Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Географическое положение, история и значение родников



В августе 2015 года на базе Майкорской школы работал лагерь, в котором был отряд «Источник».

Отряд был назван так, потому что его целью было исследование состояния родников на территории Майкорского поселения.

План работы отряда включал составление карты родников, их посещение, исследование экологического состояния, сбор местных историй и легенд, связанных с родниками, приведение родника и окружающей его территории в состояние, отвечающее санитарным нормам.

Исследование начали с Заводской улицы. Двигаясь строго на север, мы дошли до первого источника. Первый посещенный родник оказался заброшенным. Он, впадает в речку Кемельку. Находится в ложбинке, его закрывают густые заросли травы. Из рассказа учителя Н.А.Швецовой мы узнали, что «раньше из этого родника брали воду, он был самым чистым в округе. Для подхода к роднику был сделан деревянный помост, вода текла по деревянному желобу. Моя бабушка С.И.Давыдова (1901-1986г.) в молодости ходила сюда за водой для самовара. Самовар был огромный, 10-литровый, очень дорогой, но вода была настолько чистой, что никакой накипи в самоваре не было, он прослужил нам полвека». Сегодня же вода этого родника спросом не пользуется.

Второй родник находится в 200-х метрах от речки Кемельки, также по Заводской улице. Он вытекает из металлической трубы. Местное население берет из него воду для питья, поит родниковой водой домашних животных. Пенсионер Г.Л.Гудовщиков рассказал историю этого родника: «Раньше на этой горе жил купец Можин, он был очень богатый, любил удивлять людей выдумкой. Держал много лошадей. В Масленицу запрягал тройку и мчался с горы. Лошадей поил из большого деревянного корыта, в которое лилась вода из родника. Этим деревянным корытом пользовались в советское время и колхозники, когда водили лошадей на водопой. В наше время этот микрорайон в поселке Майкор так и называется - «Можино», а родниковую воду используют для домашнего хозяйства». Из этого родника жители Майкора берут воду в Крещенье, к нему идут люди со всего поселка, даже приезжают из соседнего села Они. Ходит поверье, что вода, взятая из родника в День водосвятия, не портится целый год. Жители Майкора дали этому роднику ласковое название «Ключик» (Приложение №? ).

Выше Ключика есть еще один источник. Он оформлен в виде неглубокого колодца: родник расположен на склоне горы - вода находится близко к поверхности земли. Воду из него берут при помощи двухметрового черпака с деревянной ручкой. Территория около колодца чистая: поблизости нет мусора и грязных канав. Зимой вода в колодце теплее (+8 градусов), чем в соседнем открытом роднике (там температура только +3). Это говорит о том, что вода «согрета» пластами земли, поэтому температура ее выше, чем на открытом пространстве (Приложение №? ).

Следующий исследованный родник находится на левом берегу реки Иньвы, в южной части поселка Майкор. Именно на этом склоне возникло поселение «Туманское городище». Наши предки были очень практичными людьми: они основали поселение рядом с рекой - на высоком мысе, из которого бил ключ.

Родник находится на высоте 10 метров от уровня реки. Он вытекает из ранее окультуренного деревянного желоба. Около родника есть столик и скамейка для отдыха. Местная жительница В.Н.Давыдова сказала, что из этого источника воду для питья берут круглый год, а в январе сюда ходят за крещенской водой (Приложение №? ).

На юго-западе Майкора есть деревни Шабалята и Кузино. Сейчас в Шабалятах остался всего один жилой дом, хотя раньше в этой деревне проживало двадцать пять семей. В логу находился родник, который в 70-80-е годы прошлого века был заключен в колодец, но сейчас его нет. Родник превратился в заболоченную ложбину, потому что через этот лог каждый день прогоняют коров (Приложение №? ).

В Кузино, на южном склоне деревни, источник сохранился. Старожил деревни Н.Н.Давыдова рассказала удивительную историю: «Когда в 50-е годы прошлого века я вышла замуж, мы стали первыми поселенцами в Кузино. Место выбрали очень удобное: есть пастбище для скота, река и чистый родник под горой. Мы держали много скота, птицы, большие огороды. Однажды вода из родника перестала течь: «плыла» мимо желоба, вытекая из пластов земли. Лето было очень жаркое, для поливки огородов нужна была вода. Мужчины раскопали желоб и обнаружили, что он забит жабами и лягушками, которые набились туда, спасаясь от жары. Пришлось все чистить, дезинфицировать, хлорировать, чтобы вода стала чистой». Сегодня этот родник считается символом деревни. Вода в нем чистая, студеная. Воду из кузинского родника не берут, так как в деревне для нужд населения прорыты скважины. Вода из них поступает в дома. Но жители по-прежнему берегут родник. Вокруг него растут тополя (Приложение №? ).

Следующий маршрут - на северо-восток поселка, в деревню Зуево. Путь к ней лежит через лог. Он делит Майкор на две части: на старый поселок (заводской) и новый, построенный для сплавщиков Иньвенского рейда. В логу имеется родник. Воду из него берут многие семьи. Источник окультурен, к нему ведет лестница, сделан деревянный помост, вода поступает из железной трубы. Территория вокруг самого родника чистая (местные жители каждую весну проводят здесь субботники). Но лог, в котором находится родник, завален мусором. Жители считают, что органы местного самоуправления должны принимать жесткие меры по отношению к тем, кто засоряет территорию (Приложение №? ).

В деревне Зуево находится два родника. Один бьет в Сухом логу. Местная жительница Г.Е.Мелехина сообщила, что жители сделали из ручья запруду и в Крещенье прорубают здесь полынью, чтобы устраивать купание. Галина Егоровна Мелехина провела нас и к другому роднику, рассказала, что этот источник нашел местный житель Н.И.Кыла? сов. Николай Ионович обнаружил родник недалеко от деревни - в лесу. Он сделал железный желобок, пустил по нему воду и назвал свой родник «НикВа», что означает «Николай и вода». Сделал рядом столик, скамейку из чурки, прибрал вокруг и пригласил гостей. Теперь семейные праздники жители деревни Зуево проводят у родника «НикВа» (Приложение №? ).

Следующий родник ранее находился на юго-востоке Майкорского поселения (в деревне Бор), но жители сказали, что родник, много лет бивший из склона горы, исчез. Осталась лишь беседка, которая когда-то была построена около него (Приложение №? ).

Самым интересным этапом нашего исследования можно считать посещение святого источника в с.Ныроб Чердынского района.

Чердынь - древний город Прикамья. Ныроб - самая северная точка Пермского края. В Ныробе мы посетили часовню, построенную на месте гибели Михаила Никитича Романова, дяди первого царя из рода Романовых - Михаила Федоровича. В июне 1601г. М.Н.Романов был сослан в Ныроб Чердынского уезда. Прибывшие из Москвы стрельцы заточили его в сруб, опущенный в земляную яму. Доведенный до изнеможения, в 1602 году он скончался. Был прозван в народе «ныробским мучеником». Местное население тайно подкармливало его до самого конца. Таинственная смерть М.Н.Романова породила много легенд. Вот одна из них.

Воду для М.Н.Романова местные жители брали из родника. Однажды около него появилась чудотворная икона. Её отправили в храм в г.Чердынь, но утром она снова появилась у источника. Так икона «бегала» несколько раз, пока на месте родника не поставили часовенку. Место окультурили, проложили тропинки, сделали деревянный помост, воду освятили. За этой водой ездят со всего края (Приложение №? ).

Мы посетили Святой источник, умылись, набрали чистой холодной воды и провели эксперимент, в результате которого увидели, что вода из Святого источника не испортилась в течение полугода, сохранив питьевые качества (Приложение №? ).

Таким образом, можно сделать выводы:

1. Наиболее известные родники поселка Майкор имеют свои истории и легенды.

2. Вода из родников пользуется спросом у местных жителей.

3. Санитарное состояние родников не всегда соответствует экологическим нормам и требует участия местной власти в обустройстве источников.

4. Абсолютное число жителей Майкорского поселения считает, что родники нужно охранять, поддерживать их в чистоте и порядке.

 

 

II глава


Поделиться:



Популярное:

  1. I.Экономико-географическое положение (ЭГП) Иркутской области. Административно-территориальное устройство.
  2. II глава Немецкая история в романах И. Бобровского.
  3. III. История и психология естественного символа
  4. IV. История жизни (Anamnesis vitae)
  5. БЛОК «ИСТОРИЯ ДЕТСКОГО САДА»
  6. ВАЖНЕЙШИМИ ВНЕНАУЧНЫМИ СПОСОБАМИ РАСКРЫТИЯ ИСТИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ ИСКУССТВО, ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ.
  7. Василий Сталин не сомневался в том, что история воздаст всем по заслугам.
  8. Введение в социальную психологию. История становления социальной психологии как науки
  9. Вместо послесловия Христианство против язычества: история одного самоубийства
  10. Возлюбленный Бхагаван, какой смысл несет эта история? Почему этот маленький рассказ наполняет меня благоговением и слезами? Пожалуйста, объясните.
  11. ВОПРОС 42 ПРИНЦИПЫ УНИДРУА (ИСТОРИЯ, РЕДАКЦИИ)
  12. Вопрос 48. Гражданский кодекс Франции 1804 г. История создания Кодекса, его структура, источники и значение.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 820; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь