Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Рукописи Кумрана, или Мертвого моря⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27
В Иудейской пустыне, а именно в различных пещерах в районе Кумрана (северо-западная часть Мертвого моря) с 1947 по 1964 г. были найдены многочисленные рукописи. Первые семь папирусов случайно обнаружил молодой бедуин Мухаммед-эд-Диб в 1947 году в одной из труднодоступных пещер Кумрана. Содержание этих рукописей вызвало живой интерес исследователей-специалистов — богословов, религиеведов, археологов, филологов, историков, социологов, палеографов и др. Все это привело к тому, что места эти были тщательно исследованы, ученые открыли многочисленные пещеры, руины зданий (10 км южнее Иерусалима), в которых жила большая иудейская монашеская община Кумрана. Между 66 и 70 гг. по Р. X. эта монашеская община с величайшей тщательностью спрятала вышеупомянутые рукописи в то самое время, когда десятый римский легион продвигался по долине реки Иордан к Иерусалиму. Перед лицом нависшей опасности иудейские отшельники позаботились о том, чтобы эти тексты сохранились как можно лучше. Таким образом, благодаря сухому, жаркому климату рукописи хорошо сохранились в течение почти двух тысяч лет. Здесь было бы своевременным сделать несколько общих замечаний об иудейской общине Кумрана. Существуют различные мнения относительно целей этой общины, и особенно ее связей с Ессеями (или Ессена-ми), «сыновьями Задока» или «ересью сыновей Задока» (или Дамаска) и христианами. Мы не будем углубляться в эти вопросы, поскольку это не входит в задачи данной книги, а просто попытаемся дать общую картину организации и жизни общины. В переломное время конца II в. до Р. X. благочестивые иудеи верили, что наступает конец этого грешного мира, близится суд и кара, о которых говорили пророки Ветхого Завета. Поэтому многие из тех иудеев, которые уверовали в то, что они избранники Божий, покинули города, отделились от своих соплеменников и нашли пристанище в районе Кумрана. Иудеи Кумрана верили, что они последние из оставшихся верующих. Члены общины употребляли названия, которые указывали на завет Господа со Своим народом. Так, они назывались «избранными», «святыми Всевышнего», «сыновьями света», «святым народом», «бедняками паствы» и «общиной Израиля и Аарона». Они верили, что они были теми, кто хранит закон Бога, и желали жить в соответствии с ним. Они изучали закон (тору) и пытались его толковать, согласуясь с тем методом, которому учил их «учитель праведности» (или «праведный учитель»); учитель показал им путь святости и то, как надо жить, чтобы служить Господу в этот переломный момент. Они верили, что Бог даровал им особое просвещение для толкования Священного Писания. Члены общины ожидали прихода эпохи Мессии. А до тех пор им полагалось подчиняться суровым законам общины, чтобы быть готовыми принести искупление за Израиль, который отвернулся от Бога, и за весь мир. Община была устроена по образцу общежительного монастыря. Ее членами были священники (то есть сыновья Задока) и миряне. Первыми в иерархии стояли священники, затем следовали левиты, старейшины и остальные верующие. Верующие были разделены на тысячи, сотни, полусотни и десятки. На совет из двенадцати членов (род высшего суда), три четверти которого составляли священники, была возложена обязанность блюсти порядок в общине. Если кто-то хотел стать членом общины, ему надо было пройти многочисленные ступени искуса. Когда же человек становился полноправным ее членом, он должен был поклясться в верности закону Моисея, жить в согласии с ним и избегать лукавых людей и их дела. В общину принимались мужчины и женщины, брак и семейная жизнь не запрещались. Жизнь в общине выражалась в разного рода действах, главными из которых были крещение и общая трапеза с молитвой. В них принимали участие все члены общины, занятия которых были разнообразны: там были гончары, писцы, переписчики, земледельцы. Отводились определенные часы для молитвы, медитации и часы труда. В течение всей ночи члены общины изучали закон (тору), будучи разделены на три «стражи», или «караула» (смены). Если же члены общины нарушали установленный порядок, то несли наказание. Фактически монастырской общиной Кумрана руководили священники (сыновья Задока). Объединяющим началом был Ветхий Завет, который изучали денно и нощно и постоянно переписывали. Это была «апокалиптическая» община, члены которой с напряженным вниманием ожидали быстрого ниспровержения зла и воцарения Царства Божия на земле1. Первые поселенцы Кумрана верили, что конец света очень близок, они решили, что тот самый миг настал, когда римляне вторглись в Палестину в 63 г до Р. X. Однако по непонятным причинам они на какое-то время покинули Кумран и переселились в Дамаск, откуда и вернулись после смерти Ирода. Они пребывали в Кумране до 68 г. по Р. X., когда римляне начали подавление восстания иудеев. В каком-то смысле конец действительно настал, но не такой, какого ожидали члены общины Кумрана. Рукописи Кумрана, которые были найдены в основном в одиннадцати маленьких пещерах и в развалинах общинных построек, датируются 100 г. до Р. X. или даже ранее. Таким образом, они представляют собой древнейшие из сохранившихся рукописей Ветхого Завета. До их открытия мы располагали только найденным в Египте «Папирусом Наш», датируемым III в. до Р. X. Однако, это был всего лишь небольшой фрагмент, содержащий десять заповедей, написанных на иврите2, в то время как рукописи Кумрана весьма пространны и содержат практически все книги Ветхого Завета. Большинство рукописей Кумрана написано на коже чернилами, изготовленными из углеобразного вещества, полученного сжиганием дерева или железа. Они были созданы за 1000 лет до «Алеппского кодекса», написанного около IX в. по Р. X. на пергаменте1. Однако существуют рукописи Кумрана и на папирусе. Одна из них представляет собой скрепленные вместе листы меди, на которых процарапаны буквы. Все эти тексты написаны на иврите, по-арамейски и некоторые — по-гречески. Итак, поскольку самая древняя еврейская рукопись Ветхого Завета, которой мы располагали до кумранских находок, восходила к IX в. (если не считать «Папируса Наш»), то у тех, кто занимался Ветхим Заветом, всегда было огромное желание раздобыть более древние рукописи. Тогда можно было бы сравнить тексты древнейших рукописей с современным еврейским текстом. Сличение помогло бы проверить подлинность современного текста. Теперь рукописи Кумрана отодвигают историю текстов Ветхого Завета почти на тысячу лет назад, поскольку мы стали обладателями текстов, датируемых, по крайней мере, 100 г. до Р. X., а может, и еще более ранними2. Это обстоятельство делает открытие рукописей «самым впечатляющим археологическим открытием нашего времени»3. Рукописи Кумрана содержат в себе тексты всех книг Ветхого Завета, кроме книги Есфирь4, «вероятно, из-за лояльности, которая демонстрируется в этой книге по отношению к языческому миру»5. Рукописи также содержат тексты из апокрифических книг, книги Второзакония и подложных книг Ветхого Завета. Также имеются комментарии, например, комментарии к книге пророка Аввакума и парафразы, как, например, «Апокриф книги Бытия». Кроме того, в рукописи включены учебники, сборники гимнов и молитв, другие нравоучительные и дидактические тексты, связанные с жизнью, культом и организацией иудейской общины Кумрана. Таким образом, все эти рукописи — десять полных папирусных свитков Мертвого моря и тысячи отрывков, которые первоначально были частями почти шестисот рукописей, — составляют существенное собрание литературных источников, охватывающее собой весь Ветхий Завет и другие религиозные трактаты, сочинения и труды, касающиеся монашеской общежительной пустыннической общины Кумрана1. Тщательное сличение библейских текстов рукописей Кумрана (или Мертвого моря) с текстами Ветхого Завета позволяет сделать следующие важные выводы. 1. Эти древние рукописи в общем и целом совпадают с еврейским масоретским текстом, которым мы обладаем на сегодняшний день. Профессор археологии Томпсон отмечает: «В тех местах, где (библейские тексты Кумрана) отходят (от масоретского текста), они нередко следуют за греческим текстом Семидесяти, который в ряде мест отличается от еврейского. Кроме того, ясно, что в то время существовали списки еврейской Библии, отличавшиеся как от современного — масоретского, так и от греческого текста Семидесяти»2. Помимо этого, тщательное изучение текстов Кумрана показало, что во многих случаях текст Семидесяти гораздо более точен, чем считалось до сих пор3. Венгерский профессор Геза Вермес из Оксфордского университета, первый председатель Британского общества иудейских исследований, отмечает: специалисты и исследователи текста Священного Писания и его рукописной традиции на протяжении веков, обладающие всем этим новооткрытым материалом из Кумрана, «могут теперь достичь значительно большей точности в своих выводах, могут проследить тот путь, который проделал библейский текст до того, как обрел свой настоящий вид. Кроме того, они могут показать, что текст оставался в целом неизменным на протяжении последних двух тысяч лет»4. 2. Следует обратить внимание, что самыми большими и полными библейскими папирусами из рукописей Кумрана являются два папируса книги Исайи, один — Псалтири и один — книги Левит. Характерно то, что «рукопись книги Исайи почти абсолютно совпадает с масо-ретским текстом», которым мы располагаем сегодня1. Этот папирус был написан «предположительно в начале I века до Р. X.»2.
3. Тексты Кумрана ясно показывают, что масоретский текст очень древний. Хотя свой окончательный вид он приобрел только в последующее время, начало его формирования датируется, по крайней мере, I веком до Р. X. Очевидно, семьдесят толковников использовали в Египте несколько иной текст. Однако этот текст был известен в Палестине, что подтверждает материал кумранских рукописей. Кроме того, тот факт, что «было найдено много фрагментов не от одного, а от многих экземпляров книги пророка Даниила, указывает на то, что эта книга была написана задолго до 100 г. до Р. X., поскольку, когда книги переписывались от руки, проходило много времени, прежде чем текст был размножен и становился широко известен»3. 4. Папирусы Мертвого моря показали, что существовали разные, отличающиеся одна от другой редакции еврейской Библии, известные в те годы и имевшие хождение в Палестине. Поэтому перед иудеями встала острая необходимость принять решение, какой же текст следует признать единственно приемлемым. Этот выбор в конце концов сделали раввины в христианское время. Они действовали согласно преданию (масоре), которое господствовало в первые века христианской эпохи. Не исключено, что наличие ветхозаветных цитат, которые мы встречаем в Новом Завете и затрудняемся точно определить их место в Ветхом Завете, объясняется тем, что во времена Древней Церкви имели хождение различные тексты1. 5. В первые месяцы, когда были найдены рукописи Кумрана, и еще до того, как тексты были тщательно изучены, некоторые исследователи отстаивали тождество учений и жизни членов общины Кумрана с жизнью раннехристианской Церкви. Даже было высказано мнение, что истоки христианства следует искать в кумранской общине! Однако, как отмечает профессор Томпсон, «более тщательный анализ показывает, что эта картина вовсе не соответствует действительности. Существует огромное различие между двумя вышеупомянутыми системами, и нет абсолютно никакого основания считать, что христианство связано с сектой из Кумрана»2. Таким образом, община Кумрана «не была прототипом Церкви Христовой. Цели этой общины были совершенно иные»3. 6. Также нет абсолютно никакой прямой или косвенной связи между личностью Господа Иисуса Христа и первыми христианами с общиной Кумрана. «Учитель праведности» Кумрана никогда не считал себя Мессией, равно как не считали его Мессией и члены общины; кроме того, нет никаких сведений о том, как он умер. Господь наш Иисус Христос жил жизнью совершенно отличающейся от той, что вели люди из Кумрана. В учениях Господа и этой общины могли существовать сходные идеи, но это происходит оттого, что Господь, с одной стороны, принимал тот же самый священный текст, который был и у общины, а с другой — потому что Он жил на земле в образе Человека тогда, когда многие говорили об одних и тех же великих истинах. Богочеловек Господь Иисус Христос во многих важнейших моментах отличается от людей Кумрана как по Своей жизни, характеру общения, так и по той особой силе, которая была в Его святом учении4. 7. Сходства, существующие в языке и изложении мыслей текстов Кумрана и Нового Завета, вполне естественны. Это объясняется тем, что первые христиане видели, что в лице Господа Богочеловека дан полный и не подлежащий сомнению ответ на чаяния благочестивых иудеев, которые, как и люди, входившие в общину Кумрана, устали от царивше го тогда лукавства и вероотступничества. Люди Кумрана являют собой пример страстного и напряженного ожидания Мессии, характерного для того времени. Кроме того, рукописи Кумрана, содержащие комментарий к некоторым книгам Ветхого Завета, показывают, что эта община толковала Священное Писание в свете происходящих тогда событий и что комментаторы «считали себя особым сообществом, ожидающим Мессию»1. Ожидание Мессии завершилось приходом Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. И эта мессианская сторона Личности Господа представляет собой волнующий и разительный контраст с теми полными разочарований ожиданиями, которые были у людей из Кумрана [1].
Примечание 1. Среди некоторых специалистов существует мнение, что рукописи Кумрана — подделка. С 60-х годов XX века, несмотря на заявление, что существуют тысячи фрагментов, не сделано ни одной новой публикации. К рукописям не допускаются не только иностранные, но и израильские ученые (устное сообщение И.М. Дьяконова). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы