Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Города в Палестине и Сирии в I веке



 

Бесспорно, Иерусалим занимал первое место среди городов Пале­стины и Сирии в I веке. Однако, к сожалению, с помощью археологиче­ских раскопок к сегодняшнему дню удалось разгадать лишь малую часть его тайн.

 

Археолог профессор Томпсон пишет: «Мы предчувствуем, что древ­ний Иерусалим еще поставит множество вопросов перед археологами и исследователями. Для человека, изучающего и исследующего Еван­гелие, очень трудно рассуждать о проблемах, решение которых по­коится в земле Иерусалима. По прошествии времени и при необ­ходимости перестроить отдельные участки древнего города мы вправе были бы ожидать, что на свет поя­вятся ценные находки. Пока же мы должны удовлетворяться хотя бы теми сведениями, что у нас есть»1. В примечании Томпсон добавляет: «В последние годы были написаны две интересные работы, предостав­ляющие исследователям и ученым богатый материал о городе, в кото­ром произнес большинство Своих поучений Господь и где Он умер и был погребен: С. Симоне. Иеру­салим в Ветхом Завете (Лейден. 1952 г. — на англ. яз.); Г. Венсан и А. М. Стев. Иерусалим Ветхого За­вета (Париж. 1954 г. — на фр. яз.)». Но события, описываемые в Новом Завете, происходили не только в Иерусалиме. Они имели место и в других городах Палести­ны, Сирии, Кипра, Малой Азии, Греции и Италии. О многих из них мы узнали благодаря раскопкам. Однако существует множество районов, в которых раскопки еще только предстоят. Ограничимся пока городами Палестины и Сирии.

1. Как известно, во времена Нового Завета Финикия находилась под властью римлян. Нас интересуют, главным образом, три финикийских города: Тир, Сидон и Птолемаида (Акко, современная Акра).

а) Христос находился однажды «в странах», или «в пределех», «Тир-ских и Сидонских» (Мф. 15, 21-28. Мк. 7, 24-30), и местные жители пришли к Нему, чтобы послушать Его и исцелиться от своих болезней (Мк. 3, 8. Лк. 6, 17). В священном тексте не уточняется, бывал ли Хрис­тос в городе Тире. Однако известно, что некая сирофиникиянка, жив­шая в окрестностях города, добилась благодаря своей вере того, что Гос­подь исцелил ее дочь, которая была одержима нечистым духом. В одной из предыдущих глав1 мы уже достаточно подробно говорили о Тире в связи с захватом города Александром Македонским. Раскопки 1947 г. так же, как и последующие, явили свету важные находки римского вре­мени: монеты, надписи, улицы, галереи шириной свыше пяти метров, множество колонн из зеленого и белого мрамора, мозаики (особого вида, характерного для Тира), ипподром, саркофаги и т. д. Раскопки продолжаются, и тем самым снова и снова подтверждается правомер­ность характеристики, которую дал Тиру император Адриан, когда на­звал его «финикийской метрополией»2.

б) Сидон расположен севернее Тира. Внушительное число археоло­гических находок предоставляет нам богатейшую информацию о жизни города в римскую эпоху.

в) Птолемаида (Акка) упоминается только в Деяниях святых апо­столов в том месте, где говорится о третьем миссионерском путешест­вии апостола Павла (Деян. 21, 7). Из надписей известно, что в дни Не­рона здесь заканчивалась дорога, ведущая из Антиохии в Птолемаиду. В результате раскопок удалось пролить свет на судьбу города, начиная с ханаанейского времени и заканчивая сегодняшним днем.

2. Кесария Филиппова была тем местом, где произошло знаменитое исповедание апостола Петра, который засвидетельствовал, что Господь есть Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 13-20. Мк. 8, 27-30). В древ­ности город назывался Паниадой (или Кесария Паниадская), однако в 3 г. по Р. X. тетрарх Ирод Филипп дал городу имя Кесарии Филиппо­вой в честь императора Августа. После поражения иудеев от римлян (70 г.) город снова стал называться Паниадой, сегодня же его название звучит как Баньяс. В римское время население города составляли, глав­ным образом, греки, поэтому Филипп позволял устанавливать языче­ские алтари. Один грот, высеченный в труднодоступной скале, свиде­тельствует о существовании культа Пана. Греческие надписи времен Агриппы свидетельствуют о существовании жертвенника, посвященно­го нимфам. В этой пещере берет свое начало главный исток реки Иор­дан. Однако с помощью археологических раскопок ещё предстоит сде­лать множество открытий.

 

 

3. Что касается Вифсаиды, то здесь есть некоторые трудности. Веро­ятно, Ирод Филипп построил свою столицу, назвав ее Юлиадой в честь дочери Августа, на том самом месте, где находилась древняя Вифсаида. Однако археологические работы по определению месторасположения города еще не проводились. До 1987 г. считалось, что древняя Вифсаида располагалась напротив современного Хирбет-Эль Арадж, который на­ходится на холмах Галилеи. На основании того, что археологический слой, датируемый временем жизни Господа, носит следы пожара, Крае-линг отмечает, что это событие свидетельствует об исполнении слов Христа: «Горе тебе, Вифсаида! » (Мф. 11, 21)1. Однако в конце октября 1987 г. пришло сообщение о том, что немецкий ученый патер Пикснер локализовал местонахождение древней Вифсаиды на территории совре­менного Эт-Тэлло, расположенного в трех километрах севернее Хирбет-Эль-Арадж. Группа археологов из университета в Хайфе, проведя рас­копки в данном месте, поддержала точку зрения Пикснера. Доктор Ра­ми Арав, один из израильских археологов, сказал: «Мы пришли к за­ключению, что город процветал в эпоху, близкую к той, когда жил Иисус и что он был разрушен в результате восстания против римлян»2.

4. Капернаум (что означает дом Наума, или дом мольбы) встречает­ся в Евангелии довольно часто. Евангелист Матфей называет Каперна­ум городом Господа — «Свой град» (Мф. 9, 1), потому что там Он «имел постоянное пребывание», как отмечает святитель Иоанн Златоуст3. Именно здесь Христос начал Свою проповедь и сделал город центром Своей деятельности. Здесь Он исцелил многих людей, в числе которых были слуга сотника и теща Петра (Мф. 8, 5-17. Мк. 1, 21-34; 2, 1-12). Здесь произошло чудо с рыбой и статиром, которым Христос уплатил подать (Мф. 17, 27). Также по пути в Капернаум между учениками произошел спор относительно того, кто из них больше (Мк. 9, 33-37), и где-то рядом с Капернаумом они увидели Господа, ходяща по морю (Ин. 6, 19). Там же были произне­сены Господом важнейшие поуче­ния, как, например, наставления о хлебе жизни (Ин. 6, 32-35). Од­нако ввиду неистребимой гордо­сти жителей города Он произнес страшные слова горе тебе (Лк. 10, 13). Позднее Капернаум оказался полностью погребенным под зем­лей, и по поводу его точного место­расположения долгое время воз­никали споры. Таким вероятным местом считается сегодняшний Телль-Хум (арабский эквивалент иудейского названия Танхум). Первоначальное название «Капернаум» теперь подтверждено на основании арамейской надписи, обнаруженной профессорам Сукеником в ходе раскопок, которые проводились в древ­ней синагоге, в Хамат Гедер, вблизи устья реки Ярмук. В этой надписи говорится о людях, приносящих дары. Среди них упоминается некий Досифей из Капернаума (Кефар Наум)1. Руины Капернаума занимают территорию около двух тысяч метров вдоль берега озера Геннисарет. Однако на сегодняшний день мало что удалось обнаружить при раскоп­ках. По мнению Г. Корнфельда и Д. Н. Фридмана, наиболее значитель­ными являются следующие находки:

 

а) развалины синагоги III—IV вв., обнаруженные благодаря усилиям немецких археологов Г. Коля и С. Вацингера. Синагога была отрестав­рирована при участии Г. Орфали. Некоторые полагают, что ее построи­ли на развалинах и на фундаменте той синагоги, куда часто приходил Иисус и учил (Мк. 1, 21)2;

б) дом апостола Петра. Этот дом был построен около I века до Р. X., а во второй половине I века по Р. X. он превратился в центр религиоз­ной деятельности, в церковь, в место встреч. Христиан иудейского про­исхождения, живших в Капернауме, было довольно много, и у них сохранялось об этом живое предание. Надписи на стенах дома свиде­тельствуют о том, что люди верили в Иисуса, в Христа, в Господа, во Всевышнего и Благого, и о том, что они почитали апостола Петра как местночтимого святого. В середине V века христиане (не из иудеев) по­строили удивительный восьмиугольный храм с баптистерием, развали­ны которого были обнаружены в 1971-1972 гг. Испанская паломница в Святую Землю сообщает, «что дом первоверховного апостола сделался храмом». Другой паломник (около 570 г.) также сообщает о том, что дом Петра был превращен в место служения Богу1.

5. Горе, предреченное Христом, касалось не только Капернаума и Вифсаиды, но и Хоразина, отстоявшего от Капернаума, согласно Иеро-ниму, на две римские мили (Мф. 11, 21-23. Лк. 10, 10-13). Сегодняш­ний Хоразин находится в четырех километрах севернее Капернаума, там, где расположен Кеназе. В пределах города сохранились развалины синагоги, построенной из базальта, который здесь встречается повсюду. Синагогу датируют концом II — началом III вв. Наибольший интерес представляет собой почетное сиденье в дальней части здания, обращен­ное в сторону тех, кто собирался в синагоге. На нем восседали почетные гости и старейшины, которые поучали народ. Археолог Томпсон от­мечает: «Считается, что здесь находится один из образцов Моисеева се­далища, о котором идет речь в Евангелии от Матфея (Мф. 23, 2). Сиденье было сделано из базальта и имело надпись», в которой указы­валось имя жертвователя. «Подоб­ный трон известен и в Хаммате (к югу от Тивериады). Вероятно, в синагоге, которую посещал Гос­подь в Капернауме, находилось та­кое же «седалище Моисеево», на нем значилось имя сотника, его из­готовившего»1.

Окрестности Капернаума и Хоразина памятны тем, что здесь при помощи пяти хлебов и двух рыб Господь насытил пять тысяч мужей (Мф. 14, 21). Примечатель­но, что в одном древнем храме, обнаруженном при раскопках в Табгате на берегу озера между Ка­пернаумом и Тивериадой, сохра­нился великолепный мозаичный пол. На нем была изображена кор­зина, в которой лежал хлеб и рядом две рыбы. Очевидно, это изображение указывает на чудесное насы­щение пяти тысяч мужей.

 

6. Город Тивериада был построен на берегу озера с одноименным на­званием. В Новом Завете он упоминается только раз. Этот город являл­ся столицей владений Ирода Антипы, однако, поскольку он был постро­ен на месте бывшего кладбища, иудеи никогда не любили этот город. Как главный город царства второго сына Ирода Великого он имел важ­ное значение, и, несомненно, в его недрах сокрыты интереснейшие предметы. В ходе раскопок 1955 г. и последующих затем были обнару­жены древние бани с характерными признаками времен Ирода Антипы.

7. На Западе Галилеи расположены Назарет, Кана и Наин. Геогра­фическое местонахождение этих городов устанавливается довольно легко, даже если бы в нашем распоряжении оказалось совсем ничтож­ное количество археологических находок. Г. Е. Райт и Ф. В. Филсон от­мечают: «Это замечательно, что мы имеем возможность ознакомиться с наиболее важными местами, связанными с жизнью и деятельностью Иисуса. Место, где он родился, Вифлеем, город, где прошли его детские годы, Назарет, точно известны. Но что касается Галилейского моря, Ка­ны, Наина, Капернаума, Хоразина — в отношении их тоже не может быть сомнений»1. Мысль Райта и Филсона верна. Однако до сих пор мы не располагаем достаточно подробными сведениями об этих городах. Сегодня в Назарете можно увидеть множество храмов, но, пожалуй, «единственный древний памятник из всех — это источник, из которого Пресвятая Дева черпала воду, поскольку это был единственный источ­ник в округе. Одна из древних синагог, перестроенная и являющаяся те­перь действующим храмом, вероятно, может предоставить материал, свидетельствующий о той древней эпохе (...). Некоторые склонны счи­тать, что Назарет Нового Завета располагался на некотором расстоянии от современного Назарета»2. Тем не менее археологи нашли здесь ог­ромные пещеры, хранилища для зерна, большие сосуды для масла и символические изображения. Все это составляет интереснейший ма­териал, который дает сведения о духовной жизни первых христиан Назарета3.

8. Кана — это современный Хирбет Кана (Ин. 2, 1, 11; 4, 46). Наин сейчас — это деревня, сохранившая древнее название.

9. Кесария, расположенная на побережье Средиземного моря, явля­лась административной/столицей Иудеи во времена апостольские. В этом городе проповедовал Филипп (Деян. 8, 40), и два года содержался под стражей апостол Павел. Здесь жил сотник Корнилий (Деян. 10, 1) и проповедовал апостол Петр (Деян. 11, 11; 12, 19). Город построил Ирод Великий и назвал его так в честь кесаря Августа. Это было одно из луч­ших строительных достижений Ирода. В 1961 г. в ходе раскопок обна­ружили замечательный римский театр, а также прекрасный римский водопровод с арками и трубами. Из наиболее значительных здешних находок можно отметить редкую надпись с именем Понтия Пилата — римского наместника в Иудее в тот год, когда был распят Христос. Се­годня эта надпись хранится в Израильском музее в Иерусалиме1.

 

10. Самария была красивейшим из тех городов, которые построил Ирод Великий. Обширные работы по застройке города он начал в 27 г. до Р. X и назвал его Севастией в честь тогдашнего римского императора Августа — греческий эквивалент латинского слова «Август»). Ирод воздвиг и величественный храм в честь Августа, руины которого сохранились до наших дней. Храм был настолько высоким, что с его крыши в ясную погоду можно было разглядеть Средиземное море. Бы­ли найдены также развалины стадиона и городской площади. В этом го­роде благовествовал апостол Филипп, и проповедь его была весьма пло­дотворной. Здесь же был подвергнут наказанию Симон-волхв (Деян. 8, 5-25). Но и первые христиане весьма успешно проповедовали в этом городе (Деян. 1, 8, 8, 4-6). Обращение же апостола Павла способствова­ло тому, что в окрестностях Самарии новонасажденные церкви наслаж­дались миром (Деян. 9, 31). Мы, однако, не располагаем ни одним сви­детельством о посещении этого города Господом. Возможно, потому, что этот город был сильно эллинизирован, а Господь ограничивался проповедью, главным образом, среди иудеев. Археологи постоянно за­нимаются здесь поиском материалов во время своих периодических раскопок2.

11. Древний и хорошо известный со времен патриархов город Сихем некоторые отождествляют с Сихарем, о котором говорит евангелист Иоанн (4, 5). Однако другие считают, что Сихарь и Сихем — разные го­рода. Археолог Томпсон замечает: «Очевидно, придется ждать появ­ления более убедительных данных о городе, который был известен Иисусу»3.

12. Иерихон. Здесь произошли различные события, о которых упо­минается в Новом Завете, такие, как, например, исцеление слепых (Мф. 20, 30. Мк. 10, 46) и покаяние мытаря Закхея (Лк. 19, 1-10). Американ­ские археологи, начавшие с 1950 г. раскопки в Иерихоне римской эпохи, обнаружили много материалов, свидетельствующих о влиянии римско­го стиля в архитектуре. Археолог Д. Л. Келсо писал: «Кто бы мог поду­мать, что Иерихон Нового Завета — это часть Рима, которая как бы чу­десным образом была перенесена на некоем волшебном ковре-самолете с берегов Тибра на берега Вади Кельта... Когда подобный тип сооруже­ния встречается на территории Италии, то его относят ко времени не позднее, чем царствование Тиверия»1.

В том же районе, где проводили работы американские археологи, но немного западнее, в ходе раскопок было обнаружено большое строение (88 х 45 м). Монеты, найденные в его развалинах, свидетельствуют, что сооружение датируется временем правления Ирода Великого, Архелая и Агриппы. А значит, и временем Господа, Который мог видеть это зда­ние. Несомненно, это строение было знакомо мытарю Закхею (Лк. 19). Очевидно, что сооружения Ирода и его преемников создавались под влиянием римского искусства. Несмотря на находки в Иерихоне, одна­ко, все еще существует широкое поле деятельности археологов.

13. В нашем распоряжении имеются неопровержимые доказательст­ва того, что современный Вифлеем действительно является местом Ро­ждества нашего Спасителя Иисуса Христа. Уже со времен философа и мученика Юстина (около 150 г.) существовало живое предание о том, где находилась пещера Рождества. Древние авторы сообщают, что пе­щеру осквернил Адриан и около 140 г. она использовалась для отправ­ления культа бога Адониса. Однако благодаря этим действиям Адриана было сохранено предание о месте Божественного Рождества2. О сущест­вовании пещеры свидетельствует также Иероним, живший там, где она находилась. Наконец Константин Великий (323-337 гг.) очистил свя­щенное место от всего, что было связано с языческим культом, и воз­двиг над пещерой храм Рождества3.

В 325 г. епископ Макарий Иерусалимский сообщил Константину Великому о том, что в Вифлееме есть пещера, которую местные жители почитают как место Рождества Христова4. Тогда император отдал рас­поряжение построить храм, который бы включал в себя и пещеру. Строительство началось в 326 г. Этот храм впоследствии неоднократно

перестраивался, но священная пещера Рождества до сегодняшнего дня сохранила свой первоначальный облик.

Археолог профессор Томпсон, суммируя все то, что известно на се­годня о пещере Рождества, которая находится под храмом и имеет дли­ну 9, 9 м и ширину 3, 9 м, отмечает: «Практически нет сомнений в том, что это та самая пещера, которая была известна христианам IV века, и, несомненно, что это предание восходит к еще более древнему времени. Но у нас нет археологических данных о периоде до 325 г. Предание не всегда ошибочно, и в каждом предании необходимо видеть элементы истины»1.

 

14. Одно из наиболее известных мест, где пребывал Христос, — Вифания, которая располагалась на юго-востоке от Иерусалима. Там Ма­рия, сестра Лазаря, помазала Господа миром, и там Господь воскресил четверодневного мертвеца Лазаря (Ин. 12, 3; 11). Вифания упоминается также в повествовании о событиях, связанных со страданиями Господа (Мк. И, 1; 14, 3). Евангелист Иоанн отмечает, что это место находилось примерно в «пятнадцати стадиях» от Иерусалима (Ин. 11, 18), т. е. при­близительно в 2 700 метрах — расстояние в тридцать минут ходьбы. Се­годня Вифания носит название Эль-Азарийе, что значит «место Лаза­ря». Виффагия располагалась рядом с Вифанией (Мф. 21, 1), вероятно, северо-западнее, однако нет полной уверенности в отождествлении ее местоположения.

Во времена Христа в Святой Земле жили иудеи, греки, финикийцы-хананеи и небольшое число представителей других народов. Иудеи были рассеяны повсюду Треки пришли сюда с войсками Александра Македонского и основали колонии, главным образом, в центральной части страны и в Галилее. На юге жили идумеи. Восточнее реки Иордан находилось Десятиградие (Мф. 4, 25. Мк. 5, 20), т. е. объединение деся­ти греческих городов, в число которых входили: Гераса, Гадара, Фила­дельфия, Скифополь, Авила, Гипп и Пелла. Северо-западную часть Па­лестины населяли финикийцы-хананеи, которые были язычниками-политеистами. Вдоль берега Иордана, помимо греков и арабов, на севе­ре Аравийского полуострова, между Евфратом и Красным морем, суще­ствовало Набатейское царство со столицей в Петре. Набатейцы были довольно сильны, и только римлянам удалось их одолеть (106 г. по Р. X.). Самым известным набатейским царем был Арета IV (9 г. до Р. X — 40 г. по Р. X), которому во времена Христа принадлежал и Да­маск. Это тот самый «царь Арета», областной правитель (этнарх) кото­рого сторожил Дамаск, чтобы схватить апостола Павла, который, спаса­ясь от ареста, был вынужден немало претерпеть, когда его, спрятанного в корзине, спускали со стен города под покровом ночи (2 Кор. 11, 32). Имя Ареты хорошо известно благодаря монетам и надписям, обнару­женным в Авдате в пустыне Негев1. Первой женой Ирода Антипы была набатейская принцесса, дочь Ареты IV.

На основании всего вышесказанного относительно главных городов и народов Палестины и Сирии во времена Христа можно заключить, что археологические познания в данном вопросе довольно скудны. Но, как отмечает археолог Томпсон, существует надежда, что с течением времени эти познания увеличатся. «Активные раскопки ведутся во мно­гих городах Палестины, в том числе и в тех, которые упоминаются в Но­вом Завете. Здесь еще не все изучено, и возлагаются большие надежды на будущие поиски и исследования».

 

Евангелие от Матфея и Луки

 

В одной из статей в лондонской газете «Таймс» за декабрь 1994 г. было сделано заявление о том, что Евангелие от Матфея намного древ­нее, чем было принято считать до сих пор. «Таймс» опубликовала тогда интервью с немецким исследователем в области папирологии Карстеном Петером Тидом.

Доктор Тид утверждал, что три маленьких обрывка папирусов, со­держащих фрагменты текста 26-й главы Евангелия от Матфея (точнее, десять стихов из 26-й главы), принадлежащие библиотеке Магдален колледжа в Оксфорде, относятся не ко II веку по Р. X., как считалось, но к I веку по Р. X. (до или после 70 г.), и были написаны, по-видимому, сразу после Вознесения Христова. То есть, согласно точке зрения Тида, состоялся прорыв во времени на семьдесят или восемьдесят лет назад, тогда как до сегодняшнего дня самым древним считался папирус, дати­руемый 120 годом.

Вышеуказанные фрагменты папирусов находились в Магдален кол­ледже с 1901 г., и первоначально считалось, что они были написаны во II веке. Однако с тех пор никто не работал с так называемыми «пергаментами Мертвого моря», как они назывались, поскольку они не вы­зывали интереса у исследователей Священного Писания. В качестве справки заметим, что эти обрывки были куплены в Луксоре (Египет) в 1901 г. неким англичанином, пастором Чарльзом Хьюлиттом, и переда­ны в дар библиотеке Магдален колледжа. Хьюлитт умер на Сицилии в 1908 г., не оставив никаких сведений об этих папирусах, фотокопии ко­торых были опубликованы только в 1953 г. Два других фрагмента этого папируса, которые находятся в Испании, представляют собой цитаты из 3-й и 5-й глав Евангелия от Матфея. Тид, руководитель института Ос­новных эпистемологических исследований (Basic Epistemological Re­search) в германском городе Падеборне, посетил в 1994 г. Оксфорд и провел первое полное исследование папирусов Магдален колледжа.

Доктор Тид объявил в «Таймс», «что пергамены из Магдален, судя по всему, были написаны тем способом, какой был распространен в I веке по Р. X.», и добавил: «Даже при беглом изучении рукописей мож­но понять, что они написаны на целый век раньше, чем было принято считать вначале».

Утверждения Тида были также опубликованы в специальном не­мецком журнале (январь, 1995 г.).

Утверждение сорокадвухлетнего Тида, что Евангелие от Матфея яв­ляется непосредственной записью событий, связанных с жизнью Хри­ста, сделанной их очевидцем, уже вызвала дискуссии в кругу специалистов. Если будет доказана верность и точность этой оценки, то в таком случае откроется новая страница в истории толкования Священного Писания. По мнению газеты «Таймс», Тид является человеком, кото­рый, возможно, изменил наше представление о христианстве. Но мы по­ка еще должны ждать1.

 

В конце XIX в. сторонники так называемой отрицательной критики текста Нового Завета, как, например, рационалист Ф.К.Баур, не призна­вали историчности Евангелия от Луки и книги Деяний святых апосто­лов. Они считали оба эти труда апостола Луки самыми слабыми в Новом Завете. Их утверждения послужили поводом для более тщатель­ного изучения этих важных книг, в результате чего выявили, что святой Лука был превосходным историком. Этому в значительной мере спо­собствовала и археология, доказавшая, что исторические, географи­ческие, топографические реалии, а также политическая атмосфера, наполняющая обе книги Луки, особенно Деяния святых апостолов, обусловлены четким и великолепным знанием событий I века. Так, сэр У. М. Рамсей, в трудах которого полностью опровергаются утвержде­ния Баура и его «школы», особенно высоко оценивает историческое чу­тье Луки, характеризуя его как «первоклассного историка среди других историков»2.

Изучающий Евангелие от Луки без особого труда может констати­ровать, что автор стремится расположить события, о которых повеству­ет, в одной исторической плоскости, а также пытается заключить их в определенные исторические рамки. Так, он пишет, что священник Заха-рия получил известие от ангела, в соответствии с которым у него дол­жен был появиться сын в дни Ирода, царя Иудейского (Лк, 1. 5), и что в дни кесаря Августа вышло повеление сделать перепись по всей земле, и что эта перепись была первая в правление Квириния Сириею (Лк. 2, 1). Еще он пишет, что Креститель начал свою проповедь в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Писаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе (Лк. 3, 1-2).

Эти сведения богодухновенного евангелиста были своего рода вызо­вом историкам и археологам. В предыдущих главах мы достаточно мно­го говорили о том, когда правил Ирод Великий и его наследники. Напомним только, что Ирод царствовал с 37 по 4 годы до Р. X. (н.э.) Это значит, что Иоанн Предтеча и наш Господь Иисус Христос родились не­задолго до смерти Ирода, т. е. около 4 г. до н. э. Сегодня уже полностью доказано, что «из-за ошибки, сделанной в V веке, годом Рождества Гос­пода неправильно считали 753 год от основания Рима, что на три или четыре года позже, чем в реальной хронологии»1. Другие, в свою оче­редь, основываясь на свидетельстве Евангелия от Матфея (Мф. 2, 1), относили время Рождества Христа на конец 5 года до н. э или 6 года, по­тому что официально проводимая по указанию из Рима перепись со­стоялась в 9-8 гг. до н. э., но в результате противодействия иудеев она была отсрочена и затем была проведена лишь в 7-6 гг. до н. э. Сэр У. М. Рамсей утверждает, что это та самая перепись, о которой говорит Лука (2, 1-3), в связи с Рождеством Христовым. Следовательно, если делать привязку к этой переписи, событие Рождества Христова следует отне­сти к 6 году до н. э.2

О том, когда точно проводилась перепись Августа и Квириния (Лк. 2, 1), мы можем сказать следующее: безусловно, слова евангелиста всю вселенную не означают «весь мир», речь идет о переписи населения тех территорий, которые в те времена находились под властью Рима.

Принимая во внимание настойчивость, с которой Лука возвраща­ется к вышеуказанной переписи, ученые, отрицающие историчность третьего евангелиста, выдвигали следующие аргументы: а) история умалчивает о проведении подобной переписи; б) Квириний был прави­телем Сирии по меньшей мере на десять лет позже; в) абсурдно предпо­лагать, что люди должны были покидать свои дома только для того, что­бы их поставили на учет.

На эти возражения мы отвечаем:

1) Переписи населения проводились начиная с глубокой древности, поскольку существовала необходимость в сборе налогов. Кроме того, ка­ким еще другим способом Рим смог бы собирать огромные суммы денег, столь необходимые для возведения роскошных архитектурных соору­жений, обеспечения расточительной жизни правителей и народа, для со­держания армии и дорогостоящей и разветвленной административной системы? Папирусы, которыми сегодня располагает археология, свиде­тельствуют о том, что в Римской империи переписи населения проводи­лись каждые четырнадцать лет. Перепись распространялась на «римских граждан», а также на население Испании, Галатии, Египта, Сирии и Палестины. Папирусы сообщают о переписи, проходившей с 9 по 6 гг. до Р. X.1 Климент Александрийский (155-220 гг.) упоминает о системе пе­реписи и говорит, что она была введена впервые начиная с переписи, проводившейся в год Рождества Христа. В текстах папирусов сообщает­ся о проводимых каждые четырнадцать лет переписях, а именно: в 90-м, 104-м, 118-м, 132-м и т. д. — до 230 года. Есть также упоминания о пере­писях у Плиния и Тацита: в 35-м, 48-м, 61-м и 74-м гг. Сэр У.М. Рамсей подчеркивает, что мы располагаем информацией о переписях в Египте в 34 и 62 гг., а также имеются косвенные свидетельства о переписях в 20-м и 48-м гг. Нет у нас только никакой информации о переписи 6 года по Р. X., о которой, вероятно, сообщает святой Лука (Деян. 5, 37), но мы мо­жем предположить, что она проводилась. Перепись, состоявшаяся неза­долго до этой, проходила, должно быть, в 8 году до Р. X.2

Следовательно, аргумент противников Евангелия от Луки в пользу того утверждения, что история ничего не говорит о переписи, упомяну­той Лукой, легко опровергается. Святой Лука точен.

2) Согласно иудейскому историку Иосифу Флавию, Квириний был правителем Сирии в 6 году по Р. X. Тогда имела место перепись, вы­звавшая негодование иудеев. Однако Христос родился не в 6 году н. э, но, как мы говорили, около 4 года до н. э. Так что Христу было уже де­сять лет, когда Квириний «правил» в Сирии. Как с этим быть?

Первоначально греческое слово fiyepoveuovToc (Лк. 2, 2) «имело об­щий смысл и означало административную должность разного уровня». Евангелист Лука «не уточняет, что Квириний был тогда legatus — долж­ность, которую он занимал в 6 году по Р. X.»3. Следовательно, выраже­ние KupnvLou (владящу Киринию) означает по сути «над­зор, наблюдение» в разном значении этого слова.

В 1828 г. в Риме была обнаружена надпись, в которой сообщалось, что Квириний занимал должность правителя Сирии два раза4, однако его служба оба раза не была одной и той же. В надписи говорится также о том, что «П. Суплиций Квириний дуумвир» (высшая административ­ная должность в муниципиях и колониях) направил армию в Сирию не­задолго до 6 года до Р. X.5. Ф.Ф.Брюс уверен, что имеется существенное свидетельство, из которого следует: Квириний занимал вышеназванную

должность, очевидно, между 10 и 7 годами до Р. X., когда, будучи в каче­стве императорского уполномоченного в провинции Сиро-Киликии по военным вопросам, направил армию против homanadenses, одного из горных племен Малой Азии (речь идет о варварском племени, населяв­шем горы Тавра)1. Рамсей действительно обнаружил незадолго до Пер­вой мировой войны некую надпись в Антиохии Писидийской, которая подтверждает факт двух сроков правления Квириния в Сирии. Следо­вательно, Квириний мог занимать административную должность в то время, когда родился Христос, равно как и позднее — в 6 году по Р. X. он был правителем2.

Кроме того, апостол Лука не указывает, что сам Квириний проводил перепись, состоявшуюся в год рождения Христа. Он говорит просто: перепись происходила тогда, когда Квириний был правителем Сирии («владящу Сириею Киринию»). В это же время, как пишет археолог Томпсон, «на Квириния были возложены чрезвычайные полномочия одновременно с тогдашним законным правителем, которым был Сентий Сатурний (8-6 гг. до Р. X.)»3. Так что Лука здесь абсолютно точен. Тогда, когда родился Христос, перепись действительно имела место. В это же самое время, т. е. около 4 года до Р. X., Квириний находился с важным поручением и с особыми полномочиями, предоставленными ему Римом, хотя и не в качестве игемона (наместника), как это было позже — в 6 году по Р. X.

3) Один папирус, датируемый 104 годом, содержит постановление первого римского номарха в Египте Гая Вибия, в котором говорилось: «Поскольку пришло время для проведения подомовой переписи, сочте­но необходимым принудить всех, кто находится под тем или иным предлогом за пределами своего места проживания, вернуться в свои до­ма для того, чтобы довести до конца перепись в соответствии с приня­тым постановлением»4. Рамсей отмечает, что существовало два типа пе­реписи. По первому типу человека записывали в том месте, где он оказался на день переписи. Это требовало огромного числа чиновников, а римские императоры не имели возможностей для осуществления столь обременительного мероприятия. По другому типу каждый чело­век был обязан вернуться к месту своего постоянного проживания и ос­таваться там до тех пор, пока не будет поставлен на учет5.

Папирус 104 года подтверждает, что перепись проходила посемейно. Вполне очевидно, что даже если бы у нас не было прямых свидетельств о подобной переписи в Палестине, то факт проведения таковой в Египте доказывает, что подобный способ переписи имел место на территории Римской империи. А поскольку это произошло на территории подчи­ненного Риму Египта, то же самое могло происходить и в Палестине1. Так что и в этом вопросе Лука точен.

Наконец, две надписи, имеющиеся в нашем распоряжении, разреши­ли некоторые сомнения вокруг личности четвертовластника Авилинеи Лисания, о котором говорит апостол Лука (3, 1). Некоторые приписы­вают евангелисту «грубую ошибку, анахронизм», потому что тот Лисаний, который был известен до сих пор, умер в 34 г. до Р. X. и едва ли мог жить в то время, на котором настаивал апостол (24 г. по Р. X.), т. е. спус­тя пятьдесят восемь лет после собственной смерти! Однако обе вы­шеуказанные надписи подтвердили правоту евангелиста. В одной из надписей Лисаний упомянут вместе с неким Зинодором и назван тет­рархом (четвертовластником). В другой же говорится о «тетрархе Лиса­ний», современнике императора Тиберия, т.е. в период с 14 до 29 гг. по Р. X.2 Несомненно, Лука имел в виду именно этого Лисания, известного тетрарха, а не того Лисания, сына Птолемея, убитого в 34 г. до Р. X.3. Примечательно, что, когда А. Пламмер в 1913 г. написал свой замеча­тельный комментарий к Евангелию от Луки, и факты эти еще не были установлены археологией, он, будучи убежденным в правдивости апо­стола, писал: «Точность Луки такова, что нам потребовались бы веские доказательства, прежде чем мы смогли бы отвергнуть хоть какие-ни­будь из его повествований как, бесспорно, глупую ошибку! »4 Но вот появились очень веские доказательства. Святой евангелист и в этом во­просе оказался абсолютно точен.

 

Деяния апостолов

 

В замечательной работе У.М.Рамсея «Апостол Павел — путешест­венник и римский гражданин» внимание особенно заостряется на исто­рической точности апостола Луки, которой тот придерживался при соз­дании книги Деяния святых апостолов. Однако, с тех пор как Рамсей написал свою книгу (1897 г.), археология успела во многом обогатить

наши познания относительно имен и событий, о которых речь идет в Деяниях. Таким образом, сегодня мы имеем больше оснований согла­шаться с Рамсеем в том, что «Лука — первокласснейший историк и не потому только, что события, изложенные им, достоверны, но и потому, что он обладает истинным историческим чутьем (...). Этого автора нуж­но было бы поставить в один ряд с величайшими историками»1.

Давайте посмотрим в свете археологии на некоторые события, о ко­торых говорится в Деяниях святых апостолов и которые свидетельству­ют о том, что апостол Лука — один из величайших историков.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь