Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальная политика как выражение интеграционной функциональности государственной политики
Государственная социальная политика в России выдвинулась в современной России на первый план в 2004-2006 годы, наиболее полно воплотившись в приоритетных национальных проектах. Как правильно отмечает В.Б. Пастухов «социальная политика – единственная по-настоящему массовая политика»[36]. В положении социальной сферы и социальной политики наиболее полно отражается состояние всего общества и государства. В функциональном плане социальная политика – центральный элемент всей государственной политики, на котором замыкаются все жизненные сферы общества, все каналы взаимовлияния государства и общества. Эта область политики касается той сферы, которая по существу обеспечивает ее ресурсность, начиная от рабочих мест и труда, и кончая воспроизводством главной ценности – человека, рождения и воспитания детей – будущих здоровых и грамотных граждан. Функциональность социальной политики заключена в том, что она поддерживает воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых государство черпает себе поддержку, создает предпосылки для расширенного воспроизводства и своей деятельности, стабильности всей общественной системы[37]. Поскольку социальная политика непосредственно затрагивает «нерв» общества, а этот нерв бывает нередко обнажен, то вполне объяснима чувствительность и ощутимость реакций населения на неудачные политические проекты, неосторожные политические действия, нормативные акты, ухудшающие положение людей. В социальной политике сходятся все «нервные окончания» общества; она как подсистема в системе общества поддерживает стабильное состояние комплекса социальных отношений, снижает количество социальных девиаций. Все более актуальным становится тезис криминологов, считающих, что лучшая антикриминальная политика – это социальная политика. И это вполне объяснимо, если, по мнению тех же криминологов, 1% роста безработицы молодежи дает прирост преступности на 2-4%. Ближе всего по своим функциям к содержанию социальной политики подходит направление политики, обозначенное как «полиси», ориентированное на обеспечение основных жизненных сфер общества. Полиси не только регулирует деятельность субъектов в этой сфере, как государственная политика она означает прямое создание государством социальной инфраструктуры (строительство зданий, подготовку кадров в государственных вузах, формирование социальных фондов, функционирование социального обеспечения и социальной работы), выплату пенсий пожилым гражданам, пособий детям, матерям и инвалидам, стипендий студентам, аспирантам и одаренным детям, зарплат работникам бюджетных сфер и т.д. При этом социальная сфера и социальная политика не являются «зоной иждивенцев». Они тесно связаны с развитием производства, мелкого и среднего бизнеса, формированием среднего класса, подготовкой кадров, формированием основ будущего общества. Социальная политика ответственна за сохранение социального мира в обществе, поддержание неписанного общественного договора между поколениями о поддержке нетрудоспособных, функционирование социального партнерства. «Полиси» в первую очередь направлена на создание инфраструктуры и регулирование естественно-антропологической сферы, т.е. отвечает за строительство жилья, состояние ЖКХ, бытовое обслуживание населения, некоторые сферы торговли и поставки продукции пищевой и легкой промышленности, здравоохранение и медицинские услуги, состояние фармацевтики, продажи лекарств, окружающей среды и многое другое в этой сфере. Это одна из самых чувствительных сфер в любом обществе. В России «полиси» вдвойне актуальна в силу острейшей демографической ситуации, деградации населения (В. Ионцев), сложного состояния экологии, уменьшения численности работающего населения, высоких цен на жилье. Этим объясняется реализация национальных проектов «Здоровье» и «Доступное жилье», принятие законодательства «о материнском капитале» и др. «Полиси» – это также формирование инфраструктуры и регулирование в духовно-культурной жизненной сфере, где серьезно обострены проблемы образования, начиная с дошкольного (нехватка детских садов и яслей, высокая стоимость услуг), и кончая высшим и послевузвоским (снижение качества образовательных услуг при высоком уровне коррупции). Чрезвычайно низок уровень доходов учителей. Много проблем накопилось в области воспитания молодого поколения, увлекающегося не самыми лучшими из западных ценностей. В сложном положении находятся учреждения культуры, искусства. Падает престиж чтения художественной литературы, отступающей перед натиском Интернета, где дети легко находят все – от порнофильмов до рецептов изготовления наркотиков, взрывчатки, сценариев самоубийства. Оставляют желать лучшего программы электронных СМИ. Напряженными становятся межрелигиозные отношения. Часть проблем духовно-культурной сферы призван решить приоритетный национальный проект «Образование». «Полиси» в агентно-профессиональной сфере связан с созданием инфраструктуры и регулированием деятельности по созданию рабочих мест, охране труда, повышению уровня заработной платы, охране прав производителей и потребителей. Опосредованно это выходит на проблемы качества товаров и услуг, состояния предпринимательства, поддержки отечественного производителя. Среди наиболее острых проблем этой сферы – нехватка трудовых ресурсов, особенно квалифицированных, восполнить которые не помогает даже трудовая иммиграция. Высокий уровень смертности населения в трудоспособном возрасте делает труд самым дефицитным ресурсом. Это неизбежно отразится на снижении доли пенсионных отчислений как базовых, так и накопительных для будущих пенсионеров. Прогнозы специалистов неутешительны. Если сейчас доля заработной платы, приходящаяся на пенсионные отчисления, составляет в среднем 27-28%, то при сохранении нынешних тенденций через 25 лет она может снизиться до 4%. Очень высок уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости. Упадок многих предприятий, действия рейдеров?, разрушающих преуспевающие производства, сохраняет высокий уровень безработицы в ряде регионов, дополняя кризисную ситуацию на рынке труда в сельских регионах. Остается невысокими доходы в семьях с детьми. Серьезные надежды в аг е нтно-профессиональной сфере возлагаются на приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса». Партия «Единая Россия» выступила за разработку приоритетного национального проекта «Промышленная политика». Актуальной остается проблема показателей и индикаторов функционирования социальной политики, разработки в связи с этим минимальных социальных стандартов, В сфере борьбы с бедностью важен показатель уровня безработицы, индекс бедности по широте охвата населения, индекс степени бедности, индекс предельной бедности, индексы социальной дифференциации (децильный коэффициент?, индекс Джини, кривая Лоренца? и др.), соотношение средней заработной платы у женщин и мужчин, соотношение цен на жилье и уровня доходов. В области демографической политики важны показатели: коэффициент общего прироста населения и прироста городского населения, коэффициент чистой миграции (миграционное сальдо), суммарный коэффициент рождаемости, коэффициент смертности, плотность населения, миграционная емкость территории. В охране и укреплении здоровья есть несколько показателей – проведение санитарно-профилактических и медицинских профилактических мероприятий (процент вакцинации от детских инфекционных болезней, распространенность контрацепции); процент населения, имеющего доступ к чистой питьевой воде, отвечающей санитарным нормам, к системе технических сооружений по удалению коммунально-бытовых сточных вод; средняя продолжительность жизни, прогнозируемая при рождении; количество детей с адекватной массой тела при рождении, а также при совершеннолетии, когда они призываются в армию; состояние питания детей; коэффициент материнской смертности; коэффициент искусственного прерывания беременностей (в том числе среди несовершеннолетних) и др. Важны и показатели бюджетирования: доля расходов на национальное здравоохранение, отчисляемая в адрес местной первичной медико-санитарной помощи, доля общих расходов на здравоохранение в валовом национальном продукте. В области экологии для социальной политики важны показатели бытового потребления воды на душу населения, запасы грунтовых вод, очистка сточных вод, плотность гидрологических сетей, использование сельскохозяйственных пестицидов, применение удобрений, площадь пахотных земель на душу населения, состояние сельскохозяйственного образования, интенсивность вырубки леса, ПДК и реальная концентрация загрязняющих веществ в атмосфере городов, доля твердых отходов на жителя в определенном поселении, образование опасных отходов, в том числе радиоактивных, химических[38]. Важнейшим показателем функциональности социальной политики является состояние социальной работы: развитие ее различных направлений, обеспеченность кадрами, их специализация по разным направлениям (работа с де задаптированными ??? детьми и семьями, безработными, инвалидами и пожилыми, лицами, вернувшимися из мест заключения, мигрантами, лицами, находящимися в экстремальной ситуации и т.д.). Нуждается в доработке Национальный стандарт социальных услуг РФ. Все эти показатели необходимо адаптировать для различных регионов, соотнести их с имеющимися социальными стандартами и административными регламентами, программами политических партий, создав комплексную систему показателей. В «полиси» она должна соотноситься с данными социологических мониторингов социального самочувствия населения. Только тогда можно говорить, что политика выполняет свои социальные функции.
Вопросы и задания для проверки знаний
1. Что такое функция политики? 2. Что означает социальная функциональность политики? 3. Поясните различие содержания понятий «полиси», «политикс» и «полити». Составьте таблицу, в которой отразите данные различия. 4. Какими признаками отличаются микро- и макрополитический уровни социальной политики? 5. Какие Вы знаете направления социальной политики? 6. Проанализируйте федеральный бюджет текущего года, выявив какие функции политики отражаются в тех или иных разделах и расходных статьях документа.
Литература для самостоятельной работы студента Классическая Антология мировой политической мысли. В 5-ти томах. – М., 1999. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Любое издание. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж.Ж. Трактаты. – М., 1969. Шмитт К. Понятие политического //Вопросы социологии. – 1992. – Т. 1. – № 1.
Учебная Акмалова А.А., Капицын В.М., Панкова Л.Н. Политология: Вопросы и ответы. – М.: ИД «Юриспруденция», 2004. Акмалова А.А., Капицын В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами. – М., 2006. Волгин Н.А., Сулимова Т.С. Социальная политика. Энциклопедический словарь. – М., 2005. Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. – М., 2006. Политология. Учебное пособие /Под ред. В.К. Мокшина. – Архангельск, 2005. Политическая наука. Новые направления /Под ред. Р. Гудина, Х-Д. Клингеман, Е.Б. Шестопал. – М., 1999. Пугачев В.П. Политология. Справочник студента. – М., 2001. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. – М., 2006.
Научная Григорьева И.А. Социальная политика: основные понятия //Журнал исследований социальной политики. – 2003. – № 1. Институциональная политология. Современный институционализм и проблемы политической информации /Патрушев С.В. (ред.), Айвазова С.Г., Кертман Г.Л., Машезерская Л.Я. и др. – М., 2006. Капицын В.М. Социальное партнерство в свете социальной политики //Социальная политика Московской области на пороге ХХ1 века. – М., 1999. Куда пришла Россия?.. Итоги социальной трансформации /Под общей ред. Т.И. Заславской. – М., 2003. Пастухов В.Б. Новый формат социальной политики России // Общественные науки и современность. 2006. № 6. Римашевская Н. Базисные принципы социальной доктрины // Социальная и демографическая политика. – 2006. – № 1-2. Римашевская Н. Стратегия социальных реформ в России // Свободная мысль–ХХ1. – 2002. – № 11. Глава 5. власть и властные отношения 5.1.Понятие " власть" как категория политической науки Власть - одно из употребляемых понятий любого национального языка мира. Оно является ключевым в политологии для осмысления политических институтов, политических движений и самой политики. Поэтому изучение содержания понятия власти в курсе политологии является актуальной задачей в системе гуманитарного образования. Цель главы - рассмотреть власть как первооснову политических отношений в обществе, осмыслить механизм функционирования власти в рамках общества, выявить роль государства в системе властной регуляции и увидеть проблемы, трудности реформирования российской государственности. Сегодня такой анализ особенно необходим, так как эта проблема упрощалась в советское время и все сводилось к «классовому господству - подчинению» в рамках капиталистического общества. Политическая власть виделась исключительно сквозь призму понятий диктатуры пролетариата и диктатуры буржуазии. Такой подход частично отражал реальные отношения в обществе XIX—XX вв. с устойчивыми классовыми размежеваниями. Однако абсолютизировать зависимость власти от классовых отношений и «господства-подчинения» во властных отношениях было бы не совсем корректно. Сегодня Россия находится в состоянии постоянного ожидания каких-либо очередных сюрпризов со стороны власть имущих, которые отражают прежде всего интересы новой российской буржуазии и определенных социальных групп общества. Понятие власти носит междисциплинарный характер. Философы говорят о власти объективных законов, экономисты - о власти экономической, политологи - о власти политической, психологи - о власти человека над самим собой, богословы - о власти Бога и т.д. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты ещё в ранний период политической истории Древней Индии, Древнего Китая и античной Греции. Например, древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение. Его трактовали как первоначало или первопричина чего-либо. По - видимому, это было не случайным совпадением в античной мысли, скорее это смутная догадка о таинственной и неуловимой природе власти. Над парадоксами власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, разрушающей человека и общество, задумывались во все времена философы, писатели: Аристотель и Гегель, Маркс и Маркузе, Шекспир и Достоевский, Фуко и Кафка, которые в философских категориях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным феноменом жизни общества и человека. Тем не менее рассуждающие и пишущие о власти пришли к заключению, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она была необходима в первобытном обществе. С развитием оседлости постепенно утверждалась племенная власть. Формирование территориальной власти было обусловлено необходимостью организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним. Таким образом, появление публичной власти и ее относительная независимость от общества является исходным для всех современных социальных и политических теорий. На вопрос, " По какому праву один человек властвует и подчиняет своей воле другого человека? ", по-разному пытались ответить мыслители разных эпох и народов. Поэтому с развитием общества происходило становление основных концептуальных подходов к анализу природы власти. Патриархальная концепция власти является самой ранней. Появилась она благодаря идеям древнекитайских и древнеиндийских мыслителей. В Древнем Китае Конфуций и Мо-Цзы, обращая внимание на божественную и естественную стороны происхождения власти, обосновывали необходимость ее существования как механизма поддержания порядка в общении между людьми. Конфуций (551-479 гг. до н.э.) признавал божественный характер происхождения власти. Следуя патриархальному ее пониманию, он уподоблял иерархическую власть императора над подданными отеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами. Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э) придерживался более рационалистической концепции природы власти, высказывавшим идею ее «естественного происхождения» путем некого подобия «общественного договора». В осмыслении сущности политической власти в античную эпоху Аристотель исходил в своей работе «Политика» из того, что властный механизм необходим для организации и регулирования «общения между людьми», поскольку «верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления». Аристотель отмечал, что политика — это упорядоченное общение людей, становящихся «политическими» в силу гармонизации отношений между социальным «целым» и его отдельными «частями», где обязательно присутствует регулирующее начало или властный механизм. В «Политике» он писал об этом универсальном или тотальном механизме социального общения так: «И во всем, что, будучи составлено из нескольких частей, непрерывно связанных одна с другой или разъединенных, составляет единое целое, сказывается властвующее начало и начало подчиненное. Это общий закон природы и, как таковому, ему подчинены одушевлённые существа»[39]. Но в отличие от достаточно простых отношений «господской власти» (господина и раба, мужа и жены, отца и детей) Аристотель власть публичную (общественную) считал наиболее совершенной и имеющей самую сложную структуру. Однако тот же Аристотель (позднее Монтескье) указывал на опасность злоупотребления властью лиц, ею наделенных, использования ими властных возможностей для своей частной пользы, а не для общего блага. Рецепты преодолений властного отчуждения предлагались самые разные: от проектов «смешанной власти» (Полибий, Макиавелли), «разделения властей» (Локк, Монтескье), «сдержек и противовесов» (Джефферсон, Гамильтон) до идеи полнойликвидации системы государственно-публичной власти вместе с самим государством (Годвин и Штирнер, Бакунин и Кропоткин). Таким образом, мыслители прошлых времен уже тогда увидели обратную сторону феномена власти. Власть означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять людьми с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия.Специфическим признаком власти является доминирование властной воли.Власть опирается на установившийся порядок и организационные действия и воплощается в них, а право действовать с использованием этого порядка и организации и означает обладание властью. Среди подходов к интерпретации власти и причин её возникновения можно выделить биологической подход. С позиции этого подхода власть рассматривается как механизм обуздания, связывания человеческой агрессивности, укоренённой в наиболее глубоких, фундаментальных инстинктах человека, как биосоциального существа упор делается на иррациональных инстинктах индивида. Об инстинктивной, психологической природе стремления к власти и повиновению говорят представители фрейдистской традиции. Ницше утверждал, что жизнь — это воля к власти и способность к самоутверждению[40]. С позиций биогенетического подхода в основе стремления к власти лежат антропологические свойства человека, его воля к власти. У психоанализа истоки власти находятся в неосознанной двойственности человека, его потребности в автономии и невозможности жить вне социальной среды. Воля к власти – естественное состояние человека. Одни жаждут быть в услужении и присоединении к воле более сильного, другие же стремятся к лидерству, к навязыванию воли каким-либосубъектам. Марксистский подход исходит из анализа социальных факторов экономического свойства, выявления основной причины, которая заложена в социально-экономическом неравенстве. Именно социальное неравенство обусловливает раскол общества на враждующие классы, и власть исходит из необходимости обеспечения управление системной целостностью в условиях нарастающей социальной дифференциации и борьбы. Генезис власти связывается со спецификой экономической организации общества, в рамках которой «комбинированная деятельность, усложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся на место независимой деятельности отдельных лиц. Но комбинированная деятельность означает организацию, а возможна ли организация без авторитета? »[41]. Согласно позитивистскому подходу основу определения власти составляет признание асимметричности отношений между субъектами, существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другого. Если констатируется факт способности одного субъекта (А) влиять на других (В и С) и добиваться поставленных целей, несмотря на сопротивление (со стороны В и С), то можно утверждать, что субъект (А) имеет власть (над В и С). Власть определяется так же, как способность или менять отношения людей, или сохранять их, добиваться цели. В современной западной политологии важное место занимают системные концепции власти. Ключевое понятие системной теории анализа власти — «политическая система общества». Власть в соответствии с данными концепциями рассматривается как системообразующее отношение в политической системе общества. Все остальные элементы системы связаны с ней непосредственно или опосредованно. Назначение власти — регулировать отношения между людьми и обществом в целом, включая государственно-политические институты, разрешать постоянно возникающее противоречие между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами. Задача власти — строить свои отношения со всеми элементами политической системы общества таким образом, чтобы это способствовало равновесному, сбалансированному состоянию данной системы. Другими словами, власть должна стремиться к достижению в обществе политической, так и экономической стабильности. Релятивистские концепции власти (от англ. relation — отношение). В соответствии с ними власть рассматривается как личностное отношение, в котором один человек (субъект) оказывает на другого (объект) определяющее влияние. Релятивистские концепции власти включают серию методов и путей воздействия на общество в целях достижения стабильности: стимулирование активности трудовой деятельности, соблюдение норм общественного поведения и др. Бихевиористские концепции власти (англ. bihavior — поведение). Так же, как и в релятивистских концепциях власти, бихевиористский подход исходит из ее трактовки как отношения между людьми, при которых одни властвуют, командуют, господствуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в сосредоточении внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Первоначальные импульсы к властвованию, по мнению представителей данной школы, заложены в природе отдельных личностей, в их стремлении к власти (воля) и способности властвовать (обладание «политической энергией»). С обретением власти связано, как правило, получение богатства, свободы, престижа, безопасности и др. Для многих борьба за власть является способом самоутверждения, компенсацией за врожденные или приобретенные недостатки. Представители бихевиористской школы исходят из того, что в условиях рыночной экономики власть также становится товаром. На этот товар, как и на любой другой, существует спрос и предложение. Возникает своеобразный «рынок власти» со своими менеджерами, готовящими кандидатов на власть и обеспечивающими их победу на выборах. Очевидно, что борьба за власть — постоянное явление. Политическая власть рождается, как правило, в противоборстве политических сил и отдельных личностей[42]. М. Вебер основной аспект политики видел в стремлении участвовать во власти и в распределении власти. Если формализовать понимание политики, то ее содержание можно свести к борьбе за власть и сопротивление ей[43]. Социальная власть, по его мнению, это «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая воля основана».М.Вебер утверждает, что власть возникает в силу асимметричности отношений между субъектами. Для анализа власти в России особое значение имеет распространенная концепция харизматической власти социолога и правоведа М.Вебера. Понимание и толкование им ее сути, характерных черт, форм проявления и возможных вариантов эволюции остаются актуальными и в наши дни. Причин этому несколько. Прежде всего этот тип властвования, как свидетельствует политическая история, не только способен функционировать в чрезвычайных и переходных условиях (например, в революционной ситуации), но и является прототипом для двух других - традиционного и легалистского. Харизматическая власть порождается иррациональными моментами и не нуждается в обязательной институализации. Она возникает из стихийного и смутного порыва, границы и цели четко не очерчены, кажущийся потенциал безграничен. Ее энергия отлична от количественно и рационально исчисляемой энергетики иных типов властвования, она не поддается схематизации, всегда загадочна и таинственна. Феномен харизмы не поддается рациональному объяснению. Харизматический лидер - мессия и спаситель. Основатели религий, партий и культур часто относятся именно к данному типу вождей. Харизма как тип власти сплачивает вокруг себя умы, охваченные воображением и энтузиазмом и погруженные в утопические мечтания. Необъяснимая с точки зрения рациональности вера заставляет их переносить свои ожидания на вождя, приписывая ему необычайные способности и предоставляя абсолютную власть над собой. Многие исследователи приписывают подобную способность к харизматическому властвованию экстраординарным качествам личности, действительным или предполагаемым. Поскольку харизма приписывает своему носителю чрезвычайные качества, постольку же она обеспечивает ему и абсолютную власть. Любое уклонение от воздействия этой власти преступно и должно караться: в налаженном механизме властвования кара органически сливается с насилием. У харизматической власти есть и другая сторона: никакая власть не продержится долго, если будет себя все время демонстрировать. Власть нуждается в тайне, закрытости, секретность - дополнительный потенциал ее энергетики. Моменты открытой демонстрации власти по продолжительности значительно короче, чем ее скрытое существование и функционирование. Таинственные качества харизмы требуют тайны. Разумеется, в чистом виде насилие выступает крайне редко (и именно харизматический тип властвования создает условия для подобной откровенной демонстрации), чаще всего оно маскируется целым набором этических, правовых и ритуальных форм. Пирамида институций, надстраиваемых над насилием и господством, в известной мере может влиять на них, но все же существо властвования и его источник лежат в ином месте - власть существует только ради самой себя. Это ясно видно на примере государственной власти. В рамках гсударственной власти субъектами выступают государственные органы и учреждения, в качестве объекта власти - все население страны. Государственная власть – это стержень политических властеотношений. Но государственные органы и учреждения не являются единственными субъектами власти в политике. Кроме них в современном обществе существуют различные политические организации, движения, спсобные оказывать воздействие как на массы, социальные группы, так и на государственные органы. Реализация государственной власти подразумевает взаимодействие между многими ее составными элементами. Самым важным атрибутом государственной власти является законное право разрабатывать и претворять в жизнь решения, от которых зависит создание и распределение ценностей. Задача правительства - обеспечение ценностей, необходимых подавляющей части общества: мира и порядка внутри страны, справедливости, стабильности, благоденствия, равенства. Тем самым она стимулирует поддержку себе и повиновение законам. Важным фактором для власти являетсядоверие, позволяющее фактически влиять на умы и поведение людей, которые должны верить, что власть разделяет их идеалы и ценности и, отстаивая таковые, способна наказывать или поощрять. Невериев возможности власти решить вопросы, связанные с обеспечением нормальных условий жизни и быта населения, вызывает его сопротивление государственной политической власти. Принятые на Западе современные социально - психологические и структурно-функциональные подходы в трактовке власти ориентируются на прагматические результаты обслуживания политической системы демократического типа, где имеют место политический и экономический плюрализм, а государство и гражданское общество взаимодействуют на основе правовых норм и законов. Иначе говоря, западные исследователи имеют дело с иной социальной реальностью, чем в современной России. В теориивласти и властных отношенийвыделяют носителейи обладателей властной воли. Носителем властной воли могут быть правящие элиты, социальные общности людей, отдельные личности-лидеры, вся политическая система и ее институты, страна или группа двух субъектов власти, которыми могут выступать отдельные носители властной воли и подвластной, а также " коллективно действующее лицо" (партия, организация, комитет, совет и т.д.). Власть может ассоциироваться и с каким-то учреждением (политическим, административным, хозяйственным и др.). Наличие этих элементов необходимо для возникновения общественного отношения власти[44]. Итак, власть – это социальное взаимодействие, отличительной чертой которого является возможность одного индвида или группы (носитель властной воли) оказывать влияние на другого индивида или группу(носитель подвластной воли), изменяя их поведение в соответствии со своими целями. Для осуществления властной воли субъектам необходимы механизмы принуждения (или угрозы принуждения), к которому прибегает субъект власти, реализующий свои цели. Отношения между властной волей (и соответственно ее носителем) и подвластными волями (и соответственно их носителями) детерминируется субъектом власти, который навязывает волю объекту власти. Таким образом, власть в соответствии со своими намерениями можно воспринимать как способность субъекта обеспечить подчинение объекта. В данной интерпретации понятие власти обладает самостоятельным содержанием, поскольку отличается от других понятий (влияние, контроль, господство, детерминация, авторитет и др.), хотя и имеет с ними общие свойства. Власть — не просто способность влиять на что-то, она осуществляется над людьми, их поведением и сознанием. Власть иногда отождествляют с ее орудиями - государством, политической организацией общества, со средствами и методами принуждения, насилия. Некоторые проводят знак равенства между властью и авторитетом, имеющими много общего, но и отличающимися принципиально. Существует поговорка: хочешь знать человека – дай ему власть. Э.Фромм считает, что жажда власти коренится не в силе, а в слабости индивида. Итак, власть- это особая форма взаимодействия, отношения, характеризующаяся -неравенством двух взаимодействующих сторон, их разделением на субъект власти, обладающий определенными ресурсами, и объект власти, лишенный данных ресурсов; -способностью субъекта власти ставить определенные цели и добиваться изменения поведения в соответствии с этими целями (мотивация властного воздействия); -готовностью объекта власти изменять свое поведение в соответствии с требованиями субъекта власти (мотивация подчинения); -наличием у властвующего субъекта возможности применить санкции (лишить обещанных ресурсов, применить принуждение) в отношении подчиненного. Отметим, что исторически понятие «власть» (от греч. cratos ) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами — «политами», регулирование их поведений с помощью различных средств называлось «политика». Так исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в формуле «политическаявласть». Властные отношения пронизывают все сферы общества. Власть есть в семье, в трудовом коллективе, в учебном заведении, в государственном учреждении, в компании молодежи. Есть в обществе и особый вид власти - политическая власть. Обобщая все вышесказанное, можно систематизировать различные концепции власти. В современной политической науке существуют следующие концепции политической власти: (рис.1). а) системная концепция: политическая власть — это систематизирующее отношение, вокруг которого образуется политическая система общества; все остальные элементы и отношения системы непосредственно или опосредованно связаны с ней; б) бихевиористская концепция (от англ. behavior – поведение), предполагающая психологическое, а в некотором роде и психоаналитическое (фрейдистское) толкование политической власти и государства: политическая власть — это совокупность отношений, обусловленных различиями в психике людей, одни из которых настроены на господство, другие – на подчинение; в) реляционистская концепция (от англ. relation – отношение): политическая власть – это отношение между политическими агентами, в результате которого один из них, влияя на другого определяющим образом, добивается от него соответствующего политического поведения. Определяющее влияние может опираться на дефицитные ресурсы, через которые добиваются лояльного (подчиненного) поведения; способы преодоления возможного сопротивления; наличие зон влияния на агента; г) коммуникационная концепция, в соответствии с которой политическая власть трактуется как средство специфического социального общения (коммуникации), которое позволяет регулировать групповые конфликты, артикулировать общие интересы и обеспечивать интеграцию общества; д) институциональная концепция связывает политическую власть с оформлением волеизъявления народа через институты выборов, референдумов, законов, систему органов власти, партий.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы