Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кабинет групповой арт-терапии и его оснащение



Помещения для групповой арт-терапии

Для работы с арт-терапевтическими группами необходимо иметь подходящее помещение и изобразительные материалы. В отличие от вербальной групповой психотерапии, арт-тера-певтическая работа с группами требует целого ряда дополнительных условий. Кроме того, оснащение арт-терапевтическо-го кабинета для групповой работы во многом зависит от формы групповой арт-терапии. Так, например, оснащение помещения для проведения студийных занятий отличается от оснащения кабинета для работы с тематическими группами. Тем не менее независимо от формы групповой арт-терапии, очень важным является то, чтобы участники группы имели свободный доступ к воде. Для этого в кабинете необходимо иметь одну или несколько раковин. Кроме того, пол и стены должны быть легко моющимися, поскольку в процессе работы они могут загрязняться.

Важной проблемой работы всех арт-терапевтических групп является наличие мест для хранения изобразительной продукции участников сессий. Конечно же, для этого хорошо иметь специальное небольшое помещение или отгороженную часть пространства кабинета; если же это сделать не представляется возможным, то в кабинете необходимо установить просторный шкаф или стеллаж.

Хорошо, если в помещении работает всего одна группа. Тогда ее участники могут оставлять созданные ими работы висящими на стенах, а если это объемные изображения, то они могут располагаться в пространстве кабинета. Все это создает дополнительные возможности для последующего анализа расположения работ относительно друг друга, участников группы и ведущего. Однако в разное время в кабинете, как правило, работают несколько групп, из-за чего в конце сессии работы должны убираться. В противном случае, это может оказать определенное влияние на поведение участников других групп и даже привести к «борьбе» групп за территорию. Учитывая то, что изобразительная продукция группы может выступать в качестве метафоры групповых границ, оставляя свои работы в кабинете, где затем может проходить занятие другой группы, участники фактически создают условия для их нарушения.

Независимо от формы и модели групповой арт-терапии, необходимо также обеспечить достаточный уровень освещенности. Далеко не всегда, однако, ведущий располагает подходящим, специально оборудованным для групповой арт-тера-певтической работы помещением. Иногда для проведения групповых арт-терапевтических занятий имеются помещения многофункционального назначения, используемые также в качестве спортивных залов, мастерских, столовых, кабинетов для вербальной психотерапии и т. д. В этом случае ведущему группы необходимо побеспокоиться о том, чтобы предупредить загрязнение помещения, покрывая в случае необходимости пол и мебель целлофановой пленкой или хозяйственной бумагой. И конечно же, следует решить проблему хранения созданных работ.

Могут возникать и такие ситуации, когда для проведения групповых арт-терапевтических занятий психотерапевту необходимо приходить в те или иные учреждения – центры дневного пребывания, клубы и т. д. Такая работа, иногда называемая перипатетической, требует оперативной организации рабочего процесса, для чего может, например, потребоваться транспортировка некоторых материалов и оборудования. Очень важно, однако, чтобы работа группы по возможности протекала в каком-либо одном помещении, что является важным фактором формирования и поддержания групповых границ и создания психологически комфортной для участников группы атмосферы. Следует учитывать, что физическое пространство групповой арт-терапевтической работы тесно связано с понятием «психотерапевтического пространства», обозначающим ту особую среду, в которой протекает взаимодействие членов группы друг с другом и ведущим. Применительно к групповой арт-терапии понятие психотерапевтического пространства неоднозначно. Оно может предполагать психодинамическое толкование, согласно которому психотерапевтическое пространство является не столько физическим, сколько психологическим определением, обозначая ту атмосферу безопасности и комфорта, которая способствует снятию защит и самораскрытию участников группы. Как отмечает М. Хан, «уникальным достижением Фрейда является разработка и использование им понятия психотерапевтического пространства и дистанции между пациентом и аналитиком... В этом пространстве и при этой дистанции взаимоотношения между ними становятся возможными лишь посредством их способности поддерживать иллюзии и с ними работать. Фрейд сформулировал понятия пространства, времени и того процесса, которые потенцируют иллюзии и тем самым позволяют активизировать символический дискурс» (Khan, 1974). М. Хан также отмечает, что иллюзии в данном случае являются предпосылкой переноса. Следует, по-видимому, добавить, что понятие «иллюзии» в психодинамическом контексте означает определенные изменения в восприятии клиента, в частности, те, которые связаны с регрессом, что является необходимым условием актуализации и проявления материала бессознательного.

Обращая внимание на метафорическое, символическое значение пространства для арт-терапевтической работы, К. Кейз и Т. Делли указывают на необходимость учета психотерапевтом того скрытого смысла, который могут нести для клиента разные элементы физического пространства арт-терапевтичес-кого кабинета, так же как и его ориентация относительно сторон света, открывающийся из окна вид и т. д. Они пишут, что «каждый человек, приходящий в арт-терапевтический кабинет, использует его по-своему и устанавливает уникальные отношения с арт-терапевтом... И хотя одно и то же пространство. будет восприниматься различными клиентами по-разному, оно всегда будет играть одинаковую роль, являясь не только фактическим местом пребывания клиента, арт-терапевта и изобразительных материалов, но и символическим пространством» (Case & Dalley, 1992, p. 20). Как будет показано далее, при определенных условиях, в процессе групповой работы пространство арт-терапевтического кабинета и находящиеся в нем изобразительные материалы, продукция и иные предметы начинают символизировать всеобъемлющее «мифопоэтическое пространство». И хотя данный феномен может в какой-то мере быть обоснован с использованием психоаналитического представления об иллюзиях, он, по нашему мнению, является результатом группового взаимодействия и того процесса, который можно было бы назвать «групповым свободным ассоциированием» (см. следующую главу).

Проведение групповой арт-терапевтической работы по возможности в одном и том же помещении способствует формированию у участников группы ощущения групповых границ и фокусировке на том материале, который проявляется в ходе группового взаимодействия, а также предупреждает отреаги-рование участниками своих переживаний за пределами группы. Кроме того, это ведет к развитию у них способности к саморефлексии. По поводу особого воздействия арт-терапевтического кабинета на клиента Д. Шаверьен пишет: «Что бы здесь ни происходило, оно будет в той или иной степени отделено от повседневной жизни и станет предметом для наблюдения... Это имеет большое значение, так как без ощущения отделенного от внешнего мира пространства будет сохраняться склонность пациента действовать и реагировать неосознанно, то есть так же, как мы ведем себя в повседневной жизни. Наличие же определенных границ обеспечивает возможность для поддержания психотерапевтической дистанции. Это позволяет пациенту отстраниться от внешнего мира и дает ему возможность психологического регресса и функционирования в качестве наблюдателя за собственным поведением» (Schaverien, 1989, р. 149).

Поскольку арт-терапевтическая работа включает в себя различные элементы игровой деятельности и может ассоциироваться у участников группы с теми ситуациями коллективных игр, в которых они находились в детстве, имеет смысл также рассматривать пространство групповой арт-терапевтической работы в качестве аналога «фасилитирующей среды», под которой Д. Вин-никотт (Winnicott, 1988) имеет в виду ту среду, которая позволяет ребенку свободно манипулировать «транзитными объектами» и дает ему возможность достичь первичного самоопределения. Кабинет для групповой арт-терапевтической работы и его оснащение могут поэтому рассматриваться как особая «фасилитирую-щая среда», в которой роль «транзитных объектов» выполняют различные изобразительные материалы и предметы.

Развивая представление о кабинете для групповой арт-те-v рапии как особом игровом пространстве, М. Либманн указывает, что «ценные достоинства используемых в арт-терапии игр заключаются в том, что они обеспечивают иную систему координат, отличную от существующей в реальности современного мира... В ней могут быть освоены и исследованы новые способы поведения без тех последствий, с которыми связано их использование в повседневной жизни. Можно сначала рискнуть малым, не рискуя потерять что-то очень важное... Игры могут также предоставлять возможность для непрямого обращения с актуальными проблемами, непосредственное обсуждение которых было бы слишком болезненным. Они могут быть источником радости и веселья, являясь, в то же время серьезным делом» (Liebmann, 1986, р. 16).

Пространство арт-терапевтического кабинета, в том числе кабинета для групповой интерактивной арт-терапии, может являться «творческой ареной» – тем местом, где участники группы могут реализовать себя в разных видах творческой деятельности. Используя понятие «творческой арены», британский арт-терапевт Роджер Эргилл указывает, что это понятие наиболее точно отражает создаваемую в арт-терапев-тическом кабинете атмосферу. Работая с детьми, он обратил внимание на особую роль, которую играет поддержание относительного порядка в арт-терапевтическом кабинете (при условии, что детям позволено вести себя совершенно свободно и пользоваться изобразительными материалами по своему усмотрению). Он пишет: «Кабинет находится в чистоте, поэтому, если ребенок его запачкает, это будет восприниматься как созданный им самим беспорядок, и это ощущение резко контрастирует с его привычным ощущением общего беспорядка в детском коллективе... Таким образом ребенок будет учиться создавать порядок из хаоса, реализуя свои творческие возможности... Все пространство арт-терапевтического кабинета является «творческой ареной», на которой ребенок может преодолеть свои психические травмы и зажечься искрой творчества. Благодаря занятиям, он обретает уверенность в себе, что позволяет ему решать проблемы, связанные с обучением и общением с членами семьи и сверстниками» (цит. по: Case & Dalley, 1992).

Во многом схожие с описанными Р. Эргиллом переживаниями испытывают и взрослые участники арт-терапевтических групп, осваивая пространство «творческой арены» и проверяя степень допустимости свободных и нередко создающих ощущение хаоса манипуляций с различными материалами и предметами, примером чего может служить описанная в следующей главе работа одной из групп на тему «Помойка».

И наконец, хотелось бы указать на связь кабинета для групповой арт-терапии с понятием «драматического пространства». Как будет показано в следующей главе, в процессе использования некоторых техник групповой интерактивной арт-терапии может иметь место спонтанный переход участников группы из повседневной реальности в драматическую (Андерсен-Уоррен и Грейнджер, 2000; Jennings, 1998). Для описания этого феномена наиболее уместным является использование драматерапевтических представлений, которые позволяют понять динамику изменений в состоянии и поведении участников арт-терапевтической группы, предполагающую не только расширение спектра используемых ими средств творческого самовыражения, но и глубокую, напоминающую сценическую работу, идентификацию с изобразительной продукцией и соответствующими ей персонажами и ситуациями.

А теперь более подробно опишем разные типы помещений для проведения групповой арт-терапевтической работы. Такая работа, как правило, протекает в помещениях следующих основных типов:

а) художественная студия;

б) кабинет для групповой интерактивной арт-терапии.

Художественная студия является традиционным помещением для художественных занятий. Первые аналоги групповой арт-терапии предполагали занятия пациентов именно в таких помещениях. В специализированных художественных студиях вплоть до настоящего времени часто проводятся арт-терапевтические занятия с разными группами клиентов. В художественной студии имеется несколько мест для индивидуальной работы участников групп.

Рабочие места, как правило, представляют собой стол со стульями. Иногда вместо столов могут использоваться мольберты.

На каждом рабочем месте находится набор всевозможных изобразительных материалов (восковые мелки, пастель, карандаши, краски и т. д.). На отдельном столе могут также находиться заготовки для коллажа, бумага разных форматов и иные материалы для создания живописных и графических работ.

В художественной студии может быть специальное место для общения участников группы – своеобразная зона отдыха с креслами и столом с чаем/кофе. Здесь посетители студии, устраивая перерывы в ходе работы, могут общаться, не мешая другим.

В некоторых художественных студиях, помимо тех изобразительных материалов, которые предназначены для занятий живописью и графикой, имеются материалы и оборудование

для занятий скульптурой, керамикой или другими изобразительными техниками. Чаще оно расположено в стороне или даже в отдельной комнате, хотя такая работа может протекать и в общем пространстве.

Используемые в настоящее время для проведения групповых арт-терапевтических занятий художественные студии отличаются большим разнообразием: в одних случаях они оформлены более традиционно и предполагают относительную автономность участников группы. В других случаях, несмотря на отсутствие в студии специального места для групповых обсуждений и иных занятий интерактивного характера (связанных, например, с созданием коллективных изобразительных работ, использованием элементов танцедвигательной терапии, музыкальной экспрессии, драматизации и т. д.), имеется достаточно пространства для свободного перемещения участников группы и их спонтанного общения друг с другом. В случае необходимости ведущий может также предложить им сесть на стулья или кресла в круг или расположиться возле одного из столов для того, чтобы провести неформальный обмен впечатлениями от работы.

Художественная студия может становиться местом для экспонирования работ участников группы; при этом их изобразительная продукция располагается либо на одной из стен, либо даже по всему периметру студии.

Иногда для экспонирования отводится специальное помещение, выполняющее функцию галереи.

Если работы обладают определенной художественной ценностью, то такие галереи могут быть открыты для посетителей.

Арт-терапевтический кабинет для групповой интерактивной работы рассчитан как на самостоятельную деятельность участников группы, так и на выполнение совместных творческих проектов и проведение общегрупповых обсуждений. В соответствии с этим нужно, чтобы пространство кабинета можно было быстро реорганизовать, например, для посадки участников группы в круг, либо иметь две по-разному

оборудованных зоны – «рабочую» для изобразительной работы и «чистую» – для общегрупповых обсуждений. От художественной студии данное помещение отличается еще и тем, что в нем имеется большое разнообразие различных мест для работы. Рдзмещение столов в пространстве может быть различной, чтобы предоставить участникам группы возможность выбора рабочих мест в соответствии с их индивидуальными предпочтениями, что позволяет им обозначить свои «личные территории». У каждого участника, как правило, имеется индивидуальный набор различных изобразительных материалов, хотя на отдельном столе или полках могут находиться некоторые материалы для общего пользования.

Кабинет для групповой интерактивной арт-терапии должен предоставлять возможность совместной изобразительной работы участников группы. Так, например, для создания общей большой работы может потребоваться освободить значительное пространство на полу. Одна или несколько стен должны быть рассчитаны на развешивание работ перед началом обсуждений. Эти стены могут быть также использованы при создании «групповой фрески» или «настенной газеты».

Подобное помещение должно иметь многофункциональный характер и допускать, помимо индивидуальной, парной или коллективной изобразительной работы, выполнение физических упражнений, движение и танец, интерактивные игры, драматическое исполнение, размещение инсталляций, работу с объектами и другие виды занятий.

Большие возможности для групповых арт-терапевтических занятий предоставляет арт-терапевтическое отделение, которое является специализированным комплексом помещений, предназначенных для разных форм арт-терапевтической работы. Арт-терапевтические отделения стали создаваться сравнительно недавно, главным образом, с целью обслуживания крупных лечебно-реабилитационных учреждений или местных сообществ. Нередко арт-терапевтические отделения предполагают использование мультидисциплинарного подхода и участие в их работе разных специалистов. Так, например, помимо арт-терапевтических занятий могут проводиться занятия драма-, музыко- и танцедвигательной терапией, групповая вербальная психотерапия.

Наряду с несколькими помещениями, предназначенными для групповых и индивидуальных сессий, в арт-терапевтичес-ком отделении могут располагаться административные помещения, комната для длительного хранения изобразительной продукции (архив), кухня или кафе, а также место, где посетители отделения могут собираться, дожидаясь начала сессий.

Материалы

Арт-терапевтическая работа предполагает широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками карандашами, восковыми мелками, пастелью, углем и сепией могут применяться материалы для создания коллажей или ас-самбляжей. Для создания коллажей могут использоваться старые журналы или иная полиграфическая продукция, обрезки ткани, фольга, цветная бумага, а для создания ассамбляжей – различные, созданные человеком предметы или предметы естественного происхождения – камни, раковины, сухие растения и т. д. Обязательно должны иметься в наличии и разные объемные материалы, такие как глина, пластилин, пластика, специальное тесто и другие. Целесообразно также оборудовать кабинет песочницей. Бумага – как белая, так и цветная – должна быть разных размеров и плотности и с различным качеством поверхности. Разных размеров должны быть и кисти. Необходимо иметь губки для закрашивания больших пространств, а также ножницы, клей, скотч, нитки, целлофановую пленку.

Следует учитывать, что выбор материала определяется не только особенностями личности и состояния участников группы, но и стадией группового процесса, отношениями членов группы друг с другом и ведущим. Наблюдая за тем, какие материалы используют те или иные участники и предпочтение каких материалов характерно на том или ином этапе работы для группы в целом, ведущий подчас может получить очень ценную информацию о внутригрупповой коммуникации, особенностях групповой культуры (см. следующую главу) и различных групповых феноменах («расщепление», групповые деструктивные тенденции и т. д.).

Выбор участниками материалов также указывает на проявление потребности в психологической защите или их готовности к самораскрытию. Как правило, в начале работы участники группы предпочитают пользоваться более плотными материалами – карандашами, восковыми мелками, фломастерами, – которые позволяют лучше контролировать процесс создания образов и отражают защитные тенденции участников и их страх конфронтации перед сильными переживаниями и неосознаваемым материалом. Такая тенденция характерна и для лиц с высоким самоконтролем, испытывающих страх раскрытия своих переживаний в группе, а также тех, кто, воспринимая арт-терапевтические занятия как некий аналог школьных занятий рисованием, стремится создавать «правильные», «красивые» образы. На последующих этапах группового процесса участники группы, как правило, начинают более активно пользоваться менее плотными материалами, такими, в частности, как краски, иногда растворяя их большим количеством воды и брызгая или выливая их на бумагу, что позволяет отреагировать сильные чувства, делает изобразительный процесс более спонтанным, малопредсказуемым и связанным с активным проявлением неосознаваемого материала. В то же время использование менее плотных материалов может быть характерно для некоторых участников группы с самого начала группового процесса.

Как отмечает Л. Штейнхардт, использование таких материалов, которые предполагают низкую степень контроля над изобразительным процессом и создание образов с нечеткими границами, «иногда отмечается в начале психотерапевтического процесса, до того, как между клиентом и психотерапевтом сформируется взаимное доверие, когда клиент исследует границы допустимого поведения и стремится убедиться в том, насколько психотерапевт способен к его безусловному принятию. Хотя это более характерно для детей, нечто подобное происходит и при работе со взрослыми. Как дети, так и взрослые капают краской или пачкают ею окружающие предметы... В арт-терапевтическом процессе иногда бывает трудно провести границы между исследовательскими манипуляциями с материалами и плохим или деструктивным поведением. Клиенты могут переживать острое чувство вины из-за того, что им «не удалось сдержать своих чувств» или что у них появилось желание запачкать себя и окружающее пространство. Взрослый испытывает явное замешательство, когда у него появляется непреодолимое желание залить лист бумаги грязной краской, поцарапать его или поскрести по нему ногтями, а также посмотреть, как с него капает краска. Такое поведение связано с переживанием клиентом острой душевной боли, страданием или гневом, для выражения которых он не находит слов. Это может продолжаться в течение нескольких сессий до тех пор, пока клиент не успокоится и у него не появится желание создавать более оформленные образы» (Штейнхардт, 2001, с. 94). Отмечая склонность некоторых клиентов использовать менее плотные материалы, в том числе таким образом, который чреват загрязнением окружающего пространства и его самого, Л. Штейнхардт весьма точно указывает на связь такого поведения с определенной внутриличностной динамикой и формированием психотерапевтических отношений. В то же время, используя главным образом индивидуальную арт-терапию, она ничего не пишет о том, какое отношение такое поведение может иметь с групповой динамикой и теми или иными групповыми феноменами. Данную связь мы постараемся проиллюстрировать на некоторых приводимых в следующей главе примерах.

Не только краска, но и различные объемные, предполагающие прямой тактильный контакт материалы, такие как песок, глина или тесто, создают возможности для выражения сильных чувств, в том числе чувства гнева. Следует также учитывать, что тактильный контакт с материалом оказывает значительный стимулирующий эффект, что в одних случаях способствует эмоциональной вовлеченности человека в процесс работы и делает его поведение более спонтанным, а в других – приводит к эмоциональному перевозбуждению, что необходимо, например, учитывать с гиперактивными детьми или склонными к бессознательному отреагированию взрослыми.

Применение техник коллажа и ассамбляжа позволяет преодолеть чувство робости и страха перед изобразительной работой и дает участникам группы чувство защищенности, поскольку, используя уже готовые образы и лишь комбинируя их друг с другом, они не в такой степени идентифицируют их с личным материалом. Это позволяет им дистанцироваться от сложных переживаний и вносит в процесс работы значительный элемент игры и даже ролевого перевоплощения. Некоторые примеры применения техники коллажа в групповой арт-терапии также будут приведены в следующей главе.

При оснащении арт-терапевтического кабинета или студии различными изобразительными материалами необходимо учитывать технику безопасности. Так, например, если в группе есть больные с острыми психическими нарушениями или деменцией, их свободный доступ к ножницам или стекам может быть небезопасным для них самих и окружающих. Кроме того, дементные больные могут иногда пытаться съесть некоторые, привлекательные на вид изобразительные материалы. Естественно, следует соблюдать особую осторожность при работе с депрессивными больными, поскольку в этом случае возможны суицидные попытки. Это же касается больных с агрессивными тенденциями.

Необходимо также учитывать степень токсичности тех или иных изобразительных материалов и повышенную чувствительность к ним у определенных членов группы. В отдельных случаях может иметь место непереносимость некоторых веществ, делающая проблематичным продолжение некоторыми участниками своей работы в группе.

Большое значение в оснащении кабинета или студии для групповой арт-терапии различными материалами имеет знание ведущим группы их возможностей. Как отмечает Ленор Штейнхардт, «арт-терапевты должны понимать свойства различных изобразительных материалов, а также – в каких случаях использование тех или иных материалов целесообразно, а когда – нежелательно. Приводимые в литературе описания различных материалов обычно кратки. Чаще описываются показания для их применения разными группами клиентов, возможно, потому, что свойства материалов представляются арт-терапевтам вполне очевидными и им кажется, будто одного названия материалов достаточно, чтобы специалист понял, каковы его свойства» (Штейнхардт, 2001, с. 85).

Однако далеко не всегда, оборудуя кабинет для групповой арт-терапии, специалист знает свойства разных изобразительных материалов. «Трудно себе представить, – пишет Д. Уол-лер, – что арт-терапевт не имеет опыта изобразительной деятельности» (Waller, 1993, р. 51). Ей не верится, что в случае отсутствия такого опыта ведущий группы сможет понять процесс создания участниками группы визуальных образов и достаточно глубоко их «чувствовать»: «...арт-терапевты должны либо иметь подготовку в области изобразительного искусства, либо иметь возможность и желание им заниматься. Это дает им уверенность в процессе создания визуальных образов и понимание их символического содержания... Это также делает реакции психотерапевта на изобразительную продукцию пациентов более свободными... Без такой «визуальной уверенности» будет высок риск «редуктивного» отношения к образам, связанного с их восприятием в качестве прямых аналогов слов и критическим отношением к изобразительной продукции» (там же).

В то же время она указывает на иную опасность, связанную с наличием у ведущего группы художественной подготовки, что делает его отношение к различным материалам и техникам изобразительной работы тенденциозным: «Являясь художниками, мы можем испытывать на себе сильное влияние определенных «школ» изобразительного искусства... Мы можем быть пристрастны и в мягкой форме подталкивать пациентов к занятиям живописью, керамикой и т. д., в то время как наша задача заключается в том, чтобы помочь им выбрать для себя наиболее подходящий материал... Художнику может быть непросто участвовать в арт-терапевтической группе» (Waller, 1993, р. 52).

Многие арт-терапевты считают, что чем больше у участников группы возможность выбора различных материалов и техник изобразительной работы, тем более вероятно, что они смогут найти то средство самовыражения, которое в наибольшей степени отвечает их склонностям и потребностям. Это также создает условия для динамической коммуникации участников группы посредством разных материалов и средств творческого самовыражения, поскольку в течение даже одной сессии они могут переходить от одних материалов или средств творческого самовыражения к другим. В то же время наличие в арт-терапевтическом кабинете слишком большого количества различных материалов может вызывать у некоторых участников группы растерянность.

В процессе работы с арт-терапевтическими группами может быть целесообразно отвести определенное время на знакомство их участников с оборудованием кабинета и возможностями разных материалов. Некоторые арт-терапевты также считают, что в определенных случаях, параллельно с проведением арт-терапев-тических занятий, участникам группы полезно посетить несколько занятий, проводимых художниками и посвященных освоению разных изобразительных техник. Д. Уоллер полагает, что «сотрудничество художников и арт-терапевтов может быть для пациентов очень полезным» (р. 54).

Обсуждая возможности различных используемых в арт-те-рапевтической работе материалов, Л. Штейнхардт (2001) делит их на три основные группы:

• бесформенные материалы, позволяющие создавать объемные образы:

• материалы, имеющие определенную форму;

• предметы, имеющие определенную форму, которые можно использовать в качестве материалов.

К первой группе она относит мягкие и более плотные материалы, включая краски, глину, дерево и другие, которые могут быть использованы для создания художественных образов, живописных произведений или скульптуры. Ко второй группе, по ее мнению, относятся такие материалы, которые «включаются в изобразительный процесс в неизменном виде» –целлофан, туалетная бумага, песок, ткань и другие. И наконец, к третьей группе материалов могут быть отнесены естественные или созданные человеком объекты или их части – камни, раковины, пуговицы, детали часов и другие.

Приводимые ниже примеры показывают сочетанное использование участниками группы относящихся к различным вышеназванным группам материалов. На рисунке представлена ин-. дивидуальная работа одного из участников группы, при создании которой применялись, главным образом, естественные и созданные человеком предметы, такие как камни, плоды каштана, миниатюрные игрушки и свечи. В то же время основой данной предметной композиции является лист ватмана, в центре которого наклеена фигура неправильной формы из красной бумаги.

На данном рисунке представлена работа, выполненная двумя участницами арт-тералевтической группы. Основой сложной композиции, так же как и в предыдущем случае, является лист ватмана, на котором с помощью гуашевых красок нанесено абстрактное изображение. В изобилии используются различные, включенные в композицию в неизменном виде и создающие объем материалы – целлофан, скотч и нитки. Некоторые объемные элементы изображения созданы также из белой и цветной бумаги. Имеется большое количество в основном созданных человеком объектов или их частей – кружка, банка с клеем ПВА, пачка сигарет, крышка от кофейной банки и другие.

И наконец, на нижнем рисунке представлен продукт коллективного творчества участников арт-терапевтической группы. Обращают на себя внимание большие масштабы композиции, которая располагается на двух придвинутых друг к другу столах. Основой композиции выступают несколько склеенных вместе листов ватмана с изображенной на них с помощью преимущественно гуашевых красок абстрактной композицией. В то же время в композицию включены вырезанные из журналов, а также созданные из цветной бумаги и фольги образы. Кроме того, на горизонтальной плоскости располагаются несколько предметов (пластиковый контейнер, цветной провод). Работа в целом имеет объемный характер, поскольку над лежащим на столе рисунком (с элементами коллажа и ассамбляжа) расположена созданная участниками группы из вешалки, скотча и других материалов «пирамида».

Помимо деления изобразительных материалов на вышеназванные три группы Л. Штейнхардт также называет некоторые иные критерии их классификации. К таким критериям могут относиться:

• происхождение материалов (естественное или искусственное);

• каким образом материалы обычно используются (например, с применением тех или иных инструментов, таких как кисти, или непосредственно – руками);

• какие чувства и образы они вызывают у человека;

• степень физических усилий и затраты времени, необходимые для работы с материалом;

• степень контроля над изобразительным процессом;

• символическое содержание образов, созданных с использованием тех или иных материалов;

• двух- или трехмерность и другие критерии.

К этому перечню следовало бы добавить и такой важный в арт-терапевтической работе критерий, как размер или объем изобразительного материала. Так, например, иногда участники группы при создании трехмерных образов используют находящуюся в кабинете мебель или даже включают в свои композицию в качестве одного из «изобразительных элементов» себя или других людей.

Различные манипуляции с готовыми образами и их преобразование в ходе групповой арт-терапевтической работы представляют собой особую группу феноменов, связанных с использованием перформансов в арт-терапии, о чем также пойдет речь в следующей главе. С учетом этого представляется важным, чтобы ведущий арт-тера-певтической группы не только владел основными техниками изобразительной работы и знал

возможности различных материалов, но и был знаком с разными жанрами и формами современного актуального искусства.

4.2. Направление клиентов в группу и связанные с этим организационные процедуры [5]

Пути направления клиентов в арт-терапевтические группы

Знание специалистом критериев и порядка направления клиентов в арт-терапевтическую группу имеет большое значение для предупреждения возможных осложнений и конфликтов. Кроме того, соблюдение специалистом определенных организационных процедур на разных этапах работы и четко отлаженный процесс групповой арт-терапии позволяют ему сфокусировать свое внимание на клинических вопросах и сформировать у участников группы определенные ожидания относительно психотерапевтического процесса. К сожалению, работа с арт-терапевтическими группами до сих пор часто бывает основана только на энтузиазме специалистов. Ситуация осложняется еще и тем, что арт-терапия до сих пор во многих странах плохо интегрирована в деятельность медицинских, образовательных и социальных учреждений, что требует от специалистов дополнительных организационных усилий.

Планируя проведение арт-терапевтической работы с группами, помимо выбора подходящего помещения и его оснащения различными материалами, специалист должен рассчитать общую нагрузку и обеспечить приток достаточного количества клиентов. Общая нагрузка группового арт-терапевта включает не только его непосредственную работу с группами, но и проведение предварительных индивидуальных собеседований (диагностических интервью) с клиентами на этапе их отбора в группу, подготовку помещения к работе и его уборку после окончания сессии, ведение различной учетной документации и описание хода работы, проведение консультаций с другими специалистами и родственниками участников группы, а также другие виды деятельности.


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно-контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  3. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно–контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  4. Ex. Переведите, обратив внимание на перевод инфинитива, определите его функцию.
  5. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  6. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  7. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  8. I.3. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
  9. II РАЗДЕЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШЕСТИЛЕТНЕГО РЕБЕНКА
  10. II семестр – срок сдачи контрольных работ до 1 апреля текущего учебного года.
  11. II. Принятие решения о проведении таможенного досмотра и организация его проведения
  12. II. Система обязательств позднейшего права


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 2665; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь