Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методы и приемы совершенствования
Фонематического слуха у детей с ОВЗ Игры со звуковыми символами Для знакомства детей дошкольного возраста с гласными звуками используются изображения звуковых символов на карточках из картона размером примерно 10 х 10 см. Символы обоначают красным цветом: звук «а» - большой полый круг; звук «у» - маленький полый круг; звук «о» - полый овал; звук «и» - узкий красный прямоугольник.
После того как ребенок усвоит эти звуки, можно переходить к следующим заданиям:
Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.
Покажите ребенку картинку с предметом, который начинается с гласного «а», «у», «о» или «и». Ребенок должен четко назвать, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук (например, «у-у-у-утка»). Затем ребенок должен выбрать соответствующий символ.
Для дальнейшего развития фонематического слуха детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста предлагаются игры и упражнения, в которых нужно выделить заданные звуки из слов, фраз, небольших стихотворений. Выдели слово Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Подумай, не торопись Предложите детям несколько заданий на сообразительность: - Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации. Шутки - минутки Прочитайте детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети должны найти ошибку в стихотворении и исправить её. Примеры: Хвост с узорами, За окошком зимний сад, Мальчишек радостный народ Кот плывет по океану, Куклу выронив из рук, Божья коробка, Звуки по кругу Цель: развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета. Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих. В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: " н" - начало слова, " с" - середина слова, " к" - конец слова. Цель: развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета. Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, " м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части (" н" - начало слова, " с" - середина, " к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками. ВЕСЕЛЫЙ ПОПУГАЙЧИК Цель: развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания. Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога. Ребенку говорят: «Ты — веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен». а) одинаковые — ра-ра-ра; Назови слова Задание №1. Задание №2. Задание №3. Хлоп-хлоп Это упражнение также имеет несколько вариантов задания. Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д. 2. " Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза". Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. Играем со словом Задание №1. Задание №2. Путаница Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например: Кто на дереве сидит? - Кит.
Спросите у ребенка: " Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются? " Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова. Придумай новое слово Задание: " Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым". " Кружок". Задание: " Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово " мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три". Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове " конь" букв 4, а звука три - [к - о - н']. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения. Длиннее-короче Задание: " Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово " нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать". Задуманное слово Чтобы отгадать задуманное слово, надо выделить из каждого слова (на слух или по картинке) второй, третий, четвертый и т.д. звук. Например, выделить второй звук в словах: окно, мост, уши, указка, палец (кошка). В другом варианте игры слова для выделения звука предъявляют в порядке, нарушающем последовательность звуков в задуманном слове, «буквы в нем перепутались». Например: пялец, уши, окно, указка, мост (ашкко = кошка). Заменяй-ка 1 вариант: Составить самую длинную цепочку из слов. Чтобы получить новое слово, надо в предыдущем слове заменить только одну букву. Например: зайка-гайка-чайка-шайка-лайка. 2 вариант: Заменяя в слове только одну букву, превратить «лук» в «сыр»: лук-луг-лог-рог-рок-кок-сок-сои-сор-сьр. Эхо Взрослый обсуждает с ребенком или группой детей, что такое эхо и где с ним можно повстречаться, какое оно в представлении игроков. Затем резюмирует: невидимка – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. В первом туре ведущий называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку. Постепенно, чередуясь в роли водящего с детьми, можно переходить не только к сложным словам, но и к стихотворным строчкам или иностранным выражениям, объясняя их значение («На11о, monkey! » – «Привет, обезьянка! » Живая азбука Карточки с изображением буквенных пар раскладываются перед детьми на столе изображением вверх: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж. На других карточках изображены предметы. По команде ведущего игроки выбирают предметы, названия которых включают ту или иную букву, и раскладывают их по кучкам. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны. На втором этапе «кучки» сортируются в соответствии с буквой из пары. Освоив «карточный» комплекс предметов, можно переходить к усложненному варианту: отыскивать в помещении (в квартире, в доме) то, что в названии включает заданный ведущим звук. Перевозим грузы В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме). Заколдованное слово Ведущий рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова и запирает их в своем замке, откуда пленники не могут выбраться, потому что не знают, из каких звуков состоят. Спасти их может тот, кто правильно и нужном порядке назовет эти звуки – тогда слово становится свободным. Но сделать это можно только тогда, когда волшебник отлучается по делам из дому. Роли распределяются так: взрослый будет ведущим, называющим плененные слова, один из детей – волшебником, который то появляется, то уходит, остальные дети – спасители слов (при появлении мага они могут замирать на месте). Чтобы волшебник «не мелькал», ему можно давать поручения (вернуться, только собрав 3 – 5 предметов одного цвета или принести определенное количество вещей на букву «к»). Игра «Поле чудес» Цель: Развитие фонематических процессов, звукового и звуко-буквенного анализа; развитие мыслительных процессов (анализа, синтеза, обобщения, сравнения); обогащение словарного запаса. Оборудование: 1) наборное полотно; 2) красные, синие, зелёные квадраты (размером не менее 7, 5 X 7, 5) для составления схемы звукового состава слова при фронтальной работе. Сюжет игры На наборном полотне или доске педагогом заранее набрана схема звукового состава слова, которое детям необходимо будет расшифровать.
Условные обозначения традиционны: синий - твёрдый согласный звук, зеленый - мягкий согласный звук, красный - гласный звук. Для работы с первоклассниками учителю целесообразно подбирать слова, в которых количество звуков и букв совпадает, а гласные звуки не должны обозначаться на письме йотированными (например, не следует брать слова типа: яма, подъезд, злая и т.д.), а также слова, при написании которых необходимо использование мягкого и твёрдого знаков Учитель зачитывает формулировку зашифрованного слова (например, назовите время года). (зима) Дети анализируют звуковой состав слова. - В этом слове 2 гласных и 2 согласных звука (1 твёрдый согласный и 1 мягкий согласный).
Подбор букв начинается с гласных первого ряда. На схеме их расположение соответствует звукам, следующим за обозначением твёрдых согласных. Следовательно, они соответствуют красным квадратам, стоящим за синими квадратами. Дети называют звук, и, если такой имеется в данном слове, педагог убирает соответствующий квадрат, под которым скрывается искомая буква. В итоге на доске или наборном полотне появляется буква а. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы