Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности возрастного развития музыканта-профессионала



Обратимся к исследованиям в области психологии труда. В " классических" возрастных схемах развития профессионала лишь с 11-12 лет рассматривается наступление так называемого процесса " оптации" (выбора профессии), который характеризуется появлением профессиональных намерений, выбора путей профессионального образования и подготовки.

До 11-12 лет исследователи обнаруживают у детей лишь " профессионально ориентированные интересы и склонности", выражающиеся в содержании ролевых игр и фантазий.

12-16 лет - собственно процесс оптации.

От 16 до 23-27 лет - профессиональная подготовка, профессиональная адаптация и первичная профессионализация. Далее - этапы развития и совершенствования профессионализма.

Что же происходит у музыканта? Профессиональная подготовка нередко начинается в 5-6 лет, и это реальная серьёзная профессиональная подготовка, приводящая к созданию " общественно значимого продукта", который собственно и характеризует трудовую деятельность человека и отличает её от игры, учёбы и т.п. Более того, в 8-10 лет музыкант уже способен зарабатывать своим трудом, чему известно немало примеров. Таким образом, стадии игры, учёбы, профессиональной подготовки, адаптации и первичной профессионализации смешиваются и " растягиваются", начиная от первых классов школы и вплоть до начала самостоятельной работы по окончании вуза. Что касается периода оптации, то его чаще всего просто не существует. Важнейший процесс сознательного выбора будущей профессии зачастую оказывается " за скобками". В результате, более половины студентов первого курса консерватории из года в год не могут убедительно ответить, почему же они выбрали профессию музыканта? Они ограничиваются либо общими фразами типа " я люблю музыку", либо не отвечают ничего определённого. Бывают и такие ответы, которые заставляют задуматься о продуктивности системы музыкального образования в целом. Одна первокурсница, вздохнув, сказала: " А что мы вообще умеем делать? Только играть. Да и это делаем плохо... Я б пошла в университет, если б смогла. Но разве после училища есть какие-то знания? Придётся, значит, оканчивать консу... Выбора нет".

В этом одна из проблем ранней профессионализации.

Однако существуют и положительные факторы в возрастном развитии музыканта. Музыкант - одна из профессий, где человек востребован до глубокой старости.

Если в классических схемах развития профессионала 50 лет - это начало этапа " потери перспектив профессиональной карьеры", то в музыкальном сообществе человек данного возраста считается едва ли не молодым наряду со своими активно действующими 70-80-летними коллегами!

 

Функциональные состояния в творческой деятельности музыканта исполнителя и педагога

Функциональные состояния - состояния, которые обеспечивают выполнение наших профессиональных функций, помогают нам " функционировать" должным образом.

 

Оптимальные, способствующие деятельности, состояния:

-- Настрой

-- Готовность

-- Активность

-- Хорошая работоспособность

-- Внимательность

На сцене отсутствие какого-либо из компонентов приводит к " аварийности" или неспособности выдержать сценический тонус.

 

Неоптимальные, мешающие деятельности состояния:

-- Утомление

-- Стресс

-- Монотония

-- Отсутствие интереса

-- Перевозбуждение

 

Монотония

Состояние, возникающее при выполнении однообразной несложной работы, когда мы начинаем " засыпать", отвлекаться, ошибаться...

-- Механическое переписывание или набор текста на компьютере

-- Переборка, сортировка чего-либо

-- Автоматизированная игра на сцене

Возникает проблема недогрузки информацией, нередко требуется дополнительная стимуляция для снятия состояния монотонии, перерывы в деятельности, отдых.

 

Утомление

Симптомы утомления:

-- Физиологические. Человек плохо выглядит, активизируются симптомы заболеваний, плохое самочувствие, вялость.

-- Психологические. Ухудшается внимание, память, нарушается время реакции, нарушаются эмоциональные процессы (слезливое или агрессивное настроение, апатия или тревога)

-- Поведенческие. Нарушается речь, действия становятся хаотичными или, наоборот, заторможенными.

-- Рефлексивные. Осознание усталости, утомления.

 

Утомление далеко не всегда распознаётся как усталость! Можно не ощущать усталость, но все симптомы утомления будут присутствовать.

 

Причины утомления:

-- Глобальная информационная перегрузка

-- Неудовлетворённость трудом (зарплатой, возможностями профессионального роста, взаимоотношениями в коллективе и т.п.)

-- Неумение отдыхать

 

Динамика производительности труда (4 основные типа)

 

1 тип (" флегматик" ) - постепенное повышение производительности труда, затем стабилизация, ровный ритм работы (несколько часов), затем постепенное снижение производительности труда. Внезапные перерывы в работе такого человека раздражают и утомляют.

2 тип (" холерик" ) - быстрое врабатывание, затем хорошая продуктивность в течение короткого времени, затем быстрый спад. Необходимы частые перерывы в работе, иначе неизбежно утомление.

3 тип (" меланхолик" ) - многократные колебания производительности труда, зачастую связанные с внешними факторами или настроением человека. Подвержен утомлению, необходим щадящий режим труда.

4 тип (" сангвиник" ) - высокий темп, устойчивый ритм труда с первых минут и на протяжении нескольких часов. Внезапные перерывы в работе не раздражают. Устойчив. Почти не утомляется.

 

Стресс

Стресс - состояние психического напряжения в трудных условиях:

-- Относительно дискомфортных

-- Экстремальных

-- Сверхэкстремаальных

Несмотря на то, что в деятельности музыканта нет объективных экстремальных (опасных для жизни) ситуаций, субъективные переживания человека на сцене приближаются к экстремальным по всем показателям (пульс, давление, кардиограмма и т.д.)

 

Источники стресса на сцене:

-- Значимость ошибки

-- Дефицит времени (мы не можем остановиться и подумать в середине исполняемого произведения)

-- Помехи (шум за дверью, гул машин и т.п.)

-- Трудность задания (сложная программа)

-- Страх оценки значимых людей (Как я буду выглядеть в глазах публики? Что про меня подумают? Что будут говорить? )

Реакции на стресс

Педагог - музыкант часто сталкивается с теми или иными реакциями учеников на стрессовые ситуации. Существует 5 основных типов реакции:

-- Напряжённый тип - кусает губы, замедляет действия, сжимает руки, скован

-- Трусливый тип - впадает в панику, начинает хаотично действовать

-- Тормозной тип - до предела замедляет действия, затормаживается, " засыпает"

-- Агрессивный тип - впадает в агрессию (бьёт по клавишам " непослушное" фортепиано)

-- Продуктивный тип - в стрессовой ситуации показатели деятельности улучшаются. Человек любит сцену, любит публику. Стрессовые условия его подбадривают.

 

Акцентуации характера

 

Акцентуации характера - это черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. Считается, что акцентуации характера, в основном, наблюдаются у подростков, а с возрастом сглаживаются. Однако музыкальная (как и любая другая артистическая деятельность) зачастую провоцирует сохранение акцентуированного характера на долгие годы (не случайно бытует в народе мнение, что артисты - " люди странные" ). В художественных коллективах нередко встречаются люди с акцентуациями характера.

 

Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда):

1. Гипертимностъ. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения -- " патологический счастливчик".

2. Застревание -- склонность к " застреванию". Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, " упертые в одно", " зашкаленные", в том числе и в эмоциональном отношении. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию.

3. Эмотивностъ. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.

4. Педантичность. Педантам трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли -- крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. Могут проявлять агрессию.

5. Тревожность. Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, " притягивая" к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.

6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как " гипертимные".

7. Демонстративность. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания (" пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными" ). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость -- чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду -- могут быть определены чисто внешне.

8. Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивности реакций.

9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.

10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера). Здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций (все идет от темперамента).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1206; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь