Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мифы обыденного сознания относительно музыкотерапии



 

Вокруг музыкотерапии существует множество мифов и ложных убеждений.

Миф N1. " Музыка - аналог " лекарства", которое воздействует одинаково на всех". На самом деле, в процессе воздействия музыки, прежде всего, играют роль:

-- Индивидуальные различия людей

-- Индивидуальные процессы восприятия музыки (апперцепция)

-- Тип деятельности человека во время сеанса

Поэтому, при самых активных попытках, ещё не удалось найти однозначную музыку, " лечащую" болезни сердца или лёгких, музыку, " снимающую" температуру и т.п.

 

Миф N2. " Музыкотерапия - это только внешнее музыкальное воздействие". На самом деле, наилучшие результаты даёт собственная музыкальная деятельность пациента (клиента) - пение, музицирование, " гудения", работа с ритмами собственного тела, работа с голосом и т.п.

 

Современный грамотный подход к музыкотерапии - детализированная терминология и чёткое очерчивание сфер применения музыкального материала с целью помочь человеку.

 

В настоящее время существуют 4 основные формы музыкотерапии, подразделяющиеся на 2 группы:

" Медицинское направление":

-- Музыкотерапия как средство лечения соматических заболеваний и коррекции физиологического состояния организма.

-- Музыкотерапия в психиатрии и психоневрологии.

" Психологическое направление":

-- Функциональная музыка (использование оптимизирующих музыкальных программ на производстве, в спорте, в педагогике).

-- Музыка в практической психологии и доклинической психотерапии (в том числе, " музыкальная психотерапия", " музыкальная психокоррекция", " музыкальные тренинги творческого самовыражения", тренинги обретения " природного голоса", танце-двигательные тренинги и т.п.).

 

Музыкотерапия как средство лечения соматических заболеваний и коррекции физиологического состояния организма- наиболее традиционное понимание слова " музыкотерапия". В рамках такого понимания накоплен значительный опыт использования и получены положительные практические результаты. " Биологическая" функция музыки начинается с воздействия звука как такового. Исследовано воздействие инфра- и ультразвуковых колебаний, а также воздействие слышимого звука на организм человека - на дыхание, кровообращение и другие физиологические функции. Более сложное и менее однозначное воздействие оказывает целостное музыкальное произведение. Важно отметить, что воздействие музыки в медицине при лечении соматических заболеваний не может быть изолированным средством, музыкотерапия - лишь один из компонентов терапии.

Музыкотерапия в психиатрии и психоневрологии также является дополнительным терапевтическим фактором и успешно используется в контексте общей терапии. Можно с уверенностью говорить об активной вспомогательной роли музыки, выступающей существенным " катализатором" лечебного процесса. Изучен опыт применения музыкотерапии при лечении неврозов и депрессивных состояний, при лечении шизофрении. Музыкальная терапия (включая пение) оказывается эффективной при реабилитации больных с последствиями инсульта и нейротравмы, а также при многих речевых нарушениях, в частности, при лечении заикания.

 

Функциональная музыка - это музыка в процессе психопрофилактики и психокоррекции неблагоприятных функциональных состояний человека. Используется на производстве, в спорте, в условиях обучения.

Сфера воздействия функциональной музыки достаточно обширна -

-- стимуляция психических процессов в разных видах трудовой деятельности;

-- снятие зрительного и слухового утомления;

-- гармонизация и резонансное поглощение производственных шумов;

-- создание положительного настроя на работу и благоприятной атмосферы на рабочем месте;

-- обогащение внутреннего содержания однообразной и монотонной работы;

-- формирование и поддержание оптимальных ритмов трудовых процессов.

Всё это способствует повышению производительности труда, предотвращает негативные последствия учебных и производственных стрессов, препятствует развитию переутомления, облегчает формирование навыков саморегуляции при проведении сеансов психологической разгрузки.

Области применения функциональной музыки не ограничиваются условиями производства. Использование музыки в педагогическом процессе также представляет значительный интерес. В " суггестивной педагогике" ритм и интонация считаются основными факторами воздействия. Г.Лозановым и Э.Гатевой разработана методика музыкально-художественной организации и презентации учебного материала, и на её основе созданы различные системы обучения иностранным языкам. Среди музыкальных суггестопедических методов следует назвать " мелодраму" (пропевание лексических единиц), релаксационное " погружение" с использованием музыки, пение " художественно-дидактических" песен (закрепляющих пройденный материал или создающих необходимую " настройку" на работу).

Функциональная музыка способна оказывать существенное влияние на физиологические показатели и работоспособность при умственной работе, повышая тем самым эффективность учебной деятельности. Помимо этого музыкальные сеансы приобретают профилактическое значение в стрессовых ситуациях. Результативность сеансов усиливается, когда музыкальное и светомузыкальной воздействие используется в системе эмоционально-волевого тренинга (в сочетании с методами точечного массажа и аутогенной тренировки)

 

Музыка в практической психологии и психотерапиииспользуется активно и постоянно. Данное понимание музыкотерапии как музыкальной психотерапии и даже музыкальной психокоррекции выходит за рамки медицины и соответствует проблематике практической психологии. Многие психотерапевты и консультанты воспринимают музыку как естественную и неотъемлемую часть их профессиональной работы.

Музыка используется в тренингах и индивидуальных консультациях как фон, способствующий эмоциональному раскрепощению человека, а также для создания необходимого настроения, соответствующего содержанию выполняемых упражнений и процедур. Формы использования музыки и музыкальной деятельности варьируются в зависимости от направленности психокоррекционного или психотерапевтического процесса. Это может быть фоновое звучание музыки или работа с музыкальными образами, использование приёмов музыкальной ритмики или элементарное музицирование (пение, игра на инструментах).

 

Формы использования музыки

1. Прежде всего, это - музыка, исполняемая в процессе сеансов самими клиентами. Сюда входят вокальные, ритмические, инструментальные импровизации (в основном на фортепиано), а также специально организованное исполнение известных сочинений. Собственное музыкальное творчество клиентов, с одной стороны, есть средство самовыражения, а с другой - средство общения с другими клиентами при групповой работе. Эти импровизации, создаваемые людьми далеко не всегда знакомыми с музыкальной грамотой и в традиционном понимании не умеющими играть, являются хорошим терапевтическим средством.

2. Традиционная " воздействующая" музыка, звучащая извне по отношению к клиенту, также используется в терапевтическом процессе. В зависимости от конкретной формы работы это может быть фонограмма или собственная игра ведущего - музыкотерапевта. Музыкальным материалом служат сочинения, принадлежащие к различным эпохам, стилям и жанрам - от архаической монодии до авангардной и пост авангардной музыки ХХ века академического и неакадемического направлений.

3. Ощущение человеком своего организма, тела как " музыкального инструмента" - работа с ритмами дыхания, пульсациями внутри тела, тембром голоса и т.д.

4. Метафорическое описание пространства, атмосферы, участников и самого терапевтического процесса в музыкальных терминах. Какой стиль (жанр, произведение, инструмент) соответствует данному человеку (группе)? Каким музыкальным сочинением можно было бы озвучить только что завершившийся процесс?

 

" Банк техник" , который используется в сеансах музыкальной психокоррекции, содержит 4 основных блока приёмов и методов:

 

Первый блок основан на вариантах традиционных форм работы, включая техники, основанные на пассивном восприятии музыки. Музыкальный материал выступает в подобных терапевтических процедурах в качестве фона, не требующего специального вслушивания, осмысления, переживания содержания звучащего сочинения. Здесь музыка выполняет функцию катализатора эмоциональных процессов, а внимание клиента направлено на иные внутренние или внешние факторы, к примеру, на собственные мысли, чувства, на содержание речи партнёра.

Второй блок содержит техники, основанные на активной работе клиента с образами музыки, звучащей извне. Терапевтические эффекты достигаются путём активного переживания эмоционального содержания звучащего произведения: его осознания, устной или письменной вербализации, рисования, движения под музыку, разыгрывания различных музыкальных " сценок".

Третий блок включает техники, основанные на самовыражении через музицирование. С одной стороны, это могут быть вокальные, ритмические, инструментальные импровизации (исполняемые индивидуально, совместно с ведущим, в паре, в группе). С другой стороны, это - специально организованное исполнение известных сочинений. Для инструментальных импровизаций часто используется фортепиано, хотя дополнить его могут многие другие музыкальные инструменты, в том числе и " детские". Импровизационные упражнения организованы таким образом, что участникам не требуется предварительной музыкальной подготовки и тем более музыкального образования.

Четвёртый блок включает ряд " телесно-ориентированных" техник, связанных со слышанием музыки как бы " внутри себя". В процессе работы физический организм (дыхание, пульсации внутри тела, тембр голоса, телесные зажимы) становится символическим " источником" ритмов, звуков и мелодий. Человек начинает двигаться, прислушиваясь к самому себе, гудеть, опираясь на особенности своего дыхания, петь. В зависимости от задач, упражнения выполняются сидя, стоя, лёжа или в движении. Данный блок техник способствует работе с телесными проекциями психологических проблем.

 

В тексте использованы следующие материалы:

-- А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. Психология и педагогика. - " Питер", 2002. (главы 10, 11, 12, 13, 14)

-- А.Петровский, М.Ярошевский. Психология. М., 2002.

-- Б. Эльконин. Введение в психологию развития (в традициях культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М., 1994.

-- Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997

-- В. Мухина. Возрастная психология. М., 1997.

-- В. Подуровский, Н. Суслова. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М., 2001

-- В. Сластенин, И. Исаев, Е. Шиянов. Общая педагогика. М., 2003

-- В. Слуцкий. Элементарная педагогика. М., 1992.

-- В.Ольшанский. Практическая психология для учителя. М., 1994.

-- Габай Т. Педагогическая психология. М., 1995.

-- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М., 1993

-- Дубровина И. и др. Психология: учебник для высших учебных заведений. М., 2003.

-- И. Подласый. Педагогика в 2-х книгах. М., 2003.

-- Каменская Е. Педагогика: конспект лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2007

-- Кирнарская Д.К. Музыкальные способности - М.: Таланты XXI век, 2004

-- Лекции по психологии Лучининой О., Осуховой Н, Рахматшаевой В.

-- Лучинина О., Винокурова Е. Практическая психология для музыкантов. Учебно-методическое пособие. Астрахань: Издательство Астраханской государственной консерватории. - 2008

-- Немов Р. Общая психология. М., 2003.

-- Петере В. Шпаргалка по психологии и педагогике: учеб. пособие.-- М.: ТК Велби, 2005.

-- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.

-- Подуровский В, Н. Суслова. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М., 2001

-- Психологический словарь/ Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1997

-- Психология и педагогика. Учебное пособие под ред. А. Радугина. (с. 147 - 185, 193 - 197, 200 - 223)

-- Психология музыкальной деятельности: Учебное пособие. М., 2003

-- Психология. Словарь/ Под общ. ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990

-- Словари Интернета

-- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1943

-- Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы суждения, мнения. М., 1994

 


Поделиться:



Популярное:

  1. He все болезни от подсознания
  2. I) Получение передаточных функций разомкнутой и замкнутой системы, по возмущению относительно выходной величины, по задающему воздействию относительно рассогласования .
  3. XVI. Об относительности добрых и злых дел
  4. Абсолютное и относительное в истине. Истина в юридической практике.
  5. Абсолютное и относительное отклонение по категориям показателей 1991 и 1983 г.
  6. АВТОРСКИЙ УЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КУРС ТРАНСФОРМАЦИИ ТЕЛА И СОЗНАНИЯ
  7. Альтернативные состояния сознания. Гипноз и внушение
  8. Бог хочет удалить наше невежество относительно поста
  9. Большое относительно, ибо не имеет предела.
  10. В отличие от кубика Рубика, добиться максимального расширения сознания невозможно, т.к. чем ниже падает энтропия, тем больше энергии освобождается для дальнейшего расширения. Об этом позже.
  11. В подъезде найден подросток 15-17 лет. Без сознания. Рядом одноразовый шприц со следами крови. Вены уплотнены, со следами инъекций.
  12. Взаимодействие сознания и подсознания


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь