Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Часть 8. Чтение и изучение Корана.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Часть 8. Чтение и изучение Корана. Содержание: Награда за чтение и изучение Корана. Этикет чтения Корана. О заработке на Коране. Чтение Корана в намазе. Разногласия вокруг «Басмалы». Заучивание Корана наизусть. Чистое намерение. Решимость и упование на Аллаха. Мольба о помощи. Мольба о благословении. Терпение и уверенность. Практические советы о том, как легче выучить наизусть Коран: Изучение Корана с раннего возраста. Соблюдение этикета. Соблюдение правил чтения. Чтение экземпляров, написанных одним шрифтом. Повторение Корана. Отведение особых часов для изучения Корана. Преодоление препятствий на пути к Корану. Правильный график занятий. Техника заучивания наизусть. Способы изучения Корана. Использование знаний на практике. Благодарность Аллаху.
_______________________________________________
Часть 8. Чтение и изучение Корана.
Этикет чтения Корана.
Всевышний Аллах предписал правоверным читать священный Коран определенным способом, как его читал пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует). В священном Коране по этому поводу говорится: «И читай Коран размеренным чтением». Сура «аль-Муззаммиль», аят 4.
Аллах велел читать Коран степенно, без спешки, размышляя над его смыслом, правильно выговаривая звуки и отчетливо произнося слова, дабы его можно было легче понять, усвоить и запомнить. Безусловно, достичь этой прекрасной цели можно только, соблюдая правила чтения Корана, которые называются «таджвид». Этим правилам сподвижники научились у Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), а затем они передали их последующим поколениям. Они дошли до нас в хадисах через множество путей, что не позволяет нам усомниться в их достоверности. А наряду с этими правилами мусульманские богословы определили общие предписания, которые следует соблюдать при чтении Корана. Эти предписания, которые также опираются на коранические аяты и достоверные хадисы, можно назвать этикетом чтения Корана.
1. Поскольку священный Коран является самым лучшим из поминаний Аллаха, и известно, что Пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), не нравилось поминать Господа без омовения, читать Коран следует в состоянии ритуального очищения. Однако нам следует более подробно остановиться на некоторых вопросах. Во-первых, богословы разошлись во мнениях относительно законности чтения Корана в состоянии полового осквернения и во время менструаций. Большинство богословов, в том числе имам аш-Шафии, считали, что в состоянии полового осквернения категорически запрещается читать коранические откровения, даже если они представляют собой всего один аят или часть аята. Абу Ханифа считал, что в состоянии полового осквернения разрешается произносить менее одного аята, потому что отрывок аята нельзя назвать Кораном. Некоторые богословы ханифитского толка считали, что разрешается произносить часть аята, если человек произносит эти слова без намерения читать Коран. Передают, что Али рассказывал: «Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), обучал нас Корану, когда он не находился в состоянии полового осквернения». [Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, но шейх аль-Албани назвал его слабым в книгах «Даиф Абу Давуд» и «аль-Мишкат». См. Ибн Хаджар, «Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право», стр. 612].
Передают, что Абу аль-Гариф аль-Хамадани рассказывал: «Однажды мы находились на открытой местности вместе с Али, и вдруг он направился на край поля. Клянусь Аллахом, я не знаю, он отправился помочиться или справить большую нужду. Затем он вернулся и попросил принести ему кружку воды. Затем он помыл кисти рук, сжал их в кулак и прочел немного из Корана. Затем он сказал: «Читайте Коран, если вы не находитесь в состоянии полового осквернения. Но если вы оказались в состоянии полового осквернения, то не читайте даже одной буквы из Корана». [Этот хадис передал ад-Даракутни, сказав, что достоверно известно, что эти слова принадлежат самому Али. См. Ас-Санани, «Субуль ас-Салам», т. 1, стр. 133].
Имам аш-Шаукани и многие знатоки хадисов отмечали, что нет ни одного достоверного хадиса о том, что пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), запрещал читать Коран в состоянии полового осквернения или во время менструации. Что же касается мнения Али, то известно, что не все сподвижники разделяли его. Аль-Бухари сообщил, что Ибн Аббас не считал предосудительным читать Коран в состоянии полового осквернения. Ас-Санани, «Субуль ас-Салам», т. 1, стр. 133.
Это мнение усиливается хадисом Аиши о том, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), поминал Аллаха в любое время. Этот хадис передал Муслим.
Этот хадис имеет самый широкий смысл и конкретизировать его можно только при наличии достоверных хадисов от имени Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует). Ибн Хаджар сообщил, что аль-Бухари, ат-Табари и Ибн аль-Мунзир разрешали читать Коран в состоянии полового осквернения, опираясь на хадис Аиши. Однако ранее мы уже сказали, что лучше поминать Аллаха и читать Коран после очищения как от полового, так и от малого осквернений, ибо это свидетельствует о богобоязненности раба. Всевышний сказал: «Вот так! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах». Сура «аль-Хаджж», аят 32.
Во-вторых, читать Коран в состоянии малого осквернения также не запрещается, поскольку Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), поминал Аллаха в любом состоянии, хотя лучше так не поступать. Передают, что аль-Мухаджир б. Кунфуз рассказывал, что однажды он поприветствовал пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), когда тот совершал омовение. Он не ответил на его приветствие до тех пор, пока не завершил омовение, и только после этого он поприветствовал его. А затем он сказал: «Я не стал отвечать на твое приветствие только потому, что не люблю поминать Аллаха без ритуального очищения». [Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа, и шейх аль-Албани назвал его достоверным. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (2405)].
В версии Абу Давуда сообщается, что в это время посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), мочился. Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 1, стр. 203.
В-третьих, между богословами существуют разногласия по поводу законности прикосновения к свитку Корана в состоянии полового осквернения. Передают, что Абдуллах б. Абу Бакр рассказывал, что в послании, которое посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), отправил Амру б. Хазму, было сказано: «Пусть к Корану не прикасается никто, кроме чистых». [Малик передал отосланную версию хадиса, а ан-Насаи и Ибн Хиббан – его целостную версию. Шейх аль-Албани сказал: «До нас дошло несколько версий хадиса, каждая из которых не лишена слабости, однако эта слабость незначительна. Ни в одной из них нет рассказчиков, обвиняемых во лжи. Недостатки хадиса сводятся к отсутствию звена в цепочке рассказчиков или плохой памяти одного из них. И поэтому я склоняюсь к мысли о достоверности этого хадиса». См. Аль-Албани, «Ирва аль-Галил», т. 1, стр. 158].
Аш-Шаукани писал: «Этот хадис свидетельствует о том, что прикасаться к свитку Корана разрешается только чистым. Однако чистым можно назвать любого правоверного. Чистым также можно назвать того, кто очистился полового или малого осквернения. Чистым также можно назвать того, на чьем теле нет нечистот. В пользу первого толкования свидетельствует коранический аят: «Воистину, многобожники являются нечистыми». Сура «ат-Тауба», аят 28. Кроме того, Пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), обращаясь к Абу Хурейре, сказал: «Правоверный не может быть нечистым». В пользу второго толкования свидетельствует следующее кораническое откровение: «А если вы находитесь в состоянии полового осквернения, то очиститесь». Сура «аль-Маида», аят 6.
В пользу третьего толкования свидетельствуют слова Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), сказанные о кожаных носках: «Не снимай их, потому что я надел их на чистую ногу». А в пользу четвертого толкования свидетельствует единое мнение людей, согласно которому все, что очищено от материальных или духовных нечистот, можно назвать чистым. Некоторые богословы считали, что необходимо руководствоваться всеми толкованиями одновременно. Однако по этому поводу существуют известные разногласия. Тем не менее, богословы единодушны в том, что к свиткам Корана нельзя прикасаться в состоянии полового осквернения. И только Давуд не разделял этого мнения. Богословы, которые запрещали прикасаться к свиткам Корана при половом осквернении опирались на следующее кораническое откровение: «Воистину, это – благородный Коран, находящийся в хранимом Писании.К нему прикасаются только очищенные». Сура «аль-Вакиа», аяты 77-79.
Однако этот довод можно считать убедительным только в том случае, если местоимение в последнем аяте относится к Корану. Однако совершенно очевидно, что оно относится к сокровенному писанию – Хранимой скрижали, поскольку это существительное ближе к местоимению. А это значит, что очищенными являются ангелы. И если мы признаем это толкование неочевидным, то предыдущее толкование окажется всего лишь предположением. Но даже в этом случае утверждения о том, что человек не может дотрагиваться до Корана в состоянии полового осквернения, являются необоснованными. Очищенным считается тот, кто не является нечистым. А известно, что правоверного нельзя называть нечистым, поскольку в хадисе говорится: «Правоверный не может быть нечистым». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Несправедливо утверждать, что очищенными являются только те, которые очистились от полового осквернения, или менструации, или малого осквернения, или нечистот. Напротив, очищенными считаются те, которые не являются многобожниками. Об этом свидетельствуют коранический аят «Воистину, многобожники являются нечистыми» и упомянутый выше хадис. Об этом также свидетельствует хадис, в котором запрещается брать в дорогу коранический свиток, если мусульманин отправляется во вражескую страну. Следовательно, правоверные всегда являются чистыми, и содержащийся в хадисе запрет не распространяется на них, даже если они находятся в состоянии полового или малого осквернения, страдают менструальным кровотечением или запачканы нечистотами. По словам великого богослова Мухаммада б. Ибрахима аль-Вазира обратные утверждения недопустимы ни в прямом, ни в переносном смысле и не подтверждаются канонами арабского языка. Кто-то может спросить: «Если чистыми являются все, кроме многобожников, то как вы объясните хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом со слов Ибн Аббаса, в котором сообщается о послании Пророка Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), правителю Византии Ираклию? В этом послании говорилось следующее: «От раба и Посланника Аллаха Мухаммада повелителю Рима Ираклию. Мир всем, кто следует верным путем! Я предлагаю тебе принять Ислам. Прими Ислам, и ты обретешь спасение, а Аллах дарует тебе двойное вознаграждение. Если же ты откажешься, то на тебя лягут и грехи твоих хлебопашцев». Далее в этом послании было упомянуто следующее откровение: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами». Сура «Аль Имран», аят 64.
Как объяснить это послание византийцам, которые были поражены нечистью многобожия и полового осквернения, если совершенно очевидно, что они дотрагивались до коранических аятов? » Я считаю, что это предписание касается одного-двух коранических аятов. Многобожникам позволительно прикасаться к такому количеству аятов, если из этого можно извлечь пользу, например, обратить этих многобожников в Ислам. Также можно сказать, что в этом послании коранические аяты были перемешаны с другими словами, и поэтому многобожникам было позволено прикасаться к ним. Это распространяется на толкования священного Корана, в которых не приводятся только аяты и хадисы. Из всего сказанного следует, что священные тексты однозначно запрещают прикасаться к кораническим свиткам только многобожникам. О разногласиях по поводу мусульман в состоянии полового осквернения мы уже упомянули. Похожие разногласия также существуют по поводу мусульман в состоянии малого осквернения. Ибн Аббас, аш-Шааби, ад-Даххак, Зейд б. Али, Давуд и некоторые другие богословы разрешали прикасаться к свитку Корана в состоянии малого осквернения. Имам Йахйа и большинство богословов не разрешали поступать таким образом. При этом они опирались на доводы, которые мы перечислили выше». Аш-Шаукана, «Нейл аль-Аутар», т. 1, стр. 197-198.
[Примечание не из книги]: Заключение. Заключение.
Исходя из всего изложенного, следует, что дозволено читать Коран без малого омовения, в чем нет разногласий среди ученых. Что касается чтения Корана без полного омовения, то относительно этого вопроса есть разногласие, как об этом упоминалось, однако правильным мнением является то, что нет на это также явных запретов.
Что же касается прикосновения к Корану без малого или же большого омовения, то это недозволенно исходя из достоверного хадиса: «Пусть не прикасается к Корану никто, кроме чистого», и мнения сподвижников, которым не противоречил никто из других сподвижников!
Нельзя прикасаться к обложке арабского Корана, если она в одном переплете с Кораном, можно через преграду (как перчатки) прикасаться к Корану и перелистывать страницы Корана с помощью палочки и читать от туда.
Можно прикасаться без омовения к тафсиру Корана и религиозным книгам, в которых аяты Корана на арабском, если в этих книгах букв Корана меньше чем толкования Корана.
Дозволено читать и прикасаться к планшетам, телефонам, компьютеру на которых открыт Коран на арабском языке. Не дозволено заходить в туалет когда на этих устройствах открыт Коран, но когда Коран закрыт можно заходить с этими устройствами в туалет.
Не дозволено неверным давать Коран на арабском яыке. Дозволено неверным давать трогать перевод Корана и другие религиозные книги в которые не являются Кораном.
И в заключении, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров! [Конец примечания].
2. Перед чтением Корана желательно почистить зубы и ротовую полость мисваком – веточкой дерева арак, которую используют в качестве зубочистки. Тем самым, человек проявит уважение к Слову Аллаха, которое он намеревается прочесть. Передают, что Зейд б. Халид рассказывал, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Если бы я не боялся обременить моих последователей, то отложил бы вечерний намаз до конца первой трети ночи и приказал бы им использовать зубочистку перед каждым намазом». [Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи, причем последний назвал его достоверным. См. Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 1, стр. 100-101]. Имам ан-Навави сказал: «Использовать зубочистку желательно в любое время, но особенно желательно в пяти случаях: перед намазом, независимо от того, водой очистился человек или песком или же вообще не очистился, не найдя ни воды, ни песка; при омовении; перед чтением Корана; после просыпания ото сна; при изменении запаха или вкуса во рту». Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 1, стр. 100.
3. Читать Коран следует в чистой одежде и в чистом месте. Безусловно, самым лучшим местом для поклонения Аллаху являются мечети. Тем не менее, чтение Корана дома также является одним из богоугодных занятий, приносящих пользу рабам не только после смерти, но и в мирской жизни. Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Не превращайте свои дома в кладбища! Поистине, сатана избегает дома, в котором читают суру «аль-Бакара». Этот хадис передал Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 325. А в другом хадисе говорится: «Дом, в котором поминают Аллаха, и дом, в котором не поминают Аллаха, подобны живому и мертвому». [Этот хадис передал Муслим со слов Абу Мусы аль-Ашари. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 325].
4. Для чтения Корана желательно по мере возможности повернуться в самом лучшем направлении – лицом к кибле.
5. Перед чтением Корана желательно попросить Аллаха о защите от проклятого сатаны, поскольку Всевышний сказал: «Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха». Сура «ан-Нахль», аят 98. 6. Также желательно произнести слова «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим», которые означают «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! » В хадисе, переданном со слов Абу Хурейры, сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Любое важное дело, которое не начинается именем Аллаха, будет лишено благого конца». [Этот хадис передал аль-Хатыб в книге «аль-Джами», однако он является слабым, поскольку его расскачиком был Ибн аль-Джунди, которого одни знатоки хадисов считали слабым, а другие даже обвиняли в фальсификации хадисов. См. Ибн Усеймин, «Шарх аль-Мумти», т. 1, стр. 4]. Достоверных хадисов на эту тему нет. Тем не менее, богословы считали такой поступок желательным, особенно, если человек собирается читать Коран с начала какой-либо суры.
7. При чтении писания Аллаха следует проявлять смирение и покорность, размышляя над Его словами и задумываясь над их глубоким смыслом. В этом заключается величайшая цель чтения Корана, и благодаря этому облагораживаются души и просветляются умы. Всевышний сказал: «Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки? ». Сура «Мухаммад», аят 24. В другом аяте говорится: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание». Сура «Сад», аят 29.
Читающий Коран не должен отвлекаться на праздные разговоры и занятия, смотреть по сторонам и забавляться. Ему надлежит задумываться над тем, что он произносит, вникать в смысл аятов и содержащихся в них повелений и запретов, размышлять над своими поступками. Вспоминая совершенные ранее грехи, он должен просить прощения и каяться, а, читая о праведных поступках, которые он еще не совершает, он должен утверждать в своей душе намерение восполнить это упущение в ближайшее время. Читая аяты о милости и прощении Аллаха, ему следует радоваться и обращаться к Нему с молитвами и просьбами, а, читая откровения о наказании и мучениях в Аду, он должен трепетать и молить Аллаха о защите. Встречая аяты о совершенных и возвышенных качествах Господа, он должен славить Его, подчеркивая Его абсолютное совершенство, а, читая аяты с молитвами, он должен смиряться и проникаться ими всем сердцем. Безусловно, справиться с этой задачей может только мусульманин, знающий арабский язык и понимающий значения аятов, и поэтому правоверным следует уделять должное внимание изучению арабского языка. А наряду с этим следует читать и даже заучивать краткие и достоверные толкования Корана, позволяющие ощутить дух небесного писания при его чтении. Одним из таких толкований является великолепный труд «Облегчение от Великодушного и Милосердного» шейха Абд ар-Рахмана б. Насира ас-Саади, переведенный на русский язык.
8. Читать Коран надлежит степенно, неторопливо, произнося звуки и слова отчетливо, поскольку Всевышний сказал: «Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша». Сура «аль-Исра», аят 106. Он также сказал: «…И читай Коран размеренным чтением». Сура «аль-Муззаммиль», аят 4. Такое чтение пробуждает сердца, готовит их к восприятию откровения и заставляет их преклоняться перед Аллахом. Оно позволяет вникнуть в смысл аятов и задуматься о них.
9. Читающий Коран должен проявлять усердие и украшать свое чтение голосом. Передают, что Абу Хурейра слышал, как посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Аллах ничему не внимает так, как внимает обладающему красивым голосом пророку, который вслух читает Коран нараспев». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 86.
Имам Ахмад говорил: «Читать Коран нужно красиво, выражая грусть и задумчивость. Именно в этом состоит смысл слов «Аллах ничему не внимает так, как внимает обладающему красивым голосом пророку, который вслух читает Коран нараспев». Аль-Макдиси, «аль-Адаб аш-Шаръийа», т. 1, стр. 741. В хадисе Башира б. аль-Мунзира сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Не относится к нам тот, кто не читает Коран нараспев». [Этот хадис передал Абу Давуд с хорошей цепочкой рассказчиков. См. Ан-Навави, «Рийад ас-Салихин» (1007)]. В хадисе, переданном со слов аль-Бары б. Азиба, сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Украшайте Коран своими голосами». [Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа. Его же пересказывали со слов Абу Хурейры, Ибн Аббаса и Аиши, и шейх аль-Албани назвал его достоверным. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (3580)]. В другом хадисе, переданном с его же слов, говорится: «Я слышал, как во время вечернего намаза пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), читал: «Клянусь смоковницей и оливой…», – и не приходилось мне слушать человека с более приятным голосом, чем у него». [Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 2, стр. 418]. Красивый голос – это милость, которую Аллах дарует тем из рабов, кому пожелает. Однако лишь немногие из тех, кому оказывается такая милость, благодарят за нее своего Господа и пользуются ею так, как Ему угодно. Передают, что Абу Муса рассказывал, что однажды пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал ему: «О Абу Муса, тебе дарована одна из свирелей семейства Давуда! » [Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 337]. Таким эпитетом Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), охарактеризовал прекрасный голос славного сподвижника. Посланнику Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), нравилось слушать, как его сподвижники читают Коран, и это также относится к богоугодным поступкам. Сообщается, что Абдуллах б. Масуд рассказывал: «Однажды пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал мне: «Почитай мне Коран! » Я сказал: «Как же я буду читать его тебе, когда он был ниспослан тебе?! » Он же сказал: «Я люблю слушать его от других». Я стал читать ему суру «ан-Ниса», а когда я дошел до слов «Что же произойдет, когда Мы приведем по свидетелю от каждой общины, а тебя приведем свидетелем против этих? » Сура «ан-Ниса», аят 41. – он сказал: «Довольно! » Я повернулся к нему, и оказалось, что глаза его были переполнены слезами». [Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 117].
Однако богословы отмечали, что читать Коран нараспев не означает распевать его так, как поют песни. Кадий Ийад сказал: «Богословы разошлись во мнениях относительно мелодичного чтения Корана. Малик и большинство богословов считали это нежелательным, поскольку это отдаляет человека от основной цели Корана – смирения и размышления. Но Абу Ханифа и некоторые ранние богословы, опираясь на хадисы, разрешали читать Коран нараспев, поскольку это смягчает сердца, порождает страх и привлекает людей». Аль-Макдиси, «аль-Адаб аш-Шаръиййа», т. 1, стр. 745. А шейх-уль-ислам Ибн Теймиййа писал: «Мелодичное чтение Корана, подобное распеванию песен, нежелательно и является ересью, о чем говорили Малик, аш-Шафии, Ахмад б. Ханбал и другие имамы». Аль-Макдиси, «аль-Адаб аш-Шаръиййа», т. 1, стр. 745.
10. Однако стремление приукрасить чтение голосом не должно мешать соблюдению всех правил чтения Корана. Читающий откровения должен удлинять звуки там, где их следует удлинять, и выполнять все остальные предписания таджвида. Передают, что Анаса б. Малика спросили: «Как читал Коран пророк, (да благословит его Аллах и приветствует)? » Он сказал: «Он удлинял определенные звуки». После этого он прочитал: «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим», протяжно прочитав слова «би-сми-лляхи», и слово «ар-рахмани», и слово «ар-рахим». [Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 113].
11. При чтении аятов о мучениях в Аду желательно просить у Аллаха избавления от наказания, при чтении аятов о вознаграждении в Раю следует молить Его о милости и великодушии, а при чтении молитв следует смиренно обращаться к Нему с этими молитвами. Передают, что Хузейфа рассказывал: «Однажды ночью я совершал намаз вместе с пророком, (да благословит его Аллах и приветствует), и он начал читать «аль-Бакару». Я подумал, что он совершит поклон после ста аятов, но он продолжил. Я решил, что он прочтет ее полностью за два раката, но он продолжил. Я подумал, что он совершит поклон, закончив ее, но он вновь продолжил и начал читать «ан-Ниса». Завершив ее, он начал читать суру «Аль Имран». Он читал ее степенно. Читая аят, содержащий прославление Аллаха, он славил Его; читая аят, содержащий молитву, он взывал к Нему; а читая аят, содержащий мольбу о защите, он просил защитить его. Затем он совершил поясной поклон и сказал: «Пречист Великий Господь мой! » Его поясной поклон длился почти столько же, что и стояние. Затем он произнес: «Аллах слышит того, кто восхваляет Его! Господь наш, хвала Тебе! » Затем он долго стоял и простоял почти столько же времени, что он находился в поясном поклоне. Затем он совершил земной поклон и сказал: «Пречист Всевышний Господь мой! » И его земной поклон длился почти столько же, что и стояние». [Этот хадис передали Ахмад, Муслим и ан-Насаи. См. Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 2, стр. 521].
12. Похвально, когда читающий Коран плачет, и, если откровения не могут вызвать у человека слезы, он должен задуматься о своих поступках, вспомнить о смерти и будущей жизни и представить себя перед Господом в День воскресения, когда каждый грешник пожелает, чтобы между ним и его деяниями была непреодолимая пропасть. Ему следует осознать свою бесконечную нужду в милости и прощении Всевышнего и сделать все для того, чтобы его сердце смягчилось, а на глазах его выступили слезы, поскольку Господь миров любит, когда рабы плачут, вспоминая о Нем.
Всевышний сказал: «Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами по причине истины, которую они узнают». Сура «аль-Маида», аят 83. В другом аяте говорится: «Они падают ниц, касаясь земли подбородками и рыдая. И это приумножает их смирение». Сура «аль-Исра», аят 109. Передают, что Абу Салих рассказывал: «Однажды группа жителей Йемена приехала к Правдивейшему Абу Бакру. Читая Коран, они плакали, и Правдивейший Абу Бакр сказал: «Такими же были и мы, пока наши сердца не почерствели». Аль-Адави, «аль-Байан фи Ахкам Тилават аль-Куран», стр. 58.
13. Читать Коран следует не громко и не шепотом. Всевышний сказал: «Не совершай свой намаз громко и не совершай его шепотом, а выбери среднее между этим». Сура «аль-Исра», аят 110. В достоверном хадисе сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Читающий Коран вслух подобен тому, кто раздает пожертвования открыто, а читающий Коран про себя подобен тому, кто раздает пожертвования тайно». [Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи со слов Укбы б. Амира, а аль-Хаким – со слов Муаза б. Джабала. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (3105)].
14. Читать коранические откровения желательно одним из достоверных способов чтения, даже если чтецу известно несколько из них.
15. После прочтения некоторых аятов желательно совершить земной поклон, поскольку так поступал пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует). Всего таких аятов в Коране – пятнадцать, и все они помечены определенными значками.
Передают, что Абдуллах б. Умар рассказывал: «Когда пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), читал суру, в которой есть земной поклон, он падал ниц, и мы падали ниц вместе с ним, а некоторые из нас даже не могли найти место для того, чтобы положить лоб». [Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и Абу Давуд. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 80]. Передают также, что Ибн Умар рассказывал: «Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), читал нам Коран, когда же он проходил место земного поклона, он возвеличивал Аллаха и падал ниц, и мы тоже падали ниц». [Этот хадис передал Абу Давуд. См. Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 3, стр. 99]. Сура 7 «аль-Араф», аят 206. Сура 13 «ар-Рад», аят 15. Сура 16 «ан-Нахль», аят 50. Сура 17 «аль-Исра», аят 109. Сура 19 «Марьям», аят 58. Сура 22 «аль-Хаджж», аят 18. 7 Сура 22 «аль-Хаджж», аят 77*. Сура 27 «ан-Намль», аят 26. Сура 32 «ас-Саджда», аят 15. Сура 38 «Сод», аят 24. Сура 41 «Фуссылат», аят 38. Сура 53 «ан-Наджм», аят 62. Сура 96 «аль-Алак», аят 19. Передают также, что Абу Хурейра рассказывал: «Мы совершали земные поклоны вместе с пророком, (да благословит его Аллах и приветствует), когда читали суры «Когда небо разверзнется…» («аль-Иншикак») и «Читай во имя Господа твоего» («аль-Аляк»)». [Этот хадис передал Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 81].
Передают также, что Ибн Аббас рассказывал: «Повеления совершать земной поклон в суре «Сад» не было, но я видел, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), поступал так». [Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 2, стр. 713].
Передают также, что Абдуллах б. Масуд рассказывал, что однажды пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), читал суру «ан-Наджм» и совершил земной поклон. Все, кто был рядом с ним, тоже поклонились, и только старый мужчина взял горсть камешек или горсть земли и поднял ее до своего лба со словами: «С меня хватит и этого». Абдуллах говорил: «Воистину, впоследствии я видел, как он был убит, будучи неверующим». [Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи и Абу Давуд. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 80].
В другом хадисе, переданном аль-Бухари со слов Зейда б. Сабита, говорится: «Я прочел Пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), суру «ан-Наджм», и он не совершил земного поклона». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 2, стр. 716.
А в другом длинном хадисе сообщается, что Умар б. аль-Хаттаб сказал: «О люди! Мы читаем аяты, после которых следует совершать земные поклоны. Кто совершает эти поклоны, тот поступает правильно. А кто не делает этого, тот не совершает греха». Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 2, стр. 719.
Из этих и многих других сообщений следует, что земные поклоны во время чтения Корана узаконены шариатом, и между богословами нет разногласий по этому поводу. Совершать их можно как во время намаза, так и в другое время. Большинство богословов считают их желательными, но не обязательными. Богословы ханифитского толка, руководствуясь своей терминологией, считают их важными (ваджиб), но не обязательными (фард). Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 83.
Некоторые богословы считали, что при совершении земных поклонов во время чтения Корана обязательно соблюдать несколько условий: находиться в состоянии ритуальной чистоты, поворачиваться лицом в сторону киблы и прикрывать части тела, которые должны быть прикрытыми (аурат).
Что касается ритуальной чистоты, то имам аш-Шаукани писал, что в священных текстах нет ясных указаний на необходимость соблюдения этого условия. Известно, что Абдуллах б. Умар совершал эти поклоны без омовения. Кроме того, в достоверных хадисах сообщается, что вместе с посланником Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), эти поклоны совершали все, кто находился рядом с ним. При этом он не велел им совершить омовение, и трудно представить, что в это время все они находились в состоянии ритуального очищения. Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 3, стр. 100.
Что же касается обращения лицом в сторону киблы и прикрытия аурата, то эти предписания следует соблюдать по мере возможности. По некоторым сообщениям, богословы были единодушны по этому поводу. Ас-Сейид Сабик, «Фикх ас-Сунна», т. 1, стр. 166.
Также следует знать, что в земных поклонах во время чтения Корана желательно читать молитвы, которые читал посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует). Передают, что Аиша рассказывала, что ночью, во время совершения земных поклонов при чтении Корана, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), говорил: «Мой лик пал ниц перед Тем, Кто сотворил его, придал ему облик и наделил его слухом и зрением благодаря Своей силе и Своему могуществу». [Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи. См. Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 3, стр. 99].
1 6. Если во время чтения Корана человек хочет зевнуть, ему следует прекратить читать Коран до тех пор, пока зевота не пройдет, поскольку зевота – от сатаны. Аль-Бухари передал хадис Абу Хурейры, в котором сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Воистину, Аллах любит чихание и не любит зевоту, и если кто-нибудь из вас чихнет и воздаст хвалу Всевышнему Аллаху, то каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать: «Да помилует тебя Аллах! » Что же касается зевоты, то она – от сатаны, и если кому-нибудь из вас захочется зевнуть, пусть он подавляет зевоту, пока может, ибо, когда любой из вас зевает, сатана смеется над ним». Ан-Навави, «Рийад ас-Салихин» (878). В другом восходящем хадисе, переданном со слов Абу Саида, говорится: «Если кто-нибудь из вас захочет зевнуть, пусть прикроет рот рукой, ибо сатана может проникнуть в него». [Этот хадис передал Муслим. См. Ан-Навави, «Рийад ас-Салихин» (884)].
17. Желательно читать Коран от начала до конца, поскольку именно так поступали посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижники и праведные богословы. Тальха б. Мусарриф рассказывал: «Я встречал праведников из числа первых мусульман, и им нравилось завершать чтение всего Корана в начале ночи или в начале дня. Они говорили, что если ты завершаешь читать Коран в начале дня, то ангелы благословляют тебя до вечера, а если ты завершаешь читать его в начале ночи, то ангелы благословляют тебя до утра». [Об этом сообщил Ибн Абу Давуд. См. Аль-Макдиси, «аль-Адаб аш-Шаръийа», т. 1, стр. 727].
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы