Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Награда за чтение и изучение Корана.



 

Чтение священного Корана на арабском языке является одним из самых славных обрядов поклонения, приближающих раба к его Господу. Всевышний приказал верующим читать Коран и сказал: «Читайте же из Корана то, что необременительно для вас». Сура «аль-Муззаммиль», аят 20.

 

А в хадисе Абу Умамы сообщается, что Пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Читайте Коран, потому что в День воскресения он придет и будет заступаться за своих. Читайте две цветущие суры – суры «аль-Бакара» и «Аль Имран», потому что в День воскресения они явятся, словно два облака или две стаи птиц, выстроившихся рядами, и будут заступаться за своих. Читайте суру «аль-Бакара», потому что в ней – благодать и изобилие, а без нее – печаль и досада, и колдунам не справиться с ней». Этот хадис передал Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 349.

 

Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сообщил о той великой награде, которая уготована верующим, которые часто читают коранические откровения. Передают, что Абдуллах б. Масуд рассказывал, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Кто прочел одну букву из писания Аллаха, тому засчитывается доброе дело, и за доброе дело воздается в десятикратном размере. Я не говорю, что «алиф», «лам», «мим» – это одна буква. Напротив, «алиф» – буква, «лам» – буква, и «мим» – буква». [Этот хадис передали ат-Тирмизи, аль-Хаким и аль-Бухари в книге «ат-Тарих». См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (6469)].

 

Божий посланник, (да благословит его Аллах и приветствует), также разъяснил, что чтение Корана благотворно влияет как на душу, так и на внешний облик человека. Если понаблюдать за поведением и нравом того, кто неразлучен с Кораном, то они окажутся самыми примерными, а если бы нам удалось проникнуть в его душу, то она оказалась бы чистой и непорочной. Передают, что Абу Муса аль-Ашари рассказывал, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Верующий, который читает Коран и поступает в соответствии с ним, подобен сладкому лимону, обладающему приятным запахом и вкусом, а верующий, который не читает Коран, но поступает в соответствии с ним, подобен финику, приятному на вкус, но не обладающему запахом. Лицемер, который читает Коран, подобен базилику, обладающему приятным запахом, но горькому на вкус, а лицемер, который не читает Коран, подобен колоквинту, горькому на вкус и пахнущему горечью». [Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 342].

 

А славный сподвижник Абдуллах б. Масуд поведал нам о том, что если человек возлюбил Коран и часто читает его, то Аллах и Его посланник обязательно возлюбят его. Он сказал: «Кто хочет, чтобы его возлюбили Аллах и Его Посланник, пусть посмотрит, любит ли он Коран. И если он любит Коран, то он обязательно любит и Аллаха, и Его Посланника». [Этот хадис передал ат-Табарани, и аль-Хейсами в книге «Маджма аз-Заваид» (7/165) сказал, что его рассказчики заслуживают доверия. См. Ас-Сейид Абд аль-Азиз аль-Адави, «аль-Байан фи Ахкам Тилават аль-Куран», стр. 44].

 

В пречистой Сунне сообщается, что если верующий читает Коран искусно и правильно, соблюдая при этом все правила чтения, и выполняет коранические предписания на практике, то его место будет рядом с приближенными ангелами. Передают, что мать правоверных Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Тот, кто искусно читает Коран, пребывает с благородными и благочестивыми писцами, а того, кто читает Коран, запинаясь, так как он труден для него, ждет двойная награда». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 343.

 

До нас дошли свидетельства того, что ангелы собираются на чтение Корана и слушают его. Всевышний сказал: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях». Сура «аль-Исра», аят 78.

 

А в достоверном хадисе сообщается, что Усейд б. Худайр рассказывал, что однажды ночью, когда он читал суру «аль-Бакара», а его лошадь была привязана рядом с ним, эта лошадь вдруг заволновалась и стала двигаться. Он смолк, и лошадь успокоилась. Потом он снова начал читать, и лошадь снова заволновалась, а когда он смолк, она успокоилась. Потом он снова принялся за чтение, и она опять пришла в волнение, и тогда он перестал читать. В это время его сын Йахйа находился недалеко от лошади, и он испугался, что она затопчет его. Он унес ребенка, а когда он поднял глаза к небу, то ничего не увидел. Наутро он рассказал обо всем пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), и он сказал: «Читай, о Ибн Худайр! Читай, о Ибн Худайр! » Усейд сказал: «О посланник Аллаха! Я испугался, что она затопчет Йахйу, который находился рядом с ней, и поэтому я поднял голову и подошел к нему. А потом я поднял голову к небу и увидел там что-то вроде облака, в котором было нечто напоминавшее собой светильники, после чего это исчезло у меня из виду». Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), спросил: «Знаешь ли ты, что это было? » Он ответил: «Нет». Он сказал: «Это ангелы приблизились на звук твоего голоса, и если бы ты продолжил читать, то утром люди бы смогли увидеть их, и они не скрылись бы от них! » Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 79.

 

Абу Давуд передал другой хадис Абу Хурейры, в котором сообщается, что пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Если люди собираются в одном из домов Аллаха, чтобы прочесть писание Аллаха и изучить его, то на них обязательно опускается спокойствие, их осеняет милость, окружают ангелы, и Аллах поминает их среди тех, кто находится возле Него». Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (5509).

 

А в хадисе Абу Хурейры упоминается о том, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Воистину, у Всевышнего и Всеблагого Аллаха есть достойные ангелы, которые странствуют по земле и ищут собрания, на которых поминают Аллаха. Когда же они находят собрание, на котором поминают Аллаха, то усаживаются там и охватывают друг друга своими крыльями, пока не заполняют все пространство между землей и ближайшим небом. Когда же они расходятся, они возносятся и поднимаются на небо. И спрашивает их Великий и Могучий Аллах, хотя ему прекрасно известно о них: «Откуда вы явились? » Они отвечают: «Вы пришли от Твоих рабов на земле, которые славят и возвеличивают Тебя, которые свидетельствуют о Твоем единстве, возносят Тебе хвалу и просят Тебя! » Аллах спрашивает: «И о чем же они просят Меня? » Ангелы отвечают: «Они просят у Тебя Твоего Рая! » Аллах спрашивает: «А разве они видели Мой Рай? » Они отвечают: «Нет, Господи! » Тогда Аллах говорит: «Что же было бы, если бы они увидели Мой Рай?! » Ангелы говорят: «А еще они ищут у Тебя защиты! » Аллах спрашивает: «Защиты от чего? » Они отвечают: «От Твоего Огня, Господи! » Аллах спрашивает: «А разве они видели Мой Огонь? » Они отвечают: «Нет». Тогда Аллах говорит: «Что же было бы, если бы они увидели Мой Огонь?! » Ангелы говорят: «А еще они молят Тебя о прощении». Аллах говорит: «Я уже простил их, и даровал им то, что они просили, и защитил их от того, от чего они просили защитить их! » Тогда ангелы говорят: «Господи! Среди них был человек, грешный раб, который проходил мимо и просто сел рядом с ними». Аллах же говорит: «Я и его простил, ведь они являются людьми, сидящий рядом с которыми не будет несчастен». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 9, стр. 18-19.

 

Из достоверных хадисов также известно, что Всевышний Аллах разрешает мусульманам завидовать тем, кто обучен Корану и выполняет его предписания. Безусловно, речь идет о так называемой «белой зависти», когда человек не желает зла своему ближнему, а лишь хочет походить на того, кто сумел обрести великое благо и приблизиться к своему Великодушному Господу. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которого Аллах научил Корану и который читает его ночью и днем, а его сосед слышит его и говорит: «О, если бы и мне было даровано то же, что было даровано такому-то, и делал бы я то же, что делает он! » и человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его должным образом, а какой-нибудь человек говорит: «О, если бы и мне было даровано то же, что было даровано такому-то, и делал бы я то же, что делает он! » Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 91-92.

 

Пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), призывал правоверных заучивать Коран наизусть, размышлять над его значениями, постигать его смысл и руководствоваться его заповедями, поскольку выполнение этих повелений обеспечивает человеку величие как при жизни на земле, так и после смерти. В хадисе, переданном Муслимом и Ибн Маджой, сообщается, что Нафи б. Абд аль-Харис встретил Умара в Усфане. Умар назначил его губернатором Мекки. Он спросил его: «Кого ты назначил править жителями аль-Вади? » Умар ответил: «Ибн Абзу». Он спросил: «А кто такой Ибн Абза? » Он ответил: «Один из вольноотпущенников». Он спросил: «Ты назначил правителем вольнотпущенника? » Умар сказал: «Воистину, он знает писание Великого и Могучего Аллаха и прекрасно разбирается в распределении наследства». Затем Умар сказал: «А ведь ваш пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), изрек: «Воистину, Аллах возвышает посредством этого писания одних людей и низвергает других». Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 358.

 

А повелитель правоверных Умар б. Абд аль-Азиз, которого многие историки называют пятым праведным халифом, писал своим наместникам: «Не назначайте на должности никого, кроме знатоков Корана». В ответном письме ему написали: «Мы назначили на должности знатоков Корана, но они предали оказанное им доверие». Тогда он написал им: «Назначайте на должности только знатоков Корана, и если в них не будет добра, то в остальных его тем более не будет». Аль-Макдиси, «аль-Адаб аш-Шаръиййа», т. 1, стр. 757.

 

В другом хадисе сообщается, что чем больше коранических сур и аятов правоверный знает наизусть, тем выше будет его ступень в Раю. Передают, что Абдуллах б. Амр б. аль-Ас рассказывал, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Тем, кто знает Коран наизусть, будет сказано: «Читай и поднимайся вверх! Читай его нараспев так, как ты читал в земном мире, и твое место будет там, где ты прочтешь последний аят». [Этот хороший хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Хиббан и аль-Хаким. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (8122)].

 

 

Знание Корана наизусть является одним из факторов, способствующих избавению от мучений в Преисподней. Передают, что Абдуллах б. Масуд рассказывал, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Читайте Коран, потому что Всевышний Аллах не станет наказывать сердце, которое хранит в себе Коран. Воистину, этот Коран – угощение Аллаха, и кто попадает на него, тот оказывается в безопасности. И пусть возрадуется каждый, кто возлюбил Коран! » [Этот хадис передал ад-Дарими. См. Абд аль-Азиз аль-Адави, «аль-Байан фи Ахкам Тилават аль-Куран», стр. 46].

 

А в хадисе, рассказанном со слов Ибн Аббаса, сообщается, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Тот, у кого нет ничего из Корана, подобен разрушенному дому». [Этот хадис передал ат-Тирмизи, назвав его хорошим и достоверным. См. Ан-Навави, «Рийад ас-Салихин» (1000)].

 

Рабы, знающие и читающие писание Аллаха, являются избранными и приближенными рабами Всемогущего Господа. В хадисе, переданном со слов Анаса б. Малика, сообщается, что Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Воистину, у Всевышнего Аллаха есть Свои люди – знатоки Корана. Они являются людьми Аллаха и Его особыми рабами». [Этот хадис передали Ахмад, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хаким, и шейх аль-Албани назвал его достоверным. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (2165)].

 

Всемилостивый Господь возвестил в ясном писании, что рабы, которые без устали читают Коран днем и ночью, по утрам и вечерам, которые руководствуются его предписаниями и остерегаются нарушать его запреты, непременно сполна получат заслуженное ими вознаграждение, которое будет многократно приумножено по милости Аллаха. Всевышний сказал: «Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной, дабы Он вознаградил их сполна и даже добавил от Своей милости. Воистину, Он – Прощающий, Благодарный». Сура «Фатыр», аяты 29-30.

 

В то же время Всемогущий Творец предостерег каждого, кто пренебрегает Кораном и забывает об оказанной ему милости. Передают, что Абу Муса аль-Ашари рассказывал, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Читайте Коран постоянно, ибо клянусь Тем, в Чьей Длани находится моя душа, он избавляется быстрее, чем верблюды избавляются от своих пут». [Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 335].

 

А в хадисе, переданном со слов Ибн Умара, сообщается, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Воистину, человек, который помнит Коран наизусть, подобен хозяину верблюдов со спутанными ногами: если он будет продолжать держать их в таком состоянии, то удержит их, но если он отпустит их, то они убегут». [Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 333].

 

Об ответственности того, кто не проявляет должной заботы к писанию Аллаха, говорится во многих хадисах. Ат-Тирмизи и Абу Давуд передали хадис со слов Анаса б. Малика о том, что Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Мне были показаны грехи моих последователей, и я не видел большего греха, чем тот, который совершил человек, которому были дарованы сура или аят из Корана, а он позабыл их». [Абд аль-Азиз аль-Адави, «аль-Байан фи Ахкам Тилават аль-Куран», стр. 47].

 

Правоверный не должен позволять себе такое, поскольку пренебрежение священным Кораном является характерной особенностью неверующих и невежественных людей. В священном Коране сообщается, что благородный посланник, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал о своих неверующих соплеменниках: «Господи! Мой народ забросил этот Коран». Сура «аль-Фуркан», аят 30.

 

Но если такое произошло, то мусульманин обязан вернуться на путь своего Господа и не говорить, что он позабыл Коран. Он должен проявлять почтение к Слову Аллаха и придерживаться этикета, которому обучал Его посланник, (да благословит его Аллах и приветствует). В хадисе Абдуллаха б. Масуда, сообщается, что Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Плохо будет, если кто-нибудь из вас скажет: «Я забыл такой-то и такой-то аят». Его заставили позабыть его! Продолжайте же заучивать Коран наизусть, ибо он покидает сердца людей быстрее, чем верблюды». [Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи и ан-Насаи. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 334].

 

Эти и многие другие священные тексты побуждают правоверных изучать Коран и заучивать его наизусть. И хотя это предписание не является обязательным для каждого мусульманина, оно вменено в обязанность мусульманской общине в целом. Во все времена среди мусульман должно быть достаточно знатоков Корана для того, чтобы писание Аллаха никогда не покидало сердца верующих рабов и не могло быть искажено врагами Милостивого. И если необходимая часть мусульман занимается этим, то остальные освобождаются от этой ответственности. Но, несмотря на это, каждый мусульманин должен стремиться изучить писание Аллаха для того, чтобы лучше узнать Своего Господа и поближе приблизиться к Нему.

Пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), неустанно обучал своих сподвижников Корану и разъяснял им новые и новые откровения, как только они ниспосылались. Тем самым он выполнял приказ Всевышнего: «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания». Сура «аль-Маида», аят 67.

 

Он призывал заучивать священный Коран наизусть и напоминал верующим о награде за это. Передают, что Укба б. Амир рассказывал, что однажды, когда они находились в ас-Суффе*, к ним вышел посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), и сказал: «Кому из вас хотелось бы отправиться утром в Бутхан или аль-Акик и привести оттуда двух верблюдиц с большими горбами, не совершив при этом греха и не обидев родственников? » Сподвижники сказали: «О Посланник Аллаха, всем нам хочется этого». Он сказал: «Если кто-нибудь из вас утром придет в мечеть и изучит или прочтет два аята из писания Великого и Могучего Аллаха, то это будет для него лучше, чем две верблюдицы. Три аяты будут лучше трех верблюдиц, четыре аята будут лучше четырех верблюдиц, чем больше аятов, тем больше верблюдов». [Этот хадис передали Муслим и Абу Давуд. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 348-349].

 

*[Место в мечети Пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), в городе Медине, где жили неимущие мусульмане, посвятившие себя изучению религии и служению Аллаху].

 

 

Этикет чтения Корана.

 

Всевышний Аллах предписал правоверным читать священный Коран определенным способом, как его читал пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует). В священном Коране по этому поводу говорится: «И читай Коран размеренным чтением». Сура «аль-Муззаммиль», аят 4.

 

Аллах велел читать Коран степенно, без спешки, размышляя над его смыслом, правильно выговаривая звуки и отчетливо произнося слова, дабы его можно было легче понять, усвоить и запомнить. Безусловно, достичь этой прекрасной цели можно только, соблюдая правила чтения Корана, которые называются «таджвид». Этим правилам сподвижники научились у Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), а затем они передали их последующим поколениям. Они дошли до нас в хадисах через множество путей, что не позволяет нам усомниться в их достоверности. А наряду с этими правилами мусульманские богословы определили общие предписания, которые следует соблюдать при чтении Корана. Эти предписания, которые также опираются на коранические аяты и достоверные хадисы, можно назвать этикетом чтения Корана.

 

1. Поскольку священный Коран является самым лучшим из поминаний Аллаха, и известно, что Пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), не нравилось поминать Господа без омовения, читать Коран следует в состоянии ритуального очищения. Однако нам следует более подробно остановиться на некоторых вопросах.

Во-первых, богословы разошлись во мнениях относительно законности чтения Корана в состоянии полового осквернения и во время менструаций. Большинство богословов, в том числе имам аш-Шафии, считали, что в состоянии полового осквернения категорически запрещается читать коранические откровения, даже если они представляют собой всего один аят или часть аята. Абу Ханифа считал, что в состоянии полового осквернения разрешается произносить менее одного аята, потому что отрывок аята нельзя назвать Кораном. Некоторые богословы ханифитского толка считали, что разрешается произносить часть аята, если человек произносит эти слова без намерения читать Коран.

Передают, что Али рассказывал: «Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), обучал нас Корану, когда он не находился в состоянии полового осквернения». [Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, но шейх аль-Албани назвал его слабым в книгах «Даиф Абу Давуд» и «аль-Мишкат». См. Ибн Хаджар, «Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право», стр. 612].

 

Передают, что Абу аль-Гариф аль-Хамадани рассказывал: «Однажды мы находились на открытой местности вместе с Али, и вдруг он направился на край поля. Клянусь Аллахом, я не знаю, он отправился помочиться или справить большую нужду. Затем он вернулся и попросил принести ему кружку воды. Затем он помыл кисти рук, сжал их в кулак и прочел немного из Корана. Затем он сказал: «Читайте Коран, если вы не находитесь в состоянии полового осквернения. Но если вы оказались в состоянии полового осквернения, то не читайте даже одной буквы из Корана». [Этот хадис передал ад-Даракутни, сказав, что достоверно известно, что эти слова принадлежат самому Али. См. Ас-Санани, «Субуль ас-Салам», т. 1, стр. 133].

 

Имам аш-Шаукани и многие знатоки хадисов отмечали, что нет ни одного достоверного хадиса о том, что пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), запрещал читать Коран в состоянии полового осквернения или во время менструации. Что же касается мнения Али, то известно, что не все сподвижники разделяли его. Аль-Бухари сообщил, что Ибн Аббас не считал предосудительным читать Коран в состоянии полового осквернения. Ас-Санани, «Субуль ас-Салам», т. 1, стр. 133.

 

Это мнение усиливается хадисом Аиши о том, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), поминал Аллаха в любое время. Этот хадис передал Муслим.

 

Этот хадис имеет самый широкий смысл и конкретизировать его можно только при наличии достоверных хадисов от имени Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует). Ибн Хаджар сообщил, что аль-Бухари, ат-Табари и Ибн аль-Мунзир разрешали читать Коран в состоянии полового осквернения, опираясь на хадис Аиши. Однако ранее мы уже сказали, что лучше поминать Аллаха и читать Коран после очищения как от полового, так и от малого осквернений, ибо это свидетельствует о богобоязненности раба. Всевышний сказал: «Вот так! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах». Сура «аль-Хаджж», аят 32.

 

Во-вторых, читать Коран в состоянии малого осквернения также не запрещается, поскольку Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), поминал Аллаха в любом состоянии, хотя лучше так не поступать. Передают, что аль-Мухаджир б. Кунфуз рассказывал, что однажды он поприветствовал пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), когда тот совершал омовение. Он не ответил на его приветствие до тех пор, пока не завершил омовение, и только после этого он поприветствовал его. А затем он сказал: «Я не стал отвечать на твое приветствие только потому, что не люблю поминать Аллаха без ритуального очищения». [Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, и шейх аль-Албани назвал его достоверным. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (2405)].

 

В версии Абу Давуда сообщается, что в это время посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), мочился. Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 1, стр. 203.

 

В-третьих, между богословами существуют разногласия по поводу законности прикосновения к свитку Корана в состоянии полового осквернения. Передают, что Абдуллах б. Абу Бакр рассказывал, что в послании, которое посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), отправил Амру б. Хазму, было сказано: «Пусть к Корану не прикасается никто, кроме чистых». [Малик передал отосланную версию хадиса, а ан-Насаи и Ибн Хиббан – его целостную версию. Шейх аль-Албани сказал: «До нас дошло несколько версий хадиса, каждая из которых не лишена слабости, однако эта слабость незначительна. Ни в одной из них нет рассказчиков, обвиняемых во лжи. Недостатки хадиса сводятся к отсутствию звена в цепочке рассказчиков или плохой памяти одного из них. И поэтому я склоняюсь к мысли о достоверности этого хадиса». См. Аль-Албани, «Ирва аль-Галил», т. 1, стр. 158].

 

Аш-Шаукани писал: «Этот хадис свидетельствует о том, что прикасаться к свитку Корана разрешается только чистым. Однако чистым можно назвать любого правоверного. Чистым также можно назвать того, кто очистился полового или малого осквернения. Чистым также можно назвать того, на чьем теле нет нечистот. В пользу первого толкования свидетельствует коранический аят: «Воистину, многобожники являются нечистыми». Сура «ат-Тауба», аят 28. Кроме того, Пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), обращаясь к Абу Хурейре, сказал: «Правоверный не может быть нечистым». В пользу второго толкования свидетельствует следующее кораническое откровение: «А если вы находитесь в состоянии полового осквернения, то очиститесь». Сура «аль-Маида», аят 6.

 

В пользу третьего толкования свидетельствуют слова Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), сказанные о кожаных носках: «Не снимай их, потому что я надел их на чистую ногу». А в пользу четвертого толкования свидетельствует единое мнение людей, согласно которому все, что очищено от материальных или духовных нечистот, можно назвать чистым. Некоторые богословы считали, что необходимо руководствоваться всеми толкованиями одновременно. Однако по этому поводу существуют известные разногласия. Тем не менее, богословы единодушны в том, что к свиткам Корана нельзя прикасаться в состоянии полового осквернения. И только Давуд не разделял этого мнения. Богословы, которые запрещали прикасаться к свиткам Корана при половом осквернении опирались на следующее кораническое откровение: «Воистину, это – благородный Коран, находящийся в хранимом Писании.К нему прикасаются только очищенные». Сура «аль-Вакиа», аяты 77-79.

 

Однако этот довод можно считать убедительным только в том случае, если местоимение в последнем аяте относится к Корану. Однако совершенно очевидно, что оно относится к сокровенному писанию – Хранимой скрижали, поскольку это существительное ближе к местоимению. А это значит, что очищенными являются ангелы. И если мы признаем это толкование неочевидным, то предыдущее толкование окажется всего лишь предположением. Но даже в этом случае утверждения о том, что человек не может дотрагиваться до Корана в состоянии полового осквернения, являются необоснованными. Очищенным считается тот, кто не является нечистым. А известно, что правоверного нельзя называть нечистым, поскольку в хадисе говорится: «Правоверный не может быть нечистым». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Несправедливо утверждать, что очищенными являются только те, которые очистились от полового осквернения, или менструации, или малого осквернения, или нечистот. Напротив, очищенными считаются те, которые не являются многобожниками. Об этом свидетельствуют коранический аят «Воистину, многобожники являются нечистыми» и упомянутый выше хадис. Об этом также свидетельствует хадис, в котором запрещается брать в дорогу коранический свиток, если мусульманин отправляется во вражескую страну. Следовательно, правоверные всегда являются чистыми, и содержащийся в хадисе запрет не распространяется на них, даже если они находятся в состоянии полового или малого осквернения, страдают менструальным кровотечением или запачканы нечистотами. По словам великого богослова Мухаммада б. Ибрахима аль-Вазира обратные утверждения недопустимы ни в прямом, ни в переносном смысле и не подтверждаются канонами арабского языка. Кто-то может спросить: «Если чистыми являются все, кроме многобожников, то как вы объясните хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом со слов Ибн Аббаса, в котором сообщается о послании Пророка Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), правителю Византии Ираклию? В этом послании говорилось следующее: «От раба и Посланника Аллаха Мухаммада повелителю Рима Ираклию. Мир всем, кто следует верным путем! Я предлагаю тебе принять Ислам. Прими Ислам, и ты обретешь спасение, а Аллах дарует тебе двойное вознаграждение. Если же ты откажешься, то на тебя лягут и грехи твоих хлебопашцев». Далее в этом послании было упомянуто следующее откровение: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами». Сура «Аль Имран», аят 64.

 

Как объяснить это послание византийцам, которые были поражены нечистью многобожия и полового осквернения, если совершенно очевидно, что они дотрагивались до коранических аятов? » Я считаю, что это предписание касается одного-двух коранических аятов. Многобожникам позволительно прикасаться к такому количеству аятов, если из этого можно извлечь пользу, например, обратить этих многобожников в Ислам. Также можно сказать, что в этом послании коранические аяты были перемешаны с другими словами, и поэтому многобожникам было позволено прикасаться к ним. Это распространяется на толкования священного Корана, в которых не приводятся только аяты и хадисы. Из всего сказанного следует, что священные тексты однозначно запрещают прикасаться к кораническим свиткам только многобожникам. О разногласиях по поводу мусульман в состоянии полового осквернения мы уже упомянули. Похожие разногласия также существуют по поводу мусульман в состоянии малого осквернения. Ибн Аббас, аш-Шааби, ад-Даххак, Зейд б. Али, Давуд и некоторые другие богословы разрешали прикасаться к свитку Корана в состоянии малого осквернения. Имам Йахйа и большинство богословов не разрешали поступать таким образом. При этом они опирались на доводы, которые мы перечислили выше». Аш-Шаукана, «Нейл аль-Аутар», т. 1, стр. 197-198.

 

[Примечание не из книги]:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1320; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь