Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Новые направления в европейском искусстве ХХ века⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
1. Социокультурная панорама ХХ века XX в. сделал очевидным, что развитие экономики подчиняется нелинейным законам, как и то, что не может быть изолированной экономики, развивающейся по своим особым законам в стороне от мировых процессов. Современный мир – это единый экономический организм, и изменения в любой его части отзываются во всех остальных. Потрясения века на всем его протяжении находили свое выражение в искусстве, столь же мятущемся и экспрессивном, порой даже циничном, вульгарном и агрессивном. Именно в начале XX в. возникли абстракционизм и сюрреализм, которым для выражения новых реалий, изорванной, издерганной динамики мира пришлось выйти за пределы средств реалистического искусства. В том же русле развивались и другие изобретения европейской художественной фантазии – экспрессионизм, дадаизм, фовизм, акмеизм. Искусство модернизма не просто замахнулось на принципиально новые художественные формы, но и на ниспровержение всего предшествующего искусства с его многовековыми традициями. Подливало масла в огонь и то, что таким же ниспровержением прошлого представлялась и неклассическая наука. Впервые искусство стало прибыльным бизнесом, уже не столько формируя художественный вкус широкой публики, а как раз потакая наиболее невзыскательным, примитивным ее потребностям. Более того, в последней трети XX в. искусство даже само стало формировать подобные вкусы. Соединение достижений науки и техники с изобретательным художественным оформлением создало подлинную индустрию развлечений. Наряду с этим искусство XX в. продолжало, в новых формах, создавать поразительные по глубине и силе воздействия произведения – в литературе, кино, живописи, музыке. Характерным выражением новых тенденций в художественной культуре стала рок-музыка, родившаяся в Европе (прежде всего, в Англии) и переросшая в целое социальное явление. XX в. принес потрясающие открытия и изобретения в области науки и техники. В повседневный обиход вошли телефон, телеграф, радио, электричество, телевидение, автомобили, метро. Во второй половине века к ним добавились скоростные поезда и корабли на воздушной подушке, сверхзвуковые самолеты, волоконная оптика, ЭВМ и персональные компьютеры. Всего через три-четыре десятка лет после начала космической эры полеты в космос стали обыденным явлением. Когда в 1867 г. А.Нобель изобрел динамит, он был уверен, что этим положен конец войнам во всем мире, но, он ошибся. В Первой мировой войне был использован не только динамит, но и такие достижения технической мысли, как танки и аэропланы, и такие научные изобретения, как отравляющие газы. Примерно в те же годы А.Эйнштейн, проводивший исследования в области ядерной физики, понял, какой опасностью они могут обернуться для человечества, а после прихода к власти фашистов обратился с призывом к ученым всего мира добровольно объявить мораторий (отсрочку) в отношении исследований по созданию ядерного оружия. Научно-технический, художественный, образовательный, политический, экономический потенциал Европы по-прежнему очень велик, сильны ее культурные традиции. И важнейшее значение для перспектив всего человечества имеет степень глубины усвоения всех уроков ее новейшей истории, в том числе и истории ее культуры. 2. Научные достижения ХХ века Важные события стали происходить с самого начала XX в. также в естествознании. Революция в науке (точнее, в естествознании) назревала давно, по крайней мере, всю последнюю треть XIX в., но разразилась она двумя бурями в 1905 г. Это были теория относительности Альберта Эйнштейна (1879–1955) и квантовая механика, создание и развитие которой связано с целым рядом имен: Макса Планка (1858–1947), который и ввел понятие «квант»; Вольфганга Паули (1900–1958); Луи де Бройля (1892–1987); Макса Борна (1882–1970); Эрвина Шрёдингера(1887–1961); Вернера Гейзенберга (1901–1976); Нильса Бора (1885–1962). В своей работе «Электродинамика движущихся тел» Эйнштейн показал, что результаты любых наблюдений и расчетов относительны: они зависят от системы отсчета. Вообще говоря, это было известно и в классическом естествознании. Это был сокрушительный удар по классическим идеалам абсолютной, исчерпывающей, окончательной истины, свободной от влияния субъекта. В частной теории относительности (1905) Эйнштейн также показал, что пространство и время как физические величины не могут рассматриваться порознь, а составляют единую, неразрывную совокупность континуум (лат. continuum – непрерывное). В общей же теории относительности (1907–1916) в этот континуум добавилось и вещество. Из теории относительности вытекало, что при движениях, сравнимых со скоростью света, пространство и время сокращаются, изменяется и масса. Теория относительности, а также эксперименты, проведенные еще раньше, показывали и то, что вещество может переходить в энергию, в излучение, в поле (особая форма материи). Это был еще один удар по традиционным, веками освященным представлениям. Ряд крупных физиков и философов усмотрели в этих результатах свидетельства «неизбежной гибели материи» (ведь она отождествлялась с веществом) и ее «сотворенности во времена, не столь отдаленные» (по словам английского физика Дж. Джинса). Шокирующие результаты таились и в исследованиях микромира. Квантовая механика (от «квант» – мельчайшее количество энергии, которая может излучаться или поглощаться) заставила примириться с тем, что показания наблюдений зависят от прибора, который, взаимодействуя е микрочастицами, изменяет их состояния, так что наблюдается уже результат такого взаимодействия, а не ситуация в «чистом виде», как она есть». Это дало основание представителям махизма и эмпириокритицизма утверждать, что «опыт – не средство, а предмет исследования» (отсюда и название «эмпириокритицизм» – критика, изучение опыта), что «не вещи (тела), а цвета, звуки, давления, пространства, времена (то, что мы называем ощущениями) составляют подлинные элементы мира» (Э.Мах). Сами физики оказались не готовыми к осмыслению полученных ими результатов и рассуждения об объективной реальности стали расцениваться как рецидивы «наивного реализма». Пуанкаре (1854–1912) утверждал, что неклассическое естествознание, пришедшее на смену классическому, сняло вопрос о соответствии научных теорий объективной реальности: любая теория – не более чем конвенция (соглашение), и число сторонников такой конвенции зависит лишь от того, насколько успешно данная теория работает. Конвенционализм тесно связан с набиравшей тогда популярность (и тоже не случайно) философией прагматизма: «истинно то, что полезно». В течение всего XX в. все более очевидной становилась особенность естествознания (прежде всего в физике и космологии), проявлявшаяся в утверждении, что ученый имеет дело не напрямую с наглядными физическими объектами (рычаги, паровозы, трубы), а с формулами, с «конструируемой» реальностью и все чаще прибегает не к реальному, а мысленному эксперименту, к косвенным проверкам истинности теорий. Теоретические конструкты неклассического естествознания все дальше уходят от буквальных, механических моделей реальности. Так, широко применяя планетарную модель атома (электрон вращается вокруг ядра), физики ценят ее за наглядность, но при этом знают, что на самом деле подобные вращения не происходят, а имеют место переходы (опять же не буквальные) с одного энергетического уровня на другой. В современном естествознании наука все чаще выступает как искусство, а открытия происходят как изобретения. Таким образом, были сперва «придуман», а затем обнаружен (в 1920-х гг.) позитрон, а позже «придуманы» «кварки» и «черные дыры». В арсенал естествознания вошли такие понятия, как «странность», «аромат», «цвет» частиц – эти необычные названия были порождены необычностью исследуемых объектов и свойств. Потребовалось время, чтобы осознать, что неклассическое естествознание, вырастая из классического, вовсе не разрушает, не отвергает его, а подвергает своеобразному диалектическому отрицанию, вбирает его в себя. В этом суть принципа соответствия. Правда, наряду с этим правомерно говорить и о своеобразном принципе несоответствия (как дополняющем принцип соответствия) – в неклассической науке традиционные, классические понятия пространства, времени, массы наполняются новым смыслом. В последней трети XX в. наука вступила в постнеклассический (выражение современного русского философа В.С.Степина) период своего развития. В постнеклассическом естествознании понятие моделей (жестких, однозначных) сменяется понятием сценариев – гибких, задающих лишь направление эволюции, но не ставящих ее в строго ограниченные рамки. В постнеклассическом естествознании законы природы рассматриваются не как законы предписания, а как законы дозволения, обеспечивающие широкий спектр возможностей. Превосходным индикатором сдвигов в научном, и не только в научном мышлении XX в. являются Нобелевские премии. Когда шведский инженер и изобретатель А.Нобель (1833-1896) учредил премию, названную его именем и начавшую присуждаться с 1901 г., он поставил условие: ею должны отмечаться открытия, имеющие важнейшее практическое, а не только сугубо научное значение. Именно поэтому в список «нобелевских» наук попали физика и химия, затем медицина, позднее экономика, но не математика, которая представлялась все же, как своеобразное «искусство для искусства» (правда, злые языки утверждали, что математика попала в опалу из-за того, что жена Нобеля ушла от него к математику). Как бы то ни было, если вначале Нобелевские премии присуждались за открытия, имевшие безусловное и непосредственное практическое применение, то в конце XX в. их удостаивались все чаще открытия концептуального, фундаментального характера. В конце XX в. эта солидная во всех отношениях (в том числе и материальном – ныне она достигает 1 млн. долларов), премия была присуждена И. Пригожину именно за концептуальное открытие – разработку основ концепции самоорганизации. А в 1975 г. ее лауреатом стал Л.В. Канторович (1912–1986) – за приложение математических моделей к анализу экономических процессов и управление ими. Показательно в этом смысле, что Эйнштейн получил Нобелевскую премию не за создание теории относительности (не имеющей практического применения), а за исследования в области фотоэффекта. Первым Нобелевским лауреатом по физике в 1901 г. стал Конрад Рентген за открытие Х-лучей (так он назвал их сам). А в последующие годы премии по физике и химии вручались за исследования радиоактивности (Э.Резерфорду, А. Беккерелю, П. Кюри, М. Склодовской-Кюри). В 1908 г. лауреатом стал француз Г.Липпман за исследования в области цветной фотографии, в 1909 г. – итальянец Г. Маркони – за беспроволочный телеграф (а наш А.Попов, создавший его раньше, не догадался его запатентовать). В 1911 г. голландец Г. Камерлин-Онес открыл сверхпроводимость, получив премию в 1913г. Нобелевские премии по медицине в начале XX в. получили русские ученые: физиолог И.П.Павлов, создатель учения о высшей нервной деятельности – за открытие взаимосвязи физиологических и психических процессов в организме; И.И.Мечников, биолог и патолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии – за исследования в области иммунитета; немец Р. Кох – за исследования туберкулеза; француз А.Каррелъ – за методы сшивания сосудов, француз Ж. Рише – за открытие анафилактического шока. Только в 1918 г. Нобелевская премия была присуждена (требовалось время для осмысления) М. Планку; лишь в 1922 г. ее получил Н. Бор; в 1929 г. — де Бройль; в 1932 г. – В. Гейзенберг. Из довоенных Нобелевских премий отметим еще: за открытие нейтронов (Дж. Чедвик, премия 1935 г.), синтез радиоактивных элементов (1935, Фредерик и Ирен Жолио-Кюри), открытие искусственной радиоактивности (1938, Э. Ферми). Тогда же Эйнштейн выступил с воззванием к физикам всего мира временно прекратить исследования в этой области. К наиболее выдающимся успехам медицины в этот же период относятся открытие инсулина (1923), витаминов (1928), коэнзимов (1929), групп крови (1930), работы Э.Эдриана и Ч.Шеррингтона по физиологии центральной нервной системы; открытие пенициллина (1945), спасшее тысячи жизней на войне. В 1948 г. в США был сконструирован транзистор, но Нобелевской премией это было отмечено лишь в 1956 г. В том же году Д.Габор в Лондонском университете сформулировал принципы голографии, премия же досталась ему лишь в 1971 г. В 1948 г. было открыто действие инсектицида ДДТ для борьбы с вредными насекомыми, и тогда никто еще не предполагал, что вред от него значительно превысит пользу. В 1950 г. были синтезированы пластмассы, в 1952 г. компания «Белл Телефон Лабораторис» (СТТТА.) выпустила первые солнечные батареи, нашедшие практическое применение. В том же году американский биохимик Дж.Уотсон и английский физик Ф.Крик в Кембриджском университете (Великобритания) открыли структуру ДНК (Нобелевская премия 1962 г.). В том же 1952 г. впервые покорилась восходителям Джомолунгма (Эверест) – высочайшая вершина на Земле, в Больших Гималаях. В 1956 г. Нобелевской премией были отмечены исследования полупроводников и создание транзисторов. В 1957 г. 18 немецких физиков- ядерщиков во главе с О.Ганном опубликовали «Геттингенский манифест», в котором заявили о своем отказе от участия в изготовлении, испытаниях и применении ядерного оружия, а в 1958г. по инициативе американца Лайнуса Полинга подобное воззвание подписали 11 тыс. ученых. В 1957г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а в 1961г. впервые в истории человечества совершил полет в космос Ю.Гагарин на космическом корабле «Восток». В 1960 г. были отмечены этой премией работы по радиоуглеродному методу обнаружения возраста археологических находок, а также клонально-селекционная теория иммунитета. В 1964 г. Нобелевская премия по физике была присуждена за создание лазеров, в 1965 г. в США была произведена расшифровка генетического кода (премия 1968 г.). В 1967г. К.Барнард в ЮАР впервые осуществил пересадку человеческого сердца. В 1969г. были отмечены основатели эконометрии – приложения динамических моделей к анализу экономических процессов, а также теория кварков – элементарных частиц с дробным зарядом. В 1973г. нобелевским лауреатом стал основатель этологии (наука о поведении животных в естественных условиях), австрийский биолог К. Лоренц,. В 1974г. было отмечено открытие пульсаров, внесшее новые детали в картину Вселенной. В 1974г. в США на 1-й Международной конференции по этическим проблемам молекулярной биологии и генной инженерии был провозглашен всемирный мораторий на все опыты с рекомбинацией генетического материала. Вскоре после этого, однако, опыты по клонированию пошли полным ходом. В 90-е годы в Британии была клонирована овечка Долли, которую пришлось усыпить в 2003г. Последняя четверть XX в. прошла под знаком компьютерных технологий, где тон задавали американцы, и вообще подавляющее число Нобелевских премий доставалось ученым СП1А. В XXI век мировая наука вступила с удивительными открытиями – с новыми перспективами и новыми угрозами для человечества. 3. Новые направления в европейском искусстве XX в. Революционная волна, всколыхнувшая в начале XX в. всю Европу, захватила и искусство со всеми его необычными поворотами, противоречиями, а также стремлением отвергнуть «отживающее прошлое», дать новый импульс смелым поискам. Преобразования в художественной культуре проходили под знаком идеологии модернизма, при исключительном стилевом многообразии: модерн (не путать с модернизмом), экспрессионизм, символизм, абстракционизм, сюрреализм. Каждое яз этих основных течений имело еще свои ответвления, с соответствующими названиями (дадаизм, фовизм, кубизм, акмеизм и т. д.) в разных областях художественной культуры – литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, музыке. Содержание и формы художественной жизни стали определяться еще и кинематографом, а затем – телевидением и компьютерными технологиями. Литература. В европейской литературе XX в. представлены как традиционные жанры и стили, так и авангардистские. В первой половине XX в. в лучших традициях мировой литературы писали: А. Франс (1844–1924); А. Жид (1869–1951); Р. Роллан (1866–1944), автор знаменитых романов «Жан Кристоф» и «Очарованная душа»; А.Сент-Экзюпери (1900–1944), автор книги «Земля людей» и аллегорической сказки «Маленький принц»; А. Конан Дойл (1859–1930), создатель цикла рассказов о сыщике-любителе Шерлоке Холмсе; Э.Л.Войнич (1864–1960), чьим романом «Овод» зачитывалась молодежь во всем мире; Д. Голсуорси (1867–1933), прославившийся своей трилогией «Сага о Форсайтах»; фантаст Г. Уэллс (1866–1946), «Война миров», описывающая высадку марсиан на Земле. Блестящим стилистом, буквально рассыпающим жемчужины английского юмора, был Б. Шоу (1856–1950), автор знаменитых пьес «Ученик дьявола», «Цезарь и Клеопатра», «Пигмалион», также неподражаемых афоризмов. Сюжет древнегреческого мифа о скульпторе Пигмалионе, изваявшем статую Галатеи и влюбившимся в нее, Б.Шоу перенес на окраины Лондона. История аристократа, влюбившегося в простую девушку и научившего ее светским манерам, была экранизирована – с очаровательной американской актрисой Одри Хепбёрн в главной роли. В лучших английских традициях писал У. Сомерсет Моэм (1874–1965), автор романов «Лезвие бритвы», «Бремя страстей человеческих» (1915), «Театр» (1937), «Луна и грош» (1919) – о художнике П. Гогене; блестящих новелл. Сочетание традиций и новаторства отличает немецких писателей: Г.Манна (1871–1950), автора исторических романов; Т. Манна (1875–1955), создавшего сагу «Будденброки», романы «Иосиф и его братья», «Волшебная гора», «Доктор Фаустус». В последнем из них средневековый сюжет переносится в XX в., а «Фаустом» становится композитор, в котором узнается новатор музыки Арнольд Шёнберг. В тетралогии «Иосиф и его братья» (1933–1942), действие которой происходит в Египте XIV в. до н. э., писатель вновь размышляет о вечных темах – борьбе добра и зла, становлении человеческой личности. Из немецкоязычных писателей первой половины XX в. отметим австрийского писателя С.Цвейга (1881–1942), мастера исторических романов, создавшего также цикл блестящих эссе «Звездные часы человечества», немецких писателей Э. Ремарка (1898–1970), автора «Трех товарищей», «Триумфальной арки», и Г. Гессе. Его роман «Игра в бисер» (Нобелевская премия, 1946 г.) – глубоко философская притча о судьбе и предназначении людей творческих, уединившихся в «фельетоническую» эпоху (к ней писатель относил конец XX в.) в некой «Касталии». Мастерами итальянской прозы первой половины названного столетия были: Л.Пиранделло (1867–1936), скорее традиционный писатель, и изысканно-утонченный аристократ литературы Габриэле д'Аннунцио (1863—1938). Практически все эти писатели в разные годы удостоились Нобелевской премии. В первой половине XX в. появились также блестящие прозаики, которые, обладая яркой индивидуальностью, все же объединяются критиками как представители модернизма. Это, прежде всего, М.Пруст (1871–1922), Джеймс Джойс (1882–1941), Франц Кафка (1883–1924). О Марселе Прусте итальянский писатель Альберто Моравиа говорил, что тот, наряду с картинами П.Пикассо и балетом И.Стравинского «Петрушка», «открывал дверь» в культуру XX в. Находясь под большим влиянием «Творческой эволюции» А.Бергсона, Пруст написал 14 книг цикла «В поисках утраченного времени» как «поток сознания». Наиболее известны из них романы «По направлению к Свану» и «Под сенью девушек в цвету». Сложнейшую задачу, буквально ребус для читателя, представляют рассказы и романы Дж.Джойса – «Портрет художника в юности», «Дублинцы», «Улисс», действия которых описываются в переплетающихся пластах времени и «потоков сознания». Особое место в модернистской литературе занимает также Ф.Кафка, сюжеты романов которого «Процесс», «Замок», «Америка» и рассказа о человеке, превратившемся в муху, напоминают страшные сны, поток больного сознания. Герои Кафки каждый раз помимо своей воли оказываются участниками странной игры, правил которой они не знают, но которым вынуждены подчиняться. Литература абсурда – это отражение абсурда цивилизации XX в. Ярким произведением прозы абсурда является также чрезвычайно необычный роман современника Кафки, Итало Звево (настоящее имя Этторе Шмиц, 1861–1928, погиб в автокатастрофе), «Самопознание Дзено». Абсурдность нашего мира мастерски отражена во французской литературе в повести-притче Эжена Ионеско (1912–1994) «Носорог», это тупое, злобное животное ничем не отличается от людей, многие из которых сами в него превращаются. В повести «Чужой» А.Камю трагическими красками описана отчужденность даже самых близких людей; в его же романе «Чума» люди не хотят понять, что страшная болезнь грозит каждому из них, это относится и к чуме фашизма; абсурдом пронизаны повести «Стена» и «Тошнота» другого экзистенциалиста Ж.П.Сартра (1905–1980). Наиболее значительные представители модернизма в поэзии – в какой-то степени Р.М.Рильке (1875–1926), но в подавляющем большинстве это французы – погибший в Первую мировую войну Гийом Аполлинер (1880–1918); Поль Элюар (1895–1952); Блез Сандрар (1887–1961); Рене Шар (1907–1988); своеобразным поэтом в прозе был Андре Бретон (1896–1966), один из основоположников сюрреализма. Трудно подвести под какие-то обозначения творчество поэта Федерико Гарсиа Лорки (1898–1936), в котором сочетались лиризм и трагизм, ненависть к тирании, глубокая народность. Лорка был дружен с сюрреалистами, писателями и художниками (в том числе с С.Дали), и это не могло не сказаться на его поэзии и драматургии. Стихи «Черные луны», «Крик», «Прощанье», «Касыда о темной смерти» полны мрачных предчувствий. Тонкий, лиричный поэт был расстрелян фашистами в 1936 г. Во второй половине XX в. наиболее известные французские писатели: Поль Мориак (1885–1970), автор «Клубка змей»; Франсуаза Саган (1935–2004) – «Любите ли вы Брамса? », «Немного солнца в холодной воде», «Здравствуй, грусть»; Жорж Сименон (1903–1989), создатель образа знаменитого сыщика Мегрэ, он же автор блестящего психологического романа «Братья Рико». Высокохудожественные, остропсихологические повести и романы в детективном жанре писал француз Себастьян Жапризо – «Дама в автомобиле в очках и с ружьем», «Убийственное лето». Из немецких писателей послевоенного периода наиболее известен Г. Бёлль (1917–1985) – «Глазами клоуна», «Бильярд в половине десятого». На немецком языке писали крупные швейцарские писатели – М.Фриш (р. 1911) – «Homo Faber», «Назову себя " Гантенбайн" » и Ф.Дюренматт (р. 1921) – «Авария», «Правосудие», «Зимняя война в Тибете». Крупнейший итальянский писатель послевоенной поры – А.Моравиа (1907–1990), автор «Римских рассказов», романов «Римлянка» и «Чочара», экранизированных в Италии видными кинорежиссерами. Буквально в последние десятилетия мировую славу приобрел другой итальянский писатель и ученый, яркий представитель постмодернизма Умберто Эко (р. 1932). Начав как литературный критик, эссеист, он затем написал удивительный роман «Имя розы», своеобразный детектив притчу на средневековый сюжет, переведенный на множество языков и даже экранизированный. Менее удачными и более сложными для восприятия оказались его последующие литературные изыски – «Маятник Фуко» и «Остров накануне», потребовавший даже отдельного словаря, появившегося следом. Из английских писателей второй половины XX в., безусловно, следует выделить У.Голдинга (1911–1993), автора «Шпиля», удостоенного в 1983 г. Нобелевской премии, и Д.Фаулза (р. 1926), тонкого, изящного стилиста, автора философских романов и повестей, широко известных в мире, в том числе и в России – «Башня из черного дерева», «Волхв», «Дэниел Мартин». В них тонко изображены проблемы, встающие в современном мире перед интеллигентными, творческими людьми. В «Коллекционере» в гротескной форме показаны последствия бездуховности, тщеславия – ничем не примечательный, не злой по натуре человек держит взаперти похищенную им красавицу, потому что не может ее отпустить, лишиться «красивой бабочки». Театр. Особое место в европейской культурной жизни XX в. занимал театр, послуживший в буквальном смысле площадкой для новаторских поисков. Для театра писал драматург и режиссер Б.Брехт (1898–1956), выдвинувший концепцию эпического театра, остро публицистического и социально направленного. Все творчество Брехта пронизано резким, доходящим до гротеска антифашистским пафосом. На сценах всего мира исполняются его пьесы «Трехгрошовая опера», «Карьера Артура Уи», «Мамаша Кураж», «Кавказский меловой круг», «Жизнь Галилея», по ним сняты кинофильмы. Значительный вклад в драматургию внесли писатели-экзистенциалисты, Ж.-П.Сартр и А.Камю. В своих пьесах «Мухи», «Дьявол и Господь Бог», «Фрейд» Сартр описывает трагизм положения человека, «погруженного в свободу» – ситуацию, характерную для XX в. А. Камю основал «Театр труда» и сам играл в театральной труппе «Радио Алжира». В пьесах «Калигула», «Недоразумения», «Реквием по монахине» он ищет лекарства от абсурда и безумия мира, в котором человек «обречен жить». Крупной фигурой в мировой драматургии данного столетия является французский писатель Жан Ануй (1910–1987), создавший, по определению критиков, пьесы «черные», «розовые», «блестящие», «скрипящие». В любых из них герои заняты вечными этическими проблемами – любви, предательства, власти, ответственности, стремясь к открытости друг другу. Отдельно следует сказать о «Новом театре», созданном в 1950 г. в Париже писавшими на французском языке А.Адамовым, Э.Ионеско, С.Беккетом. «Новый театр» ставил драмы абсурда: «Бред вдвоем» Э.Ионеско, показывающего, что в мире абсурда язык бесполезен для общения; «В ожидании Годо» С.Беккета – самое известное произведение в этом жанре. Вопреки ожиданиям, что театр будет вытеснен кинематографом, он вполне популярен, сохраняя свои позиции даже сейчас, когда уже кино стремительно подавляется телевидением. Кино Важный вклад в мировую художественную культуру XX в. внесло искусство кино, пережившее настоящий бум после Второй мировой войны, начало которому положила Италия, создавшая в кинематографе и литературе эру неореализма, На киностудии «Чинечитта» в Риме у великих кинорежиссеров — Лукино Висконти, Роберто Росселини, Витторио де Сика, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони снимались известные актеры — Марчелло Мастроянни, Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Джульетта Мазина, Клаудиа Кардинале, Анна Маньяни, Жанна Моро, Витторио Гассман, Альберто Сорди, Моника Витти, француз Ален Делон, американцы Марлон Брандо, Джек Николсон. Мировую славу итальянскому кино принесли фильмы: «Рим – открытый город» (реж. Р.Росселини); «Похитители велосипедов» (В. де Сика); фильмы Л.Висконти – «Рокко и его братья», «Семейный портрет в интерьере»; кинокартины Ф.Феллини – «Ночи Кабирии», «Они бродили по дорогам», «Сладкая жизнь», «Восемь с половиной», «Амаркорд», «Репетиция оркестра»; фильмы М. Антониони – «Ночь», «Красная пустыня», «Забриски-пойнт», «Blow up», «Профессия – репортер» (с Дж. Николсоном). Великие фильмы были сняты Бернардо Бертолуччи – «Последнее танго в Париже» (с Марлоном Брандо в главной роли), «Конформист» (в главной роли француз Ж.-Л. Трентиньян); Этторе Скола – «Мы так любили друг друга», «Бал» – история Франции XX в. в танце. Одной из ведущих кинематографичеcких держав в течение всего XX в. была Франция, в которой и был изобретен кинематограф. Еще до войны, как только в кино пришел звук, были сняты нисколько не постаревшие с тех пор фильмы: М.Карне «Набережная туманов», «Дети райка»; Ж.Ренуара (сына знаменитого художника) – «Великая иллюзия». Выдающиеся кинорежиссеры послевоенного периода: Франсуа Трюффо («400 ударов», «Женщина по соседству»); Жан-Люк Годар («На последнем дыхании», «Медленное движение»). Преуспела Франция и в массовых жанрах – комедии, детективном кино. Крупнейшие французские актеры кино: Жерар Филип, Ив Монтан – он же прекрасный певец, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Жан-Луи Трентиньян, Филипп Нуаре, Жерар Депардье, комедийные актеры – Луи де Фюнес, Бурвиль, Фернандель; актрисы Мишель Морган, Катрин Денёв, Анни Жирардо, Изабель Аджани, Изабель Юппер. Культовой фигурой во Франции 1950–1960-х годов была Брижит Бардо, затем оставившая кинематограф. Большим авторитетом в мире пользуется кинематограф Германии, заявивший о себе после войны сатирической комедией «Мы – вундеркинды», а затем фильмами в стиле позднего модерна. В этом стиле следует отметить Райнера Вернера Фасбиндера и Питера Гринуэя («Контракт рисовальщика», «Чемодан Ларса Тульпа»). Знаменитых кинорежиссеров дала миру Испания: Луиса Буньюзля и Педро Альмадоеара. Начав кинематографические эксперименты вместе с художником-сюрреалистом С.Дали («Андалузский пес», 1928), Буньюэль позже снял замечательные фильмы «Скромное обаяние буржуазии», «Дневные бабочки», «Этот смутный объект желания». Самые известные фильмы Альмадовара – «Женщины на грани нервного срыва» и «Поговори с ней». В фильме «Скромное обаяние буржуазии» жизнь героев настолько бездуховна, бессмысленна, что даже супружеские измены совершаются от скуки, из нее не выводит персонажей фильма даже нападение террористов: чего стоит кадр, когда благообразный дипломат, прячась под стол, не упускает случая схватить с него аппетитный кусок. Важными вехами в мировом киноискусстве стали фильмы И.Бергмана, особенно «Земляничная поляна» и «Осенняя соната» с великой актрисой И.Бергман. Известен в мире датский кинорежиссер Ларс Трир. Превосходные фильмы в 1960–1970-х гг. снимались: в Польше – «Канал», «Пепел», «Пепел и алмаз» режиссера Анджея Вайды; Венгрии– «Отец», «Господин учитель – Ганнибал» (реж. Иштван Сабо); Болгарии – «Похитители персиков», «Запах миндаля». Большую популярность в этих странах и за их пределами приобрели польские актеры Збигнев Цибульский и Беата Тышкееич, венгерская актриса Эва Руткаи, болгарская кинозвезда Невена Коканова. Кинофестивали, проводимые в Европе – наиболее авторитетные в мире, поощряющие серьезное, интеллектуальное кино. Прежде всего, это фестивали в Канне (Франция), Венеции, Берлине. Когда-то авторитетным был и московский кинофестиваль. Именно на нем стал знаменитым фильм «Восемь с половиной» Ф.Феллини с М.Мастроянни в главной роли. Живопись и скульптура. Европа дала миру в XX в. также выдающихся художников и скульпторов, смелых новаторов, порой шокирующих публику и даже сознательно эпатирующих ее. Именно в Европе в начале данного века родились абстракционизм, сюрреализм, футуризм, а также развивавшиеся в их русле дадаизм, фовизм, кубизм и т. д. Были и художники-новаторы, не примкнувшие ни к каким течениям (они и не могли к ним примкнуть в силу исключительной самобытности своего дарования, как, например Модильяни или Пикассо, сменивший на своем долгом веку несколько творческих стилей). Произведения итальянского художника и скульптора А.Модильяни (1884–1920) отличают «декоративная плоскостность, лаконичность композиций, музыкальность изысканного силуэта и цвета». Почувствовать это можно, только увидев его картины. Модильяни умер в нищете, в частности, потому, что не желал прорисовывать зрачки персонажей (он именно так их видел) и не позволял делать «исправления» своим друзьям, которые хотели ему помочь в продаже картин. 0 жизни Модильяни снят французский фильм «Монпарнас, 19» с неподражаемым Жераром Филиппом. Сложную жизнь, долго оставаясь непризнанным, прожил француз Морис Утрилло (1883–1955), прозванный Литрилло (за пристрастие к алкоголю). Главной его любовью оставался Париж, изображаемый им всегда светлыми, порой белыми красками. Его произведения тоже сразу узнаваемы. Сейчас его картинами гордятся лучшие музеи и частные коллекции. В значительной степени тон европейской живописи задали русские художники В. Кандинский и К. Малевич, провозгласившие идеал абстрактного, беспредметного искусства, выразительными средствами которого должны стать сочетания цветов и линий. Кандинский, продолжая поиски «серебряного века», верил, что новый, абстрактный язык поможет прорваться сквозь внешнюю, материальную оболочку вещей к «божественному звону» духовных сущностей. Живопись Кандинского действительно сродни музыке. К. Малевич, называвший свою живопись супрематизмом (от лат. super – наивысший), отразил в своем знаменитом «Черном квадрате» «планетарный знак Ничто», вмещающего в себя все, в том числе потенции Будущего. Наиболее известным представителем абстракционизма в Европе был голландский живописец Пит Мондриан (1872–1944). Близким к абстракционизму как к беспредметной живописи оказался кубизм. Своим названием он обязан французскому художнику А. Матиссу, Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы