Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чинопоследование освящения нового дома




1. Схема чинопоследования

«Благословен Бог наш...»

«Царю Небесный»

Трисвятое по «Отче наш...»

«Господи, помилуй» (12 раз)

Слава и ныне

«Приидите, поклонимся...» (трижды)

Псалом 90: «Живый в помощи Вышняго...»

Тропарь: «Якоже Закхееву дому...»

Молитва: «Господи Иисусе Христе Боже наш...»

Тайная молитва: «Владыко, Господи Боже наш...»

Возглас: «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны...»

Молитва над пещею: «Боже Вечный, иже седмь седмерицею...»

Благословение елея

Молитва над елеем: «Господи, Боже наш, призри ныне милостиво...»

Кропление водой стен дома внутренних и наружных

Помазание елеем стен дома с произнесением слов: «Благословляется
дом сей помазанием святого елея во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа»

Возжжение свечей перед каждым крестом, начертанным на каждой стене дома

Стихира: «Благослови, Господи, дом сей...»

Чтение Евангелия

Псалом 100-й: «Милость и суд воспою Тебе...», каждение дома

Ектения: «Помилуй нас, Боже...»

Возглас: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш...»

Отпуст

Многолетие

 

2. Происхождение чина и содержание молитвословий


Молебными пениями и священнодействиями Церковь освящает и
благословляет новое жилище христианина. Все в мире делается по Промыслу Божию. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся
строящие его», — говорит пророк (Пс. 126, 1). Сам Господь сказал, что
без Его благословения, без соблюдения заповедей Его «дом построишь, и
не будешь жить в нем» (Втор. 28, 30).

В основе обряда освящения дома лежит древний ветхозаветный
обычай обновления дома. По закону Моисееву: «Кто построил новый дом
и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер
на сражении, и другой не обновил его» (Втор. 20, 5).

Православная Церковь освящает новые дома по примеру освящения
храмов Божиих. В основание строящегося дома водружается крест, в самом доме устанавливаются святые иконы как знамения благодатного пребывания Господа и святых в христианском жилище. В доме христианинаЦерковь разрешает совершать все виды своего Богослужения за исключением Божественной Литургии и Таинства Священства. Она не возбраняет при этом вносить в каждый христианский дом, в известных случаях, святейшее и всеосвящающее Тело и Животворящую Кровь Христову. Церковь рассматривает дом христианина как храм Божий, именно так называя его в тропаре чинопоследования освящения нового дома. «Мир Твой подаждь храму сему и милостивно благослови его», — молит она Господа при освящении каждого нового дома (Тропарь 1).

Для благословения и освящения христианского дома и очага с древних времен существуют особые молебные чины. При начале сооружения
дома совершается малое освящение воды и читаются молитвы «на основание дому», содержащиеся в Большом и Малом Требниках. В Дополнительном Требнике изложен чин освящения нового дома, который называется: «Чин благословения новому дому, в нем же хощет кто первее вселитися». К этому чину могут быть добавлены при освящении дома молитвы «о храмине, стужаемой от злых духов» и молитва «над пещею». Первая молитва, как это следует из названия, носит заклинательный характер, она предназначена для того, чтобы очищать «те дома, которые терпят козни и напасти злых духов» (Новая Скрижаль). Вторая молитва читается для освящения очага — важнейшей части христианского жилища, связанной с приготовлением трапезы.

Перед освящением нового дома совершается малое водосвятие, либо
священник приходит в дом, принеся с собою святую воду. В доме заранее
поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со
святой водой, полагаются Евангелие, Крест и возжигаются свечи в подсвечниках.

На каждой из четырех стен священник чертит елеем крест — в ознаменование покрова и твердого ограждения, избавления и сохранения
крестною силою от всякого зла и беды, от врагов видимых и невидимых.

После возгласа «Благословен Бог наш...» и обычных начальных молитв читается 90 псалом «Живый в помощи Вышняго...», в котором
Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом
доме своем, как в крове Бога Небесного, и что под сению Всемогущего
им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем. «Не
приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему», — восклицает пророк (Пс. 80, 10).

Затем поется тропарь, в котором говорится о том, что некогда Спаситель, войдя в дом Закхея, даровал тем самым спасение ему и всем домашним его. Так и ныне вместе со служителями Христовыми в новый дом входят Ангелы Божии. Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, намеревающихся жить в нем.

Обратившись к востоку, священник произносит: «Господу помолимся», «Господи, помилуй», — отвечают ему, и он читает молитву, близкую
по содержанию пропетому перед этим тропарю. Он молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и совершившему спасение всему дому его, благословить новоустроенное жилище и сохранить будущих жильцов
от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господни.

В следующей затем тайной молитве священник просит Господа, чтобы Он даровал дому спасение, как принес его в дом Закхея, чтобы благословил этот дом, как благословил некогда дом Лаванов приходом в него
Иакова, дом Пантефриев — приходом в него Иосифа, Аведдара — внесением в его дом ковчега. Он молит Спасителя ниспослать будущим обитателям нового дома благословение с высоты жилища Своего и умножить «вся благая в доме сем».

Иерей возглашает: «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и
присно, и во веки веков», ему отвечают присутствующие: «Аминь».

В этом месте чинопоследования к нему может быть присоединена
молитва «над пещею». В ней Церковь призывает на помощь для защиты
домашнего очага от врагов видимых и невидимых ангелов — хранителей
христиан и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана, которому некогда бесы служили и повиновались в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них
и побеждать (Новая Скрижаль).

Затем священник трижды знаменует елей во Имя Пресвятой Троицы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пресвятого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания «всяких сопротивных сил и сатанинских наветов».

После прочтения молитвы священник окропляет святою водою четыре главные стены дома, а затем крестообразно знаменует, стены (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем и произносит всеосвящающие слова: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Потом возжигают свечи перед каждым начертанным на стенах крестом, воздавая честь Честному Животворящему Кресту Господню,
«который есть щит, оружие против диавола и знамение победы над
ним,... печать, чтобы не коснулся нас «ангел погубляющий» (Исх. 12, 23)
и... древо жизни вечной (Излож. Правосл. веры, 1844, с. 243).

В стихире, которую поет хор, содержится призыв ко Господу сохранить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей «от всякого злого обстояния».

Священник, став лицом к востоку, читает Евангелие (Лк. 19, 1—
10), где повествуется о посещении Спасителем дома мытаря Закхея, человека грешного, который так сильно захотел увидеть Господа, что влез
на смоковницу. В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в
дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: «Ныне
пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Этот отрывок из
Евангелия Церковь предлагает жильцам нового христианского дома в назидание, поучая их, что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.

Затем читается псалом 100, в котором содержится наставление о
том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном,
царь Давид говорит: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди
дома моего» (Пс. 100, 2).

После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных
прошений, есть и прошения о благословении дома. Церковь призывает
всех присутствующих при совершении этого Богослужения молить Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому
дому, сохраняющего всех «в нем благочестно жити хотящих» от всякого
зла и наставляющего их к деланию добродетелей, к исполнению ими заповедей Христовых, и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода,
бедствий, землетрясения, наводнения, огня, меча, нашествия врагов, от
всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.
Затем произносится возглас «Услыши ны, Боже, Спасителю наш...» и
бывает отпуст.

Библиография

1. Августин, епископ Иппонийский. Исповедь. М., 1914.

2. Августин, иеромонах. Православное учение о примирении между Богом и человеком. Богословские труды. М., 1978, сб.18.

3. Антоний, иеромонах. Духовные наставления кающемуся по учению Священного Писанияи Отцов и Учителей Церкви. 2-е изд. М., 1901.

4. Алмазов А. История чинопоследования Крещения и Миропомазания. Казань, 1884.

5. Алмазов А. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Одесса, 1894, т. 1.

6. Алмазов А. Сообщения западных иностранцев XVI—XVII веков о совершении Таинств вРусской Церкви. Казань, 1900.

7. Антонюк Я., священник. Символика храма и богослужений Православной Церкви (история, смысл и значение). Курс, сочин. Машинопись. Загорск, 1967.

8. Арранц М. Исторические заметки о чинопоследовании Таинств по рукописям греческогоЕвхология. 3-й курс. ЛДА, 1979.

9. Арсеньев В. С. О символизме православного богослужения в Таинстве брака. М., 1891....Душеполезное чтение, 1891, № 9.

10. Арсеньев В.С. О символизме православного богослужения в освящении храма. М., 1892.

11. Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. Машинопись. ч.1, 1958.

12. Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви.Машинопись.

ч.II, 1962.

13. Багрецов Л. Смысл символики, усвояемой святыми отцами и учителями Церкви христианскому храму и его составным частям. СПб., 1910....Миссионерское обозрение, 1910, № 4 5.

14. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Харьков, 1900.

15. Бурлицкий Я., проф. О Таинстве Покаяния. М. 1848.

16. Василий (Кривошеий), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов. Брюссель, 1980.

17. Василий (Кривошеий), архиепископ. Некоторые богослужебные особенности у греков ирусских и их значение. Вестник Зап. Европ. Экзархата № 89 90, 1975.

18. Венедикт (Алентов), иером. К истории православного богослужения. Историко-археологическое исследование о чине Таинства Елеосвящения. Серг. Посад, 1917.

19. Вениамин (Краснопевков), архиепископ Нижегородский. Новая Скрижаль. Изд.16, СПб., 1899.

20. Ветелев А., проф.-прот. Божественная литургия. Загорск, 1968. Машинопись.

21. Ветринский И. Памятники древней христианской Церкви или христианских древностей.т. I, СПб., 1829; т. II, СПб., 1830, т. Ш, СПб., 1844; т. IV, СПб., 1845; т. V, СПб., 1845.

22. Владиславлев, свящ. Объяснение богослужения Святой Православной Церкви, ч. I и II, Тверь, 1862.

23. Григорий Богослов, святитель. Творения. М., 1884, т. Ш.

24. Григорьев Николай. Историческое обозрение богослужебных книг Греко-Российской Церкви. Изд. 3-е, Киев, 1857.

25. Голубинский Е., проф. История Русской Церкви, т.1, ч.II. Изд. 2-е, М., 1904, т.II, ч.II, М., 1911.

26.Дионисий Ареопагит, св. Книга о церковной иерархии. Писания святых отцев и учителейЦеркви. М., 1855.

27. Дебольский Г.С., прот. Попечение Православной Церкви о спасении мира, выраженное вее богослужении, объемлющем всю жизнь христианина от рождения до смерти, или объяснение обрядов, треб, Таинств и богослужений Православной Церкви. Изд. 4-е, СПб., 1894.

28. Дмитриевский А. А., проф. Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков....Православный собеседник, 1883, декабрь.

29. Дмитриевский А.А., проф. Наука о православном богослужении. Машинопись. Чтения на высших Богословских Курсах. Вып. 1 Часы. Вып. 2 Литургия Преждеосвященных Даров. Вып. 3 4 Полунощница. Утреня. Вып. 5 Таинство Крещения. Вып. 6 Чинопоследование таинства Крещения. Чин Воцерковления. Таинство Миропомазания. Вып. 7 Чинопоследование Таинства Брака. Обручение. Вып. 8Последование обручения. Вып. 9 Венчание. Молитвы в 8-й день после брака на разрешениевенцов.Венчание второбрачных. Вып. 10 Таинство Покаяния. Вып.11 Таинство Великой Агиасмы.

30. Дмитриевский А.А., проф. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Казань, 1884.

31. Дмитриевский А. А., проф. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотекахПравославногоВостока.Петроград, 1917.

32. Дмитриевский А.А., проф. Ставленник. Киев, 1904.

33. Дмитриевский А.А., проф. Книга " Требник" и ее значение в жизни православного христианина. Киев, 1902.

34. Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Литургию.4-е изд., М., 1856.

35. Ефрем Сирин, преподобный. Творения. М., 1848, т.1.

36.Ельчанинов А., священник. Записи. Париж, 1962.

37. Древне-Русская библиофика. 1790, ч. XIII и XIV.

38. Зуев С, прот. Чинопоследование Таинства Священства (история, происхождение и развитие чинахиротонии в XIV—XX вв.). Загорск, 1973. Машинопись.

39.Забелин П. Права и обязанности пресвитеров по основным законам христианскойЦеркви. 3-е изд.,

СПб., 1899.

40. Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI—XVII столетиях. М., 1915.

41. Игнатий Богоносец, священно мученик. Писания мужей апостольских. СПб., 1895.

42. Игнатий, епископ Воронежский. Археологический опыт о Таинствах. Воронеж, 1863.

43. Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетические опыты, т.1, СПб., 1886.

44. Игнатий Брянчанинов, епископ. Сочинения. СПб., 1905. Изд. 3-е, т.V.

45. Иванов И., священник. О значении храма и обряда в области веры и религии Христовой.Воронеж, 1894.

46. Иоанн Златоуст, святитель. Творения. СПб., 1896. Изд.2-е, т.II и т.Ш.

47. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица и Слово к пастырю. Сергиев Посад, 1894.

48. Иоанн Моек, блаженный. Луг духовный. Сергиев Посад, 1915,

49. Иоанн, иеромонах. Белое иночество. Берлин, 1932.

50 Иеремия, патриарх Константинопольский. Ответы лютеранам о покаянии.Христ.чтение.1842, ч. 1.

51. Иннокентий, архиепископ Херсонский. Слово в день Сретения Господня. Христианское чтение, 1847, ч. 1, с. 295 301.

52. Исаак Сирин, преподобный. Творения. Сергиев Посад, 1911.

53. Иустин, святой мученик. Разговор с Трифоном Иудеем. Сочинения. М., 1892.

54. Иустин, епископ Рязанский. Сочинения. Догмат о преданиях.

55. Ивасюк Михаил, прот. Каноническое приложение к требнику. 1867, Изд. Киево-ПечерскойЛавры. Загорск, 1986. Машинопись.

56. Илларион (Костюк), иеромонах. Особенности уставного последования исповеди в РусскойПравославной Церкви (со времени его появления в печати). Загорск, 1958. Курс, сочин. Машинопись.

57. Ириней, епископ Лионский. Против ересей. Творения. М., 1871, кн.З.

58. Карабинов И.А. Лекции по литургике, читанные студентам 4-го курса. СПб., Д.А. в 1909 10гг. СПб., 1910, рукопись.

59. Киприан, епископ Карфагенский. Творения. Изд. 2-е, Киев, 1891.

60. Киприан (Керн), архим. Евхаристия (История и богословское толкование). П., 1947.

61. Киприан (Керн), архим. Литургика (гимнография и эортология). Вода живая. П., 1964.

62. Кирилл архиепископ Иерусалимский. Поучения. Изд. 3-е, М., 1824.

63. Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Творения. М., 1855.

64.Книга правил святых апостолов, святых соборов Вселенских и Поместных, и святыхотец. М., 1914.

65. Красносельцев Н.Ф. К истории православного богослужения. Казань, 1889.

66. КрасносельцевН., профессор.СведенияонекоторыхлитургическихрукописяхВатиканскойбиблиотеки. Казань, 1885.

67. Красноцветов С. И. О Богослужении Православной Церкви. Изд. 2-е, СПб., 1856.

68. КременецкийПорфирий. О богослужебномхраме.МысливкратцеизвлеченныеизпроповедейФиларета, митрополитаМосковского.Изд.3-е, М., 1912.

69. Купетов И., прот. Опыт краткого исторического повествования о древностях христианских. О священных лицах, временах, местах, действиях, правлении, одеждах и книгах. М., 1814.

70. Книга чинов присоединения к Православию. Изд. 1-е, СПб., 1895.

71. Лебедев Л. Наука о богослужении Православной Церкви. М., 1890.

72. Лопухин А.П. Толковая Библия. СПб., 1911, т. IIII.

73. Макарий, митрополит Московский. История Русской Церкви. СПб., 1866.

74. Макарий Великий, преподобный. Беседы. М., 1855.

75. МанжетовИ.Церковныйустав(Типик), егообразованиеисудьбавгреческойиРусскойЦеркви. М., 1885.

76. Мансуров С., священник. Очерки из истории Церкви. Богословские труды. М., 1971, СПб., № 6 7.

77. Марсельский Л., священник. Объяснение святых Таинств и церковных треб в форме народных поучений. СПб., 1892.

78. Мейендорф Иоанн, прот. Брак в православном понимании. Машинопись.

79.МуравьевА.Н.ПисьмаобогослуженииВосточнойКафолическойЦеркви.Дополнениекписьмам о богослужении.

СПб., 1904.

80.Муретов М.Ф., профессор. Христианский брак и Церковь, — Богословский вестник. Сергиев Посад, 1916, ч. IV.

81. М.Я. Об именах, даваемых при Крещении. Казань, 1906.

82. Настольная книга священнослужителя, т. 1, М., 1977; т.IV, М., 1983.

83. Никанор(Юхимюк), иером.ИсторияосвящениямираичинымиропомазаниянаРуси. Курс., соч., Загорск, 1969.

84.НикольскийК., священник.ПособиекизучениюуставаБогослуженияПравославнойЦеркви. Изд. 6-е, СПб., 1900.

85. Никольский К., свящ. О службах Русской Церкви, бывших в прежде печатных богослужебных книгах. СПб., 1885.

86. Никольский К., свящ. Об антиминсах Православной Русской Церкви. СПб., 1872.

87.НеселовскийА.Чиныхиротесийихиротоний(Опытисторико-догматического исследования). Каменец-Подольск, 1906.

88.НестеровскийЕпифаний.Литургика, илинаукаоБогослуженииПравославнойЦеркви.Часть вторая (частная). Курск, 1900.

89.Обобрядах, совершаемыхприпогребенииправославногохристианина.Христ.чтение, СПб., 1845, ч. III.

90.Означенииидревностидействий, совершаемыхприосвящениихрамов.Христ.чтение.1844, ч. II.

91. Об отношении Церкви к христианам. Воскресное чтение. 1846, № 40, 42.

92. Об устной исповеди. Христианское чтение. 1854, ч. 1.

93.ОдинцовН.ПорядокобщественногоичастногобогослужениявдревнейРоссиидоXVIвека. СПб., 1881.

94.ОписаниерукописейСоловецкогомонастыря, находящихсявбиблиотекеКазанскойДуховной Академии. Казань, 1881.

95. О публичном покаянии. Православный Собеседник. Казань, 1868, ч. 1.

96.Павлов А., профессор.50-яглаваКормчейкнигикакисторическийипрактическийисточник русского брачного права. М., 1887.

97. Патерик Печерский. Киев, 1838.

98. Петр Дамаскин, священномученик. Творения. М., 1874.

99. Петр (Л'Юилье), архимандрит. Замечания о Символе веры. ЖМП, 1969, № 1.

100.ПетровскийА., свящ. Кисторииразвитияобрядовойсторонычинавенчания.Христ.чтение. 1903, № 2.

101.ПетровскийА., свящ. КисториипоследованияТаинстваЕлеосвящения.Христ.чтение.1908, № 12.

102. ПокровскийА.И.Гражданскийицерковныйбракудревниххристиан: Канонико-литургический очерк.

Сергиев Посад, 1915.

103. Попов Е., протоиерей. Письма по православно-пастырскому богословию. Пермь, 1877.

104. Поспелов С. Рассуждение о Таинстве Миропомазания. М., 1840.

105. Постановления апостольские. Казань, 1864.

106.Прилуцкий В., свящ.ЧастноебогослужениевРусскойЦерквивXVIипервойполовинеXVII веков. Киев, 1912.

107.ПшеничниковА., прот.ОбъяснениебогослуженияПравославнойЦеркви.Изд.7-е, М., 1914,

108. Писания мужей апостольских. СПб., 1895.

109.Писаниясвятыхотцеви учителейЦеркви, относящихсякистолкованию Православного богослужения, т.1.Сочинениясвятого ДионисияАреопагитаоцерковнойиерархии.СПб., 1855.

110. Писания..., т. 2. Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалонитского. СПб., 1856.

111.Писания..., т.3.СочиненияблаженногоСимеона, архиепископаФессалонитского.Толкованиеобожественномхрамеио служащихвнем, атакжеобожественныхтайнодействиях.СПб., 1857.

112.РозановНиколай, прот.Руководстводлялиц, отправляющихцерковныебогослужения...и порядок посвящения в священно-церковно-служительские степени... М., 1901.

113. Розанов Н., прот. Руководство при чинопоследованиях, бываемых при основании и освящении новосозданного храма. М., 1898.

114. Романо Гуардине. О Боге Живом. Брюссель, 1962.

115.Рудаков А., прот.КраткоеучениеоБогослуженииПравославнойЦеркви.Изд.14-е, Пг., 1916.

116. Рубцов И., свящ. Рассуждение о Таинстве Крещения. СПб., 1850.

117. Свод указаний и заметок по вопросам пастырской практики. М., 1899.

118.СергиевИ., прот.МояжизньвоХристе.МыслиобогослуженииПравославнойЦеркви.СПб., 1894.

119.Серафимов А. О принятии неправославных христиан в Православную Церковь.ТрудыКДА, 1864, июль.

120. Серафимов А. О чинопоследованиях принятия неправославных христиан в Православную Церковь. Труды КДА,

1867, т. 1.

121. Сергий (Страгородский), архимандрит. Православное учение о спасении. Сергиев Посад.1895.

122. Свенцицкий В., свящ. Шесть чтений о Таинстве Покаяния в его истории. Машинопись. М., 1926.

123. Скурат К.Е., проф. Сборник статей. Машинопись.

124. Смирнов С., проф.-прот. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта.М., 1913.

125. Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. Чтение вобществеистории и древностейроссийских. М., 1912, кн. 3.

126. Смирнов И. Краткий очерк истории христианского богослужения до VII Вселенского собора. Пенза, 1873.

127. Смирнов Ф. Богослужение христианское со времен апостолов до четвертого века. ТрудыКДА. 1875.

128. Светланов А., свящ. Христианские храмы: история и их значение. Новгород, 1882.

129. Срезневский И. Несколько замечаний об антиминсах. СПб., 1906.

130. Срезневский И.И. Материалы для Словаря древне-русского языка. М., 1953.

131. Смолодович П., прот, Литургика, или Наука о богослужении Православной ВосточнойКафолической Церкви. Изд. 4-е, Киев, 1869.

132. Соколов Д., прот. Краткое учение о богослужении Православной Церкви. Изд. 32, СПб., 1912.

133. Суворов Н. К вопросу о тайной исповеди и о духовниках в Восточной Церкви. Изд. 2-е, М., 1906.

134. Таинственный смысл символических священнодействий. М., 1906.

135. Тихон, епископ Задонский, святой. Творения, т. 2, Б.Г.

136. Тертуллиан. О покаянии. Богословские труды. М., 1985, сб. 26.

137. ТишкинВ. Российские Поместные Соборы: Владимирский (1274), Стоглавый (1551) иМосковские (1654 и 1666—67 гг.) и их деяния по богослужебным вопросам (исправлению богослужебных книг и обрядов).

Курс. соч. Машинопись. Загорск, 1971.

138. Трепачук Ростислав, свящ. Богослужение Христианской Церкви и его обрядовые особенности I—III вв. Курс, соч., Машинопись. Загорск, 1967.

139. Троицкий С., проф. Христианская философия брака. П., 1933.

140. Трубецкой Е. Смысл жизни. М., 1918.

141. Трубецкой Е. Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ееиконе. П., 1915 1916.

142. Успенский А.И. Таинство Елеосвящения. М., 1908.

143. Успенский Н. Д, проф. Византийская литургия. Богословские труды. М., 1982, сб. 23.

144. Учение двенадцати апостолов. Киев, 1885.

145. Феодор (Поздеевский), епископ. Церковно-богослужебная практика по " ПостановлениямАпостольским". М., 1914.

146. Феофан (Говоров), св. епископ. Начертание христианского нравоучения. М., 1891.

147. Феофан (Говоров), св. епископ. Псалом 118. М., 1880.

148. Феофан (Говоров), св. епископ. Толкование пастырских посланий святого апостола Павла.Изд. 2-е, М., 1894.

149. Филарет, иером. Опыт сличения церковных чинопоследований по изложению церковно-богослужебных книг, изданных первыми пятью российскими патриархами. М., 1875.

150. Филарет, архиепископ Черниговский, святой. История Русской Церкви. Изд. 4-е, М., 1888.

151. Филарет, архиепископ Черниговский, святой. Православное Догматическое богословие.Чернигов. Изд. 3-е, 1882

152. Флоренский П., свящ. Из богословского наследия. Б.Тр. Сб. № 17, М., 1977.

153. Флоренский П., свящ. Иконостас. Б.Тр. № 9, М., 1972.

154. Хойнацкий А.Ф., протоиерей. Практическое руководство для священнослужителей при совершении Святых Таинств. М., 1883.

155. Хойнацкий А. Западно-русские униатские Требники сравнительно с Требниками православными и латинскими. Труды КДА. 1867, ч. 1.

156. Церковное богослужение. Объяснение всенощного бдения, литургии и Святых Таинств.Изд 2-е, М., 1916.

157. Церетели И., прот. Литургика. Ч. 1. Машинопись.

158. Чельцов Г., прот. Чтение о богослужении Православной Церкви. Изд. 3-е, Пг., 1915.

159. Шмеман А., проф.-прот. Таинство Крещения. П., 1951.

160. Шмеман А., проф.-прот. Таинство Миропомазания. П., 1951.

161. Шмеман А., проф.-прот. Введение " в литургическое богословие. Париж, 1961.

162. Шмеман А., проф.-прот. Таинства и Православие. Монреаль, 1965.

163. Шмеман А., проф.-прот. Евхаристия. Таинство Церкви. Париж, 1961,

164. Шмеман А., проф.-прот. За жизнь мира. Нью-Йорк, 1983.

165. Шмеман А., проф.-прот. Водою и Духом. Опыт литургического исследования Крещения.1974

166. Штурук Г., свящ. Требник Митрополита Петра Могилы. История его происхождения, содержание и значение. Курс, сочин. Машинопись. Загорск, 1955.

167. Юцковский Ф. О значении и древности действий, совершаемых при освящении храмов.СПб., 1844.

168. Яблоков А. О происхождении чина присоединения мухаммеддан к Православной Христианской вере. Казань, 1881.

 

Введение 3

Глава I

БОГОСЛУЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ И ЧАСТНОЕ. 5

1. Периоды истории богослужений Русской Церкви. 6

2. Требник 8

История происхождения Требника 8

Виды Требников и их содержание. 9

Чинопоследрвакие соединяемым из иноверных к Православной Кафолической. 12

Восточной Церкви. 12

Последование молебных пений 13

3. Таинства • их назначения 13

4. Виды священнодействий (обрядов) и их значение.17

5. Пастырь — совершитель Таинств18

Глава II

БОГОСЛУЖЕНИЕ ТАИНСТВ КРЕЩЕНИЯ И МИРОПОМАЗАНИЯ. 23

1. Молитва матери по рождении ребенка 23

Молитвы в первый день 23

Молитва о женщине, извергшей младенца 24

Молитвы сорокового дня 27

2. Схема богослужения Таинств Крещения и Миропомазания. 28

Молитвы младенцу, предваряющие крещение 28

Чин оглашения. 28

Чин крещения. 28

Чин миропомазания-. 29

Воцерковление 29

3. Символика Таинства Крещения 29

4. История формирования чинопоследовання Крещения 30

Наречение имени. 31

Молитвы сорокового дня 31

Чин оглашения. 32

Молитвы запрещений в чине оглашения. 34

Отречение от сатаны 35

Сочетание Христу 36

Чин Крещения 37

Освящение воды.38

Освящение елея и помазание им воды и крещаемого.40

Погружение крещаемого в воду и облачение в белые одежды. 41

5. Богословский смысл Таинства и содержание молитвословнй чина Крещения 41

Молитва на наречение имени младенцу. 42

Молитвы сорокового дня 43

Чинопоследование оглашения. 44

Молитва во еже сотворити оглашенного.•. 44

Молитвы запрещения злых духов 45

Отречение от сатаны 47

Сочетание Христу 47

Завершительная молитва чина оглашения.48

Чин Крещения 49

Освящение воды. 49

Освящение елея 52

Погружение крещаемого в воду и облачение в белые одежды. 52

6. Символика Таинства Миропомазания. 54

7. История формирования чина Миропомазания 54

Хождение вокруг купели. 58

Чтение лрокимна Апостола и Евангелия. 58

Омовение частей тела, помазанных святым Миром. 59

Пострижение волос 59

Воцерковление 60

8.Прнготовление святого Мира 60

Схема чина мироварения 61

9.Освященне приготовленного Мира. 62

Схема чина освящения Мира. 62

10. Богословский смысл Таинства и содержание молитвословнй чина Миропомазания 63

Помазание святым Миром новокрещенного. 64

Хождение вокруг купели и слушание чтения Священного Писания. 65

Молитвы на измовение святого Мира./65

Молитва на пострижение волос. 66

Воцерковление 67

Глава III

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ 69

1. Символика Тшнкти 69

2. История формировав» Чина Покаяния. 70

Установление Таинства Покаяния. 70

Публичное Покаяние.72

Тайная исповедь.77

3. Схема чинопоследования исповеди 82

4. БОГОСЛОВСКИЙ смысл Тшнства • содержите молнтвословий. 83

Священник — совершитель Таинства Покаяния 83

Подготовка священника к совершению исповеди 85

Увещание к кающемуся перед исповедью.89

Священное Писание о покаянном делании христианина.91

Подготовка кающегося к исповеди.95

Начальный момент исповеди.101

Покаянное обращение к Богу104

Молитвы священника о кающихся и обращение к ним111

Чтение Символа веры112

Исповедание кающимся своих грехов117

Оепитимиях, 119

5. История совершения исповеди в Русской Церкви121

Глава IV
БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ПРАВОСЛАВИЮ.127

1. История принятия • Церковь иноверных127

2. Чины присоединения к Православию через Таинство Крещения131

Схема чинопоследования., 131

Происхождение и содержание чина131

3. Чины присоединения к Православию через Таинство Миропомазания.133

Схема чинопоследования133

Происхождение и содержание чинопоследования133

4. Чины присоединения к Православию через Таинство Покаяния135

Схема чинопоследования135

Происхождение, содержание и виды чинопоследований.135

Глава V

БОГОСЛУЖЕНИЕ ТАИНСТВА БРАКА137

1. Союз брачный137

Возникновение брачного союза и формы его совершения138

Формы совершения брака в Древней Церкви.140

Форма заключения брака в Русской Церкви.142

2. Символика Таинства Брака.142

3. Схема богослужения обручения и венчания.144

Обручение:.144

Венчание:.145

4. Богословский смысл священнодействий обручения н венчания я содержание молитвословий.145

Обручение145

Начальный момент обручения.147

Обручение кольцами.: 149

Венчание150

Начало венчания150

Тайносоверщительный момент венчания.154

Чтение Священного Писания и общая чаша155

Образ круга во славу Святой Троицы.157

Окончание чина венчания158

5. История чина обручения.159

6. История чина венчания.160

7. Совершение браковенчания в Русской Церкви.162

Богослужение Таинства венчания второбрачных166

1. Историческое формирование чина венчания второбрачных.166

2. Схема чина венчания второбрачных.168

3. Идейный смысл молитвословий чина венчания второбрачных.168

4. Совершение чина браковенчания второбрачных в Русской Церкви.169

Глава VI

БОГОСЛУЖЕНИЕ ТАИНСТВА ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ171

1. Символика Таинства.171

2. История формирования чина Елеосвящения173

Пресвитеры — совершители Таинства святого елея.175

Епископы — совершители Таинства святого елея176

Лица, воспринимающие силу Таинства святого елея176

Лампада для елея180

Возжжение светильников 181

Употребление вина и воды в Таинстве Елеосвящения 182

Схема чинопоследования Елеосвящения.182

I Молебнов пение 182

II Освящение елея 183

III Помазание болящего елеем183

4. Содержание богослужебных текстов чина и их богословский смысл183

5. Совершение Таинства Елеосвящения в Русской Церкви.188

Чин причащения больных на дому.190

1 Таинство святой Евхаристии190

2. История чинопоследования причащения больных191

3 Схема чинопоследования193

4 Священнодействия чина и их духовный смысл 193
Чин бываемый на разлучение души от тела194

1 История чннопоследования «Отходной»194

2 Схема чинопоследования195

3 Богословский смысл молитвословий чина 196

Глава VII

ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА199

1. История возникновения чинов посвящения.199

2. Символика хиротонии и хиротеснн203

Чин посвящения в чтеца и певца.204

1 История возникновения чина204

2 Схема чина посташюния чтеца, певца, свещеносца206

3 Идейный смысл священнодействий чина207
Посвящение в иподиакона208

1 История возникновения чина 208

2. Схема чина посвящения в иподиакона208

3 Идейный смысл священнодействий поставления в иподиакона.208

Рукоположение во диакона.209

1 История установления чина209

2 Схема чинопоследования хиротонии во диакона 210

3 Идейный смысл священнодействий чина рукоположения во диакона 211

Рукоположение во священника212

1 История установления чина212

2 Схема чинопоследования хиротонии во пресвитера 213

3 Идейный смысл священнодействий рукоположения во пресвитера214
Рукоположение во епископа215

1 История установления чина 215

2 Схема чина хиротонии во епископа.216

3 Идейный смысл священнодействий рукоположения во епископа 217
Возведение в чины протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита218

1 Возникновение хиротесий в священные чины (протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита) 218

2 Схема хиротесий в чины протодиакона и протоиерея219

3 Схема хиротесий в чины игумена и архимандрита219

4 Идейный смысл священнодействий чинов воэведенияв протодиакона, протоиерея, игумена и
архимандрита219

Глава VIII

ЮГОСЛУЖЕНИЕ ПОГРЕБЕНИЙ И ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ221

Молитвенное «последование по исходе души от тела».221

1 Понятие о смерти и молитвенном последовании об умершем221

2 Схема чина по Требнику 222
Чины отпеваний.223

1 Понятие о них и назначение223

Чин отпевания мирских человек224

1 История формирования чина отпевания мирских человек224

2 Схема современного чинопоследования отпевания мирских человек 228

3 Содержание и смысл молитвословий и священнодействий 228
Чин отпевания мирских человек в Светлую седмицу Пасхи231

1 Происхождение чина231

2 Схема чинопоследования 232
Чин отпевания младенцев.232

1 Происхождение чина 232

2 Схема современного чинопоследования233

3 Содержание и смысл молитвословий чина 234
Чин отпевания монахов235

1 История чина235

2 Схема современного чинопоследования235

3 Содержание молитвословий чина 236

Чин отпевания священников.237

1 История чина 217

2 Схема современного чинопоследования218

3 Содержание молитвословий чина211

Чины отпевания архиереев241

1 История чина 241

2 Схема чинопоследования242
3 Содержание молитвословий чина241

О чинопоследовании над усопшим неправославным.246

Чинопоследование панихиды.248

1 Понятие о панихиде и времени ее совершения248

2 Схема чинопоследования панихиды в пяток вечера в притворе храма по Типикону (глава 14)244
3 Литии об усопших250

Поминовение усопших по уставу православной церкви250

1 Молитва за усопших250

2 Церковный устав о поминовении 251

Вечерние богослужение 251

Утреннее богослужение252

Дневное богослужение 253

Вселенские родительские субботы254

Субботы Великого поста255

Субботы малых постов 256

Дмитровская суббота 256

Радоница256

Четверток седьмой седмицы но Пасхе 256

Поминовение убогих258

1-й 9-й, 40-й день и година258

Сорокоуст258

Обычные субботы 259

Поминовение воинов 29 августа 259

Благословение колива в праздники259

ГЛАВА IX
БОГОСЛУЖЕНИЕ МОЛЕБНЫХ ПЕНИЙ 261

1. Виды молебных пений261

2. Содержание молебных пений и история возникновения чинов264

3. Чинопоследование молебна общего280

4. Богослужение малого освящения воды.280

Символика водоосвящения280

История формирования чина 281

Схема чина 282

Содержание молитвословий чина 283

ГЛАВА Х
БОГОСЛУЖЕНИЕ ОСВЯЩЕНИЯ ХРАМА285

1. История формирования чина.285

2. Схема чинопоследования освящения храма архиереем.290

3. Литургический смысл священнодействий и молитвословий чина освящения храма292

4. Особенности чина освящения храма священником.300

5. Малое освящение храма»,.301

6. Освящение принадлежностей храма.303

7. История чинов малого освящения храма и его принадлежностей в Русской Церкви305

Устав бываемый о поколебавшейся святой трапезе 305

Чин во отвержение церкви от еретик осквернившейся 305

Чины и молитвы на освящение различных церковно-богослужебных принадлежностей306

8. Чинопоследование освящения нового дома.306

1 Схема чинопоследования306

2 Происхождение чина и содержание молитвословий 307
Библиография

 


[1] Профессор Н. Д. Успенский. Византийская литур<


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 904; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.249 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь