Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Иудеи за пределами Палестины в V в. до Р. X.
Прежде чем перейти ко времени, когда иудеи оказались под властью греков (после того, как Александр Великий положил конец существованию персидского государства), бегло ознакомимся с тем, как жили иудеи за пределами Палестины. В V в. до Р. X. за пределами Палестины находилось много иудеев: иных вынудили покинуть страну силой, другие переселились добровольно. Информация о жизни этих иудеев, которую предоставляет археология, в значительной мере проясняет богодухновенные тексты и подтверждает, вне всякого сомнения, их историческую достоверность. Приведем хотя бы совет пророка Иеремии изгнанным иудеям, чтобы они строили дома, жили в тех домах, разводили сады и ели плоды их, увеличивались в числе, а не умалялись, и заботились о благосостоянии того места, где они живут изгнанниками (Иер. 29, 5-7). Когда в 1889 году археологическая экспедиция университета Пенсильвании начала раскопки в древнем Ниппуре (к югу от Вавилона), там в одной комнате размером 5, 4x2, 7 м было найдено значительное количество обожженных глиняных табличек. Эти таблички, числом до семисот, относятся к годам правления Артаксеркса I (465-424 гг. до Р. X.) и Да-рия II (423-404 гг до Р. X.), однако была среди них и табличка времен правления Артаксеркса II. Эта комната, в которой в больших глиняных сосудах, закупоренных для надежности асфальтом, находились упомянутые выше таблички, была тайником, содержавшим архив документов одной иудейской купеческой семьи Мурашу, или, вернее, как бы теперь сказали: «Дом Мурашу и сыновья. Международный банк. Страхование, аренда, ссуды, продажа движимого и недвижимого имущества. Местопребывание — Ниппур, филиалы во всех городах! » Эта иудейская семья соблюла с величайшим тщанием совет Иеремии, и таким образом ей удалось оказывать значительное влияние на жизнь вавилонян и иудеев в течение 150 лет. На различных документах об аренде, продаже, ссудах под проценты (20%) люди, не умевшие писать, заверяли документы... отпечатками ногтей! О тяжелом проценте за ссуду (20%), о залогах и ипотеках говорится в книге Неемии. Там, в частности, сказано: Быша нецыи глаголюще: сынове наши и дщери наша мно-зи суть нам; и да возмем (за цену) пшеницу и ядим и живи будем. И быша нецыи глаголюще: села наша и винограды наша и домы наша мы да дадим в залог, и возмем пшеницу, и ясти будем. И быша нецыи глаголюще: взаим взяхом сребро на дани царевы, дадим села наша и винограды наша и домы наша (Неем. 5, 2-4). Итак, архив товарищества «Мурашу и сыновья» подтвердил эти слова Неемии. Мы располагаем также большим количеством имен, расписок, договоров из того же архива, свидетельствующих о том, что эти иудеи-банкиры имели торговые отношения с персами, мидийцами, халдеями, арамеями, а также, что представляет особый интерес в данном случае, с теми иудеями, которые были тогда свободными гражданами. В том же архиве фигурировало значительное количество иудейских имен — факт, который свидетельствует о том, что многие из изгнанных не вернулись в Палестину, а остались в Вавилоне и неотступно следовали совету Иеремии. Особое значение приобретает тот факт, что среди имен было очень распространено имя Мардохей, которое упоминается в истории Есфири1. Между тем как иудеи Ниппура занимались земледелием и торговлей, другая иудейская колония на египетском острове Элефантина представляла собой военный и административный пункт. В арамейских текстах Элефантины, которые предоставила в наше распоряжение археология, говорится о крепости Гев и крепости Сиены. Крепость Гев была расположена на одном узком островке Нила, напротив современного Асуана, а Сиена была в самом Асуане. Сиена рассматривалась как южная граница Египта. В Священном Писании упоминается выражение: от Мигдола до Сиены (Иез. 29, 10; 30, 6). Мигдол (Исх. 14, 2) находился возле Суэца, в северной части Египта. Таким образом, слова от Мигдола до Сиены обозначают: «от одной крайней точки Египта до другой». На острове Элефантина, который расположен у первого порога Нила (примерно 1080 километров к югу от Каира), американскому путешественнику Чарльзу Уилбурну удалось приобрести несколько арамейских папирусов во время его посещения Асуана в 1893 г. В 1904 г. два английских путешественника, леди Сэсиль и сэр Роберт Монд, стали обладателями и других папирусов, какие-то папирусы попали также в руки немецких ученых. К 1914 году было опубликовано значительное количество текстов этих папирусов, и таким образом мы получили немалое количество информации о жизни иудейской колонии на острове Элефантина в период с 500 по 400 гг. до Р. X. Эти папирусы содержали официальные или частные документы о передаче имущества, договоры и письма2. Американский археолог Олбрайт считает, что папирусы с Элефантины были написаны немного позднее 587 г. до Р. X. теми иудеями, которые были потомками переселенцев из Палестины.3 Об их бегстве в Египет свидетельствуют главы 41-45 еврейского текста пророка Иеремии (в греческом тексте 48-51 главы). Из этих же папирусов мы узнаем, что купля-продажа имущества происходила точно таким же образом, как описывает пророк Иеремия (Иер. 32 (греч. 39), 8-14): эта процедура была установлена вавилоняна-ми, которую приняли и персы. В этих папирусах упоминается также Раум ваалтам (слав.; в греч. тексте — Реум валтаам. — Ред.), то есть Ре-хум-советник (евр. текст) из 1-й книги Ездры (4, 8), который вместе с другими высокопоставленными лицами враждебно отнесся к Неемии и его попыткам построить стены Иерусалима. Из тех же текстов мы черпаем информацию и о титуле высокопоставленных лиц, которые по-персидски назывались pekid и упоминаются в персидских текстах и в Священном Писании (Есф. 2, 3. Неем. 11, 9 и т. д.). Как титулы, так и деятельность администраторов и судей в какой-либо персидской колонии не только проясняют для нас характер управления этими землями, но, как пишет профессор Томпсон, дают обширный материал для осмысления текстов Священного Писания. По этой причине мы постоянно убеждаемся в том, что в Священном Писании каждый раз использовался именно тот титул, который имел определенное значение у персов в каждом отдельно взятом случае, при котором он упоминался1. Одним из самых интересных текстов является папирус, представляющий собой письмо 408/407 г. до Р. X. к правителю Иудеи, в котором иудеи крепости Гев испрашивали разрешение на постройку храма на острове Элефантина. Это письмо позволяет в достаточной мере точно представить жизнь Палестины того времени. В этом же папирусе упоминается Санаваллат, враг Неемии (Неем. 2, 10 и далее), двое его сыновей, о которых мы уже писали. К тому же этот папирус разрешил вопрос с датировкой жизни Неемии: его деятельность относится ко времени Артаксеркса I. В этом письме упоминается имя первосвященника Иoa-нана, который был вторым первосвященником, после Елиашива, как говорится в Ветхом Завете (Неем. 12, 22, 10, 11). Кроме того, иудейский историк Иосиф упоминает некоего персидского военачальника, по имени Вагосис, и некоего первосвященника, по имени Иоанн2. Имя «Ваго-сис» фигурирует и в вышеупомянутом письме. Итак, на основании всех этих данных мы приходим к выводу, что Неемия жил до 407 г. до Р. X. Поскольку же он пришел в Иерусалим на двенадцатом году царствования Артаксеркса, а Артаксеркс I правил с 465 по 425 г. до Р. X., то выходит, что Неемия пришел в Иерусалим в 445/444 г. до Р. X. Так, npoфес сор археологии Томпсон пишет: «Удивительным образом находка нескольких арамейских папирусов в Египте, за сотни миль от Палестины, помогает нам точно датировать время деятельности лица, упомянутого в Священном Писании»3. После конца V в. до Р. X. мы вступаем в темный период иудейской истории. Однако благодаря археологии мы все-таки обладаем некоторой информацией о том времени. Так, в 1962 году в распоряжение ученых поступила значительная коллекция папирусов из Самарии, проливающая свет на период длительностью в сорок лет, с 375 г. по 335 г. до Р. X. Несмотря на то что содержание этих папирусов, как пишет Томпсон, «скудно и банально», однако «они дают столь необходимую информацию о пока еще неясном периоде истории Палестины. Действительно, нет другого периода столь мало изученного, как IV в. до Р. X. Эти папирусы дают на сегодняшний день ряд имен правителей (Самарии), как, например, Санаваллат I, сын Санаваллата, Делайях, Санаваллат II, сын Санаваллата II, Анания, и Санаваллат III»1. Что касается IV в. до Р. X., то при упоминании о нем взоры обращаются в основном на македонского полководца Александра Великого.
Разрушение Тира
Очень интересным, до какой-то степени апокалиптическим, является рассказ о разорении города Тира в 332 г. до Р. X., подтверждающим, что Господь твердо блюдет верность Своего слова. Более чем за 250 лет до этого пророк Иезекииль предсказал все с ошеломляющей четкостью и поразительной точностью. Он говорил: «Се, Аз на тя, Сор, и приведу на тя языки многи, якоже восходит море волнами своими. И обвалят стены Сора и разорят столпы твоя, и развеют прах его из него и дам его во гладок камень. Сушение мрежей будет среде моря, яко Аз глаголах, глаголет Адонаи Господь: и будет на пленение языком... Иразсыплет (враг) стены твоя, и домы твоя вожделенныя разорит, и древа твоя и камение твое и персть твою среде моря ввер-жет... И дам тя во камень гладок, сушение мрежное да будеши...» (Иез. 26, 3-5, 12, 14). Пророчество из третьего стиха осуществилось немногие годы спустя: войско Навуходоносора (605-562 гг. до Р. X.) устремилось на Тир, подвергло его осаде и склонило под власть вавилонян на тринадцать лет (585-573 гг. до Р. X.). Однако перед тем, как город сдался, его жители переселились со своим имуществом на остров, который находился прямо напротив Тира на расстоянии примерно 900 метров. Навуходоносор захватил тот Тир, что был на материке. От того города остались разва-лины, но новый город, который был основан на острове, продолжал благоденствовать и процветать до тех пор, пока в этот район Средиземноморья не пришел Александр Великий (333-332 гг. до Р. X.). При нападении Александра Великого на город Тир осуществилось и пророчество других стихов, приведенных из двадцать шестой главы книги Иезекииля. Подготовка к осаде Тира, построенного на острове, в дни Александра Великого продолжалась в течение семи месяцев1. Для того чтобы захватить город, македонский полководец соорудил насыпь (дамбу, мол) от материка до острова, где находился новый город, дабы соединить остров с сушей. Для сооружения дамбы была использована древесина с Ливана и развалины старого города. Однако, поскольку возведению этих построек сильно препятствовал тирский флот и атаки тирян, защищенных на острове городскими стенами, Александр решил, что и ему нужен соответствующий флот. И в самом деле, в распоряжение Александра предоставили свои флоты цари Библа, Арада и Кипра (с Кипра было поставлено 120 кораблей). Таким образом, при поддержке флота численностью в 220 кораблей, что все же было меньше, чем флот тирян, Александр Великий завершил сооружение насыпи и потопил часть тирского флота. Тогда он переправил по дамбе большие осадные машины, каждая из которых была пятьдесят метров высотой и насчитывала по двадцать этажей! При помощи этих устройств, которые были выше, чем стены города, Тир удалось захватить. Взятые в плен жители (13000 согласно Арриану и 30000 согласно Диодору) были проданы в рабство1.
Таким образом, пророчество Иезе-кииля о том, что камни, деревья и землю города бросят посреди моря, исполнилось с поразительной точностью, ведь войско Александра Великого, как уже было сказано, при сооружении насыпи использовало руины старого города, которые были сброшены в море2. После всего этого от старого города остались голые скалы, на которых рыбаки расстилали и сушили сети! Словом, «это пример исполнения» пророчества «с невероятной точностью даже в мелочах! »3
Книга Есфири
Есфирь — это небольшая книга Ветхого Завета, повествующая о событиях времен Ксеркса I (486-465 гг. до Р. X.), который в Ветхом Завете именуется Ассуиром (Ахашверошем). Есфирь — очень «сложная» книга, поскольку в большинстве случаев не представляется возможным навести справки об упоминаемых в ней личностях, если иметь в виду внебиблейские источники. Главные персонажи книги — царица Астинь, Аман и Мардохей не встречаются во внебиблейских текстах, за исключением текстов Иосифа Флавия. Однако раскопки, равно как и другой общеисторический материал, демонстрируют, что священный писатель богодухновенной книги Есфирь был хорошо информирован об общей картине и частностях, характерных для того времени. Ксеркс I (Ассуир) был лицом историческим. Образ Ксеркса, который рисует книга, а именно то, что этот царь был сластолюбивым, абсолютно согласуется с тем, что о нем рассказывает историк Геродот в своей «Истории». Ксеркс увеличил и достроил свой гарем в Персеполисе, как о том свидетельствуют археологические находки1, также известно и о его отвратительных кровосмесительных связях2. К тому же описание убранства его дворца — дорогие шатры, пестрые занавески, золотые и серебряные ложа — в полной мере соответствует пристрастию к показной роскоши, с которой украшались персидские дворцы. Раскопки, проведенные в Сузах, столице Дария и Ксеркса I (Ассуира), дали ооильнеишии материал, который подтверждает богатство и блеск убранства дворцовых стен и прочего3. Здание дворца занимало площадь в 10 117 кв. м., где имелись колонный зал с 72 колоннами, гарем, царская сокровищница и т.д. Следует упомянуть также о прекраснейшем тронном зале, который был украшен 36 колоннами с каннелюрами4, каждая из которых достигала высоты приблизительно 20 метров; они поддерживали крышу, сделанную из ливанского кедра. Капители колонн завершались резными изображениями бычьих голов с частью туловища. Карнизы стен и фризы внутренней части зала были украшены разноцветными изразцами, выложенными в форме роз и т. д.1. Археологи очень красочно описывают этот дворец, строительство которого началось при Дарий I. Все они подчеркивают, что он был построен из лучших пород дерева и украшен золотом, серебром, драгоценными камнями и эбеновым деревом; в его строительстве принимали участие мастера со всего царства2. Находки из дворца города Сузы времен Ксеркса были столь многочисленны и впечатляющи, что парижский Лувр выделил два огромных зала под экспозицию этих сокровищ3. История Есфири легко датируется годами правления Ксеркса, поскольку он царствовал двадцать один год, а события соответствующей книги не выходят за хронологические рамки двенадцатого или, возможно, тринадцатого года его правления (Есф. 3, 7, 12). Пир, который был дан Ксерксом на третий год, вероятно, совпадает с великим советом, который он созвал, прежде чем вторгнуться в Грецию; а следующие четыре года, истекшие прежде чем Есфирь стала царицей, вполне могли соответствовать тому периоду, когда Ксеркс отсутствовал, будучи в Греции (Есф. 1, 3; 2, 16), как о том сообщает и Геродот. Все комментаторы книги Есфири отмечают, что многие нравы и обычаи, которые описаны в ней, полностью соответствуют тем, что были у персов. Так, например, приготовление к пиру и его роскошность (1, 6-8), земные поклоны царю от придворных (3, 2), суеверное представление о днях благоприятных и неблагоприятных (3, 7), запрет на вход во дворец для находящихся в трауре (4, 2), повешение как высшая мера наказания (5, 14), облачение царского благодетеля в царские одежды (6, 8-9), отправка гонцов («книгонош») с царскими бумагами (3, 13; 8, 10) — это все персидские обычаи тех времен, которые в наше время хорошо известны из письменных памятников, найденных при археологических раскопках. Кроме того, в книге Есфири встречается много персидских слов, в основном административного и торгового обихода. Все эти факты, как отмечает профессор археологии Джозеф Фри, свидетельствуют о том, что человек, писавший книгу Есфири, был истинным знатоком персидской жизни и нравов. Конечно, еще могут возникнуть трудности при объяснении и уточнении сведений, касающихся определенных лиц, однако можно надеяться, что будет найден дополнительный археологический материал, который прояснит многие события и укажет на их историчность4. Факты, приведенные в 2-10 главах книги Есфири, совпадают с периодом жизни Ксеркса после 479 г. до Р. X. (когда он вернулся после поражения при Платеях)1. В этот период Есфирь стала царицей Персии и, следовательно, была в силах спасти народ свой, иудеев, от козней Амана, который ранее советовал Ксерксу истребить иудеев (Есф. 3, 8, 9, 13). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы