Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Диакон полагает Евангелие на аналой. Все вместе крестятся, кланяются на восток, предстоятелю и друг другу. Свещеносцы уходят в алтарь. Гасят свечи.
После чтения Евангелия и пения «Воскресение Христово видевше…» Священник спускается с Евангелием с амвона, первый алтарник берёт свечу и уходит с нею в алтарь и там её тушит (по одной из традиций свечу оставляют до момента пока Священник не понесёт Евангелия в алтарь, тогда алтарник идёт перед Свещенником в южные диаконские двери), второй алтарник забирает икону с аналоя и уносит её в алтарь. Если была Лития: Диакон прошение (Спаси, Боже: …), не возглашает. Один пономарь на левую руку аккуратно полагает полотенце. Правой рукой берёт елейницу, кисточку и перекладывает в левую руку. Выходит через Северную дверь к центральной иконе храма. Другой пономарь выходит через Южную дверь. Псалом 50: Помилуй мя, Боже: Слава: Молитвами апостолов, / Милостиве, очисти / множество согрешений наших. И ныне: Молитвами Богородицы, / Милостиве, очисти / множество согрешений наших. Помилуй мя, Боже, / по велицей милости Твоей, / и по множеству щедрот Твоих / очисти беззаконие мое. Стихира (праздника или) воскресная Воскрес Иисус от гроба, / яко-жс прорече, / даде нам Живот Вечный, / и велию милость. (С Недели о мытаре и фарисее в воскресные дни Великого поста вместо “Молитвами апостолов...” и прочего поем “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, угренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостю). Диакон: Спаси, Боже, люди Твоя... К завершению прошения пономари выходят симметрично через диаконские двери. Пономарь, который держит елейницу, выходит через Северную дверь. Вместе с диаконом крестятся, кланяются на восток, предстоятелю и идут через амвон к центральной иконе храма. Хор: Господи, помилуй. (12 раз) Алтарник с открытой уже елейницей (крышку оставить в алтаре) северными вратами исходит на солею, становится лицом к иконе Богородицы, крестится, кланяется и ждёт. Иерей: Милостию и щедротами и человеколюбием Единороднаго Твоего Сына, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. С началом пения канона алтарник с амвона спускается к аналою, становится рядом с священником, который помазывает прихожан (а алтарник считает их). Уходя – забирает с собой коврик. Хор: Аминь. После возглашения второй пономарь встаёт у иконы и протирает её каждый раз после целования молящихся. По окончании помазывания народа и входа предстоятеля в алтарь пономари затворяют Царские врата. Выключается паникандило. КАНОН Читается канон, ирмосы которого поются на соответствующий глас. По третьей песни — малая ектения и кондак, икос, седаяен, Богородичен, ипакои — по Уставу. По шестой песни — малая ектенчя, кондик и икос После каждой песни канона (или только после 3, 6, S и 9) поется катавасия. На воскресной утрени поют большей частью катависшо “Отверзу уста моя" — ирмосы из канонаБогородице, глас 4. Песнь 1: Отверзу уста моя, / и наполнятся духа, / и слово отрыгну царице Матери, / и явлюся светло торжествуя, / и воспою радуяся Тоя чудеса. Песнь 3: Твоя песнословцы, Богородице, / живый и независтный источниче, / лик себе совокупльшия духовно утверди / в Божественней Твоей славе, / венцев славы сподоби. Песнь 4: Седяй в славе / на Престоле Божества, / во облаце легце, / прийде Иисус Пребожественный, / нетленного дланию и спасе зовущия: / слава, Христе, силе Твоей. Песнь 5: Ужасошася всяческая / о Божественней славе Твоей: / Ты бо, Неискусобрачная Дево, / имела еси во утробе над всеми Бога, / и родила еси Безлетнаго Сына, / всем воспевающим Тя / мир подавающая. Песнь 6: Божественное сие и всечестное / совершающе празднество, / богомудрии, Богоматере, / приидите руками иосплещим, / от Нея рождшагося Бога славим. Пономарь подходит к Горнему месту с кадилом и подаёт его диакону. Песнь 7: Не послужиша твари богомудрии / паче Создавшаго, / но огненное прещение мужески поправше, / радовахуся поюще: / препетый отцев Господь и Бог, благословен еси. После чтения тропарей восьмой песни канона, перед катавасией, поем: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки. Сразу у южных врат подать кадилопри этом поцеловать правую десницу (руку) Священника. Священник кадит алтарь, затем весь храм. Песнь 8: Отроки благочестивыя в пещи / рождество Богородичо спасло есть: / тогда убо образуемое, / ныне же действуемое, / вселенную всю воздвизает пети Тебе: / Господа пойте дела, / и превозносите Его во вся веки. Диакон: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим. Песнь Пресвятой Богородицы По окончании каждения второй пономарь подходит к Горнему месту, берёт у диакона кадило, уносит, приводит его в порядок (удаляет прогоревшее, чистит). (Эта песнь Пресвятой Богородицы (Лк. I, 46-55) называется в Уставе “Честнейшую”. Она поется перед 9-й песнью канона, кроме тех случаев, когда — в великие гтраздники — к 9-й песне положены особые припевы.) 1. Величит душа Моя Господа, / и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Честнейшую Херувим / и Славнейшую без сравнения Серафим, / без истления Бога Слова рождшую, / сущую Богородицу, Тя величаем. 2. Яко призрс на смирение рабы Своея, / се бо от ныне ублажат Мя вси роди. Честнейшую... 3. Яко сотвори Мне величие Сильный, / и свято Имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его. Честнейшую... 4. Сотвори державу мышцею Своею, / расточи гордыя мыслию сердца их. Честнейшую... 5. Низложи сильныя со престол, / и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, / и богатящияся отпусти тщи. Честнейшую... 6. Восприят Израиля отрока Своего, / помянута милости, / якоже глагола ко отцем нашим, / Аврааму и семени его, даже до века. Честнейшую... Песнь 9: Всяк земнородный / да взыграется, духом просвещаемь, / да торжествует же безплотных умов естество, / почитающее священное торжество Богоматере, / и да вопиет: / радуйся, Всеблаженная, / Богородице Чистая Приснодево. Принять кадило от священника при этом поцеловать правую десницу (руку) и унести. Чистить кадило.
Ектения малая Диакон: Свят Господь Бог наш. Хор: Свят Господь Бог наш*. (* Поется на глас недели, в обычные воскресные дин. Если в воскресенье случится праздник Господень, то вместо “Свят Господь Бог” поется светилен праздника.) Диакон; Яко Свят Господь Бог наш. Хор: Свят Господь Бог наш. Диакон: Над всеми людьми Бог наш. Хор: Свят Господь Бог наш. Эксапостиларий. Хвалитны псалмы 1: Всякое дыхание да хвалит Господа. / Хвалите Господа с небес, / хвалите Его в вышних. / Тебе подобает песнь Богу. 2: Хвалите Его вси ангели Его, / хвалите Его вся силы Его. / Тебе подобает песнь Богу. На 6 1: Сотворйти в них суд написан; /слава сия будет всем преподоб ным Его. 2: Хвалите Бога во святых Его, / хвалите Его во утверждении силы Его. На 4 1: Хвалите Его на силах Его, / хвалите Его по множеству величествия Его. 2: Хвалите Его во гласе трубнем, / хвалите Его во псалтири и гуслех. 1: Хвалите Его в тимпане и лице, / хвалите Его во струнах и органе. 2: Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. / Всякое дыхание да хвалит Господа. Стихи к воскресным стихирам 1.Воскресни. Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца. 2: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя. Слава: Стихира евангельская. Пономари подходят к Царским вратам (один — к северной стороне, другой — к южной). На «И ныне: …» включить свет и Открыть царские врата. И ныне: Богородичен, глас 2: Преблагословенна еси, Богородице Дево, / Воплощшим бо ся из Тебе ад пленися, / Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, / смерть умертвися, и мы ожихом. / Тем воспевающе вопием: / благословен Христос Бог, благоволивши тако, слава Тебе. Отверзаются Царские врата. Включается паникандило. Иерей: Слава Тебе, показавшему нам свет. Славословие великое Хор: Слава в вышних Богу, / и на земли мир, / в человецех благоволение. / Хвалим Тя, благословим Тя, / кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, / великия ради славы Твоея. / Господи Царю небесный, Боже Отче Вседержителю, / Господи, Сыне Единородный, Иисусе Христе, _ и Святый Душе. / Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, / вземляй грех мира, помилуй нас; / вземляй грехи мира, приими молитву нашу; / седяй одесную Отца, помилуй нас. / Яко Ты еси един Свят, / Ты еси един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца. Аминь. На всяк день благословлю Тя, и восхвалю Имя Твое во веки, и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. / Благословен еси, Господи, Боже отец наших, / и хвально и прославлено Имя Твое во веки. Аминь, Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. (Трижды) Господи, прибежище был еси нам в род и род. / Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой: / яко у Тебе источник живота, / во свете Твоем узрим свет. / Пробави милость Твою ведущим Тя. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды) Слава, и ныне. Святый Безсмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Тропари воскресные по славословии великом Если глас 1, 3, 5, 7: Днесь спасение миру бысть, / поем Воскресшему из гроба, / и Начальнику жизни нашея: / разрушив бо смертию смерть, / победу даде нам и велию милость. Если глас 2, 4, 6, 8: Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада, / разрушил еси осуждение смерти, Господи, / вся от сетей врага избавивый; / явивый же Себе апостолом Твоим, / послал еси я на проповедь, / и теми мир Твой подал еси вселенной, / Едине Многомилостиве. Ектения сугубая Диакон: Помилуй нас. Боже... Ектения просительная Диакон: Исполним утреннюю молитву нашу Господеви... (Подобна ектений на вечерне: Исполним вечернюю молитву... Все прошения повторяются, кроме третьего, где просим: “Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна...” Иерей: Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Иерей: Мир всем. Хор: И духови твоему. Диакон: Главы наша Господеви приклоним. Хор: Тебе, Господи. Иерей: Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Диакон: Премудрость. Хор: Благослови. Иерей: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру, православных христиан во век века. Иерей: Пресвятая Богородице, спаси нас. Хор: Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Иерей: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе. Хор: Слава, и ныне. Господи, помилуй, (трижды) Благослови. Иерей произносит отпуст. Многолетие Великаго Господина и Отца нашего (имярек), Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имярек) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (епархиальный титул его), братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета. Затворяются Царские врата и катапетасма (завеса). Выключается паникандило. Читается первый час. Готовимся к литургии. (Если была лития): Время раздачи хлебцов. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы