Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Использование методов спонтанного
И направленного рисования в лечении детей С сексуальными и физическими травмами Сексуальные и физические акты насилия приводят к появлению глубоких физических и психических шрамов: ощущения, образы и эмоции интернализуются ребенком, что приводит к частичному торможению его психологического развития. И тем не менее, как свидетельствует мой опыт, одними беседами невозможно устранить психологическую травму. Занятия живописью, рисованием и керамикой в сочетании с игровой инсценировкой (разыгрыванием) служат надежными средствами экстер-нализации указанных форм насилия и поэтому обеспечивают возможность исцеления и дальнейшего развития психики. Сексуальное насилие В этом разделе приведены рисунки, которые позволяют понять, сколь разрушительное воздействие на психическую жизнь оказывает сексуальное насилие. На рисунке 3.1 приведено изображение, нарисованное тринадцатилетним мальчиком за несколько дней до того, как он подвергся анальному изнасилованию. После этого происшествия мальчик был госпитализирован по поводу психотического эпизода. На первой стадии лечения он нарисовал три рисунка (рис.3.2, 3.3, 3.4), которые отражают наличие перцептивных расстройств, повторного разыгрывания сексуальной травмы и регрессии к
оральной и анальной стадии развития. На рисунках другого мальчика, который также был госпитализирован по поводу психоза после того, как стал свидетелем изнасилования отцом его матери и шестнадцатилетней сестры, изображены навязчиво компульсивные размышления, смешение идентичности, бездушные механические части тела и плоти, смерть, кровь, кости и орудия пыток. Отец нарисован в центре рисунка в виде маленького короля с боевым топором вместо пениса. Стьюарт (1987) отметил, что сексуальное нарушение инцестивного табу нередко вызывает реакцию с психотической интенсивностью. Петра была семилетней девочкой. Она училась во втором классе, когда классная руководительница направила ее к консультанту. После года учебы в специальной школе Петра вернулась в свою школу. Петра с большим трудом адаптировалась к классу. Ее поведение характеризовалось неконтролируемостью и психотичностью: необузданность чередовалась с замкнутостью, непоследовательностью и странными фантазиями. Консультант был одним из моих аспирантов. Он стал для девочки единственным взрослым, с которым она могла общаться наедине. Петра была весьма немногословной, поскольку в то время ее словарный запас был ограничен (английский был для нее
вторым языком). Консультант использовал рисование в качестве средства, способного помочь девочке выразить свои мысли и чувства. Вначале она сама выбирала предметы для рисования. Однако в дальнейшем, когда были затронуты серьезные проблемы, консультант предложил девочке тему для рисования, и она с готовностью откликнулась на предложение. Когда рисунки приобрели направленный характер, Петра почувствовала облегчение, как будто указания консультанта позволили ей приблизиться к области болезненных переживаний, о которых она хотела рассказать. Направленное рисование укрепило ее доверие к консультанту и в значительной мере облегчило проведение консультаций. Вначале консультант предложил девочке порисовать во время беседы. Она тотчас взяла фломастер и принялась выводить каракули на бумаге, сопровождая свои действия пояснениями: «Это сон... Нет. Это кошмар. Мне приснилось, что мой папа забрался ко мне в постель» (рис. 3.5). Поскольку реакции девочки носили столь же интенсивный характер, как и реакции психотика, у нас (у меня и ее консультанта) возникло подозрение, что имело место изнасилование. Девочка не могла рассказать о происшедшем с ней, и ее болезненные переживания группировались вокруг ее дома. Поэтому на следующем занятии мы попросили девочку закончить тестовую серию рисунков Дом—Дерево—Человек (Buck, 1948), а затем нарисовать семью.
Она нарисовала себя легкой контурной линией (рис. 3.6), а свою семью и дом энергичными каракулями (рис. 3.7 и 3.8). Самым замечательным был рисунок дерева (рис. 3.9), которое выглядело как вертикально поднятый фаллос. По поводу этого рисунка Петра сказала: «Дует такой сильный ветер, что птицы летят назад... Дерево засохло, потому что его срубили. Оно нуждается в питательных веществах и любви». Об этом случае мы сообщили в отдел по расследованию изнасилований при полицейском управлении провинции. При дальнейшем лечении Петры рисунки стали более определенными и выразительными. Появилось множество изображений сцен в спальнях и ванных комнатах (рис.3.10) и людей, лежащих друг на друге (рис.3.11). На рисунке семьи все лица мужского пола были изображены с гениталиями (рис.3.12). После изображения на бумаге этих переживаний девочка перешла к другим темам. Она ни разу не обмолвилась о том, что произошло с ней. Когда консультант затронул эту проблему, она заговорила о чем-то постороннем. Консультации с использованием изобразительного искусства не только составили основную часть лечения, но и помогли Петре выразить и изобразить свои желания (Silver, 1978). Сочувствие, которого она не находила в «реальном» мире, отчасти воплотилось в ее рисунках, которые отражали некоторые из насущных проблем. Она нарисовала катание на роликах с друзьями, хотя в действительности у нее не было друзей. Она изобразила на рисунках свою мать, которая проводит
время в беседах с ней. Но из опросов семьи мы знали, что мать не уделяла девочке внимания. Во второй год лечения она нередко рисовала своего классного руководителя (представителя мужского пола, который уделял ей много внимания) в виде отца и с помощью этих рисунков сформировала позитивное отношение к себе (рис.3.13) и здоровой привязанности у представителя мужского пола, в которой отказывал ей отец. Изображение этих «желаний» на рисунках отчасти удовлетворило ее потребность чувствовать себя любимой и желанной и помогло интернализовать позитивные аффекты. Консультант работал с Петрой в течение двух школьных лет на основе еженедельных индивидуальных занятий. За это время были достигнуты замечательные результаты в ее психологическом развитии. На своем последнем цветном рисунке она изобразила себя в виде принцессы (рис.3.14). В настоящее время она зачислена в обычный восьмой класс и не проявляет признаков того поведе-ния, которое привело ее в специальный класс, а затем к индивидуальным консультациям. Консультации с комбинированным использованием свободных и направленных средств изобразительного искусства составляют эффективное средство психологического изменения таких детей, как Петра. Физическое насилие Колину было 12 лет, когда его направили на лечение в детскую клинику по поводу неконтролируемого деструктивного поведения. Он избил ногами свою девятилетнюю сестру, и несколько дней спустя она скончалась от разрыва селезенки. В истории болезни упоминался отец, который страдал алкоголизмом и по меньшей мере в течение девяти лет подвергал мальчика физическому насилию. Колин был ярко выраженным экстравертом. Он любил заниматься в свободное время рисованием и обсуждением фильмов ужасов и рок-ансамблей. На первой консультации был легко установлен раппорт (рис.3.15), и поэтому в качестве «домашней работы» я попросил его немного порисовать в свободное от занятий время. Он приносил с собой рисунки, и мы начинали каждое занятие с их обсуждения.
Изображения и надписи на ранних рисунках Колина отражали его чувства вины и стыда по поводу смерти сестры, а также гнев и страх, которые вызывали в его душе наделенные властными полномочиями представители мужского пола (рис. 3.16 и 3.17). Затем он нарисовал серию рисунков о том, как с ним поступил отец (рис. 3.18 и 3.19). На этих рисунках отец избивает его кнутом, бьет по лицу, пинает ногами в живот и швыряет на пол. Рисунки позволили обсудить те чувства, которые он испытывал, когда подвергался избиениям, и впоследствии понять причины поступков отца. При дальнейшем лечении Колин стал приносить рисунки, посвященные космическим путешествиям и другим приключениям (рис. 3.20 и 3.21). На этих рисунках терапевт неизменно фигурировал в качестве героя, которому суждено погибнуть на враждебной планете (рис. 3.22 и 3.23). Неверие Колина в свое будущее и в способность терапевта оказать ему помощь было подвергнуто интерпретации. Он впал в уныние и однажды принес на занятие рисунок, на котором изобразил свое пребывание в аду и обреченность на вечную жизнь и «созерцание трупа сестры» (рис. 3.24). Мы провели много времени за обсуждением этой проблемы, и после нескольких месяцев упорной работы наступила развязка. В один прекрасный день он сказал: «Моя сестра была послана ко мне как некое сообщение. Раз уж так случилось, тогда мне понадобится помощь». По поводу отца понадобилось провести дополнительную работу. Ужасный сон и дальнейшая амплификация с помощью рисунка позволили Колину осмыслить свои взаимоотношения с отцом. Колину приснилось, как из болота появилось связанное чудовище (рис.3.25) и, приблизившись огромными прыжками к какому-то человеку, схватило его за горло (рис.3.26). Тем не менее чудовище не убило человека, а положило на землю и повернуло лицо к Колину (рис.3.27). Когда человек взглянул на него, Колин закричал во сне, так как вдруг понял, что это был он сам. При обсуждении этого сновидения Колин сказал: «Этим человеком был я. Во сне я хотел задушить своего отца за те унижения, которые он доставил мне. Но я не задушил его. Когда чудовище повернулось и взглянуло на меня, мною овладел безумный страх. Я жаждал мести. Я хотел причинить ему боль. Но я этого не сделал. Теперь я не боюсь чувства гнева. Гнев все еще живет во мне, но я не испытываю потребности дать ему выход. У моего отца существуют свои проблемы, и он нуждается в помощи». Колина вскоре освободили от стационарного лечения. Он вернулся в школу, а восемь лет спустя закончил колледж. В настоящее время он состоит в браке и преуспевает в качестве художника-графика. Глава 4 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы