Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Каждый персонаж или фигура карты и каждый сюжетный ход в ее композиции служат формой выражения и проявления актуального чувства или желания клиента.



 

Я предлагаю клиенту выбрать карту из расклада или из общей колоды, которая ассоциируется с его проблемой или вызывает неприятие. Посмотреть на нее как на целостный образ или историю. Я могу задать клиенту такие вопросы: «Что тебе нравится в карте? Что не нравится? Что особенно привлекает твое внимание? Где ты воспринимаешь себя – внутри карты или снаружи? Если ты внутри, то что это за часть там внутри, и если снаружи, то что это за часть снаружи? Кто воспринимает карту? »

Затем я прошу клиента представить себе, что все фигуры, изображенные на карте, это живые существа, у них есть мысли, чувства, они способны обмениваться посланиями друг к другу или обращаться к самому клиенту. Я предлагаю ему озвучить все эти послания от лица фигур и персонажей. Важно не интерпретировать, а действительно побыть персонажем. Это напоминает живое разыгрывание сюжета, где сам клиент является постановщиком. Отождествляясь с разными предметами, фигурами, персонажами карты, клиент возвращает себе свои отторгнутые части.

Часто в процессе работы у клиента завязывается более насыщенный диалог с какой-то одной фигурой, которую он эмоционально выделяет из общего фона. Я прошу его пережить состояния этой фигуры, глубоко прочувствовать ее, сфокусироваться на телесных ощущениях в момент этого проживания. Особое внимание я уделяю здесь позе, жестам клиента, его чувствам.

Если вы работаете с группой, то можно предложить инсценировать взаимодействие фигур (персонажей) в парах. Вылепить из партнера, как из глины, одну из фигур карты. Повзаимодействовать с этой фигурой от имени второго персонажа. Поменяться ролями, сыграть ту роль, которую играл партнер, а он сыграет второго персонажа.

 

* * *

 

Такая работа с фигурой карты дает решение внутреннему конфликту, позволяет ему проявиться вовне, по направлению к людям, дает выход накопленному напряжению, выводит на ресурс, дает возможность «доиграть» внутренний сюжет, перевести тревогу в действие, завершая ситуацию.

 

Здесь можно эффективно соединить техники гештальт-терапии с психодрамой, телесно-ориентированным и системно-феменологическим подходами.

В завершении работы важно связать раскрытую метафору с реальностью клиента. Для этого можно задать такие вопросы:

• О чем это в твоей жизни?

• Где подобные чувства, состояния, диалоги проявляются в твоей жизни?

• На что это похоже? Какие события или отношения это тебе напоминает?

• Как ты намереваешься воплотить в жизнь приобретенный здесь опыт?

 

Таким образом, клиент осознает, что любая часть карты – это он сам, его собственная проекция. По мере того как происходит узнавание, он движется к интеграции противоречивых внутренних сил, к целостности и естественному открытому взаимодействию с миром.

 

Волшебный конструктор. Таро и НЛП

 

Нейролингвистическое программирование, как направление практической психологии, основано на моделировании или копировании поведения успешных в чем-либо людей. Строго говоря, оно не имеет философской базы и не озабочено вопросами этики. Техники, которые это направление предлагает, отличаются четкостью, лаконичностью, ясным алгоритмом исполнения, нацеленностью на достижение конкретных результатов. В этой главе я приведу несколько НЛП-техник, в которых эффективно применяются карты Таро.

 

Взмах

Найди в колоде (или в раскладе) карту, которая ассоциируется с твоей проблемной ситуацией. В чем ты видишь здесь свою проблему?

Найди в колоде (или в раскладе) карту, которая ассоциируется с ее решением. В чем ты видишь здесь решение?

«Карту-проблему» поднеси достаточно близко к глазам. (Это можете сделать вы сами или клиент.) Внимательно смотри на нее.

Продолжая неотрывно разглядывать каждую деталь, постепенно отводи эту карту все дальше и дальше и на максимальном расстоянии от глаз перекрой ее «картой-решением». Теперь в руке оказываются две карты друг за другом: снизу «карта-проблема», а сверху (видимая клиенту) «карта-решение».

Приближай карты максимально к глазам, внимательно смотри на «карту-решение», разглядывая каждую деталь. В нескольких сантиметрах от глаз сделай резкий взмах рукой вверх, словно перекинув карты через голову. Сделай хлопок (щелчок или любой другой резкий звук) над макушкой клиента.

 

Сведение якорей

Эта техника интересна тем, что использует не только визуальный канал, но и кинестетический и аудиальный.

Выбери из колоды карты (одну или несколько), которые ассоциируются с твоей проблемной ситуацией. Расскажи, как в них отражается твоя проблема.

Взять их все в руки. Какие ощущения в руках?

Выбери из колоды карты (одну или несколько), которые ассоциируются с твоими ресурсами: прошлыми (нечто подобное ты уже решал); настоящими (ты видишь выходы сегодня); будущими (ты знаешь, как хочешь). Расскажи о них.

Взять их все в руки. Какие ощущения в руках?

Положи в одну руку «карты-проблемы», а в другую «карты-ресурсы». Сравни ощущения в обеих руках.

Теперь представь себе, что твои руки – это два партнера по танцу. Звучит музыка, и они начинают танцевать. Какая мелодия тебе слышится? Что это за танец?

Эти два партнера (твои руки с картами) хотят встретиться и соединиться в танце. Позволь им это сделать – сведи ладони. Что происходит между соединенными ладонями?

Перемешай карты так, как тебе этого хочется. Присоедини это переживание к своему опыту любым способом, как ты это чувствуешь.

 

Разотождествление

Выбери из колоды карту, которая ассоциируется с твоей проблемной ситуацией. Расскажи, как в ней отражается твоя проблема. Отложи ее на стол в поле твоего зрения.

Сними оставшуюся колоду и возьми карту, лежащую сверху. Где ты на ней? Посмотри из нее (из ее сюжета, из ее метафоры) на свою проблемную ситуацию и проживай все то, что ты сейчас чувствуешь. Положи ее на стол рядом с проблемной картой, ближе к себе.

Снова сними оставшуюся колоду и возьми еще одну карту, лежащую сверху. Где ты на ней? Посмотри из нее (из ее сюжета, из ее метафоры) на свою проблемную ситуацию и на взгляд на эту проблему из предыдущей карты. И проживай все то, что ты сейчас чувствуешь. Положи ее на стол еще ближе к себе.

Снимай и вытягивай так карты 3–6 раз, каждый раз обретая новый взгляд на всю линию выложенных карт. Остановись на какой-либо ресурсной карте, которую ты воспринимаешь позитивно.

 

Линия времени

Техника используется для работы над достижением конкретной цели.

Выбери из колоды три карты. Одну, которая показывает положение вещей в твоем настоящем. Вторую, которая ассоциируется с прошлым опытом, с тем моментом, когда эта история началась или у тебя появилось желание измениться. И третью – «карту-цель», которая иллюстрирует желаемое состояние в будущем.

Разложи эти карты свободно в пространстве так, чтобы ты мог передвигаться от одной к другой. Например, можно просто разложить их на полу, словно это линия времени.

Иди в точку настоящего. Возьми в руки карту настоящего. Проживи все то, что происходит сейчас в твоей жизни в образах, словах, звуках, ощущениях тела. Смотри, слушай и чувствуй в своем настоящем. Положи эту карту на свое место в точке настоящего.

Иди в точку прошлого. Возьми в руки карту прошлого. Проживи все то, что происходило тогда в твоей жизни в образах, словах, звуках, ощущениях тела, словно это происходит прямо сейчас. Смотри, слушай и чувствуй в своем прошлом. Из этого состояния обратись к себе в настоящем и передай туда силу, послание, совет, ободрение, все то, что покажется тебе важным. Возьми эту карту с собой и перейди в точку настоящего.

Здесь в настоящем соедини две карты, сложи их в своих руках. Какие у тебя ощущения? Что ты чувствуешь? Какие мысли приходят в голову? Положи эти карты в точке настоящего.

Иди в точку будущего. Возьми в руки «карту-цель». Проживи все то, что будет в твоей жизни в образах, словах, звуках, ощущениях тела, словно это происходит прямо сейчас. Смотри, слушай и чувствуй в своем будущем. Из этого состояния обратись к себе в настоящем и передай туда силу, послание, совет, ободрение, все то, что покажется тебе важным. Возьми эту карту с собой и перейди в точку настоящего.

Здесь в настоящем соедини все три карты, сложи их в своих руках. Какие у тебя ощущения? Что ты чувствуешь? Какие мысли приходят в голову? Проживи это глубоко и полно. Присоедини переживание к своему опыту любым приемлемым для тебя способом.

 

После завершения техник работающие карты вкладываются обратно в колоду и перемешиваются с остальными. О переходе с этапа на этап часто свидетельствует глубокий выдох клиента. Можно обращать внимание и на другие невербальные изменения.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Какой заголовок подходит к данному тексту?
  2. A. особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства
  3. A. Очень рыхлая порода — высокая скорость проходки и быстрое замывание ствола
  4. A. Холодный двигатель не запускается или запускается плохо
  5. Agrale — бразильская фирма из Кашиас-ду-Сул, производящая небольшие грузовые автомобили, автобусы и сельскохозяйственную технику. Образована в 1962 году.
  6. B передачи выходного вала компоненты
  7. CAL – выход генератора калибровочного напряжения,
  8. D-технология построения чертежа. Типовые объемные тела: призма, цилиндр, конус, сфера, тор, клин. Построение тел выдавливанием и вращением. Разрезы, сечения.
  9. Exercise 1. Заполните пропуски соответствующей личной формой глагола to be.
  10. Exercise 2: Are these statements true or false? – Истинны или ложны данные высказывания?
  11. I) Получение передаточных функций разомкнутой и замкнутой системы, по возмущению относительно выходной величины, по задающему воздействию относительно рассогласования .
  12. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь