Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Борьба о. Иоанна Кронштадтского с толстовщиной, его



Борьба о. Иоанна Кронштадтского с толстовщиной, его

настойчивое требование отлучить графа Льва Толстого от Церкви

ДорогойБатюшка Иоанн Кронштадтский долго и настойчиво требовал, чтобы Синод, как Пастырь Добрый, оградил верующих от разлагающей пропаганды великого во зле писателя Льва Толстого и с церковного амвона указал бы на него, как на волка, расхищающего стадо Христово.Толстой, как великий во зле писатель, в своей богохульной литературе глумился над православно-церковными Таинствами, в частности, над святым Таинством Евхаристии, которое он назвал “магическим действием священства”, да и вообще он отрицал Боговоплощение и загробную жизнь.

Синод долго не решался выполнить требование о. Иоанна Кронштадтского, потому что Толстой стяжал славу людей века сего как талантливый мыслитель и писатель. Однако Толстой всему миру проповедывал безбожие и увлекал народы в безверие.

 

Глава 2

Попытка Синода наказать о. Иоанна Кронштадтского за его требование была наказана слепотой Митрополита Исидора Санкт-Петербургского

Болея о пастве, заражаемой толстовщиной, дорогой Батюшка заявил Синоду: «Если вы не отлучите Л. Толстого от Церкви, я сам вынужден буду отлучиться от вас, а за мной пойдёт весь народ». Но чтобы настоять в своём упорстве, первенствующий член Синода Митрополит Исидор силой и угрозой своей власти решил легко и просто разделаться с о. Иоанном. Он вызвал его к себе и грозно спросил, по какому это праву он нарушает правила Номоканона, допуская общую исповедь, тогда как в нём сказано, что священник каждого исповедника в отдельности должен накрывать эпитрахилью, исповедывать и разрешать. А о. Иоанн исповедует и разрешает сразу несколько тысяч человек. Батюшка ответил: “Скажите почему, ко мне недостойному, за тысячи вёрст ежедневно приходят тысячи обременнных грехами, жаждущих, как “елень на источники водные”, ища Христова утешения? Иной день их бывает до 14 - 15 тысяч. А я грешный, по своей старческой немощи, поодиночке могу исповедать в день не более 50-ти человек. Придерживаясь буквы закона, я отпущу голодными 13950 человек, и алчущим от голода слышания слова Божия, вместо хлеба жизни, должен дать камень формалистики и чёрствого отношения к омытым Кровию Сына Божия душам;. вместо рыбы (духовного утешения), должен дать змею (огорчения), вместо яйца (духовного питания) дать скорпию (сердечной горечи)? Кто за это ответит? Разве они виновны в том, что жажда духовного утешения и желание снять тяжкое греховное бремя с души влекут их ко мне? многие из которых пешком идут ко мне иногда за десять тысяч вёрст, по пути минуя тысячи пастырей, не находя у них требуемой ими воды живой текущей в жизнь вечную (Ин.4, 14). А потому я не могу вас слушаться более, нежели Бога. Пою Богу моему, дондеже есмь! (Дн.4, 19; Пс.103, 33).И после этих слов, топнув ногой, Отец Иоанн вышел.

Митрополит Исидор велел написать указ, по которому за непослушание высшей церковной власти о. Иоанн наказывается ссылкой на дальний север в созданный им же самим Сурский монастырь (женскую общину), под начало, т. е. на послушание. Указ был представлен Митрополиту на подпись. Митрополит хотел подписать его и спрашивает: «где указ, где перо? » Ему говорят: «Они перед Вами». - “Я не вижу, я ослеп...». - «Да у Вас, Владыко, глаза помутнели». Владыка распорядился: «Скорее пошлите за о. Иваном! ” Гонцы нашли о. Иоанна на пристани, окружённого толпой народа, и доложили ему просьбу митрополита возвратиться обратно к нему, так как он ослеп. Батюшка сказал: ”Он давно ослеп духовными очами и не видит волка, расхищающего стадо овец Христовых, за что ему послана и телесная слепота. Пусть пообещает отлучить Толстого от Церкви, тогда я вернусь”. И когда Батюшка получил утвердительный ответ, отец Иоанн предстал перед митрополитом, который сказал: ”Батюшка, прости, я тебя оскорбил”. А батюшка: ”Что ты вздор говоришь, ты митрополит, а я твой послушник, какое может быть оскорбление? ” - ”Я согрешил”. «А, согрешил? так - кайся, и сотвори плоды, достойные покаяния». И начал Батюшка обличать Митрополита Исидора и ему подобных, имеющих духовные саны, говоря: ”Ах вы, псы немые, не могущие лаять на волков, расхищающих Христово стадо! У пса лишь шкура годится на барабан! Ах вы, кладенцы сокрушённые! Ах вы, пастыри слепые и безблагодатные! По вашему, исполняя букву закона, я должен накормить духовной пищей только 50 - 100 человек, а свыше десяти тысяч должны обратно уходить от меня голодными? Вместо хлеба жизни они должны получить от меня камень, вместо рыбы змию, вместо яйца скорпию? Из далёкой Сибири, за десять тысяч вёрст тысячи голодных приходят ко мне, минуя по пути вас, тысячи безблагодатных пастырей, не находя у вас удовлетворения своим духовным потребностям. И я, также, должен отпустить их голодными? Подумали ли Вы об этом?

Митрополит Исидор, выслушав грозное, но правдивое, обличение, попросил у батюшки прощение и святых его молитв, а Богу принёс смиренное покаяние. Отец Иоанн помолился за него, покропил его святой водой, и митрополит прозрел.

После этого события, в 1901 г., за 12 лет до грозного 1913 года появилось оповещённое в «Церковных Ведомостях» «отлучение» Л. Толстого от Церкви. Но отлучение было не отлучением, как таковым, а каким-то робким, застенчивым извещением о том, что Лев Толстой уже не является членом Православной Церкви. В нём было выражено, что Толстой отвергает Таинства Церковные, и проч. И этим он сам себя отлучил от Церкви, вместо того, чтобы отлучение выразить чётко с подобающей властностью, примерно, хотя бы так: ”Властью, данной нам от Бога, анафемствуем графа Льва Толстого, а так же его сотрудников и сообщников за похуление Святых Таинств Церкви Православной и православного священства. Проклинаем его богохульное учение. А всем верным чадам Матери Церкви Христовой запрещаем иметь какое бы то ни было общение с Толстым и его поклонниками впредь до его покаяния за отступление от Бога и от Святой Православной веры и Церкви.

 

Глава 3

Не искреннее отлучение Синодом Льва Толстого привело

Самый Синод к роковым последствиям.

В синодальном «отлучении» проглядывает неискренность и нетвёрдость, и, похоже какая-то вынужденность, может быть, вследствие происшедшего инцидента с митрополитом Исидором и дорогим батюшкой и в связи с настойчивым требованием последнего отлучить Толстого от Церкви. Объявлен Лев Толстой не отлучённым а отпавшим от Церкви. Запрещая священнослужителям отпевать и творить по нём церковное поминовение, Синод ни словом не обмолвился об опасности для паствы церковной общения с последователями Толстого, а в их числе была почти вся интеллигенция, с которой вместе продолжали молиться в храме православные.

Ежегодно в течении 12-ти лет в Неделю Православия первое Воскресенье Великого Поста возглашалось отлучение всем еретикам, в том числе, разумеется, и Толстому, анафематствование их заблуждениям. А между тем, это отлучение спокойно слушали, стоявшие рядом с православными интеллигенты-толстовцы. В печати послышался звериный вой толстовцев с протестом против якобы “такой грубости Синода”, даже после такого индифферентного формального «отлучения» Толстого. И кто же больше всего возмущался и возражал? Конечно же, не православные христиане, а почти все евреи, армяне, протестанты и другие модные “христиане”. Прислала свой протест и графиня Софья Толстая. Она написала примерно так: «Лёва мой уже умер и ваше отлучение для него ничего теперь не значит, но вы этим оскорбили меня, а я ведь такая же христианка, как и вы». Так понимала «отлучение» эта “христианка”! А Синод не постарался разъяснить значение отлучения, ввести её в суть дела. И это лишь потому, что его отлучение было формальным, без вхождения в существо дела, без законной церковной формулы отлучения.

 

Глава 4

Л. Толстой назвал магией Таинства Церковные, а Синод

Глава 5

Синод разрешил Духовной Цензуре издавать и распространять в России еретическую книгу Фаррара «Жизнь Иисуса Христа». Эта книга послужила фундаментом для имяборчества и подкреплением революции

Дерзкое покушение на Православие было совершено в 19-м веке. Лет за 20 до имяборчества, сатана через своё орудие западного протестантского богослова Фаррара, издавшего книгу: «Жизнь Иисуса Христа», тонко провёл в ней более 100 ересей. Эту книгу с английского перевёл священник Павел Фивейский. А Святейший Синод разрешил издать её в России и пользоваться ею православным, как настольной книгой для руководства и семейного чтения.

Падший Денница-Сатана древний богослов чувствовал великую, благодатную силу в отце Иоанне Кронштадтском. Поэтому спешил осуществить свою мечту подрыва основ Православия. Для этой цели он проник в Святейший Синод, которому внушил принять, переиздать и заполнить Россию еретической книгой Фаррара. Но в пику сатане Господь воздвигает Своего борца против книги Фаррара знаменитейшего синодального миссионера игумена о.Арсения.

Удивительное дело! Синод снабдил еретическую книгу Фаррара рекламой: “Эта книга прибавляет света к солнечным лучам”. Как он смел? Кем же тогда является Синод? В конце концов, Святейший ли он? Или, может быть, слепейший, поскольку неоднократно способствовал сатане осуществлять подрыв основ Православия?

Итак, книга Фаррара одобрена Святейшим Синодом, дозволена Духовной Цензурой. Эту душепагубную книгу читали все высшие духовные лица Земли Русской: высокопреосвященнейшие митрополиты, архиепископы, епископы, белое и чёрное духовенство, монахи и миряне, интеллигенты и деятели богословской науки: профессора, магистры и доктора богословия, академисты и семинаристы и, обманутые высоким авторитетом Святейшего Синода и Духовной Цензуры, читали её и простые люди. Все читали эту душепагубную книгу, увлекались ею, потому что она написана искусным языком, читая эту еретическую книгу, пропитывались ядом рационализма, номинализма и протестантского мировоззрения. И никто из читавших её учёных не мог обнаружить в ней ереси и обнародовать её душевредность. Один лишь знаменитый синодальный миссионер о. Арсений, обнаружив в этой книге поток ересей выступил с открытым печатным словом в опровержение книги Фаррара и с обличением допустивших её к чтению православным христианам - фарраровцев.

Отец Иоанн Кронштадтский, который в это время был занят борьбой с толстовщиной, морально поддержал отца Арсения в его борьбе против фарраризма в Православной Российской Церкви. Толстовщина являлась таким же опасным врагом Православия как и фарраризм.

Приведу здесь рассказ в Бозе почившего Старо-Афонского изгнанника за Имя Божие схимонаха Георгия Макаровского (+ 1964, келейником которого в последние 7 лет его жизни являлся пишущий эти строки) о борьбе о. Арсения с фарраровцами.

“Лет за 20 до имяборчества слепейший Синод разрешил напечатать и распространить гнусные ереси жидо-английского архидиакона Фаррара в его удачно изложенной книге под названием: «Жизнь Иисуса Христа”. В этой книге нечестивый Фаррар тонко и лукаво проводит нестерпимую хулу на Божество Господа нашего Иисуса Христа и на Приснодевство Пречистой и Преблагословенной Приснодевы Марии. Как одобренную “Святейшим” Синодом, эту книгу читали с восторгом многие легкомысленные христиане, священники, монахи, даже архиереи и учёные. Она-то и послужила фундаментом имяборческой ереси. Те, которые со Святой Горы Афонской штыками и прикладами гнали блаженных исповедников имяславцев, и все, принявшие богохульное учение Синода, оказались читателями этой богохульной книги.

 

Глава 6

Глава 7

Глава 8

Обличение ересей Фаррара и его защитников - учёных и высших духовных лиц Русской Православной Церкви

В книге: “Дни твоей юности” (с. 516) Фаррар причисляет к своим святым шотландскаго Камерона, который требовал уничтожения монархии, называя её - источником церковных заблуждений. А в книге: ”Христианские труженики” с. 34 - 36, Фаррар именует святым подвигом революционные партии и противление Властям, то терпимы ли эти его книги для нас?

Но их превозносят высокими похвалами, что можете видеть в каталогах Тузова и проч...

Как истинных пастырей я люблю, почитаю и благоговею пред их священным саном и за их честь во всю жизнь подвизаюсь, как служителей Божиих; так и наоборот, ненавижу тех лживых пастырей, которые погубляют лживым учением своих пасомых, к таковым нечестивым пастырям и пророк взывает в обличение: «Глусии услышите и слепии прозрите видети. И кто слеп, разве раби Мои; и глуси, разве владеющие ими, и ослепоша раби Божии” (Ис 42, 18, 19). Сие в точности исполняется на всех фарраровцах, которые слепы душевными очами, и они, как ночные птицы, только одну ночную тьму - западное учение видят, а православное учение не видят и не разумеют по природе своего тупого зрения.

 

При этом рассуждении прошу всякого благоразумного читателя обратить своё внимание на ядовитость учения фарраровцев и рассудить о том: если у нас преследуются политические преступники, зловредные ереси, убийцы и крамольники, то почему-же у нас не преследуются эти всемирные душегубцы, которые несравненно горше всякого политического преступника, и горше всех других преступников согрешают они: Бога безчестят и православиеотвергают, Церковь Восточную порочат и им дана полная свобода, никто не смей им противоречить. В заключение скажу следующее: древле враг нашего спасения обольщал род человеческий многобожием, ныне же диавол другою сетью уловляет христиан: он внушает людям не во единой Церкви признавать спасение, но во всякой лживой церкви, якобы во всякой именуемой церкви одинаково Бог спасает. Вот эту нечестивую ересь Сам Основатель Церкви изобличает, когда говорит: “Иже Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь” (Мф 18, 17). Поэтому, как язычники за многобожие своё погибают, так и ныне христиане за оставление Церкви Божией также погибают.

 

Ещё повторяю. Как за отвержение единаго истиннаго Бога невозможно найти равного Ему Бога, так и за оставлением истинной Церкви невозможно найти равную ей святую Церковь.

Замечание:

При чтении этих ересей выписанных мною, прошу благоразумных читателей рассудить о том, не исполняется ли на нашем Отечестве предсказание Ангела в Откровении о падении Вавилона, который был переполнен нечестивыми безбожными жителями, за что он и подвергся погублению, разрушению и истреблению от поднебесной (Апок 18, 2, 4, 5).

Подобное Вавилонскому нечестию и в нашей России совершается, которая ныне переполнена всякими нечистотами и мерзостями собственно от этих ересей Фаррара. Рассуди же всяк о том, если такая гнусная и зловонная хула совершается от нашего Отечества на небесных Царственных Лиц, и наши архипастыри и пастыри против этих ересей покрываются полным молчанием, то кто ныне дерзнёт умолить этих Божественных Царственных лиц о помиловании нашего Отечества и сама небесная Церковь не в силах умолить ныне за нас Бога, о чём и пророк подтверждает, когда говорит: “Аще согрешая согрешит муж мужеви, помолятся о нём ко Господу: аще же Господеви согрешит кто помолится о нём”(1 Цар 2, 25).

О таковых клятвопреступниках и изменниках сам Господь сказал пророку: ”Аще станут Моисей и Самуил пред лицем Моим, несть душа Моя к людям сим; изрину тех от лица Моего: кто умилосердится о тебе Иерусалиме: и кто поскорбит о тебе, или кто пойдёт молиться о мире тебе. Ты оставил Мя еси рече Господь вспять помел еси, и простру руку Мою на тя, и убию тя, и ктому не пощажу их”, (Иере. 15, 1, 5, 6).

Вот этой жалкой участи и наша бывшая святая и благословенная Россия ныне подверглась за допущение в учебные заведения таких тяжких ересей, от которых и пастыри наши в мужи губительные превратились и меня, недостойного посланника от св. Афонской горы на спасение Отечества словом благовестия, изгоняют от своих пределов, по этой причине я и решился все эти ереси напечатать и разослать по всей России, чтобы этим вразумить народ, который помог бы мне удалить эти еретические книги из России и только чрез это можно спасти погибающее наше Отечество и Государство.

Глава 10

Фаррара.

Порочит детство Христово

2. Фаррар признаёт детство Иисуса Христа безблагодатным, а поэтому и не отличает Его от обыкновенных детей, приписывая Ему грубые и погрешительные поступки и нетерпимыя шалости (Жиз.Иис.Хрис. Мал. изд. с. 34 – 35. гл.5; Больш. изд. 1904 г. с. 82).

Иисус Христос учился

3. Фаррар, признавая несовершенства в детстве Иисуса Христа, говорит, что Ему необходимо было проходить человеческие науки (Жиз.Иис. Хрис. Мал. изд. гл.7. с. 49 - 53; Больш. изд. 1904 г. прил. с. 355). Иисус Христос ученик Гиллеля.

4. Фаррар признаёт Иисуса Христа учеником Гиллеля, который по высоте наук и языкознанию был, по его мнению, несравненно выше Иисуса Христа (Жиз. Иис. Хрис. Больш. изд. с. 355; Полн. иллюстр. изд. 1904 г. с. 106)

______________________________________

Что Гиллел знал язык гор, холмов, долин, деревьев, диких и ручных животных и бесов (Жиз.Иис.Хрис. Прилож. с. 355).

 

Уподобление Будде

5. Фаррар уподобляет Иисуса Христа высокоумным лицам, которых Бог поставил руководителями народа и не только праведным, но и неверным, как то Будде, Магомету и подобным им лицам (Тр. Ап. Пав. гл. 11. с.143)

 

От этих ересей уясняется, что Фаррар Господа нашего Иисуса Христа за Бога воплощенна не исповедует, по его лжемудрованию, якобы Дух Святый не от дня Благовещения почил на Божественном младенце, но уже по возрасте Его, когда Он познал в Боге Отца Своего. И только тогда сошёл на него Дух Святый; за это Богопротивное его учение сам благовестник обличает его следующими словами, сказав к благословенной Деве: “Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: тем же и раждаемое свято наречётся Сын Божий” (Лук 1, 35).

От этих слов понятно, обетованный от времени зачатия Его имел божественное естество у Себя, а поэтому Он и наречён был от благовестника Сыном Божиим. В другом же месте обетованный ещё в младенчестве наречён Спасителем мира, Еммануилом, что значит с нами Бог (Мф 1, 20-23).

Третье обличение ересей Фаррара, от праведного Симеона, который по принятию на руки Божественного младенца воззвал к Нему, не как к простому младенцу, но как к Богу воплощенному, сказав: ”Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром” (Лук 2, 29).

От этого понятно, что если бы не было Божественного естества во Христе от времени зачатия Его, то Он не был бы наречён Сыном Божиим и Владыкой.

Четвёртое обличение от пророчества, где младенец рождённый именуется Отцом будущаго века и Богом крепким (Ис 9, 6).

От сих неоспоримых свидетельств все фарраровские клеветы как паутины рассекаются. Да покрыет вечная укоризна всех чтителей его. Если Фаррар первоначально разрушил основной догмат о Христе, то как он может разрушенное паки исправить, а посему все его дальнейшие похвалы Иисуса Христа уже льстивы, лукавы и лицемерны. Если от одного глотка воды узнаём гнилость и ядовитость воды источника, то уже не приходим к нему за водой живой. Так и от этой одной наглой его клеветы не должны искать в его книгах - христианской истины.

 

Исповедание Петра

6. Фаррар силу искупления нашего не от Иисуса Христа признаёт, но от исповедания Петрова (Жиз. Иис. Хрис. Мал. изд. с. 289).

 

Страданием искупил всех

7. Фаррар учит, что Иисус Христос пострадал не только за верных, но даже и за неверных и за гонителей христианства и, хотя они не уверуют во Христа, одинаково с верующими будут спасены (Искатели Бога. с. 478).

В этом толковании Фаррар резко погрешает, не зная силу искупления Иисусом Христом, Который только за одних верующих пострадал и искупил их, и только оне спасутся. В этом изобличает его сам Иисус Христос, Который совершал Свою последнюю молитву ко Отцу не о всём мире, но токмо об одних Своих верующих. Он говорил ко Отцу Своему в молитве следующие слова: “Аз о сих молю, не о всём мире молю, но о тех, ихже дал еси Мне, яко Твои суть” (Ин 17, 9). Из этой Его молитвы понятно, что и самое Искупление Он совершал не о всём мире, но токмо об одних Своих - верующих в Него. На сем основании мы должны судить, что только одни верующие могут спастись, а все не верующие, купно со отступниками от единства Церкви, не спасутся, но непременно погибнут: «Овцы Мои гласа Моего слушают, и Аз живот вечный дам им» (Ин 10, 27-28). От сих слов Спасителя ясно изобличаются все нынешние кривотолки, которые учат, подобно Фаррару, якобы без веры во Христа и без единства Церкви Его можно также спастись при одних добродетелях, что также изобличается тем, что Корнилий сотник и добродетели имел, но без веры во Христа и без Церкви не мог спастись, и чрез Ангела был вразумлён, и получил веру от Апостола Петра и тогда только его добродетели послужили ему во спасение (Дн.10, 1-18). Поэтому без веры во Христа никакие добродетели не воспользуют человека.

 

Отречение от Матери

8. Фаррар учит, что Иисус Христос по выходе Своём на евангельскую проповедь отрёкся навсегда от Своей Матери (Ж.И.Х. Мал. изд. 93; Больш. изд. с. 163, 164 и 409; замеч. 379).

Чудо в Назарете

9. Фаррар отрицает чудесное избавление Иисуса Христа от назаретских жителей. (Жиз. Иис. Хрис. Мал. изд. гл. 16. с. 127 и 129; Больш. изд. с. 163, 164 и 409; замеч.379).

О ключах

10. Духовную власть - ключи для прощения грехов, данные Апостолу Петру и всем Апостолам и пастырям, отрицает (Ж.И.Х. Мал. изд. 290; Больш. изд. с. 35. гл. 12).

 

О вере

11. Фаррар учит, что ныне чрез одну веру во Христа всяк может быть ближе к Богу, нежели Апостолы и Иоанн Богослов (Жиз. Иис. Хрис. Мал. изд. с. 575; Голос с Синая. с. 170)

О чудесах

12. Отрицателей чудес. т. е. тех, кто чудеса Христовы не признаёт, таковых Фаррар не обвиняет (Жиз.Иис.Хр. Мал.изд. с. 96; Бол. изд. с.121. гл. 11).

 

О внутреннем человеке

13. Фаррар внушает своим читателям, чтобы они прислушивались к своему внутреннему человеку и по его голосу поступали, и в этом будто бы есть воля Божия (Жиз. Иис. Хрис. Мал. изд. с.95; Бол. изд. с. 120).

 

Иисус Христос искал Бога

15. Фаррар представляет Иисуса Христа простым человеком, искавшим место, чтобы побеседовать с Богом наедине и обсудить Своё великое дело (Жиз. Иис. Хрис., Мал.изд. гл.9, с.68; Бол. изд. с. 87).

 

О смоковнице

17. Чудесное проклятие безплодной смоковницы Фаррар за чудо не признаёт. (Жиз. Иис. Хрис. мал. изд. стр. 417- 425).

Иисус Христос на пиру

19. Фаррар говорит: что Иисус Христос будто бы был на весёлом пиршестве (или собрании общества) в дому Своей Матери, братьев и учеников. (Жиз. Иис. Хрис. с. 98).

О пиршестве

20. Фаррар пишет, что Иисус Христос был на пиршестве у св. Матфея и других. (Жизнь Иисуса Христа. Мал изд. с. 198).

Лжеумствование о Христе

21. Иисус Христос, по учению Фаррара, везде и на всех местах видел имя Отца Своего, написанное в глубине духа, в лучах солнца и блёске звёзд и т.п. (Жиз.Иис.Хрис. Мал. изд. с. 53; Бол. изд. 1904 г. с. 112).

О гадаринском бесноватом

23. Фаррар не признаёт беснование, да и самое существование бесов отрицает, а беснование человека он признаёт за припадочное умопомешательство, и все евангельские свидетельства о потоплении свиней обратил ни во что (Жиз.Иис.Хрис. Бол. изд. с. 236 - 241; Мал. изд. с. 189 - 192).

О явлении звезды

24. Фаррар отрицает чудесное явление звезды при Рождестве Иисуса Христа и утверждает, что будто бы в то время явилась новая комета (Жиз.Иис.Хрис. с.17)

 

О тьме

25. Фаррар говорит, что тьма при страдании Иисуса Христа была не по всей вселенной, но только над преступным городом (Ж.И.Х. Мал. изд. с. 553).

 

Чудеса не нужны

26.Фаррар говорит, что чудеса Христовы не нужны для утверждения нашей веры, и что мы теперь, в наше время развития, не нуждаемся в них. (Предисловие. Жиз.Иис.Хрис. с. 4).

О явлении Ангела в купели

27. Фаррар отвергает явление ангела в Овчей купели для возмущения воды, признавая это за вставку слов у Евангелиста, а признаёт одну целебную силу воды. (Жизнь Иисуса Христа. Больш. изд. с. 263. замеч. 431).

 

О бесноватом отроке

28. Фаррар признаёт бесноватого отрока за сумасшедшего, но не бесноватого (Жиз.Иис.Хрис. с. 301).

Искушение Иисуса Христа

29. Фаррар говорит, что искушение Спасителя от диавола можно понимать аллегорически (Жиз. Иис. Хрис. Бол. изд. с. 89).

О святых местах

30. В Палестине Фаррар признаёт два места, на которых стояли ноги Иисуса Христа: у колодезя в Сихеме и на повороте дороги в Вифанию и прибавляет гору Назаретскую, о прочих же св. местах Палестины не упоминает (Жиз. Иис. Хрис. Бол. изд. с. 72; Мал. изд. с.57).

Фаррар фантазирует

31. Фаррар, описывая гору Назаретскую и вспоминая детство Христово, приписывает Ему все человеческие пристрастия к красоте природы. По его мнению будто бы Иисус Христос восхищался зрелищем летающих птиц: орлов, пеликанов, илюбовался окружающей цветущей природой, и вспоминал историю Назарета, о бывших бранях с язычеством и т.п. (Жиз. Иис. Хрис. Бол. изд. с.73 - 75; Мал.изд. с. 58).

 

О клевете на Богородицу

32. Фаррар дерзает разсуждать о единоутробных братьях Иисуса Христа и высказывается о многочадии Богородицы, а в заключение сего делает двусмысленный вывод, будто бы нет о сем ясного доказательства, чем непременно посевает сомнение в душе читателя о приснодевстве Богородицы, - что горше всякой ереси (Жиз. Иис. Хрис. Мал. изд. с.55-56; Бол. изд. с. 69)

О святом Духе

33. Фаррар злобно отвергает дар языкознания Апостолов, полученный ими в день Пятидесятницы, и писание о сем в деяниях апостольских отвергает. (Труды Ап. Павла. с. 66 - 67).

О храме и сердце чистом

34. Фаррар пишет, что в древности присутствие Божие находилось в рукотворенном храме, а по приходе Иисуса Христа заменило Его смертное тело, которое стало храмом Божиим, а также, что во всех крещаемых, в смертных их телах и в чистом сердце находится жилище Божие, а в рукотворенных храмах не признаёт жилища Божия. (Труды Ап. Павла. с. 62 - 63).

 

О Марке Аврели

35. Фаррар высокими похвалами превозносит язычника Марка Аврелия, бывшего гонителя христиан, и именует его святейшим из язычников. (Искатели Бога. с. 448).

Ещё о языческих святых

36. В другом месте говорит, что будто бы перед престолом Небесного Отца не являлось души более благородной, кроткой, чистой и нежной, чем Марк Аврелий. (Искатели Бога. с. 450 - 451).

 

 

О языческих философах

37. Фаррар говорит, что всеми языческими философами будто бы руководил Дух Божий, руководил в сочинениях их, как-то: Пифагором, Сократом, Сенекой, Эпиктетом и т.п. Он признаёт их за святых и совершенных. (Искатели Бога. с.272.273. 496).

Западные святые

38. Фаррар в своей книге “Христианские труженики” производит всех своих реформаторов во святых, как-то: Франциска. Фому Аквинского, Доменика, Августина. Иоанна Гуса и т. п. (с. 31, 97, 127, 131).

О своих святых

39. Фаррар говорит об армии своих святых, что хотя в жизни они и враждовали друг сдругом, и притесняли друг друга, но все они непременно будут на небесах и там помирятся. (Христ.Труж. с. 198).

О революции

41. Фаррар, геройским делом признавая противление власти, и брань со властями называл “святым энтузиазмом”. (Христ. труж. с. 34 - 36).

 

О непокорности родителям

По Фаррару, дети только до 12 лет должны повиноваться родителям, а после 12 лет должны быть свободными и родители уже не вправе распоряжаться ими. (Жиз. Иис. Хрис. Мал изд. гл. 6, с. 38).

Это учение Фаррар пишет, собственно, по голосу своей церкви для своих протестантов, которые должны путём революции свою пропаганду распространять во всём мире, которые стараются прежде всего все иноверные местные власти истребить, а потом распространять своё учение. Для этой злой цели и соединились с евреями, чтобы всех самодержавных властителей по всей Европе истребить, а свою республику всюду утвердить. Для этой, собственно, цели книги Фаррара на все европейские языки переведёны, чтобы всю Европу превратить в революционные партии и через них истребить всех царей. При этом всему юношеству внушают, чтобы оно после 12 лет от роду не повиновалось родителям, а жило самостоятельно, и для большей их разнузданности отменили телесное наказание, чтобы скорее погубить Россию посредством крамольных детей. Через подкупы всех местных властей они легко достигают своей цели. Спрашивается, можно ли такое зловредное учение вносить в наше православное Отечество? Наверное эти враги закупили переводчиков, духовную цензуру и учебный совет; они закупили у нас всех златолюбивых властителей; по этой причине никто из них не выходит ко мне на помощь для изобличения всех ересей, и все они, подкупленные, вооружаются против меня и против защитников Царской власти; все эти клятвопреступные лица, продавшие своего Царя и Православное отечество по сие время остаются безнаказанными; неужели у нас не осталось верноподданных лиц во всех властях? Неужели все эти иуды предатели останутся навсегда безнаказанными? Прошу поспешить всех верноподданных в союзы и спасать Самодержавного Царя и всё своё Отечество.

Реформаторы все святые

43. Фаррар высокими похвалами превозносит всех своих реформаторов за их противление власти, за их реформы, как-то: Ивана Гусса, Лютера, Франциска, Доменика, Фому Аквийскаго и причисляет их к армии своих св. мучеников. (Дни твоей юности. с. 510; Христ.тружен. с. 31).

О религии и нравственности

44. Фаррар всюду об одной нравственности рассуждает, но не о религии. Но для верующего святая должна быть религия, а нравственность есть естественный закон, который существует во всех народах, а религия только в Церкви Божией, без религии истинной никакая душа спастися не может; и как един Бог, то и един есть религии Его закон, а вне Церкви - нет религии, но одни ереси, расколы и неверие.

 

О книге “Голос с Синая”

45. Фаррар трубит с иудейской горы Синай к своим о нравственном законе, а мы по гласу пророчу трубим со св. горы Сиона к своим о нашем завете - христианской религии. (Иса 2, 2 - 3; Мих. 4, 1- 2).

О книге “На заре Христианства”

46. Фаррар зарёй христианства признаёт язычество, а мы зарёй христианства признаём пророков и всех праведников. От Среды их Иисус Христос, как денница возсиял в сердцах наших (2 Пет. 1- 19).

О святости людей

47. Фаррар говорит, что святость человечества заключена в каждом человеческом существе и имеет самостоятельное индивидуальное развитие. (Семейный очаг. с. 9).

Отзыв о книгах Фаррара

48. А.А. Лопухин о сочинении Фаррара говорит, что эти книги сделались настольными у христиан, без различия стран и вероисповеданий, т. е. во всех вероисповеданиях и лжерелигиях они полезны - это его учение горше всякой ереси. (В конце 2 предисл. Жиз.и труд. Ап. Павла. Мал. изд. с. 10).

 

О монашестве

49. По суду Фаррара, монашество будто бы не от Бога явилось в мире, но естественным путём и на время (Христ. труж. с. 92, 93).

 

О западных монахах

50. Фаррар всех своих западных монахов причисляет к армии своих св. мучеников (Христ. труж. с. 94. 194).

О языческих монахах.

51. Фаррар не отличает католических монахов от буддийских (языческих) и обоих отвергает а своих реформаторов высокими похвалами превозносит (Христ. труж. с. 89. 91).

О столпниках

52. Фаррар столпников злобно отвергает, именуя их грязью и солию потерявшею силу и злобно отвергает их образ жизни. (Христ. труж. с.77).

Унижение девства

56. Фаррар замужнюю женщину и девицу признаёт для Бога в одном достоинстве (Христ. труж. с. 84) и говорит: “нам не нужно безбрачие” (Христ. труж. с. 125).

 

Унижение монашества

57. Фаррар, желая унизить монашеское звание, рассказывает об одном кожевнике и двух женщинах, которые будто бы были выше и святей, нежели великие преподобные отцы наши Антоний и Макарий, и что будто бы в мирских людях может быть более святости, нежели у монахов (Христ. тружен. с. 76 - 78).

 

Небо и ад не принимает

58. Фаррар говорит, что не жаждущих спасения “не только небо презирает, но даже ад отвергает таковых” (Дни твоей юности с. 40 - 41).

 

О плясках

59. Фаррар говорит, что древле во время религиозных ходов при торжественном перенесении святыни, девы израилевы совершали свои торжественные пляски (Дни твоей юности с. 137).

Бог и друг, и брат

60. Фаррар Бога Отца своим другом именует, а Иисуса Христа старшим братом семьи (Дни тв. юн. с. 15)

Обряды

61. Фаррар говорит, что как Иисус Христос, так так и все пророки относились к церковной обрядности с полнейшим презрением и негодованием (Голос с Синая с. 39 - 40).

62. Фаррар восхваляет учение языческих философов, одобряет Будду, Магомета, Конфуция, Сократа, якобы они учили от света истинного, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. (Голос с Синая с. 308).

 

О Голгофе

63. Не признаёт гору Голгофу за гору и отвергает её существование (Жиз. Иис. Хрис. Мал изд. с. 543).

О саде Гефсиманском

64. Отвергает Гефсиманский сад и указывает на другие окрестные места (Жиз. Иис. Хрис. Мал. изд. с. 484)

О Фаворе

65. Отвергает преображение Господне на Фаворе и указывает на гору Ермон, от своего ума (Жиз. Иис. Хр. Мал изд. с. 296).

О сорокодневной горе

66. Сорокодневную гору именует горой проклятия. (Жиз. Иис.Хр. Мал. изд. с.68).

 

О Кресте

67. Крестное древо именует древом проклятия (Ж.И.Х. Мал.изд. с. 545.555)

 

О Елеоне

68. Отвергает вознесение Господне с Горы Елеона и указывет на другие возвышенности гор, от своего ума (Жиз.Иис. Хрис. мал. изд. с. 575).

 

О почитании св. мест

69. Фаррар отрицает религиозное почитание св. мест и повелевает одной верой благоугождать Богу (Жиз. Иис. Хр. Мал изд. с. 543).

О гробе Христовом

70. Фаррар не отличает тело Спасителя от прочих нечистых иудейских тел и удивляется тому, что погребатели Иисуса Христа не боялись осквернения от прикосновения к Нему, а также и Апостолы безбоязненно входили в гроб Иисуса Христа, не боясь осквернения от Него (Ж.И.Х. гл. 62. с. 563-565).

От 63 по 70 номер ересей Фаррара понятно, что он пишет по духу учения своей Английской лжецеркви. Как протестантская и Богом отверженная, она лишена от Бога благодатного просвещения о таинственном познании Богом освящённых Палестинских мест; святая только святым доверяется, и Божественная премудрость говорит: верному рабу весь мир богатство, неверному же ниже пенязь (Прит 17, 6).

Если святейшее тело Иисуса Христа Фаррар за святыню не признаёт и не отличает тело Его от нечистых иудейских трупов, то может ли он святые места признать за святыню. Если слепые глаза не просвещаются от солнечного света, то могут ли они просветиться от ночных светил?


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно-контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  3. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно–контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  4. Ex. Переведите, обратив внимание на перевод инфинитива, определите его функцию.
  5. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  6. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  7. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  8. I.12. Борьба с пространством
  9. I.3. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
  10. II РАЗДЕЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШЕСТИЛЕТНЕГО РЕБЕНКА
  11. II семестр – срок сдачи контрольных работ до 1 апреля текущего учебного года.
  12. II. Борьба за ликвидацию апартеида в 1950—1980-е гг.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1054; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.152 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь