Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальная психология музыки
Социальная психология музыки - направление, объединяющее три дисциплины: психологию, социологию, музыковедение. Предмет социальной психологии музыки - музыкальная деятельность различных социальных групп людей.
В рамках социальной психологии музыки существуют 2 направления: -- Музыковедческое -- Социально-психологическое
Музыковедческое направление социальной психологии музыки занимается изучением социально-психологических проблем истории и теории музыки: -- Музыкальная жизнь в конкретных исторических условиях (её социально-психологические предпосылки) -- Социально-психологические предпосылки происхождения музыки в целом, а также отдельных направлений, стилей и жанров -- Социально-психологические предпосылки эволюции музыкального языка -- Проблемы содержания и формы музыки в контексте социально-психологической обусловленности -- Создание " психологического портрета" типичного музыканта или типичного слушателя в ту или иную историческую эпоху. -- Музыкальные интересы типичного слушателя в ту или иную историческую эпоху -- Психология музыкального быта и музыкальной деятельности в прошлом
Многие вопросы социальной психологии музыки вы рассматриваете в курсах " Содержания музыки", " Истории музыки", " Анализа музыкальных произведений", " Истории гармонии", " Музыкальной социологии", " Музыкальной эстетики" и некоторых других.
Социально-психологическое направление (иное название - " Эмпирико-практическое направление" ) изучает распространение и потребление музыки в современном обществе.
Основные вопросы социально-психологического направления: -- Создание " психологического портрета" типичного музыканта или типичного слушателя в нашу эпоху. -- Музыкальные интересы типичного слушателя в нашу эпоху -- Психология музыкального быта и музыкальной деятельности различных социальных групп людей -- Музыкальные предпочтения и ценности. Условия и факторы формирования музыкальных потребностей и интересов -- Деятельность официальных институтов, занимающихся вопросами распространения музыки, управления музыкальной жизнью общества, вопросами обучения музыке. -- Отражение общественного настроения в музыке. -- Проблемы популярности конкретных жанров, направлений, исполнителей. Поиск оптимальных форм и методов рекламы, продвижения исполнителей для завоевания ими популярности (поиск методов " раскрутки" ) -- Проблемы популярности музыкального образования.
Личностно-профессиональное развитие музыканта
В психологии труда есть термин " профессиограмма" (буквально - " описание профессии" ). В состав профессиограммы входят: 1) Набор знаний, умений и навыков. 2) Психограмма - набор психологических качеств, необходимых в той или иной профессии. Для успешности в профессиональной деятельности недостаточно качественных знаний умений и навыков. Порой профессиональные удачи и неудачи коренятся в личностных особенностях человека: в его умении общаться с другими людьми, хорошо выглядеть, уверенно чувствовать себя на публике, справляться с конфликтными или иными стрессовыми ситуациями... Профессия музыканта (особенно музыканта-исполнителя) требует от человека большой физической выносливости, хорошего здоровья и работоспособности. Специфика взаимоотношений в творческих коллективах требует также и моральной выносливости, способности " отстаивать себя" в борьбе за лидерство, за приоритетность собственных творческих ролей и позиций. Талантливый, грамотный, но " слабый" в волевом отношении человек нередко оказывается отброшенным на задний план, и обвиняем, как не парадоксально, в плохомпрофессионализме!
Сущность психограммы музыканта: Способность к саморегуляции и поддержанию работоспособности на оптимальном уровне Уверенность в себе -- Уверенность в своих силах и в возможности развиваться дальше -- Уверенность на сцене -- Уверенность при написании нотного (композитор) или словесного (музыковед) текста -- Уверенность при изложении своих требований (педагог) 3. Навыки самовыражения, способность к формированию индивидуального стиля деятельности Индивидуальный стиль деятельности - устоявшийся психологический термин. Это индивидуальная система навыков, методов, приёмов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное её выполнение. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизуя свои ценные для данной работы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. Иными словами, индивидуальный стиль деятельности - проявление уникального для данного человека комплекса способностей и других личностных качеств . Например, при выполнении работы, требующей быстроты и точности, человек с подвижным типом нервной деятельности решает трудовые задачи за счёт своей динамичности и расторопности, способности переключать внимание с одного объекта на другой. Человек же с более инертными нервно-психическими процессами будет успешно решать ту же задачу за счёт внимательности, предусмотрительности и основательности. Работа музыканта - обширное поле для выработки индивидуальных стилей деятельности. Речь идёт не только о вашем стиле как музыканта-исполнителя, композитора, педагога или музыковеда, предоставляющего на суд публики некий итог выполненной работы. Задача музыканта - выработать собственный стиль работы над музыкальным произведением или музыковедческой статьёй, стиль подготовки к уроку или к докладу. В результате человек будет выполнять работу намного быстрее и эффективнее, кроме того, ему будет легче отразить в ней собственную творческую индивидуальность. Другая задача - совершенствовать стили запоминания и восприятия музыкального материала, вследствие чего музыкант, прежде всего, улучшит свою память и слух, что уже немаловажно и стоит затраченных усилий.
Наличие положительной профессиональной мотивации Наличие положительной профессиональной мотивации предполагает потребность заниматься конкретным видом деятельности, любовь к своему делу. Поэтому человеку важно знать резервы своей профессии, уметь найти именно ту нишу, в которой он будет успешен.
Навыки общения -- Общение педагога и ученика -- Общение внутри творческого коллектива -- Сценическое общение - с публикой, а также со своими партнёрами во время исполнительского процесса Что делает человек, выступая на сцене? Только ли исполняет произведение? Далеко не всегда. Нередко он " выясняет отношения" с коллегами по ансамблю или концертмейстером. Зачастую творческие коллективы " мстят" автократическим дирижёрам, ускоряя или " затягивая" темпы исполнения. Ярким примером может послужить " месть" одного хорового коллектива, когда к концу каждой части исполняемого и произведения темп снижался, и высота звучания опускалась почти на четверть тона. Создавалось ощущение, что коллектив " сопротивляется", заставляя дирижёра тянуть себя чуть ли не силой... В процессе сольного выступления исполнитель также может, сам того не ведая, решать внемузыкальные задачи, например, " показывать себя" или " прятаться". Например, одна из студенток-пианисток во время открытого прослушивания чрезвычайно волновалась из-за возможности присутствия одной из своих, критически настроенных, соучениц. В процессе игры она была предельно скована, ошибалась, несмотря на хорошую подготовку. Оказалось, что из-за слабого зрения пианистке показалось, что её недруг присутствует в зале (там сидела девушка в похожей одежде). Узнав об этом, студентка хлопнула ладонью по лбу со словами: " Если б я знала! А то всё исполнение только и думала, что про неё... Что она назло пришла..." Что же на самом деле делала студентка? Была ли её деятельность деятельностью музыкальной? Фактически, она " выясняла отношения" с сокурсницей (хотя это происходило исключительно в её голове), " боролась" с нею, сердилась. Сам процесс исполнения оказывался для пианистки далеко на втором месте.
Навыки общения формируются по-разному в зависимости от того, к какому типу личности относится человек: " Сольный тип личности. Человек - " солист" любит действовать самостоятельно, предпочитает работу, которую выполняет один, без посредников и помощников. Любит отвечать сам за себя, но не за других. Многие из " солистов" любят быть " на виду". Но не любят приспосабливаться к другим людям. Поэтому недостаток ярко выраженного " сольного" типа личности - отсутствие гибкости в общении, непонимание чужого мнения, чужих чувств и действий. " Идеальный сотрудник" для " солиста" не существует, но к нему может приспособиться " ансамблист" и " оркестрант". С " дирижёром" деловые отношения затруднены. " Ансамблевый" тип личности. Человек - " ансамблист" любит действовать сообща с небольшой группой единомышленников. Для него важна команда равных ему по статусу и духу людей. Решения предпочитает принимать коллегиально. Хорошо умеет слушать и действовать согласованно с другими людьми. Для него важно чувство опоры, которое даёт близкое окружение. Недостаток ярко выраженного " ансамблевого" типа личности - страх самостоятельных решений, неспособность действовать в одиночку и зависимость от чужих " советов". " Идеальный сотрудник" - такой же " ансамблист". " Оркестровый" тип личности. Человек - " оркестрант" любит быть членом большой " кoмaнды". Для него важно быть частью " целого", и он гордится принадлежностью к своей группе. Хорошие рядовые сотрудники, исполнители чужой воли и реализаторы чужих идей. Не любят принимать решения и проявлять инициативу. Недостаток ярко выраженного " оркестрового" типа личности - зависимость от сильного лидера, неспособность действовать без руководства. " Идеальный сотрудник" - - человек " дирижёрского" типа личности. " Дирижёрский" тип личности. Человек " дирижёр" предпочитает руководящую деятельность (как правило, в больших группах). Любит управлять другими людьми и не любит, когда управляют им. К другим людям не приспосабливается, но в отличие от " солиста" хорошо чувствует и знает своё окружение, используя подходящие приёмы воздействия на него. Недостаток ярко выраженного " дирижёрского" типа личности авторитарность в мышлении и общении, желание " настоять на своём" любой ценой. " Идеальный сотрудник" - человек " оркестрового" типа личности. Как правило, у человека присутствуют черты более, чем одного типа личности. К тому же, недостающие черты личности можно развивать.
Типы карьер музыканта -- Стабильная карьера - выбор карьеры происходит рано и остаётся постоянным. Человек, по крупному счёту, делает " одно и то же" на протяжении всей своей трудовой деятельности (играет на скрипке, поёт и т.п.) Человек совершенствуется, достигая профессиональных вершин в избранном деле. Наиболее типичный тип карьеры для музыканта. -- Изменяющаяся карьера - выбор карьеры никогда не является окончательным. Главное - не стоять на месте. Человек " пробует себя" в разных сферах деятельности, достигая в них результат (К примеру, человек начинал как скрипач-солист, а затем стал дирижёром). -- Спиральная карьера - повторение карьеры на новом уровне (Достигнув первых ролей в провинциальном оперном театре, вокалист переезжает в столицу, где снова начинает со вторых-третьих ролей, постепенно продвигаясь к первым) -- Линейная карьера - акцент на служебной лестнице. Выбор управленческих должностей.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1242; Нарушение авторского права страницы