Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сравнение потоков и функции printf()



 

Большинство версий компиляторов C++ включают также стандартные библиотеки ввода-вывода языка С, позволяющие использовать для этого функцию printf(). Хотя использовать printf() немного проще, чем cout, применять ее не желательно.

Функция printf() не обеспечивает должного контроля за типами данных, поэтому можно легко ошибиться и отобразить число как символ или символ как число. Кроме того, функция printf() не поддерживает классы, поэтому ее трудно использовать для вывода данных объектов классов. Приходится задавать каждый член класса для p г i n t f () в отдельности.

С другой стороны, эта функция значительно упрощает форматирование выводимых данных, так как позволяет вставлять спецификаторы форматирования в качестве параметров функции. Поскольку функция printf() все еще эффективно применяется в некоторых программах и пользуется популярностью у многих программистов, этот раздел посвятим краткому обзору ее использования.

Для использования функции printf() необходимо включить в программу файл заголовка stdio.h. В самой простой форме функция printf() принимает в качестве параметра строку для форматированного вывода в виде текста, взятого в кавычки. Перед строкой могут быть установлены самые различные наборы спецификаторов форматирования. В табл. 16.1 показаны наиболее часто используемые спецификаторы преобразований типов, начинающиеся всегда с символа %.

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. 16.1. Спецификаторы преобразования типов

 

 

Каждый спецификатор преобразования может также дополняться установкой общего числа знаков в выводимом значении и числа знаков после десятичной запятой. Эта установка имеет вид десятичного значения с плавающей точкой, где символы слева от точки устанавливают общее число знаков в выводимых значениях, а символы справа — число знаков после запятой. Например, спецификатор %5d задает вывод целочисленного значения длиной 5 знаков, а %15.5f — вывод числа с плавающей запятой общей длиной в 15 знаков, пять из которых составляют дробную часть. Различные способы использования printf() показаны в листинге 16.15.

Листинг 16.15. Вывод данных с помощью фцнкции printf()

1: #include < stdio.h>

2: int main()

3: {

4: printf(" %s", " hello world\n" );

5:

6: char *phrase = " Hello again! \n";

7: printf(" %s", phrase);

8:

9: int x = 5;

10: printf(" %d\n", x);

11:

12: char *phraseTwo = " Here's some values: ";

13: char *phraseThree = " and also these: ";

14: int у = 7, z = 35;

15: long longVar = 98456;

16: float floatVar = 8.8f;

17:

18: printf(" %s %d %d %s %ld %f\n", phraseTwo, y, z, phraseThree, longVar, floatVar);

19:

20: char *phraseFour = " Formatted: ";

21: printf(" %s %5d %10d %10.5f\n", phraseFour, y, z, floatVar);

22: return 0;

23: }

 

Результат:

hello world

Hello again!

Here's some values: 7 35 and also these: 98456 8.800000

Formatted: 7 35 8.800000

 

Анализ: Первый раз функция printf() вызывается в строке 4 и имеет стандартную форму: за именем функции printf следует спецификатор преобразования (в данном случае %s) и константная строка в кавычках, выводимая на экран.

Спецификатор %s указывает, что в данный момент выводится текстовая' строка, указанная далее, — " hello world".

Второй вызов функции printf в строке 7 аналогичен первому, но в данном случае вместо константной строки, заключенной в кавычки, используется указатель типа char.

В третьем вызове printf() в строке 10 используется спецификатор вывода целочисленного значения, хранимого в переменной x. Еще более сложным оказывается четвертый вариант вызова функции printf(), показанный в строке 18. Здесь выводится сразу шесть значений. Каждому приведенному спецификатору отвечает свое значение, отделенное от остальных с помощью запятых.

Наконец, в строке 21 в уже хорошо известной вам функции printf() используются спецификаторы форматирования, определяющие длину и точность выводимых значений. Многие считают, что форматирование вывода данных с помощью спецификаторов функции printf() намного проще, чем с помощью манипуляторов объекта cout.

Ранее уже отмечались основные недостатки функции printf() — отсутствие строгого контроля за типами данных и невозможность объявления этой функции как друга или метода класса. Поэтому при необходимости распечатать данные различных членов класса нужно использовать явно заданные методы доступа к членам класса.

 

 

Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

Для форматирования вывода данных в C++ можно использовать комбинации специальных символов, манипуляторов и флагов.

В выражениях с объектом cout используются следующие специальные символы:

\n — новая строка;

\r — возврат каретки;

\t — табуляция;

\\ — обратный слеш;

\ddd (число в восьмеричном коде) — символ ASCII;

\a — звуковой сигнал (звонок).

Пример выражения вывода строки:

cout < < " \aAn error occured\t"

Указанное выражение не только выводит сообщение об ошибке на экран компьютера. но подает предупреждающий звуковой сигнал и выполняет переход к следующей позиции табуляции. С оператором cout используются также манипуляторы. Однако для использования большинства манипуляторов нужно включить в программу файл iomanip.h. Далее вашему вниманию представлен список манипуляторов, не требующих включения iomanip.h:

flush — очищает буфер вывода;

endl — вставляет символ разрыва строки и очищает буфер вывода;

oct — устанавливает восьмеричное основание для выводимых чисел;

dec — устанавливает десятичное основание для выводимых чисел;

hex — устанавливает шестнадцатеричное основание для выводимых чисел.

А теперь приведем набор манипуляторов, для которых необходимо включение iomanip.h:

setbase (основание) — устанавливает основание для выводимых чисел (0 = десятичная, 8 = восьмеричная, 10 = десятичная, 16 = шестнадцатеричная);

setw (ширина) — устанавливает минимальную ширину поля вывода;

setfill (символ) — устанавливает символ заполнения незанятых позиций поля вывода;

setprecision (точность) — устанавливает число знаков после плавающей запятой; setiosflags (флаг) —устанавливает один или несколько флагов;

resetiosflags (флаг) — сбрасывает один или несколько флагов.

Например, в строке

cout < < setw(12) < < setfill (" #') < < hex < < x < < endl;

устанавливается ширина поля в 12 знаков, символ заполнения #, восьмеричное основание выводимых чисел, после чего выводится значение переменной x, добавляется символ разрыва строки и очищается буфер. Все манипуляторы, за исключением flush, endl и setw, остаются включенными на протяжении всей работы программы, если, конечно, не будут сделаны другие установки. Установка манипулятора setw отменяется сразу же после текущего вывода с объектом cout.

С манипуляторами setiosflags и resetiosflags могут использоваться следующие ювнфлаги:

iоs:: left — выравнивает данные по левому краю поля вывода;

ios:: right — выравнивает данные по правому краю поля вывода;

ios:: interval — выравнивает данные по ширине поля вывода;

ios:: dec — выводит данные в десятичном формате;

ios:: oct — выводит данные в восьмеричном формате;

ios:: hex — выводит данные в шестнадцатеричном формате;

ios:: showbase — добавляет префикс 0x к шестнадцатеричным значениям и О к восьмеричным значениям;

ios:: showpoint — заполняет нулями недостающие знаки в значениях заданной длины;

ios:: uppercase — отображает в верхнем регистре шестнадцатеричные и экспоненциальные значения;

ios:: showpos — добавляет знак '+' перед положительными числами;

ios:: scientific — отображает числа с плавающей запятой в экспоненциальном представлении;

ios:: fixed — отображает числа с плавающей запятой в шестнадцатеричном представлении.

Дополнительную информацию можно получить из файла ios.h или из справочной системы компилятора.

Использование файлов для ввода и вывода данных

 

Потоки C++ обеспечивают универсальные методы обработки данных, поступающих с клавиатуры или диска, а также выводимых на экран и диск. В любом случае можно использовать либо операторы ввода и вывода, либо другие стандартные функции и манипуляторы. Дальнейшие разделы главы посвящены операциям открытия и закрытия файлов, которые сопровождаются созданием объектов ifstream и ofstream.

Объекты ofstream

 

Объекты, создаваемые для считывания или записи данных в файл, называются ofstream. Они являются производными от уже знакомого вам класса iostream.

Чтобы приступить к записи в файл, нужно сначала создать объект ofstream, а затем связать его с определенным файлом на диске. Использование объектов ofstream требует включения в программу файла заголовка fstream.h.

 

Примечание: Поскольку fstream содержит в себе iostream.h, нет необходимости в отдельном включении файла iostream.h.

 

Состояния условий

 

Объектами iostream поддерживаются флаги, отражающие состояние ввода и вывода. Значение каждого из этих флагов можно проверить с помощью функций, возвращающих TRUE или FALSE: eof(), bad(), fail() и good(). Функция eof() возвращает значение TRUE, если в объекте iostream встретился символ EOF (end of file — конец файла). Функция bad() возвращает значение TRUE при попытке выполнить ошибочную операцию. Функция fail() возвращает значение TRUE каждый раз, когда это же значение возвращает функция bad(), а также в тех случаях, когда операция невыполнима в данных условиях. Наконец, функция good() возвращает значение TRUE, когда все идет хорошо, т.е. все. остальные функции возвращают значение FALSE.

 

Открытие файлов для ввода-вывода

 

Для открытия файла myfile.cpp с помощью объекта ofstream нужно объявить экземпляр этого объекта, передав ему в качестве параметра имя файла:

ofstream fout(" myfile.cpp" );

Открытие файла для ввода выполняется аналогичным образом, за тем исключением, что для этого используется объект ifstream:

ifstream fin(" myfile.cpp" );

Обратите внимание, что в выражениях задаются имена объектов fout и fin, которые можно использовать так же, как объекты cout и cin соответственно.

Очень важным методом, используемым в файловых потоках, является функция-член close(). Каждый создаваемый вами объект файлового потока открывает файл для чтения или записи (или и для того и другого сразу). По завершении работы файл необходимо закрыть с помощью функции close(), чтобы впоследствии не повредить его и записанные в нем данные.

После связывания объектов потока с соответствующими файлами их можно использовать так же, как остальные объекты ввода-вывода. Пример использования объектов для обмена данными с файлами показан в листинге 16.16.

Листинг 16.16. Открытие файла для чтения и записи

1: #include < fstream.h>

2: int main()

3: {

4: char fileName[80];

5: char buffer[255]; // для ввода данных пользователем

6: cout < < " File паше: ";

7: cin > > fileName;

8:

9: ofstream fout(fileName); // открытие файла для записи

10: fout < < " This line written directly to the file...\n";

11: cout < < " Enter text for the file: ";

12: cin.ignore(1, '\n'); // пропускает символ разрыва строки после имени файла

13: cin.getline(buffer, 255); // принимает данные, введенные пользователем,

14: fout < < buffer < < " \n"; // и записывает их в файл

15: fout.close(); // закрывает файл, после чего его вновь можно открыть

16:

17: ifstream fin(fileName); // открывается тот же файл для чтения

18: cout < < " Here's the contents of the file: \n";

19: char ch;

20: while (fin.get(ch))

21: cout < < ch;

22:

23: cout < < " \n*** End of file contents.***\n";

24:

25: fin.close(); // не забудь закрыть файл в конце программы

26: return 0;

27: }

 

Результат:

File name: test1

Enter text for the file: This text is written to the file!

Here's the contents of the file: This line written directly to the file...

This text is written to the file!

***End of file contents.***

 

Анализ: В строке 4 создается массив для записи имени файла, а в строке 5 — еще один массив для временного хранения информации, вводимой пользователем. В строке 6 пользователю предлагается ввести имя файла, которое записывается в массив fileName. В строке 9 создается объект ofstream с именем fout, который связывается с введенным ранее именем файла. В результате происходит открытие файла. Если файл с таким именем уже существует, содержащаяся в нем информация будет замещена.

Строкой 10 введенный текст записывается прямо в файл, а в строке 11 пользователю вновь предлагается ввести новый текст. Символ разрыва строки, оставшийся в буфере после ввода имени файла, удаляется строкой 12, после чего все введенные пользователем данные записываются в массив в строке 13. Введенный текст записывается в файл вместе с символом разрыва строки, а затем в строке 15 этот файл закрывается.

В строке 17 файл открывается заново, но в этот раз для чтения, и его содержимое посимвольно вводится в программу в строках 20—21.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь