Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Современная зарубежная философия.



Современная философия, элементом которой является и отечественная философия, - это особый ее исторический тип, характеризующийся многообразием форм и сложным содержанием. Зарубежная философия имеет сегодня два ярко выраженных региона развития: западный и восточный. Направления развития мировой философской мысли условно можно представить в следующем виде.

Зарубежная философия сегодня - это большое разнообразие школ, направлений, концепций, в которых сосредоточен духовный потенциал нынешней эпохи. В европейской философии получили известность позитивизм и «философия жизни», неокритицизм и немецкий историцизм, прагматизм и инструментализм, философия культуры, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, философия языка, спиритуализм, персонализм, новая теология (неотомизм), неомарксизм, психоанализ, структурализм, критический рационализм, эпистемология, семиотика и др.

В восточной философии ХХ века существуют неоконфуцианство, философия буддизма, философия йоги, этнофилософия, философия ислама, философия синтоизма, восточный персонализм, кришнаизм, некоторые философские школы европейского происхождения: диалектический монадизм, исламское почвенничество, психоанализ и др.

Кратко рассмотрим некоторые из них.

В ХХ веке продолжала активно развиваться философия христианства. Она существует сегодня в трех основных формах: философия католичества, православия и протестантизма. В европейской философии более распространена философия католицизма. Она названа новой теологией и неосхоластикой, а в отечественной философии – неотомизмом. По мнению Дж. Реале и Д. Антисери, авторов солидного труда «Западная философия от истоков до наших дней», неосхоластическая философия и неотомизм как ее ответвление развивались в русле христианской мысли для размежевания с другими философскими направлениями по интерпретации истин веры, доказательства бытия Бога. Они уточняют сущность и границы рациональности человека и моральных норм, изучают область раскрываемого в природе человека при помощи разума.

Католическая церковь в энцикликах пап 1879, 1907 и 1950 годов, а также в решениях второго Ватиканского собора (1962-1965) открыла свою философию, основанную Ф. Аквинским, для диалога с другими философскими школами. Католическая «философия бытия» была дополнена отдельными новыми положениями: о различии материи и формы, потенции и действия, души как формы тела, психологии человека, о познании, жизни и смерти, воспитании и образовании, о соотношении религии и политики, религии и власти и другими.

Неотомизм и сегодня активно поддерживается католической церковью и базируется на учении Фомы Аквинского (латинское написание имени - Томас). Обобщенно характерные черты современных интерпретаций новой теологии и неосхоластики можно выразить так:

- относительное обособление философии от христианской и, в частности от католической, теологии, придание неотомизму как бы самостоятельного статуса;

- перенос внимания с доказательства существования Бога (теоцентризм) на социальные, антропологические или этические проблемы;

- признание значительной роли науки в развитии современного общества, направленной «светом веры». Представители: А. Бергсон, Э. Жильсон, Ж. Маритен, М. Бубер, К. Войтыла и др.

Позитивизм - наиболее широко распространенное течение западной философии второй половины XIX – XX вв. Основатель - О. Конт, который ввел термин «позитивизм». Философия позитивизма изучает способы и методы достижения положительного, позитивного знания. Позитивисты отказались от рассмотрения абстрактных и умозрительных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально. Философия О. Конта, Д. Милля и Г. Спенсера является первой исторической формой позитивизма. Они обратились к науке с предложением оказать ей помощь в добывании знания. Новые позитивисты считали, что методы естественных наук применимы и к анализу общества. Социология – одна из наук, где позитивизм может проявить свои возможности, способствует совершенствованию языка науки и прогрессу общества. Для них был характерен некритический подход к науке, восхваление ее и поспешность своих выводов.

Вторая форма позитивизма объединяет махизм (Э. Мах) и эмпириокритицизм (Р. Авенариус) под общим названием «новейшая философия естествознания ХХ века». Основное внимание уделялось объяснению «физических» и «психических» элементов мира в опыте людей, а также совершенствованию «позитивного» языка науки. Авенариус пытался построить новую философию как строгую и точную науку, соотносимую с физикой, химией и другими конкретными науками, обосновывая философию как метод экономии мышления, наименьшей траты сил. Мах больше внимания уделял освобождению естественных наук от метафизической, умозрительно-логической философии.

Неопозитивизм - третья историческая форма позитивизма. Он связан с деятельностью «Венского кружка» и таких философов, как Р. Карнап, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Главными проблемами становятся логический и лингвистический анализ языка, аналитические культурологические проблемы, взаимосвязь морали и христианства. Четвертая форма позитивизма получила название «постпозитивизм». Основные идеи сформулировал К. Поппер, выдвинувший концепцию критического рационализма. Он состоял в замене принципа верификации принципом фальсификации, отказом от индукции и обращением к дедукции. Поппер считал протокольные (исходные) предложения не абсолютными. Много внимания уделял социальным проблемам, был яростным противником тоталитарных режимов, изучал проблему насилия. Развивали это учение И. Лакатос, П. Фейерабенд, Т. Кун. Большое значение, например, имели исследования структуры научных революций, обоснование парадигмы в науке, разработка методологии программ научных исследований, роли традиций в развитии науки, объяснение критериев социального прогресса.

Диалектико-материалистическая философия. Ее основали К. Маркс и Ф. Энгельс. Главное отличие марксистской философии от традиционных доктрин заключается в обогащении философских идей политико-экономическими и научно-социальными идеями. Целостностью и универсальностью марксизм обязан широте своего распространения. Основное содержание идей:

- первичность материального по отношению к идеальному, практика людей является исходной по отношению ко всему духовному миру человека, сознанию людей;

- материалистическая диалектика;

- материалистическая теория познания;

- материалистическое понимание истории: оно состоит в признании естественноисторического развития общества через возникновение, расцвет и смену общественно-экономических формаций, а также определяющего воздействия на исторический прогресс объективных законов;

- учение о человеке и народных массах, их творческо-созидающей роли;

- марксизм и философия как элемент его содержания - это учение рабочего класса, всех трудящихся. Положение о том, что право есть возведенная в закон воля господствующего класса, составило один из ведущих элементов исторического материализма – философского учения марксизма об обществе;

- рабочий класс в союзе с другими общественными классами и слоями трудящихся через социалистическую революцию приходит к власти, чтобы создать самую современную общественно-экономическую формацию - коммунизм;

- коммунистическая формация – высшая, бесклассовая и конечная ступень развития общества, когда на деле будет осуществлен лозунг: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям! ». При этом право утрачивает свою социальную значимость и необходимость, так как исчезает материальное неравенство и сами классы.

В начале XX века в философии марксизма сформировались две школы: марксистко-ленинская философия и философия неомарксизма (вариант «западного марксизма»).

Марксистко-ленинская философия представляет собой философское учение Маркса, дополненное рядом положений и теорий в области диалектического материализма и социальной философии. Ее появление связано с теоретической деятельностью Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, а затем их последователей. В.И. Ленин, например, разработал теорию отражения; развил диалектико-материалистическое понимание материи и ее основных свойств; выдвинул идею о совпадении диалектики, логики и теории познания; в области социальной философии углубил разработку теории классовой борьбы и социалистической революции, развил учение о государстве рабочих и крестьян, его отмирании. Он считал также, что «буржуазное право» с ликвидацией частной собственности на фазе социализма утрачивает себя, не сохраняется как регулятор распределения труда и продуктов между членами социалистического общества.

Марксистко-ленинская философия до 90-х годов XX столетия была единственной философией в большинстве социалистических стран. Она преподавалась в вузах, критически относилась ко всем другим современным философским школам и направлениям, активно выполняла идеологическую функцию в политической доктрине коммунизма.

Философия неомарксизма представляет ряд философских учений, характеризующихся критическим отношением как к современному западному обществу, так и к реальному социализму 20-80-х годов. Сторонники диалектико-гуманистического направления стремятся поставить в центр марксисткой философии человека как главного субъекта исторического процесса и революционного действия. Подобные идеи отстаивают: франкфуртская школа; фрейдомарксизм; экзистенциальный марксизм. Так называемое сциентистское направление считает марксизм-ленинизм недостаточно научным, а марксистское учение об обществе не философской, а конкретной наукой. Философская идея при этом сводится только к проблеме познания, методологии или вообще игнорируется. К направлению в той или иной мере относятся: социально-технократический материализм; структурализм; историзм; аналитический марксизм.

Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер и др.). Возникла как ответ на кризис европейской культуры конца XIX – начала ХХ века. Философия жизни предлагалась ее сторонниками в качестве способа преодоления кризиса, спасения европейской культуры. Все существующее рассматривалось как проявление «первоначальной реальности» - такой жизни людей, которая недоступна ни чувственному, ни рациональному познанию. Она постигается интуитивно, через непосредственные переживания. Противопоставляя интуицию и инстинкт науке и разуму, философия жизни представляет антисциентистскую концепцию. Ее сторонники критически относятся к научно-техническому прогрессу, обвиняют его в появлении глобальных проблем.

Философия психоанализа основана З. Фрейдом. Дальнейшее развитие получила у К. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, Г. Маркузе и др. Смысл философских постулатов сводится к тому, что культ разума классической философии привел к недооценке бессознательного в человеке. В бессознательном заключены антикультурные истоки жизни человека. Необходимо научное управление бессознательным с переводом его на уровни сознательного и сверхсознательного. Сверхсознательное, по мнению сторонников философии психоанализа, в основном иррационально, но выражает суть культуры и человека.

Прагматизм. Основатель Ч. Пирс. Выдвинул «прагматическую максиму»: понятие постигается исключительно через его возможные последствия для реального жизненного поведения. Она стала одной из основ семиотики и всего прагматизма. Учение родилось и получило наибольшее распространение в США. Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи, Р. Рорти считали, что интеллект человеку необходим не для того, чтобы отражать объекты, а чтобы устанавливать с ними наиболее выгодные отношения и таким образом добиваться успеха в жизни.

Феноменология основана немецким философом Э. Гуссерлем. Он понимал под феноменом возникающие в сознании смыслы предметов. Согласно этой теории, нельзя жестко противопоставлять, как это общепринято, субъект и объект познания. При этом забывается сам человек и его жизненный мир, что привело к кризису цивилизации. Феномен - это элемент сознания, но в котором дан и объект. Таким образом, в феномене («интуитивном усмотрении идеальных сущностей») субъект и объект как бы сливаются воедино. Феноменология вместе с философией жизни оказала влияние на формирование и развитие экзистенциализма.

Развивая феноменологические идеи, М. Шеллер критиковал Канта за формализм в познании человека, предложил свою иерархию ценностей и отношение к ней личности. Н. Гартман уделил основное внимание обоснованию онтологических основ феноменализма. Все представители феноменологии часто обращаются к религии, ее догматике и богословским понятиям.

Наиболее молодой в зарубежной философии является герменевтика, оформившаяся в последней четверти ХХ века. Она получила свое название от греческого бога Гермеса, считавшегося посланником богов, толкователем их воли, покровителем речи и языка. Основателями явились Ф. Шлейермахер и В. Дильтей. Яркими представителями герменевтики являются Г. Гадамер, Э. Бетти, П. Рикер и др. Главная проблема - понимание в языке и толкование текстов. Герменевтика имеет два основных направления: а) теория, методы, практика истолкования и понимания текстов; б) истолкование определенной культурно-исторической ситуации и человеческого бытия.

Структурализмпредставляют К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан и др. Течение ориентировано на выявление организации и состояния отношений между элементами социального целого, обладающими инвариантностью, то есть способностью сохранять свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменениях.

Экзистенциализм или философия существования - одно из главных направлений в зарубежной философии XX столетия. Предшественниками этой философии считают С. Кьеркегора, Ф. Ницше, Ф.М. Достоевского. Своим развитием экзистенциализм обязан М. Хайдеггеру, К. Ясперсу, Г. Марселю, Ж.-П. Сартру и А. Камю. В России идеи этого течения выражены в работах Н.А. Бердяева, Л.И. Шестова и других. Предметом философии экзистенциализма является особое существование человека. Наука о человеке невозможна, считают сторонники экзистенциализма. Поэтому философия представляет собой вненаучное, внетеоретическое постижение человеческого бытия, выявляющее глубоко скрытые интимные переживания отдельного индивида в трудных для него ситуациях.

Персонализм. Представители - Н. Бердяев, Н. Лосский, Б. Броун, Э. Мунье, Ж. Лакруа и другие. Это теистическое (религиозное) течение в философии, признающее божественное происхождение человека, а личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации.

Философская антропология. Основатели М. Шелер и Г. Плеснер, свое дальнейшее развитие эта философия получила в трудах А. Галена, Э. Ротхакера и др. Суть учения заключается в том, чтобы исходя из самого человека объяснить его собственную природу, а также смысл и значение окружающего мира.

История философии и ее современные концепции представляют собой важнейшую область духовной культуры общества. Разбираться в этой области, владеть философским знанием - важнейшее условие включения человека в мир общечеловеческой духовной культуры, позволяющее иметь развитый интеллект и современное мировоззрение.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  2. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  3. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 781–799.
  11. Античная философия. Периодизация и основные черты.
  12. Б.Л. Губман // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 706–709.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь