Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные виды правовых систем и их характеристикаСтр 1 из 6Следующая ⇒
Сравнительное правоведение (МАГИСТРАТУРА) ВОПРОСЫ к зачёту: 1. Сравнительный метод в правоведении. 2. Становление сравнительного правоведения. 3. Предмет и методы сравнительного правоведения. 4. Критерии классификации правовых систем. 5. Формы сравнения. 6. Аксиомы сравнительного правоведения. 7. Западное и восточное право. 8. Правовая культура и правовая идеология. 9. Стиль юридического мышления. 10. История формирования Романо-германской правовой семьи. 11. Роль рецепции римского права в формировании Романо-германской правовой семьи. 12. Источники романо-германского права. 13. Основные различия между романским и германским правом. 14. Становление англосаксонской правовой семьи. 15. Общее право и право справедливости. 16. Источники права англосаксонского права. 17. Понятие судебного прецедента и роль судебной практики в странах англосаксонского права. 18. Особенности права США. 19. Конституционный надзор в США. 20. Российская правовая культура. 21. Особенности становления правовой системы России в ХУ111 в – перовой половине Х1Х в. 22. Правовая система пореформенной России 23. Влияние немецкой правовой мысли на российскую правовую мысль. 24. Становление и развитие российского правоведения во второй половине Х1Х в.- начале ХХ. 25. Особенности социалистического права. 26. Соотношение частного и публичного права при социализме. 27. Марксисзм - ленинизм как идеологическая основа советского права. 28. Проблема собственности в советском праве. 29. Эволюция советского права. 30. История становления мусульманского права. 31. Источники мусульманского права. 32. Роль мусульманского права в теократических и светских государствах. 33. Индусское право. 34. Иудейское право. 35. Особенности восточного правопонимания. 36. Право Китая: история и современное состояние. 37. Право Японии: история и современное состояние. 38. Особенности правовых систем африканских стран. 39. «Традиционное» и «новое» право в станах Африки. 40. Роль юридической профессии в государствах относящихся к разным правовым семьям.
1. Сравнительный метод в правоведении. Понятие сравнительного правоведения.
2. Становление сравнительного правоведения. Сравнительное правоведение своими корнями уходит в глубь веков, а точнее в период античности, когда мыслители использовали сравнения как прием в своих исследованиях. Кроме этого, данный прием был востребован и среди законодателей. Примером могут служить древнегреческие законы Солона и Ликурга, разработки в Древнем Риме Законов XII таблиц, образования римского права. По мнению многих исследователей, именно в этот период зарождаются сравнительно-правовые идеи. В средние века, в период формирования и развития национальных правовых систем Франции, Германии и Англии, данные идеи получили дальнейшее развитие. равнительное правоведение начало формироваться во второй половине XIX в., А именно - в 1869 гг. И связанные с образованием французского Общества сравнительного законодательства. По мнению других, оно зародилось в 1900 гг. И связанные с проведением I Международного конгресса сравнительного права. Дж. Майда выделяет четыре условные стадии развития сравнительного правоведения. 1. (примерно вторая половина XIX - начало XX в.) Получили широкое распространение идеи Э. Ламберта и Р. Салейль, послужившие своеобразным импульсом для международной унификации права. 2. (20-е-40-е pp. XX в.) Характеризуется как стадия развития и довольно широкое распространение среди ученых-компаративистов мысли о том, что сравнительное правоведение - это не отдельная наука, не самостоятельная отрасль знаний, а лишь особый сравнительно -правовой метод исследования. 3. (конец 40-х-50-е pp. XX в.) Делаются усиленные попытки исследования его в практическом плане, как «инструмента» выполнения повседневных практических задач, и одновременно уделяется повышенное внимание сравнительно-правовому образованию, особенно в Европе и Америке. 4. (60-е pp. XX в.) Отличается, прежде всего, тем, что непосредственно ассоциируется с целенаправленным разработкой компаративистами разных стран, и в первую очередь известным французским ученым Р. Давидом, доктрины «больших систем» - правовых семей.
Подводя итог вышеизложенным периодизация истории формирования, развития сравнительного правоведения, необходимо отметить, что компаративисты имеют основания для того, чтобы начать историю сравнительно-правовых исследований из трудов античных авторов. Действительно, сравнение как прием изучения права и совершенствования законодательства существует с незапамятных времен. Однако широкое и сознательное применение сравнительно-правового метода и признание сравнительного правоведения как самостоятельного научного направления все же наледи до второй половины XIX в. И на этом основании можно выделить следующие этапы его становления и развития: § этап формирования идей сравнительного правоведения - сначала как сравнительно-историческое направление исследований, а потом как практико-прикладной направление (1800-1900); § этап формирования сравнительного правоведения и его становление как признанного научного направления - I Международный конгресс сравнительного права (1900) и дальнейшее его развитие (1900-1945); § этап интенсификации развития сравнительного правоведения после второй мировой войны (1945 - 80-е годы XX в.); § современный этап развития сравнительного правоведения.
3..Предмет и методы сравнительного правоведения. Термин «сравнительное правоведение» имеет троякое значение: метод, наука, учебная дисциплина. Сравнительное правоведение как метод является одним из важных научных средств изучения правовых явлений. Благодаря применению сравнительного метода становится возможным выявить общее, особенное и единичное в правовых системах современности. Сравнительное правоведение как наука – это совокупность научных знаний о правовых системах современности, материально представленная множеством книг, брошюр, статей, научных докладов. Сравнительное правоведение как учебная дисциплина – это предмет преподавания в высших учебных заведениях. Сравнительное правоведение как наука и учебный курс в каждой стране имеет свои особенности. В разных странах применяются неодинаковые доктринальные подходы ученых к предмету сравнительного правоведения, даже в одной и той же стране нередко существует несколько школ и направлений. Таким образом, сравнительное правоведение – это наука. Оно является таковой в двух аспектах, с двух хотя и различных, но дополняющих друг друга точек зрения. Первый аспект связан с использованием сравнительного метода при изучении правовых институтов и конкретных юридических проблем страны, к которой принадлежит исследователь. В этом случае на более или менее широкой сравнительно-правовой основе изучается конкретная правовая проблема. Этот аспект обычно охватывает сравнение на микроуровне, в рамках отдельных отраслей права. Второй аспект выступает как автономное изучение зарубежного (иностранного) права на уровне правовых систем в целом, на уровне отдельных отраслей права и основных правовых институтов. Здесь речь идет о том, чтобы создать «юридическую географию», подобно тому как в прошлом стремились воспроизвести на основе сравнения всеобщую историю права. Сравнительное правоведение использует отнюдь не один сравнительный метод, а весь методологический арсенал, инструментарий правовой науки. Правовая теория, обособляющая правовые дисцип-нины по предмету, требует сосредоточивать вокруг соответствующего предмета, все методы, с помощью которых он может быть всесторонне изучен. Другими словами, сравнительное право отличается скорее специфическим предметом, чем специфическим методом. Предметом сравнительного правоведения являются: 1. методологические проблемы сравнительно-правового исследо вания (при этом значительное место занимает теория сравнительно- правового метода); 2. сопоставительное изучение основных правовых систем совре менности, другими словами, систематизированное изучение зарубеж ного (иностранного) права; 3. обобщение и систематизация результатов конкретных сравни тельно-правовых исследований; 4. разработка конкретных методических правил и процессов срав нительно-правовых исследований; 5. исследование историко-сравнительных правовых проблем; 6. сравнительное изучение международно-правовых вопросов со - временности.
4.. Критерии классификации правовых систем. Ннаиболее современной и востребованной принято считать классификацию, выдвинутую К. Цваргейтом и Х. Кетцом, которые взяли за основу своей классификации так называемый " правовой стиль". Вот каковы факторы этой классификация: 1. Основы происхождения и эволюции правовой системы; 2. Методы и принципы юридического мышления; 3. Характерные этой системе правовые институты; 4. Основные черты источников права, а также способы их разъяснения; 5. Идеология Опираясь на вышеперечисленные факторы, были выделены следующие правовые системы: 1. Романо - германская правовая система; 2. Англо - американская правовая система; 3. Социалистическая правовая система; 4. Правовая система ислама.
Эволюция советского права Частичная реформация по демократизации в рамках марксистско-ленинской коммунистической доктрины советского государственного права была осуществлена в годы правления лидеров КПСС Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева. Обновление государственно-правовых институтов началось после XX съезда КПСС (1956), обличившего " культ личности Сталина". В период так называемой " хрущевской оттепели" были предприняты попытки оживить представительную систему, ослабить ограничения гражданских свобод, дать импульс правосудию. Некоторая демократизация и частичное " высвобождение" человека из-под гнета карательных инстанций сочетались, однако, с неизменным монополизмом и концентрацией власти в руках Коммунистической партии. Оценивая данный этап конституционного развития, следует отметить сохранение двойственного характера государственно-правовой политики. С одной стороны, был расширен перечень гражданских прав и свобод, введены новые институты непосредственной демократии, изменена природа самого государства и общества, поставлены задачи развития общественного самоуправления. С другой стороны, Конституция СССР 1977 г. сохранила в неприкосновенности советскую систему государственной власти и, стремясь укрепить ее, установила принцип руководящей роли КПСС в общественной и государственной жизни. Она закрепила монополию общенародной государственной собственности, ограничила свободу экономической деятельности и развитие гражданского общества, не признала равноправия всех форм собственности, включая частную. Формально-юридически в этот период были ликвидированы классовое неравенство и классовый характер советского государства. В реальности, однако, через установки КПСС идея диктатуры пролетариата была преобразована в принцип ведущей роли рабочего класса. Этот принцип породил практику преимущественных прав представителей рабочего класса при вступление в члены КПСС, кадровом назначении, пользовании определенными материальными и социальными благами и услугами. Аналогичная двойственность была присуща и Конституции РСФСР 1978 г., а также соответствующим конституциям других союзных республик, принятым на основе союзной Конституции. Таким образом, Конституция СССР 1977 г., Конституция РСФСР 1978 г. и конституции других союзных и автономных республик продемонстрировали ограниченность социалистической демократии, неспособность обеспечить полноценное функционирование и развитие государства и права, защиту интересов личности, ее прав и свобод.
Иудейское право Особенность иудейского права проявляется в системе его источников. На протяжении довольно значительного времени его положения и нормы существовали в неписаной форме. Так, первый источник иудейского права, получивший название каббала, представлял собой совокупность правил поведения, которые заучивались наизусть и передавались из поколения в поколение в устной форме, поскольку существовал запрет на ее письменную фиксацию. Запрет на письменную фиксацию норм иудейского права был направлен на то, чтобы основные положения иудаизма не стали достоянием неевреев. Однако, данный запрет вызвал определенные проблемы, в частности, утерю или искажение некоторых постулатов иудейской веры и, как следствие этого, он был снят. После этого появились письменные источники иудейского права. Важнейшим источником иудаизма и иудейского права является Ветхий Завет — часть Библии, которая состоит из нескольких книг, написанных до пришествия Христа. Другая часть Библии — Новый Завет, книги которого были составлены уже после его пришествия, не признаются иудаизмом. Поскольку иудаисты признают священными только заповеди Ветхого Завета, его иногда называют еврейской Библией. Важным источником иудаизма и иудейского права является Талмуд. После Библии это — важнейшая и священная книга еврейского народа. По своей структуре Талмуд неоднороден: он представляет собой многотомный сборник еврейских религиозных, правовых и этических норм, составленных в период с IV в. до н.э. Галаха как источник иудейского права понимается в широком и узком смысле. В широком — это нормативная часть иудаизма, регулирующая религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев. В более узком смысле — это совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистичес- кой литературе, а также каждый из этих законов в отдельности. норм); 2) установления, основанные на предании (предписания ритуального или правового порядка, встречающиеся в изречениях пророков); 3) Устный Закон (представляет собой толкование Письменного Закона, к которому применяются два метода: прямая интерпретация текста и выводы из скрытого смысла текста, посредством правил герменевтики); 4) постановления софрим (буквально — писцы); 5) обычай[199]. Индусское право Индусское право обязано применяться вне зависимости от местожительства и национальной принадлежности к каждому индусу. Традиционное индусское право отличается глубокими нравственными и религиозными истоками. Индуизмом признаётся первенствующая роль нравоучений и заповедей для различных каст – то есть, слоёв общества. Решения и обычаи данных каст служат разрешению вопросов и споров. По существующему сегодня законодательству Индии фактические положения индусского права должны распространяться на буддистов, сикхов и сторонников иных верований. Общеизвестно, что в основе индуизма лежит учение о перевоплощении души и так называемой карме. Ранее индусские суды пользовались довольно сложной системой правил, которые определяли, когда смешанный брак должен быть признан действительным, а также какое правовое положение ребёнка, который родился от такого брака до того момента, пока не был принят закон (1949 год) о действительности браков индусов. Согласно данному закону, брак не признаётся недействительным на основании, что стороны ранее исповедовали различные религии или же являлись членами разных каст, сект и подкаст. По Конституции, принятой в 1950 году были отменены все правила, которые регулировали привлечение к ответственности за практические нарушения самих понятий о кастовой принадлежности. Но сегодняшнего дня таких браков очень мало (особенно, если женщина принадлежит к высшей касте). При этом, само индусское право не обладает самостоятельностью и является частью индуизма. Некоторые древние произведения литературы Индии, часть из которых можно причислить к юридическим справочникам называются «смрити». После них были дхармасутры, являющиеся первыми книгами по вопросам права, которые детально разьясняли, как должны себя вести члены отдельных каст. Таким образом, дхармашастры считаются ступенью в развитии правовой нормы, в тот период когда неписанные правовые обычаи сменялись сборниками предписаний, которые были санкционированы властью страны. Само понятие «дхарма» охватывает моральные, религиозные и правовые феномены. Дхармашастры показывают нам довольно высокий уровень развития в индийском обществе правовой культуры, которые сложились в глубокой древности. Для развития индусского права характерным являлся не процесс секуляризации, но фактическое изменение характера связи с различными религиозными формами, а также перемена в соотношении религиозных и правовых форм. При этом, в качестве связующего звена выступала государственная власть. В индусском праве есть две основные школы: · Дайябхата (штаты Ассам и Бенгалия); · Митакшара (Пакистан и Индии). При этом, сами обычаи обязаны рассматриваться в качестве источников права. До периода колонизации индусское право опиралось на «смрити», а также иные сборники. Право Китая Китай — одна из немногих стран, не отвергнувших в настоящий момент лозунга социалистического выбора, что накладывает определенный отпечаток на его законодательство. Традиционная китайская концепция не отрицает права, но полагает, что оно необходимо для тех, кто не заботится о морали, для преступников, наконец, для иностранцев, которым чужда китайская цивилизация. Сами же китайцы спокойно обходятся без права. Они не интересуются содержанием законов, не обращаются в суд и регулируют свои отношения на основе соглашения и гармонии. Законы, по их мнению, — ненормальное средство решения конфликтов. Они лишь предлагают образцы поведения и предостерегают потенциальных нарушителей. Как и в Японии, в Китае считается идеальным, чтобы законы вообще не применялись, а судебные решения не выносились. Традиционно стремление китайцев обходить суды и решать споры внесудебными методами. Но постепенно идеи о значении закона, кодификации пробивали себе дорогу, особенно с начала XX в. под влиянием европейские кодексы, что давало многим исследователям повод отнести китайское право с определенными оговорками к континентальной правовой семье. Современная правовая система КНР развивается в русле общей концепции построения в стране социализма с " китайской спецификой". Первый этап развития нового китайского права (1949—1957 гг.) — это его становление. Второй этап (1957—1976 гг.) — период " культурной революции". Он характеризуется углублением правового нигилизма, игнорированием закона в регулировании жизни общества. Значительно снизилась роль, а затем и прекратилась деятельность представительных органов, произошел отказ от соблюдения законности. В период " культурной революции", по существу, были разрушены начавшие складываться правовые основы государства. Третий этап (с конца 70-х годов) связан со значительным оживлением законодательной деятельности. Большим событием стало принятие в 1982 г. Конституции. Изданы после смерти Мао Избирательный закон, Органический закон о судах, законы о совместных предприятиях, об иностранных инвестициях, о браке. В этот же период вступили в силу уголовный и уголовно-процессуальный кодексы. В настоящее время в Китае активно проводится хозяйственная реформа: возрождается многоукладная экономика, повышается самостоятельность предприятий, широко привлекается иностранный капитал. Очевидно, что проводимая реформа требует крупных законодательных работ. За последние годы приняты Общие положения гражданского права, гражданский процессуальный кодекс, закон о предприятиях, основанных на капитале иностранных фирм, закон о хозяйственном договоре, серия актов о совместных предприятиях и т.д. Обновлено уголовное и уголовно- процессуальное законодательство.
Япония Современное право Японии – интересный объект для сравнительного правоведения. В нем переплетаются живущие и поныне традиции внесудебного решения споров с новыми кодексами и процессуальными нормами, которые создавались по образцам сперва французского и немецкого права, а после Второй мировой войны – американского права. Романо-германская модель права была реципирована Японией в конце XIX столетия. В течение сотен лет японское государство сознательно проводило политику изоляции от остального мира. Япония испытала сильное китайское влияние в идеологии, религии, культуре. В V в. в Японию пришла китайская письменность, а затем и буддизм. Японские правители VII–XIII вв. были поклонниками китайской культурно-духовной жизни. Наиболее подходящей социальной философией для японского общества с иерархической структурой было конфуцианство, получившее широкое распространение в период правления династии Токугава (1603-1868 гг.). Вместе с тем средневековое японское право сохранило свою оригинальность, связанную с национальным характером японцев. Коренные преобразования японского общества начались в эпоху так называемой революции Мэйдзи, когда в 1868 г. была ликвидирована власть военных правителей страны – сегунов, образовано императорское правительство и в короткий промежуток времени была осуществлена серия реформ в различных сферах общественной жизни. В ходе реформ были отменены привилегии японских дворян – самураев, провозглашено юридическое равенство четырех сословий (самураев, крестьян, ремесленников и торговцев), за крестьянами признавалось право собственности на землю. Правительство Было решено целиком модернизировать правовую систему страны. Единственным способом быстрой перестройки права являлась рецепция западноевропейских правовых систем. В период с 80-х годов XIX в. до начала XX в. японское правительство ввело в действие ряд важных законодательных актов, составленных по образцу французских и германских кодексов. Под руководством французского юриста Г. Буассонада и на основе французских кодификаций разрабатываются проекты нескольких кодексов: Уголовного (1890 г.), Торгового (1890 г.). Надо заметить, что указанные законопроекты господствующей элите японского общества казались слишком демократичными. Правовым идеалам японского правительства больше импонировало право кайзеровской Германии с ее сильной императорской властью, и к концу первой четверти XX в. германское влияние стало основным и оставалось таким до капитуляции Японии во Второй мировой войне. Другими словами, в японском праве можно было узнать точное отображение немецкой юридической науки. Конечно, процесс восприятия романо-герман-ского права Японией не следует понимать упрощенно как простую механическую рецепцию западноевропейского законодательства. В области конституционного, семейного, наследственного права понятия императора, семьи имели специфические японские черты. Конституция 1889 г. наделила императора чрезвычайно широкими прерогативами. Он вправе был назначать министров, судей, членов одной из двух палат парламента – палаты пэров. Синтоизм, провозглашенный государственной религией страны, почитал императора как «бога в облике человека». Гражданский кодекс 1898 г. в разделах, относящихся к семейному и наследственному праву, закреплял исключительное положение главы семьи. Без его согласия члены семьи не могли вступать в брак. После смерти главы семьи его права, как и все его имущество, получап старший сын. Жена и все прочие члены семьи от наследования устранялись. Жена признавалась недееспособной, а ее имуществом управлял муж. С момента заключения брака женщина становилась членом семьи мужа. Тем не менее институты японского происхождения являлись все же незначительным компонентом «вестернизированного» японского права. В принятых кодексах сочетались элементы различных западноевропейских правовых систем. Так, в Гражданском и Торговом кодексах, хотя явно преобладали идеи и концепции германского частного права, встречаются понятия и институты, заимствованные из французского, а иногда и из английского права. А такие акты, как закон о доверительной собственности 1922 г., закон о присяжных 1923 г., были составлены под влиянием англосаксонского права. После Второй мировой войны сильное влияние на японское право оказали американские образцы. Об этом свидетельствует Конституция Японии 1946 г., а также реформа уголовно-процессуального права 1948 г. Гражданско-процессуальный кодекс был также подправлен в сторону расширения принципа состязательности. Американское влияние сказалось и на законодательстве в сфере экономики (закон о компаниях, антитрестовское законодательство). Конституция Японии 1946 г. провозгласила принцип народного суверенитета, император лишался политической власти, он признавался «символом государства и единства народа», парламент объявлялся «высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства». Конституция закрепила также основные демократические правд и свободы личности. Статья 9 Конституции содержит отказ от войны, от угрозы или применения вооруженной силы как средства решения международных споров. На основе Конституции 1946 г. были внесены также важные изменения в текст Гражданского кодекса. В 1947 г. отменяется институт патриархальной семьи, женщина и мужчина объявляются равноправными участниками семейных, имущественных, в том числе наследственных, отношений. Закон 1945 г. признал право на создание и свободу деятельности профсоюзов, а согласно закону о трудовых стандартах 1947 г., были установлены ограничения продолжительности рабочего дня и рабочей недели, вводился ежегодный оплачиваемый отпуск и т.п. Законами об аграрной реформе уничтожалось помещичье землевладение и земля передавалась в собственность крестьян, которые ее обрабатывали. Наконец, в соответствии с законом о запрещении частных монополий и обеспечении частной торговой практики 1947 г. были распущены крупнейшие японские держательские компании – дзайбацу. Вместе с тем это влияние права США на японскую правовую систему оказалось все же не настолько сильным, чтобы «перетянуть» японское право полностью в семью англосаксонского права. Влияние американского права является все же довольно ограниченным и недостаточно последовательным. В Японии, как, впрочем, и в других странах романо-германской семьи, наблюдается изменение роли судебной практики, повышение ее значения, превращение ее в фактический источник права. Но судебные решения выступают все же как средство конкретизации, толкования норм статутного права.
Новое право Африки Третий этап развития африканского права связан с получением государствами Африки национальной независимости. Здесь наблюдаются две тенденции. С одной стороны, сохранялись почти без изменений прежние принципы, законы и иные нормативные акты, привнесенные из других правовых семей. Устойчивость уклада жизни сказалась и в данной сфере. С другой стороны, интенсивно развивается национальная правовая система африканских государств. К настоящему времени практически завершилась работа по унификации обычного права всех танганьикских племен. В некоторых африканских странах проводились реформы, ставившие целью создание единой кодификации и законодательных, и обычных норм. Они удались лишь применительно к отдельным отраслям права, например к уголовному. Значительно сложнее оказалось проведение реформ в области брачно-семейного и наследственного права. Хотя такие попытки и делались, дуализм законодательного и обычного права в этих сферам не был преодолен. В 1962 г. в Гане был опубликован проект закона о браке, разводе и наследовании. Однако судьба этого законопроекта оказалась неудачной. В Кении для поставленной задачи были учреждены две комиссии. Одна занималась вопросами заключения и расторжения брака, другая – вопросами наследования. Комиссии Сказанное дает основание утверждать, что традиционное африканское обычное право бесспорно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило многие свои первоначальные черты. Оно в значительной своей части стало объектом систематизации и кодификации. Хотя арбитраж, свойственный обычному праву, все еще практикуется и даже косвенно признается в некоторых странах, он испытывает неизбежное влияние идей о праве и судебных процедурах, которыми руководствуются современные официальные суды. В целом же он в значительной мере уступил место формализованной судебной системе, оснащенной детальными правилами разбирательства дел. Основные тенденции развития права в условиях национальной независимости характеризуются, с одной стороны, преодолением колониальных наслоений, а с другой – ограничением регулирующего значения правового обычая по мере того, как расширяется круг общественных отношений, охватываемых действием национального законодательства. Как показывает опыт правового строительства независимых государств Африки, национальное законодательство на первых порах сохраняет нить «преемственности» с исторически сложившимися нормами обычного права. Процесс вытеснения норм обычного права из сферы правового регулирования в африканских странах весьма сложен и длителен по своему характеру. В целом же главная тенденция развития обычного права в молодых государствах характеризуется ограничением регулирующего значения правового обычая и расширением круга общественных отношений, охватываемых действием национального законодательства. Современный этап развития африканской правовой семьи характеризуется правовой многослойностью, но с более отчетливой тенденцией к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации. Сильнее сказывается и воздействие норм африканских межгосударственных объединений и институтов, а также общих норм международного права. Общей тенденцией многих африканских стран является также постепенное формирование общетерриториальной правовой системы. С усилением роли конституционного права как юридического фундамента государственной независимости нормы обычного, колониального и английского права преобразуются в нормы общетерриториального права. Его источники еще находятся на этапе становления.
Сравнительное правоведение (МАГИСТРАТУРА) ВОПРОСЫ к зачёту: 1. Сравнительный метод в правоведении. 2. Становление сравнительного правоведения. 3. Предмет и методы сравнительного правоведения. 4. Критерии классификации правовых систем. 5. Формы сравнения. 6. Аксиомы сравнительного правоведения. 7. Западное и восточное право. 8. Правовая культура и правовая идеология. 9. Стиль юридического мышления. 10. История формирования Романо-германской правовой семьи. 11. Роль рецепции римского права в формировании Романо-германской правовой семьи. 12. Источники романо-германского права. 13. Основные различия между романским и германским правом. 14. Становление англосаксонской правовой семьи. 15. Общее право и право справедливости. 16. Источники права англосаксонского права. 17. Понятие судебного прецедента и роль судебной практики в странах англосаксонского права. 18. Особенности права США. 19. Конституционный надзор в США. 20. Российская правовая культура. 21. Особенности становления правовой системы России в ХУ111 в – перовой половине Х1Х в. 22. Правовая система пореформенной России 23. Влияние немецкой правовой мысли на российскую правовую мысль. 24. Становление и развитие российского правоведения во второй половине Х1Х в.- начале ХХ. 25. Особенности социалистического права. 26. Соотношение частного и публичного права при социализме. 27. Марксисзм - ленинизм как идеологическая основа советского права. 28. Проблема собственности в советском праве. 29. Эволюция советского права. 30. История становления мусульманского права. 31. Источники мусульманского права. 32. Роль мусульманского права в теократических и светских государствах. 33. Индусское право. 34. Иудейское право. 35. Особенности восточного правопонимания. 36. Право Китая: история и современное состояние. 37. Право Японии: история и современное состояние. 38. Особенности правовых систем африканских стран. 39. «Традиционное» и «новое» право в станах Африки. 40. Роль юридической профессии в государствах относящихся к разным правовым семьям.
1. Сравнительный метод в правоведении. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1948; Нарушение авторского права страницы