Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II глава Немецкая история в романах И. Бобровского.



II глава

К проблеме освоения истории в художественной

Литературе.

Цель главы - определить своеобразие художественного осмысления Бобровским прошлого, особенности трактовки немецкой истории в его романах.

Писатель, как и историк, может описать события и облик прошлого, но художественное воссоздание отличается от научного. Право на исторический вымысел не исключает того, что вымышленные ситуации должны быть исторически возможны и мотивированы, а изображение подлинно исторических событий, эпохи, её быта, отдельных деталей - строго базироваться на данных исторических источников.

 

По этому поводу немецкий критик 3. БМесКег говорит: «Нам могут быть недоступны архивные документы с описанием хроники событий давно прошедших эпох, которые и изучает художник-писатель, чтобы потом сообщить только «возможную» или более или менее «вероятную» версию «Действительного». Другими словами, писатель имеет право на вымысел и художественно интерпретирует действительно происшедшее»

Конечно, трудно представить себе историческую прозу без добросовестного использования документов. Ученый-историк констатирует реальные исторические факты, которые и являются, в свою очередь, фундаментом для художника-писателя и писатель художественно воссоздает исторические события, в ярких эмоциональных картинах с учетом субъективного взгляда на историю.

 

Коренное предназначение исторической прозы - нести познание исторической реальности в образных картинах и действиях, раскрывать психологию человека, правду исторической жизни. Историческая проза, документированная проза с проекцией в прошлое, представляет собой мемуарную литературу, жизнеописания или описания событий в романах-хрониках, собственно-исторический роман (историко- биографический роман, «историческое повествование», «хроника», «роман-миф»), перебрасывающий нить между прошлым и настоящим. Исторический роман, поэтому, - это точка, в которой необходимо пересекаются истина художественная и истина историческая. Мы можем, в таком случае, говорить об историческом романе как о постижении прошлого в художественных картинах и образах.

 

Подлинно художественные исторические произведения проникнуты историзмом, чужды модернизации и субъективизма, которые искажают историческую правду. Важную роль играет принцип, лежащий в основе художественного изображения драматических конфликтов исторических сил, принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии.

 

История нужна современности, уроки немецкой истории должны стать назиданием следующему поколению немцев и их соседям. Бобровский поднимает, на наш взгляд, важную проблему: о необходимости немцев выработать в себе историческое сознание, оглянуться назад, в немецкую историю, чтобы понять самих себя, свою роль в современной истории.

 

Его творческий опыт подводит к логическому выводу: если мы действительно хотим понять, как нам следует жить дальше, необходимо прежде всего уяснить «что немцы не способны выработать в себе историческое сознание» (5). По этому поводу К.Вольф говорит: «Мы поражены открывшимся нам сходством, хоть мы и помним об эпохах и событиях, лежащих меж ними и нами: полностью повернулось «колесо истории», и мы, душой и телом втянутые в его круговорот, мы, только что переведшие дыхание, только что опомнившиеся и осмотревшиеся, - мы оглядываемся назад, движимые раз и навсегда пробудившейся потребностью понять самих себя, нашу роль в современной истории, наши надежды и их пределы, наши успехи и наши поражения, наши возможности и их границы. И, если возможно, всему этому причины» (5, 332).

 

Романы " Мельница Левина" и " Литовские клавиры", являющиеся предметом анализа в данной главе диссертации, поэтапно отразили основные отрезки истории Германии, её политическое восхождение и сокрушительные потери в морально-гуманистическом плане.

Романы Бобровского, исследующего историческую проблематику, на наш взгляд, специфичны в изображении немецкой истории. Важную роль (как уже было отмечено в 1 главе) сыграла гердеровская концепция истории. Существенным моментом является то, что социальное бытие, как и природное в исторической концепции Бобровского пронизано развитием, придающим единство природной и социальной действительности («Мельница Левина»), Народная жизнь, человек труда, творческая интеллигенция несут важную смысловую нагрузку в системе художественной концепции истории Бобровского. Прошлое, настоящее, будущее связаны у него единой нитью развития. Прошлое живет настоящим, присутствует в нем, в то же время в настоящем зреют ростки будущего.

Здесь необходимо сделать небольшой экскурс в историю Германии конца 19 века.

Итоги франко-прусской войны ознаменовали в конце XIX века образование Германской империи, занимавшей к 90-ым годам первое место по уровню экономического развития, оттеснившей Англию и Францию на вторую и третью позиции.

 

Правящие круги Германии стремились внедрить в сознание немцев идеологию пангерманизма и шовинизма. В конце 80-х годов была создана организация - Пангерманский союз: " Король во главе Прусии, Пруссия во главе Германии, Германия во главе мира" (58) - таков их был лозунг. Пангерманизм стал крайне реакционным учением, требовавшим установления мирового господства для германской расы, расширение территории Германской империи за счет чужих земель и, прежде всего, славянских, он идейно предшествовал германскому фашизму. В империи имелись национальные меньшинства - евреи, поляки. Появились издания, где публиковались статьи, обвинявшие евреев во всех трудностях, переживаемых Германией. По отношению к полякам проводилась политика их насильственного онемечивания. В 70- е годы, в ходе " Kulturkampf" (" борьба за культуру" ), католическое духовенство отстранили от участия в контроле над школами, запретили вести преподавание на польском языке, особенно ярко это проявилось в Пруссии. Правительство выделяло деньги для покупки земель у польских наемщиков, и на этих территориях создавались немецкие хозяйства. Империалистические круги Германии всячески старались доказать, что немецкая нация имеет право на исключительность, и взяли это положение в основу своей официальной политики.

 

Действие в романе " Мельница Левина" происходит в летние месяцы 1874 года, в местности между Торном, Бризеном и Штрасбургом. Там, где Древенца впадает в Вислу. А Висла образует границу с русской Польшей (Королевством Польским). Одним словом, речь идёт о Кульмской земле, старинной благочестивой местности, где все, кто побогаче и познатней, считают себя немцами. К таковым и причисляет себя " наш дедушка" Иоганн. Впервые мы читаем о событии, которое станет основным сюжетным конфликтом, во второй главе. Упоминается об остатках мельницы еврея Левина. И всё, что осталось от неё, старик называет " дрянью, пакостью". Эта самая " пакость и дрянь" и является, по словам рассказчика, сутью всего рассказа. По этому поводу Левин подаёт жалобу в Бризенский суд и через две недели должно слушаться дело о мельнице еврея (III глава). Здесь следует сказать, что действие в романе движется по двум параллельным линиям. Это подтверждает и название самого романа: " Мельница Левина. Повесть о моём дедушке в 34 пунктах". Из первой линии мы узнаём всё, что касается дела о мельнице, а из второй линии - о действиях старика в связи с предстоящим слушанием в суде, все, что касается его самого - биографии, прошлого, его снах, в так называемых уходах в прошлое, обозначенных в романе «явлениями духов». Всего их насчитывается пять. Таким образом, мы знакомимся с генеалогией старика Бобровского в первой (Полеске), третьей (Кшистоф), в шестой (Микаэль), одиннадцатой, пятнадцатой (старейший пращур деда Збилут, он же Ястшемб) главах. Из всего этого складывается исторический портрет «истого немца».

 

Сначала может показаться, что крестины новорождённого сына Г устава, брата Кристины, жены " нашего" дедушки, не играют никакой роли. Но по мере развития действия становится понятным, что подразумевалось под Малькенской унией 1874 года. Под руководством дедушки Бобровского должно было произойти преодоление раскола, это была попытка объединить немцев между собой. После службы, по случаю крестин сына Густава, все гости - дедушка с тёткой-женой, пастор Глинский с фрау пасторшей, Эд. Тетмайер, чета Пальмов - собрались вечером в доме у Густава, чтобы отметить крестины. Здесь старик Иоганн и священник Глинский договариваются об оборонительной борьбе против " польского засилья", а именно - разрабатывают план действия немцев против Левина, дело которого слушается через две недели. Сговариваются о письме господину ландрату с просьбой уладить дело. Глинский учился с ним вместе в школе у австрияков, господин ландрат воспитывался у родителей фрау пасторши. Теперь оба сидят на кульмской земле, но видятся редко, и оба — немцы.

 

Сговор немцев на крестинах и выступление итальянского цирка, эти два события отделяет друг от друга неделя. В прошлое воскресенье - в Малькене крестины с участием дедушки и всех немцев. А следующее воскресенье - " маленькие люди" готовят своё выступление против дедушки.

 

И вот на току около риги Розинке, после выступления животных, на арену выходят главные действующие лица: Антонио, Мари, Вайжмантель, дети Скарлетто, Хабеданк, Виллюн, они плавно движутся по току, как в старинных польских народных танцах, да ещё под такую песню, что не усидишь. Все увлечены великолепным представлением. Из задних рядов к ним присоединяются Низванд, Корринт, Лебрехт, живодёр Фрезе, целое войско шагает по току и песня Вайжмантеля:

 

" Ах, не знал и Моисей Что же значит случай сей Гей - гей - гей - гей! Поднимает крик еврей. Так скажите, кто и где Ночью сунулся к воде? Гей - гей - гей - гей! Ночью, когда люди спят Кроме тех, кто сыт и свят" (1).

достигает высшей точки.

Пляшут вместе " те, кто сыт и свят, " немцы (пьяный жандарм Кроликовский, Дедушка Иоганн, Томашевский, Коссаковский, Феллер) - в одной группе, а в другой - одни цыгане да поляки под изобличающую дедушку песню. Однако действие здесь не останавливается, его дальнейшее развитие связано с актом мести цыгану Хабеданку, " вставляющего" своими песнями и т.д. " палки в колёса".

 

Из головы старика не выходит одна мысль: как убрать цыгана Хабеданка и Мари, а заодно и Левина из деревни. Ради этого он не жалеет денег. Он решает вновь «нажать» в Бризене. Едет вновь в Малькен (VIII гл.). Эта христианская уния обходится деду всё дороже, он пишет письмо. Господин фон Дрислер получает означенное письмо. Владение Пильха (где поселились наши цыгане и Левин) в уплату налогов назначено к продаже. Итак, дедушка покупает у казны Пильхову хибару. Кроликовский же подвергает Хабеданка административному выселению.

 

Но уже в девятой главе мы узнаём о поджоге. Там, где Пильхова хибара отстояла 30-40 лет, стоит лишь жандарм Кроликовский, а ничего больше нет, если не считать остатков забора.

 

Хабеданка, «именем закона» и властью Кроликовского, берут под стражу и переправляют в Бризен по тяжкому подозрению. Из вышесказанного становится ясно, что и старик в своей группе, и Хабеданк среди «маленьких людей» образуют в романе каждый свою орбиту действия. В сферу их действия попадают другие действующие лица романа. Здесь же, в этой главе (9), речь идёт об основном сюжетном событии произведения, даётся кульминационная точка сюжета. Хабеданк говорит о нём в тюрьме, он рассказывает о том, что произошло весной, своим сокамерникам в бризенской каталажке. На небольшом притоке Древенцы, на правом берегу - два искусственных пруда, и оба принадлежат хозяину большой мельницы, которая покоится на двадцати четырёх сваях, укреплённых штуцерами и подпорками, обитыми жестью для защиты от люда. Другая мельница много меньше, только прошлый год ставлена на живую руку. Вот Левин из Рожан и " сварганил" себе её чуть пониже по реке. Всего четыре сваи, балки да доски, да лёгкое колесо. Устояла она и зиму, и весну, и дело у Левина бойко пошло. Он начал скупать зерно, молоть его и продавать мукой. И вот старик, что за плату молол, вдруг замечает, что попал впросак: кое- кто возьми и надумай продавать урожай Левину, потому что деньги стали редки. Старик ходил по деревне и ругался. И вот как-то утром, по весне, мельницы Левина будто не бывало, смыло её водой. На самом деле, старик спустил запруду, и плотину прорвало. В деревне догадывались, чьих это рук дело, но доказать не могли. Но шуточная песня сделала своё дело. Она разоблачила старика перед деревней и подтолкнула его к новым действиям, к новым денежным затратам. Хабеданка выпускают из тюрьмы. В конце концов, старику Бобровскому приходится покинуть Неймюль (XV гл.). Но до этого переезда он терпит ещё одно поражение: после летнего баптистского праздника, когда " такие" (цыгане, бродяги, а именно: Хабеданк, Виллюн, Вайжмантель, Геете из Хохенека) спустили с лестницы " эдаких", которые под предводительством дедушки пытались установить в риге у Розинке свои порядки. Ровно через неделю, после праздника баптистов, в деревню вступает унтер-офицер Плонтке с четырьмя жандармами и становится на постой прямо на месте проишествия в Розинкином трактире. Плонтке сообщает в одном из своих донесений о непокорстве дедушки и его возмутительных речах.

 

2. «Мельница Левина»:


Поделиться:



Популярное:

  1. III. История и психология естественного символа
  2. IV. История жизни (Anamnesis vitae)
  3. БЛОК «ИСТОРИЯ ДЕТСКОГО САДА»
  4. ВАЖНЕЙШИМИ ВНЕНАУЧНЫМИ СПОСОБАМИ РАСКРЫТИЯ ИСТИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ ИСКУССТВО, ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ.
  5. Василий Сталин не сомневался в том, что история воздаст всем по заслугам.
  6. Введение в социальную психологию. История становления социальной психологии как науки
  7. Вместо послесловия Христианство против язычества: история одного самоубийства
  8. Возлюбленный Бхагаван, какой смысл несет эта история? Почему этот маленький рассказ наполняет меня благоговением и слезами? Пожалуйста, объясните.
  9. ВОПРОС 42 ПРИНЦИПЫ УНИДРУА (ИСТОРИЯ, РЕДАКЦИИ)
  10. Вопрос 48. Гражданский кодекс Франции 1804 г. История создания Кодекса, его структура, источники и значение.
  11. Время от времени мне на ум приходит одна прекрасная история, которую ты рассказывал несколько лет назад.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1058; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь