Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Споры, гнев, рукоприкладство - прямой путь, к тому, чтобы покинуть понамарское служение раз и навсегда.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Введение Алтарь - это прежде всего место принесения Божественной и Бескровной Жертвы. По словам Златоуста, священник совершает Литургию в сослужении Небесных Сил, которые " в благоговении и великом безмолвии окружают жертвенник и предстоят при совершении великого Таинства". Наше благоговение к этому месту выражается и в нашем желании как можно благолепней его украсить. За благолепием, чистотой и украшением алтаря следит алтарник. Он главный помощник священника - готовит все необходимое для службы, во время службы всегда подаст необходимое. Кроме того, алтарники украшают алтарь и своим служением, предшествуя с зажженными свечами выходу священнослужителей и выносу святынь. Алтарник - это трудное и почетное послушание. В алтаре бывает такое искушение, что человек привыкает к алтарю, и относится уже не благоговейно. Переход из храма в алтарь, конечно, момент серьёзный. Надо уже быть строже к себе. Когда входишь в алтарь первый раз, боишься пошевелится, такое состояние, не передаваемое словами. А когда из года в год каждое воскресение входишь в алтарь, постоянно делаешь что-то, что вошло уже в обиход, может наступить такой момент, когда теряется страх Божий, что очень опасно для души православного каждого христианина.
Внешний вид.
Увидев на улице человека, одетого неформально, мы чувствуем некоторый дискомфорт и некоторую неприязнь. Напротив, человек, одетый строго, вызывает в нас расположение к себе. Тоже можно сказать и о поведении окружающих нас людей. Неадекватное восприятие действительности отталкивает наших близких. В нынешнем «цивилизованном» обществе, сложились некоторые правила этикета, будь то церковного или светского. Но, увы, все меньше эти правила соблюдаются. Как же приятно, когда человек разговаривает с вами вежливо, рад помочь вам в любую минуту - все это, как правило, вызывает прилив положительных эмоций и хорошего настроения. В наших руках - подарить окружающим нас людям эти позитивные качества. «Встречают по одежке...» - гласит нам известная народная пословица. Мнение людей, впервые приходящих в храм или видящих представителей православной церкви на улице, может сложиться именно благодаря первому впечатлению, которое вы можете произвести на них. В наши дни требования к внешнему виду алтарника следующие: брюки чёрные (в крайнем случае джинсы), рубашка с длинным рукавом или водолазка (в праздничные и выходные дни- белая, не допускается разноцветные рубашки), ботинки или туфли. Недопустимы при исполнении понамарского долга: спортивная одежда и обувь, сандали пляжные, тапки, шорты, расстегнутые рубашки, демонстрирующие части тела церковнослужителя. Алтарник, естественно, должен быть причесан и чист (окуратно уложены волосы, острижаны ногти). Для несения алтарнического служения желательно иметь сменную (обязательно чистую) обувь. Соблюдение норм внешнего вида - одно из самых простых требований к алтарнику.
Правила поведения.
В древние времена в алтарь лишь раз в год мог входить первосвященник. Он так же, как и мы убирался во Святой Святых. По некоторым сведениям, первосвященники, входящие в алтарь, тоже носили название алтарников. Благоговейное отношение к святыне должно проявляться в каждой мелочи. В следствие этого существуют несколько правил благоговейного поведения в алтаре: Входя в Алтарь, поцелуй икону на северных или южных вратах. Войдя, положи три поклона с крестным знамением (в будничные дни и в пост - земные поклоны, в воскресные и праздничные дни - поясные). Поклонившись, подойди к священнику (если тот уже находится в алтаре), чтобы испросить благословения. (То же самое и при выходе из алтаря, по окончании Богослужения). 2. Старайся, как можно, меньше ходить по алтарю. 3. Разговоры в алтаре крайне недопустимы. Разрешается лишь шепотом, спокойно, сказать что-то, касающееся Богослужения. Смех недопустим. Споры, гнев, рукоприкладство - прямой путь, к тому, чтобы покинуть понамарское служение раз и навсегда. 5. Касаться престола и жертвенника, ходить перед престолом, входить/выходить через Царские врата строго запрещено. 6. Перед входом в алтарь необходимо выключить мобильный телефон. Никакой посторонней техники вроде mp3-плееров или радио в алтаре не должно быть не при каких условиях. Продукты питания (а тем более животного происхождения) в алтаре воспрещены. Пьянство в алтаре недопустимо. 10. Отвлекать священника по пустякам недопустимо. Во время Евхаристического канона, херувимской песни и чтения Евангелия посторонние действа и звуки, кроме молитв недопустимы. Алтарник обязан без ропота и недовольств исполнять данное ему священником послушание, касающееся алтаря. 13. Благословленное священником послушание должно выполняться незамедлительно. Что касается уборки, то это выполняется исключительно во внебогослужебное время. Не следует обманывать священника в каких-либо вопросах, вроде «убрано ли в ящиках» и т.д. Человека обмануть можно, Господа не обмануть В Богослужебных книгах пометок не делать 16. При любых видах кровотечения алтарник обязан как можно скорее покинуть алтарь.
Памятка пономаря Пономарь обязан придти в храм заранее. Пономарь должен следить за ходом Богослужения и вовремя благоговейно исполнять свои обязанности. Прежде чем совершить то или иное движение в алтаре во время Богослужения, пономарь обязан продумать порядок своих действий, чтобы не делать лишних движений и тем самым не отвлекать предстоятеля и сослужащих в алтаре. 4. До начала Богослужения пономари должны чётко распределить свои обязанности. Пономарь, готовящий кадило, следит за тем, чтобы оно было готово вовремя. Это нужно для того, чтобы не задерживать диакона (или священника) и не нарушать ход Богослужения. Кадило подаётся диакону или священнику всегда готовое. Готовое кадило — это кадило с находящимся в нём горящим углём, на котором аккуратно лежит ладан (если уголь лежит давно, и верхняя сторона прогорела, достаточно будет перевернуть его на обратную сторону — он разгорится, как новый). Необходимо следить за тем, чтобы в сосуде для ладана всегда находилась маленькая лжица. 8. Кадило подают и забирают у диакона на Горнем месте (левой рукой), предварительно перекрестившись и поклонившись на Горнее место, предстоятелю и диакону. Открытие Царских врат: один пономарь подходит к Царским вратам С северной стороны, другой — с южной, и, не спеша, одновременно отверзают. Подходят к Горнему месту, крестятся, кланяются на восток, предстоятелю и друг другу (при архиерейском служении Царские врата отверзают не пономари). Всенощное бдение. Общии указания I. Поставить на центральный аналой храма икону соответствующего праздника. II. Приготовить облачение для священников, диаконов и чтецов. III. Разжечь уголь для кадила и протереть кадило от пыли. IV. Поправить фитили в лампадах для Престола, Жертвенника, семисвечника, добавить масло и зажечь их. V. Приготовить свечи для диаканов. VI. Приготовить свечи для священников на Полиелей. VII. Приготовить елейницу и белое полотенце. VIII. Поправить коврики (дорожки) в алтаре, солеи и амвоне. IX. Стереть пыль с икон и подоконников в алтаре. X. Снять уголь с плиты и положить его в кадило. XI. Взять кадило и полдожить наи уголь ладан. XII. Первому понаморю взять готовое кадило, второму- зажжённую диаконскую свечу. Если будет Лития: Налить воду в чайник и включить его 2. Приготовить литийницу: пять хлебов; горсть пшеницы; вино; Масло. Приготовить ковшыки для запивки священникам и диаконам. Приготовить дощечку и нож для резки хлебов. Приготовить напольную выносную свечу (снять нагар с фитилька, почистить свечу и сам подсвечник). Вытереть руки от маслс и тщательно их вымать с мылом. Великая Вечерня Два пономаря подходят к Царским вратам в алтаре (первый — с южной стороны с кадилом, второй — с северной стороны с зажжённой диаконской свечой). Священник и диакон встают у Престола. Пономари отверзают катапетасму (завесу) и Царские врата. Зажигается паникандило. Подходят к Горнему месту с кадилом и свечой. Диакон берёт у пономаря кадило, подходит к предстоятелю и подаёт его. Возвращается на Горнее место, берёт у пономаря диаконскую свечу. Пономари, отдав кадило и свечу, отходят в сторону. Священник и диакон совершаю т каждение алтаря. Священник идет кадить храм. Псалом 103, предначинательный (Стихи псалма читаются канонархом и повторяются хором (они поставлены в квадратные скобки). В приходских храмах обычно поются только некоторые стихи псалма (они напечатаны курсивом).) По завершении каждения первый пономарь подходит к Горнему месту. Берёт кадило и свечу в левую руку, вместе с диаконом крестятся на Горнее место, кланяются предстоятелю и друг другу. Царские врата затворяются. Выключается паникандило. Пономари уходят с Горнего места. Принять кадило и свечу от вошедшего в это время священника при этом поцеловать правую десницу (руку) Священника и унести кадило и свечу. Великая ектения Диакон : Миром Господу помолимся. Хор: Господи помилуй. (На каждое прошение.) О Свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся. О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. О великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем, Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имярек), честнем пресвитерстве, вo Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся. О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся. О граде сем [или: о веси сей; если в монacmыpe, то: о святей обители сей], всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их. Господу помолимся. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор : Тебе, Господи. Иерей : Яко подобает Тебе всякая слава честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Хор : Аминь. Хор: Блажен муж (если есть по Уставу) Если по Уставу Блажен муж не поётся, Малая ектения не возглашается и кадило необходимо подать на Горнее место сразу после Великой ектении. Блажен муж (Первый антифон 1-й кафисмы) Хор : Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Готовится кадило. Ектения малая Диакон : Паки и паки миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор : Господи, помилуй. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор : Тебе, Господи. Иерей : Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков, Хор : Аминь Господи, воззвах 1-й лик: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; / услыши мя, Господи. / Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; / вонмй гласу моления моего. / Внегда воззвати ми к Тебе; / услыши мя, Господи. 2-й лик: Да исправится молитва моя, / яко кадило пред Тобою, / воздеяние руку моею, / жертва вечерняя. / Услыши мя, Господи. Положи, Господи... (Пс. 140, 141). На 10 стихов (стихир) (На всенощном бдении бывает 8 или 10 стихир. Если по уставу данной службы положено 8 стихир, то 10-й и 9-й стихи опускаются. Изведи из темницы душу мою, (Эту первую часть стиха читает канонарх (распорядитель церковного пения); вторую часть стиха поют певцы и сразу же начинают петь стихиру.) исповедатися Имени Твоему. Первый пономарь счищает нагар с угля, полагает ладан в кадило, берёт кадило и диаконскую свечу в левую руку и идёт с северной стороны к Царским вратам. Второй пономарь берёт диаконскую свечу и идёт с южной стороны к Царским вратам. Вход с кадилом. Пономари подходят к Горнему месту и встают лицом друг к другу. Первый пономарь подаёт кадило диакону. Свещеносцы вместе с диаконом крестятся, кланяются на Горнее место и предстоятелю. Свещеносцы выходят на солею к иконам Спасителя и Божией Матери через Северную дверь алтаря. Первый свещеносец подходит к иконе Спасителя в иконостасе, второй — к иконе Божией Матери в иконостасе. Оба поворачиваются на восток. Второй свещеносец пропускает диакона и священника. Все вместе крестятся, кланяются на восток и предстоятелю. Свещеносцы встают лицом друг к другу. Диакон : Премудрость, прости. Диакон входит в алтарь. Хор : Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, /Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! / Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, / поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. /Достоин еси во вся времена пет быти преподобными, / Сыне Божий, живот даяй; / темже мир Тя славит. Свещеносцы переходят за амвон и поворачиваются лицом на восток. После благословения предстоятелем они кланяются друг другу и входят в алтарь (первый свещеносец входит через Северную дверь, второй свещеносец, пропустив первого, — через Южную дверь). Оба идут к Горнему месту. Первый свещеносец забирает кадило у диакона. Все вместе крестятся, кланяются на восток, предстоятелю. Свещеносцы — друг другу. Диакон: Вонмем. Иерей : Мир всем. Хор: И духови твоему. Паримии (если есть) Если есть паремии, алтарник берёт у клироса Минею и становится перед(! ) аналоем. Порядок чтения: СВ: Премудрость! Чтец: Бытия чтение. СВ: Вонмем! … И читается первая паремия. Заканчивается она и снова тоже самое: СВ: Премудрость! Чтец: Исхода чтение. СВ: Вонмем! … И читается вторая паремия и т.д. Ектения сугубая Диакон : Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем. Хор : Господи, помилуй. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Хор : Господи, помилуй. (Трижды, на каждое прошение) Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имярек), и всей во Христе братии нашей. Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (если в монастыре: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях. зде лежащих и повсюду, православных. Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих. братии святаго храма сего (если в монастыре: святыя обители сея). Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости. Иерей : Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Хор : Аминь. Сподоби, Господи Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Ектения просительная Диакон : Исполним вечернюю молитву нашу Господеви. Хор : Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим. Хор : Подай, Господи. (На каждое прошение.) Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим. Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим. Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим. Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем Судищи Христве просим. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор : Тебе, Господи. Иерей : Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Хор : Аминь. Иерей : Мир всем. Хор : И духови твоему. Диакон : Главы наша Господеви приклоним. Хор : Тебе, Господи. Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена. Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Хор : Аминь. Лития При выходе из алтаря священников, свещеносцы идут перед Священнослужителями к месту совершения Литии и встают, не доходя до места, где будут стоять священники (приблизительно в пяти метрах). Пропускают их и ставят свечи напротив предстоятеля. Все вместе крестятся, кланяются на восток, предстоятелю и друг другу. Диакон : Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, Первый понамарь забирает у диакона кадило, крестянся на Горнее место, потом предстоятелю, идёт в алтарь через Северную дверь, для того чтобы взять литийницу. Второй пономарь берёт столик для литийницы и ставит его перед иконой в центре храма. посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя; молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии; силою Честнаго и Животворящаго Креста; предстателъствы Честных Небесных Сил Безплотных; Честнаго Славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна; святых славных и всехвальных Апостол; иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей, Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго; иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго, Чудотворца; святьгх равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, иже во святьгх отец наших всея Руси чудотворцев, Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена; святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоноснъгх отец наших, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны [и святаго (имя), егоже есть храм и егоже есть день] и всех святых; молим Тя, Многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас. Хор : Господи, помилуй. (40 раз) После первого прошения, при пении хора (Господи, помилуй.) пономарь из алтаря торжественно износит литийницу через Северную дверь и амвон к центральной иконе храма, поставляет её на столик. Встаёт севернее литийницы, крестится, кланяется на восток, предстоятелю и идёт на своё место к свечам. (Если лития) Ставить литейный прибор (сосуд) с зажжёнными заранее на нём свечами на тетрапод перед аналоем. Диакон : Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе; аще во обители: и о архимандрите, или: игумене нашем) (имярек) и о всем во Христе братстве нашем, и о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней милости Божия и помощи требующей; о покровении града сего и живущих в нем (или: веси сея и живущих в ней; или: святыя обители сея и живущих в ней); о мире и состоянии всего мира; о благостоянии Святых Божиих Церквей; о спасении и помощи со тщанием и страхом Божиим труждающихся и служащих отец и братий наших; о оставльшихся и во отшествии сущих; о исцелении в немощех лежащих, о успении, ослабе, блаженной памяти и оставлении грехов всех преждеотшедших отец и братии наших, зде лежащих и повсюду, православных; о избавлении плененных, и о братиях наших во службах сущих, и о всех служащих и служивших во святем храме сем (аще во обители: во святей обители сей) рцем. Хор : Господи, помилуй (50 раз) Диакон : Еще молимся, о еже сохранитися граду сему (или: веси сей), и святому храму сему (аще во обители: святей обители сей), и всякому граду и стране, от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани; о еже милостиву и благоуветливу быти Благому и Человеколюбивому Богу нашему, отвратити всякий гнев, на ны движимый, и избавити ны от належащаго и праведнаго Своего прещения, и помиловати ны. Хор : Господи, помилуй. (Трижды) Диакон : Еще молимся, и о еже услышати Господу Богу глас моления нас, грешных, и помиловати нас. Хор: Господи, помилуй. (Трижды) Иерей : Услыши ны, Боже, Спасителю наш, Упование всех концев земли и сущих в мори далече; и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны. Милостив бо и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Хор : Аминь. Иерей : Мир всем. Диакон : Главы наша Господеви приклоним. И всем приклоньшим главы молится священник велегласно : Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательствы Честных Небесных Сил Безплотных, Честнаго Славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостол, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мирликийскаго Чудотворца; святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских; святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгани Ольги, иже во святых отец наших всея Руси чудотворцев Михаила, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, и святых праведных Богоотец Иоакима и Анны [и святаго (имярек), его же есть храм, и его же есть день}, и всех святых Твоих; благоприятну сотвори молитву нашу, даруй нам оставление прегрешений наших, покрый нас кровом крилу Твоего, отжени от нас всякаго врага и супостата; умири нашу жизнь, Господи; помилуй нас и мир Твой, и спаси души наша, яко Благ и Человеколюбец. Стихиры на стиховне Воскресные стихи (запевы) к стихирам, на стиховне (Первая стихира поется без стиха. Далее чтец читает первую половину стиха, хор поет вторую половину и стихиру) Стих 1: Господь воцарися, / в лепоту облечеся. Стих 2: Ибо утверди вселенную, / яже не подвижится. Стих 3: Дому Твоему подобает святыня, Господи, / в долготу дний. Слава, и ныне: Богородичен. Пономарь, стоявший с южной стороны, идёт в алтарь за кадилом, ладаном и на " Святый Боже..." выносится в центр храма. Утреня Шестопсалмие Великая ектения Диакон: Миром Господу помолимся... Бог Господь (Поется на глас тропаря дня) Диакон: Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне. Хор: Бог Господь, и явися нам, Малая ектения Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Первый пономарь берёт кадило и свечу для предстоятеля, исходит из алтаря и встаёт возле места, где будет стоять предстоятель. Второй пономарь берёт диаконские свечи и свечи для духовенства, встаёт за центральной иконой храма у подсвечника. Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Священник: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Полиелей (Полиелеем называется пение некоторых стихов из псалмов 134 и 135) Духовенство исходит через Царские врата на середину храма. Диакон подходит к пономарю, берёт свечу, кадило, подаёт предстоятелю. Идёт за центральную икону, берёт у другого пономаря свечи для духовенства и раздаёт их священникам. Берёт диаконскую свечу. Отдав свечи и кадило, пономари встают за предстоятелем. хвалите, раби Господа. Аллилуиа (“Аллилуия” после каждого стиха постен или один, или три раза.). Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа. Малая ектения. Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся… На возгласе диакон и два пономаря крестятся, кланяются на восток, предстоятелю и друг другу. На (Слава и ныне) диакон подходит к передней части Престола. Диакон и свещеносцы крестятся, кланяются на восток и предстоятелю, свещеносцы — друг другу. Иерей: Яко благословится имя твое: … Хор: Аминь. Когда священник на пении «Всякое дыхание» входит в ЦВ, алтарник исходит северными вратами и ставит свечу за аналоем, сам рядом - спиной к аналою, лицом к алтарю (стоит чуть справа от свечи, чтобы не закрывать её от людей).
По окончании чтения Евангелия предстоятель крестится, целует его. Свещеносцы входят в алтарь через амвон и диаконские двери к Горнему месту. Вместе с диаконом крестятся, кланяются на восток, предстоятелю, друг другу и отходят в сторону. Хор или народ: Воскресение Христово видевше, / поклонимся Святому Господу Иисусу, / Единому Безгрешному. / Кресту Твоему покланяемся, Христе, / и святое Воскресение Твое поем и славим: / Ты бо сеи Бог наш, / разве Тебе иного не знаем, / Имя Твое именуем. / Приидите, вси вернии, / поклонимся святому Христову Воскресению: / се бо прииде Крестом радость всему миру. / Всегда благословяще Господа, / поем Воскресение Его: / распятие бо претерпев, / смертию смерть разруши. К завершению прошения пономари выходят симметрично через диаконские двери. Пономарь, который держит елейницу, выходит через Северную дверь. Вместе с диаконом крестятся, кланяются на восток, предстоятелю и идут через амвон к центральной иконе храма. Хор: Господи, помилуй. (12 раз) После возглашения второй пономарь встаёт у иконы и протирает её каждый раз после целования молящихся. По окончании помазывания народа и входа предстоятеля в алтарь пономари затворяют Царские врата. Выключается паникандило. КАНОН Читается канон, ирмосы которого поются на соответствующий глас. По третьей песни — малая ектения и кондак, икос, седаяен, Богородичен, ипакои — по Уставу. По шестой песни — малая ектенчя, кондик и икос После каждой песни канона (или только после 3, 6, S и 9) поется катавасия. На воскресной утрени поют большей частью катависшо “Отверзу уста моя" — ирмосы из канонаБогородице, глас 4. Песнь 1: Отверзу уста моя, / и наполнятся духа, / и слово отрыгну царице Матери, / и явлюся светло торжествуя, / и воспою радуяся Тоя чудеса. Песнь 3: Твоя песнословцы, Богородице, / живый и независтный источниче, / лик себе совокупльшия духовно утверди / в Божественней Твоей славе, / венцев славы сподоби. Песнь 4: Седяй в славе / на Престоле Божества, / во облаце легце, / прийде Иисус Пребожественный, / нетленного дланию и спасе зовущия: / слава, Христе, силе Твоей. Песнь 5: Ужасошася всяческая / о Божественней славе Твоей: / Ты бо, Неискусобрачная Дево, / имела еси во утробе над всеми Бога, / и родила еси Безлетнаго Сына, / всем воспевающим Тя / мир подавающая. Песнь 6: Божественное сие и всечестное / совершающе празднество, / богомудрии, Богоматере, / приидите руками иосплещим, / от Нея рождшагося Бога славим. Пономарь подходит к Горнему месту с кадилом и подаёт его диакону. Песнь 7: Не послужиша твари богомудрии / паче Создавшаго, / но огненное прещение мужески поправше, / радовахуся поюще: / препетый отцев Господь и Бог, благословен еси. После чтения тропарей восьмой песни канона, перед катавасией, поем: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки. Сразу у южных врат подать кадилопри этом поцеловать правую десницу (руку) Священника. Священник кадит алтарь, затем весь храм. Песнь 8: Отроки благочестивыя в пещи / рождество Богородичо спасло есть: / тогда убо образуемое, / ныне же действуемое, / вселенную всю воздвизает пети Тебе: / Господа пойте дела, / и превозносите Его во вся веки. Диакон: Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим. Песнь Пресвятой Богородицы Ектения малая Диакон: Свят Господь Бог наш. Хор: Свят Господь Бог наш*. (* Поется на глас недели, в обычные воскресные дин. Если в воскресенье случится праздник Господень, то вместо “Свят Господь Бог” поется светилен праздника.) Диакон; Яко Свят Господь Бог наш. Хор: Свят Господь Бог наш. Диакон: Над всеми людьми Бог наш. Хор: Свят Господь Бог наш. Эксапостиларий. Хвалитны псалмы 1: Всякое дыхание да хвалит Господа. / Хвалите Господа с небес, / хвалите Его в вышних. / Тебе подобает песнь Богу. 2: Хвалите Его вси ангели Его, / хвалите Его вся силы Его. / Тебе подобает песнь Богу. На 6 1: Сотворйти в них суд написан; /слава сия будет всем преподоб ным Его. 2: Хвалите Бога во святых Его, / хвалите Его во утверждении силы Его. На 4 1: Хвалите Его на силах Его, / хвалите Его по множеству величествия Его. 2: Хвалите Его во гласе трубнем, / хвалите Его во псалтири и гуслех. 1: Хвалите Его в тимпане и лице, / хвалите Его во струнах и органе. 2: Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. / Всякое дыхание да хвалит Господа. Стихи к воскресным стихирам 1.Воскресни. Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, / не забуди убогих Твоих до конца. 2: Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, / повем вся чудеса Твоя. Слава: Стихира евангельская. Славословие великое Хор: Слава в вышних Богу, / и на земли мир, / в человецех благоволение. / Хвалим Тя, благословим Тя, / кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, / великия ради славы Твоея. / Господи Царю небесный, Боже Отче Вседержителю, / Господи, Сыне Единородный, Иисусе Христе, _ и Святый Душе. / Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, / вземляй грех мира, помилуй нас; / вземляй грехи мира, приими молитву нашу; / седяй одесную Отца, помилуй нас. / Яко Ты еси един Свят, / Ты еси един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца. Аминь. На всяк день благословлю Тя, и восхвалю Имя Твое во веки, и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. / Благословен еси, Господи, Боже отец наших, / и хвально и прославлено Имя Твое во веки. Аминь, Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. (Трижды) Господи, прибежище был еси нам в род и род. / Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой: / яко у Тебе источник живота, / во свете Твоем узрим свет. / Пробави милость Твою ведущим Тя. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды) Слава, и ныне. Святый Безсмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Тропари воскресные по славословии великом Если глас 1, 3, 5, 7: Днесь спасение миру бысть, / поем Воскресшему из гроба, / и Начальнику жизни нашея: / разрушив бо смертию смерть, / победу даде нам и велию милость. Если глас 2, 4, 6, 8: Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада, / разрушил еси осуждение смерти, Господи, / вся от сетей врага избавивый; / явивый же Себе апостолом Твоим, / послал еси я на проповедь, / и теми мир Твой подал еси вселенной, / Едине Многомилостиве. Ектения сугубая Диакон: Помилуй нас. Боже... Ектения просительная Диакон: Исполним утреннюю молитву нашу Господеви... (Подобна ектений на вечерне: Исполним вечернюю молитву... Все прошения повторяются, кроме третьего, где просим: “Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна...” Иерей: Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Иерей: Мир всем. Хор: И духови твоему. Диакон: Главы наша Господеви приклоним. Хор: Тебе, Господи. Иерей: Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Диакон: Премудрость. Хор: Благослови. Иерей: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Хор: Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру, православных христиан во век века. Иерей: Пресвятая Богородице, спаси нас. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1211; Нарушение авторского права страницы