жанра новеллы. «Венецианский мавр» Джиральди Чинтио и «Ромео и Джульетта» Маттео Банделло как источники сюжетов трагедий У. Шекспира «Отелло» и «Ромео и Джульетта». «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо – эпическая поэма в октавах, в которой подводится итог развития Ренессанса в Италии. Спор с Ариосто и продолжение его традиций. Столкновение запада и Востока, реального и фантастического, любви и веры. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы