Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Структура деят-ти: мотивационный (мотав - цель - условие) компонент.
Каждая конкретная деят-сть имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой деят-ти. В последнюю входят: общая цель деят-ти, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия и в том числе навыки, ( способы достижения общей цели), и психические акты, в них включенные, и результата деят-ти. Любая деят-сть, будь - то опиливание плоской поверхности слесарем или монтаж сложной технологической установки бригадой монтажников, начиная с подготовки к ней и кончая достижением целиосущ-сямножеством взаимосвязанных действий. Действие — это элемент деят-ти, в процессе которого достигается конкретная, ш разлагаемая на более простые, осознанная цель. Каждое действие также имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы операции и психические акты, конечный результат. По доминирующему в их структуре психическому акту различают эмоциональные, мыслительные, психомоторные, мнестическж 4 волевые действия. Об импульсивных действиях уже было, а о поступках будет сказано Рабочие действия по своим целям делятся на ориентировочные, исполнительские корректировочные и завершающие. Ориентировочные действия — это опред-ие цели деят-ти, условий, средств v путей ее достижения. Ориентировочные действия бывают двух видов: теоретические \ практические. Теоретические ориентировочные действия имеют целью получение необходимых щи деят-ти сведений, отвечающих на вопросы: что делать? Как делать? Какие условия необходимы и как их создать? Какие средства потребуются и где их взять? В какой последовательности целесообразно действовать в процессе деят-ти. На основе ответов вырабатывается рабочая гипотеза, определяющая цель, процесс и результат деят-ти. Практические ориентировочные действия включаются в исполнительные действия с целые оценки процесса деят-ти, его соответствия общей цели. При этом на каждом этапе деят-ти изыскиваются ответы на вопросы: как получается? Соответствует ли замыслу' Что не получается? Почему не получается? Что надо сделать, чтобы получалось лучше? Исполнительские действия всегда начинаются после теоретической ориентировки и заключаются в последовательном выполнении намеченных (спроектированных ил* определенных технологией) действий по осуществлению общей цели деят-ти. Для успешной исполнительской деят-ти нужны знания, навыки, умения, привычки v способ.. Однако и при этом они не могут быть вполне успешными без корректировочных действий. Корректировочные действия — это внесение поправок, уточнений и изменений в ориентировочные и исполнительские действия на основе обратной инфор-ции с неточностях, ошибках, отклонениях и неудачах. Чем сложнее и ответственнее деят-сть, тем лучше должна быть обратная связь и тем больше требуется корректировочных действий в процессе исполнительской деят-ти. Только при этом условии могут быть успешными завершающие действия. Наряду с понятием " лич-ть" употребляются термины " чел.", " индивид", " индив-ть". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Чел. - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к чел-му роду. В понятии " чел." утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Индивид - это единичный представитель вида " homo sapiens" . Как индивиды люди отлич-ся друг от друга не только морфологическими особ-ми (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индив-ть - это единство неповторимых лич-ных свойств конкретного чел.. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Соотношение индивидуальности и лич-ти опред-ся тем, что это два способа бытия чел., два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления лич-ти и индив-ти Стан. лич-ти есть процесс социализации чел., который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегдаосущ-сяв конкретно-исторических обстоятельствах жизни чел..Стан. лич-ти связано с принятием индивидом выработанных в обществе соц функций и ролей, соц норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная лич-ть есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.Стан. индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления лич-ти, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индив-тью лич-ть - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни чел..В понятиях " лич-ть" и " индив-ть" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности чел.. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом " лич-ть" обычно употребляются такие эпитеты, как " сильная", " энергичная", " независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят " яркая", " неповторимая", " творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.Лич-ть – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общ-ом развитии и выполняющее определенную общ. роль. Понятие «лич-ть» несколько уже, чем понятие «чел.». Новорожденный ребенок или психически больной чел., не способный самостоятельно себя обслуживать, не говоря уже о выполнении какой-либо соц роли, лич-тью не является. Субъективно лич-ть индивида – это его Я (оба Я, Я-концепция), это система представлений о себе, формируемая в процессе деят-ти и общения и обеспечивающая единство и тождественность его лич-ти.Роль – это соц функция лич-ти: роль матери, отца, директора школы, студента и т. д. Соц роль – это нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данное положение. Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом явл-сяне индивид, а общество. (Под термином «ожидание» подразумеваются права и обязанности.)Кроме прав и обязанностей, соц роль связана с опред-ми видами соц деят-ти и поэтому всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, оно порицает такую социальную роль, как преступник). Важно отметить, что общест. оценке подлежит не конкретная лич-ть, а прежде всего определенный вид соц деят-ти. В дейст-ти каждый индивид выполняет не одну, а несколько соц ролей: он может одновременно быть, скажем, бухгалтером, мужем, отцом, членом профсоюза, игроком сборной команды по футболу и т. д.Лич-ть характеризуется большим числом параметров, среди которых наиболее важна ее позиция, т. е. система отношений. Наиболее существенными являются отношения лич-ти к обществу и людям, к материальным условиям жизни, к себе, к собственным обязанностям, к общественным обязанностям, к трудовым обязанностям. Эти и некоторые другие отношения характеризуют прежде всего нравственный облик лич-ти, ее социальные установки. Отношения различаются не только по их направ-ти на объект, но и по уровню осознанности. Принято различатьмалоосознан-ные и глубокоосознанные отношения. Малоосознанные отношения (например, мимолетное чувство симпатии или антипатии) не носят глубинного характера, тогда как глубокоосознанные отношения принципиальные, они опред.ся внутренними убеждениями, сознанием долга и обязанности.Еще одна характерная сторона лич-ти – ее индив-ть, неповторимое сочетание психологических особенностей лич-ти. Сюда относятся характер, темперамент, особенности протекания псих. процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деят-ти, сформировавшиеся способ.. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – лич-ть чел. неповторима в своей индив-тиОбычно словом «индив-ть» опред. какую-либо главенствующую особенность лич-ти, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый чел., но индив-ть одних проявл-сяочень ярко, выпукло, других – малозаметно. Индив-ть может прояв-ся в интеллектуальной, эмоц. или волевой сфере или сразу во всех сферах псих. деят-ти. Она наиболее полно и детально характеризует лич-ть. Типология лич-ти К. Левина Особое место в психологии лич-ти занимает теория, разработанная К. Левиным, не только потому, что он впервые ввел экспериментальные методы исследования структуры и динамики развития лич-ти, но и в связи с его выделением различных уровней в поведении, которое может быть названо субъектным или личным. Свою теорию лич-ти Левин называл «теория психологического поля». Основные положения этой концепции изложены им в работах «Динамическая теория лич-ти» (1935) и «Принципы топологической психологии» (1936), так как для объяснения он использовал понятия из топологии (наука о пространственных отношениях между объектами), а также математики и физики.В предыдущей главе уже говорилось об экспериментах Левина, доказывавших, что лич-ть живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность), актуализирующий ту или иную потребность. Левин различал два рода потребностей — биологические и социальные (квазипотребности). Одно из наиболее известных уравнений Левина, которыми он описывал поведение чел. в психологическом поле под влиянием различных потребностей, доказывает, что поведение явл-сяодновременно функцией и лич-ти, и психологического поля. Потребности в структуре лич-ти не изолированы, но находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией, этот процесс Левин называет коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение чел. более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различные барьеры и находить удовлетворитель-ный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, чел. не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности. Исследуя формирование замещающих действий, Левин разработал серию экспериментов, в которых детей просили выполнить определенное задание, например помочь взрослому помыть посуду или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то приз, значимый для него, поэтому все дети дорожили возможностью выполнить задание взрослого. В контрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл всю посуду. Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им говорилось, что кто-то из сверстников их опередил. Частыми были и агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот момент экспериментатор предлагал ребятам выполнить другое задание, которое они перед этим не выполняли, подразумевая, что оно тоже значимо. Большинство детей мгновенно переключалось на новое задание, и происходила разрядка и обиды, и агрессии в новом виде деят-ти. Однако некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому тревожность и агрессивность таких детей увеличивались, а не уменьшались со временем. Левин приходит к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов, такие виды активности, как сохранение, забывание, волевое поведение, связаны с разрядкой или напряжением потребностей. В многочисленных экспериментах Левина и его учеников было доказано, что нереализованные потребности лучше запоминаются, чем реализованные, что состояние напряжения может вызвать агрессию или тревогу, исследовалась также связь между интеллектуальным уровнем чел. и его способ-тью к замещению одного действия другим. При этом было показано, что умственно отсталые люди совершенно не способны к замещению. Все эти работы Левина дали возможность проанализировать факторы, лежащие в основе волевого, собственного личностного поведения чел., позволяющие ему преодолеть давление среды, других людей, обстоятельств. Ведущими факторами оказались интеллектуальная активность и адекватность представлений о себе, обеспечивающие не только возможность понять себя и ситуацию, но и встать над ней, реализовав свои квазипотребности. Эти результаты сближают позицию Левина с идеями Адлера и с представителями гуманистической психологии, которые также пришли к мысли о важности сохранения целостности лич-ти, ее самости, о необходимости осознания чел.ом структуры своей лич-ти. Сходство этих концепций, отражающих взгляды ученых разных школ и направлений, говорит об актуальности данной проблемы, о том, что, осознав влияние бессознательного на поведение, человечество приходит к мысли о необходимости провести границу между чел.ом и другими живыми существами, понять не только причины его агрессивности, жестокости, сладострастия, которые великолепно объяснил и психоанализ, но и основы его нравственности, доброты, культуры. Большое значение имело и стремление (после войны, показавшей ничтожность и хрупкость чел.) преодолеть складывающиеся ощущения типичности и взаимозаменяемости людей, доказать, что люди — целостные, уникальные системы, каждый из которых несет в себе свой внутренний мир, не похожий на мир других людей. Проблема структуры лич-ти занимает важное место в психологии лич-ти. На этот счет существует несколько точек зрения. Не говоря об индив. особ., можно установить типическую структуру лич-ти. В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре лич-ти выделяют три таких компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный. 1 компонент структуры лич-ти характеризует направ-ть лич-ти как избирательное отношение к дейст-ти. Направ-ть включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни компоненты направ-ти доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующие компоненты направ-ти опред. всю психическую деят-сть лич-ти. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоц. настрою, что активизирует интеллектуальную деят-сть. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на второй план, лич-ть начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общ. и личную значимость. Второй компонент определяет возможности лич-ти и включает ту систему способ., которая обеспечивает успех деят-ти. Способ. взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни способ. доминируют, другие – им подчиняются. На характере соотношения способ. сказывается структура направ-ти. В свою очередь дифференцирование способ. влияет на избирательность отношения лич-ти к дейст-ти. Третьим компонентом в структуре лич-ти явл-сяхарактер или стиль поведения чел. в соц среде. Характер, разумеется, не выражает лич-ть в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направ-ти и воли, интеллектуальных и эмоц. качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность), во вторую очередь – волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способы решения практических задач. Поэтому можно сказать, что морально-волевые качества составляют действительную основу характера. Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания лич-ти, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деят-ти, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деят-ти. Самоуправление имеет огромное значение в нормальной целенаправ-ти жизни. В структуре лич-ти важное значение имеют психологические процессы и состояния. Рассмотрим, как определяет лич-ть и ее структуру К.К. Платонов. Лич-ть – чел. как общественное существо, субъект познания и активного преобразования мира. Чел. как целостность и как индивидуум, т.е. как единичность, самостоятельно взятая из множественности, имеет только две подструктуры. Он может рассматриваться либо как организм, либо как лич-ть. Индивид – это конкретный чел. как единица общества. Индив. – это особенное в индивиде. Ряд индив. особенностей (в частности, множество черт лич-ти) делает чел. (лич-ть) индив-тью. Личностный подход (один из принципов психологии) – это понимание лич-ти как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Лич-ть – это конкретный чел. как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Можно сказать короче: лич-ть – это чел. как носитель сознания. В структуре лич-ти выделяют следующее: направ-ть, отношения и моральные черты лич-ти. Элементы (черты лич-ти), входящие в ее подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально-преломленное общественное сознание. Эта подструктура социально обусловлена. Можно сказать иначе: это установки, ставшие свойствами лич-ти. Сюда входят, по мнению К.К. Платонова, несколько связанных иерархией форм. Это влечение как наиболее примитивная биол-ая форма направ-ти. Это смутная потребность в чем-то, генетически ранняя и наиболее простая форма, входящая в структуру всех последующих. Желание – это уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением. Интерес – познавательная форма направ-ти на предметы. Генетически в его основе лежит ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у чел. интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. Интерес может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента направ-ти – стремления – он становится склонностью, которую можно определить как интерес к определенной деят-ти. Мировоззрение – система усвоенных чел.ом представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих чел. явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или принявшим форму познавательного идеала пассивным миросозерцанием, или становится убеждением. Убеждение – высшая форма направ-ти, в ее структуру входят низшие формы, в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.В направ-ти лич-ти в целом надо различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. Эти качества присущи всем формам направ-ти. Вторая подструктура лич-ти включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств лич-ти.Ее называют иногда индивидуальной культурой или подструктурой опыта. Именно через эту подструктуру наиболее отчетливо объективизируется лич-ть в ее индивидуальном развитии, и именно через эту подструктуру развитие лич-ти аккумулирует исторический опыт человечества.Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных псих. процессов или функций как форм отражения. Эта подструктура формируется путем упражнения, взаимодействуя с другими подструктурами. Ее называют подструктурой форм отражения.Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства лич-ти), половые, возрастные свойства лич-ти и ее патологию, так называемые органические изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру, а точнее, переделываются путем тренировки. Они зависят от физиологических особенностей мозга в большей степени, чем от соц влияний на чел., и потому эту структуру называют биологически обусловленной подструктурой.В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства (черты) лич-ти. Причем часть этих свойств относится к одной подструктуре направ-ти; начитанность и умелость – к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость – к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечении этих подструктур. Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для орган-ции его собственной деят-ти, его взамимоотношений с окружающими и его общения с ними. Самосознание в псих. деят-ти чел. выступает как сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование - понятие собственного Я. Образование отношений формирующегося чел. к самому себе явл-сянаиболее поздним по сравнению с другими свойствами. Во всех видах деят-ти и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации, предмету и средствам деят-ти, к другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно эти свойства завершают структуру лич-ти и обеспечивают ее целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деят-ти, ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорган-ции лич-ти. Самопознание - сложный многоуровневый проесс, индивидуализированно развернутый во времени. Очень условно можно выделить 2 стадии: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на 2-й стадии подключается самоанализ. Чел. познает окружающий мир, а вместе с тем и себя через активное взаим-вие с миром. Выделяют стадии формирования самопознания, связывая каждую из этих стадий с новой возможностью для субъекта отделения себя от других предметов, людей; с возможностью стать более самостоятельным и воздействовать на окружающий мир (у ребенка это связано с первыми манипуляциями с предметами, после - с ходьбой, затем - с появлением речи). На начальных этапах также особенно важны механизмы интериоризации знаний о себе других. Так, ребенок усваивает и использует в самопознании: 1.Ценности, параметрыоценокисамооценок, нормы; 2.бразсамогосебя; 3.Отношениексебеиоценкусебяродителями; 4.Чужуюсамооценку(например, родительскую); 5.Способырегуляцииповедения; 6.Уровеньожиданийипритязаний. Самопознание - проесс динамический и никогда не завершающийся, так как, во-первых, происходит постоянное развитие самих познавательных способ.; во-вторых, изменяется и сам объект познания - лич-ть: и в-третьих, всякое знание о себе самом уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав что-то о себе чел. становится другим. Самопознание идет параллельно с постоянной проверкой на адекватность и коррек-цией. С самопознанием тесно связана способ-ть к рефлексии. То есть способ-ть осознавать не только " что я мыслю, ощущаю, вспоминаю", но и " что это именно я мыслю, ощущаю и вспоминаю", Я условно разделяется на Я-действующее и Я-рефлексирующее. Итоговый продукт самопознания Я-образ или Я-концепция. По Роберту Бернсу Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой. При изучении Я-концепции традиционно выделяют несколько компонентов: -" Я-реальное" и" Я-идеальное" (Роджерс, Фрейд, К.Левин); - " Я-материальное" и " Я-социальное"; образ тела, " социальное Я", " когнитивное Я" и самооценка; -" Я настоящее", " Я динамическое", " Я фактическое", " Я вероятное" ... Степень рассогласованности отдельных компонентов обуславливает психическое здоровье, устойчивость, мотивацию, связано спроцессамисаморегуляции. Структуры сознания на разных уровнях (самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация) могут: 1. мотивировать определенную деят-сть (что может корениться в представлении об " идеальном Я", может быть результатомрасхожде-ния" Янастоящего" и" Ябудущего" ); 2.участвоватьвцелеобразовании; 3. воспрещать те или иные дей-ствия; 4.детерминироватьотношение.к.окружающим; 5. влиять на развитие тех или иных черт лич-ти. Самоконтроль Эксперимент с зеркалом: 2 группы испытуемых: обычная и группа, которая помещается перед зеркалом; и тем, и другим испытуемым дают одинаковые задания; оказывается, что наиболее старательными и последовательными проявляют себя те, которые видели свое отражение в зеркале. Чел. не часто прибегает к самоконтролю, во-первых, потому что многие поведенческие акты регулируются автоматически и, во-вторых, чел. часто бывает неудовлетворен собственной самооценкой. Самосознание включается только тогда, когда этого невозможно избежать, например, в условиях рассогласования правил и норм с поведением, или когда требуется внимательноеотношениексебе. Самосознание - культурный феномен, позволяющий сохранять постоянство собственного поведения и испытывать чувство ответственности за социальные ценности, усвоенные индивидом. В рамках концепции " объективного самосознания" оно рассматривается как сличение совершаемого поведения или поведения, требуемого ситуацией, с представлениями о самом себе. Способ-ть к самоконтролю сопряжена с волевым усилием над собой. Саморегуляция Тесно связана с таким эмоциональным компонентом самосознания, как отношение к себе, самоуважение и самооценка. Самооценка - результат интегративной работы в сфере самопознания с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений, с другой. Самооценка - непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих чел.у. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деят-ти, так как она может соотносить потрености и притязания чел. и его возможности. самооценка = притязания / возможности. Самооценка явл-ся" стержнем" саморегуляции на всех этапах ее осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направ-ть саморегулирования, выбор средств и влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения. Достаточно высокий уровень развития саморегулирования поведения, который объективно выражается в тонкости, дифференцированности и адекватности всех осознанных поведенческих реакций, поступков, вербальных проявлений, соответствует зрелому состоянию развития самосознания в целом: адекватной самооценке, а также ориентации на самооценку, а не на оценку другими. Самооценка - на начальных этапах результат интериоризации оценки себя другими - впоследствии эмансипируется от оценок окружающих и все более приобретает значение внутреннего регулятора поведения. Можно выделить 2 уровня саморегулирования: 1. Тактический - саморегулирование, имеющее четкие временные границы, осуществляющееся в процессе конкретного поведенческого акта; 2. Стратегический - этот уровень скорее можно назвать самоорганизацией - процесс, растянутый во времени, обеспечивающий координацию всей лич-ти в целом, связанный с планированием лич-ных изменений, с самовоспитанием лич-ти. Этот процесс также обеспечивает соподчинение мотивов на протяжении всей жизни, построение иерархии мотивов и решение конфликтов между индивидными и социальными мотивами и мотивами духовными, индивидуальными в пользу последних.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы