Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Теоретическая позиция автора книги
Хотя среди работающих с арт-терапевтическими группами специалистов есть те, кто придерживается какого-либо одного теоретического подхода, среди них есть немало и тех, кто сочетает разные теоретические модели и формы групповой арт-терапии и в зависимости от условий и задач работы, а также особенностей клиентской группы, отдает предпочтение то одной, то другой модели или форме групповой арт-терапии. Такой эклектический подход близок автору книги. Преимущества одного теоретического подхода или формы работы с арт-терапевтическими группами над другими относительны. Они обнаруживают себя лишь в соотнесении с контекстом работы и внутренними качествами самой группы. Одна модель или форма работы могут быть эффективны применительно к одной группе или к одним условиям и неэффективны в иных случаях. Автор книги убежден, что сегодня, когда происходит расширение социальной, институциональной и культурной базы использования методов групповой арт-терапии, специалист должен владеть значительным репертуаром ее разных теоретических моделей и форм и уметь их гибко использовать в зависимости от конкретных обстоятельств. Касаясь проблемы противоречивых интерпретаций в арт-терапии, Эбби Келиш (2002) предлагает специалистам использовать множественную интерпретативную стратегию, включающую несколько этапов или уровней анализа изобразительной продукции. На первом этапе анализа она, например, считает наиболее оправданным использование эстетического и феноменологического подходов, на втором – формального подхода, на третьем – анализ индивидуальных особенностей клиента и, наконец, на четвертом – те способы интерпретации, которые позволяют анализировать социальные и культурные влияния. Хотя в статье Э. Келиш речь идет об интерпретации изобразительной продукции в арт-терапии, автор считает, что подобный, включающий несколько этапов или уровней рассмотрения одного и того же феномена и основанный на использовании широкого репертуара разных стратегий, подход может быть также оправдан применительно к работе с арт-терапевти-ческими группами. Так, например, в своей работе с арт-терапевтическими группами специалисты, с одной стороны, могут использовать такие теоретические подходы и формы работы, которые фокусируются преимущественно на эстетических качествах изобразительной продукции клиентов и процессе изобразительной работы как таковом, стремясь при этом расширить и обогатить опыт творческой деятельности участников группы, укрепить их мотивацию к такой деятельности, развить само-директивность и способность принимать на себя ответственность за творческие акты, а также задействовать те факторы психотерапевтических изменений, которые связаны, в первую очередь, с самой изобразительной деятельностью. Это характерно для студийной формы работы с арт-терапевтическими группами и таких моделей групповой арт-терапии, как, например, холистическая, игровая или клиент-центрированная. С другой стороны, существуют такие формы и модели работы, которые предполагают внимание преимущественно к личности участников группы и проявляемым в групповом контексте внутрипсихическим, межличностным и общегрупповым конфликтам, а также особенностям взаимоотношений участников группы друг с другом и арт-терапевтом. Основной задачей групповой работы при этом является исследование и разрешение вышеназванных конфликтов и изменение дизадаптивных коммуникативных паттернов участников группы. Все эти задачи в значительной мере решаются в рамках тематического или динамического подходов к групповой работе и с использованием таких теоретических моделей, как психодинамическая (включая ее интерперсональный и аналитический варианты) или системная семейная. И наконец в настоящее время имеются такие формы и модели работы с арт-терапевтическими группами, которые связаны с изучением социальных и культурных влияний на участников группы и их взаимоотношений не только друг с другом, но и различными лицами и институтами в их реальном социальном окружении. Такие формы и модели работы предполагают анализ этнических, классовых, демографических, религиозных и иных влияний на участников группы, а также на процесс и результаты их творческой деятельности и их взаимоотношения в группе, включая и различные патогенные социокультурные влияния. Подобные подходы, которые могут реализоваться в условиях тематических или динамических групп и с использованием нарративной, феминистской или некоторых иных моделей, ориентированы, главным образом, на решение вопросов социального бытия участников группы и могут выступать в качестве одной из форм культурного и политического активизма. По мнению автора книги, использование тех или иных форм и моделей групповой арт-терапии может быть также в какой-то мере связано с этапом группового процесса. Так, на начальном этапе групповой работы относительно более продуктивным может быть использование таких моделей, которые предполагают наибольшее внимание к созданию благоприятной для творческой деятельности и взаимоотношений участников группы атмосферы. На последующих этапах работы продуктивным может быть применение элементов психодинамического подхода и, наконец, на завершающем этапе – тех моделей, которые связаны с преимущественным вниманием к социальному и культурному контексту жизни участников группы и тому, каким образом освоенные ими в процессе групповой работы новые модели поведения и формы опыта могут быть использованы ими в повседневной жизни. Несмотря на все сказанное, было бы очевидным упрощением отрывать один аспект работы от другого и считать, что на начааьном этапе работы не следует учитывать социального опыта участников группы. Очевидно, что уже на этапе отбора клиентов в группу и определения показаний для тех или иных вариантов групповой арт-терапии специалист будет стремиться собрать о них как можно более полную информацию. В то же время очевидно, что в интересах создания более безопасной групповой атмосферы и преодоления защит участников группы на начальных этапах работы специалист не будет в ходе общения с ними акцентировать внимания на их социальных отношениях, если речь, конечно же, не идет о краткосрочных, фокусированных на решении конкретных задач вариантах работы и тех ситуациях, когда проблемы участников группы непосредственно вытекают из их социальных отношений. Автор книги также считает, что элементы разных моделей групповой арт-терапии могут быть в какой-то мере объединены в рамках системного подхода (см.: Копытин, 2001, 2002). В предыдущем разделе мы уже упоминали о теориях групповой психотерапии, связанных с использованием некоторых положений общей теории систем (Agazarian, 1989, 1997; Astrahan, 1970). Опираясь на идеи представителей системного подхода к групповой психотерапии и дополняя их собственными разработками, мы попытаемся сейчас кратко охарактеризовать основные положения системной модели групповой арт-терапии. Несмотря на то что использование общей теории систем применительно к групповой арт-терапии не может являться «исчерпывающим», одно из ее достоинств «заключается в том, что она дает достаточно широкую и детально разработанную теоретическую базу, позволяющую соотнести друг с другом разные теории и сформировать целостную картину разного уровня сложности» (Фримен, 2001, с. 57). Д. Фримен также отмечает, что «одним из достижений системного подхода является то, что он позволяет определять системный характер поведения, не стремясь при этом к уточнению преимуществ той или иной психологической теории. Системный подход, подчеркивая таким образом общность системных принципов поведения, отличается теоретической «нейтральностью»« (с. 58). В некоторых наших предыдущих публикациях мы уже пытались использовать некоторые принципы системного подхода для описания арт-терапевтического процесса (Копытин, 2001, 2002). При этом в качестве основного объекта изменений в арт-терапевтическом процессе ними рассматривались психотерапевтические отношения. Поскольку общая характеристика арт-терапевтического процесса на основе системного подхода давалась на примере индивидуальной арт-терапии, имеется необходимость в том, чтобы в настоящем издании сделать то же самое применительно к групповой арт-терапии. При этом мы будем исходить из следующих основных представлений. 1. Арт-терапевтическая группа – это, прежде всего, такая система отношений, которая отличается открытостью[4] и способностью к саморазвитию и обладает также такими системными свойствами, как наличие информационных каналов обратной связи, соединяющих ее элементы друг с другом и с внешней средой, способностью к целеполаганию и т. д. 2. Основными элементами арт-терапевтической группы как системы отношений являются: участники группы, создаваемые ими визуальные образы (изобразительная продукция) и психотерапевт. Арт-терапевтическая группа как система кардинально отличается от системы вербальной психотерапевтической группы тем, что ее функционирование тесно связано с созданием визуальных образов. Последние, наряду с иными каналами коммуникации, обеспечивают разноуровневую обратную связь участников группы друг с другом и психотерапевтом. Кроме того, они выступают в качестве инструментов внутрипсихической коммуникации, опосредуя взаимодействие между сознанием и бессознательным участников группы и помогая им выразить и понять свои потребности и переживания и характерные для них паттерны взаимодействия с другими людьми. 3. Являясь открытой системой, арт-терапевтическая группа имеет определенные структурные, функциональные и генетические характеристики. Ее структурные характеристики связаны, в частности, с наличием внешних границ системы, обозначаемых понятием групповых границ, и внутренних границ, обозначаемых понятиями личностных и межличностных границ (среди прочего, эти границы определяются групповыми нормами и ролями участников, а также ролевыми аспектами взаимоотношений участников группы и ее ведущего), а также границ альянсов. Тесно связанными с понятиями внешних и внутренних границ арт-терапевтической группы являются также оборудование арт-терапевтического кабинета и изобразительная продукция участников группы. Следует подчеркнуть, и в этом заключается одно из принципиальных отличий арт-терапевтической группы от тех групп, которые участвуют в вербальной психотерапии, что в условиях арт-терапевтической группы метафорическим выражением внешних границ группы часто выступает ее изобразительная продукция, в то время как личностные и межличностные границы и границы альянсов проецируются на индивидуальную продукцию и продукцию подгрупп. С этой точки зрения, например, работающая в случайном помещении и не имеющая возможности для хранения своей изобразительной продукции арт-терапевтическая группа в структурном отношении будет существенно отличаться от такой же по составу, но работающей в одном и том же и хорошо оборудованном помещении группы. 4. К функциональным характеристикам арт-терапевтичес-кой группы как системы можно отнести внутрипсихические, межличностные и общегрупповые процессы и феномены, в том числе особенности взаимодействия членов группы друг с другом и ведущим и создаваемой ими изобразительной продукцией, формы их творческой активности, способы обсуждения визуальных образов и т. д. Очевидно, что по своим функциональным характеристикам работающие в рамках холистической модели группы будут кардинально отличаться, например, от тех групп, которые работают в рамках клинической модели. 5. К генетическим характеристикам арт-терапевтической группы как системы относятся изменения взаимодействия членов группы друг с другом, ведущим и создаваемыми ими визуальными образами, форм их творческой деятельности и их поведения в процессе изобразительной работы и обсуждений, а также внутрипсихические изменения участников группы на разных этапах групповой работы. Все эти изменения касаются понятий прогрессивной дифференциации и динамического равновесия. Будучи тесно связанными со структурными и функциональными особенностями группы, генетические характеристики будут в значительной мере определяться используемой специалистом формой и моделью групповой арт-терапии, а также составом группы и условиями проведения групповой арт-терапии. Так, например, генетические характеристики студийной группы будут во многом иными, чем генетические характеристики динамической группы. 6. Различные, связанные с групповой арт-терапевтической работой факторы и механизмы психотерапевтических изменений, качества самой группы, личные особенности участников группы, а также используемые ведущим формы и методы работы выступают также в качестве внутренних ресурсов, необходимых для достижения определенных психотерапевтических результатов. К внешним ресурсам арт-терапевтической группы следует отнести различные социальные, институциональные и культурные факторы, материальное и финансовое обеспечение и условия групповой работы, а также социальное и микросоциальное окружение участников группы и ведущего. 7. Прогрессивная дифференциация арт-терапевтической группы проявляется в укреплении каналов энергоинформационной связи внутренних элементов системы друг с другом и с внешней средой и раскрытии ее внутренних ресурсов. Происходящие на разных этапах группового процесса системные изменения можно рассматривать на трех основных уровнях: внутрипсихическом (изменения в состоянии, установках, коммуникативных и поведенческих паттернах участников группы, их отношении к процессу и результатам творческой работы и т. д.); межличностном (изменение характера взаимоотношений членов группы друг с другом и психотерапевтом) и социальном (изменения в отношениях участников группы с разными лицами и институтами и совершенствование их поведенческих и коммуникативных паттернов за пределами группы). Различные аспекты организации и функционирования арт-терапевтической группы как открытой, саморазвивающейся системы отношений могут быть описаны с применением разных теоретических моделей. Хотя основой их объединения и соотнесения друг с другом выступает общая теория систем, частные вопросы и задачи деятельности группы могут более эффективно решаться в том случае, если общие системные представления дополняются теми или иными частными теориями и соответствующими им подходами к групповой арт-терапевтической работе. Так, например, если на первый план у участников группы выходят внутрипсихические проблемы, обусловленные ранними дизонтогенетическими влияниями (например, ранней депривацией) или биологическими факторами (например, развитием шизофренического процесса), более эффективной может оказаться такая модель групповой арттерапии, которая связана с преимущественным вниманием к внутрипсихическим процессам и позволяет, используя изобразительные средства в процессе индивидуальной работы в группе, отреагировать личные потребности и переживания и достичь той или иной степени их осознания. Решив эти задачи – в первом случае, например, на основе «анализа в группе» (Slavson, 1950; Wolf, & Schwartz, 1962), а во втором – с использованием клинической модели психотерапии, дополняемой в случае необходимости психофармакотерапией, ведущий может постепенно перейти к решению тех задач, которые будут касаться уже системы отношений клиента и потребуют применения элементов интерперсональной, системной семейной или иных моделей. Если же участники группы не отягощены какой-либо серьезной внутрипсихической патологией и их проблемы лежат преимущественно в плоскости межличностных отношений, то более эффективным может быть использование интерперсональной или аналитической, связанной с понятиями «анализа группы» или «анализа посредством группы», моделей. И наконец, если проблемы участников группы имеют преимущественно социокультурный характер и обусловлены их этнической, расовой, классовой, возрастной, половой и т. д. принадлежностью и различными патогенными социокультурными влияниями и проявлениями дискриминации, то наиболее эффективными могут оказаться такие' модели, которые предполагают наибольшее внимание к системе макросоциальных отношений участников группы, например, нарративный, феминистский и некоторые другие подходы. Конечно же, подобный «алгоритм» выбора тех или иных моделей групповой арт-терапии является слишком формализованным и грубым, поскольку психотерапевтический запрос участников группы, как правило, является результатом соединения их внутрипсихических, межличностных и социальных проблем, и, работая, например, с внутрипсихической проблематикой клиента, невозможно не учитывать его системы социальных отношений и социокультурного контекста его жизни. Кроме того, на формирование психотерапевтического запроса могут влиять такие факторы, как реклама, преобладающие в тех или иных странах или регионах подходы к решению проблем психического здоровья и другие. При всем этом использование системного подхода в обосновании практики групповой арт-терапии, по нашему мнению, позволяет учесть следующее: 1) многообразие действующих в арт-терапевтических группах факторов и механизмов психотерапевтических изменений; 2) комплексный характер проявляющихся в ходе групповой арт-терапевтической работы феноменов внутрипсихичес-кого, межличностного и общегруппового уровней; 3) социокультурные, институциональные и иные внешние влияния; 4) не вписывающиеся в рамки существующих теорий феномены. Кроме того, применение системного подхода в какой-то мере позволяет обосновать общую стратегию вмешательств и функции ведущего на разных этапах группового процесса, о чем пойдет речь в следующем разделе книги. Представлениями системного подхода мы руководствовались также при характеристике различных социальных, институциональных и культурных факторов развития групповой арт-терапии в первой главе книги. Кроме того, представления системного подхода будут учитываться нами при обсуждении вопросов работы с разными клиентскими группами. Глава 4. Вопросы организации групповой арт-терапевтической работы Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы