Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Техника первых приемов-передач



Техника первых приемов-передач, как правило, при большой скорости и сложной траектории полета мяча имеет назначение приема, а при незначительной скорости полета мяча и несложной его траектории выступает в качестве передачи. Классификация при­емов-передач приведена на схеме 5.

Для взаимодействия с мячом, летящим с большой скоростью, чаще применяются нижние способы приема, снижение скорости по­зволяет использовать верхние передачи. Однако и те и другие име­ют значительное своеобразие в зависимости от встречной скорости полета мяча.

Общим для верхних и нижних передач, применяемых при не­значительной скорости полета мяча (5—6 м/сек), является встреч­ное движение рук к мячу и сопровождение его после вылета из рук. По мере увеличения скорости полета мяча амплитуда встречного и сопровождающего движения уменьшается, а при увеличении ско­рости полета мяча свыше 9—10 м/сек вместо встречного и сопро­вождающего движения для амортизации силы удара руки волей­болиста (несмотря на их разгибание) смещаются в сторону, про­тивоположную полету мяча.

В исходном положении данного способа передачи мышцы рук напряжены несколько больше, чем при второй передаче. Двуглавая мышца плеча и общий сгибатель и разгибатель кисти и пальцев на­пряжены более других мышц руки. Степень электрической активно­сти трехглавой мышцы плеча весьма незначительна.

 

Таким образом, уже в исходном положении верхней передачи мяча при увеличении скорости его полета имеются существенные отличия от техники второй передачи.

В первой фазе — встречном движении рук к мячу — происходит последовательное разгибание ног и рук, повышение ОЦТ с посте­пенным отклонением туловища назад. Скорость движения рук в этой фазе постепенно увеличивается, лучезапястный сустав и кисть руки последовательно смещаются влево от вертикали, проходящей через лучезапястный сустав в исходном положении. Это происходит в результате разгибания туловища в тазобедренных суставах и ног в коленных и голеностопных суставах.

Во второй фазе в момент амортизации рабочая поверхность рук игрока продолжает смещаться назад-вверх, несмотря на непрекра­щающееся разгибание рук в локтевых суставах, что осуществляется вследствие постепенного отклонения туловища назад-вверх, а так­же толчкообразного движения ног. Их разгибание в данном способе передачи выражено меньше, чем при второй передаче. Это видно по изменению углов сгибания ног от исходного положения до мо­мента амортизации, которые составляют: в голеностопном суста­ве 0°, в коленном—22°, в тазобедренном— 18°. В технике второй передачи — соответственно 11°, 31° и 26°.

В выполнении техники верхних (первых) пере­дач при увеличении скорости полета мяча до 12 м/сек (приблизительная скорость полета мяча с подачи) наблю­даются значительные изменения в двигательной структуре по срав­нению с техникой передачи при полете мяча со скоростью 5—6 у/сек (рис. 25).

В исходном положении сгибание ног в голеностопных и колен­ных суставах, а туловища — в тазобедренных суставах увеличива­ется. Это показывает, что при увеличении встречной скорости поле­та мяча волейболист находится в более низком исходном положе­нии, чем при верхней (второй) передаче.

Угол между туловищем и плечом составляет 50° (при второй передаче 95°). Благодаря этому предплечье опущено несколько ни­же и находится под углом 40° к горизонтали.

Такое расположение рук обусловлено более пологой траекто­рией полета мяча, направленного с подачи.

Несмотря на менее значительное разгибание ног в данном спо­собе передачи, так же как и в технике верхней второй передачи, на­блюдается повышение ОЦТ и смещение плечевого сустава назад-вверх. Это смещение объясняется отталкиванием от опоры и вы­прямлением туловища в тазобедренном суставе. При этом усилия стопы направлены на отталкивание вверх-назад.

Угол между плечом и туловищем в момент амортизации увели­чивается приблизительно в два раза. В результате предплечье на­ходится ниже, чем при выполнении второй передачи. Руки в локте­вом суставе активно разгибаются, и к моменту рабочего движения угол между плечом и предплечьем значительно увеличивается. Од­нако, несмотря на более активное разгибание рук в локтевых суста­вах, лучезапястный сустав и кисть смещаются в пространстве не вперед-вверх навстречу мячу, а вверх, что свидетельствует о полном отсутствии встречного движения принимающей поверхности рук к мячу в течение всей рабочей фазы. Тыльное сгибание кисти и паль­цев в этом способе передачи менее выражено. Мышцы предплечья и кисти имеют более высокую степень напряжения при соприкосно­вении рук с мячом, чем при простой передаче.

Если амортизация мяча, летящего со скоростью 6 м/сек (сред­няя встречная скорость полета мяча при выполнении техники вто­рой передачи), была связана с увеличением скорости движения рук навстречу мячу, то в момент соприкосновения пальцев с мячом скорость смещения рук в пространстве значительно замедляется.

Сообщение мячу нового поступательного движения после амор­тизации осуществляется главным образом с помощью кратковре­менного движения кисти и пальцев, которое длится в течение 0, 03 сек. Угол между предплечьем и кистью увеличивается приблизи­тельно на 30—35°.

При этом способе передачи ноги в меньшей степени разгибают­ся, а в большей — отталкиваются от опоры, что подтверждается рез­ким всплеском динамографической кривой, характеризующей уси­лия, прилагаемые к опоре.

Рис. 25. Контурограмма (а), хронограмма (б), динамограмма (в) — 1 — снижение давления на опору при сгибании ног; 2 — увеличение давления на опору при разгибании ног — и цикло­грамма (г).

В фазе амортизации и вылета мяча наблюдается резкое увели­чение электрической активности всех мышц руки, что связано с энер­гичным разгибанием кисти и пальцев, сообщающих мячу новое по­ступательное движение.

Далее в фазе сопровождающего движения продолжается сме­щение рабочей поверхности рук и всего туловища волейболиста вверх-назад. Это обусловлено отталкиванием от опоры в подгото­вительной фазе.

В результате всех этих движений средняя скорость полета мяча при его вылете из рук меньше первоначальной (12 м/сек) и равня­ется 8 м/сек. Кратковременность и синхронность соприкосновения пальцев с мячом при амортизации (0, 03 сек), отсутствие длитель­ного сопровождающего движения рук позволяют считать данную передачу пригодной для приема мячей с подачи или от нападающих ударов, летящих со скоростью 10—15 м/сек.

Техника выполнения верхней передачи с па­дением-перекатом на спину (рис. 26) заключается в сле­дующем.

В исходном положении ноги игрока значительно согнуты во всех суставах, что почти полностью исключает возможность пере­движения волейболиста. Игрок занимает исходное положение лишь после точного выбора места на площадке. В случае, если мяч летит в стороне от спортсмена, прием его может осуществляться только за счет падения.

В исходном положении тазобедренный сустав находится на уровне коленного, ОЦТ опущен вниз и смещен за опору. Для сохра­нения устойчивости волейболист наклоняет туловище вперед под углом 10—12° к вертикали, проходящей через точку опоры. Пред­плечья игрока опущены несколько ниже, чем при рассмотренной выше передаче. В подготовительной фазе, при приближении мяча, волейболист активным движением стопы начинает отталкиваться от опоры назад-вверх. При этом изменяются угол между голенью и стопой на 20° и расположение стопы по отношению к горизонталь­ной плоскости. В результате этого движения и разгибания тулови­ща в тазобедренных суставах ОЦТ продолжает смещаться за опо­ру, плечевой сустав равномерно отклоняется назад-вверх от вер­тикали.

В рабочей фазе, амортизируя силу удара в течение 0, 02 сек, кисти рук увеличивают тыльное сгибание, а ногтевые фаланги указательного и среднего пальцев смещаются вниз-назад под воз­действием силы, образуемой массой и скоростью летящего мяча. Скорость движения рук в пространстве в момент амортизации сни­жается и, несмотря на разгибание в локтевых суставах, кисти рук последовательно смещаются назад-вверх.

Таким образом, амортизация мяча, летящего приблизительно со скоростью 18—20 м/сек, осуществляется в результате отталкива­ния ног от опоры, последующего разгибания туловища в тазобед­ренных суставах, смещения его назад-вверх н смягчения силы уда­ра уступающим тыльным сгибанием кистей и пальцев рук.

Р и с. 26. Контурограмма (а), хронограмма (б) и циклограмма (в) тех­ники верхнего приема мяча с падением-перекатом на спину.

Дополнительным компонентом амортизации данного техниче­ского приема является безопорное положение туловища. Сообще­ние мячу нового движения происходит главным образом только за счет активных движений кистей и пальцев рук и их разгибания в локтевых суставах.

После вылета мяча из рук (средняя начальная скорость его полета составляет 11 м/сек) туловище игрока, продолжая движение назад-вверх, теряет скорость и в результате силы тяжести смещает­ся назад-вниз, после чего следует группировка и падение-перекат на таз — спину.

Разновидностью данного способа является верхняя передача мяча с падением-перекатом на бедро — спину (рис. 27) при полете мяча в стороне от игрока, находящегося в исходном положении или перемещающегося к мячу. При этом волейболист в подготови­-

тельной фазе делает выпад вправо или влево в сторону летящего мяча и подводит руки и туловище под мяч (рис. 27, б, в, г).

Рабочая фаза протекает аналогично описанной выше (рис. 27, д). Исключение составляет падение-перекат, которое здесь вы­полняется не на таз — спину, а на бедро — бок — спину.

В том случае, когда прием мяча производится после быстрого передвижения к мячу в результате силы инерции, туловище игрока после переката приходит в положение упора лежа, из которого мож­но быстро встать и продолжать игру.

При очень большой скорости полета мяча прием его может осу­ществляться не на пальцы, а на плотно сжатые ладони.

Техника приема мяча снизу

Мячи, летящие с большой скоростью, в современном волейболе принимаются, как правило, снизу двумя руками и реже — одной рукой. Установлено, что в технике выполнения этих приемов име­ются значительные различия в зависимости от встречной скорости полета мяча, высоты и направления его траектории по отношению к игроку. Поэтому необходимо дифференцирование рассматривать технику приема мяча снизу, исходя из воздействий вышеперечис­ленных факторов.

Техника приема мяча снизу состоит из исходного положения и четырех последовательных фаз: подготовительной, основной (рабо­чей), заключительной и фазы последействия.

Рациональность приема мяча снизу состоит в том, что волей­болист, как правило, остается в опорном положении, позволяющем быстро включаться в последующие игровые действия.

Техника приема мяча снизу при незначи­тельной скорости полета состоит в следующем (рис. 28).

Р и с. 28. Контурограмма (а). хронограмма (б) и циклограм­ма (в) техники нижней переда­чи мяча, летящего со скоростью 6, 4 м./сек.

В исходном положении ноги игрока согнуты в коленных и го­леностопных суставах, а туловище незначительно наклонено вперед. Руки в локтевых и лучезапястных суставах выпрямлены.

После исходного положения в подготовительной фазе несколь­ко увеличивается сгибание ног в суставах, в результате чего руки опускаются вниз-назад. Из этого положения начинается активное разгибание ног, выпрямление туловища и смещение рук вперед-вверх.

Встречная скорость движения рук к мячу тем выше, чем меньше скорость полета мяча. Однако еще до момента соприкосновения рук с мячом скорость их движения в пространстве заметно понижается. Это выражается в замедлении движения рук в плечевых суставах,

приторможенном разгибании ног и выпрямлении туловища. Сниже­ние скорости движения в данном случае необходимо для «мягкого» плассированного соприкосновения предплечий с мячом и сообще­ния ему новой траектории.

Мяч соприкасается с супинированными предплечьями выпрям­ленных рук волейболиста. После приема мяча руки смещаются вперед-вверх главным образом за счет выпрямления туловища и разгибания ног; смещение рук в плечевых суставах в этот момент почти отсутствует.

Мышечное напряжение двуглавой и трехглавой мышц плеча плавно повышается к моменту рабочей фазы и затем также плав­но понижается в послеударном движении при сопровождении мяча руками. Незначительное увеличение электрической активности на общем сгибателе и разгибателе кисти и пальцев свидетельствует о «свободном», ненапряженном состоянии мышц предплечья и кисти при выполнении приема мяча, летящего с незначительной ско­ростью. Плавность движений при данном способе техники приема мяча характеризуется также волнообразной структурой динамографической кривой, показывающей усилия игрока, прилагаемые к опоре.

В заключительной фазе (сопровождение мяча) наблюдается значительное выпрямление ног в коленных и туловища в тазобед­ренных суставах, что говорит об активности движений ног и туло­вища в момент приема мяча.

Таким образом, техника приема мяча, летящего с незначитель­ной скоростью, состоит из плавного движения выпрямленных рук, смещающихся вперед-вверх, выпрямления туловища и активного разгибания ног, которое несколько притормаживается в момент со­прикосновения рук с мячом.

Затем волейболист быстро опускает руки вниз и принимает игровую стойку.

Техника приема мяча, летящего на уровне пояса при скорости его полета 18 м/сек (рис. 29), за­ключается в следующем.

В исходном положении ноги волейболиста незначительно согну­ты в коленных суставах (110—112°). Туловище игрока выпрямлено, взгляд направлен на приближающийся мяч.

В начале подготовительной фазы руки в течение 0, 1 сек смеща­ются вниз-назад, что происходит одновременно с некоторым незна­чительным сгибанием ног в коленных, тазобедренных и голеностоп­ных суставах.

Несмотря на отсутствие движений в суставах, на мышцах плеча и предплечья уже в начале подготовительной фазы наблюдается по­вышение электрической активности, что свидетельствует о напря­жении этих мышц.

При смещении рук вперед-вверх скорость их движения доволь­но незначительна (2 м/сек), тогда как в момент подготовительной фазы простой передачи наблюдается более высокая скорость (до 8 м/сек). Это говорит о довольно быстром встречном движении

рук к мячу, летящему с незначительной скоростью, и их весьма медленном смещении вперед-вверх при увеличении скорости

полета.

С самого начала подготовительной фазы плечевой сустав по­следовательно смещается назад-вверх, что осуществляется одновре­менно с разгибанием ног в суставах и выпрямлением туловища.

Рис. 29. Контурограмма (а), хронограмма (б) и циклограм­ма (в) техники нижней переда­чи мяча, летящего со скоростью 18 м/сек.

Изменение положения стопы и динамографическая запись уси­лий, прилагаемых к опоре, свидетельствуют об активных движениях, направленных на отталкивание игрока от опоры вверх-назад, при котором происходит одновременное разгибание голеностопных и коленных суставов.

В фазе амортизации и отскока мяча от рук туловище игрока, смещаясь назад-вверх, находится в приподнятом положении (нача­ло безопорной фазы) вследствие ранее приложенных усилий. Руки соприкасаются с мячом внутренней частью супинированных пред­плечий в течение 0, 03 сек. К этому моменту скорость их движения в пространстве падает до нуля, что способствует смягчению удара и снижению скорости полета мяча после отскока до 9, 9 м/сек.

Амортизация удара обеспечивается целым комплексом движе­ний. К ним относятся: приподнятое положение туловища в момент приема мяча и смещение рабочей поверхности рук вверх-назад.

Степень мышечного напряжения в фазе амортизации значи­тельно увеличивается. В особенности это проявляется в повышении напряжения двуглавой мышцы плеча и общего разгибателя паль­цев и кисти, что связано с выпрямленным положением рук.

Реактивное увеличение биоэлектрической активности у трехгла­вой мышцы плеча обусловлено отведением предплечий вниз в мо­мент соприкосновения с мячом, что является важным компонентом фазы амортизации.

Все перечисленные выше движения имеют непосредственное от­ношение и к заключительной фазе—смещению рук вверх-назад и безопорному положению туловища.

При высокой скорости полета мяча угол между плечом и вер­тикальной осью туловища не изменяется и в течение всего приема находится в пределах 40°, что свидетельствует об отсутствии дви­жения рук в плечевом суставе навстречу мячу.

После смещения туловища назад-вверх волейболист приземля­ется, опускает руки вниз и занимает игровую стойку.

Таким образом, основной двигательный механизм рабочей фа­зы техники приема мяча, летящего на уровне пояса со скоростью 19—20 м/сек, заключается в максимальном снижении скорости дви­жения рук в рабочей фазе, что достигается последовательным раз­гибанием ног в коленных суставах, отталкиванием от опоры назад-вверх, выпрямлением туловища в тазобедренных суставах, смеще­нием плечевого сустава и рук назад-вверх.

Техника приема мяча, летящего ниже пояса со скоростью 20 м/сек (рис. 30), состоит в следующем.

В исходном положении ноги игрока согнуты в суставах, руки выпрямлены и подготовлены к приему мяча, туловище незначитель­но наклонено вперед, взгляд сконцентрирован на мяче.

Определив, что траектория полета мяча направлена ниже уров­ня пояса, игрок в подготовительной фазе сгибанием ног опускает ОПТ вниз. При этом вначале происходит смещение рук вниз-назад, а затем вперед-вниз. Скорость движения рук постепенно снижается и еще до момента соприкосновения с мячом приближается к нулю.

В фазе амортизации и отскока мяча сгибание ног продолжа­ется. В отличие от предшествующего способа приема мяча обраща­ет на себя внимание тот факт, что после соприкосновения рук с мя­чом ОЦТ игрока продолжает понижаться в результате непрекра­щающегося сгибания ног. Вследствие этого и главным образом из-за выпрямления туловища от 27° в начале рабочей фазы до 10° в мо­мент вылета мяча, а также из-за уменьшения угла между тулови­щем и плечом на 10—12°, руки волейболиста, амортизируя удар, смещаются назад-вниз. Таким образом, в данном случае принимаю­щая поверхность рук для погашения силы удара смещается в сто­рону, противоположную направлению удара. В результате аморти­зации мяч получает начальную скорость отскока 8 м/сек.

После приема мяча скорость смещения рук в пространстве уве­личивается, а их движение направлено вверх. Увеличение скорости в данном случае связано не с активным их движением в суставах, а объясняется разгибанием ног, последующим их отталкиванием

Рис. 30. Контурограмма (а), хронограмма (б) и циклограм­ма (в) техники нижнего прие­ма мяча, летящего ниже пояса со скоростью 20 м/сек.

от опоры, выпрямлением туловища и перемещением ОЦТ игрока назад-вверх.

Отталкивание от опоры и перемещение ОЦ1 игрока назад-вверх имеет место и в технике рассмотренного выше способа, однако там это движение начинается несколько раньше. Некоторое за­паздывание в описываемом техническом приеме объясняется более значительным сгибанием ног, которое больше, чем в технике приема

мяча на уровне пояса на 30° в голеностопном, на 60°—в колен­ном и на 50° — в тазобедренном суставах.

Увеличение сгибания ног в суставах является необходимым условием при снижении траектории полета мяча, а более позднее разгибание ног, отталкивание от опоры и смещение ОЦТ волейбо­листа назад-вверх компенсируется в данном способе уступающим движением рук в рабочей фазе, направленным назад-вниз.

Заканчивается весь цикл движений смещением рук вверх-на­зад и затем вниз-назад, что происходит в результате отталкивания от опоры, выпрямления туловища, перемещения ОЦТ игрока назад-вверх и последующего приземления волейболиста.

Техника приема мяча снизу двумя руками с падением-перекатом на спину значительно расши­ряет диапазон действия волейболистов. Этот технический прием при­меняется тогда, когда мяч летит в стороне от игрока. Предохранение от ушибов и травм в результате динамичности движений в момент группировки игрока и переката делает его одинаково доступным как для мужчин, так и для женщин, юношей и девушек. Быстрота выполнения переката с последующим переворотом и выходом в упор лежа способствует быстрому включению волейболиста в игру. Точный отскок мяча вверх достигается симметричным расположе­нием сведенных вместе кистей рук.

Выполняя этот прием, волейболист, находящийся в игровой стойке, начинает перемещение в сторону полета мяча (рис. 31). Перемещение выполняется на согнутых в коленных суставах ногах. Сделав несколько мелких приставных шагов, игрок производит по­следний широкий шаг-выпад в сторону летящего мяча, одновре­менно опуская туловище к бедру опорной ноги (рис. 31, а, б, в). Сзади стоящая нога — прямая и касается внутренним сводом стопы

поверхности площадки. Руки волейболиста выпрямлены (кисти соединены вместе) и вытянуты вперед-вниз в сторону приближаю­щегося мяча.

В основной фазе волейболист, продолжая сгибание ноги, нахо­дящейся на выпаде, смещает туловище за опору, отрывает от по­верхности площадки сзади стоящую ногу и подбивает опускающий­ся мяч (рис. 31, г). После этого в заключительной фазе следует приземление на бедро—таз (рис. 31, д), перекат на спине и пере­ворот через правое (левое) плечо с выходом в положение упора лежа (рис. 31, е, ж, з). Перекат с последующим за ним переворотом осуществляется благодаря развиваемой туловищем инерции, полу­

чаемой в результате перемещения, быстрого снижения ОЦТ, выве­дения его за опору и отталкивания от нее в момент приема мяча. Из положения упора лежа волейболист может быстро встать на но­ги и включиться в игру.

Техника приема мяча снизу одной рукой с падением-перекатом на спину выполняется анало­гично описанному выше способу, за исключением фазы приема мя­ча, который производится одной рукой (рис. 32).

С помощью приема одной рукой можно еще больше увеличить обороняемый сектор площадки.

Техника приема мяча снизу двумя и одной Руками с опорой на руки и падением-перека­том на грудь—живот (рис.33).

Большое значение для успешной игры в защите имеют приемы мяча снизу одной и двумя руками с последующими падениями. Их применение является совершенно необходимым в том случае, когда

мяч неожиданно изменяет свою траекторию или летит далеко от игрока.

При этом умение использовать прием мяча с падением значи­тельно повышает игровую активность и расширяет диапазон дей­ствий волейболистов.

Наиболее распространенным и широко применяемым среди мужчин-волейболистов является прием мяча снизу в броске с опо­рой на руки и падением-перекатом на грудь — живот. Учитывая анатомо-физиологическне особенности женского организма, выполне­ние этого приема для женщин противопоказано.

Весь цикл движения можно расчленить на несколько последо­вательных фаз: передвижение по площадке с заключительным ша­гом-выпадом, отталкивание от опоры, безопорную фазу с приемом мяча и приземление с опорой на руки и падением-перекатом на грудь — живот.

Выполняя последний шаг передвижения, игрок постепенно вы­прямляет правую ногу и переносит вес туловища на выставленную вперед и согнутую в коленном суставе левую ногу. При этом наклон туловища вперед значительно увеличивается. Руки игрока опущены вниз и отведены несколько назад для предстоящего махового дви­жения. В фазе отталкивания левая нога почти выпрямлена в ко­ленном суставе и соприкасается с площадкой лишь носком стопы, завершающим толчковое движение.

В результате этих движений ОЦТ игрока смещается вперед-вверх, а туловище выносится за опору и отклоняется вперед от вер­тикали, руки выносятся вперед и готовятся к приему мяча. Бедро правой ноги, согнутой в коленном суставе, расположено горизон­тально к поверхности площадки.

В безопорной фазе левая нога, оттолкнувшись от опоры, начи­нает смещение вверх-назад и приближается к правой. Туловище игрока перемещается в пространстве вперед-вверх, угол его накло­на к горизонтали увеличивается.

Кисть правой руки производит удар по нижней поверхности мяча и затем несколько его сопровождает. Удар производится либо напряженной вогнутой частью ладони, либо тыльной ее стороной, либо кулаком. Смещение правой руки вверх противоположно дви­жению левой руки, которая смещается вниз для опоры о поверхность площадки.

После приема мяча туловище игрока продолжает находиться в безопорном положении, ОЦТ волейболиста начинает смещаться вперед-вниз по касательной к поверхности площадки, правая рука приближается к левой и также готовится к опоре.

С опоры рук о площадку начинается приземление. После этого в результате сгибания рук в локтевых суставах туловище, прогиба­ясь в поясничной части позвоночника, опускается вперед-вниз до соприкосновения груди и живота с площадкой. Фаза приземления сопровождается скольжением туловища по площадке. Для предот­вращения травмы подбородка игрок в момент приземления откло­няет голову несколько назад.

НАПАДАЮЩИЕ УДАРЫ

Классификация техники нападающих ударов дана на схеме 6. Схема 6

Техника нападающего удара расчленяется на четыре фазы: раз­бег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление. В свою очередь эти фазы состоят из микрофаз, характеризующихся свое­образием внешней формы движений и особенностями нервно-мы­шечной деятельности. Такое деление техники нападающего удара на фазы и микрофазы соответствует смысловой структуре этого дейст­вия и позволяет полнее описать особенности отдельных движений.

Во время выполнения разбега и прыжка усилия волейболиста направлены на решение двух основных задач — достижения наи­большей высоты прыжка и максимальной его точности по отноше­нию к траектории полета мяча.

Соотношение этих задач изменяется по ходу развития двига­тельного действия, обусловливая вариативность и стабильность его фазовой структуры.

Разбег по своему ритмическому рисунку расчленяется на три микрофазы: начало, середина и напрыгивание.

В первой, стартовой микрофазе, волейболист, еще не определив характера траектории полета мяча (второй передачи), выполняет один или два «ступающих» шага в замедленном темпе с характер­ной для ходьбы двойной опорой.

Во второй, подготовительной микрофазе, игрок определяет тра­екторию полета мяча и корректирует скорость своего перемещения. Если передача занижена, то скорость движения резко возрастает и ходьба переходит в бег. Если же мяч направлен по высокой траектории,

то скорость движения увеличивается незначительно, а иногда и замедляется.

В третьей микрофазе — напрыгивании — игрок выполняет ши­рокий беговой шаг, который органически сливается с последующи­ми движениями. От слитности усилий и их быстроты в этот момент зависит эффективность использования силы инерции, образуемой горизонтальной скоростью разбега для прыжка вверх.

При напрыгивании стопа вынесенной вперед ноги ставится с пятки, вторая нога присоединяется к первой, выпрямленные руки отводятся назад для предстоящего махового движения.

Несмотря на то что отталкивание от опоры протекает в очень короткий отрезок времени, в нем также отчетливо выделяются три микрофазы. Первая начинается с постановки пятки стопы на по­верхность площадки (рис. 34). Давление на опору при этом сопро­вождается реактивным всплеском динамографической кривой (в пределах 300—500 кг). Эта сила образуется благодаря стопоряще­му движению стопы и зависит от веса тела волейболиста. Анатоми­ческая структура этой микрофазы состоит в следующем: пяточная кость вместе с таранной перемещается вокруг фронтальной оси в поперечном суставе плюсны (шапаровском) так, что ее пяточный бугор то приближается, то удаляется от них, располагаясь более вертикально (рис. 35). При этом задняя группа мышц бедра (его разгибатели) и трехглавая мышца голени сокращаются, а четырех­главая мышца бедра очень напряжена. Такая работа мышц необхо­дима для выпрямленного положения конечности и поддержания сто­пы в стопорящем шаге при напрыгивании.

Во второй микрофазе толчка стопа полностью опирается подош­венной частью на поверхность площадки. Происходит сгибание ног в коленных суставах, а туловища — в тазобедренных суставах (рис. 34).

Вследствие этого происходит значительное снижение давления на опору, которое в отдельных случаях падает до нуля. При этом мышечное напряжение ног становится значительно меньше. Руки волейболиста в этой микрофазе начинают маховое движение.

Сгибание ног в коленных суставах и туловища в тазобедрен­ных суставах, а также маховое движение рук является решающей предпосылкой для отталкивания волейболиста от опоры.

В третьей микрофазе — отталкивании от опоры — в результате разгибания ног в коленных, а туловища в тазобедренных суставах вновь увеличивается давление на опору (рис. 34). Выпрямление ног в коленных суставах происходит за счет резкого сокращения че­тырехглавой мышцы бедра и трехглавой мышцы голени, работаю­щих при дистальной опоре. Первая мышца, закрепленная на голе­ни, тянет бедро вперед, вторая, фиксированная на пяточном бугре, перемещает голень и дистальный конец бедра назад. Одновременно большая ягодичная мышца и задняя группа мышц бедра (полусу­хожильная, полуперепончатая и двухглавая) разгибают туловище.

В результате сокращения указанных мышц тело волейболиста выпрямляется под действием силы, направленной вверх и несколько

Рис. 34. Контурограмма (а), хронограмма (б), динамограмма (в) и анатомическая структура фазы оттал­кивания при нападающем ударе (г): зубец 1 — всплеск динамографической кривой в резуль­тате постановки ноги на опору, зубец 2 — падение дав­ления вследствие сгибания ноги, зубцы 3—4 — увеличе­ние давления на опору при отталкивании; мышцы: а — большая ягодичная, в — четырехглавая бед­ра, с—полусухожильная, в.—трехглавая голени, е— длинный сгибатель большого пальца вперед. Усилению отталкивания способствуют реактивные силы ма­ховых движений рук.

В заключительный момент толчка происходит сгибание стопы, то есть непосредственное отталкивание от опоры. Одновременно с маховыми усилиями рук это движение способствует завершению отталкивания и сопровождается дополнительным давлением на опо­ру (рис. 34). (К мышцам, сгибающим стопу, относятся: трехглавая

мышца голени, задняя большая берцовая, длинный сгибатель боль­шого пальца, длинная и короткая малоберцовые.)

Высота прыжка в значительной степени обусловлена «взрыв­ным» характером сокращения мышц, максимальным наращиванием скорости маховых движений рук в начале отталкивания и замедлен­ном движении в конце толчка. Наиболее выгодно замедлять движе­ние рук на уровне головы, так как в этом случае величина реактив­ной силы (ее тангенциальная составляющая) будет максимальной.

Существенное значение для высоты прыжка имеет положение стоп при отталкивании. На основании проведенных исследований выявлено, что наиболее рациональным является естественное для игрока параллельное положение стоп или небольшой разворот их кнаружи. Незначительный поворот стоп носками вовнутрь не оказы­вает существенного влияния на высоту прыжка у опытных спорт­сменов благодаря большой помехоустойчивости техники. Однако у волейболистов более низкой квалификации такое положение стоп понижает высоту прыжка в среднем на 2—3 см.

Высота прыжка во многом зависит и от величины угла сгиба­ния ног в коленных суставах. Большое сгибание ног (около 120е) способствует увеличению пути «разгона» ОЦТ, но уменьшает при этом мощность отталкивания. В то же время малое сгибание ног в коленных суставах (120—130°) увеличивает мощность усилий при отталкивании, но уменьшает путь ОЦТ. Поэтому при большой силе мышц нижних конечностей выгодно сгибать ноги в коленных суста­вах в пределах 100—115°. При относительно же малой силе ног и преобладании в движениях скоростного компонента (у юных во­лейболистов) целесообразно выполнять прыжок с углом сгибания ног в коленных суставах 120—130°.

Если прыжок выполняется с места, то целесообразно согнуть ноги в коленных суставах до 80—90°. Это объясняется тем, что в данном режиме работы (при отсутствии большой ударной нагрузки в фазе амортизации) мышцы нижних конечностей не могут прояв­лять максимальную силу, и поэтому для увеличения высоты прыж­ка следует значительно увеличить путь перемещения ОЦТ.

Ритм разбега, обусловленный особенностями скорости и траек­тории полета мяча для нападающих ударов с ускоренных и зани­женных передач (полупрострельных, прострельных и коротких), ха­рактерен для каждого отдельного случая. Если при обычной высокой передаче (к ее началу) нападающий игрок производит не­значительный наклон туловища вперед или один шаг, то при уко­роченных передачах за этот же отрезок времени волейболист вы­полняет вторую микрофазу разбега. В данном случае отчетливо проявляется опережающий характер разбега волейболиста по отно­шению ко второй передаче мяча.

При выполнении нападающего удара с полупрострельных пе­редач окончательная коррекция скорости разбега и выбор места для прыжка производится игроком еще позднее, во время последнего шага-наскока.

Зависимость скорости разбега и прыжка от качества передач

еще в большей мере проявляется при выполнении нападающего удара с коротких и прострельных передач. В этом случае разбег, а иногда и отталкивание осуществляются во время первой переда­чи. В большинстве же случаев отталкивание от опоры при напада­ющих ударах с коротких и прострельных передач совпадает с мо­ментом касания рук разводящего игрока с мячом. Исключение из этого правила составляет нападающий удар по мячу, находящему­ся на восходящей ветви траектории полета, когда отталкивание опе­режает начало второй передачи.

Техника удара по мячу составляет вторую фазу нападающего удара. Здесь также, движения расчленяются на две микрофазы: замах и собственно ударное движение.

Р и с. 35. Рентгеноснимок стопы а микрофазе напрыгпвания:

а — шапаровский сустав, б—таранная кость, о — фронтальная ось, г— пяточная кость.

Замах правой руки для удара выполняется сразу после окон­чания отталкивания от опоры. В это время левая рука, незначитель­но сгибаясь в локтевом суставе, отводится вниз, а правая движется вверх. При дальнейшем поднимании тела игрока вверх правая рука продолжает движение для замаха, правое плечо отводится назад, ноги игрока сгибаются в коленных суставах, а туловище прогибает­ся в поясничной части позвоночника.

Все эти движения создают необходимые условия для натяже­ния больших мышечных групп груди и живота, мощное сокращение которых способствует значительной концентрации усилий в момент удара по мячу. Положение игрока перед ударом иногда называют положением «натянутого лука», так как по аналогии с натянутым луком мышцы туловища волейболиста в этот момент безопорной фазы имеют большие потенциальные возможности для энергичного сокращения при ударе по мячу.

3 А. В. Ивойлов 65


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.077 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь