Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ирод Филипп II и Ирод Агриппа I
Имя Ирода Филиппа II упоминается в Новом Завете всего лишь один раз. О нем говорит евангелист Лука в стихе, где сообщается о деятельности Иоанна Предтечи и обозначены исторические рамки, в пределах которых действовал Креститель. Лука повествует: «В пятое же надесяте лето владычества Тиверия Кесаря, обладающу Понтийскому Пилату Иудеею, и четвертовластвующу Галилеею Ироду, Филиппу же брату его четвертовластвующу Итуреею и Трахонитскою страною, и Лисанию Авилиниею четвертовластвующу...» (Лк. 3, 1). Итак, Филипп II был современником Пилата и занимал должность тетрарха северо-восточных областей Палестины с 4 г. до Р. X. по 34 г., был женат на своей племяннице Саломее, дочери своего сводного брата Филиппа I и Иродиады. Этот брак был заключен после того, как Саломея исполнила танец, в результате чего добилась казни Иоанна1. Филипп оказался хорошим правителем, лучшим из всех Иродов2. Так же как и его братья, он прославился строительством прекрасных зданий. Его имя связано со строительством двух городов: Кесарии Филипповой, о которой упоминают евангелисты Матфей и Марк (Мф. 16, 13. Мк. 8, 27), и Юлиады, которую он воздвиг в честь Юлии, дочери императора Августа. Юлиада — это древний город Вифсаида, хорошо известный по Евангелию (Мф. 11, 21). Кесария прежде называлась Паниадой. Кесарией же она была названа в честь Цезаря (Кесаря) Тиберия. Ирод Филипп II умер в Юлиаде в 34 г., и его тетрархия находилась под властью правителя Сирии вплоть до 37 г., когда император Калигула передал ее Ироду Агриппе I. В книге Деяний святых апостолов имя Ирода Агриппы I (37-44 гг.) встречается два раза: когда по его приказу был казнен Иаков, брат апостола и евангелиста Иоанна, а апостол Петр заключён в тюрьму (Деян. 12, 1-4, 11, 19); и когда ангел Господень наказал его ужасной болезнью, после того как те, кто слушал его публичную речь в театре, обоготворили его. Ангел Господень поразил его, и плоть его стали пожирать черви, а спустя немного дней он умер (44г.) (Деян. 12, 21-23). Факты, которые благодаря археологии имеются сегодня в нашем распоряжении, подтверждают подлинность этих событий. Так, мы узнали, что Агриппа I был сыном Аристовула, который, в свою очередь, являлся сыном Ирода Великого и Мариамны. Аристовул женился на своей двоюродной сестре Беренике, дочери Саломеи, сестры Ирода. Таким образом, Агриппа I имел близкие родственные связи с династией Иродов. Он получил образование в Риме, где стал воспитателем внука императора Тиберия и был связан тесной дружбой с Калигулой. Однако, после того как он высказался против Тиберия, тот заключил его в тюрьму. Калигула, став императором, освободил Агриппу, передав ему при этом тетрархию Ирода Филиппа II. Позже к Агриппе отошла область Авилинея (к северу от горы Ермон) и области, которыми управляли Антипа и Архелай. Так, Ирод Агриппа I стал правителем всех территорий, в которых царствовал его дед Ирод Великий, а римский император даровал ему титул царя1. Как ревностный блюститель Моисеева закона, он преследовал христиан, потому-то и казнил Иакова, «брата Иоаннова», как мы уже говорили, и заключил в тюрьму апостола Петра, чтобы затем убить и его, но апостолу чудесным образом удалось спастись. Агриппа приказал казнить стороживших апостола воинов (Деян. 12, 19). Описание смерти Агриппы, как об этом рассказывает евангелист Лука (Деян. 12, 21-23), совпадает с описанием этого события у иудейского историка Иосифа Флавия2. Небольшие расхождения, наблюдаемые при сопоставлении двух текстов, подтверждают то, что апостол Лука «не имел перед собой текста Иосифа и повествует независимо от него»3. Об Ироде Агриппе II, сыне предыдущего Агриппы I и правнуке Ирода Великого, евангелист Лука упоминает в связи с тем, что тот участвовал в суде над апостолом Павлом. Наместник Иудеи Фест советовался с Агриппой II о том, как ему поступить с Павлом (Деян. 25, 13-26, 32). Агриппа II «являлся хранителем храма и его сокровищ, кроме того, он имел право назначать на должность первосвященника»4. Нерон упрочил царство Агриппы II, считавшегося другом римского народа. Поэтому, когда иудеи восстали против римлян, Агриппа выступил на стороне последних. Когда в 70 г. Иерусалим был взят римлянами, они позволили ему поселиться в Риме, где он сделался «претором» и умер там в 100 г. в возрасте семидесяти лет5.
Монеты эпохи Нового Завета
Монеты, которые находят при археологических раскопках, проливают свет на важные события и лица, упоминающиеся в Новом Завете. Впервые монеты стали иметь хождение около VII в. до Р. X. Ко времени римского владычества монеты вошли в обиход уже повсеместно. Сегодня в распоряжении исследователей Нового Завета имеется поразительное разнообразие монет, дошедших с тех давних времен. В эпоху, которая нас интересует, на территории Палестины циркулировали римские, греческие монеты, монеты эллинистических государств, а также и иудейские, которые чеканили сами иудеи. В Евангелии упоминаются пять видов греческих монет. Два из них — «талант» и «мина» — обозначали, в сущности, вес серебра. Этот вес у евреев, греков и римлян в разные эпохи определялся по-разному. Так, серебряный талант мог иметь вес 22 или 45 кг. Также были известны «золотой талант», который мог весить 27 или 45 кг, и «золотая мина». Золотой талант (Мф. 18, 24; 25, 15) равняется примерно 240 золотым лирам1. По мнению археолога Томпсона, серебряный талант был равен 960 американским долларам. Соответственно серебряная мина стоила примерно 16 американских долларов2. Другие считают, что мина имела достоинство в четыре золотые лиры3. Остальные три вида монет назывались серебряной «драхмой», оцениваемой в 16 центов США (Лк. 15, 8, 9). Также в ходу была «дидрахма» — серебряная монета, примерно равная 32 центам США1. Римские монеты, упоминаемые в Новом Завете, были следующие: а) «динарий» — серебряная монета достоинством приблизительно в 20 центов США (Мф. 18, 28; 20, 2, 9, 10, 13 и т. д.); б) «кодрант» - медная монета, равная одной десятой цента США (Мф. 5, 26); в) «ассарий» (Лк. 12, 6) достоинством в один и одну четверть цента; г) медная «лепта» (Мк. 12, 42), которая первоначально не была римской монетой, обладала достоинством менее чем в одну десятую цента2. Серебряный динарий — это монета, которую иродиане показали Господу, когда Его искушали (Мф. 22, 19-21). На одной стороне монеты была изображена голова императора и следующая надпись: «TI. CAESAR DIVI. AVG. F. AVGVSTVS», что означало: «Тиберий Цезарь Август, сын божественного Августа» На другой стороне было написано: «PONTIF. MAXIM.», то есть «великий понтифик». Ирод Великий и его потомки, правители провинций и другие лица, у кого было на то право, также чеканили собственные монеты. Очевидно, самой распространенной была лепта, поскольку еще и сегодня в результате раскопок эти монеты находят в больших количествах. Две лепты вложила в сокровищницу храма вдова, которую похвалил Христос (Мк. 12, 41-44). Эта же монета фигурирует в упреках Христа в адрес лицемеров, которые по божественному суду должны будут отдать и последнюю медницу (лепту) (Лк. 12, 59). Монеты, попадающие к археологам в результате раскопок, — всегда настоящий праздник, потому что с их помощью можно датировать находки, сооружения, время жизни людей. Так, например, при исследовании монет, найденных в развалинах, оставшихся от общины в Кумране, археологи пришли к заключению, что кумранская община была основана незадолго до 100 г. до Р. X., разорена в дни Ирода Великого, восстановлена в правление Архелая и просуществовала до 70 года. Не меньшую помощь оказали монеты, обнаруженные в древней крепости Масада, построенной не позднее 70 г. Археолог Л. Кэдман писал: «Нет ни малейшего сомнения в том, что три монеты из Масады были найдены в том самом месте, куда они упали из рук иудеев, защищавших крепость почти 1900 лет назад»3. Надписи и пометки Существенную помощь в подтверждении исторической точности и достоверности Нового Завета оказывают также надписи, письменные пометки, которые увидели свет благодаря археологии. Из наиболее интересных греческих надписей хотелось бы выделить ту, которую в 1871 году обнаружил французский исследователь Клермон Ганно и которая хранится в Константинопольском музее1. Текст состоит из семи строк, написанных греческими прописными буквами, а сама надпись, очевидно, помещалась на ограде храма, построенного Иродом, с тем чтобы запретить язычникам приближаться к участку за оградой храма, который предназначался исключительно для иудеев. Надпись гласит: «Никому из инородцев не позволяется входить за ограду святилища храма. Кто будет схвачен, сам будет виновен в последующей за этим смерти»1. Первая половина надписи была найдена в пятидесяти метрах от территории храма. Однако археологи сходятся во мнении, что речь идет о древней надписи, происхождением из самого храма. Эта надпись приобретает еще большее значение, если принять во внимание тот факт, что апостол Павел был обвинен иудеями в том, что он будто бы привел в храм эллинов (а именно Трофима Ефесянина) и тем самым осквернил святое место (Деян. 21, 28). Вторая половина этой надписи была обнаружена в 1935 г. в ходе раскопок, проведенных Палестинским отделом древностей, рядом с воротами святого Стефана, среди руин2. Другая не менее интересная греческая надпись была обнаружена Раймондом Вайллем при раскопках южного склона холма Офела в 1913-1914 гг. Этот текст, опубликованный в 1920 г., представляет собой фрагмент надписи из еврейской синагоги. По мнению Олбрайта, он является наиболее древним свидетельством существования еврейской синагоги в Палестине. В надписи говорится о строительстве какой-то синагоги неким «Феодотом, сыном Беттена, священником и начальником синагоги, сыном начальника синагоги и внуком начальника синагоги...» Поскольку Феодот, как считают археологи, очевидно, взял себе имя римского рода Беттенов (или Беттиев), то в таком случае он или кто-либо из его предков был вольноотпущенником из Италии, так как рабы, становясь вольноотпущенниками, брали обычно имя своего бывшего господина, отпустившего их на свободу. Следовательно, еще при Помпее (63 г. до Р. X.) иудейский предок Феодота в качестве пленного был отведен в Италию. Эта надпись вызывает еще больший интерес, если учитывать тот факт, что апостол Лука в книге Деяния святых апостолов упоминает о синагоге либертинцев (вольноотпущенников). Он пишет: «Восташа же нецыи от сонма глаголемаго Ливертинска... стязающеся со Стефаном» (Деян. 6, 9). Олбрайт полагает: «Следовательно, есть достаточные основания, чтобы связывать данную синагогу с синагогой либертинцев, о которой говорится в Деяниях (6, 9)»1. Подобную мысль высказал и профессор археологии Д. А. Томпсон, добавив: «Мы вправе сделать вывод о том, что синагога, о которой идет речь, была построена в начале I века, когда Христос жил в Назарете»2. Были обнаружены и другие надписи, а также краткие пометки, сделанные на сосудах, которые датируются I веком. Надписи находят по всей Палестине. Наибольший интерес из них вызывают те, что связаны с сооружением водопровода в Кесарии, но мы не будем сейчас их касаться. Они ясно и достоверно свидетельствуют о политическом и культурном присутствии римлян в Палестине в период до и после событий, о которых говорится в Новом Завете.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы