Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением интеллекта
У уо дошкольников, поступающих в специальные учреждения, наблюдается резкое снижение внимания к музыкальному звучанию. Недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку сохраняется у необученных до конца дошкольного возраста. Они остаются безучастными к звучанию и спокойных лирических мелодий, и плясовой, и маршевой музыки. К старшему дошкольному возрасту, обучаясь в специальном детском саду, они начинают проявлять интерес к музыке, у них появляются любимые музыкальные игры, песни, пляски, инструментальные пьесы. Они уже могут чувствовать эмоциональный характер музыкальных пьес и адекватно передавать это настроение в движении, в подборе наглядного материала и пр. Это позволяет умственно отсталым детям создавать выразительные образы в ходе музыкальных игр, когда характер движений учитывает программность музыкальных пьес и общее эмоциональное настроение музыки.
Важной задачей музыкального воспитания уо является развитие слухового внимания. На первых порах они совершенно не умеют слушать самые простые и короткие музыкальные пьесы. Для обеспечения должной сосредоточенности в процессе слушания музыки во всех случаях учитывают качество представлений об окружающей действительности, которые уже имеются у ребенка, наличный жизненный опыт и опыт предметно-игровых действий. Поэтому музыкальное воспитание проводится в тесной связи с работой по организации ознакомления детей с окружающим миром, с формированием предметно-игровых действий и игр отобразительного характера. При этом большое значение имеет программность музыкального репертуара который предлагается для прослушивания, самостоятельного исполнения, музыкальных игр. Музыка не только привлекает внимание детей, заинтересовывает и доставляет удовольствие (что особенно важно с точки зрения музыкального развития), но и значительно обогащает, эмоционально окрашивает даже самые первоначальные представления ребенка о сложном материальном и социальном мире, который его окружает. В процессе музыкального воспитания значительное место отводится работе по развитию у детей мелодического, тембрового, динамического, ритмического слуха. Внимание детей обращают на звучание различных инструментов, учат различать голоса детей, животных и пр. Обучая прислушиваться к музыке, от детей добиваются способности воспринимать и различать некоторые качества звучания, улавливать изменения звуков по высоте, громкости, длительности. Детям показывают, как различать простра. Развитие ритмического слуха. Для того чтобы усилить работу в данном направлении, проводятся специальные упражнения, способствующие развитию восприятия и воспроизведения детьми различных ритмических рисунков. Важной задачей является развитие способности петь. голоса у уо в большинстве случаев имеют весьма неблагозвучный оттенок: они часто говорят в нос, монотонно, голос отличается хриплостью, Дыхание неровное, прерывистое, недостаточной наполненности. воспитанники специальных дошкольных учреждений имеют очень маленький опыт пользования самостоятельной речью (у большинства из них речь начинает формироваться только на четвертом, а чаще на пятом году жизни). Поэтому музыкальные занятия имеют значение как для развития их голоса, так и для развития речи. В процессе пения речь детей приобретает определенную ритмическую организацию. Даже дети, которые с огромным трудом воспроизводят стихотворные тексты, справляются с исполнением песен. В ходе специальной работы по развитию исполнительских навыков у уо значительно развивается мелодический слух, появляется возможность голосоведения, выразительного пения, а также выразительность самостоятельной речи. Улучшается и сам голос: он становится чище, подвижнее, звонче, длительнее. Существенно улучшается и состояние речевой моторики: этому в большей мере способствуют специальные упражнения, ритмические распевки со слогами, отдельными словами, пропевание отдельных фраз и пр. Важной задачей, имеющей коррекционное значение, является развитие музыкально-ритмических движений, в ходе формирования которых интенсивно происходит эмоционально-эстетическое развитие детей, а также коррекция недостатков двигательной сферы. В процессе движений под музыку происходит их пространственно-временная организация (благодаря включению в музыкальное сопровождение), они приобретают плавность, увеличиваются в объеме, становятся более точными и т. д. При этом повышается их общая выразительность. занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации движений, дают возможность переключаться с одного вида движения на другой. Они влияют на личностный облик детей: у них формируется чувство партнерства, складываются особые отношения со сверстниками. К концу дошкольного периода умственно отсталые дети с удовольствием слушают музыку, у них появляются любимые песни, танцы, хороводы; они любят играть в музыкальные игры, создавая музыкально-игровые образы в соответствии с характером музыки и пр. У них значительно улучшаются все виды музыкального слуха, развивается чувство ритма и лада. Методы и приемы музыкального воспитания Слушание музыки. Детей знакомят с доступными их пониманию художественными образцами народной, классической и современной музыки; развивают способность адекватно эмоционально реагировать на звучание музыки, чувствовать настроение, передаваемое в музыке; формируют умение запоминать, узнавать знакомые мелодии, связывать музыку с предметами и явлениями окружающего; знакомят со средствами музыкальной выразительности; развивают способность воспринимать музыку осмысленно; формируют эстетические чувства и переживания, учат выражать свое отношение к музыке Важным моментом работы по слушанию музыки является проведение подготовительной работы. Учитывая крайне низкий уровень предметных и игровых действий уо детей, с ними перед прослушиванием обязательно проводят обыгрывание, рассматривание игрушек, беседы о назначении тех или иных предметов, о характерных чертах или повадках животных
На музыкальных занятиях проводят специальные музыкально-дидактические игры, направленные на ознакомление уо детей с различными средствами выразительности музыки. Различают игры: на ознакомление с тембром; ознакомление с силой звучания (громкостью); ознакомление с длительностью звучания и темпом; ознакомление с характером музыки; ознакомление с различными ритмическими рисунками. На одном занятии проводят две-три игры, чтобы дети более осмысленно воспринимали различные средства выразительности, улавливали изменения звучания по выделенным параметрам, отражая это в деятельности. Игры на ознакомление с силой звучания (громкостью) Детей учат различать громкие и тихие звуки, определять на слух, громко или тихо звучат отдельные, звуки, музыкальные отрывки или короткие музыкальные пьесы.
Большая наглядность необходима при проведении всех музыкально-дидактических игр, Музыкальные игры — один из наиболее активных видов музыкальной деятельности детей, направленный на выражение эмоционального содержания музыки, ее ритмических особенностей. Чем старше дети, тем самостоятельнее они выполняют движения. Показ этих игр применяется лишь на самом начальном этапе обучения, а впоследствии используется словесное руководство. По мере обучения содержание игр усложняется за счет разнообразия средств выразительности. Имитационно-изобразительные игры тесно связаны с теми представлениями и впечатлениями, которые возникают у детей благодаря более близкому ознакомлению с предметным миром, окружающим их, накоплению игрового опыта, овладению элементарными формами бытового труда и формированию представлений о труде взрослых. Игры с реальными или воображаемыми предметами Игры с правилами, подвижные игры Упражнения Пляски и хороводы Проведение плясок и хороводов также осуществляется на всех занятиях, но на ритмике им отводится основное время. Большое внимание на занятиях по ритмике, а также на индивидуальных занятиях уделяется самому формированию танцевальных движений. На всех годах обучения при знакомстве с новым видом движений целесообразно применять и совмещенные действия, и действия по подражанию взрослому. При этом надо следить за тем, чтобы взрослый сам показывал танцевальные па достаточно грациозно, артистично, чтобы дети старались быть похожими на него.
Содержание музыкальной деятельности детей с отклонениями в развитии
Задачи музыкального воспитания. 1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. 2. Обогащать музыкальными впечатлениями. 3. Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, в музыкально – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. 4. Развивать общую музыкальность. 6. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и все формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни). 7. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности. Это очень важная задача для детей с задержкой психического развития. Ее решение помогает им раскрыться, снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия. В коррекционном обучении используются наглядные, словесные и практические методы. Эти приемы оживляют занятие, поднимают настроение детей, побуждают к хорошему исполнению, мобилизируют внимание при восприятии задания и при его воспроизведении. Принимая во внимание, что у детей часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка, задача состоит в том, чтобы путем особых музыкально – ритмических упражнений, приемов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка. При разучивании трудных движений можно использовать принцип поэтапности. Учитывая психологические особенности детей, я часто применяю игровые приемы. Всегда учитывают уровень развития детей, их психофизические и возрастные особенности, совершенствую взаимосвязь музыкального руководителя с воспитателями и специалистами, работающими в учреждении. Все это укрепляет здоровье детей, их психоэмоциональное и физическое состояние. Методы и приемы музыкального воспитания Слушание музыки. Детей знакомят с доступными их пониманию художественными образцами народной, классической и современной музыки; развивают способность адекватно эмоционально реагировать на звучание музыки, чувствовать настроение, передаваемое в музыке; формируют умение запоминать, узнавать знакомые мелодии, связывать музыку с предметами и явлениями окружающего; знакомят со средствами музыкальной выразительности; развивают способность воспринимать музыку осмысленно; формируют эстетические чувства и переживания, учат выражать свое отношение к музыке. Отбирая музыкальный репертуар, музыкальный руководитель учитывает особенности психического развития: плохое внимание, повышенную отвлекаемость, эмоциональную неустойчивость и повышенную утомляемость. лучше подбирать музыкальные пьесы и песни, небольшие по объему и доступные по содержанию. Музыкальные образы этих произведений должны быть яркими, четкими и понятными.
Важным моментом работы по слушанию музыки является проведение подготовительной работы. Учитывая крайне низкий уровень предметных и игровых действий уо детей, с ними перед прослушиванием обязательно проводят обыгрывание, рассматривание игрушек, беседы о назначении тех или иных предметов, о характерных чертах или повадках животных (подбор таких объектов обусловлен программой по музыке). задача заключается в том, чтобы сначала сформировать у детей положительное отношение к игрушке, а затем игровой образ, т. е. дать возможность превратиться в того персонажа, о котором говорится в музыкальной пьесе. проведение подготовительной работы перед слушанием музыки обеспечивает возникновение внимания У умственно отсталых дошкольников к музыкальному звучанию; возможность запоминания и последующего узнавания знакомых музыкальных пьес и песен; понимание связи музыки с событиями или отдельными предметами реальной действительности; формирование самых начальных музыкальных представлений. Задачи музыкальной игры образного характера несколько иные. Они требуют от ребенка самостоятельного создания выразительного образа, исходя из того содержания и настроения, которые они уже способны воспринять в музыке. Музыкальная игра, таким образом, требует от ребенка особой готовности: уметь использовать приобретенные умения, быть изобретательным, придумывать изобразительные движения, соответствующие характеру музыки. Музыка в данном случае диктует содержание образа. Именно поэтому при проведении игр образного характера не используется прямой показ действий и движений со стороны взрослого. На музыкальных занятиях проводят специальные музыкально-дидактические игры, направленные на ознакомление детей с различными средствами выразительности музыки. Различают игры: на ознакомление с тембром; ознакомление с силой звучания (громкостью); ознакомление с длительностью звучания и темпом; ознакомление с характером музыки; ознакомление с различными ритмическими рисунками. На одном занятии проводят две-три игры, чтобы дети более осмысленно воспринимали различные средства выразительности, улавливали изменения звучания по выделенным параметрам, отражая это в деятельности. Игры на ознакомление с силой звучания (громкостью) Детей учат различать громкие и тихие звуки, определять на слух, громко или тихо звучат отдельные, звуки, музыкальные отрывки или короткие музыкальные пьесы. Игры на ознакомление детей с темпом (скоростью следования звуков) Детей учат определять, как звучит предъявленный для прослушивания отрывок или серия звуков — быстро или медленно, действовать с опорой на этот признак: шагать в темпе, соответствующем темпу музыки (медленно или быстро), а также выполнять действия «моделирующего» характера (например, находить соответствующие карточки, где определенным образом изображены предметы). Большая наглядность необходима при проведении всех музыкально-дидактических игр, Игры на ознакомление детей с характером музыки работа проводится с умственно отсталыми детьми по воспитанию у них способности чувствовать настроение, характер музыки (что выражает музыка, какие чувства она пробуждает).Для знакомства с характером музыкальных пьес специально подбираются картинки, которые отражали бы положительный и отрицательный эмоциональный опыт детей (например, дети танцуют; дети в хороводе; дети купаются в реке, катаются с горки санках; или: изображение больного ребенка, лежащего в постели плачущей девочки, которая упала; ребенка, у которого отобрали игрушку, и т. д.). Пение работа над дыханием и голосом, развитие музыкального слуха, речи (а не только речевой моторики), умения участвовать в коллективном пении, прислушиваться к голосам музыкального руководителя, воспитателя и своих товарищей.необходима детальная подготовка к восприятию новых песен. Это связано с тем, что для детей песня трудна для разучивания и из-за сложности музыкально-структурного характера, и из-за плохого понимания содержания песни. Специального внимания требует работа над тем, чтобы дети полностью произносили слова, соблюдали их ритмическую структуру. Выполнению этих задач в немалой степени способствует привлечение каждого ребенка к коллективному пению. Музыкально-ритмические движения Музыкальные игры — один из наиболее активных видов музыкальной деятельности детей, направленный на выражение эмоционального содержания музыки, ее ритмических особенностей. В ходе музыкальных игр дети в наиболее доступной и интересной для них форме усваивают программные требования по развитию музыкально-ритмических движений. Музыкальные игры образного характера основаны на развитии творческих проявлений у детей. Чем старше дети, тем самостоятельнее они выполняют движения. Показ этих игр применяется лишь на самом начальном этапе обучения, а впоследствии используется словесное руководство. По мере обучения содержание игр усложняется за счет разнообразия средств выразительности. Имитационно-изобразительные игры тесно связаны с теми представлениями и впечатлениями, которые возникают у детей благодаря более близкому ознакомлению с предметным миром, окружающим их, накоплению игрового опыта, овладению элементарными формами бытового труда и формированию представлений о труде взрослых. Игры с реальными или воображаемыми предметами Игры с правилами, подвижные игры включают в себя элементы образных имитационных игр и игр с воображаемыми объектами. Все навыки, которые приобрели умственно отсталые дети в ходе всех других видов игр, используются в играх с правилами. Упражнения Чтобы у детей сформировались различные виды выразительных и танцевальных движений, проводят специальные двигательные упражнения под музыку. степени сформированности движений и пр. Пляски и хороводы Проведение плясок и хороводов также осуществляется на всех занятиях, но на ритмике им отводится основное время. музыкальное воспитание детей с нарушением интеллекта следует рассматривать как одну из составных частей всей коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях. Применение адекватных состоянию и возможностям каждого ребенка педагогических воздействий способствует в значительной степени не только общему музыкальному развитию детей, но и коррекции имеющегося у них недоразвития восприятия, внимания, памяти. Положительные сдвиги происходят и в умственном развитии воспитанников: их представления об окружающем мире существенно обогащаются, становятся более полными, устойчивыми, эмоционально окрашенными. Овладение навыками исполнительства, участие в музыкальной деятельности расширяют возможности детей, положительно влияют на их личностный облик.[6] Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1722; Нарушение авторского права страницы