Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Креативная драма с отреагированием (acting out)
Учеников 6 и 7 классов Большое количество пациентов составляет одну из общеизвестных проблем, с которыми приходится иметь дело консультанту начальной школы. В шестых и седьмых классах количество таких пациентов нередко существенно увеличивается. Таннер (19 70) полагает, что отчасти это увеличение вызвано наступлением периода полового созревания, который сопровождается значительными физическими и эмоциональными изменениями в организме учащихся. Увеличение адреналина и выброс половых гормонов приводят к резкой активизации энергии и полового развития. На уровне поведения эти изменения нередко проявляются в виде сверхактивности в классе, импульсивности, деструктивности, примитивного эксгибиционизма и нарциссизма. В психологическом отношении период полового созревания знаменует наступление кризиса идентичности (Erikson, 1968). При изменениях в организме и скачкообразных повышениях физического развития происходит изменение самоопределения ребенка. Этот процесс нередко приводит к формированию низкой самооценки или к отсутствию самоопределения. Повышенную агрессивность можно рассматривать как компенсаторный механизм, предназначенный для сокрытия первичного страха перед неадекватностью и чувства угрозы со стороны реальностей огромного внешнего мира. Некоторые дети реагируют на упомянутые изменения менее заметно, но не менее бурно, уходя в свой внутренний мир. В социальном отношении они характеризуются замкнутостью, нервностью, робостью и застенчивостью. Для одноклассников они нередко становятся козлами отпущения. Проблема Работая в качестве школьного консультанта и инструктора консультантов, я столкнулся с проблемой разработки метода, с помощью которого консультант мог бы приступить к эффективной работе с большим числом пациентов. Динкмейер и Муро (1971) предложили использовать в работе с детьми указанной возрастной группы одну из разновидностей терапии, основанной на групповой деятельности. При групповой терапии детям разрешается в определенных границах делать и говорить все, что им вздумается, бегать и «сжигать» избыточную и деструктивную энергию. Основу этой разновидности групповой терапии составило предположение о том, что после периода свободного самовыражения детям легче установить свои собственные ограничения для своего поведения. При этом происходит снижение уровня интенсивности деструктивного поведения и формируются конструктивные формы групповой деятельности и игры. Этот метод успешно применялся в работе с детьми по местожительству и в психиатрических клиниках. В то же время метод было трудно применить в условиях «нормальной» начальной школы из-за отсутствия соответствующих средств и его пагубного влияния на дисциплину в школе в целом. Таким образом, проблема заключалась в том, что метод групповой терапии имел определенные достоинства, но в традиционной форме не подходил для работы в школьных условиях. Метод При рассмотрении упомянутой дилеммы я решил исследовать возможности применения одной из разновидностей психотерапии, которую я назвал «креативной драмой». Этот метод включает в себя некоторые особенности групповой терапии и драмы психологического развития, применявшейся Сполиным (1963) и Лейманом (1976). В основу этого подхода легли мои наблюдения, согласно которым основная особенность детей, направляемых к консультанту, заключается в их потребности обращать на себя внимание окружающих. Эта потребность неизбежно приводила к тому, что они «выделялись» в классе и заставляли всех обращать внимание на них. Они всегда «строили из себя шутов и доминировали на сцене». Тогда было принято решение узаконить эту потребность, предоставив детям определенное время и пространство, где они могли бы «полностью развернуться». Цель этого метода заключалась в том, чтобы раз в неделю изолировать от класса на сорок минут учащихся, которые «строили из себя шутов», т. е. отреагировали подавленные побуждения (чувства), объединить их в группы по 7—8 человек в каждой и предложить им «придумать какую-нибудь пьесу или игру», которая будет записана на видеопленку и просмотрена непосредственно после записи. Сценарии пьес разрешалось придумывать самим детям или заимствовать из кинофильмов и телевизионных постановок. Себе и трем аспирантам я отвел роль «помощников», которые должны были помочь детям: а) разобраться в пьесах, которые они хотели сыграть; б) выбрать одну из пьес; в) распределить роли; г) провести небольшую репетицию; д) сыграть пьесу перед видеокамерой и е) обсудить увиденное. На стадии обсуждения МЫ должны были задать три вопроса: а) Что вам понравилось в драме? б) Что вам не понравилось в драме? и в) Каким образом можно ее улучшить в следующий раз? Как и в терапии, основанной на групповой деятельности, мы стремились предоставить детям максимальную возможность брать на себя инициативу в обсуждении тем, разработке определенной темы, подготовке и постановке окончательного варианта драмы. Наша задача заключалась в том, чтобы помочь им разобраться в своих действиях и сосредоточиться на выполнении задачи. В зависимости от уровня их взаимодействия мы чередовали направленный и ненаправленный подходы. Если драма слишком усложнялась или тормозилась, тогда помощник разъяснял проблемы, выдвигал предложения и затем отходил в сторону, предоставив детям возможность вновь взять на себя инициативу. После обсуждения ограничений дети установили два общих правила: 1) никто не должен пострадать физически; 2) каждый должен стараться слушать, когда кто-нибудь заговорит. Цели Приступая к реализации этой программы, мы поставили перед собой несколько целей. Мы постарались обеспечить пространство и эмоциональную атмосферу, которые позволили детям: 1) «сжечь» лишнюю энергию; 2) выразить побуждения и аффекты, проявления которых характерны для этого возраста, но обычно находятся под запретом, — нарциссизм, гнев и потребность властвовать; 3) поделиться фантазиями, образами и идеями, доминирующими в их сознании. Предполагалось, что перечисленные формы самовыражения помогут детям: 1. Контролировать свои агрессивные побуждения в повседневной жизни. Мы надеялись, что проявление чувств в терапевтически контролируемой обстановке обеспечит оптимальную возможность для их осмысления и добровольного установления контроля над ними. 2. Научиться сотрудничать со своими одногодками в уело виях небольшой группы. Необходимость «постановки пьесы или драмы» предполагает обсуждение идей, выслушивание друг друга и гибкость в совместной работе над выполнением задачи. Мы полагали, что дети смогут овладеть этими важными навыками работы в условиях небольшой группы и впоследствии будут их применять в классе и других жизненных ситуациях. 3. Научиться лучше понимать себя. Мы надеялись, что 1. Овладеть навыками решения проблем. В сущности, постановка перед учащимися вопроса: «Какую драму вы хотите поставить сегодня? » равносильна навязыванию им проблемной ситуации. В условиях ограниченного времени и пространства они должны решить, что и как они будут делать, и затем выполнить свое решение. 5. Научиться брать на себя ответственность за свои действия. Помощники сразу дали понять детям, что они находятся здесь не для того, чтобы поддерживать дисциплину, а для того, чтобы помогать им создавать и разыгрывать их драмы. Мы возложили на них ответственность за их действия. Если драма не будет поставлена или н процессе постановки станет хуже, то в этом дети должны винить только самих себя. Мы помогаем им проанализировать причину неудачи и спросим их, что они сделают для предотвращения неудач в будущем. 6. Опробовать несвойственные им роли (а следовательно, и различные формы поведения и чувств). Например, драматические ситуации позволят агрессивному ребенку сыграть роли смиренных и послушных людей, а робкому — роли самоуверенных и агрессивных людей в безопасной обстановке. Участники В программе участвовали 30 детей из ОДНОЙ начальной школы. Отбор участников производился учителями на основе плохого поведения в классе. Были отобраны 1 7 мальчиков и 13 девочек. Из них составили группы по 7 — 8 человек в каждой с одним помощником. Две группы шестиклассников были смешанными, т. е. включали в себя и мальчиков, и девочек. Две группы семиклассников были однородными по составу вплоть до последнего месяца драматических занятий. Состав групп определили сами дети. Консультант (или я) работал с каждой группой в качестве помощника. Результаты В процессе занятий было отмечено появление различных стадий и нескольких конкретных тем. Несмотря на частичное совпадение, эти темы и стадии будут рассмотрены по отдельности. С т а д и и раз в и т и я Драматические занятия прошли несколько стадий: а) хаос; б) контроль и хаос; в) контроль; г) гибкость. Вначале учащиеся не способны были вместе работать, слушать друг друга и приходить к соглашению в выборе пьесы и распределении ролей. Когда же им все-таки удавалось поставить пьесу, они забывали слова, не выдерживали роли, и в результате пьеса превращалась в бестолковую беготню, общую свалку или нарцистическое позирование. И тем не менее после 3—4 занятий стали появляться более осмысленные сюжеты, которые выдерживались во время постановки в течение 2—3 минут, прежде чем пьеса успевала превратиться в ссору. На этой стадии (2 -3 месяца) учащиеся уже были способны в течение некоторого времени вести приемлемый диалог и эффективно взаимодействовать, прежде чем начиналась драка. На третьей стадии (3—5 месяцев) ситуация находилась под контролем. При постановке пьесы учащиеся точно выдерживали свои роли, и пьеса не разваливалась. Четвертая стадия (5 — 7 месяцев) свидетельствовала о появлении гибкости. Для этой стадии были характерны эффективное взаимодействие, творчество, спонтанность и комизм сюжетов. Психологические темы На протяжении 7 месяцев велись записи по каждой пьесе и основной теме. В конце года было установлено, что все темы можно распределить по следующим 8 группам: 1. Нарциссизм и эксгибиционизм. Вначале учащиеся вообще не могли работать вместе. Каждый из них старался самым грубым и примитивным образом привлечь к себе внимание окружающих. Видеокамера оказала на них гипнотическое влияние. Во время групповых обсуждений девочки непрестанно вертелись перед камерой, дурачились, приветственно махали руками и приводили в порядок свои прически. Не менее гипнотическое влияние оказала видеокамера и на мальчиков. Правда, в отличие от девочек, их поведение носило более эксгибиционистский характер. Стоя перед камерой, они выкрикивали: «Пред-став-ляем...», но на этом все и заканчивалось. Что именно они представляли, так и оставалось неизвестным. Красование перед видеокамерой привело к появлению двух сюжетных тем: «Непристойных анекдотов» (4 постановки) и «Демонстраций» (3 постановки). Вначале отдельные участники довольно торопливо рассказывали анекдоты перед камерой. В конечном счете рассказы непристойных анекдотов и историй были формализованы, когда группа участников рассаживалась на стульях. Первый участник произносил несколько слов и останавливался. Затем другой участник добавлял несколько слов по теме, и так далее, пока анекдот, песня или история не заканчивались. Рассказывая анекдоты, они нередко сквернословили и называли друг друга «гомиками». При «Демонстрации» мальчикам доставляло большое удовольствие притворное выставление напоказ своих личностей. Они поворачивались задом к камере, хлопали себя по ягодицам, показывали язык и делали грубые жесты. Кульминационный момент в постановке серии «Демонстраций» наступил тогда, когда подбадриваемый другими ребятами мальчик подошел к видеокамере, постоял перед ней и затем неожиданно распахнул куртку, продемонстрировав футболку, на которой были изображены две огромные женские груди. Остальные мальчики подбежали к нему и к удовольствию сверстников стали притворно «щупать и тискать» груди. В процессе драматических занятий проявления эксгибиционизма и нарциссизма приняли более здоровые и сублимированные формы. Кривлянье, сквернословие и хихиканье перед камерой почти полностью прекратились. Учитывая потребность детей в нарцистическом самовыражении, мы предложили, чтобы каждый раз один член группы официально объявлял перед камерой название пьесы и исполнителей каждой роли. Вначале уровень таких объявлений был довольно низким. Объявляя название пьесы и вкратце передавая ее сюжет, ребята не смотрели в камеру и едва слышно и торопливо произносили слова. Со временем, однако, дело пошло на лад. Они стали лучше держаться перед камерой и сносно передавать содержание пьесы. К концу занятий такие сообщения стали более продуманными. Например, во время вступительного сообщения каждый актер снимался на пленку; при этом он должен был на несколько секунд принять «актерскую позу», которая характеризовала его роль в пьесе. 2. Игровые темы. На протяжении первых двух месяцев много В обеих играх участвовали старшие мальчики. В процессе игры тратилось огромное количество энергии. Нередко возникали споры (поскольку ребята непрестанно нарушали свои собственные правила). Обессиленные, в конце игры они просто валились друг на друга и оставались лежать на полу. Эти две темы, нарциссизм и физическая активность, были исчерпаны и через два месяца привели к возникновению тем оральной агрессии и доминирования. 3. Орально-агрессивные, темы. Здесь прослеживаются два (7 постановок). Семиклассники ставили пьесы, местом действия которых были «бары» (8 постановок). Темы чудовищ обычно предусматривали прогулки в лесу или купания в море, ко время которых чудовище нападало на людей, кусало или пожирало их. Вооруженные крестами или кольями друзья приходили к ним на помощь. Приглашалась на помощь полиция, и после борьбы чудовище погибало. Сцены в барах предполагали, что герои покупают выпивку, напиваются, а затем начинают пьяными разгуливать по бару. Они отказываются платить за выпивку, стараются «подцепить» девочек и ввязываются в драки с барменами или посетителями бара. Прибывает полиция, вновь вспыхивает драка, и «пьяных» увозят в тюрьму. К концу этой стадии темы стали более оригинальными и включали в себя элементы обоих типов тем. Например, четыре мужчины капитально напиваются в баре. Появляется еще один человек. Пьяные приглашают его в свою компанию. Этот человек оказывается Дракулой, который разделывается с каждым пьяным во время посещения туалета. 4. Темы доминирования. Доминирование, как мы отметили, было излюбленной темой учащихся. Вначале ребятам не удавалось придумать ни одного сюжета. Все претендовали на роль «крутого парня». Затем возникли три различные пьесы. Два сценария были заимствованы из популярных телепрограмм: «Счастливые дни» (7 постановок) и «Бионик» (3 постановки). Один сюжет они придумали сами: «Супермальчик» (2 постановки). Постановки этих пьес обычно носили сдержанный характер. При всем разнообразии сюжетов тема оставалась неизменной: «Сильный всегда прав». Крутой парень руководит группой. Крутой «мужик» побеждает чудовищ и преступников. Главным героем в их пьесах был «Фонз» из «Счастливых дней». «Фонз» — бесспорный лидер банды подростков. Стоило ему щелкнуть пальцем, и вся банда вытягивалась по стойке «смирно», готовая выполнить любое приказание. Они выполняли все его просьбы, даже если этого им и не хотелось. Когда «Фонз» обманывал их, они не возражали и покорно подчинялись его воле. Ребята старались отождествлять себя с «Фонзом», подражая его странной манере жестикулировать, говорить и одеваться. Но в дальнейших постановках пьесы «Фонз» стал более снисходительным, ему отводилась роль посредника и третейского судьи во «внутренних разборках банды». Он постепенно утратил черты автократического босса. Признаки разрешения проблемы доминирования можно обнаружить в некоторых из последних, придуманных ребятами пьес. В частности, в пьесе «Ленивые рабочие» бездельники приводят босса в бешенство, и тогда начинается драка. Перед началом драки вставлена реклама средства от потливости. После окончания рекламы камера возвращается к сцене драки, которая быстро заканчивается. В последнем кадре рабочие сидят верхом на бочке. 5. Моральные темы. Все эти темы предполагали тщательную В отличие от пьес, посвященных теме доминирования, власть и соответствующие роли равномерно распределялись между 7—8 «актерами». Каждый актер играл важную роль. Важное значение придавалось слаженной работе. Поэтому если что-нибудь не получалось, производилась пересъемка. 6. Социальные темы. Эти темы были сыграны семиклассни По прошествии шести недель социально-моральные темы постепенно уступили место двум другим темам: комедии и танцу. 7. Комедия. Драмы постепенно приобретали более спон комедии (7 постановок). Например, в последней драме шестиклассники сыграли роли пиратов, приплывших на Остров Сокровищ. Во время дележа добычи вспыхивает драка. Лодка переворачивается, и пираты падают в воду. Затем один из пиратов замечает «Челюсти», т. е. огромную акулу, которая медленно приближается к ним. Пиратов охватывает паника, и тогда один из них решает бросить в пасть акулы бутылку вина. Это немного, не не достаточно успокаивает акулу. Остальные пираты с большой неохотой отдают свои запасы вина акуле. Акула пьянеет, и пираты берут ее в плен. Они доставляют акулу в Ванкуверский аквариум и за определенную плату демонстрируют ее посетителям. В других драмах разыгрывались этнические анекдоты о бакалейщиках, школьные анекдоты и ситуации с переменой ролей. Эти пьесы были непритязательными, но и не глупыми. «Драматические эпизоды» (когда кого-нибудь должны были нокаутировать) перемежались забавной « коммерческой рекламой». В последний месяц занятий семиклассники и семиклассницы приступили к совместной постановке пьес. В течение двух занятий они вместе работали над постановкой пьесы. Основу сюжета составила ситуация с ролевой переменой. Два пьяных молодых человека возвращаются домой из пивной. По дороге домой они подвергаются избиению бандой девочек. Они с трудом добираются домой и собираются позвонить в полицию. В этот момент раздается угрожающий анонимный звонок (от девочек): «Вы будете убиты в полночь». Они вызывают полицию. Полицейский отказывается верить им и доставляет к психиатру, который проводит с ними словесно-ассоциативный тест. Эта драма имеет ряд замечательных особенностей: а) впервые девочки и мальчики вместе работали в составе большой группы (6 мальчиков и 8 девочек); б) мальчики согласились взять на себя пассивную роль; в) полицейских перестали считать грубыми и агрессивными; они были представлены как дружелюбные, веселые и в то же время встревоженные люди. 8. Ритмические темы. Последние темы были посвящены сценам, в которых дети изображали концерты рок-н-ролльщиков (2 постановки) и танцевально-песенные номера (1 постановка). В смешанной группе шестиклассников девочки предпочитали петь «на сцене», а мальчики составили часть зрителей. Семиклассники придумали более сложный «танцевально-песенный» номер. Они позаимствовали песню «Субботняя ночь» у популярной рок-группы «Бэй сити роллерс» и соединили с танцевальным номером. Мальчики и девочки составили хор, выстроившись в линию. Другая группа составила ритм-группу и стала в такт прихлопывать ладонями и притоптывать ногами. Было любопытно наблюдать, как группа упрашивала очень застенчивую и полную девочку официально представить этот номер. Она успешно справилась с задачей и присоединилась к ритм-группе. Это была последняя постановка драмы. Ребята были довольны своей работой и испытывали грусть по поводу окончания занятий. Они спрашивали, позволят ли им в следующем году вернуться к драматическим занятиям. В таблице 2 приведены темы, их продолжительность и повторяемость. Таблица 2 Продолжительность и повторяемость драматических тем
Для оценки степени воздействия креативной драмы на детей мы подождали два месяца, прежде чем предложить им заполнить оценочный формуляр. При этом предполагалось, что если драма действительно вызвала глубокие изменения, тогда их можно вспомнить и через два месяца; если же изменения были поверхностными, значит, занятия не принесли особой пользы. Оценочный формуляр предназначался для выявления мыслей и чувств детей по отношению к драме на основе ответов «да» или «нет» на конкретные вопросы. При этом детям разрешалось изложить в письменном виде свое мнение. Формуляр был предложен для заполнения 26 учащимся (4 ученика покинули школу после окончания драматических занятий). Были получены следующие результаты. 1. Ответы «да» или «нет» 100 % учащихся с удовольствием занимались драмой (26) 100% учащихся считают, что драмы стали лучше в процессе занятий (26) 88 % учащихся хотели бы участвовать в более подробных обсуждениях после постановки драм (23) 85 % учащихся хотели бы вернуться к драматическим занятиям в следующем году (22) 85 % учащихся полагают, что драма помогла им установить лучшие отношения в школе (22) 77 % учащихся чувствовали себя намного лучше после драматических занятий (20) 69 % учащихся рассматривают драму как одно из самых увлекательных занятий в школе (18) 65 % учащихся считают, что драма помогла им лучше понять себя (1 7) 35 % учащихся считают, что драма служит хорошим поводом для ухода из класса (9) 27 % учащихся считают, что драма ничему их не научила (7) 23 % учащихся были недовольны тем, что им приходилось дополнительно заниматься после драмы, чтобы наверстать упущенное (6) 12 % учащихся считали, что им трудно возвращаться в класс после драматических занятий(3) Из приведенных результатов видно, что драматические занятия доставляли удовольствие всем учащимся. В процессе занятий драмы стали лучше. Большинство учащихся (88 %) хотело участвовать в более подробных обсуждениях после постановки драм. 85 % учащихся сказали, что хотят участвовать в драматических занятиях в следующем году. По их мнению, драма помогла им в социально-психологическом развитии. 22 учащихся считают, что драма помогла им улучшить отношения в школе, 20 учащихся чувствовали себя намного лучше после драматических занятий и 17 учащихся считают, что драма помогла им понять себя. 18 учащихся считают драму одним из самых увлекательных занятий в школе. 9 учащихся рассматривают драму как предлог для ухода из класса. 7 учащихся считают, что драма их ничему не научила. Шестеро учащихся высказали недовольство по поводу необходимости делать дополнительную работу, чтобы наверстать упущенное на обычных уроках за время драматических занятий. Трое учащихся считают, что им трудно продолжать занятия по возвращении в класс. Z. Предпочтительные типы драмы 58 % учащихся дали предпочтение драмам, которые они сами придумали(15) 42 % учащихся отдали предпочтение драмам, основанным на сюжетах телепостановок (11). Разумеется, драмы, основанные на сюжетах телепостановок, пользовались популярностью только в начале занятий. При достижении ощутимых успехов и росте уверенности в своих силах учащиеся приступили к самостоятельному сочинению пьес. Даже в конце занятий любимой пьесой мальчиков была телепостановка «Счастливые дни», а девочкам нравилась пьеса «Фигляры и психиатр». Интересно, что доминирование составляет основную тему этих пьес. В «Счастливых днях» эта тема проявляется посредством идентификации с образом «Фонза», а в «Фиглярах» девочки использовали ситуацию с переменой ролей, в которой они несомненно доминировали над мальчиками. 3. Желание режиссировать и играть любимые роли 65% учащихся сказали, что «иногда» испытывали это желание (17) 19% учащихся сказали, что «никогда» не испытывали такого желания (5) 15% учащихся сказали, что «всегда» испытывали это желание (4). Большинство учащихся считают, что у них была возможность выступить в качестве режиссера и сыграть те роли, которые они хотели. И лишь пятеро учащихся сообщили, что у них не было такой возможности. Что касается состава группы, то 99 % учащихся отдали предпочтение «смешанным группам из мальчиков и девочек», и только один ученик хотел, чтобы группы состояли «из одних мальчиков». 4. Предложения по улучшению 58 % учащихся предпочитают оставить драматические занятия в существующем виде (15) 23 % учащихся предпочитают получать больше указаний от взрослых (6) 19 % учащихся не нуждаются в помощи взрослых (5) Остальные предложения касались необходимости предоставить больше времени, использовать «реальных людей», повысить дисциплину и более внимательно выслушивать собеседников. Большинство учащихся предпочитали оставить драматические занятия без изменений. Некоторые учащиеся (6) обнаружили, что им трудно приспособиться к стилю помощников. Несколько учащихся (5) хотели обрести полную свободу без участия взрослых в их занятиях. 5. Оценка помощников и учителей Мы были довольны результатами драматических занятий. В целом поставленные цели были достигнуты. Дети научились сотрудничать в составе небольших групп. Они научились слушать, разрабатывать и осуществлять программу, а также брать на себя ответственность за свои действия. Кроме того, дети научились контролировать свою энергию, направляя ее из русла деструктивности в русло созидания. Они испытали на опыте те роли, которые в нормальной обстановке не осмеливались брать на себя. И еще: по мере угасания свободного самовыражения (т. е. в конце стадии нарциссизма, эксгибиционизма и активности) учащиеся приобретали способность самостоятельно контролировать свои деструктивные и незрелые побуждения. Мы надеялись, что изменения, вызванные драматическими занятиями, будут замечены в классе. Однако учителя отметили лишь несколько позитивных изменений. Они обратили внимание на то, что учащиеся с удовольствием занимались драматическими постановками и после таких занятий выглядели более уравновешенными. Тем не менее по возвращении в класс несколько учащихся испытывали склонность к повышенной активности и деструктивное™. Разумеется, на этой стадии необходимо проводить дополнительную работу (см. раздел «Выводы и рекомендации»). По моему мнению, необходимо располагать большим периодом времени, чтобы в классе проявились те изменения, которые произошли в процессе психотерапевтической работы с подростками в терапевтической обстановке (т. е. в помещении для драматических занятий). Двое мальчиков, с которыми я работал несколько лет назад, издали книгу (Mildiner and House, 1975), в которой они, в частности, описали важную роль креативной драмы в их психологическом развитии. Обсуждение В данной программе мы попытались использовать креативную драму в качестве средства обеспечения консультирования большого числа учащихся шестых и седьмых классов. В основе метода лежало использование группы детей (7—8 человек) для решения проблемы (т. е. придумывания и постановки драмы в течение 30 минут) в присутствии помощников и с использованием видеоаппаратуры. Консультирование и психологическое развитие осуществлялись опосредованно, т. е. на основе совместной работы учащихся над выполнением поставленной задачи. Драма позволила им решить на символическом уровне (без повышенной когнитивной сознательности) некоторые нерешенные проблемы психологического развития, в центре которых стояли гиперактивность, низкая способность выносить фрустрацию, нарциссизм, эксгибиционизм, орально-агрессивные побуждения, ощущения неполноценности, слабая идентичность эго и социальные тревоги. В процессе постановки пьес они решили эти проблемы и сформировали более позитивные представления о себе. Хотя я и знал о существовании упомянутых психологических проблем, тем не менее я отказался от их вербализации и интерпретации, так как предоставление детям возможности свободно заниматься своими фантазиями и драмами обеспечивало их психологическое развитие и рост. Я полагал, что споры и интерпретации таят в себе опасность для развития эго ребенка и нередко пагубно сказываются на возможностях самоисцеления, заключенных в каждом ребенке. Эта проблема более основательно рассмотрена в другой работе (Allan and MacDonald, 1975). В сущности, наш вклад заключался в том, чтобы помочь детям сосредоточиться на создании драмы. Мы полагали, что учащиеся способны выполнить эту задачу. Иногда мы помогали им разобраться в спорных вопросах. При этом мы старались представить обе точки зрения, но предоставляли группе возможность самостоятельно принимать окончательное решение. На стадии обсуждения мы вновь помогали детям разобраться в проблемах, задавая им вопросы о том, что им понравилось или не понравилось и что необходимо сделать, чтобы улучшить драму. Таким образом мы иногда предлагали им разобраться в тех чувствах, которые они испытывали, играя свои роли. Для этого мы задавали им следующие вопросы: «Что вы испытали, когда вас ограбили девочки? », «Когда вы опьянели? », «Когда появились полицейские? », «Когда мать ударила дочь? », «Когда Дракула укусил вас? ». Видеолента оказалась замечательным источником обратной связи. Мы почти сразу заметили, что детям нравится сниматься в кино и видеть себя на мониторе, наблюдая и комментируя увиденное. Они нередко критиковали или хвалили друг друга. Стадии и темы. Замечательная особенность креативной драмы заключается в той эволюции, которую претерпели темы И стадии психологического развития, рассмотренные здесь с учетом точек зрения Фрейда и Пиаже. Известно, что в период полового созревания происходят повышение либидинозной энергии и повторная активизация внутрипсихической борьбы между ид, эго и супер-эго (А. Freud, 1948). Поведение существенно изменяется в худшую сторону, когда в этой борьбе доминирующее положение занимает ид. С точки зрения Фрейда, поведение, наблюдаемое на регрессивной (или хаотической) стадии, можно назвать предэдиповым: грубые проявления двигательной активности, нарциссизм и эксгибиционизм, оральная тревожность (пьесы, в которых фигурируют пьянство и Дракула). Предоставление детям свободы выбора (т. е. осуществлять постановку тех пьес, которые им понравились) позволило им выразить и вновь рассмотреть некоторые проблемы, оставшиеся нерешенными на предыдущих стадиях психологического развития. Вообще говоря, такое «возвращение» к предыдущему уровню психологического развития часто встречается в раннем отрочестве (Offer, 1969). Мы лишь использовали регрессию в терапевтических целях, ясно определив время и пространство, где она могла состояться. Уоллес (1973) отметил важность обеспечения ясно очерченных защитных границ («теменос»), в которых может осуществиться регрессия. По моему мнению, необеспечение контролируемого пространства приводит к хаосу и разрушению без внутреннего психологического роста. В этих границах должна проходить подготовка к погружению в «эмоциональное» время и возвращению в «обычное» время. В нашем случае «эмоциональное» время относится к драматическим занятиям, а «обычное» — к занятиям в классе. Подготовка к «погружению» — это предварительное обсуждение пьесы, которую предстоит поставить, а подготовка к «возвращению» — просмотр и обсуждение видеозаписи в конце драматического занятия. Обеспечив реализацию регрессии в контексте драмы, мы уплотнили и сократили период регрессивной инсценировки. Это позволило учащимся перейти к другим психологическим темам. Следует отметить, что мы не поощряли регрессию. Мы предоставили детям свободу ставить те драмы, которые они хотели поставить. Эта группа «отреагирующих детей» испытывала потребность пересмотреть определенные темы, и поэтому она непосредственно перешла к ним. При использовании метода креативной драмы в «нормальных» классах я не заметил такой степени регрессии. Напротив, дети отреагировали социальные проблемы (темы доминирования, проблемы семьи и учителей, конфликты между мальчиками и девочками) и комедию. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы