Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сура 25 «аль-Фуркан», аят 60.
Сура 27 «ан-Намль», аят 26. Сура 32 «ас-Саджда», аят 15. Сура 38 «Сод», аят 24. Сура 41 «Фуссылат», аят 38. Сура 53 «ан-Наджм», аят 62. Сура 84 «аль-Иншикак», аят 21. Сура 96 «аль-Алак», аят 19. Передают также, что Абу Хурейра рассказывал: «Мы совершали земные поклоны вместе с пророком, (да благословит его Аллах и приветствует), когда читали суры «Когда небо разверзнется…» («аль-Иншикак») и «Читай во имя Господа твоего» («аль-Аляк»)». [Этот хадис передал Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 81].
Передают также, что Ибн Аббас рассказывал: «Повеления совершать земной поклон в суре «Сад» не было, но я видел, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), поступал так». [Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 2, стр. 713].
Передают также, что Абдуллах б. Масуд рассказывал, что однажды пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), читал суру «ан-Наджм» и совершил земной поклон. Все, кто был рядом с ним, тоже поклонились, и только старый мужчина взял горсть камешек или горсть земли и поднял ее до своего лба со словами: «С меня хватит и этого». Абдуллах говорил: «Воистину, впоследствии я видел, как он был убит, будучи неверующим». [Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи и Абу Давуд. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 80].
В другом хадисе, переданном аль-Бухари со слов Зейда б. Сабита, говорится: «Я прочел Пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), суру «ан-Наджм», и он не совершил земного поклона». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 2, стр. 716.
А в другом длинном хадисе сообщается, что Умар б. аль-Хаттаб сказал: «О люди! Мы читаем аяты, после которых следует совершать земные поклоны. Кто совершает эти поклоны, тот поступает правильно. А кто не делает этого, тот не совершает греха». Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 2, стр. 719.
Из этих и многих других сообщений следует, что земные поклоны во время чтения Корана узаконены шариатом, и между богословами нет разногласий по этому поводу. Совершать их можно как во время намаза, так и в другое время. Большинство богословов считают их желательными, но не обязательными. Богословы ханифитского толка, руководствуясь своей терминологией, считают их важными (ваджиб), но не обязательными (фард). Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 83.
Некоторые богословы считали, что при совершении земных поклонов во время чтения Корана обязательно соблюдать несколько условий: находиться в состоянии ритуальной чистоты, поворачиваться лицом в сторону киблы и прикрывать части тела, которые должны быть прикрытыми (аурат).
Что касается ритуальной чистоты, то имам аш-Шаукани писал, что в священных текстах нет ясных указаний на необходимость соблюдения этого условия. Известно, что Абдуллах б. Умар совершал эти поклоны без омовения. Кроме того, в достоверных хадисах сообщается, что вместе с посланником Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), эти поклоны совершали все, кто находился рядом с ним. При этом он не велел им совершить омовение, и трудно представить, что в это время все они находились в состоянии ритуального очищения. Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 3, стр. 100.
Что же касается обращения лицом в сторону киблы и прикрытия аурата, то эти предписания следует соблюдать по мере возможности. По некоторым сообщениям, богословы были единодушны по этому поводу. Ас-Сейид Сабик, «Фикх ас-Сунна», т. 1, стр. 166.
Также следует знать, что в земных поклонах во время чтения Корана желательно читать молитвы, которые читал посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует). Передают, что Аиша рассказывала, что ночью, во время совершения земных поклонов при чтении Корана, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), говорил: «Мой лик пал ниц перед Тем, Кто сотворил его, придал ему облик и наделил его слухом и зрением благодаря Своей силе и Своему могуществу». [Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи. См. Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 3, стр. 99].
1 6. Если во время чтения Корана человек хочет зевнуть, ему следует прекратить читать Коран до тех пор, пока зевота не пройдет, поскольку зевота – от сатаны. Аль-Бухари передал хадис Абу Хурейры, в котором сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Воистину, Аллах любит чихание и не любит зевоту, и если кто-нибудь из вас чихнет и воздаст хвалу Всевышнему Аллаху, то каждый мусульманин, услышавший это, должен будет сказать: «Да помилует тебя Аллах! » Что же касается зевоты, то она – от сатаны, и если кому-нибудь из вас захочется зевнуть, пусть он подавляет зевоту, пока может, ибо, когда любой из вас зевает, сатана смеется над ним». Ан-Навави, «Рийад ас-Салихин» (878). В другом восходящем хадисе, переданном со слов Абу Саида, говорится: «Если кто-нибудь из вас захочет зевнуть, пусть прикроет рот рукой, ибо сатана может проникнуть в него». [Этот хадис передал Муслим. См. Ан-Навави, «Рийад ас-Салихин» (884)].
17. Желательно читать Коран от начала до конца, поскольку именно так поступали посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижники и праведные богословы. Тальха б. Мусарриф рассказывал: «Я встречал праведников из числа первых мусульман, и им нравилось завершать чтение всего Корана в начале ночи или в начале дня. Они говорили, что если ты завершаешь читать Коран в начале дня, то ангелы благословляют тебя до вечера, а если ты завершаешь читать его в начале ночи, то ангелы благословляют тебя до утра». [Об этом сообщил Ибн Абу Давуд. См. Аль-Макдиси, «аль-Адаб аш-Шаръийа», т. 1, стр. 727].
Для праведных мусульман завершение чтения Корана полностью было знаменательным событием, поскольку они знали о щедрой награде, обещанной тем, кто поступает так. Ибн Абу Шейба рассказывал, что Анас б. Малик, когда завершал чтение Корана полностью, собирал всех своих жен и детей вместе. То же самое передают от имени Ибн Масуда и других. [Аль-Макдиси, «аль-Адаб аш-Шаръийа», т. 1, стр. 727-728].
Передают, что Абдуллах б. Амр рассказывал, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал ему: «Читай Коран за месяц». Он сказал: «Я чувствую в себе силу на большее». Тогда он сказал: «Тогда читай его за семь дней и не делай этого быстрее». Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 119.
В другом хадисе от Ибн Умара сообщается, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Кто читает Коран быстрее, чем за три дня, тот не понимает его». [Этот хадис передали Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (7743)].
Абу Убейд же передал слова Аиши о том, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), не читал Коран полностью быстрее, чем за три дня. Поэтому Ахмад, Абу Убейд, Исхак б. Рахавейх и многие другие предпочитали не читать Коран быстрее, чем за три дня. Тем не менее, известно, что многие ранние мусульмане поступали так. Ан-Навави же сказал: «Я считаю, что это зависит от самих людей. Если человек обладает хорошими способностями и может концентрировать свои мысли, то для него желательно ограничиваться тем сроком, который позволит ему добиться желаемого, поразмыслив над аятами и уяснив их смысл. То же самое относится к тем, кто приобретает знания или трудится во благо религии и мусульман. Для него желательно читать Коран за тот срок, который позволит ему постичь смысл откровений. Если же человек не обладает такими способностями, то ему лучше читать столько, сколько ему по силам, чтобы Коран не наскучивал ему, и чтобы он не тараторил его. А лучше всего об этом известно Аллаху! » Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 121.
18. После прочтения Корана не следует говорить: «Правдив Великий Аллах! », потому что пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), не поступал так. Нет ни одного достоверного сообщения о том, что так поступал кто-либо из его сподвижников. Напротив, достоверные хадисы свидетельствуют об обратном. Передают, что Абдуллах б. Масуд рассказывал: «Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал мне: «Прочти мне Коран! » Я сказал: «О посланник Аллаха, неужели я буду читать его тебе, тогда как он тебе ниспослан? » Он ответил: «Да». Тогда я начал читать ему суру «ан-Ниса», пока не дошел до слов: «Что же произойдет, когда Мы приведем по свидетелю от каждой общины, а тебя приведем свидетелем против этих? » Сура «ан-Ниса», аят 41. Тут он сказал: «Пока хватит». Я повернулся к нему, и ему глаза были наполнены слезами». [Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 117].
К широко распространенным поступкам, которых должны избегать мусульмане, также относится целование свитка Корана. Ни Коран, ни Сунна не велят мусульманам поступать так, и достоверно известно, что пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), не целовал записи с аятами Аллаха. Следовательно, такой поступок является ересью, которая отвергается Всевышним Аллахом. Передают, что Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Если кто-нибудь принесет в это дело наше то, что к нему не относится, то это будет отвергнуто». [Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ахмад, Абу Давуд, Ибн Маджа, причем текст его принадлежит аль-Бухари. См. Ан-Навави, «Рийад ас-Салихин», стр. 87].
Из этого следует, что если даже человек целует свиток Корана для того, чтобы возвеличить Слово Аллаха и выказать смирение перед Ним, то этот поступок не принесет ему пользы, а лишь навредит ему, потому что посланник, (да благословит его Аллах и приветствует), не делал этого и не пытался приблизиться к Аллаху таким путем. Безусловно, он лучше всех нас знал, как можно снискать благоволение Господа, и ему не составило бы труда поцеловать записи с кораническими аятами. Однако он не делал этого, и мусульмане должны брать с него пример и не совершать поступков, которые противоречат его прямой дороге. Единственным предметом, который пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), целовал с целью приблизиться к Аллаху, был черный камень, заложенный в одном из йеменских углов Каабы. Ислам поощряет целование черного камня во время обхода вокруг Каабы, потому что такой поступок подтверждается достоверными хадисами. Передают, что Аббас б. Рабиа рассказывал, что видел, как Умар б. аль-Хаттаб поцеловал черный камень и сказал: «Поистине, я знаю, что ты – всего лишь камень, который не причиняет вред и не приносит пользу. И если бы я не видел, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), целовал тебя, то я бы не стал делать этого». [Аль-Албани, «Сахих ат-таргиб ва ат-Тархиб» (1/94/41)]. Что же касается целования Корана, то оно не имеет никакого основания в пречистом шариате Аллаха.
19. Наконец, слушающим Коран также полагается придерживаться определенных правил. Они должны вести себя смиренно, внимательно вслушиваться в слова Аллаха и размышлять над ними, соблюдать тишину, избегать празднословия и смеха до тех пор, пока чтение Корана не будет завершено. Всевышний сказал: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют». Сура «аль-Араф», аят 204.
Шейх ас-Саади в толковании этого аята писал: «Это предписание распространяется на каждого, кто слышит чтение писания Аллаха. Каждый мусульманин обязан слушать коранические аяты и хранить молчание. Под хранением молчания подразумевается прерывание разговоров и прекращение всех дел, которые отвлекают человека от слушания аятов. А под слушанием аятов подразумевается внимательное слушание откровений и размышление над ними. И если человек выполняет эти два предписания, когда рядом с ним читают писание Аллаха, то он обретает великое добро, приобретает огромные познания, обновляет свою веру, укрепляется на прямом пути и становится более проницательным в делах своей религии. Именно поэтому Аллах связал обретение Божьей милости с этими двумя предписаниями. Из всего сказанного также следует, что если человек не прислушивается к кораническим откровениям, когда их читают возле него, и не хранит молчание, то он лишается огромного блага и великой милости. Следует знать, что еще более важным является предписание внимать кораническим откровениям и хранить молчание во время намазов, которые читаются вслух. Когда имам читает Коран вслух, то молящиеся позади него должны молча внимать ему, и некоторые богословы даже считали, что молчать для них предпочтительнее, чем читать суру «аль-Фатиха». Ас-Саади, «Тайсир аль-Карим ар-Рахман», стр. 276. Нам осталось лишь коснуться важного вопроса, который часто возникает у мусульман в последнее время в связи с распространением аудиокассет с записью различных коранических сур. Этот вопрос задали шейху Мухаммаду Насир ад-Дину аль-Албани: «Каково отношение шариата к поведению людей, которые беседуют друг с другом и не слушают чтение священного Корана, когда его воспроизводит магнитофон? Совершает ли грех кто-либо из присутствующих, или же его совершает тот, кто включил магнитофон? » Шейх Мухаммад Насир ад-Дин сказал: «Ответ на этот вопрос зависит от рода собрания, на котором магнитофон воспроизводит чтение Корана. Если это происходит на собрании, где изучают науки, поминают Аллаха и читают Коран, то присутствующие обязаны внимательно слушать его. А всякий, кто не делает этого, совершает грех, потому что он противится сказанному Всевышним и Всеблагим Аллахом в Коране: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют». Если же это не происходит на собрании, на котором изучают науки, поминают Аллаха и читают Коран, например, если человек работает дома, или занимается, или читает, то в этом случае не разрешается включать магнитофон и воспроизводить запись Корана так громко, чтобы ее могли слышать присутствующие в доме или на собрании. В таком положении они не обязаны слушать чтение Корана, потому что они не собрались с этой целью. Ответственность несет тот, кто прибавляет звук магнитофона так, чтобы его слышали другие, потому что он ставит людей в трудное положение и заставляет их слушать Коран тогда, когда они не готовы его слушать». Аль-Албани, «Кейфа Нуфассир аль-Куран аль-Карим», стр. 17-18.
О заработке на Коране.
В предыдущей главе мы рассмотрели правила этикета, которые необходимо соблюдать при чтении Корана. Как и все остальные обряды поклонения, чтение Корана зачитывается, как благодеяние, только тогда, когда человек соблюдает два важнейших условия: читает Коран искренне ради Аллаха и делает это так, как этому учил пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует). Соблюдая эти условия, человек выполняет требования свидетельства «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха». Он искренне поклоняется одному Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей и надеясь только на Его благоволение, и делает это так, как это угодно Самому Аллаху, и как это делал Его возлюбленный посланник, (да благословит его Аллах и приветствует). В священном Коране по этому поводу говорится: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера». Сура «аль-Беййина», аят 5. Всевышний также сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и не делайте тщетными ваши деяния». Сура «Мухаммад», аят 33.
Как видно, в первом аяте говорится об искренности в служении Аллаху, а во втором – о необходимости поклоняться Аллаху так, как приказывал пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует). На эту тему есть много других коранических аятов и достоверных хадисов. И поэтому мусульманин должен читать Коран только ради Аллаха, не имея корыстных целей или намерения приобрести благодаря этому мирские блага. Он должен помнить о том, что награда у Аллаха лучше и долговечнее земного богатства, и должен стремиться к милости своего Господа и благополучию в Последней жизни.
Передают, что Ибн Имран рассказывал, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Кто прочел Коран, пусть ради этого обращается с просьбой к Аллаху, потому что придут люди, которые будут читать Коран и просить ради этого у людей». [Этот хадис передал ат-Тирмизи, и шейх аль-Албани назвал его достоверным. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (6467); «Силсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (257)].
Передают также, что Абу Саид аль-Худри рассказывал, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Обучайтесь Корану и просите за это у Аллаха Рай, пока ему не обучатся люди, которые будут просить за это мирские блага. Воистину, трое изучают Коран: тот, кто хвастается им; тот, кто посредством него просит поесть; и тот, кто читает его ради Аллаха». [Этот хадис передали Ибн Наср в книге «Кийам аль-Лейл» и аль-Багави в книге «Шарх ас-Сунна». Шейх аль-Албани сказал, что цепочка его рассказчиков является слабой, потому что одним из них был Ибн Лухейа, признанный слабым. Тем не менее, хадис усиливается другими похожими сообщениями. См. Аль-Албани, «Силсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (258)].
В другом хадисе сообщается, что Джабир рассказывал, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Читайте Коран и стремитесь посредством него к Всевышнему Аллаху, пока не придут люди, которые будут ставить его так, как ставят гадальные стрелы, желая получить благодаря нему ближнюю жизнь и не желая получить жизнь будущую». [Этот хадис передали Ахмад и Абу Давуд, и шейх аль-Албани назвал его хорошим. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (1167); «Силсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (259)].
А в хадисе Муавийи б. Абу Суфйана сообщается, что он слышал, как посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Читайте Коран, и не ешьте посредством него, и не приумножайте богатство посредством него, и не избегайте его, и не излишествуйте по поводу него». [Этот хадис передали Ахмад, ат-Тахави, ат-Табарани в «аль-Аусате» и Ибн Асакир, а шейх аль-Албани назвал цепочку его рассказчиков достоверной. См. Аль-Албани, «Силсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (260)].
В другом же хадисе сообщается, что Абд аль-Малик б. Марван сказал Исмаилу б. Убейдуллаху: «Исмаил, обучи моего сына, и я одарю и вознагражу тебя! » Исмаил сказал: «О повелитель правоверных! Как же так, если Умм ад-Дарда рассказывала мне со слов Абу ад-Дарды, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Кто возьмет за обучение Корану лук, на того Аллах наденет лук из Огня в День воскресения». [Этот хадис передали Ибн Асакир и аль-Бейхаки. Ат-Туркумани назвал цепочку его рассказчиков сильной, и с этим согласился аль-Албани. См. Аль-Албани, «Силсилят аль-Ахадис ас-Сахиха» (256)].
Опираясь на эти и некоторые другие хадисы, Ата, ад-Даххак б. Кейс, аз-Зухри, Абу Ханифа, Ахмад, Исхак, Абдуллах б. Шакик и другие богословы считали, что брать плату за обучение Корану категорически запрещается, независимо от возраста обучаемого. Богословы хадавитского толка отмечали, что запрещается брать плату только с совершеннолетних обучаемых, потому что они, в отличие от детей, обязаны обучиться чтению Корана.
Тем не менее, большинство законоведов придерживалось иного мнения и разрешало брать плату за обучение Корану. Они отвечали на доводы своих оппонентов и приводили в подтверждение своей точки зрения хадис, рассказанный со слов Ибн Аббаса: «Группа сподвижников пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), проходила мимо оазиса, один из жителей которого был укушен скорпионом. К ним навстречу вышел житель оазиса и сказал: «Есть ли среди вас умеющий читать заклинания? В оазисе есть человек, которого укусил скорпион». Один из сподвижников отправился и прочел ему суру «аль-Фатиха» за несколько овец. Больной выздоровел, и он привел овец к своим спутникам. Им это не понравилось, и они сказали: «Ты же взял плату за писание Аллаха! » Когда же они прибыли в Медину, они сказали: «О посланник Аллаха! Он взял плату за писание Аллаха». Посланник Аллаха же, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Самым достойным заработком является то, что заработано на писании Аллаха». [Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 10, стр. 244-245].
Из всех упомянутых хадисов на эту тему следует, что разрешается брать плату за правильное чтение и произношение коранических аятов, а также за чтение заклинаний, содержащих коранические аяты, но запрещается брать плату за обучение Корану. По мнению имама аш-Шаукани, это – самый предпочтительный способ совмещения всех хадисов на эту тему. Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 5, стр. 326. А лучше всего об этом известно Аллаху!
Чтение Корана в намазе.
Ранее мы коснулись важного вопроса о чтении Корана во время намазов. Хорошо известно, что читать Коран следует в каждом ракате намаза во время стояния. В первом ракате намаза чтение Корана открывается испрашиванием защиты у Аллаха от проклятого сатаны. В хадисе Абу Саида аль-Худри сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), вставая на намаз, открывал его вступительной молитвой, а затем говорил: «Прибегаю к Аллаху, Слышащему, Знающему, от проклятого сатаны, от его наущений, от его дуновений и от его поплевываний». [Этот хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи с хорошей цепочкой рассказчиков. См. Аль-Албани, «Сыфат Салят ан-Наби», стр. 96].
Ибн Маджа передал слова Амра б. Мурры аль-Джамали о том, что поплевывания сатаны – это стихи, его дуновение – это высокомерие, а его наущения – это безумие. Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 2, стр. 492. Стихи названы поплевыванием сатаны, потому что он вдохновляет поэтов восхвалять одних и оскорблять других, возвеличивать одних и унижать других, представляя истину ложью, а ложь – истиной, и придумывая то, чего нет в действительности. Высокомерие названо дуновением сатаны, потому что надменный гордец кичливо задирает нос и смотрит на других свысока. А безумие названо наущением дьявола, потому что он продолжает наущать своих приспешников до тех пор, пока не вводит их в заблуждение или не лишает их рассудка.
Из хадисов на эту тему следует, что прибегать к защите Аллаха от сатаны следует только в первом ракате намаза. Тем не менее, аль-Хасан аль-Басри, Ата и Ибрахим считали, что желательно читать эту молитву в каждом ракате, поскольку в Коране говорится: «Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха». Сура «ан-Нахль», аят 98. Но лучше ограничиваться тем, что упоминается в достоверной Сунне. Об этом писал имам аш-Шаукани. Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 2, стр. 493.
После прибегания к защите Аллаха следует читать суру «аль-Фатиха», которая является одним из столпов или обязательных условий правильности намаза. Передают, что Убада б. ас-Самит рассказывал, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Не совершил намаз тот, кто не прочел суру, открывающую писание». [Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. В другой версии хадиса говорится: «Не засчитывается намаз тому, кто не прочел суру, открывающую Писание». Ее передал ад-Даракутни, назвав цепочкую ее рассказчиков достоверной. См. Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 2, стр. 503]. А в восходящем хадисе, переданном Муслимом и Абу Аваной со слов Аиши, говорится: «Если кто-нибудь совершил намаз, не прочитав в нем Мать Писания, [Имеется в виду сура «аль-Фатиха»] то он является несовершенным, то он является несовершенным, то он является несовершенным, неполным». Аль-Албани, «Сыфат Салят ан-Наби», стр. 97.
Все эти хадисы свидетельствуют о том, что чтение суры «аль-Фатиха» является обязательным условием правильности намаза. Этого мнения придерживались Малик, аш-Шафии и большинство сподвижников и их последователей. Богословы ханифитского толка считали, что она является важной (ваджиб), но не относится к обязательным условиям намаза (фард), потому что повеление читать суру «аль-Фатиха» в намазе дошло в Сунне. Согласно их убеждениям, к обязательным условиям относятся только те повеления, которые упомянуты в Коране. Всевышний сказал: «Читайте же из Корана то, что необременительно для вас». Сура «аль-Муззаммиль», аят 20.
Поэтому они считают обязательным условием намаза прочтение любого отрывка из Корана. Что же касается суры «аль-Фатиха», чтение которой предписано Сунной, то читать ее в намазе обязательно, но если молящийся не сделает этого, то он совершит грех, хотя его намаз будет засчитан ему. Безусловно, это мнение является слабым, поскольку из него следует, что намаз без суры «аль-Фатиха» засчитывается, тогда как пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал, что он не засчитывается. Что же касается аята из суры «аль-Муззаммиль», то в нем идет речь о чтении Корана во время дополнительных ночных намазов. Тем не менее, если человек не в состоянии выучить суру «аль-Фатиха» наизусть и читать ее в намазе, то ему разрешается вместо этого восхвалить Аллаха и воздать Ему хвалу. В длинном хадисе Рифаата б. Рафиа о том, как посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), обучал человека правилам совершения намаза, говорится: «Если ты знаешь Коран, то читай его. В противном же случае воздай хвалу Аллаху, возвеличь Его и засвидетельствуй Его единство, а затем соверши поясной поклон». [Этот хадис передали Абу Давуд, ан-Насаи и ат-Тирмизи, причем последний назвал его хорошим. См. Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 2, стр. 517].
А в другом хадисе, переданном Ахмадом, Абу Давудом и ан-Насаи со слов Абдуллаха б. Абу Ауфы, сообщается, что некий мужчина к пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), и сказал: «Я не в состоянии запомнить что-либо из Корана. Научи же меня тому, что засчитается мне». Он сказал: «Скажи: «Субхана-ллах! Валь-хамду лиллях! Валя иляха илляллах! Ва-ллаху акбар! Валя хауля валя куввата илля би-ллях! » Эти слова означают: «Пречист Аллах! И хвала Аллаху! И нет божества, кроме Аллаха! И превелик Аллах! И нет силы и могущества, кроме как от Аллаха! » [Ад-Даракутни, Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали хадис достоверным, и с этим согласился шейх аль-Албани в книге «Сахих Абу Давуд». См. Ас-Санани, «Субуль ас-Салам» с комментариями к хадисам из книг шейха аль-Албани, т. 1, стр. 448].
Опираясь на достоверные хадисы, богословы считали, что читать суру «аль-Фатиха» обязательно в каждом ракате намаза. Ан-Навави и Ибн Хаджар сообщили, что этого мнения придерживалось большинство ученых. В известном хадисе о молящемся, который совершал намаз с ошибками, сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал ему: «И поступай таким образом в каждом ракате». А в хадисе, переданном аль-Бухари со слов Абу Катады, говорится, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), читал суру «аль-Фатиха» в каждом ракате. Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 2, стр. 506.
Однако между богословами были разногласия относительно чтения суры «аль-Фатиха» во время группового намаза позади имама. Следует знать, что в первых двух ракатах пятничного, рассветного, закатного и вечернего обязательных намазов желательно, чтобы имам, руководящий групповым намазом, и совершающий намаз в одиночку читали Коран вслух. Единое мнение богословов по этому вопросу пересказывали ан-Навави, Ибн Хазм, Ибн Теймиййа Аль-Албани, «Ирва аль-Галил», т. 2, стр. 63.
Законоведы ханифитского толка считали, что совершающий намаз позади имама не должен читать Коран ни тогда, когда имам читает Коран вслух, ни тогда, когда он читает Коран про себя. Они опирались на хадис Укбы б. Амира, в котором говорится: «Если кто-нибудь совершает намаз вместе с имамом, то чтение имама засчитывается и ему». [Этот хадис передали Ахмад и Ибн Маджа, и шейх аль-Албани назвал его хорошим. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (6487)]. Однако это мнение является несильным, потому что этот хадис имеет общий смысл, который конкретизируется другими достоверными преданиями.
Зейд б. Али, Исхак б. Рахавейх, Ахмад, Малик и многие другие богословы считали, что молящийся позади имама не должен читать суру «аль-Фатиха», если имам читает Коран вслух. Это мнение подтверждается целым рядом священных текстов.
Всевышний сказал: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют». Сура «аль-Араф», аят 204. Ибн Аббас в толковании этого аята сказал: «Это относится к предписанным (т.е. обязательным) намазам». [Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 2, стр. 373].
Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Имам назначается для того, чтобы с него брали пример, и если он возвеличивает Аллаха, то и вы возвеличивайте Аллаха, если он читает Коран, то вы молчите и слушайте, а если он говорит: «Аллах слышит того, кто восхваляет Его! » – то говорите: «Господь наш! Хвала Тебе! » [Этот хадис передал ан-Насаи, а шейх аль-Албани назвал его достоверным. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (2358)].
В другом хадисе Абу Хурейры говорится: «Однажды посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), совершил намаз, в котором он прочел Коран вслух, а затем сказал: «Кто-нибудь из вас читал Коран вместе со мной сейчас? » Один мужчина сказал: «Да, о посланник Аллаха! » Он сказал: «Я же говорю, что кто-то соперничает со мной в чтении Корана! » Услышав эти слова от посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), люди перестали читать Коран вместе с ним, когда он читал Коран вслух. Этот хадис передали Малик, Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи, причем последний назвал хадис хорошим. Аль-Албани, «Сыфат Салят ан-Наби», стр. 99.
Это мнение является сильным, однако все упомянутые доводы имеют общий смысл, который конкретизируется хадисами о необходимости чтения суры «аль-Фатиха» позади имама даже тогда, когда он читает Коран вслух. Поэтому богословы шафиитского толка считали, что совершающий намаз позади имама обязан читать суру «аль-Фатиха» во всех намазах, независимо от того, читает имам Коран вслух или про себя. Они опирались на несколько хадисов. Передают, что Убада б. ас-Самит рассказывал, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Пусть никто из вас не читает ничего из Корана, когда я читаю вслух, кроме Матери Корана». [Этот хадис передал ан-Насаи, однако он является слабым. См. Аль-Албани, «Даиф аль-Джами ас-Сагир» (6365)].
В другом хадисе Убады б. ас-Самита говорится: «Однажды во время рассветного намаза посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), прочел Коран с трудом. Завершив намаз, он сказал: «Я вижу, что вы читаете Коран позади вашего имама». Мы сказали: «Да, о посланник Аллаха! Клянемся Аллахом! » Он же сказал: «Не читайте ничего, кроме Матери Корана, ибо намаз не засчитывается тому, кто не прочел ее». [Этот хадис передали Абу Давуд и ат-Тирмизи. В другой версии хадиса говорится: «Не читайте ничего из Корана, когда я читаю вслух, кроме Матери Корана». Этот хадис передали Абу Давуд, ан-Насаи и ад-Даракутни, причем последний назвал всех рассказчиков хадиса заслуживающими доверия. См. Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 2, стр. 510-511; Аль-Албани, «Сыфат Салят ан-Наби», стр. 99].
Таким образом, если имам читает Коран про себя, то молящиеся позади него должны читать суру «аль-Фатиха» и могут прочесть другие суры. Если же имам читает Коран вслух, то они должны прочесть про себя только суру «аль-Фатиха» и ограничиться этим. Это мнение является наиболее правильным, а лучше всего об этом известно Аллаху.
Между богословами шафиитского толка были разногласия по поводу того, когда именно следует читать суру «аль-Фатиха» позади имама. Одни отмечали, что из очевидного смысла хадисов следует, что читать ее можно вместе с имамом, когда он сам читает суру «аль-Фатиха». Другие считали, что читать ее следует, когда имам приступает к чтению другой суры. Третьи утверждали, что лучше читать ее во время пауз, которые делает имам, и это мнение является наиболее предпочтительным, потому что против такого способа чтения не выступает ни один из богословов. Но следует знать, что достоверных хадисов о том, когда именно следует читать суру «аль-Фатиха», нет, и любой из перечисленных способов является правильным и законным. Завершив чтение суры «аль-Фатиха» во время намаза, полагается произнести слово «Аминь». Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Когда имам скажет: «Аминь! », вы тоже говорите: «Аминь! » И кто скажет «Аминь! » вместе с ангелами, тому будут прощены совершенные им ранее грехи». [Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Малик, Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (395)].
В хадисе Ваиля б. Худжра говорится: «Я слышал, как пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), произнеся слова «…не тех, на кого пал гнев, и не заблудших», говорил: «Аминь! », удлиняя звуки. [Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ад-Даракутни и Ибн Хиббан, причем ад-Даракутни и хафиз Ибн Хаджар назвали цепочку его рассказчиков достоверной. См. Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 2, стр. 516-517; аль-Албани, «Сыфат Салят ан-Наби», стр. 101].
В другом хадисе, переданном Абу Давудом со слов Абу Хурейры, говорится: «Когда посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), произносил слова «…не тех, на кого пал гнев, и не заблудших», он говорил: «Аминь! » так, чтобы его услышали находящиеся рядом с ним в первом ряду. А в версии Ибн Маджи говорится: «Он произносил «Аминь! » так, чтобы его услышали стоящие в первом ряду, а затем от этого слова сотрясалась вся мечеть». [Этот хадис передал ад-Даракутни, назвав его хорошим, и аль-Бейхаки, назвав его хорошим и достоверным. Аль-Хаким же сказал, что цепочка его рассказчиков достоверна, согласно требованиям аль-Бухари и Муслима. См. Аш-Шаукани, «Нейл аль-Аутар», т. 2, стр. 516].
Опираясь на эти и другие хадисы, аш-Шафии, Ахмад, Исхак б. Рахавейх и многие другие считали, что произносить «Аминь! » следует вслух, причем это относится ко всем молящимся без исключения. Малик, согласно одному из сообщений, считал, что имам не должен говорить: «Аминь! », если он читает Коран вслух. Согласно другому сообщению, он считал, что имам вообще не должен произносить этого слова. Этого же мнения придерживались куфийские богословы и законоведы ханифитского толка, однако оно не подтверждается достоверными хадисами. Относительно значения слова «Аминь! » существуют разные мнения. Согласно наиболее достоверному мнению, оно означает: «Боже, ответь! » Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 1, стр. 46. Из достоверных хадисов видно, что произнесение слова «Аминь! » вместе является одним из достоинств и преимуществ мусульманской общины. Передают, что Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Иудеи ни в чем не завидуют вам так, как они завидуют вам, когда вы приветствуете друг друга миром и говорите «Аминь! ». Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (5613).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы