Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тропарь Иоанну Златоусту, архиеп. Константинопольскому



Уст твоих, яко же светлость огня возсиявши, благодать /вселенную просвети: /
несребролюбия мирови сокровища сниска, /высоту нам смиренномудрия показа, /
но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, /моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне я был в Свято-Успенском соборе, где была совершена обычная вседневная вечерня с добавлением входа, подобно вечерне в вечер воскресного дня Великого поста, притом, на сей раз после прокимна… читались паремии в честь праздника перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста.. Службу совершал о.Сергий Лукин при пении штатного бокового хора.

Паремия 1. Книга притч Соломоновых (Глава 3 и 8): Память праведнаго с похвалами, и благословение Господне на главе его. Блажен человек, иже обрете премудрость: и смертен, иже уведе разум. Лучше бо сию куповати (покупать), нежели злата и сребра сокровища. Честнейшая же есть камений многоценных, все же честное недостойно ея есть. Долгота бо дней, и лета живота в деснице (правой руке) ея: в шуйце (в левой руке) же ея богатство, и слава. От уст ея исходит правда, закон же и милость на языце носит. Послушайте убо мене, о чада! честная бо реку: и блажен человек, иже пути моя сохранит: исходи бо мои, исходи живота, уготовляется хотение от Господа. Сего ради молю вас, и предлагаю мой глас сыновом человеческим: яко аз премудрость устроих совет, и разум и смысл аз призвах. Мой совет и утверждение, мой разум, моя же крепость. Аз мене любящия люблю, ищущии же мене обрящут благодать. Разумейте убо незлобивии коварство, ненаказаннии же прилагайте сердца. Послушайте мене и паки, честная бо реку, и отверзу от устен правая: яко истине поучится гортань мой, мерзки же предо мною устны лживыя. С правдою вси глаголы уст моих: ничтоже в них стропотно, ниже развращенно: Вся права суть разумевающим, и проста обретающим разум. Научу бо вас истине, да будет о Господе надежда ваша, и исполнитеся Духа.

Паремия 2. Книга Премудростей Соломоновых [Главы 10 - 11]: Уста праведнаго каплют премудрость: устне же мужей мудрых ведают благодать, правда же избавляет их от смерти. Скончавшуся мужу праведну, не погибнет надежда. Сын бо праведен рождается в живот и во благих своих плод правды обымет. Свет преподобным всегда, и от Господа обрящут благодать и славу. Язык мудрых – добрая совесть, и в сердце их почиет мудрость. Любит Господь преподобная сердца, приятни же вси непорочнии в пути. Мудрость Господня просвещает лице разумнаго: постигает желающия ю, прежде даже разумети ю, и удобь узрится от любящих ю. Утреневавый к ней не, не утрудится, и бдяй ея ради, вскоре без печали будет. Яко достойных ея сама обходит ищущи, и в стезях ея является им благоприемне. Мудрости никогдаже одолеет злоба. Сих ради рачитель бых доброты ея: и возлюбих ю, и поисках ю от юности моея: и взысках невесту привести себе, яко всех Владыка возлюби ю. Таинница бо есть Божия хитрости и обретательница дел Его. Труды ея суть добродетели: целомудрию и разуму та учит, правде и мужеству, ихже потребнее ничтоже есть в житии человеческом. Аще и многаго искусства желает кто, весть древняя и бытии хотящая разсмотрит свесть извития словес и разрешения гаданий: знамения и чудеса проразумеет, и сбытия времен и лет: и всех советник есть благих, яко бессмертие есть в ней, и благословение во общении словес ея. Сего ради беседовавх ко Господу и молихся Ему и рех от всего сердца моего: Боже отцев и Господи милости, сотворивый вся словом Твоим и мудростию Твоею устроивый человека, да владеет бывшими от тебе тварьми и да управляет мир в преподобии и правде: даждь ми твоих престолов приседающую мудрость: и не отлучи от мене отроков Твоих, яко аз раб твой и сын рабыни Твоея. Посли ю с небес от Святаго жилища Твоего и от престола Славы Твоея, да сущи со мною, научит мя, что благоугодно есть пред Тобою: и наставит мя в разум, и сохранит мя во славе своей. Помышления бо смертных вся боязлива, и погрешительна умышления их.

Паремия 3. Книга Премудростей Соломоновых [Главы 4, 6, 7 и 2]: Похваляему праведнику возвеселятся людие: бессмертие бо есть память его, яко от Господа познавается и от человек и угодна Господеви душа его. Возлюбите, убо, о мужие, мудрость, и поживете: восхощите ея и наказании (научены) будете: начало бо ея любы и соблюдения Закона. Почтите мудрость, да во веки царствуете. Возвещу вам и не скрыю от вас таин Божиих: яко той мудрости есть наставник, и мудрых исправитель, и всякому делу хитрец. И всем смыслом научит мудрость, есть бо в ней дух разумен и свят, и сияние света присносущнаго, и образ Благости Божией. Та други Божии и пророки устрояет: благолепнейши же есть солнца и всякаго сотворения: свету сосуждаема, обретается первейши. Та угождающия ей от болезни избави и настави на стези правыя: даде им разум имети свят и сохрани я от ловящих, и подвиг крепок подаде им, да разумеют вси, яко сильнее всего есть благочестие: и никогда же переможе(победит) злоба мудрости, ниже прейдет злыя, обличая суд. Рекоше же в себе, помыслившее неправедно: насильствуем праведному, и не пощадим преподобства его, ни усрамимся седин старости многолетны, будет бо нам крепость закон: и уловим праведнаго, яко неугоден нам есть, и противится делом нашим, и поносит нам отпадение Закона, и обличает нам согрешения и наказания нашего: возвещает нам разум имети Божий и отрока Господня себе именует. Бысть нам на обличение помышлений наших и тяжек нам есть, и видим, яко неподобно иным житие его, и изменены стези его. В поругание вменихомся ему и удаляется от путей наших, яко от нечистот и блажит последняя преподобных. Увидим убо. аще словеса его истинна, искусим, яже сбываются ему. Руганием и мукою истяжем ему, да разумеем кротость его, и искусим беззлобство его: смертию безобразною осудим его: будет бо посещение словес его. Сия помыслиша и прельстишася: ослепи бо я злоба их, и не разумеша таин Божиих, и не рассудиша, яко ты еси Бог един, живота имеяй и смерти власть, и спасаяй во время скорби, и избавляй от всякаго зла: щедр и милостив, и дая преподобным своим благодать, и своею мышцею гордым противляяся.

После вечерни была отслужена утреня с полиелеем в честь святителя Иоанна.

Евангелие на утрени (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.

3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

В который раз мы слышим эти слова, простые и… страшные, потому что Господь не просто сравнивает Мебя с пастухом, но говорит о том, каковы они овцы Его. А овцы Христовы есть те, кто неуклонно следуют за своим Пастырем, не уклоняясь ни вправо, ни влево, избегая посторонних соблазнов и влечений в стороны, где их могут поджидать волки. И душа, искореняющая в себе греховные влечения и наветы духо злобы, последующая же заповедям Господним, делается истинно знающей Бога, и Бог знает ее и обитает в ней. И такого человека уже ничто не отлучит от любви Божией, никакой лживый проповедник, коих Господь сравнивает с волками, с ворами и разбойниками, не обольстит его, не прельстит его и злобный навет волков мысленных - бесов. Как это далеко от нас с вами! Но именно поэтому этот текст нам и читается….

Литургия.

В сам день я также был в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Сергий Лукин при пении штатного бокового хора. Отмечу, что на сей раз, как и раньше, в держателях в иконостасе был закреплен архиерейский жезл.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого Соборного послания апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: 1О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - 2ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, - 3о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.

4И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.

5И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

6Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; 7если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.

8Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас.

9Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

10Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и сло́ ва Его нет в нас.

Глава 2.

1Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; 2Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.

3А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди.

4Кто говорит: " я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; 5а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем.

6Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.

И снова слова апостола, как и прочие его слова, преисполнены особой возвышенности и благоговения. Здесь он пишет о самой страшной тайны. Мы делим людей на «праведников» и «грешников», но истина состоит в том, что лишь один ЧЕЛОВЕК в истории не совершил греха – Господь Иисус Христос, именно потому, что Он был – воплотившийся Бог. Все же прочие люди, так или иначе, согрешили, если же некто говорит, что не согрешил, то это говорит лишь о его ослеплении и неспособности видеть себя адекватно, а такой человек не может очищать душу свою, так как не видит того, от чего надо очищаться. Подобным образом, чтобы произвести уборку в комнате, надо видеть, что надлежит убирать, дабы видны были грязь и мусор, а для этого надо включить свет. Так и очищение души возможно лишь если человек видит и осознает свои грехи. Впрочем, видеть грехи и трудиться над их искорнением – есть разные вещи, ибо мы с вами годами и десятилетиями можем каяться в однх и тех же грехах и…. через час после покаяние совершать их снова. Но только видение грехов и осознание мерзости их дает человеку возможность очищаться от них и работать над преображением своей души, без чего никто не познает Господа по-настоящему, не соединится с Ним, не создаст в себе Царства Божия, а значит и не войдет в него…

Евангелие (от Марка): 1И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!

2Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.

3И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: 4скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться?

5Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, 6ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.

7Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, - но это еще не конец.

8Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это - начало болезней.

9Но вы смотри́ те за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними.

10И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие.

11Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что́ вам говорить, и не обдумывайте; но что́ дано будет вам в тот час, то́ и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый.

12Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их.

13И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

14Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; 15а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; 16и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою.

17Горе беременным и питающим сосцами в те дни.

18Моли́ тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою.

19Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет.

20И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни.

21Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте.

22Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

23Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам всё.

24Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, 25и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.

26Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.

27И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.

28От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето.

29Так и когда вы увидите то́ сбывающимся, знайте, что близко, при дверях.

30Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет.

31Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

32О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.

33Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время.

34Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать.

35Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; 36чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими.

37А что́ вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

Глава 14.

1Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; 2но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.

3И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, - пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.

4Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?

5Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.

6Но Иисус сказал: оставьте ее; что́ ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.

7Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.

8Она сделала, что́ могла: предварила помазать тело Мое к погребению.

9Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что́ она сделала.

10И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.

11Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.

12В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.

13И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним 14и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

15И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.

16И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.

17Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью.

18И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.

19Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли?

20Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо.

21Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.

22И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.

23И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.

24И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.

25Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.

26И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

27И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы.

28По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее.

29Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я.

30И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

31Но он еще с бо́ льшим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То́ же и все говорили.

32Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.

33И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать.

34И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.

35И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; 36и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.

37Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час?

38Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

39И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.

40И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что́ Ему отвечать.

41И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.

42Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.

43И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин.

44Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно.

45И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви́! Равви́! и поцеловал Его.

46А они возложили на Него руки свои и взяли Его.

47Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо.

48Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня.

49Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания.

50Тогда, оставив Его, все бежали.

51Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его.

52Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.

53И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники.

54Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня.

55Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.

56Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.

57И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: 58мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.

59Но и такое свидетельство их не было достаточно.

60Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что́ Ты ничего не отвечаешь? что́ они против Тебя свидетельствуют?

61Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?

62Иисус сказал: Я; и вы у́ зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

63Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?

64Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.

65И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам.

66Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника 67и, увидев Петра греющегося

и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином.

68Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух.

69Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них.

70Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.

71Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите.

72Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.

Заканчивается цитирование главы, где Господь говорит о будущих судьбах мира и о конце и начинается повествование о страданиях Христа. В конце же главы следуют самые важные слова о конце мира и Суде Божием. Никто, кроме самого Бога не дано знать о дне, когда это время наступит, но каждый из людей должен жить так, как если бы это время наступило уже завтра. Впрочем, это время наступит неизвестно когда, а вот смерть действительно можно прийти уже завтра, ибо каждый день может закончиться смертью от чего угодно, ибо абсолютно безопасных мест нет. А потому каждый из нас должен быть готовым к этому дню, как если бы уже завтра пришлось давать ответ Богу…

И чтния праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 11Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?

12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.

13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.

14Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.

15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.

17Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

18Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.

20И как сие было не без клятвы, - 21ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, - 22то лучшего завета поручителем соделался Иисус.

23Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

26Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

28Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.

Глава 8.

1Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

Евангелие (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.

3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

По окончании службы о.Сергий поздравил всех с праздником перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, одного из величайших святых, чтимых в православном мире, автора литургии, совершаемой почти каждый день, кроме определенных дней. Он также сказал несколько слов о читаемом в этот день праздничном Евангелии, в частности, о словах Христа: «Я есть дверь, если кто Мной войдет, спасется, и войдет и выйдет и жизнь обретет». О них он говорил, что единственный способ единения с Богом – есть причащение Святых Таин, без чего невозможна христианская жизнь, так что правила велят уклоняющихся от причащения отлучать от Церкви вовсе, будь то священнослужитель или мирянин. Также он вкратце рассказал о жизни святителя, помимо того, что написано выше, сказав, что святитель, став архиепископом Константинополя, раздал нищим все богатства, накопленные его предшественниками, а еще, говоря про то, как будущий святитель уклонялся от предложенного ему архиерейского сана, о.Сергий говорил, что написанная в это время им книга «шесть слов о священстве» была письмом, обоснованием свого отказа… Также о.Сергий говорил о том, отчего больше всего пострадал святитель – от клеветы, страсть к осуждению, к несчастью, есть во всех нас и часто первое, что мы делаем, встречаясь с кем-либо – начинаем осуждать кого-то третьего, притом, что вообще-то это грех. Иной раз, осуждая, человек перечисляет действительные пороки ближнего, но часто он для красного словца перетолковывает их, прибавляя от себя, таким образом, уклоняясь в ложь, в клевету. Итак, да помним о том, как сей святитель пострадал от клеветы и да уклоняемся от нее, встретив же соблазн к осуждению, да взываем к Богу молитвой мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному», не забывая также молиться и о самом человеку, которого нам так хочется осудить….

 


[1] Преподобный Антоний основал отшельническое монашество. Несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника — аввы, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединенных под властью одного аввы, назывались лаврой. Но еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, несли совместные труды, каждый по своей силе и способностям, разделили общую трапезу, подчинялись одним правилам. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы этих общин стали называться архимандритами. Основателем общежительного монашества почитается преподобный Пахомий Великий.

[2] Об этом пишется у святителя Димитрия Ростовского. Однако в монастыре святого Антония считают, что мощи этого угодника Божия не были открыты, и сейчас находятся под спудом в монастырской церкви его имени.

[3] По Дамаскину (Орловскому) - в селе Малый Азясь Краснослободского уезда Пензенской губернии

[4] По информации игум. Дамаскина (Орловского), приговорен тройкой НКВД 14 октяб­ря 1937 года, т.е. за три дня до своего ареста.

[5] Третий Вселенский собор.

[6] Ворошиловская дача.

[7] Встречается написание - Войнова Гора.

[8] http: //www.obitel-minsk.by/_oid100096606.html

[9] Так указано в большинстве документов по следственному делу. По данным ПСТГУ - в с. Муркино Тульской губернии

[10] Δ ί π τ υ χ α. 1999. Σ. 550

[11] BHG, N 2044

[12] BHG, N 2045

[13] Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. XIX, 14

[14] Ч. 3. § XV. № 18

[15] BHG, N 105

[16] BHG, N 218

[17] BHG, N 1799

[18] Matranga P. Anecdota Graeca. R., 1850. Pars 2. P. 670-675; PG. 140. Col. 937-940; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 545, 669, 702, 707

[19] M. Jugie

[20] J. Mateos

[21] Никомидия (греч. Ν ι κ ο μ ή δ ε ι α, ныне Измит, İ zmit, с советских времен в отечественных текстах названия намеренно искажено на «Никомедия», вопреки, кстати, греческому звучанию, дабы не быть сходными со старинными христианскими текстами) — древний город в Малой Азии, центр области Вифиния. Располагался на подступах к Константинополю на берегу Мраморного моря.

[22] ს ა ქ ა რ თ ვ ე ლ ო ს მ ა რ თ ლ მ ა დ ი დ ე ბ ე ლ ი ე კ ლ ე ს ი ი ს წ მ ი დ ა ს ი ნ ო დ ი ს ს ხ დ ო მ ი ს ო ქ მ ი, Журнал заседания Священного Синода Грузинской Православной церкви от 18 августа 2003, http: //www.patriarchate.ge/? action=text/oqmi_18-08-03

[23] Владимир Сорокин, прот., " Исповедник", церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова), СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 677.

[24] Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. С.183.

[25]Ски́ фия (греч. Σ κ υ θ ί α ) — в представлении античной географии область расселения группы народов, объединенных под названием скифов. Собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках. Восточные скифы нередко упоминаются под именем саков. Скифы как народ существовали, как народ, до III века нашей эры, когда их царство было уничтожено готами и сами скифы растворились среди пришельцев с Востока. С этой поры «скифами» называли все народы Северного Причерноморья, включая приходящие с севера германские племена, а также и славян….

[26] Святитель Димитрий Ростовский пишет: Тогда стояла жестокая зима; реки скреплены были морозом так, что по льду ходили не только люди, но и кони и возки. Князь приказал поставить в лед большие бревна, как целые деревья, и привязать к ним святых. Итак, когда вода взволновалась, и лед постепенно умножался, так что дошел до шеи святых, они, измученные страшною стужею, предали Господу блаженные свои души.

[27] Мелитина (греч. Μ ε λ ι τ ή ν η, Хетт: Meлид; греч. Μ α λ ά τ ε ι α, Малатеа; урартск. Ḫ ā ti; лат. Melitene, арм. Մ ա լ ա թ ի ա ) — область в южной части Малой Армении, между Антитавром и Евфратом, а также город того же названия (ныне г. Малатья в Турции). Ныне это восточная часть Турции. коренное армянское население сохранялось вплоть до рубежа XIX – XX веков, когда оно было истреблено или изгнано.

[28] В соответствии с официальным церковным календарем. См. http: //calendar.rop.ru/mes1/jan20.html

[29] По игум. Дамаскину – 17 / 30 июня

[30] По игум. Дамаскину – 2 февраля

[31] Ленты с цитатами из Писания на одежде)

[32] Ле́ пта (др.-греч. λ ε π τ ό ν, греч. λ ε π τ ό ) — монета в Древней Греции, денежная единица современной Греции (до 2002 года). Название происходит от др.-греч. λ ε π τ ό ς и означает «маленький», «тонкий».[1]

  • В Древней Греции лепта — медная (бронзовая) греческая монета, составлявшая 1/7 халкунта, половину кодранта или 1/56 часть обола. Эта монета, как и вообще бронзовые деньги, вошла в употребление только после Александра Великого благодаря римскому и этрусскому влиянию.
  • С XIX века лепта — 1100 греческого феникса (1827—1832), а затем драхмы (1832—2000).

[33] По иным сведениям через 70 лет.

[34] греч. Π α ρ α μ υ θ ι ά.

[35] Один из островов Кикладского архипелага.

[36] Нике́ я (греч. Ν ί κ α ι α ) — древний и средневековый город в Малой Азии на месте современного турецкого города Изник.

Город был расположен на берегу озера Изник, что близ Мраморного моря (между проливами Босфор и Дарданеллы), а с суши ограничен высокими холмами, что создавало наилучшие условия для обороны города во время осады. Стены высотой около 10 м, вырытый перед стеной глубокий ров и около 100 крепостных башен обеспечивали надежную оборону.

[37] " Память преподоб<


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.141 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь