Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Кротость — деятельное смирение (смирение в действии - укреплении свободной воли во смирении).



Рис. Икона Нагорная проповедь

2.2.4.1 Что значит обетование Господа, что кроткие наследят землю? Кротость есть сильнейшее орудие против врагов и средство к достижению мира. Кротким обещает Господь наследование или обладание землею: блажены кротцыи, яко тии наследят землю. Что же значит это обещание? Когда и как оно исполняется?

На третьем уровне духовного устроения христианин начинает развивать в себе добродетель кротости, а именно изменят свое отношение к обидам, оскорблениям, скорбям и уже не только мысленно смиряется перед Божьим промыслом, но и деятельно изменяет свой образ жизни приносит покаяние в своих действиях, поступках, то есть несет свой жизненный крест с терпением и послушанием. В противном случае из-за непослушания, не терпения и соответственно без покаянного чувства в человеке развивается страсть гнева, которая проявляется в грехах несдержанности, злобы, крике, рукоприкладстве, оклеветании, вражде, обидчивости, бессмысленном повреждении имущества, даже убийстве ближних и других грехах, совершенных в порыве эмоционального возбуждения (даже бешенства).

 

Добродетель кротости, покаяния, послушания Страсть гнева, злобы

 

2.2.4.2 Пример: " …кроткому, незлобивому и терпеливому человеку всегда и везде живется спокойнее…"

Исполняется оно, частью, и здесь на земле. Сама церковь Христова, как общество людей кротких и мирных, верующих во Христа, как духовное царство любви и мира, победила мир кротостью и терпением и распространилась по всей земле. Кротостью и терпением она победила своих первых жесточайших врагов-язычников, жестоко гнавших ее, мучивших и терзавших невинных христиан, терпеливо и кротко переносивших их мучения. Кротостью и смирением первенствующие христиане привлекли и расположили к себе этих своих гонителей, обратили их к вере Христовой и приобщили к своему духовному царству — Церкви Божией. Кротость, таким образом, восторжествовала над жестокостью и злобою гонителей, и кроткие христиане мало-помалу распространились по всей земле, сделавшись ее обладателями.

Если у нас нет врагов внешних, открыто нападающих на нас, то у каждого есть враги внутренние — наши страсти. И с этими врагами всегда борется успешнее, живет мирнее и спокойнее тот, кто умеет вражде противопоставить кротость и смирение. В жизни и сношениях с людьми неприятностей, обид, оскорблений, огорчений и вражды не избежит никто, но кто, имея добрую незлобивую душу и кроткий уступчивый нрав, умеет благодушно переносить все это, тот живет спокойнее. Поэтому кроткому, смиренному, незлобивому и терпеливому человеку всегда и везде живется спокойнее, нежели людям сварливым и злобным. Кто не хочет переносить никаких неприятностей и даже малейшего огорчения от других людей, тот и в хорошем обществе, в среде добрых людей никогда не уживается; а кто благодушен и готов переносить всякие неприятности, тому спокойнее живется в обществе людей не всегда миролюбивых и даже злых.

 

 

2.2.4.3 В чем же состоит эта добродетель, как и в чем проявляется?

 

2.2.4.3.1 Пример: " …поделом тебе, пес окаянный! "

Когда поставляли преподобного Моисея Мурина в сан священства, то епископ, произведши его в первую степень священства и желая испытать его кротость, выгнал его из алтаря вон, говоря: иди вон, недостойный! Моисей кротко вышел и, ставши на заднем месте храма, стал сам себя порицать и укорять, говоря: " И поделом тебе, пес окаянный! Достоин ли ты, чтобы дерзнуть войти во святыню? Ты не человек - как же смеешь идти к людям и стать наряду со служителями Божьими! " Услышав это, клирики передали слова эти епископу, и епископ, снова призвав его в алтарь, хиротонисал его во пресвитера. После окончания службы спросил: " О чем ты помышлял, когда изгнан был из алтаря и снова возвращен? " Моисей отвечал: " Уподобил себя псу, который, изгоняемый, бежит; призываемый же снова, возвращается". " Воистину, ты достоин благодати Божией, - сказал епископ, - ибо смиренным Господь дает благодать".

2.2.4.3.2 Пример: " иди к мертвецам…"

Вопросил однажды того же преподобного Макария некоторый юноша, желавший сделаться иноком: как мне должно поступать, чтобы спастись? Макарий, желая научить его кротости и смирению, послал его на кладбище, сказав: " Иди к мертвецам и сначала ругай их, потом хвали; ты услышишь, что они тебе ответят". Юноша пошел и исполнил это приказание старца. Когда он возвратился, то преподобный спросил его: " Что отвечали тебе мертвые? " " Они были безмолвны и к похвале и к порицанию, - отвечал юноша, - молчали, когда я их хвалил". " Иди и ты будь таков же, - сказал ему преподобный. - Если для тебя будет поношение как похвала, и похвала как поношение, бедность как богатство и недостаток как обилие, то ты не умрешь и спасешься".

Итак, быть кротким значит быть равнодушным к похвалам и терпеливым к порицаниям и обидам от других людей: не гневаться, не раздражаться, не оскорбляться, не озлобляться, когда тебя обижают, злословят или порицают; не гордиться, не превозноситься, не тщеславиться, когда хвалят другие. Не только не оскорблять самому никого, но и не отвечать другим оскорблением за оскорбление, как словом, так и делом. Не только никого не презирать, не порицать, не осуждать, но считать себя самого низшим и худшим всех, а потому всем служить, угождать, подчиняться и терпеливо переносить все оскорбления и обиды.

И, действительно, люди смиренные и кроткие не только бывают равнодушны к похвале, но даже избегают, боятся, презирают ее, считая славу человеческую главным препятствием к достижению славы небесной. Она пробуждает гордость и возбуждает зависть в других, ибо при похвале людской всегда бывает не столько людей хвалящих, сколько завидующих, а все это служит препятствием к спасению. Поэтому святые и праведные мужи всячески избегали славы человеческой, побеждая в себе тщеславие кротостью.

 

2.2.4. 4. Против невоздержности языка и брани

Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев. Ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак.1.19—20).

Многие из людей все дела неприятные привыкли решать бранью. Ею же иные стараются отомстить, когда кто обижает, притесняет их. Бранью стараются даже иногда вразумлять других, когда видят, что кто-нибудь поступает незаконно, несправедливо, заблуждается, погрешает. Бранью иные даже и сами отвечают, когда кто делает им справедливые укоризны, внушения, вразумления. Везде слышится у нас брань ( Рис. ).

Рис.

Ругаем и своих семейных, и домашних, ругаем и чужих, и все думаем, что мы поступаем правильно, что этою бранью вразумляем, научаем, наставляем, так что этой своей брани мы и грехом даже не считаем, а, напротив, готовы считать каким-то подвигом благочестия. Слова " поругать, побранить" у нас часто заменяют собою слова " вразумить, наставить", так что и самые-то наши вразумления и наставления всегда высказываются в виде ругани, брани, оттого-то они и не вразумительны.

Подлинно, язык есть неудержимое великое зло для человека. Сколько каждый день праздных, гнилых, бесполезных или обидных слов извергается этим языком каждого, а за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда, " ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф.12.36, 37), - а сколько им сеется вражды, несогласий, распрей, обид, оскорблений, огорчений? И все это через брань, через злоречие. Достигаем ли мы бранью и руганью того, чего желаем?

Никогда бранью и злословием нельзя достигнуть ничего доброго и полезного, ибо брань есть зло, а злом никакого добра нельзя достигать. Брань язвит другого человека, обижает, оскорбляет его, а потому она никогда не может вызвать и пробудить в нем какое-нибудь доброе чувство, укор совести или раскаяние, а, напротив, всегда вызывает в нем гнев, ярость, ненависть, злобу, которые окончательно подавляют все добрые чувства, какие в нем есть, и ожесточают его. А потому она не исправляет человека, не отвращает его от зла, а вызывает только на большее зло и заставляет еще более упорствовать в нем; не размягчает души человека, а только сильнее ожесточает ее; не побеждает в нем зло, а только раздражает и усиливает его.

Поэтому, если ты думаешь бранью вразумить обижающего, притесняющего тебя, исправить его, остановить в его неправде, то ты не вразумляешь его, не исправляешь, не останавливаешь, а только еще более возбуждаешь в нем злобу, вооружаешь против себя и увлекаешь на большую неправду, обиду, притеснение. Итак, чего же ты домогаешься, чего думаешь добиться бранью от обидчика? Думаешь ли ты смирить его, пробудить укор совести, разжалобить, размягчить? Но ты сам ожесточаешь его, раздражаешь и усиливаешь злое враждебное чувство к себе. Думаешь ли дать отпор ему бранью, пресечь, остановить предотвратить обиду? Но он в раздражении сильнее увлекается к обиде и не остановится, а еще более тебя обидит. Думаешь ли ты отомстить ему бранью, уязвить, уколоть его и тем причинить ему нравственную боль? Но он в ожесточении никогда не почувствует этой боли, как ожесточенный воин не чувствует легкой раны, нанесенной неприятелем, но боль эта, заглушаемая еще более сильным порывом гнева и негодования, увлекает его только на более сильное мщение, и он отомстит тебе всегда сильнейшею обидою, притеснением, оскорблением.

 

2.2.4. 4.1 Пример: " … брань, как проявление внутренней злобы"

Как бессильна и бесцельна брань против обид и оскорблений, так бессильна она и для научения добру. Ты часто ругаешь других, в особенности же своих семейных домашних, когда видишь, что они делают не по тебе, ругаешь жену, детей, сноху, если в заключении, - своих сокамерников, когда видишь их ошибки, промахи, неуменье, заблуждение, замечаешь пороки. Этою руганью ты, конечно, хочешь исправить их, вразумить, научить добру. Но вразумляешь ли, наставляешь ли ты их, когда бранишь всякими жестокими и непотребными словами? Когда ты бранишься даже с этою целью, то в тебе самом преобладает не доброе чувство, а кипит зло; ты подбираешь и высказываешь не назидательные и вразумительные слова и выражения, которые бы трогали и размягчали сердце вразумляемого, а язвительные, оскорбительные, которые и в нем тоже вызывают злобу, гнев. Поэтому брань, как проявление внутренней злобы, никогда не проникает в сердце другого человека так, чтобы благотворно действовала на него, но всегда действует только на его дурные стороны и вызывает зло. Матерные слова не размягчают сердца людские, не пробуждают в них сознание, раскаяния в худо сделанных делах, не вызывают добрых сердечных расположений к исправлению и желанию загладить свою вину, - сквернословие только заглушает и подавляет добрые расположения. Брань, пробуждая гнев в человеке и вызывая в нем досаду, злобу, заставляет своего пленника обращать внимание не на свои пороки, ошибки, заблуждения, которые порицаются совестью, а отыскивает в своем противнике соответствующие им большие недостатки и пороки, и даже выдумывать их для него, чтобы сильнее язвить ими его самого. Оттого всегда и бывает так, что, когда мы кого укоряем или браним в каком проступке и пороке, то мы укоряем себя, и часто с целью скрыть свои большие грехи, чем у других.

 

2.2.4. 4.2 Пример: " Злоба никогда не уничтожит злобы"

Слово Божие повелевает добром побеждать зло, а не воздавать злом за зло, или ругательством за ругательство (1 Петр.3.9). Ибо, какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф.7.2), - говорит Спаситель. Зло, по самой природе своей, способно порождать только зло, а потому оно никогда не вызовет в другом добра, а возбуждает тоже зло. " Злоба, — говорит преподобный Пимен Великий, — никогда не уничтожит злобы; но если кто сделает тебе зло, ты ему сделай добро, и добро твое победит его злобу". Поэтому, если ты хочешь пресечь или предотвратить обиду, оскорбление, злословие, поношение, то никогда не прибегай к тем же самым средствам, которые только еще более раздражат противника и усилят его обиду и оскорбление тебе, но побеждай его злобу кротостью и смирением, и ты победишь его. Перенеси обиду в духе кротости и покорности воле Божией, и обидчик сам отстанет от тебя. Сделай ему добро, и он сам устыдится своего злословия и раскается в обиде. Ругал и проклинал некогда царя Давида в его изгнании муж израильский Семей, поносил его всякими бранными и укоризненными словами, бросал в него каменьями, но Давид с кротостью и смирением перенес это оскорбление, запретив своим воинам отомстить ему за себя, когда они того желали. И после этот же самый Семей первый вышел ему в сретение, когда он возвращался из изгнания на царство, и слезно просил у него прощения.

 

2.2.4. 4.3 Пример: " Худое слово и добрых людей делает худыми, а доброе слово и худых делает добрыми"

Желаешь ли ты кого научить, наставить, вразумить, исправить от заблуждения и порока, учи не бранью, вразумляй не злословием и руганью, а говори ему кротко, снисходительно, наставляй в духе любви и терпения, и тогда кротость твоя смягчит его жестокость, любовь и терпение размягчит его сердце к добру и победит его упорство.

Однажды один из учеников преподобного Макария Египетского, встретив языческого жреца, вздумал вразумлять его в тщете идольской прелести бранными словами и так оскорбил его своим злословием, что разгневанный жрец чуть не убил его. После этого встретил того же жреца сам преподобный Макарий и одним дружеским приветствием так привлек его к себе, что тот, остановив его, сказал: " Твое приветствие меня поразило, и я вижу, что ты человек Божий". Когда же Макарий вступил в беседу с ним, то так тронул его своими кроткими словами и наставлениями, так размягчил и умилил его душу, что идолопоклонник тотчас же пал к ногам преподобнаго и воскликнул: " Я вижу, что ты человек Божий; умоляю тебя, сделай и меня христианином".

Указывая на этот случай, преподобный Макарий говорит: " Худое слово и добрых людей делает худыми, а доброе слово и худых делает добрыми".

Хочешь ли знать другое средство той же высокой кротости и любви, как вразумлять заблуждающихся, впадающих в порок, дабы с большим успехом, чем ругань, прилагать это средство к вразумлению своих заблуждающихся соседей и близких?

 

Как равнодушны мужи кроткие к похвалам и всегда уклоняются от них, так терпеливы бывают и к порицаниям, обидам, оскорблениям, причиняемым другими, хотя бы и напрасно, невинно переносили их. Но они терпят эти обиды и оскорбления не потому, что презирают их и бывают равнодушны к ним, как иногда переносят некоторые оскорбления и люди гордые, чтобы показать презрение к своим оскорбителям, - нет, кроткий переносит их благодушно и терпеливо потому, что, считая себя человеком грешным и виновным перед Богом и перед людьми, признает себя достойным всяких оскорблений и считает все их для себя заслуженными. Поэтому не с гордостью и презрением он терпит и переносит эти обиды, но с раскаянием и сокрушением сердечным, скорбя о том, что он заслужил их своими греховными делами, если не теми, за которые терпит неповинно, то другими, если не в настоящем, то в прошедшем. Таковой человек надеется благодушным перенесением обид и терпением загладить свои грехи и получить прощение от Бога. Поэтому он и бывает безответен перед своим оскорбителем и не питает к нему никакого зла. Этим кротость в перенесении обид отличается от презрения к обидам, свойственного людям гордым и надменным, которые, хотя иногда и не отвечают на обиды, желая выразить тем свое презрение к обидчикам, но в душе мятутся и злобствуют. Какие бывают эти чувства кроткого при перенесении обид, мы можем видеть из следующих примеров.

2.2.4.5 Пример: " Терпение! "

Жил некоторый инок в одном монастыре и он был любим пятью старцами, которые обходились с ним хорошо ( Рис).

Рис.

Но не понравился он здесь одному старцу, который и стал оскорблять его разным образом. Инок не вытерпел оскорблений этого старца и, оставив обитель, удалился в другую обитель. Здесь восемь старцев полюбили его и обходились с ним дружески, любезно, но зато два старца ненавидели его. Из-за этих двух старцев инок оставил и эту обитель и ушел в третью. Но там семь только братьев оказывали ему некоторое расположение, а пятеро посмотрели на него с презрением и относились к нему недоброжелательно. Инок опять решился оставить и эту обитель и искать себе нового убежища. Но на пути он стал размышлять о своем злосчастии и ужасался, думая: а что, если с ним будет случаться то же самое и в других местах. Стал он придумывать средство, как бы ему ужиться на одном месте, и после долгого раздумья вдруг воскликнул: " Терпение! " Обрадовавшись, что нашел такое средство, он взял свиток бумаги и написал: " Терпи! " Потом вошел в первый попавшийся ему монастырь, где и поселился. Несмотря на то, что здесь иногда приходилось ему терпеть огорчения и обиды, не только от одного или от двух, но и от всей братии, он, следуя данному обету, никогда даже в мыслях не покушался переменить обитель. Провел же в ней всю свою остальную жизнь гораздо спокойнее, нежели когда переменял места.

 

2.2.4.6 Пример: " … самое сильное оружие в руках христианина"

Муж кроткий и смиренный сам никого не обидит, не оскорбит, но всегда бывает пред всеми покорен, уступчив, ко всем снисходителен, потому везде и уживается. Как человек безобидный, он всегда меньше вызывает вражды и к себе, меньше получает обид и оскорблений, а потому и живет спокойнее, меньше имеет врагов и обидчиков и мирно владеет своим достоянием. Если же иногда и у него являются враги, то он побеждает их своим незлобием и терпением. А это - самое сильное оружие в руках христианина для победы над всякою враждою и злобою, ненавистью, завистью, клеветою, обидами, оскорблениями, притеснениями для достижения мира внутреннего. Всякое другое мирское орудие, к которому прибегают люди для защиты и обороны от врагов, всегда встречает равное себе или сильнейшее и в руках противника. Но против незлобия и терпения, которыми вооружается кротость, нет другого равного ему или побеждающего его оружия в руках врага. Оно укрощает гнев, погашает злобу, приводит врага или противника в стыд и раскаяние, нередко даже размягчает и умиляет сердца самых черствых и жестоких людей, покоряет их себе, преклоняет пред собою и приводит их к исправлению и обращению на путь добра и правды. А через это кротость всегда достигает победы и мира. Люди кроткие всегда благодушествуют и живут мирно. Желаете ли знать всему этому примеры? Посмотрите, как кротость побеждает злословие и клевету, добровольно подчиняясь им и благодушно все перенося.

 

2.2.4.7 Пример: " … сделавшись беременною, оклеветала святого"

Когда преподобный Макарий Египетский в безмолвии, посте и уединенной молитве совершал свои подвиги в пустыне, то одна девица близ лежащего к пустыне селения, сделавшись беременною, оклеветала святого как виновника своего греха. Жители этого селения возненавидели святого, стали поносить его, оскорблять и подвергли даже побоям. Но преподобный кротко и без ропота переносил эти оскорбления, не стал даже оправдываться в своей невинности и благодушно принял на себя даже обязанность кормить эту девицу. Промысл Божий, однако же, вскоре открыл его невинность. Настало время родить несчастной девице, но она подверглась страшным мукам при родах. Она не могла разрешиться от бремени, пока перед всеми не объявила о невинности Макария и не выдала истинного виновника своего греха. Тогда жители селения, вспоминая свои обиды и оскорбления святому, пришли в раскаяние и сожаление и собрались идти к нему просить прощения. Но преподобный, узнав об этом и избегая славы человеческой, скрылся в другую дальнейшую пустыню.

 

2.2.4.8 Пример: " … как кротость и смирение погашает вражду"

Посмотрите затем, как кротость и смирение погашает вражду, пресекает зависть, ненависть, злобу и из врагов делает друзей и доброжелателей, водворяя мир. Жил в Египте, в пустыне, некоторый старец, великий подвижник, которого все окрестные жители высоко чтили и приходили к нему просить благословения и духовных советов ( Рис. ).

 

( Рис. ) Египетская пустыня.

И вот, когда он пользовался такою всеобщею славою и привлекал к себе народ, в это самое время пришел в Египет преподобный Пимен Великий и, поселившись в той же самой пустыне, основал для себя обитель. Слава преподобного стала привлекать к нему народ, и большая часть людей, обращавшихся прежде к старцу за советом и благословением, теперь оставили его и стали приходить к преподобному Пимену, так что келия его была постоянно полна народом, тогда как келия старца-пустынника совсем опустела. Разгневался тогда старец на преподобного, стал завидовать и питать к нему вражду, говоря о нем злые слова. Услышав об этом, преподобный Пимен опечалился, стал скорбеть душою о старце и сказал своей братии: " Что нам делать с этими легкомысленными людьми, которые, оставив столь святого мужа, приходят к нам, ничего незначащим? Чем уврачуем гнев великого отца? Приготовим пищу, возьмем с собою немного вина, отнесем старцу и вкусим вместе с ним, быть может, этим размягчим и умилостивим его душу". Так они и сделали: сварили пищи, достали немного вина и, подойдя к келии удрученного горестью старца, постучались в дверь. " Кто там? " - спросил ученик пустынника. " Скажи твоему авве, - отвечал преподобный, - что Пимен с братиею пришли принять от него благословение". Услышав имя Пимена, старец воспылал гневом и велел ученику сказать пришедшим: " У меня нет времени видеть вас, уйдите отсюда! " Но Пимен с братиею на это кротко отвечали: " Не отойдем мы отсюда, пока не сподобимся принять благословение у святого мужа", - и, палимые зноем, они продолжали стоять у дверей келии. Наконец, старец, видя смирение и терпение пришедших, умилился душою, отверз им двери, принял их с братским лобзанием и беседовал с любовью. " Поистине, не только справедливо все то, что до сего времени я слышал о вас, - сказал им пустынник в заключение беседы, - но вижу в вас и стократ более добрых дел, чем сколько слышал", - и с этого времени сделался любезным другом и собеседником святого.

2.2.4.9 Пример: " Преподобный Ефрем Сирин, когда еще был юношей, был заключен в темницу"

Если мы неповинны в том, в чем нас обвиняют, за что оскорбляют, то имеем множество других виновностей, за которые достойно нам понести и эти обвинения или оскорбления. Преподобный Ефрем Сирин, когда еще был юношей, был обвинен пастухами в краже овец, которых растерзали волки. Так как невозможно было ему доказать свою невинность, то он был заключен в темницу. Вместе с ним содержались два человека, которые так же, как и он, были осуждены несправедливо, и все они сильно роптали на свою участь, негодуя на неправедных судей и на незаслуженность наказания. Но в одну ночь Ефрем услышал во сне голос, говоривший ему: " Будь благочестив и кроток, и уразумеешь промысл Божий (Рис. ).

 

Рис.

Перебери все свои дела и мысли и поймешь, что, если ты теперь и безвинно наказан, то заслужил наказание прежними поступками". Проснувшись, пораженный этими словами, он стал припоминать все свои дела и нашел, что действительно был достоин наказания. Он рассказал свой сон товарищам, и они, подумав немного, также сознались, что за несколько времени перед этим они действительно совершили преступления, подобные тем, за которые теперь безвинно были осуждены, и которые тогда остались не наказанными. С этого времени стали они переносить несправедливость терпеливее и благодушнее.

Потому-то истинно кроткий и смиренный все обиды, огорчения и оскорбления, причиняемые ему другими, переносит всегда безропотно, без озлобления, без ожесточения, а с действительным сокрушением в сердце, признавая себя достойным этих оскорблений, если не по настоящим действительным провинностям, то по другим своим грехам, и терпит с радостью, что он может своим терпением хоть несколько загладить их пред Богом.

 

2.2. 4.10 Итак, что нужно, чтобы достигать мира и жить в спокойствии и мире?

Кротостью, братья, и незлобием христианину должно побеждать врагов и погашать злобу, чтобы достигать мира и жить в спокойствии и мире. Злоба порождает только злобу, и чем больше мы отвечаем злом на зло, оскорблением на оскорбление, тем больше злоба с обеих сторон только усиливается и ожесточается, возмущая мир и лишая обоих их спокойствия. Такие люди взаимно друг друга оскорбляют: если вы друг друга угрызаете и съедаете, говорит апостол, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал.5.15). А кроткие, незлобивые и смиренные сердцем, уклоняясь от всякой вражды и побеждая ее одним терпением, хранят мир и наследуют землю. Ибо они не привязаны к этому наследию земному, зная, что их истинное отечество на небе. Поэтому таковые добровольно уступают во всем место другим, не ищут в судах своих прав, когда кто нарушает законы человеческие. Они не сопротивляются, когда кто посягает на их собственность, не враждуют, не мстят за обиды. Но всё терпеливо переносят, храня мир в ожидании себе наследия вечного на небесах, по слову писания: " Верую видеть благая Господня на земли живых " (Пс.26.13).

2.2.4.11Пример: " Отойди прочь - с отрекшимися от Бога я не хочу говорить! "

А вот и пример благоразумной строгости для вразумления заблуждающихся, хотя и преисполненной той же кроткой любви. И строгость, не сварливая, не злоречивая, но исполненная любви и участия, всегда может приносить добрые плоды, особенно в жизни семейной и домашней. Однажды один из учеников преподобного Паисия Великого, отлучившись из обители, встретил на пути еврея, который, вступив с ним в разговор, стал хулить Христа и говорил, что Иисус Христос был простой человек, и что Мессия еще не приходил. Ученик, выслушав еврея, отвечал равнодушно: " Может быть, и так". Возвратившись к преподобному, он заметил, что преподобный обращается с ним не так, как прежде, а отворачивается от него и не говорит с ним. Это огорчило его, и он спросил: " Почему, отец святый, ты отворачиваешься от ученика своего и презираешь его? " - " Я не знаю тебя: мой ученик был христианин и имел на себе крещение благодати; если же ты тот самый, то почему благодать Божия оставила тебя, и образ христианина отнят от тебя? Разве что случилось с тобою, расскажи! " - " Я ничего не сделал, - отвечал ученик, - прости меня, отец святый". Но преподобный не смягчил своего гнева и сказал: " Отойди прочь - с отрекшимися от Бога я не хочу говорить! " Ученик горько заплакал и стал снова уверять, что он ничего не сделал. " С кем говорил ты на пути? " - спросил преподобный Паисий. " С одним евреем". - " Что же он сказал тебе, и что ты отвечал ему? " - " Он мне сказал: Тот, Кого вы почитаете Христом, не есть Христос, а Христос еще должен придти; а я отвечал ему: может быть, и так". Тогда старец воскликнул: " Что же может быть хуже слов твоих, которыми ты отрекся от Христа и святого крещения? Уйди от меня и плачь о грехе своем! " Ученик тут понял, как он тяжко согрешил. Он пал на колени и со слезами просил у старца, чтобы он простил ему и помолился Богу о его прощении. По молитве старца Господь в видении открыл ему, что Он прощает грех отрекшемуся.

Видите что только любовь кроткая и сострадательная, а иногда и строгая, может исправлять других, а не гнев и раздражение, всегда выражаемые бранными язвительными и укоризненными словами. Поэтому надобно сдерживать свой гнев, который правды Божией не творит; надобно обуздывать свой язык от бранных слов, которые никому не приносят пользы, а только вред. Надобно тщательно заботиться и наблюдать за собою, чтобы никакое гнилое слово не исходило из уст твоих, потому что за каждое слово праздное воздадим мы ответ в день судный. И если и впадет человек в некое прегрешение, то такового должно исправлять в духе кротости.

2.2.4.12 Пример: " Арсений, бегай людей и спасешься! ". " … Я хуже пса…".

Вот скит в пустыне Египетской близ города Александрии. Сюда только что пришел знаменитый и ученый муж Арсений, сделавшийся впоследствии преподобным и прозванный Великим. Он был воспитателем царских детей, сыновей императора Феодосия Великого, жил в его царском дворце в великом почете, во всякой роскоши и обилии. Но вот вдруг благодать Божия коснулась его души, и он оставил, презрел все и явился сюда, чтобы искать иночества. Устрашенный раз угрозою одного из своих царственных питомцев убить его, он стал молиться Богу, чтобы Господь научил его, как ему спастись, и во время молитвы вдруг услышал голос: " Арсений, бегай людей и спасешься! " Тогда он тотчас же оставил все, переоделся в рубище и, переплыв на корабле море, явился сюда в скит. Придя в монастырь, он стал просить иноков, чтобы они наставили его на путь спасения и сделали монахом. Иноки, видя в нем и под рубищем человека знаменитого, доложили о нем настоятелю, старцу Иоанну. Так как время было обеденное, то настоятель с братиею сели за трапезу; сюда же введен был и Арсений, но, однако же, никто не пригласил его сесть, и он оставлен был стоять ( Рис. ).

Рис.

 

И вот во время трапезы настоятель, взяв лежавший перед ним ломоть хлеба, бросил его Арсению, говоря: " Если хочешь, ешь! " Это он сделал с целью, чтобы испытать его смирение. Но Арсений на это не обиделся, а размыслил в душе своей так: этот старец есть ангел Божий, он прозорлив и познал, что я хуже пса, почему, как псу, и бросил мне хлеб, - как пес, я и съем его. И вот, рассудив так, он простерся на землю и пополз на руках и ногах, как четвероногое животное. Взявши ртом хлеб, он опять отполз в угол и там съел его, лежа на земле. Тогда настоятель сказал братии: " Инок этот будет искусен в смирении и подвигах", - и принял его в число братии.

Сделавшись иноком, Арсений проникся подвигом деятельного смирения - кротостью, что постоянно твердил себе: " Арсений! зачем ты пришел сюда? Не на покой, но на труды, не на леность, но на подвиг; итак, подвизайся, трудись и не ленись! "

 

2.2.4.13 Пример: " отче, спаси мою душу! "

Вот другой призываемый благодатью Божьею к спасению, преподобный Никита Столпник, томимый жаждою спасения, борется с преградами на пути его. Он в молодости служил в гражданском суде, был корыстолюбив и очень угнетал бедных, собирая себе неправые доходы и проводя жизнь в удовольствиях и сладострастии. Но Господь и его призвал к покаянию и спасению, пробудив в нем духовную жажду.

Рис. Купол православного храма.

Однажды Никита, вошедши в церковь, услышал слова пророка Исаии: " Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло" (Ис.1.16). Он так поражен был этими словами, что с ужасом вспомнил все свои грехи и понял, насколько он виновен и нечист перед Богом ( Рис. ). Грустен и задумчив, возвратился он домой и всю ночь провел без сна, тревожимый совестью. На следующий день он, однако же, развлекся, пируя по-прежнему с друзьями, и почти забыл о слышанном накануне. Тогда Господь послал ему страшное видение: он увидел в посуде, где варилось кушанье, человеческие конечности. Пораженный видением, он в ужасе убежал из своего дома, повторяя в сокрушении сердечном слова молитвы: Господи, научи меня творить волю Твою! Он бежал до тех пор, пока не очутился у ворот монастырских. Отыскав игумена, он пал перед ним на колени, прося принять его в число братии. Игумен, однако же, не принял его, сказав: " ты привык жить по своей воле и трудов монастырских не перенесешь". Но пробудившаяся в нем жажда спасения не могла прекратиться без насыщения.

Никита не возвратился домой, а стал у ворот монастырских и начал с сокрушением исповедовать грехи свои перед всеми входящими и исходящими, прося у них прощения и молитв за него. На следующий день, желая испытать свое терпение и показать игумену, что он способен переносить труды, Никита вошел в болотистое место, поросшее тростником, над которым роилось бесчисленное множество насекомых. Было лето, насекомые терзали его обнаженное тело, но Никита не отгонял их. Так он стоял три дня, устремив мысли к Богу и сокрушенно повторяя только молитву: Боже, очисти меня, грешного! Когда же, наконец, через три дня нашли его в этом болоте и привели к настоятелю, то он от изнеможения мог только сказать: " Отче, спаси мою душу! " Убедившись, наконец, в искреннем его желании искать спасения, настоятель принял его в монастырь. Тогда Никита весь предался молитве и подвигам. Он налагал на себя тяжкие лишения и труды, соблюдал самый строгий пост, носил на теле власяницу и вериги, целый день молился, а ночью, побеждая сон, копал глубокие колодцы и, наконец, затворился в столпе.

 

2.2. 4.14 Пример: " Вы забыли в келии вот этот мешочек! "

В одно время преподобный Макарий застал воров, обкрадывающих его келию, и сам стал помогать им укладывать свои вещи на осла. В другой раз, у одного старца воры обобрали все, что было в его келии, и старец равнодушно смотрел на это. Когда же воры удалились, то старец вспомнил, что у него был мешочек с деньгами ( Рис. ), незадолго перед тем принесенный ему одним боголюбцем.

Рис.

Старец достал этот мешочек и побежал догонять воров, крича им: " Вы забыли в келии вот этот мешочек! " Здесь мы видим терпение и нестяжательность добровольные. А кто не желает терпеть, хотя и будет переносить обиды и оскорбления по необходимости, но с ропотом, с озлоблением, - терпение его будет бесплодно.

 

2.2.4.1 5 Наставления

Во всех этих примерах вы видите, что побеждает злобу и исправляет порок любовь, облеченная в кротость и смирение, выраженная кротким, сострадательным словом или участливыми слезами.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. B. это наиболее суровая мера юридической ответственности
  2. Breaking 2x2 Бони и Клайд начинающие (до 14 лет)
  3. I. Полное и прочное устройство индивидуальной и коллективной гармонии в области мысли в отношении к человечеству
  4. III. Из предложенных слов выберите то, которое наиболее близко передает значение подчеркнутого.
  5. IV. Политика и гражданское общество. Гармонизация межконфессиональных, межнациональных, миграционных процессов.
  6. VII. ОТРИЦАНИЕ В СЛОВЕ И ДЕЙСТВИИ
  7. А 47. Что из перечисленного стало последствием победы СССР над Японией в 1945 г.?
  8. А потом он обратился к ним с увещанием в связи с тем, что они смеялись, когда кто-нибудь испускал ветры, и сказал: «Почему некоторые из вас смеются над тем, что делают и сами?»
  9. А – диаграмма срабатывания триггера; б – условные обозначения синхронизирующих входов; в – диаграмма приема двухступенчатого
  10. А. Происхождение символических универсумов
  11. А. Происхождение символических универсумов.
  12. А. Христианское понимание бытия


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 982; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь