Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Палестинские гробницы римской эпохи
Интересные сведения, имеющие отношение к лицам и событиям, описываемым в Новом Завете, предоставляют нам палестинские захоронения римского времени. В них археологи часто находят фрагменты глиняных сосудов, предметы из стекла и металла, монеты и надписи. Большие гробницы предназначались для погребения многих людей, причем на входе в гробницу устанавливали камень округлой формы. Некоторые из таких камней были настолько огромны, что требовалось усилие не одного человека, чтобы сдвинуть камень с места. Что же касается гробниц меньшего размера, то вход в них также перекрывался округлым камнем. Археолог Томпсон заметил: «Подобные находки объясняют, почему мироносицы недоумевали, кто же сможет отвалить для них камень от дверей гроба Господня, поскольку Иосиф из Аримафеи привалил камень велий над двери гроба (Мф. 27, 60). Ангел... Господень, сшед с небесе приступль отвали камень от дверий (Мф. 28, 2)»1. То же говорится о гробнице Лазаря, друга Господа: камень лежаше на ней (на пещере) (Ин. 11, 38, 39, 41). В гробницах часто помещались разукрашенные саркофаги, внутри которых покоились останки. В распоряжении археологов имеются уже сотни таких саркофагов, содержащих надписи на арамейском и греческом языках. Благодаря этим надписям мы узнали многое об именах, о семейных и общественных отношениях того времени. Так, нам стали известны наиболее распространенные в I веке палестинские имена: Анания, Лазарь, Симон, Иуда, Иосиф, Сапфира, Мария, Марфа, Елизавета, Саломея, Иоанна, Апфия. Археологам встретилось даже имя «Иисус, сын Иосифа». Конечно, эти имена не имеют никакого отношения к конкретным историческим личностям, о которых говорится в Новом Завете, однако всякий, кто изучает священный новозаветный текст, благодаря этим находкам убеждается в том, что имена, упоминаемые на страницах Нового Завета, были характерны для того времени1.
Иудейские авторы, критикуя Священное Писание, утверждали, что титул «равви» (арамейское слово, означающее «учитель») не употреблялся в I веке. Однако в ходе исследования погребальных урн, гробов и саркофагов удалось решительным образом опровергнуть это мнение, поскольку титул «учитель», или «равви», встречается в надписях на гробах. Так, некий Феодотион упоминается в них как «учитель», то есть назван тот привычный титул, который употребляется в Евангелии2. Археологи надеются обнаружить захоронения первых христиан в некрополях, расположенных недалеко от Иерусалима. Уже в 1873 г. француз Клермон Ганно сообщил об открытии на Елеонской горе усыпальницы, в которой находилось около тридцати саркофагов. На одном из них значилось имя Иуды с изображением креста. Также было имя Иисус в сочетании с крестом. Эти два свидетельства указывали на то, что здесь хранятся останки христиан. В 1945 г. профессор Е. Л. Сукеник получил сведения о некой гробнице в предместье Иерусалима, которую тщательно исследовал Музей иудейских древностей. На основании того, что было обнаружено в гробнице, археологи сделали вывод, что захоронение относится к середине I века. Особый интерес вызвало наличие в гробнице пяти саркофагов, на трех из которых были надписи на арамейском языке, содержащие имена Симеона, Варсавы, Марии, дочери Симеона и Мата (сокращенно от Маттафия), а на двух — по-гречески. Относительно того, что означают две последние надписи, у археологов нет единого мнения. Сукеник убежден, что захоронение принадлежит христианской семье. Он считает, что речь здесь идет о той семье, о которой говорится в Деяниях (1, 23), где упомянут Иосиф, нарицаемый Вар-савою, который был одним из тех, кого вместо предателя Иуды предложили поставить в лике двенадцати апостолов. Однако некий Иуда, нарицаемый Варсавою, был также одним из тех, кто был послан в Антиохию вместе с Павлом и Варнавою после Апостольского собора в Иерусалиме (Деян. 15, 22). «Возможно, все это только теория, — замечает археолог Томпсон, — однако это придает ясность тому материалу, который археологам предстоит осмыслить в связи с жизнью раннехристианской Церкви. Не исключено, что Сукеник прав в своих теоретических построениях! »1 В 1968 г. в двух погребальных пещерах (Гив'ат-га-Мивтар) в Иерусалиме было обнаружено пятнадцать саркофагов. Тринадцать из них были переполнены человеческими костями. В результате подсчетов выяснилось, что во всех пятнадцати саркофагах находилось 35 скелетов. Пять из них имели явные признаки насильственной смерти: двое человек погибли в результате сожжения, еще один был сражен стрелой, другой погиб от удара палицей, третий был распят. Последний случай особенно интересен. Возраст человека, которому принадлежал скелет, — 20-25 лет. Звали его, согласно надписи, Ионаном Бен Хезкелом. Он был пригвожден тремя гвоздями. Два гвоздя были вбиты в кисти рук, третьим же гвоздем были пробиты вместе его пятки. Третий гвоздь сохранился в своем первоначальном положении и имел длину 17-18 см. Очевидно, распятый касался ягодицами какой-то подпорки: его колени выступали вперед и одна нога находилась на другой так, чтобы можно было при помощи одного гвоздя пробить обе ноги сразу. Кроме того, обе берцовые кости были сломаны в результате сильного удара. Тщательный осмотр останков свидетельствует о мучительной смерти1. Археолог Томпсон замечает: «Способ распятия напоминает тот, который описывается в Евангелии от Иоанна (19, 31-34)»2, т. е. тот способ, каким был распят Господь наш Иисус Христос.
Понтий Пилат и Тит
Человек, который читает Новый Завет формально и поверхностно и знает, что Палестиной в I веке управляла семья Иродов, недоумевает, почему Христа перед распятием, во время суда над Ним, отвели к «игемону» Понтию Пилату (Мф. 27, 2, 11). Однако этому факту есть свое объяснение. Римская провинция Иудея находилась под юрисдикцией Ирода Архелая (сына Ирода Великого). Но, после того как Архелай был лишен трона и сослан в Галлию, Иудея попала под власть римского «наместника» (в священном тексте он назван «игемоном», т.е. правителем), который находился в непосредственном подчинении у римского императора. Понтий Пилат был пятым по счету римским наместником, который управлял Иудеей после изгнания Архелая. Согласно историку Иосифу Флавию Понтий Пилат был наместником в течение десяти лет3. Это десятилетие, вероятно, приходится на время либо с 26 по 36 гг., либо, по другим сведениям, с 27 по 37 гг.4. Помимо Понтия Пилата, в Новом Завете упоминаются и другие два наместника: Антоний Феликс (52-59 или 60 гг.) и Порций Фест (60-62 гг.). Вплоть до 70 г., когда Иерусалим был разрушен римлянами, известны четырнадцать таких наместников. Таким образом, Христа отвели к Пилату, поскольку «только он имел власть над жизнью и смертью, что по-другому называлось jus gladii (правом меча), и только если он утверждал приговор, то его приводили в исполнение»5.
Такие современники Понтия Пилата, как иудейский историк Иосиф Флавий и Филон Александрийский (25 г. до Р. X - 50 г.), описывают его как тирана, мучителя народа и мздоимца. «Он был жесток, и жестокость его не знала милосердия. Во время его правления в Иудее царили взяточничество и насилие, воровство, притеснения, унижения, казни людей без вынесения приговора и беспредельная жестокость», — пишет Филон Александрийский1. Имя римского полководца Тита связано с ужасным разрушением Иерусалима в 70 году. Разрушение храма и самого города совершенно ясно предсказал Господь (Лк. 21, 5-6; 20, 23-24, а также: Мф. 24, 1-36. Мк. 13, 1-32). Примерно с 50 года иудеи начали восстание против римлян. В Самарии и Иерусалиме вспыхнули народные мятежи. Еще хуже дело обстояло, когда римским наместником Палестины стал Порций Фест (60-62 гг.). Положение обострялось все больше и больше, и, когда правителем стал Флор (64-66 гг.), восстание достигло апогея. Римляне вмешались в ход событий, однако временное их поражение придало иудеям храбрости, так что восстание охватило почти всю территорию Палестины, несмотря на то что иудеи были разобщены. Тогда Нерон направил полководца Веспасиана для того, чтобы тот навел порядок. Однако, прежде чем он успел выполнить возложенную на него миссию, пришло известие о самоубийстве Нерона. По прошествии года внутренних беспорядков в Риме, Веспасиан был провозглашен императором. Поэтому он сразу же поспешил в Рим, а завершить начатое им в Палестине поручил своему сыну Титу.
Трагические события, последовавшие в 70 году, полностью подтвердили то, что предсказывал Господь. Ужасные условия жизни осажденных в Иерусалиме: голод, который вынуждал матерей закалывать, жарить и есть собственных детей; резня; пожар, полностью уничтоживший храм, и пленение — всё это хорошо известно. Иосиф Флавий насчитывает 97000 взятых в плен иудеев, не говоря уже о тех, кого распяли или закололи римляне, и добавляет, что только через одни ворота города римляне вывезли за три месяца 115800 трупов иудеев1. В 71 году Тит отпраздновал свой триумф в Риме, во время которого были показаны семьсот плененных иудеев и драгоценная добыча, в том числе семисвечник и трапеза предложения хлебов, изготовленные из чистого золота. На гигантской триумфальной арке Тита, воздвигнутой, с тем чтобы увековечить этот поход, сегодня каждый может увидеть рельефы с изображением этих двух священных для иудеев предметов. Иудейское восстание, продолжавшееся и после 70 года, послужило причиной того, что в рабство было продано огромное число тех иудеев, кто уцелел после кровопролитной войны 66-70 гг. Иудейские рабы были рассеяны среди всех народов. Господь говорил: «И падут во острый меча, и пленены будут во вся языки» (Лк. 21, 24). Монеты, которые чеканили иудеи в период с 66 по 70 г. и с 132 по 135 г., упоминают «год освобождения»1. Однако, увы, вместо освобождения на долю иудейского народа выпали поражение, гибель и рассеяние! Божественное правосудие таким ужасным способом исключило народ израильский из общности народов Земли, дондеже скончаются времена язык (Лк. 21, 24).
Археологи пытаются отыскать пусть даже малозначительное из того, что пролило бы свет на положение дел в I веке в Палестине и особенно в Иерусалиме. Однако на сегодняшний день таких находок не очень много.
Иерусалим Ирода
Раскопки, которые были начаты в 1968 г. под руководством профессора Б. Мазара вокруг Иерусалимского храма, — наиболее интересное археологическое исследование, когда-либо предпринимавшееся на территории современного государства Израиль, — явили свету довольно богатый материал, свидетельствующий об Иерусалиме I века. Эти раскопки подтвердили точность архитектурных и топографических подробностей, которыми нас снабдил Иосиф Флавий в своих работах «Иудейские древности» и «Иудейская война»2. На основании этих и других данных, мы можем понять, что представлял собой Иерусалим в то время. Иерусалим подвергся сильным разрушениям в результате восстания Маккавеев, однако Ирод позаботился не только о том, чтобы восстановить разрушенное, но также обнес город оборонительной стеной, привел в порядок дороги, облагородил город постройкой прекрасных зданий, в том числе театров, и прежде всего постройкой нового храма. Эти мероприятия, кроме всего прочего, были попыткой Ирода снискать себе расположение и доверие иудеев, для которых, как мы уже говорили, он был неугодным идумеем. В центральной части города, на самом высоком месте, Ирод построил для себя дворец, над которым возвышались три знаменитых башни: Гиппика, Фасаила и Мариамны. Первая, высотой 40 м, была воздвигнута в честь его друга Гиппика; вторая, высотой 30 м, — в честь его брата Фасаила и последняя, высотой 25 м, — в честь его любимой супруги Мариамны. До сегодняшнего дня сохранился лишь фрагмент одной из них, очевидно, башни Фасаила, представляющий собой часть так называемой «Башни Давида». От дворца Ирода начиналась широкая и мощная стена. Иосиф Флавий сообщает и о второй стене, которая шла от ворот «Геннаф» первой стены и доходила до «Антонии», т.е. до башни Анто-ниевой крепости1, идентичность которой мы можем установить. Вопрос об этой второй стене вызвал множество споров у специалистов, которые, однако, до сих пор не пришли к окончательному выводу. Тем не менее точное месторасположение этой стены — не просто вопрос из области академического интереса. Определив местонахождение стены, мы сможем идентифицировать и место, где возвышалась Голгофа, на которой был распят Христос, поскольку Господь, как известно, вне врат по-страдати изволил (Евр. 13, 12, ср.: Мф. 27, 33. Ин. 19, 17)2. Ирод восстановил с северной стороны храма стену, игравшую сначала роль оборонительного укрепления. Проводившиеся в последние годы при участии Л. Г. Венсана обширные раскопки способствовали более точному определению местонахождения этой стены, имевшей по одной башне на каждом из своих четырех углов. Между Антониевой крепос-тью и храмом существовало некое пространство, которое было блокировано иудеями во время их первого восстания против римлян. В дни Христа в Антониевой крепости располагался римский гарнизон, который следил за порядком на территории храма, особенно в дни больших праздников. В эту крепость отвели апостола Павла, когда иудеи хотели его убить, потому что, как они утверждали, он осквернил храм, приведя в него язычников (Деян. 21, 27-40, особенно стих 34). Современные исследователи, в частности, Л. Г. Венсан и У. Ф. Олбрайт, считают, что это было то самое место, где Господь предстал пред Пилатом для суда1. Южнее крепости Антонии находилась территория храма и сам храм. Ирод расширил территорию с помощью дамб и насыпей и в 20-19 гг. до Р. X. начал восстановительные работы. Само здание было построено за восемнадцать месяцев1, однако дальнейшие работы, связанные с отделкой внешнего и внутреннего убранства здания, продолжались вплоть до 64 г. по Р. X. Иудеи говорили Христу: «Сей храм строился сорок шесть лет...» (Ин. 2, 20). «Эти слова, — отмечает Томпсон, — произнесенные в 27 г., имеют важное значение для точного датирования проповеди Христа»2. Мы не будем останавливаться на подробном описании храма. Обратим только внимание на интересующие нас места, поскольку они связаны с лицами и событиями, которые упоминаются в Новом Завете. Большие обтесанные камни, присущие архитектуре эпохи Ирода, которые использовались при строительстве храма, мы можем еще и сегодня видеть в Стене плача. Вероятно, именно эти камни побудили одного из учеников Христа сказать Ему: «Учителю! Виждь, каково каление и какова здания! » На что он получил следующий ответ: «Видиши лисия великая здания? Не иматъ остати зде камень на камени, иже не разорится» (Мк. 13, 1, 2). И, действительно, эти величественные постройки были разрушены Титом. Уцелели лишь незначительные остатки. Этот великолепный храм возвышался напротив Елеонской горы. Он был самым ярким и самым красивым строением священного города. Фасад храма, высотой 50 м, выходил на восточную сторону; он был сложен из светлого мрамора, а весь декор был из чистого золота. В центральной части двора и притвора, окруженного колоннадой, находилось святилище. Иосиф Флавий говорит, что святилище сверкало, словно «гора, покрытая снегом». В огромный двор сооруженного Иродом храма вели восемь ворот. Двое — на южной стороне, четверо — на западной, одни — на северной и одни — на восточной, очевидно, в том месте, где сегодня находятся так называемые Золотые ворота. Еврейский историк Иосиф Флавий и, Мишна1 упоминают только об одних воротах в восточной части города, и, возможно, что ворота, через которые состоялся торжественный вход Господень в Иерусалим, располагались в этом месте или где-нибудь поблизости (Мк. 11, 11. Мф. 21, 10. Лк. 19, 28-48). Это были ворота, через которые проходила дорога из Вифании к храму. Иосиф Флавий много пишет о великолепных галереях (крытых перистилях) и о дворах в храме Ирода. Тот, кто входил на территорию храма через одни из восьми ворот, сразу попадал в огромный двор, называемый двором язычников, или внешним двором, куда могли свободно входить язычники. В южной части двора находился царский притвор (галерея), а в восточной — притвор (галерея) Соломонов. Именно в этом притворе хождаше Иисус во время праздника обновления (Ин. 10, 22-23. Деян. 3, 11, 5, 12). Юго-восточное крыло территории храма Иосиф Флавий описывает следующим образом: «...долина была так глубока, что голова кружилась, если смотреть в нее сверху; а тут была построена еще огромная галерея, так что у каждого кружилась голова еще раньше, чем взор достигал дна долины, потому что здесь присоединялась глубина последней к высоте галереи»2. Это угловое место, о котором говорит Иосиф Флавий, было, как пишет Томпсон, вероятно, «крылом святилища», где диавол поставил Христа, чтобы искусить его (Мф. 4, 5)3. Где-то во дворе язычников собирались «торжницы» (меновщики, менялы) продающыя и купующыя в церкви, которых изгонял Господь (Мк. И, 15). О надписи, что была на решетчатой ограде, разделявшей двор язычников и двор иудеев, которая запрещала язычникам под страхом смерти проходить дальше, речь шла в предыдущей главе. Через Красивые (слав. — Красные) ворота сначала можно было попасть во двор женщин. Он так назывался не потому, что предназначался исключительно для женщин, но потому, что это была самая дальняя часть храма из тех, куда дозволялось им входить. У Красивых ворот сидели слепые, хромые, бедняки и просили милостыню. Около этих ворот апостолы Петр и Иоанн излечили хромого (Деян. 3, 2). Именно двор женщин был тем местом, где бедная вдова вверже лепте две в сокровищницу храма (Мк. 12, 41-44). За двором женщин находился двор Израиля, или двор мужей, куда могли входить миряне, чистые по закону Моисееву. Затем следовал двор священников. Здесь располагался жертвенник (алтарь) всесожжения, при котором служили левиты. В глубине двора священников находилось святое, или святилище, и святое святых. «С территории перед храмом через двустворчатые ворота, которые всегда были открыты, можно было войти в храм. Вход прикрывала завеса из сочетания белого, голубого, красного и пурпурного цветов»1. Святое святых должно было быть украшено преимущественно позолоченным белым камнем. Люди того времени привыкли, как говорил Господь, когда обличал их, клясться «золотом храма» (Мф. 23, 16). К сожалению, до сегодняшнего дня ничего не сохранилось ни от самого храма, ни от его прежнего величия. Больше всего сведений о храме содержится в работах Иосифа Флавия, кое-что мы можем почерпнуть из Нового Завета и почти ничего — из археологии. Трудность заключается в том, что все пространство, на котором возвышался храм, в течение веков оставалось священным местом. В результате падения Иерусалима в 70 г. храм и все строения вокруг него были полностью разрушены. В последующие годы здесь возводили совсем другие сооружения. Император Адриан в 133 г. на месте развалин иудейского храма установил статую Зевса и соорудил жертвенник, на котором принес жертвы. Позднее при императоре Юстиниане на этом месте строились христианские храмы. В VII в. арабы разобрали христианские храмы и из уже готовых камней и белого мрамора воздвигли известную мечеть Омара, которая существует и сегодня, являясь одним из самых священных для мусульман мест поклонения. Крестоносцы превратили эту территорию в место поклонения для христиан. Однако в XII в. при Саладине оно снова обрело статус магометанской святыни. И такое положение сохраняется до наших дней, несмотря на то что Иерусалимом снова овладевали крестоносцы, а ещё позднее англичане. Таким образом, вся эта территория некогда блистательного иудейского храма теперь считается священным мусульманским местом! Посему, несмотря на то что здесь сокрыт, несомненно, богатейший информационный материал, увы, нет никакой возможности производить раскопки. Английский археолог профессор Д. Гарстанг подводит следующий итог по результатам, полученным на основании исследований Иерусалима времен Ирода: «На протяжении своей истории ни религия, ни город так никогда и не создали более чарующего образа. Ритм и гармония греко-римской архитектуры, столь чудесно вырисовывавшиеся на фоне восточного неба, практически сводили на нет чрезмерную напряженность построек Ирода и вносили стройность и грацию в традиционный хаос города»1.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы