Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Конкретные темы и направленное воображение
Земля ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА Сегодня мы будем размышлять о земле. Что приходит вам на ум, когда вы думаете о земле?.. Подумайте о двух значениях слова «земля» — мир и грязь, почва. Теперь закройте глаза. Я буду беседовать с вами об образах, связанных с землей, время от времени останавливаясь, чтобы дать возможность вашему воображению отправиться в странствие. РЕЛАКСАЦИЯ И НАПРАВЛЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ Положите головы на руки или на парты. Определите свое внутреннее ощущение. Немного подвигайтесь, чтобы устроиться поудобнее. Теперь обратите внимание на свое дыхание... сделайте вдох и выдох. Необходимо немного замедлить дыхание... медленно вдыхайте и медленно выдыхайте. Вы чувствуете, как вами овладевает чувство глубокого покоя и расслабления... Теперь, когда вы успокоились и расслабились, вы обрели способность вслушаться в мой голос. Вам всем приходилось иметь дело с землей. Когда мы отправимся в воображаемое путешествие, некоторые впечатления, быть может, покажутся вам знакомыми. Вам, вероятно, удалось побывать в различных странах мира или видеть их по телевизору или в кино. Представьте себе, что вы находитесь в пустыне. Оглянитесь вокруг. Посмотрите на сухой песок. Прислушайтесь к звукам. Что ощущает ваша кожа? Теперь представьте, что вы находитесь в дебрях джунглей. Здесь очень высокая влажность; вас окружает зеленая стена. А теперь вы очутились в холодной Арктике. Вокруг вас только лед и снег. Теперь мы отправимся высоко в горы. Что вы видите? А теперь мы отправимся вглубь, к центру Земли. Что вы чувствуете? Что вы видите вокруг себя? Теперь мы отправимся к поверхности Земли, чтобы повнимательнее рассмотреть_почву. Вы видите, как что-то движется в почве? Как пахнет почва? Какова она на ощупь? Что-нибудь растет в почве? Быть может, вы уже посадили сад. Я уверен, что вам всем приходилось увязать или даже кататься в грязи. Быть может, вам доводилось ощущать как содрогается поверхность Земли во время землетрясения, или видеть, как она трескается. Подумайте о том, что вам больше всего нравится и не нравится в земле. У вас, быть может, уже появились какие-то фантазии по поводу земли. Пусть все эти образы свободно проносятся через ваше сознание, и если какой-нибудь образ привлечет ваше внимание, постарайтесь сосредоточиться на нем. Как только вы ясно представите себе этот образ, откройте глаза и дайте ему возможность перейти на лист бумаги. Реакция на тему Тема земли вызвала появление сильных позитивных (54 % ), негативных (21 %) и амбивалентных образов (19 % ). К числу общих образов относятся вулканы и взрывы земли. Интересно отметить, что младшие школьники (9 —10 лет) нарисовали Землю так, как она выглядит с воздуха или из космоса. С художественной точки зрения большинство рисунков были признаны удачными и оригинальными. Два рисунка были отнесены к разряду стереотипных. Трое учеников заимствовали изображения друг у друга. По поводу земли у младших учеников возникли более глубокие и позитивные ассоциации, чем у старших. Реакции многих старших ребят носили амбивалентный характер. Огонь ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА Сегодня мы будем размышлять об огне. Что приходит вам на ум, когда вы думаете об огне? Что представляет собой огонь? Откуда он возникает? РЕЛАКСАЦИЯ И НАПРАВЛЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ Для того чтобы включить ваше воображение в работу, вам необходимо сесть поудобней, закрыть глаза и приступить к медленному дыханию... вдох... выдох... вдох... выдох... Теперь я хочу, чтобы время повернулось вспять и доставило вас в прошлое. Представьте себе, что вы первые люди на Земле. Вы только что впёрвые увидели огонь. На что походит огонь? Какие чувства он вызывает у вас? Что делают и чувствуют окружающие вас люди? Для какой цели вы используете огонь? Для освещения, отопления, приготовления пищи или защиты от диких зверей? Оглянитесь вокруг. Нет ли поблизости вулканов? Не выплескивается ли из них вещество, похожее на огонь? Какие истории вы можете рассказать о волшебстве огня? Пусть в вашем сознании проносятся картины, как на киноэкране. Теперь время начинает двигаться вперед и доставляет вас в день сегодняшний. Картины плывут по экрану, и вы начинаете размышлять о роли огня" в со- временном мире... Вам, быть может, доводилось разводить костер на бивуаке. Вы чувствуете запах сосисок, которые разогреваются на костре. Прислушайтесь к звукам, которые издает костер. Я уверен, что каждому из вас, по-настоящему продрогнув от холода, доводилось тесниться у бивуачного костра. Представьте себе, что именно в такой ситуации вы сейчас оказались. Что вы чувствуете в темноте, вдруг заметив, что кто-то зажег спичку или включил фонарь, чтобы осветить ваш путь? Вам, быть может, доводилось видеть огромные костры на пляже, куда свозили все рождественские елки для сжигания. Вы видите эту картину на своем экране? На что это походит? Какие звуки вы слышите? Какой запах вы ощущаете? Подумайте о том, что вам нравится в огне, чем он вам" помогает. Позвольте этим картинам проникнуть в ваше сознание, когда вы медленно делаете вдох и выдох. Теперь рассмотрим огонь с другой точки зрения. Вам приходилось когда-нибудь видеть, как огонь выходит из-под власти человека? На что походил такой огонь? Что вы при этом чувствовали? Быть может, вам приходилось испытывать боль от ожога или видеть, как огонь причиняет боль другим людям. Пусть эти картины появятся на Я уверен, что сегодня на вашем экране появлялись различные картины огня. Какая картина задержалась в вашем- сознании дольше других? Дайте этой картине приобрести ясные контуры. Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза и нарисовать эту картину на листе бумаги, расположенном перед вами. Реакция на тему Все дети с энтузиазмом участвовали в занятиях изобразительным искусством и направленным формированием образов. Самыми популярными были изображения вулканов, лесных пожаров, открытия огня, бивуачных костров, каминов и пожаров домов. Из всего контингента 49 % детей дали огню негативную или деструктивную интерпретацию, а 41 % — позитивную. 10 % изображений содержали как позитивные, так и негативные компоненты. Все учащиеся в «классах выравнивания» нарисовали сцены насилия, разрушения и безудержности в проявлениях чувств. С художественной точки зрения лишь немногие изображения можно назвать стереотипными. Многие рисунки свидетельствовали о творческих способностях и оригинальности их создателей. Вода ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА Сегодня предметом нашего воображения будет вода. Что возникает в вашем сознании, когда вы думаете о воде? РЕЛАКСАЦИЯ И НАПРАВЛЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ Для обеспечения непрерывной работы воображения необходимо удобно сесть, закрыть глаза и медленно сделать вдох... Теперь необходимо медленно выдохнуть... вдохнуть и выдохнуть... вдохнуть... выдохнуть... Теперь я хочу, чтобы вы поразмышляли о воде. Когда я буду говорить, в вашем воображении, как на киноэкране, будут возникать картины. Делая медленный вдох и выдох, вы будете размышлять о различных видах воды... Представьте себе ощущение, которое испытывает ваша кожа, когда вы оказались под дождем или ливнем и промокли до нитки... Представьте себе стремительный поток реки. Как звучит река? Какая вода на вкус?.. Вам, быть может, приходилось плавать в океане. Вы можете представить, что вы находитесь в океане? Какая вода на вкус?.. Что вы видите в воде? Что ощущает ваше тело, когда вы плаваете на поверхности воды... или когда погружаетесь в воду? Что вы ощущаете, когда ваше тело полностью погружено в во; Подумайте о тех звуках, которые издает вода, когда вы медленно вдыхаете и выдыхаете... вдыхаете и выдыхаете. А теперь подумайте о том, сколько веселья может доставить вам вода. На экране вашего сознания возникают картины. Быть может, вы играете в воде, скатываетесь с водной горки или бегаете летом под разбрызгивателем. Впустите в свое сознание образы. Иногда вода доставляет мало радости. Подумайте о том, что испытывает человек, оказавшийся без воды. Он испытывает жажду. Быть может, вы вспомните то время, когда вы наглотались много воды в бассейне или океане? Что вы при этом чувствовали? Приходилось ли вам тонуть? Быть может, вас захватывал врасплох ливень или тропический муссон. Вы видели наводнение в природе или на экране телевизора? Что вы при этом испытывали? Интересно, вызывала ли у вас вода фантазии или мечты. Задумайтесь на минутку и посмотрите, не возникают ли на вашем экране какие-либо образы или картины. Вам, быть может, известны какие-то истории, связанные с водой. Вероятно, вы слышали о Ноевом ковчеге или Робинзоне Крузо. На экране вашего сознания возникают картины. Одну из картин вы видите более ясно, чем другие. Сосредоточьтесь на ней. Откройте глаза и нарисуйте эту картину на листе бумаги, который лежит перед вами. Реакция на тему В целом эта тема вызвала появление преимущественно позитивных образов (71 %), причем негативные образы составили только 18 %. К числу общих позитивных образов относятся водопады, горные озера и ручьи, плавание и заход солнца. К числу негативных образов относятся утопление и поллюция (загрязнение). У многих детей, особенно у младших, тема воды вызывала спокойные, мирные чувства. С художественной точки зрения несколько рисунков были признаны удачными и оригинальными.
Солнце ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
Давайте поразмышляем о солнце. Что вам первое приходит на ум? Что вам известно о солнце? РЕЛАКСАЦИЯ И НАПРАВЛЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ Закройте глаза... Я буду говорить, и в вашем сознании будут возникать картины. Что, по вашему мнению, думали о солнце люди в древние времена? Представь себе, что ты один из этих людей. Что представляет собой эта таинственная сфера света, которая движется по небу, изменяет свой цвет и форму, а потом неожиданно исчезает? Как выглядит солнце, когда вы просыпаетесь? Как оно выглядит в полдень и в конце дня? Когда солнце исчезает, все становится холодным и темным. Велико могущество солнца. Подумайте о тех историях, которые вы могли бы рассказать об этом теплом и странном светиле... Теперь представьте, что наступил 1986 год (нынешний год). Солнце имеет важное значение в вашей жизни. Подумайте о том, как оно вам помогает. Вы видели, как изгибаются растения, стремясь получить больше солнечного света? Вам, быть может, доводилось помогать отцу развешивать одежду на солнце для просушки. Вам, наверное, приходилось лежать на полотенце, чтобы высохнуть под лучами горячего солнца на пляже, возле озера или бассейна... Представьте себе те ощущения, которые вы испытываете, когда солнце согревает вашу спину. Что вы при этом чувствуете?.. Вам, быть может, приходилось видеть в некоторых странах, как солнце нагревает воду в баках, расположенных на крышах домов. Но иногда солнце способно причинить вред. Вспомните о том, как из-за долгого пребывания на солнце подгорала ваша кожа. Вы помните ощущение ожога кожи?.. Вы видели, как засыхают растения из-за избытка солнечного света?.. Подумайте о том, как под жестокими лучами солнца бродят сбившиеся с пути люди, а поблизости нет ни воды, ни тени, чтобы укрыться от солнца. Вам когда-нибудь снилось солнце? Вам, быть может, приходили в голову нелепые фантазии по поводу солнца. Подождите немного, и в вашем сознании появятся какие-нибудь картины... Размышляя о том, что вам нравится и не нравится в солнце, может случиться так, что вы увидите один образ яснее, чем другие. Сконцентрируйте внимание на этом образе, и как только он станет отчетливым, откройте глаза и нарисуйте его на листе бумаги, который лежит перед вами. Реакция на тему Солнце вызвало у большинства учащихся (62 %) позитивные образы и ассоциации. К числу наиболее общих образов относятся изображения самого солнца, солнечного тепла и вид на Солнце из космоса. Все дети нарисовали оригинальные рисунки, причем 60 % рисунков были оценены как удачные в художественном отношении. Обсуждение Тема земли вызвала больше ассоциаций, чем другие темы. Земля вызвала 41 различное представление, солнце — 38, вода - 37 и огонь 26. Большинство детей позитивно отреагировали на воду, землю и солнце. Наибольшее число позитивных интерпретаций вызвала тема воды (на 13 % больше, чем тема солнца, которая занимала следующее место по числу позитивных реакций). Наибольшее число негативных реакций вызвала тема огня. По амбивалентным реакциям на первом месте стоит тема земли (19%), а на втором — тема огня (12%). Интерпретации тем воды и солнца (9%) содержали меньше амбивалентности. Тема солнца вызвала наибольшее число нейтральных реакций (14%). Тема огня не вызвала нейтральных реакций. Если амбивалентная реакция отражает противоречивые чувства по отношению к теме, а нейтральная реакция свидетельствует о почти полном отсутствии сочувствия, тогда можно предположить, что наиболее сильными и определенными были реакции детей на те темы, которые вызвали наименьшее число амбивалентных и нейтральных ассоциаций. Если это так, тогда наиболее ясными и бесконфликтными были реакции детей на темы огня и воды. Сопоставление по классам Ученики 6—7 классов по-разному реагировали на каждую тему. Реакция на тему земли была смешанной, т. е. реакции поровну распределились на позитивные и негативные, причем отмечалось большое число амбивалентных реакций. Тема воды вызвала у учеников больше позитивных реакций и меньше амбивалентных. В той же школе ученики 4 5 классов отреагировали на темы воды и земли более позитивно, чем ученики 6—7 классов. Тема солнца вызвала у большинства учеников этого класса позитивные ассоциации, однако на тему огня они в большинстве своем отреагировали негативно. Ученики 4—5 и 6—7 классов были весьма схожи по своему характеру. И в том, и в другом классе было много активных детей, которые умели ясно формулировать свои мысли и требовали внимания к себе. Их поведение с трудом поддавалось контролю. И тем не менее в их реакциях на темы отмечался ряд различий. Ученики пятого класса школы Б отличались лучшим поведением и жили в районе с более стабильной группой населения. Хотя дети и отреагировали позитивно на темы огня и солнца, тем не менее их реакция на солнце была намного сильнее, чем на огонь. В этой группе обе темы вызвали больше позитивных ассоциаций, чем у школьников 4 — 5 классов школы Л, но даже их позитивная реакция была более мягкой по отношению к огню. В специальном корректирующем классе работа проводилась только по теме огня. Как уже отмечалось в этом исследовании, преобладание негативных реакций в этом классе отражало негативное отношение детей к своей жизни. При рассмотрении факторов, объясняющих полученные результаты, было установлено, что архетипические темы как таковые оказали более сильное влияние, чем характер определенного класса. Например, два негативных (по поведению и психологической установке) класса позитивно отреагировали на тему воды. Тема огня вызвала у самого позитивного класса появление пламенных и необузданных образов. Она, вероятно, позволила детям выразить свои пламенные чувства в приемлемой форме. Образы, возникшие у школьников 4 — 5 классов как реакция на тему огня, отражали их «взрывное» поведение в классе, хотя их реакции на другие темы были позитивными. Реализация программы исследования помогла детям сформировать свои собственные мысленные образы, не полагаясь на стереотипы. Почти все дети создали оригинальные художественные произведения. Дети действительно поняли, что особое значение придается не технике рисования, а свободе самовыражения, и поэтому они работали более раскованно, не испытывая чрезмерной тревоги по поводу необходимости создать совершенную картину. С объективных позиций трудно определить ту степень, в какой программа позволила учащимся приобрести основательное понимание изобразительного искусства. Судя по их рисункам и образам, возникшим в процессе работы над рисунками, творческий процесс по-настоящему увлек учащихся.
Он имел определенный смысл для них и поэтому доставлял им чувство удовлетворения. С точки зрения исследователей, занятия рисованием имели содержательный характер, поскольку привели к появлению более богатых образов, чем при занятиях другими видами искусства. Рисунки позволили исследователям глубже понять детей и их эмоционально-психологическое состояние. Оценка с точки зрения художественной терапии В этом разделе мы рассмотрим терапевтическое и диагностическое значение программы, ее успешное применение для стимулирования расторможенности самовыражения в благоприятной обстановке, а также ее приоритетную ориентацию на процесс, а не на конечный результат. С этой точки зрения программа существенно расширила границы терапевтического опыта в области применения художественных материалов для свободного самовыражения. Сами темы способны оказывать определенное терапевтическое воздействие. Результаты реализации программы исследования показывают, что тема огня служила средством выражения энергичных чувств. Эту тему можно использовать в качестве средства, способного обеспечить выход внутреннему смятению и раздражению детей. Если эти состояния продолжают существовать, нередко принимая форму вспышек гнева, тогда с темой огня можно поработать в течение определенного периода времени. По теме огня можно провести дополнительное занятие, предоставив детям выбрать конкретный огненный фрагмент первого рисунка, увеличить его масштаб и изобразить на втором рисунке с более тщательной проработкой деталей. Наряду с этим детям можно предоставить возможность создавать «огненные» рисунки до тех пор, пока они не утратят к ним интерес. Угасание пламенных чувств свидетельствует о готовности детей перейти к работе над следующей темой. В этот момент можно подробно остановиться на теме воды, поскольку вода оказывает успокаивающее, умиротворяющее воздействие на психику. Иногда тему воды можно использовать на предыдущей стадии для умиротворения пылких чувств. Программа исследования имеет ряд несомненных терапевтических достоинств и поэтому заключает в себе настоящий кладезь знаний для тех, кто интересуется диагностическими проблемами. Рисунки, выполненные в рамках данной программы, позволяют более основательно понять детей, поскольку образы и стиль самовыражения детей нередко выполняют роль метафор, отображающих их эмоциональные и психологические состояния. Например, один из рисунков отражает конфликтное состояние художника, в котором он находился в течение многих месяцев. Мальчик с трудом сдерживал вспышки гнева, которые нередко приводили к дракам на школьном дворе. На своем рисунке он изобразил похожее на животное чудовище. Чудовище обладает настолько огромной СИЛОЙ, что выпрыгивает из охваченного пожаром здания. Какой-то человек выбегает из дома и пытается укротить чудовище с помощью воды. В конечном счете ему удается с ним справиться. Мальчик старался изо всех сил укротить свое внутреннее «чудовище» и к концу года достиг заметных успехов. Приведем пример еще одного ребенка с аналогичными проблемами неконтролируемых вспышек гнева. Для изображения огня этот ребенок разделил лист бумаги на две половины. Одна половина была посвящена прошлому. На ней изображен человек, взывающий о помощи, так как рядом с ним происходят извержение вулкана: льется лава, из жерла вулкана вырывается пламя и летят раскаленные камни. Другая половина листа бумаги посвящена настоящему. На ней изображен улыбающийся человек, который стоит рядом с небольшим костром. Он счастлив, потому что теперь огонь ему подвластен. Художником оказалась четвероклассница, которую из-за крепкого телосложения нередко принимали за мальчика. В течение десяти месяцев она встречалась раз в неделю с консультантом, причем один из нас был ее классным наставником на протяжении последнего года. На консультациях мы стремились помочь ей «смягчиться» и научиться более конструктивно контролировать свою раздражительность. Упомянутый рисунок свидетельствует о несомненном успехе в этом направлении, хотя другие преподаватели отмечали изменения в характере девочки за несколько месяцев до появления этого рисунка. Образы на рисунке девочки не только отражают нынешнее смятение в ее душе, но и предвещают в метафорической форме грядущие изменения и психологический рост, которые состоятся на сознательном уровне за пределами консультативного процесса. С точки зрения художественной терапии реализацию программы исследования следует признать успешной. Рисунки
содержали много материала, позволявшего сделать ряд важных заключений для диагностики, хотя здесь были упомянуты лишь некоторые из множества случаев. Во время исследования был выявлен только один негативный фактор, а именно временная ограниченность, которая пагубно сказывается на художественном творчестве в школьной обстановке. Очень трудно поощрять свободу самовыражения и в то же время настаивать на том, что свободное самовыражение должно быть реализовано в рамках ограниченного времени. Эта проблема связана не столько с программой исследования, сколько с условиями работы в школьной обстановке. Хотя программа и дает положительные результаты в этой обстановке, тем не менее для обеспечения оптимальных условий необходимо предусмотреть адекватные периоды времени. Оценка с точки зрения преподавания изобразительного искусства В этом случае необходимо учитывать как творческий процесс, так и произведение искусства. Результаты нашего исследования свидетельствуют о важном значении использования архетипических тем земли, огня, воды и солнца для стимулирования творческой деятельности и создания впечатляющих картин. После просмотра картин, созданных детьми по каждой теме, никто не станет сомневаться в высокой степени активности творческого воображения детей. В работе над изображением четырех стихий природы поощрялась неповторимая манера каждого учащегося. Смелость и экспериментирование с новыми идеями и методами расценивались как важные этапы процесса художественного развития. Рисунки отражали приоритетное значение творческого процесса и свободы самовыражения художника. Было создано множество различных интерпретаций предложенных тем при незначительной зависимости от стереотипных образов. Хотя техническая сторона и не получила в программе приоритетного значения, тем не менее большинство рисунков было выполнено на высоком художественном уровне. Было создано много прекрасных рисунков, и некоторые из них свидетельствовали о богатом творческом воображении их создателей. Например, тема огня привела пятиклассницу к изображению большого глазного яблока, в центре которого отражался огонь. Один мальчик нарисовал извержение вулкана (рис.6.1). Пятиклассник нарисовал искры и дым, которые вылетают из двух игрушечных роботов, сошедшихся в поединке в игрушечном магазине под китайской вывеской (рис.6.2). Тема воды вдохновила семиклассницу на создание замечательного рисунка гор, отражавшихся в раковине с водой (рис.6.3). На эту тему мальчик нарисовал тонущих людей (рис.6.4). На тему земли семиклассник нарисовал ядерную катастрофу, передав чувства ужаса и гнева: охваченные пламенем города, страдания, война и напуганный человек, который стремится прекратить все это, но чувствует себя беспомощным. Эта картина отразила чувства страха и беспомощности перед будущим, к которому идет мир (рис.6.5). Тема солнца навела пятиклассника на размышления об автомобильных гонках, которые проходили в солнечный день, когда солнце настолько высушило грязь, что она превратилась в песок (рис.6.6). Это всего лишь несколько примеров из широкого спектра образов, возникших под влиянием четырех тем. Программа предоставила детям замечательную возможность реализовать свои творческие способности. В то же время ее можно использовать и для обучения техническим приемам. Один из способов такого обучения состоит в рассмотрении технических приемов на стадии «Просмотра и обсуждения». При рассмотрении рисунков одноклассников дети могли бы отобрать наиболее выразительные изображения и затем определить те особенности, благодаря которым они производят глубокое впечатление. Такое рассмотрение могло бы привести к обсуждению всех или некоторых из многих элементов удачной композиции. На занятиях, например, можно было бы обсудить различные способы использования в живописи пространства и цвета или передачи движения и различных настроений. После такого обсуждения учащиеся могли бы поупражняться в применении рассмотренных приемов и методов. Участие детей в анализе работ своих одноклассников с технической точки зрения могло бы помочь им повысить свое мастерство. При этом очень важно не ограничиться выделением нескольких «хороших» примеров, ибо такое выделение может отбить у остальных детей желание развивать свою неповторимую манеру изображения и подавить их самовыражение. Не следует обращать внимание детей на техническую сторону изобразительного искусства на других стадиях реализации программы, так как выделение технических моментов также может пагубно сказаться на их самовыражении. Для успешной реализации программы необходимо предоставить детям возможность свободно и раскованно реагировать на предложенные темы и создавать свои художественные произведения. Одно из достоинств реализации программы в школьной обстановке состоит в том, что ее можно использовать в работе со всем классом. Но, как и в других видах школьной работы, здесь также найдется небольшая группа детей, которая требует больше индивидуального внимания, причем каждому ребенку понадобится больше времени, чтобы высказать свое мнение во время обсуждения рисунков.
Глава 7 Общеизвестная детская символика в консультировании с использованием изобразительных средств Прежде чем предложить несколько возможных интерпретаций символов, наиболее часто используемых детьми, мы хотели бы предостеречь от опасности «слепого» анализа детских рисунков. Необходимо помочь ребенку активно объяснить смысл изображения на рисунке (Thompson and Allan, 1985). Рисунки необходимо рассматриватьв рамках гештальта, т. е. целостной структуры, особенно при попытках понять их символический смысл. Поэтому рассмотрение предмета только как изолированной части без соотнесения с целым сопряжено с определенными опасностями (Naumburg, 1966; Rubin, 1978). По этому поводу Рубин говорит следующее: «По моему мнению, необходимо рассматривать общие взаимосвязи и использовать их в качестве гипотез, учитывая при этом и другие возможности» (стр.66). При таком подходе следующие цветовые предпочтения и символы могут быть использованы в качестве полезных ориентиров. Цвет Цветовые предпочтения изменяются в зависимости от возраста. Дети младшего возраста отдают предпочтение теплым тонам красного и желтого цвета, дети старшего возраста тяготеют к использованию прохладных цветов — синего и зеленого, отдавая все меньше и меньше предпочтения желтому цвету. Красный цвет доминирует на протяжении всех стадий жизни (Birren, 1969, 1978; Rasto, 1968). Имеют значение не цвета как таковые, а тот контекст, в котором они используются на рисунке. Ненормальное употребление или злоупотребление цветом или цветовой комбинацией помогает глубже понять эмоциональное состояние ребенка. Обычное использование цвета. Красный цвет обычно используется для изображения дымовых труб, губ, волос, вишен и яблок. Оранжевый цвет используется для изображения свитеров и апельсинов. Желтый цвет используется для изображения цветов и солнца. Синий цвет используется для изображения неба, одежды, глаз и занавесок. Зеленый цвет используется для изображения женской одежды, свитеров, крыш, травы и деревьев. Пурпурный (или фиолетовый) цвет используется для изображения женской одежды. Черный цвет используется для изображения дыма, прорисовки основных деталей, волос, обуви, поясов и дверей. Коричневый цвет используется для изображения волос, одежды, глаз, стволов и ветвей деревьев и стен. Белый цвет используется для изображения оград и облаков (Buck, 1978; Jolles, 1957). Необычное использование цвета. Самым эмоциональным является красный цвет. Он свидетельствует об импульсивности и спонтанности самовыражения (Cooper, 1978; Pasto, 1968; Zimmerman and Garfunkel, 1942), указывает на потребность в одобрении со стороны важного лица или на агрессивность и ненависть, когда на рисунке преобладает красный цвет (Alschuler andHattwick, 1943; Birren, 1969; Jolles, 1957). Кроме того, красный цвет может означать мученичество (Cooper, 1978). Оранжевый цвет рассматривается как эмоционально сдержанный красный цвет. Он свидетельствует о сочувствии и дружелюбии (Alschuler and Hattwick, 1943; Birren, 1969) или указывает на агрессивное противодействие попыткам поставить данного человека в зависимое положение (Pasto, 1968). Желтый цвет, как и красный, может указывать на спонтанность самовыражения (Zimmerman and Garfunkel, 1942) или, при акцентированном использовании, на агрессивность и враждебность (Alschuler and Hattwick, 1943; Birren, 1969; Brink, 1944) вплоть до неистового самоуничтожения (Pasto, 1968). По мнению Купера (1978), желтый цвет амбивалентен. Золотистые и светлые оттенки желтого цвета олицетворяют
интеллект, интуицию, веру и доброту. Темно-желтый цвет олицетворяет вероломство, зависть, честолюбие, скрытность и неверие. Зеленый цвет указывает на избавление от тревоги, ощущение управляемого поведения, возвращение к девственной природе. В целом он не свидетельствует о наличии прочной эмоциональной основы (Alschuler and Hattwick, 1943; Birren, 1969; Kadis, 1950; Pasto, 1968). По мнению Купера (1978), синий цвет олицетворяет истину, интеллект, мудрость, постоянство, предусмотрительность, спокойствие, созерцание, а также женский принцип, символизируемый водой. Багряный цвет указывает на сильное, почти граничащее с паранойей стремление к власти. Быть может, это отчасти связано с тем, что багряный цвет считается королевским цветом (Buck, 1978; Pasto, 1968). Черный и коричневый цвета олицетворяют торможение, подавление, а также депрессию, если эти цвета небрежно нанесены на рисунок (Alschuler and Hattwick, 1943, 1969; Bieber and Herkimer, 1948; Brink, 1944; Cooper, 1978; Napoli, 1946; Pasto, 1968; Precker, 1950). Белый цвет имеет два противоположных символических значения. По мнению Джоллес (1957), белый цвет указывает на антиобщественные установки, тогда как Купер (1978) полагает, что он символизирует трансцендентность, простоту, совершенство и чистоту. Резюме Наш опыт свидетельствует о том, что предложенные толкования символики цвета во многих случаях заслуживают доверия. В то же время необходимо учитывать, что у детей бывают цветовые причуды. Так, в конце семидесятых годов нынешнего века багряный цвет был < < в большой моде». Поэтому в это время толкование странного обилия багряного цвета на детском рисунке как признака паранойи представляется весьма сомнительным. Итак, при толковании символики цвета необходимо учитывать современные цветовые пристрастия детей. Широко распространенные детские символы Следует учитывать, что ни один символ не имеет универсального значения. Каждый символ имеет несколько значений. Соотнесенность символа с другими частями детского рисунка определяет интерпретацию данного символа. Кроме того, символ может олицетворять позитивное или негативное качество в зависимости от того, как он используется на рисунке и как оценивается самим ребенком. Культурная среда ребенка также имеет немаловажное значение, поскольку в различных культурах символ имеет различное значение. Яблоки олицетворяют изобилие, любовь, радость, знание, мудрость, прорицание или обман и смерть (Cooper, 1978; do Vries, 1976). Дети обычно используют яблоко для обозначения потребности в эмоциональной заботе. Когда дети рисуют червей в яблоках или говорят, что яблоки испортились, они указывают на отсутствие конструктивного ухода за ними. Птицы олицетворяют трансцендентность: «освобождение ОТ любой, слишком незрелой, неподвижной или окончательной формы бытия... любого образа жизни, сковывающего стремление к высшей, более зрелой стадии психологического развития» (Jung, 1964. стр.149). Кроме того, птицы символизируют душу или вознесение души на небеса (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Судя по нашему опыту, птицы обычно появляются на детских рисунках тогда, когда авторы их ощущают, как в их душах происходит некая трансформация. Кошки имеют много значений. Они олицетворяют желание, свободу и скрытность. Черная кошка символизирует несчастье и смерть, игривость и грациозность (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Для ребенка кошка является центром его любви или олицетворяет потребность в любви. Облака. Цвет облаков имеет важное значение. Белые облака символизируют одухотворенность и чистоту. Черные облака указывают на депрессию, бесчестье или горе. Кроме того, черные облака нередко олицетворяют препятствия на пути к истине и знанию (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Синие облака символизируют слезы и потребность выплакаться. Собаки. Как и кошки, собаки имеют противоречивые значения. Они символизируют преданность, бдительность, благородство, развращенность, любовь рыться в отбросах и ярость (de Vries, 1976). Для ребенка собака имеет такое же значение, как и кошка, хотя собака нередко олицетворяет более сильную и инстинктивную сторону души. Огонь. Огонь символизирует обновление жизни, трансформацию, очищение, страсть, зачатие, власть, защиту, покровительство или разрушение (de Vries, 1976). Ребенок обычно воспринимает огонь как нечто деструктивное и враждебное. Но если огонь ассоциируется с бурным явлением природы, например с извержением вулкана, тогда он символизирует эмоциональную разрядку или возможность трансформации, которая приведет к обновлению жизни. Рыбы нередко выполняют роль фаллических символов. Они обозначают плодовитость, размножение, обновление и сохранение жизни (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Хотя нам и не удалось обнаружить в детских рисунках подтверждение этому толкованию символики рыб, тем не менее было отмечено, что рыб рисовали мальчики в конце инкубационного периода болезни. Лошади символизируют жизнь и смерть, инстинктивную и животную природу, динамическую силу, благородство или интеллект (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Хотя эти толкования и не нашли подтверждения в детских рисунках, тем не менее изображения лошадей часто встречаются на рисунках девочек в возрасте 12 лет. Благодаря половому развитию многих девочек в этом возрасте лошадь нередко символизирует их инстинктивную, животную природу. Дом нередко может иметь одно из следующих значений: жизнь и взаимоотношения в семье ребенка, непредубежденное отношение к посторонним людям, защита и покровительство, характер существующей структуры эго, связь с реальностью, относительная роль психологического прошлого и будущего в психологии ребенка, а также степень ригидности личности (Buck, 1948, 1978). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы