Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальная философия: модификации теории «общественного договора».



«Общественный договор» - теория, объясняющая происхождение общества и государства как результат соглашения между людьми. В Новое время теории естественного права и общественного договора освобождаются от своего предшествующего теологического обоснования. В то же время они становятся основой рационального понимания общества и государства. Теории общественного договора создают возможность для различных политических концепций - в пользу монархической власти и против нее (в пользу общества).

Одним из самых ярких представителей теории общественного договора был Т.Гоббс (1588 - 1679). Он выводил государство из идеи естественного состояния людей. По Гоббсу, естественное состояние - это «война всех против всех», которая ведет ко взаимному уничтожению. Выходом из этой ситуации является общественный договор, предусматривающий ограничение прав и свобод индивидов в пользу государства. Государственная власть предстает в данной концепции как выражение общего блага и имеет абсолютистский характер.

Другое направление в теории общественного договора восходит к Локку и политической мысли эпохи Просвещения и Французской революции. Оно использовало теорию общественного договора для обоснования ограничения монархической власти со стороны общества, создав теоретические предпосылки либеральной демократии и конституционализма. Дж. Локк, отталкиваясь от пессимистической теории Гоббса, стал склоняться к интерпретации естественного состояния как равенства и свободы индивидов.

Вклад Локка заключается в том, что он дал целостную и систематическую концепцию общественного договора, понятого как переходная стадия от естественного состояния к гражданскому обществу. Локк обосновал тезис о согласии (консенсусе) как главном условии такого договора, указал на отношения собственности, политическую свободу и права человека как фундаментальные принципы гражданского общества.

 

Французское Просвещение.

Идеология Просвещения – это идеология буржуазии. Просветители – своего рода глашатаи политического сознания нового класса. Они создали предпосылки для всего последующего движения за демократию. «Свобода», «равенство» и «братство» - лозунги Французской буржуазной революции.

Мыслители эпохи Просвещения (XVIII в.) продолжили философскую традицию, начатую в XVII в. и ранее – в эпоху Возрождения. В центре их внимания – человек. Просвещение – это вера в безграничные возможности разума человека. По убеждению просветителей, «свету разума» доступны все аспекты бытия. С помощью разума можно познать мир, с другой стороны, преобразовать его в соответствии с требованиями разума! Просвещение – это приоритет разума перед действительностью. Исходным пунктом рассуждений у просветителей является человек, его сознание. Чтобы изменить мир, надо изменить сознание! Это означает «идеализм вверху».

Познав, например, природу человека, можно её усовершенствовать разумным воспитанием и образованием, а если к этому добавить рациональное переустройство общества, то перед человечеством раскроются воодушевляющие перспективы – царство всеобщего разума и свободы.

Просвещение – это распространение знаний, благодаря которым в обществе устанавливается гармония и согласие («Энциклопедия наук, искусств и ремёсел»).Следует обратить внимание на то, что просветители культивируют не просто разум, а разум научный, предполагающий соединение опыта и мышления. Именно наука, по их мнению, стимулирует решение большинства экономических, политических и социальных проблем. Отсюда стремление к популяризации и распространению философских и научных достижений. Счастливым может быть только образованный (культурный, просвещённый…) человек. Идеал человека у просветителей – учёный!

Человек – продукт не только природы, но в то же время он - продукт образования и воспитания. Это есть как раз то, что делает нас разумными!

Характерные черты философии Просвещения:

- Рационализм: абсолютизация роли разума как инструмента познания и преобразования мира;

- Сциентизм: преувеличение роли науки как единственного способа осмысления мира.

- Механицизм в объяснении природных процессов;

- Деизм: религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

- Теория «общественного договора»

- Социальный оптимизм просветителей – вера в общественный прогресс!

- В области этики «личный интерес », здравый смысл – «разумный эгоизм».

Позиция просветителей в отношении к религии: «религия как традиция и как данность – препятствие для интеллектуальной революции», другое дело религия как «изобретение»! Утилитарный подход к религии: Бог, который «нужен» и которого поэтому нужно «изобрести»! Истинная религия просветителей – это вера в научное знание.

Философское кредо Просвещения хорошо выразил И.Кант: «Имей мужество пользоваться собственным умом» (Кант «К вопросу о Просвещении»). Просвещение означает стадию зрелости, которая наступает у каждого народа.

Одной из наиболее значимых фигур французского Просвещения является Франсуа Мари Вольтер (1694-1778 гг.). Он олицетворяет правое, аристократическое крыло французского Просвещения. Вольтер был одним из тех выдающихся мыслителей, кто полнее и глубже остальных почувствовал дух своего времени: «Он был больше, чем человек. Он был веком», - сказал о нём Виктор Гюго. Яркий полемист и сатирик, он боролся против религиозного фанатизма и клерикализма, против феодализма и абсолютизма.

Опираясь на учение Локка и физику Ньютона, он отбросил религиозное объяснение явлений природы, склонялся к признанию детерминированности естественных и общественных явлений.

Одним из самых интересных аспектов мировоззрения Вольтера является его деизм. Вольтер не был атеистом, он был деистом, сочетавшим материалистические тенденции с уступками идеализму. Он отвергал церковное учение об откровении, будто бы религия выше разума и дана людям от природы. Сущность его деизма состоит в том, что вопрос о существовании Бога должен быть решен только при помощи разума; изучение же природы должно опираться на ее опытное познание и на науку, свободную от всякого вмешательства религии. Вольтер-философ, не приняв богословские доказательства Бога, в конечном итоге пришел к выводу, что идея Бога хотя и недоказуема, но вполне вероятна. «Даже если бы Бога не было, его следовало бы выдумать» (Вольтер). Под Богом, согласно деистическому взгляду Вольтера, следует понимать действующий принцип вселенной, отвечающий за целесообразное устройство мира. Вольтер признает Бога как Перводвигатель – причину этой целесообразности, управляющей всем и приводящей всё, что есть в природе, в движение.

Вольтер ввёл термин « философия истории ». По его мнению, исторический прогресс определяется развитием и распространением идей, творчеством передовых мыслителей. Немалую роль в истории играют выдающиеся личности, в первую очередь – просвещённые монархи.

Социально-политические взгляды Вольтера имеют в целом антифеодальную направленность. Выступая за свободу и требуя равенство всех перед законом, он в то же время считал неизбежным социальное неравенство. Наука, по его мнению, создана для просвещённого меньшинства, а не для простонародья.

Жан-Жака Руссо можно отнести к демократическому крылу французского Просвещения. Одновременно он – один из первых критиков идеологии просветителей. Его труды сыграли значительную роль в подготовке Французской революции XVIII века. Он – защитник (идеолог) её принципов: свободы и равенства.

«Человек рождён свободным, и повсюду он в оковах», - пишет Руссо. Эта мысль звучит как протест против существующей деспотической системы власти. Руссо – выходец из народа. Защита интересов народа, простых людей – лейтмотив всех его произведений.

В его произведениях этика неотделима от политики, мораль напрямую связывается с общественной и государственной жизнью. Руссо выступал против частной собственности и порожденного ею общественного неравенства. Он полагал, что “золотой век” человечества был тогда, когда оно находилось в “естественном состоянии” и жило в соответствии с законами природы. Он считал, что все достижения нашей цивилизации способствовали порче нравов.

Руссо впервые в политической философии попытался объяснить причины социального неравенства. Он полагал, что государство возникло в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве, по мнению Руссо, должна принадлежать всему народу. Его теория «общественного договора» – это своего рода инструмент протеста и критики существующего политического строя и «цивилизации неравенства» (отчуждения). Форма договора, которая преобладала в обществе до сих пор, основана не на справедливости и не имеет «никакого подлинного морального основания»[9].

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  2. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  3. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 781–799.
  11. Антисоциальная (социопатическая) личность
  12. Античная философия: Высокая классика: Метафизика Аристотеля.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь