Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…….. ………………………………………………………….3

Тема 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ

ОБЩЕСТВА. ................................................................................................5

1.1. Что означает термин «этика»?.......................................................5

1.2. Моральное измерение личности…………………………………6

1.3. Моральное измерение общества………………………………..11

ТЕМА 2. ОБЩИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ И ИХ

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ …………………………………………15

2.1. Классификация взглядов на мораль…………………………….15

2.2. Парадоксы морали……………………………………………….16

Тема 3. НРАВСТВЕННЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ …………………….20

Тема 4. ВЗАИМОСВЯЗЬ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЭТИКИ

И ЭТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ……………………………………………….23

4.1. Два взгляда на роль бизнеса в обществе………………………..23

4.2. Гражданское и профессиональное мировоззрение

управляющего – основа его личного и делового поведения………25

4.3. Американский протестантизм и русское

старообрядчество - религиозные основы современной

этики бизнеса и управления………………………………………….28

4.4. Этика бизнеса и общество……………………………………….30

Тема 5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ

НРАВСТВЕННЫЕ КОДЕКСЫ – СВОД НОРМ

КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ ……………………………………………38

5.1. История «морального» бизнеса…………………………............38

5.2. Примеры нравственных правил для бизнесменов

и менеджеров………………………………………………………….40

Тема 6. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ …………………………………………...48

6.1. Представление……………………………………………………48

6.2. После того, как вас представили………………………………..48

6.3. Обращение………………………………………………………..49

6.4. Прощание…………………………………………………………50

6.5. В дверях…………………………………………………………..51

6.6. Этикет служебных взаимоотношений………………………….52

6.7. Этикет руководителя…………………………………………….53

6.8. Повседневная одежда делового человека………………………55

6.9. Ювелирные изделия и бижутерия………………………………56

6.10. Этикет телефонного общения………………………………….56

6.11. Правила конструктивной критики…………………………….60

6.12. Формы конструктивной критики……………………………....62

6.13. Как реагировать на критику……………………………………63

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………..64

 

ВВЕДЕНИЕ

«Развитие нравов должно опережать развитие науки»

Жюль Верн

 

Целью данного курса является необходимость знакомства студентов, получающих высшее образование, с этическими нормами и принципами, которые лежат в основе управленческой культуры и культуры делового общения.

Профессиональные честь и достоинство — это показатели моральной ценности человека. Это своеобразные эталоны для определения нравственности человека, который представляет определенную социальную группу. Профессиональная честь и достоинство, как правило, выступают мерой профессионализма в любой области.

Нравственные качества выступают также залогом авторитета менеджера. Порядочность, честность, принципиальность всегда были главными нравственными качествами, которые служили основой для оценки любой личности. Социологические опросы показывают, что особую значимость коллективы придают таким качествам руководителя, как справедливость, уважение к людям, обязательность и доброжелательность. Качества, характеризующие стиль общения руководителя с коллективом, оказывают огромное влияние на отношения в этом коллективе. Если руководитель не обладает высокими нравственными качествами, то у него не будут сформированы в необходимой мере и другие деловые качества, такие, как объективность, профессиональные навыки организатора, дисциплинированность.

Проблемы этики бизнеса и управления по мере развития цивилизации становятся всё более актуальными. Мировой финансовый кризис очень четко показал, что причиной многих глобальных проблем часто становится нарушение представителями крупного бизнеса не столько юридических, сколько этических норм.

Чтобы эти нормы соблюдать, необходимо, как минимум, их знать. В основу современной этики управления в разных государствах положены принципы и нормы, сформулированные на базе конкретных религиозных заповедей христианства, ислама, буддизма, иудаизма. Поэтому курс начинается с раздела, посвященного развитию религиозной и общественной морали в различные исторические эпохи.

Далее уточняются принципы формирования современной этики управления. Студенты знакомятся с корпоративными моральными кодексами поведения бизнесменов и менеджеров.

Современный менеджер должен уметь правильно вести себя с руководителями, коллегами, подчинёнными, клиентами. Это умение говорит о его культуре, воспитании. Оно помогает расположить к себе людей и проще решать возникающие проблемы. Поэтому в курсе есть блок, посвященный деловому этикету.

Тема 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ ОБЩЕСТВА

1.1. Что означает термин «этика»?

1.2. Моральное измерение личности.

1.3. Моральное измерение общества.

ТЕМА 2. ОБЩИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ

И ИХ ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

2.1. Классификация взглядов на мораль.

2.2. Парадоксы морали.

 

Классификация взглядов на мораль

История существования человечества показывает, что с течением времени моральные нормы поведения общества действительно меняются, развиваются или деградируют. Следовательно, можно сказать, что мораль – это «формы осознания общественно-необходимого типа поведения, реализуемые людьми в свободных действиях с опорой на личные убеждения и общественное мнение».

Мораль человека формируется на основе следующих этических понятий:

- смысл и цель жизни;

- идеалы, ценности;

- добро и зло;

- долг и совесть;

- свобода и необходимость;

- счастье;

- эгоизм и альтруизм;

- справедливость;

- насилие и отказ от насилия и т.д.

До настоящего времени человечество не выработало единого представления о морали. Все подходы к пониманию этой проблемы можно разделить на два направления: натуралистическое (материалистическое) и идеалистическое (субъективно-идеалистическое, объективно-идеалистическое, религиозное).

Натуралистическое мировоззрение также распадается на ряд течений, в основе которых лежит более конкретное указание источника морали:

- эвдемонизм – связывает высшее благо и смысл жизни со счастьем;

- гедонизм - с удовольствием, наслаждением;

- утилитаризм – с пользой, выгодой.

Мораль пытались структурировать, т.е. классифицировать ее составляющие по разным признакам:

1. По способу определения морали:

- биологический – изучает предпосылки нравственности на уровне отдельного организма и популяции;

- психологический – рассматривает психологические механизмы, обеспечивающие выполнение нравственных норм;

- социологический – выясняет общественные условия, в которых складываются нравы, а также роль морали для поддержания устойчивости общества;

- нормативный – формулирует мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов;

- личностный – видит те же идеальные представления в личностном преломлении, в качестве аспекта индивидуального сознания;

- философский – представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека во Вселенной.

2. Вторая классификация делит мораль на три составляющих:

- сознание (понятия, убеждения, цели);

- деятельность (поступки);

- отношения (совокупность слов и дел)

3. Третья классификация связана с глубиной регулирующего воздействия, оказываемого моралью на человека:

- норма (закон), которая определяет поведение человека в некоторых типичных ситуациях (способы их решения сообщаются людям с детства);

- нравственные качества как человеческие добродетели (мудрость, мужество, умеренность и справедливость);

- общая линия поведения на основе нравственных принципов (коллективизм или индивидуализм, эгоизм или альтруизм). Выбирая принципы, мы выбираем моральную ориентацию в целом;

- идеалы (конечная цель, к которой направлено нравственное развитие, либо образ морально совершенной личности).

Причем сначала идеалы, потом нравственные принципы, нравственные качества и нравственные нормы. Человек пытается познать суть мира, в котором он живет, пытается осознать свое место в мире и цель своего существования, а также путь (способы) достижения цели.

 

Парадоксы морали

 

Функционирование морали в реальных отношениях порождает специфические трудности, связанные с тем, что мораль утверждает самоценность личности, а в ходе практической деятельности люди оказываются в иерархических отношениях, при которых одни управляют другими. Практика жизни свидетельствует, что люди, занимающие более высокое положение в социально-иерархических структурах, берутся выносить моральную оценку подчиненным, хотя, с точки зрения морали, они сами далеки от совершенства.

Логично предположить, что такую функцию (моральной оценки) могут взять на себя люди, выделяющиеся из общей массы по моральным качествам, подобно тому, как это делается во всех других областях знания (право авторитетного суждения о музыке имеют признанные музыканты, о юридических вопросах – опытные юристы и т.д.). Однако одним из несомненных нравственных качеств человека является скромность, еще точнее, осознание своего несовершенства. Более того, чем выше человек в нравственном отношении, тем критичней он к себе относится. Поэтому по-настоящему нравственный человек не может считать себя достойным кого-то судить. С другой стороны, люди, охотно берущие на себя роль учителя и судьи в вопросах морали, обнаруживают такое качество, как самодовольство, которое органически чуждо морали и безошибочно свидетельствует о том, что эти люди взялись не за свое дело. Жизненные наблюдения свидетельствуют, что в такой ложной роли чаще всего выступают люди, которые занимают более высокие ступени в социально-иерархических структурах (руководители по отношению к подчиненным, учителя по отношению к ученикам и т.д.). Получается парадокс: те, кто мог бы вершить моральный суд, не будут этого делать; тем, кто хотел бы вершить моральный суд, нельзя этого доверять. Моральный суд в данном контексте понимается широко — как моральное учительство, моральное осуждение и восхваление.

Данное противоречие в этике разрешается с помощью заповеди Иисуса Христа: «Не судите других и сами не будете судимы. Какою мерою мерите, такою и вам отмерено будет, каким судом судите, таким и вас будут судить». Таким образом моральная оценка это самооценка. Моральный суд – это суд человека над самим собой. Этим он отличается от юридического суда. Деяние, за которое человек отвечает перед другими людьми по закону, именуется преступлением, а деяние, за которое человек отвечает перед самим собой, перед своей совестью, именуется злом ( грехом ). Преступление – всегда преступление какого-либо общепринятого правила, которое зафиксировано внешне – в обычае, законе. Зло – это нарушение нравственного закона, к которому человек приобщен внутренне, т.е. в чувствах и мыслях. Именно это имеют в виду, когда говорят, что нравственный закон запечатлён в сердце. Иисус об этом сказал так: «То, что выходит изнутри, оскверняет человека. Ибо из его сердца выходят злые помыслы».

Второй парадокс связан с моральным поведением. Очень точно этот парадокс сформулировали древнеримский поэт Овидий: «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь», и апостол Павел: «Делаю то, что не хочу, а что хочу делать – то не делаю».

Получается парадокс: человек знает, что есть благо (добро), но не следует ему, т.е. знание не имеет для него обязывающего смысла. Что это значит? Скорее всего, то, что его мораль двойная – для себя одна, для других – другая. Ведь в морали знание и дела – одно. «По плодам их узнаете их» - это правило Христа можно считать ответом на данный парадокс.

Без анализа следствий человеческих поступков не было бы критерия для определения различной меры добродетельности различных индивидов. Получилось бы, что все высокодобродетельны, даже отъявленные злодеи, т.к. они перед собой стремятся оправдать творимое зло добрыми намерениями, преступления – справедливостью поступков.

Без анализа поступков не было бы критерия для определения меры добродетельности различных индивидов. Получилось бы, что все одинаково и высоко добродетельны. Человеку не просто свойственно думать о себе лучше, чем он есть на самом деле. Ему свойственно думать о себе хорошо. Субъективной точкой отсчета собственных действий собственной личности в цело, для него всегда является добро. Даже люди, которых принято считать отъявленными злодеями, стремятся выдать творимое ими зло за добро, преступления — за справедливые деяния. При этом они могут быть очень искренними. Моральное самообольщение - не всегда обман и лицемерие. Чаще всего оно является самообманом, «честным» заблуждением.

Вспомним, как Раскольников — главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», прежде чем совершить свое преступление, прилагает огромные интеллектуальные и духовные усилия для того, чтобы оправдать его: де и убивает он никому не нужную, даже всем вредную старуху; и делает он это, чтобы получить возможность совершить много-много добрых дел... Он выискивает все эти «аргументы» не для других (перед другими, в частности, перед следователем он оказался как раз совершенно бесхитростным), а, прежде всего, для себя. Раскольников хочет обмануть себя и свое зло (планируемое преступление) в своих же собственных глазах изобразить как добро. Еще более показателен в этом отношении другой герой того же романа, беспробудный пьяница Мармеладов. Тот как будто бы сознает свою безнадежную порочность и открыто говорит о ней. Но странным образом, именно в признании глубины своего падения и сознательном стремлении к страданиям, в самой жажде «скорби и слез» находит он оправдание. Если руководствоваться тем, что люди одобряют и в каком моральном свете они хотят предстать перед собой и другими, то пришлось бы их всех, и, прежде всего, самых отъявленных негодяев, перевести в разряд ангелов. Не нужно страдать излишней подозрительностью, чтобы не верить моральной самоаттестации человека. Совместная человеческая жизнь, общественная атмосфера была бы намного чище, если бы индивиды не думали, и уж во всяком случае, не говорили каждый о себе, что они — хорошие, честные, совестливые и т.д. люди.

Первая из рассмотренных деформаций морали (парадокс моральной оценки) возникает из ложного допущения, будто одни индивиды сполна обладают моралью, а другие начисто лишены ее, одни являются добрыми, другие - злыми. Вторая деформация (парадокс морального поведения) также связана с разведением добра и зла, но уже по другому основанию – будто намерения могут быть исключительно добрыми, а поступки - исключительно злыми. На самом деле мораль является неотчуждаемой первоосновой сознательной жизни, ее реальным смыслом. Поэтому всякая моральная поза, когда кто-либо выступает от имени морали, изображая себя ее истолкователем, носителем, стражем и т.д., является ложной позой.

Способом существования морали является чувство долга.

Что значит быть моральным в понимании современной этики? Моральный человек нацелен на высшее благо. Что это такое? Это такая безусловная цель, которая признается всеми людьми, позволяя им соединиться в общество, а также путь, который помогает такому соединению. Моральный человек бескорыстен, он обладает доброй волей. Эта воля проявляется во взаимоотношениях, которые очерчиваются золотым правилом нравственности. Это правило зафиксировано в различных культурах: древнеиндийской (индуизм, буддизм), древнекитайской, древнегреческой, древнеиранской, древнееврейской, в исламе, причем в сходных формулировках. Раз возникнув, золотое правило прочно входит в культуру, в общественное сознание и переходит в пословицы и поговорки. Это правило также сформулировано в Нагорной проповеди Иисуса и служит законом для любого христианина.

Евангелие от Матфея: «И так во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы сними, ибо в этом закон и пороки» (Мф., 7: 12)

Евангелие от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». (Лк., 6: 31).

Еще проще это правило сформулировано в русской пословице: « Чего в другом не любишь, того и сам не делай ».

Т.о. всеобщность нравственной нормы проверяется методом диспозиции, т.е. ответом на вопрос: принял бы я данную норму, если бы она практиковалась другими людьми по отношению ко мне? И если при такой диспозиции норма принимается, то, значит, она обладает качеством нравственной нормы. Т.о. человек может блокировать свой эгоистический интерес.

Ключевые термины

Нравственная норма - норма (закон), которая определяет поведение человека в некоторых типичных ситуациях (способы их решения сообщаются людям с детства).

Нравственные принципы – это моральная ориентация в целом (коллективизм или индивидуализм, эгоизм или альтруизм).

Нравственные качества - человеческие добродетели (мудрость, мужество, умеренность и справедливость).

Идеалы - конечная цель, к которой направлено нравственное развитие, либо образ морально совершенной личности.

Два парадокса морали – парадокс моральной оценки и парадокс морального поведения.

Насилие - подавление свободной воли человека

Добрая воля - стремление человека, чистое от соображений выгоды, удовольствия, житейского благоразумия.

Высшее благо - достижение конечной цели появления человека во Вселенной и на Земле.

 

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой нравственная оценка?

2. В чём состоит разница между преступлением и злом (грехом)?

3. Что является способом существования морали?

4. Как разрешается парадокс морального поведения?

 

И ЭТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

4.1. Два взгляда на роль бизнеса в обществе.

4.2. Гражданское и профессиональное мировоззрение управляющего – основа его личного и делового поведения.

4.3. Американский протестантизм и русское старообрядчество - религиозные основы современной этики бизнеса и управления.

4.4. Этика бизнеса и общество.

Отношение к делу

У протестантов дело — это миссия человека в мире, его призвание. Вот как сказал М. Вебер: «…В этом понятии заключена оценка, согласно которой выполнение долга в рамках мирской профессии рассматривается как наивысшая задача нравственной жизни человека…тот центральный догмат всех протестантских вероисповеданий, который единственным средством стать угодным Богу считает не пренебрежение мирской нравственностью с высот монашеской аскезы, а исключительно так, как они определяются для каждого человека его местом в жизни; тем самым эти обязанности становятся для человека его «призванием»». Это представление «о профессиональном долге, об обязательствах, которые каждый человек должен ощущать и ощущает по отношению к своей «профессиональной» деятельности, в чем бы она ни заключалась и независимо от того, воспринимается ли она индивидом как использование его рабочей силы или его имущества (в качестве «капитала»), — это представление характерно для «социальной этики» капиталистической культуры, а в известном смысле имеет для нее и конститутивное значение». «Человек — лишь управляющий благами, доверенными ему милостью Божьей, он, подобно рабу в библейской притче, обязан отчитываться в каждом доверенном ему пфенниге…».

Вот как описывает П. Бурышкин деловые качества русских купцов: «На свою деятельность смотрели не только и не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и стребует по нему отчета…». Такое же отношение к богатству у Русской Православной Церкви.

Этика бизнеса и общество

 

Во взаимоотношении этики и социального общения определенное место занимает такое явление, как профессиональная этика. Профессиональная этика существует, прежде всего, в тех профессиях, объект которых — человек. Все профессии можно разделить на две группы: профессия, объект деятельности которых человек (здравоохранение, культура, просвещение, общественное и государственное управление), и профессии, объект деятельности которых природа или искусственно созданные объекты.

Профессиональная этика — это прикладная этика. В ней сочетаются интересы общества и гарантии суверенности личности как носителя определенной профессии, а также высокие требования к профессионалу, в том числе к его моральному облику. Так, деловая этика предпринимателя, менеджера предполагает, что обязательные элементы их кодекса чести — соблюдение профессиональной чести и достоинства. Этот кодекс воспитывает у профессионала сознание принадлежности к определенной общности людей, основным признаком которой является достижение совершенства в той или иной профессии. Особенность современной этики предпринимателя в том, что понятие деловой морали дискредитируется общим кризисным состоянием общества. Нередко спекуляция рекламируется как нормальная практика деловой жизни, а под предприимчивостью понимают откровенный грабеж. Любую способность к накоплению капитала объявляют примером для подражания.

Рыночные отношения вызывают изменения в функционально-психологической структуре личности и в ее нравственных ориентациях. Эрих Фромм в работе " Быть или иметь" (1976 г.) показывает, что социальный характер является результатом адаптации человека к новым условиям, новым рыночным отношениям. Фромм вводит понятие " рыночный характер", т.е. явление, когда человек ощущает себя как товар. Люди становятся товаром на " рынке личностей". Один и тот же принцип определения стоимости действует и на рынке личностей, и на товарном рынке. На первом продаются товары, на втором — личности. Цель рыночного характера — полнейшая адаптация к условиям рынка, сохранение спроса на себя при любых условиях, складывающихся на рынке личностей. Принцип такой личности — " Я такой, какой я вам нужен". В моральном отношении это деградация личности. В современном обществе рыночных отношений существует реальная опасность формирования рыночного социального характера, все более отчуждающегося от нравственности.

С учетом сказанного понятия " честь делового человека", " честь менеджера" должны рассматриваться в качестве нравственной характеристики человека. Профессиональная честь и достоинство — это показатели моральной ценности человека. Это своеобразные эталоны для определения нравственного человека, который представляет определенную социальную группу. И мнением этой социальной группы, представителем которой он является, человек дорожит более всего. Профессиональная честь и достоинство, как правило, выступают мерой профессионализма в любой области.

Нравственные качества выступают также залогом авторитета менеджера. Порядочность, честность, принципиальность всегда были главными нравственными качествами, которые служили основой для оценки любой личности. Социологические опросы последних лет показывают, что особую значимость коллективы придают таким качествам руководителя, как справедливость, уважение к людям, обязательность и доброжелательность. Качества, характеризующие стиль общения руководителя с коллективом, оказывают огромное влияние на отношения в этом коллективе. Они находятся в прямой зависимости с психологическим климатом в коллективе. Если руководитель не обладает высокими нравственными качествами, то у него не будут сформированы в необходимой мере и другие деловые качества, такие, как объективность, профессиональные навыки организатора, дисциплинированность, умение конфликтовать.

Вернемся во вторую половину прошлого века, к американскому предпринимательству и его этическим проблемам. Мы, несомненно, увидим в нем знакомые нам современные черты.

Российский рынок практически не знал десятилетий почти ничем не сдерживаемой свободы предпринимательства, характерной для XIX в. В Америке в 1882 г. только фермерам было практически бесплатно роздано 50 млн акров земли. Железнодорожные компании получили под строительство железных дорог 200 млн акров — почти 10 % всей площади Америки. Начатьсвое дело можно было, имея символическую по нынешним временам сумму. Так, будущий стальной «король» А.Карнеги начал с «капиталом» в 217 долл. 50 центов, и то взятым в долг. «Король» швейных машин Зингер, хорошо известных и в России, основал свою компанию, одолжив у приятеля всего 40 долл. на изготовление опытного образца. Через 30 лет эта компания стала мировым лидером в производстве швейных машин. Почти весь XIX в. в Америке — это эра индивидуального предпринимательства. Правительство мало вмешивалось в этот стихийный процесс и было заметно скорее своим отсутствием в деловой сфере. Однако именно в это время возникли и новые этические проблемы бизнеса. Они были связаны с государством, которое теоретически должно было выступать как попечитель и защитник общественных интересов. Но… слаб человек, когда он сталкивается с соблазном быстрого обогащения за общественный счет. В борьбе за земли под строительство железных дорог, за выгодные контракты, промышленники готовы были давать большие взятки чиновникам, а те, как и везде, готовы были их брать. По словам редактора одной из газет того времени: «Стандард Ойл» сделала все с законодательными органами Пенсильвании, кроме их очистки» — намекая на сомнительные дела нефтепереработчиков.

На федеральном уровне в течение почти четверти века верхняя палата Конгресса США — сенат — именовалась не иначе как «палата миллионеров». Она упорно блокировала любые попытки ограничить большой бизнес. Это были времена, когда бизнесмены конкурировали больше друг с другом, чем с обществом. Эта эпоха известна российским читателям по романам Т. Драйзера. В Америке о ней говорят в зависимости от отношения к ней либо как об эпохе «баронов-разбойников», либо как о времени «капитанов индустрии». В 1860 г. начинали свое дело люди, с именами которых связана история создания американской промышленности и бизнеса: А. Карнеги, Дж. П. Морган, Л. Стэнфорд и многие другие. Большинству из них было не больше 27 лет, и они не имели даже законченного среднего образования. Они вырастали, как правило, в бедных семьях, уже в 16 лет начинали самостоятельную жизнь и были сходны в тех чертах, которые делают человека предпринимателем. По свидетельству историка С. Холлбрука, они обладали удивительной смелостью, бьющей через край жизненной энергией, отличались крайним индивидуализмом, всепоглощающим импульсом приобретательства и убежденностью в том, что, прилагая усилия, можно добиться всего. Характерно свидетельство другого историка о том, что «Рокфеллер рано понял великую истину: неэффективность и трата — это форма бесчестности, кража богатства, которое может быть использовано на общее благо».

Справедливости ради надо сказать, что эти индивидуалисты, вступая в схватку друг с другом, не стеснялись в средствах. Они вступали в сговоры о ценах, безжалостно разоряли конкурентов, делали все, что обычно делают люди, обладающие неограниченной властью. Их видение связи своих поступков с возможными последствиями было довольно узким, не выходило за рамки собственного дела и интересов.

Одной из сил, которая интегрировала эти разнородные интересы и придала им более общий характер, был финансовый капитал. Возможность конвертировать ценности любого рода стимулировала и ускоряла экономический «обмен веществ». Она позволяла включаться миллионам людей в этот процесс через приобретение ценных бумаг и различные операции с ними. Массы людей получили возможность испытать судьбу предпринимателя — рискнуть разбогатеть или разориться. В первой трети XX в. главной фигурой в американском бизнесе стал банкир, финансист. Его олицетворение того времени — Дж. Пирпойнт Морган. По словам другого магната того времени А. Карнеги: «Как объект общественного интереса, уважения и ненависти он (Морган) конкурировал с монархами и президентами… Среди его достижений — спасение американской денежной системы в 1895 г., предотвращение краха банков в 1907 г. Он же чуть не разрушил финансовую систему во время одной из своих операций».

Преимущество демократического общества в том, что оно саморегулируется. Достоянием гласности стали факты, свидетельствующие об опасности аккумуляции власти в одних руках. Общество с изумлением, например, узнало в ходе одного из слушаний в Конгрессе, что Морган вместе с двумя другими нью-йоркскими банкирами и их помощниками контролировал 342 места в управлениях 112 корпораций с общим капиталом в 22 млрд долларов. Такого рода факты стимулировали антитрестовское и антимонопольное законодательство. Однако для нашей темы интересен и такой факт, связанный с этим эпизодом. В ходе слушаний Морган, которому тогда было уже 75 лет, заявил, что его успеха в мире финансов — не деньги, а характер, личность. Он повторил, в сущности, то, что нам известно из анализа протестантской этики. Когда ему задали вопрос: «Разве коммерческий кредит основан не на деньгах или собственности? », он ответил: «Нет, сэр. Главное — это личность… Это выше денег и всего другого. За деньги этого не купишь… Потому что человек, которому я не верю, не смог бы получить от меня денег под все ценные бумаги в христианском мире».

Крах фондовой биржи в 1929 г. и последовавший за этим тяжелейший период многолетней экономической депрессии были расплатой за массовые спекуляции и своеобразным предупреждением обществу о последствиях бесконтрольной погони за быстрым спекулятивным успехом. Впервые в таком масштабе предстали проблемы ответственности предпринимателей не только друг перед другом, но и перед обществом. Американское общество извлекло из этого урок, поддержав «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта, направленный на ограничение власти крупного капитала. Началась эпоха «приручения большого бизнеса», которую вслед за «Новым курсом» продолжили: «Справедливый курс» – Г. Трумэна (40 — 50-е гг.), программы «Новая граница» Д. Кеннеди и «Великое общество» Л. Джонсона (60-е гг.). Своим идеологическим происхождением они обязаны популистскому (конец ХІХ в.) и прогрессивистскому (начало XX в.) движениям, которые ставили перед собой модные в то время цели: отдавать больше малообеспеченным слоям, заставить правительство больше прислушиваться к голосам избирателей и управлять экономикой в интересах общества.

Высоко индивидуалистический промышленный капитализм уступил место корпоративному государственному капитализму. Нельзя не отметить здесь и влияния событий, происходивших в России и мире, особенно после второй мировой войны. Идеи и успехи социализма были тогда настолько притягательны, что перед сторонниками частной собственности вполне определенно встала дилемма: делиться или потерять все. Кроме того, обнаружилось, что большее включение работников в процесс управления предприятиями, предоставление им возможности стать частичными совладельцами собственности благотворно сказываются на делах предприятия. Российские капиталисты в свое время, за редким исключением, к сожалению, сделали другой выбор.

За десятилетия социально ориентированных правительственных курсов были приняты многие законодательные акты, ограничивающие свободу предпринимательства и расширяющие права малообеспеченных слоев.

«Американцы, по-видимому, отказались от убеждения, что лучшее правительство — это то, которое меньше правит. Они стали поддерживать точку зрения, согласно которой государство в интересах общества должно сдерживать сильных и защищать слабых, предоставляя такие услуги обществу, которые частный бизнес не может или не хочет предоставлять; оно должно стремиться стабилизировать экономику, нейтрализуя периоды спадов и подъемов, обеспечивая гражданам определенную степень экономической стабильности».

К моменту вступления в должность президента Рейгана практически все аспекты предпринимательской деятельности были в поле влияния федерального законодательства. Цель дрессировки и обуздания капитала, казалось, была достигнута.

Однако была очевидно превышена та мера «обуздания», при которой капиталисты были готовы работать. Социальные программы требовали денег, которые правительство получало, собирая налоги. Последние стали снижать у промышленников интерес к инвестициям. В производстве начали формироваться опасные тенденции спада. Президент Рейган сделал то, что делали до него все государственные деятели: он ослабил «узду», наброшенную на предпринимателей. Результат не замедлил сказаться: наряду с увеличением производства росло и недовольство тех, кто пользовался благами по социальным программам. Все чаще стали возникать общественные скандалы вокруг злоупотреблений промышленников и финансистов, их коррумпированных связей не только со своим правительством (многочисленные случаи завышения с помощью лобби в Конгрессе цен на государственные контракты, особенно военные), но и с правительствами других стран. Не стало исключением и президентство Джорджа Буша. Появились и новые черты — международный размах и соответственно новые масштабы, которым могли бы позавидовать «бароны-разбойники». Как следствие всего этого, пострадала общественная репутация предпринимателей. В немалой степени этому способствовал и феномен, получивший в Америке 80-х гг. название «демонстративного (conspicuous) потребления». Дело в том, что состоятельные люди в эру «рейганомики», почувствовав поддержку правительства, как бы вознаграждая себя за годы сдержанности (долгое время в США считалось дурным тоном выставлять напоказ свое богатство), стали соревноваться в том, кто «дороже стоит». Поскольку наиболее очевидным, заметным критерием этого является потребление, то оно и стало полем соревнования, Газеты и модные журналы наполнились описаниями того, кто, во что и как дорого одевается, на каких шикарных курортах отдыхает, в какой новый, еще более дорогой дом переехал и т.д. и т.п.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь