Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Практическое занятие № 1, 2.
Героический эпос раннего средневековья и развитого феодализма. (4 ч.) План 1. Эпос как род литературы. Жанровые особенности героического эпоса. 2. Англосаксонский эпос «Песнь о Беовульфе»: · Приемы создания характера эпического героя. Отражение народных представлений и идеалов в эпическом произведении. · Особенности пространства (окультивированное пространство Хеорота: модель героического пиршества как ритуального действа, этикетность поведения, предметы обстановки, описание оружия, утвари и др.; нерукотворность обиталища Гренделя: тропа к логову, «вненаходимость» пещеры, утрата вещности, натурализм, антиэтикетность, «пир наоборот» и т.д.). · Битвы Беовульфа (усложнение испытаний, способность героя существовать в обоих противопоставленных мирах). · Синтез языческих и христианских мотивов (образы чудовищ, погребальные обряды, мотив Судьбы и Рока и др.). 3. Французский эпос «Песнь о Роланде»: · Исторические особенности (отражение исторических событий, феодальных отношений, быта, нравов, религии). · Роланд как героический характер. Его сходство с героями других эпических произведений и отличие от них. Любовь Роланда к «милой Франции», богатырское удальство и своеволие Роланда, «трагическая вина» героя. · Особенности композиции произведения. Роль параллелизмов в композиционной структуре произведения: в завязке (предательство Ганелона), в кульминации (битва), развязке (месть Карла). · Принцип контраста как основа системы образов: Роланд и король Карл, Роланд и Оливье, Роланд и Ганелон. 4. Немецкий эпос «Песнь о Нибелунгах»: · Исторические особенности (историческая основа, быт и нравы бургундов, влияние рыцарской культуры). · Семейная проблематика, тема кровной мести и мотив проклятого золота. · Традиции раннего немецкого Средневековья и их функция (борьба Зигфрида с драконом, отвоевание клада у нибелунгов, единоборство с Брюнхильдой, вещие сны и др.) · Художественные особенности (постоянные эпитеты, гиперболы, детализация и др.) 5. Отличие эпосов раннего и позднего Средневековья (на примерах из текстов). Рекомендуемая литература Тексты 1. Песнь о Беовульфе. 2. Песнь о Роланде. 3. Песнь о Нибелунгах. Литература 1. Гуревич А. Средневековый эпос германских народов // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975. С.5-25. 2. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. – Л., 1972. 3. Мелетинский Е.М. Французский героический эпос // История всемирной литературы: В 9 томах. – М., 1984. – Т.2. – С.517-522. 4. Михайлов А.А. Французский героический эпос: Вопросы поэтики и стилистики. – М., 1995. 5. Мощанская О.Л. Народно-поэтическое творчество Англии средних веков. М., 1986. 6. Мощанская О.Л., Шевелёва Т.Н. Литература западноевропейского средневековья. Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2010. 7. Ярхо Б.И. Введение // Песнь о Роланде. – М.; Л., 1934. – С. 7-98. Практическое занятие № 3, 4. Рыцарская литература: рыцарская лирика, поэзия трубадуров, рыцарский роман. (4 ч.) План 1. Культура рыцарского сословия. 2.Рыцарская литература как один из потоков литературы Зрелого Средневековья: · Причины возникновения в Провансе светской поэзии. Альбигойские ереси и альбигойские войны. · Социальный и этический облик рыцарства. Значение и роль любви в жизни средневекового рыцаря. Биографии трубадуров как отражение идеала рыцарской любви (Д. Рюдель). · Две точки зрения на роль любви в лирике трубадуров (В. Векслера и В. Ф. Шишмарева). Две концепции любви в лирике трубадуров. Творчество Б. де Вентадорна. · Жанровая система лирики трубадуров. · Символика и формульность лирики трубадуров. Два стиля в лирике трубадуров. · Споры о происхождении лирики трубадуров (аристократическая и фольклорная теории). · Вклад трубадуров в развитие европейской лирики (символы, рифмы, строфы). 3.Рыцарский роман: (1) Источники рыцарского романа. Проблема генезиса. (2) Романы «античного цикла» («Александрия» Л. де Тора и А. де Берне); (3) Романы «артуровского цикла». Творчество К. де Труа: а) «Эрек и Энида». Проблема соотношения рыцарской доблести и супружеской любви; в) «Ланселот, или Рыцарь телеги» – попытка создания эталонного куртуазного романа; г) соединение артуровского мира с христианской фантастикой через мотив святого Грааля («Персеваль, или Повесть о Граале») (4) Легенда о Тристане и Изольде в романных обработках. (5) Романы-идиллии «византийского цикла». Элементы пародии на стереотип рыцарского романа. 4. Значение рыцарской литературы в мировом литературном процессе. Рекомендуемая литература Тексты 1. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. – М., 1974. (БВЛ) 2. Песни трубадуров. - М., 1979. 3. Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. – М., 1984. 4. Средневековый роман и повесть. – М., 1974. 5. Кретьен де Труа. Эрек и Энида. Клижес. – М., 1980. 6. Две старофранцузские повести. Мул без узды. Окассен и Николет. – М., 1956. Литература Основная: 1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. 2. Булфинч Т. Мифы и легенды рыцарской эпохи – М., 2009. 3. Жизнеописания трубадуров /Изд. подгот. М. Б. Мейлах. – М., 1993. 4. Иванов К. А. Трубадуры, труверы, миннезингеры. – СПб., 1991. 5. Мейлах М. Б. Язык поэзии трубадуров. – М., 1975. 6. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. – М., 1986. 7. Мелетинский Е. М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы. – М., 1983. 8. Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. – М., 1976. 9. Руа Ж. Ж. История рыцарства. - М., 1996. 10. Федотов О. И. Рыцарская лирика // История западноевропейской литературы Средних веков. Учебник- хрестоматия. Идеограммы, схемы, графики. – М., 1999. С. 69-88. Дополнительная: 1. Андреев М. Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. – М., 1993. 2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986. 3. Декс П. Семь веков романа. – М., 1962. 4. Дюби Ж. История Франции. Средние века. – М., 2000. 5. Кожинов В. В. Происхождение романа. – М., 1963. 6. Кузьмина В. Д. Рыцарский роман на Руси. – М., 1964. 7. Михайлов А. Д. Легенда О тристане и Изольде и ее завершение (роман Пьера Сала «Тристан») Philologica: исследования по языку и литературе. Памяти акад. В. М. Жирмунского. – Л., 1973. 8. Фридман Р. А. Любовная лирика трубадуров и ее истолкование // Уч. Зап. Рязанского гос. пед. ин-та. Т. 34. М., 1965. 9. Шишмарев В. Ф. Лирика и лирики позднего средневековья. - Париж, 1911. Практическое занятие № 5, 6. «Божественная комедия» Данте как синтез средневекового мировоззрения. (4 ч.) План 1. Предпосылки Ренессанса в Италии. Эпоха Дученто. 2. Основные вехи жизненного и творческого пути Данте. Данте и Флоренция. 3. «Новая жизнь» и «Пир» - лирический и философский пролог «Божественной Комедии» (концепция любви, соотношение разума и сердца, земного и небесного начал, символика чисел 3 и 9 - как сюжетно и идейно образующих элементов текста произведения). 4. «Божественная Комедия» - как единое художественное целое: а) проблема жанра («Комедия» – «Божественная Комедия»); б) принцип композиционного единства «Комедии». Роль чисел 3, 9. 33, 100 в художественном мире «Комедии»; в) образ автора как основа идейно-художественного единства «Комедии». Значение и роль «Пролога». Три лика автора (повествователь, историческое лицо, участник событий), причины чередования этих начал в образе автора, объединяющее их начало - демиургическое; г) цветовая и световая символика «Комедии», причины изменения цветового и физического состояния мира; д) образы человека в «Комедии» (грешники в аду, праведники в раю). 5. «Ад» - структурная часть «Божественной Комедии»: а) ведущий принцип создания образов грешников; б) концепция греха и прощения, способы определения степени тяжести греха. Гуманистический идеал Данте. 6. Значение «Божественной Комедии» в истории мировой литературы. Рекомендуемая литература Тексты Данте Алигьери. Божественная комедия. Литература: 1. Андреев М. Л. «Первый век Ренессанса» // История литературы Италии. В 3 т. Т. 2. «Возрождение». Кн. 1.»Век гуманизма». – М., 2007. 2. Асоян А.А. «Почитайте высочайшего поэта…». Судьба «Божественной комедии» Данте в России. – М., 1990. 3. Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. – М., 1965. 4. Доброхотов А.А. Данте Алигьери. – М., 1990. 5. Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. – М., 1967. 6. Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. Статьи и исследования. – М., 1975. – С. 13-34. 7. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. – М., 1971. 8. Данте и всемирная литература. – М., 1967. 9. Мокульский С.С. Итальянская литература: Возрождение и Просвещение. – М., 1966
Практическое занятие № 7, 8. Ф. Петрарка «Канцоньере» (4 ч.) План
1. Литература Треченто. Творчество Ф. Петрарки. 2. Жизненный идеал Петрарки и степень его воплощенности в жизнь. Публицистика и общественная деятельность Петрарки. 3. Поэма «Африка» и ее роль в формировании творческого и гражданского «я» Петрарки. 4. Реальная основа «Канцоньере», особенности композиции. а) Эволюция образа Лауры. б) Противоречие как философский, эстетический и лирический стрежень «Канцоньере». в) «Книга песен» и цикл автобиографических диалогов «Моя тайна». г) Любовь к Лауре и любовь к Богу. д) Категория лирического героя. 5. Новаторство Петрарки.
Рекомендуемая литература Тексты 1. Петрарка Ф. Лирика. – М., 1981. 2. Петрарка Ф. Автобиографическая проза. – М., 1989. 3. Петрарка Ф. Книга песен. – М., 1963. 4. Петрарка Ф. Сонеты, избранные канцоны, секстины, баллады, мадригалы, автобиографическая проза. – М., 1984. Литература: Основная: 1. Бехер И. Философия сонета// Бехер И. О литературе и искусстве. – М., 1981. 2. Гроссман Л. Поэтика сонета // Проблемы поэтики. / Под ред. В. Я. Брюсова. – М. -Л., 1925. 3. Парандовский Я. Франческо Петрарка // Парандовский Я. Олимпийский диск. – М., 1974. 4. Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. – М., 1974. Дополнительная: 1. Дживелегов А. К. Очерки итальянского Возрождения. – М., 1929. 2. Мокульский С. С. Итальянская литература: Возрождение и Просвещение. – М., 1966. 3. Франческо Петрарка и европейская культура. Отв. ред. Л. М. Брагина. – М., 2007.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 974; Нарушение авторского права страницы