Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Техника группового блокирования



Техника блокирования двумя иди тремя игроками предпола­гает прежде всего согласованность их действий. Для этой цели и введено понятие основного и вспомогательного блокирующих иг­роков.

Основной блокирующий игрок определяет, какой характер в той или иной ситуации должно носить блокирование: либо это будет

зонный, либо «ловящий» блок. Функции вспомогательного блоки­рующего состоят в том, чтобы в последний момент, когда определи­лись действия основного игрока, вплотную присоединить свои руки к его рукам. В связи с этим техника выполнения движений в безо­порной фазе у вспомогательного игрока несколько изменяется. Это вызвано тем, что вспомогательный блокирующий, для того чтобы не столкнуться с основным игроком, вынужден прыгать на некотором расстоянии от него и затем в безопорной фазе, вытягивая руки, дол­жен присоединять их к рукам партнера (рис. 46). Таким же обра­зом выполняется техника блокирования третьим игроком при трой­ном блоке (рис.47).

Отдельно следует рассмотреть технику движения рук при их переносе через сетку блокирующими игроками. Как показывают

наблюдения, перенос рук через сетку дает, как правило, эффект в тех случаях, когда передача для удара производится близко к сет­ке. Если же удар нанесен с далекого расстояния, то переносить руки на сторону противника не всегда целесообразно, так как, во-первых, мяч может удариться о фаланги пальцев и травмировать их и, во-вторых, может попасть в тыльную часть кистей рук и, дале­ко и высоко отскочив, стать недосягаемым для игроков задней линии.

Поэтому техника движения рук блокирующих при ударах с дальних передач характеризуется тыльным сгибанием кистей в лучезапястных суставах.

При ударах с близких к сетке передач на сторону противника переносятся не только кисти рук, но и часть предплечий.

Во время ударного движения кисти рук не находятся в непо­движном положении, а для увеличения силы отскока делают встреч­ное движение к мячу. При такой постановке блока мяч приобретает большую скорость и под большим углом отражения ударяется о площадку.

Важную роль играет правильное расположение рук при ударах с различных передач и зон площадки. Так, например, для того что­бы сблокировать удар с близкой к сетке передачи, достаточно рас­положить руки напротив мяча. Если же передача несколько отдале­на от сетки, то такой постановкой рук можно нейтрализовать цен­тральное направление удара, а направления между зонами 4 и 5 или / и 2 при этом остаются открытыми. Поэтому для блокирова­ния удара с этих направлений волейболист должен сместить руки вправо или влево в зависимости от того, какое направление он хо­чет нейтрализовать.

Весьма своеобразным является расположение рук при блоки­ровании ударов, выполняемых с передач, направленных на край сетки. В таких случаях, для того чтобы мяч не отскочил от рук блокирующего за пределы площадки, одна из рук (крайняя справа или слева, соответственно при атаках из зоны 2 или 4) супиниру-ется и прикрывает направление отскока мяча в аут. При этом угол отражения мяча направлен в площадку противника.

Техника блокирования, в частности стойка и исходное положе­ние, могут быть в значительной мере. видоизменены в игре высоко­рослых игроков. Например, некоторые игроки высокого роста, ко­торым не нужно высоко прыгать при блокировании, не совершают махового движения рук при отталкивании от опоры. При этом их руки подняты вверх, взгляд сконцентрирован на полете мяча и дей­ствиях передающих игроков противника. Даже перемещения по площадке такие игроки выполняют с поднятыми вверх руками.

Такая структура движений, в которой почти отсутствуют под­готовительные действия и большие физические усилия, необходи­мые для высокого отрыва ОЦТ, является более надежной, так как позволяет блокирующему все внимание сконцентрировать на дейст­виях команды противника и по кратчайшему пути выставить свои Руки над сеткой. При этом такой спортсмен может, не уставая, ста-

вить повторный блок, быстро перемещаясь вдоль сетки в любую зону площадки. Вот почему высокорослому волейболисту всегда отводится место центрального (основного) блокирующего на перед­ней линии.

ПОДАЧИ

Классификация подач дана на схеме 8. Схема 8

Если у новичков подача является лишь средством введения мя­ча в игру, то для спортсменов высокой квалификации она служит способом атаки.

Техника подач состоит из исходного положения и трех последо­вательных фаз движения.

В исходном положении волейболист принимает позу, удобную для последующих действий. Первая фаза начинается с момента подбрасывания мяча и заканчивается оптимальным отведением ру­ки на замах. Вторая рабочая фаза — удар по мячу. Третья, заклю­чительная фаза, являясь последействием, состоит в переносе веса тела на впереди стоящую ногу и сопровождающем движении руки за мячом.

В настоящее время нижние прямые и боковые подачи применя­ются только в игре новичков. В спортивном волейболе используют­ся главным образом верхние прямые и боковые подачи с планиру­ющей траекторией полета мяча, реже — силовые прямые и боковые подачи.

Техника планирующих подач, несмотря на кажущееся сходство с одноименными силовыми подачами, имеет значительное своеобра­зие в динамической и кинематической структурах движения и тра­екториях полета мяча.

По данным современных исследований, «чистый» выигрыш от подач составляет 7—10%, при этом затруднение в приеме мяча с подачи имеет место в 35—60% случаев.

Изучение биомеханических особенностей техники верхних по­дач у ведущих спортсменов с помощью рапидной киносъемки (700 кадров в секунду) показывает, что контакт ударяющей руки с мячом длится в течение 0, 012—0, 02 с, а перемещение системы «ру­ка — мяч» за время данного контакта в направлении удара состав­ляет 10—20 см. Из-за кратковременности ударного движения кор­рекция в данном случае полностью исключена.

При подаче мяча имеется предварительная программная уста­новка, которая носит двоякий характер, связанный либо с выполне­нием удара в дальнюю часть площадки, либо в ее ближнюю часть. В первом случае наблюдается большая амплитуда сопровождающе­го движения, а во втором — предударное притормаживание руки.

Верхние подачи

Верхние прямые подачи могут выполняться несколькими спо­собами: не сильным, но точным ударом, с незначительной точно­стью, но с предельной силой, а также с планирующей траекторией полета мяча, точность которой зависит от силы удара. Во всех этих случаях при схожести исходного положения техника подгото­вительных и основных рабочих фаз будет отличаться друг от друга в этих разновидностях верхней прямой подачи.

В исходном положении для всех способов техники верхних по­дач волейболист становится лицом к сетке или в полоборота к ней. Поддерживая мяч левой рукой на уровне пояса, игрок рав­номерно распределяет вес тела на обе ноги, правая рука, согнутая в локтевом суставе, подготавливается к замаху, взгляд игрока на­правлен на площадку соперничающей команды.

Подготовительная фаза верхней подачи с несильным, но точным ударом (рис. 48) заключается в укороченной ампли­туде замаха, незначительном сгибании правой, опорной ноги и очень небольшом отклонении туловища назад для его последующего активного

движения в момент удара. При этом мяч подбрасывается вверх на 30—40 см (рис. 48, а, б, в).

Во второй фазе этого способа подачи волейболист, выпрямляя опорную ногу и перенося вес тела на впереди стоящую левую ногу, коротким прицельным ударом производит подачу, направляя мяч в намоченный участок площадки. В момент удара игрок переводит взгляд с поля противника на мяч и концентрирую г внимание на за­ключительной части ударного движения, которое производится главным образом за счет движения правой руки и почти без актив­ного участия туловища и ног (рис. 48, г, д, е).

В заключительной фазе сопровождающее движение руки за мя­чом почти отсутствует, туловище игрока остается в вертикальном положении.

Подготовительная фаза верхней прямой подачи, выполня­емой с большой силой (рис. 49), отличается увеличением амплитудных показателей. Подбросив мяч и готовясь к сильному удару, игрок значительно больше сгибает опорную правую ногу, отклоняет туловище назад, отводя правую руку назад-вверх (рис. 49, а, б). При этом высота подбрасывания мяча несколько увеличи­вается, что обусловливается большей амплитудой замаха.

В основной фазе волейболист, разгибая правую ногу и выпрям­ляя туловище, производит энергичное ударное движение правой ру­кой по мячу, вкладывая в удар массу туловища (рис. 49, б).

В послеударном движении происходит обгон проксимальных звеньев руки дистальными, как при сильном нападающем ударе. Удар осуществляется внутренней частью плотно сжатой ладони, которая накрывает мяч несколько сверху. В результате больших усилий туловище и рука игрока после удара по инерции продолжа­ют смещаться вперед-вниз (рис. 49, г).

В качестве разновидности этой подачи может применяться подкручивание мяча, которое выполняется тремя способами. В первом случае подкручивание производится сверху вниз, и мяч по нисходя­щей ветви траектории опускается в пределах 4—5 метров от сетки.

Во втором вращение мяча производится справа налево и несколько сверху. В результате этого мяч срезается, и его траектория имеет кривую, последовательно отклоняющуюся влево. В третьем случае подкручивание мяча осуществляется слева направо, и после срезки мяч последовательно отклоняется вправо от подающего игрока в направлении зоны 5.

Этот способ подачи целесообразнее производить, стоя ближе к левой отметке места подачи с тем, чтобы мяч не улетел за пределы поля.

Техника выполнения верхней планирующей подачи заключается в следующем. В подготовительной фазе во-

Р и с. 50

лейболист, как бы прицелившись в определенную зону, подбрасы­вает мяч и оптимально отводит руку на замах. При этом амплиту­да сгибания правой опорной ноги незначительна.

В основной фазе планирующей верхней подачи игрок, разгибая правую ногу в голеностопном и коленном суставах, смещает туло­вище вперед, перенося вес тела на левую ногу. В этот же момент правая рука движется вперед-вверх навстречу мячу с нарастающей скоростью. Затем игрок ладонной поверхностью кисти бьет по мячу. Удар сопровождается мгновенным произвольным мышечным уси­лием, фиксирующим дистальные звенья руки в положении удара и тормозящим дальнейшее смещение руки в пространстве. Тулови­ще продолжает двигаться вперед, его вес переносится на впереди стоящую левую ногу, правая нога полностью выпрямляется в колен­ном суставе. Взгляд игрока концентрируется на мяче.

Техника выполнения верхней боковой плани­рующей подачи (рис. 50) состоит в следующем.

В исходном положении волейболист, стоя левым боком к сетке, мысленно воспроизводит предстоящие движения. Мяч поддержива­ется левой рукой на уровне пояса, вес тела больше смещен на пра­вую ногу (рис. 50, а).

В первой фазе правая рука отводится вниз-в сторону на замах, правая нога начинает разгибаться во всех суставах, кистью правой руки игрок плавным движением подбрасывает мяч. Левая нога, на­ходящаяся в безопорном положении, отводится в сторону и ставится стопой на поверхность площадки. Туловище игрока отклонено впра­во, в сторону ударяющей руки (рис. 50, б, в).

Во второй фазе волейболист какое-то мгновение находится в положении двойной опоры, после чего выпрямлением правой ноги переносит вес туловища на левую ногу (рис. 50, г). Затем в резуль­тате поворота на носке стопы левой ноги и отталкивания от опоры туловище игрока начинает поворачиваться влево, а ОЦТ смещается

вверх. Правая рука выпрямляется и движется навстречу мячу с на­растающей скоростью. Кисть руки имеет некоторый незначитель­ный угол тыльного сгибания, пальцы сложены вместе. Далее до мо­мента удара по мячу туловище волейболиста, находясь в безопорном положении, прекращает поворот влево. Правая рука, продолжая смещение навстречу опускающемуся мячу, в результате произволь­ного усилия также значительно теряет скорость (рис. 50, г).

В момент удара по мячу правая рука почти выпрямлена и про­изводит удар основанием ладонной поверхности кисти, которая по-прежнему имеет некоторый угол тыльного сгибания. Туловище игро­ка предельно выпрямлено и находится в безопорном положении. Угол между плечом и туловищем почти не меняется. При этом кисть руки в момент ударного движения и после него не обгоняет предплечье, а предплечье не обгоняет плечо (рис. 50, д, в). Благода­ря этому в момент удара отсутствует захлестывающее движение руки, вследствие чего мяч после удара не получает вращения, а имеет планирующую траекторию.

В заключительной фазе сопровождение мяча рукой почти отсут­ствует, игрок полностью переносит вес тела на левую ногу.

Техника выполнения верхней боковой силь­ной подачи (рис. 51) состоит в следующем.

В исходной позиции игрок занимает положение, аналогичное описанному выше (рис. 51, и).

В первой, подготовительной фазе, игрок делает шаг вперед пра­вой ногой (рис. 51, б), подбрасывает мяч и отводит правую руку вниз-назад и в сторону. Постепенно увеличивая угол сгибания пра­вой опорной ноги, волейболист отклоняет туловище вправо в сторо­ну руки, отведенной для замаха (рис. 51, в). При этом левая рука для увеличения последующих усилий отводится вверх и в сторону. Взгляд игрока переведен с площадки противника на опускающийся после подбрасывания мяч.

Рассчитав, когда мяч опустится на нужную высоту, волейболист начинает энергично разгибать в коленном суставе правую опорную ногу, одновременно выпрямляя туловище и делая правой рукой встречное движение к мячу. Усилия игрока в этой фазе постепенно наращиваются, и к моменту ударного движения скорость смещения правой руки в пространстве достигает своего предела. Это осуще­ствляется посредством комплекса подготовительных и взаимосвя­занных движений: разгибанием правой ноги и отталкиванием ею от опоры, маховыми движениями рук и энергичным сокращением растянутых мышц левой поверхности туловища (рис. 51, г).

В момент удара ладонь правой руки производит сильное за­хлестывающее ударное движение, накрывая мяч несколько сверху (рис. 51, д).

После удара движение руки не притормаживается, а продол­жается почти с той же скоростью. В результате этого кисть обго­няет предплечье, предплечье — плечо, а плечо — плечевой сустав. В момент удара туловище игрока поворачивается на 90° и находит­ся в безопорном положении (рис. 51, е).

После выполнения подачи игрок быстро входит в площадку и готовится к защитным действиям.

Глава V. ТАКТИКА ИГРЫ

ОСНОВЫ ТАКТИКИ

Под тактикой игры следует понимать целесообразные, согласо­ванные действия игроков команды, направленные на достижение победы на соревнованиях.

Тактика состоит из средств и способов ведения игры, которые рассматриваются в тесной связи с конкретными задачами, возника­ющими в процессе соревнований. Одной нз главных задач такти­ческой подготовки является моделирование в тренировочном про­цессе соревнований с предстоящим противником с учетом его сильных и слабых сторон и распределением обязанностей в своей и команде соперника таким образом, как это может произойти в са­мой игре. (Для выяснения стиля игры команды противника в насто­ящее время с успехом применяется киноразведка, позволяющая просмотреть на экране игру команды, с которой предстоит встреча в недалеком будущем.)

Важное место в тактике занимают индивидуальные и команд­ные тактические действия. Первые связаны с предугадыванием игровой обстановки, выбором места на площадке и выполнением спортивной техники. Вторые связаны с применением тактических комбинаций и систем игры.

Средства тактики объединяют все действия игрока без мяча (предугадывание действий противника, перемещения по площадке, выбор места, активное ведение игры, волевые проявления), все тех­нические приемы и их разновидности.

В процессе соревнований игрок в зависимости от игровой обста­новки может применять одну из разновидностей каждого техниче­ского приема и достигать при этом различных результатов. Поэто­му эффективность тактических средств ведения игры рассматривают во взаимосвязи с конкретными действиями противника. Для этой цели изучаются наиболее эффективные тактические средства напа­дения против сильной обороны противника, а также средства актив­ной защиты против мощного нападения.

Тактическими способами ведения игры называются согласован­ные и целенаправленные действия нескольких игроков (тактические комбинации) или всей команды (системы игры).

Каждая система игры характеризуется определенным распределением

обязанностей игроков команды и их расстановкой на пло­щадке. В психологическом плане тактическое действие представляет собой сложный комплекс идеомоторных процессов, протекающих последовательно и одномоментно.

Тактическое действие условно принято разделять на три фазы: восприятие и анализ соревновательной ситуации, мысленное реше­ние тактической задачи и осуществление тактической задачи в дви­жении.

Быстрое восприятие соревновательной ситуации и ее анализ имеют важное значение для всех последующих фаз. Неточное или несвоевременное восприятие является причиной ошибочных реше­ний и неправильных тактических действий.

Качество восприятия зависит прежде всего от совершенства объема и глубины зрения. Не менее важное значение при этом имеют: точность зрительно-моторных оценок, уровень тактического мастерства, тактический опыт, быстрота протекания мыслительных процессов, сосредоточенность и «настройка» спортсмена.

Восприятие соревновательной ситуации является лишь частью первой фазы тактического действия. Спортсмен должен целеуст­ремленно воспринимать детали общей тактической ситуации. Это необходимо для дальнейшего анализа и оценки ее особенностей в процессе мысленного решения тактической задачи.

Во второй фазе — мысленном решении тактической задачи — мозг спортсмена на основе сопоставления поступающей информации с имеющимся тактическим опытом посылает соответствующие сиг­налы-команды аппарату исполнения, который и осуществляет реше­ние двигательной задачи. В этой фазе очень важное значение име­ет автоматизированный поиск решения тактической задачи, что и обусловливает необходимые параметры движения — скорость, на­правление, амплитуду и распределение усилий.

Совершенствование «тактического мышления» осуществляется, главным образом, с помощью специальных соревновательных уп­ражнений и самих состязаний.

В третьей фазе — осуществлении тактической задачи в движе­нии — суммируется результат двух предшествующих фаз. Это дей­ствие представляет собой комплексную деятельность, включающую интеллектуальные и физические способности человека, так как здесь складываются итоги восприятия и анализа соревновательной ситуации с мысленным решением тактической задачи.

После того как положительный результат осуществления так­тической задачи передается путем обратной связи в мозг спортсме­на, в будущем в аналогичной ситуации он изберет тот же путь ре­шения задачи. При отрицательном результате анализируются при­чины неудачи и в дальнейшем вносятся необходимые коррекции в мысленное и двигательное решение тактической задачи.

Таким образом осуществляется совершенствование тактических способностей в спортивной деятельности, которая практически про­является в средствах и способах действий спортсменов.

СРЕДСТВА ТАКТИКИ

Средства тактики, как говорилось выше, включают в себя инди­видуальные тактические действия без мяча (предугадывание игро­вых ситуаций, перемещение по площадке, выбор места, активность действий и др.) и с мячом (передачи мяча, нападающие удары, бло­кирование, подачи).


Поделиться:



Популярное:

  1. V. Жизнь как созидание. Техника и желания
  2. V. Игровое оружие и пиротехника
  3. VI. Иные запреты, меры предосторожности и техника безопасности
  4. В каждой религии есть подобная техника, которая и составляет деятельную основу религии.
  5. Вопрос 3. Процесс контроля и техника его проведения.
  6. Вторая техника, использующая звуки: Купайся в центре звука, как в неумолкающем звуке водопада. Или, заткнув уши пальцами, слушай звук звуков.
  7. Вы рассказывали нам о многих медитационных техниках. Не правда ли, однако, что ни один метод не сможет работать на полную мощность, если вы не посвящены в него?
  8. И эта техника может помочь вам.
  9. ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ ГРУППОВОГО СЕАНСА
  10. Инструментарий и техника выполнения операции
  11. Какие показатели включает общий осмотр пациента? Правила, техника и последовательность проведения общего осмотра.
  12. Кафедра «Промышленная теплоэнергетика и теплотехника»


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 578; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь