Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Категории политической науки
Как всякая самостоятельная научная дисциплина политология имеет свой собственный понятийно-категориальный аппарат, владение которым служит важнейшей предпосылкой для усвоения системы определенных научных знаний. Понятия и категории - это язык науки, без знания которого невозможно эффективное общение в рамках конкретной научной проблематики. Трудности в использовании тех или иных категорий политической науки заключаются, во-первых, в многозначности целого ряда понятий, перенесенных в политологию из других областей знаний (в том числе из области естественных наук) и, во-вторых, в том, что в отечественной политической науке широко используются заимствованные понятия и категории, которые пришли к нам главным образом из западной теории. Категории, представляющие собой предельно общие понятия науки, составляют тот своеобразный строительный материал, из которого возводится многосложное здание конкретной теории. При этом можно выделить исходные категории, посредством которых закладывается фундамент той или иной научной дисциплины. Для политологии исходными категориями, родовыми понятиями являются такие, как политика, политическое, политическая жизнь, политическая сфера, поле политики, политическая система общества, политическая власть, господство, подчинение, порядок и др. С их помощью определяется общий объем изучаемого пространства, совокупность специфических явлений, заключенных в нем, объект и предмет науки. Другая группа категорий – это ключевые категории, с помощью которых исследуются основные политические силы и институциональные компоненты политики: субъекты политики, политические элиты, лидеры, государство, политические партии, общественные организации, группы давления и др. Они составляют своего рода несущие конструкции изучаемой теории. “Стены” здания выстраиваются из той группы понятий, посредством которых описывается динамичная сторона политической жизни, обеспечивающая ее развитие: политический процесс, политическая деятельность, политический интерес, потребности, требования, поддержка, коммуникация, политическое поведение, революция, эволюция, реформы, политическая ситуация, управление и т. д. Эту группу категорий можно определить как инструментальные категории (категории движения, развития). Значительный круг понятий и категорий, охватывающих в основном область политического сознания, составляет своеобразный свод, крышу здания науки. К ней относятся такие понятия как политическое знание, политическая культура, политическая психология, идеология, политические ценности, традиции, идеалы, политические стереотипы, политический климат, политическая социализация и т. д. Указанные понятия и категории вызывают в последнее время особенно пристальный интерес специалистов, поскольку они характеризуют, прежде всего, субъективную, человеческую составляющую политики, ее духовную сторону. Условно определим их как гуманитарные категории. Чрезвычайно важную группу категорий политической науки составляют те из них, которые можно определить как содержательные категории. Они заполняют внутреннее пространство, «интерьер» научного здания и отражают качественную сторону изучаемых процессов и явлений. К ним относятся такие категории, как: демократия, тоталитаризм, политическиеправа, политическая свобода, справедливость, политическое согласие, солидарность, державность, соборность, политическая стабильность, безопасность, легитимность, политический авторитет и др. К особой группе категорий политической науки можно отнести те категории, которые отражают явления внешнеполитического порядка и составляют своеобразный «экстерьер» и внешнее пространство описываемого здания политической науки. Они выступают в системе политологического знания как внешнеполитические категории. Это такие категории, как: геополитика, мировая политика, международные отношения, центры силы, военно-политическая стратегия, национальная независимость, государственный суверенитет, международные субъекты политики и т. д. Формирование понятийного аппарата – сложный процесс, связанный с уточнением научных категорий, их рационализацией, адаптацией к определенному конкретно-историческому и социокультурному политическому материалу, ко вполне определенному предмету науки. Знание методологии политического анализа и владение «языком науки», ее категориально-понятийным аппаратом, составляют непременное условие для успешного освоения политологии как научной дисциплины. Вопросы и задания для проверки знаний
1. Что такое метод? Чем метод отличается от методологии? 2. Что такое научная парадигма? 3. Какие научные парадигмы известны в политологии? 4. Дайте характеристику современной научной парадигме в политологии. 5. Для чего необходимы категории и понятия? 6. Назовите категории и понятия, применяемые в политологии. 7. Назовите методы, используемые в политологических исследованиях, раскройте сущность каждого из них. 8. Назовите имена политологов, которые использовали тот или иной метод в политологии.
Литература для самостоятельной работы студента Классическая Аристотель Политика // Соч. в 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Макиавелли Н. Государь. М., 1990. Учебная Боришполец К.П. Методы политических исследований. М.: Аспект-пресс, 2005. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Международные отношения, 1996. Общая и прикладная политология / Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997. Политическая наука. Новые направления / Под ред. Р. Гудина и Х.-Д. Клингемана. М.: Вече, 1999. Пугачев В.П. Политология. Справочник студента. М.: Аст, 2001. Научная Гримен Х. Теория научных революций Томаса Куна // Теория и методы в социальных науках. М.: МГИМО, 2004. Дегтярев А.А. Политический анализ как прикладная дисциплина//Полис. 2004. №1. Мангейм Б., Рич К. Политология. Методы исследования. М., 1997. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегичсескогой нестабильности. М.: УРСС, 1999.
Глава 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
Содержание политической жизни и уровни ее познания Знание о политике – этом сложном комплексе общественных отношений, зависимостей различных явлений и факторов – в восприятии людей нередко дробится на фрагментарное знание, сводится к непрофессиональным суждениям и выводам и публицистическим упрощениям. Многообразие политических явлений создает трудности в понимании сущности политики (мира политического). В глобальном обществе в сложном переплетении взаимодействуют местные, региональные, национальные, международные сообщества, их властные структуры и отдельные личности. В открытых обществах локальные жизненные проблемы нередко приобретают политическое, общенациональное и даже глобальное звучание[10]. Нарастание взаимозависимости разных уровней общественной жизни усиливает тенденцию неопределенности в ее функционировании и развитии. Во многом это объясняется неизбежностью взаимодействия мира политического с экзистенциальностью «повседневной жизни». Не случайно в повседневный язык и научные труды вошло и прочно утвердилось понятие «политическая жизнь», которое частично совпадает, но и отличается по содержанию и объему от понятий «политика» и «политическое». Соотношение понятий «политика», «политическое» и «политическая жизнь», наличие общего, особенного и специфического в данных понятиях является отражением социальной действительности. В реальной жизни всегда можно выявить некую область существования общества, которой присущи как иррациональные свойства жизни, так и результаты воздействия, с одной стороны, политики, а, с другой стороны, институциональных и инфраструктурных характеристик политического. Многозначность и многомерность содержания понятия «политическая жизнь» усиливается также тем, что человек познает мир политического на разных уровнях восприятия и обобщения – как обыватель, ученый или практик. Ведь обычный человек, политолог и политик воспринимают мир политического по-разному (соответственно различают обыденный, научный и профессиональный уровни политического сознания). Понятия политики, политического и политической жизни имеют исторический (генетический), субстанциональный («жизненный») и гносеологический (познавательный) аспекты. Исторический аспект своим происхождением связан с усложнением повседневной жизни человека, возникновеним вначале административных, а после этого политических институтов. Гносеологический и субстанциональный аспекты политики взаимодействуют в реальной жизни, взаимопроникая как сознание и бытие. Если характеризовать субстанциональный (жизненный) аспект мира политического, уровень его восприятия обывателем, следует отметить, что политика входит в его сознание и повседневную жизнь через самые различные каналы. Это – социальные проекты, новостные программы ТВ, газеты и журналы, взаимодействие с чиновниками, участие в выборах и т.д. Соприкасаясь с обыденным сознанием людей, политика отражается в нем фрагментарно, как некий «смешанный» сегмент, образованный от проникновения политического в повседневность и взаимодействия повседневного и политического. Но и жизнь общества активно влияет на политику, причем восприятие людьми политики (их ментальность и идентичность) играет не последнюю роль. Именно в этой повседневной жизни людей часто вскрываются истоки политических событий. Взаимодействие повседневного и политического ярко проявляется в таком феномене как народный суверенитет. В соответствии с установившейся демократической традицией народ считается носителем суверенитета и источником власти[11]. Понятие народовластия, сформировавшееся еще в античных полисах, отражает определенные идеалы политического участия граждан, их активности в политической жизни. Народный суверенитет проявляется как в кризисных, так и в обычных ситуациях. В дни политических кризисов народ напоминает лидерам государства об определенных пределах терпения, о его праве на борьбу против угнетения, о чем писал еще Фома Аквинский. Когда такое притеснение переходит определенные границы, политическая жизнь преодолевает рамки повседневности и выплескивается в «большую» политику, в состояние политического кризиса, конфликта, бунта, революции. Это показали Великая Французская буржуазная революция, Февральская и Октябрьская революции 1917 года в России. Политические кризисы в современной России имели место в августе 1991 года и в сентябре-октябре 1993 года. В обычной жизни (стабильных условиях) проявление народного суверенитета более многообразно, хотя и не такое яркое. Но именно в повседневной жизни (без кризисов, революций) порождается основа «высокой» конституционной политики. Состояние активного политического участия народа, отражающее пересечение его жизни и мира политического, передается с помощью таких понятий, как «естественное право», «конституционная политика», «конституционная экономика»[12] и др. Такое состояние дает возможность гражданам ограничивать вмешательство со стороны государства в повседневную жизнь, частные и корпоративные дела. Конституционные акты государства, улавливая такие состояния, устанавливают не только допустимый предел государственного управления и регулирования, ограничений прав и свобод человека, но и нормативные основы гражданской активности и ответственности, что способствует созданию институтов и инфраструктуры гражданского общества. Несмотря на это, интересы народа нередко становятся разменной монетой в борьбе политических элит. Понятие «политическая жизнь» приобретает особый смысл для анализа таких ситуаций, причем, если видеть в них переплетение гносеологического и субстанционального срезов. Народ, мобилизуемый элитой, выходит на улицу, предъявляя свои требования власти. Но, как правило, результатами политической победы пользуются отдельные партии[13], группы, лидеры, которые о требованиях народа подчас забывают. Элита использует особенности уровня обыденного сознания. В массовых выступлениях, где не требуется глубокое размышление (рефлексия) о смысле политического, присутствует момент иррациональности.(ей верят, доверяют.) Хотя среди обывателей уровень представлений о политике может значительно различаться, в периоды народных волнений доминируют политические представления какого-либо одного лидера, партии. В обычные (стабильные) периоды восприятие политики сводится, как правило, к двум представлениям: 1) политическое – это то, что, так или иначе, входит в повседневную жизнь, существует независимо от желания человека как часть его жизни, наряду с бытом, работой, досугом; 2) политическое – нечто иррациональное («игры», «интриги власти»), противостоящее повседневной (рациональной) жизни, даже враждебное ей («политика, далекая от народа», «сговоры в верхах за спиной народа»). Как заметил афинский политический деятель Перикл: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Действительно, на обыденном уровне люди часто говорят о политике, но, не имея возможности заглянуть в глубину политических отношений, в основном видят только внешнюю, поверхностную сторону политических событий. Причем, подчас не самую гуманную и привлекательную. Кроме того, их обычно интересует лишь одно из многочисленных проявлений политики, затрагивающее их частный или коллективный (корпоративный) интерес. Но, вместе с тем, все это поддерживает неослабевающий интерес многих людей к политике (особенно если она связана со скандалами, разоблачениями, весьма распространенными в последние годы «грязными» технологиями). Откликаясь на весьма распространенное мнение о политике как о «деле грязном», известный политолог Э.Я. Баталов отметил: политика – это «слишком человеческое» дело, высвечивающее и воплощающее со всей полнотой и отчетливостью присущие человеку черты, «свет» и «тень», «добро» и «зло»(откуда??? ). Это проявление «человеческого» – один из «мостиков», который не только связывает человека и политическое, жизнь общества и политика, но и помогает последнему понять интересы народа и использовать человеческие слабости. Экзистенциональность, «человечность» политической жизни не только позволяет представить и понять обыденный уровень проявления политического, его своеобразие и отличие, но значительно обогащает его содержание на уровне научного и профессионального знания. Обыденный уровень познания политической жизни показывает его объективное содержание, позволяя сравнивать с тем, что написано в ученых трактатах, закреплено в нормах законов и провозглашено в политических программах. Гносеологический уровень рассмотрения политики, политического и политической жизни (знание ученого) является гораздо более сложным, многослойным и комплексным, чем это представляется в обыденном сознании. Политологи выявляют сущность политической жизни, анализируют разные стороны политического: повседневные представления человека о политике (политическую культуру), ресурсы народного терпения, адекватность учета требований жизни в событийном плане (политических решениях, политических акциях, переговорах и др.), отражение политического в теоретических категориях, функции политической жизни и многое др. Ученый-политолог смотрит на политическую жизнь также с точки зрения онтологии (политического бытия): как на мир многообразный[14], в котором отражается и богатство повседневной жизни, и властные отношения, и своеобразная «поэтика» политического, его динамика и метаморфозы. Для исследователя необходим, вместе с тем, подход к анализу политической жизни с точки зрения гносеологии и методологии. Он должен определять свое отношение к ней рефлексивно, т.е. постоянно контролируя свой мыслительный процесс (процесс познания), применяя гносеологические средства – понятия (категории), прежде всего понятия «политика», «политическое» и «политическая жизнь». Таким образом, политическая жизнь как объемное, разнообразное и противоречивое явление высвечивает новые грани мира политического. Ее осознание на обыденном уровне открывает одну из наиболее интересных сторон бытия человека, позволяя находить новые «ключи» к пониманию политики и политического.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1001; Нарушение авторского права страницы