Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура итальянского Возрождения.



В конце XIV- начале XV вв. в Европе, а именно – в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (фр. Ренессанс). Возрождение охватывает XIV-XVI вв. в Италии и XV-XVI вв. в странах, расположенных севернее Альп.

Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектур и историк искусства эпохи Возрождения Джорджо Вазари (1512–1274) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (XVI в.). Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. В это время итальянское общество начинает активно интересоваться культурой Древней Греции и Рима, разыскиваются рукописи античных писателей; так, были найдены сочинения Цицерона и Тита Ливия.

Эпоха Возрождения характеризовалась многими очень значительными переменами в умонастроениях людей по сравнению со Средневековьем. Усиливаются светские мотивы в европейской культуре, более самостоятельными и независимыми от церкви становятся искусство, философия, литература, образование, наука. В центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином гуманистическое (от лат. humanus – человеческий).

Гуманизм Возрождения. Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость,

чувство собственного достоинства, воля, образованность. В качестве идеального человека признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения человеческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чертой гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма и общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не выступающие против религии и не оспаривающие основных положений христианства, отводили Богу роль творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей.

Принцип гуманизма заимствован у Цицерона, называвшего так высшее культурное и нравственное развитие человека. Для гуманистов центр мира – прекрасная и могучая личность.

Идеальный человек, по мнению гуманистов, это «универсальный человек», человек – созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения считали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, поклонения, их чтили, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием – непременная часть культуры Возрождения. В числе виднейших представителей гуманизма: Ф.Петрарка, Д.Боккаччо, Леонардо да Винчи М.Монтень, Ф.Рабле, Ульрих фон Гуттен, Альбрехт Дюрер, У.Шекспир, Э.Роттердамский.

Искусство Возрождения делится на четыре этапа: 1. Проторенессанс (конец XIII в.– первая половина XIV в.); 2. Раннее Возрождение (XV в.); 3. Высокое Возрождение (конец XV в., первые три десятилетия XVI в.); 4. Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI в.). В литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий: дученто – XIII в., треченто – XIV в., кватроченто – XVI в.

Ранний Ренессанс. У истоков Возрождения в Италии стоял великий Данте Алигьери (1265-1321). Вершиной творчества Данте стала эпическая поэма «Божественная комедия» (Это название дал ей Джованни Боккаччо). «Божественная комедия» повествует о путешествии поэта по загробному миру и включает описания ада, чистилища и рая, где автору встречаются реальные исторические лица и мифические персонажи. В поэме показан полный испытаний путь заблудшей души к райскому блаженству. На небеса Данте сопровождает его возлюбленная Беатриче, чей образ в поэме становится символом мудрости и красоты.

Родоначальником гуманизма считают поэта, философа Ф. Петрарку (1304-1374) – он первым противопоставил средневековому богословию – divina studia (божественному знанию) новое мировоззрение – humana studia (человеческое знание). Перу Петрарки принадлежат философские трактаты, биография «Письмо к потомкам», но главное – любовная лирика. Сонеты, посвященные Лауре, – это своеобразный поэтический дневник, в котором отразилось противоречие между аскетическим Средневековьем и утверждением нового видения мира.

Последователем Петрарки был Д. Боккаччо (1313-1375), автор «Декамерона», собрания реалистических новелл, объединенных общим гуманистическим идеалом и представляющих единое целое. «Декамерон» – сборник 100 новелл, в которых повествуется, как во время «черной смерти» (чумы) 1348 г. во Флоренции 10 молодых людей (юношей и девушек) удаляются на загородную виллу и там, в течение 10 дней (гр. декамерон – десятиднев), помимо других развлечений, рассказывают каждый по одной новелле в день.

Данте, Петрарка и Боккаччо были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. Жизнь людей эпохи Возрождения тесно

связана с искусством. Искусство было для них тем, чем до сих пор была религия, а в Новое время стала наука и техника. Живописцы и скульпторы воспевали красоту тела человека, одухотворенность его лица, индивидуальные особенности. Архитекторы стали строить преимущественно светские здания, дворцы, изменилась и церковная архитектура. Если готический собор в силу его гигантских размеров трудно обозреть, то здания Возрождения можно охватить единым взглядом, что позволяет оценить удивительную пропорциональность их частей. Внимание художников Возрождения привлекал реальный земной мир. Они понимали природу и изображали ее, пользуясь научными достижениями (напр., применяя закон перспективы, открытый Брунеллески). В человеке их интересовала индивидуальность.

Основоположник нового направления в европейском искусстве – Джотто (1266–1337). Порвав со схематизмом венецианской школы, Джотто заменил условную плоскость картины трехмерным пространством и, пользуясь светотенью, стал писать фигуры объемными. Ему принадлежат росписи церкви в Ассизе на сюжеты из Евангелия, а также из жизни св. Франциска Ассизского. Один из основоположников искусства Раннего итальянского Возрождения – Мазаччо (1401–1428). Он первым применил в живописи научные законы перспективы, открытые Брунеллески. Его фрески отличаются монументальностью, лишены готического декора, а изображенные на них фигуры объемны. Классическим образом алтарной композиции стала его «Троица», созданная для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. Величавая отрешенность образов сочетается здесь с невиданной до тех пор реальностью пространства, с объемностью фигур, выразительной портретной характеристикой лиц донаторов и с удивительным по силе сдержанного чувства образом Богоматери.

Строгие законы перспективы применял в своих работах скульптор Донателло (1386–1466), например, «Св. Георгий, убивающий дракона». Его грациозная статуя юного Давида считается первой со времен античности свободностоящей обнаженной скульптурой в полный рост. В этот период в архитектуре проявился интерес к созданию гармонических конструкций в противовес устремленным в духовные выси контурам готических храмов. С именем архитектора Брунеллески (1377–1446) связывают смелую ломку средневековых стереотипов и пропорций и обращение к традициям античного ордерного зодчества. Простые геометрические формы и творчески переосмысленные античные принципы придают внешнему виду зданий Брунеллески величавое спокойствие. Во Флоренции им построена капелла Пации и Оспедале дельи Инногенти (воспитательный дом).

Высокий Ренессанс. Это время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титанами Возрождения назовет человечество Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело Буонаротти.

Леонардо да Винчи (1456–1519), один из самых замечательных людей в истории человечества, обладающий разносторонними способностями и дарованиями. Он был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, астрономом, физиологом, анатомом, но и это не полный перечень основных направлений его деятельности; почти все области науки он обогатил гениальными догадками. Одна из важнейших его художественных работ – «Тайная вечеря» – фреска в миланском монастыре Санта-Мария делла Грацие, на которой изображен момент вечери после слов Христа «Один из вас предаст меня». Внутреннее напряжение, драматизм картине придает контраст между возбужденными учениками и возвышенно-спокойным Иисусом Христом, просветленность которого подчеркивают ясные тона пейзажа на заднем плане. Всемирно известен еще один шедевр мастера – портрет молодой флорентийки Моны Лизы, имеющей еще одно название «Джоконда», по имени ее мужа Джокондо. Необычайная глубина и значительность сделали «Джоконду» символом эпохи Возрождения.

Великому живописцу Рафаэлю Санти (1483–1520) принадлежит величайшее произведение мировой живописи – «Сикстинская мадонна»: юная мадонна, легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом и понимая необходимость принесения этой жертвы во имя искупления грехов человечества.

Великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475–1564) – скульптор, живописец, архитектор и поэт, создатель знаменитой статуи Давида, скульптурных фигур «Утро», «Вечер», «День», «Ночь», выполненных для гробниц в капелле Медичи. Микеланджело расписал потолок и стены Сикстинской капеллы Ватиканского дворца; одна из самых впечатляющих его фресок – сцена Страшного суда. В творчестве Микеланджело более отчетливо, чем у его предшественников – Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти, – звучат трагические ноты, вызванные осознанием того предела, который положен человеку, пониманием ограниченности человеческих возможностей, невозможностью «превзойти природу».

Замечательным художником Возрождения был Джорджоне (1477–1510). В знаменитых полотнах «Юдифь», «Спящая Венера», «Гроза» он показал единство человека и природы. Жизнеутверждающая красота человека и природы стали главной темой творений другого выдающегося художника эпохи – Тициана (1477–1576), использовавшего в своих картинах мифологические сюжеты («Даная», «Венера перед зеркалом», «Венера и Адонис»).

На мифологические темы также писал свои полотна Боттичелли (1445–1510). Созданные им поэтически обобщенные чувственные языческие образы проникнуты возвышенной одухотворенностью («Весна», «Рождение Венеры»). На этот период приходится расцвет творчества Лудовико Ариосто (1476–1537), замечательного итальянского поэта, автора сказочной по форме и оптимистической по духу поэмы «Неистовый Роланд», посвященной безответной любви Роланда к Анжелике. Поэма считается величайшим произведением Возрождения.

Поздний Ренессанс. Как принято считать, оно продолжалось с 40-х гг. XVI в. по конец XVI – первые годы XVII вв. Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. здесь была реорганизована и усилена инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI в. папой Павлом IV был составлен «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый новыми работами. В этот список вошли произведения, которые запрещалось читать верующим под угрозой отлучения от церкви, так как они противоречили, по мнению церкви, основным положениям христианской религии и пагубно влияли на умы людей. В «Индекс» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности, Дж. Боккаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре.

Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить лишь «манеру» великих деятелей Возрождения. Так возник в европейском искусстве художественный стиль, связанный с кризисом Ренессанса и названный историком искусства и художником Дж. Вазари маньеризмом. Этот стиль отличает субъективизмом, вычурность образов, изощренность формы. Наиболее крупными художниками-маньеристами были Понтормо (1494–1557), выработавший драматический стиль с использованием необычных цветов Бронзино (1503–1572) – автор холодных изящных портретов, скульптор и золотых дел мастер Б. Челлини (1500–1573). Продолжали развивать реалистическую традицию в живописи Веронезе (1528–1588), Тинторетто (1518–1594), Караваджо (1573–1610).

Взаимопроникновение культур становилось все более глубоким, так формировалась общеевропейская культура, общеевропейская цивилизация.

Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождении, свои национальные достижения, своих лидеров

Северное Возрождение.

Северное Возрождение подразумевает не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Италии, Нидерландов, Испании, Швейцарии, Франции. В странах Северной Европы не было такого количества античных памятников, как в Италии. В сущности, там нечего было возрождать. Поэтому под Северным Возрождением понимают искусство названных стран, зародившееся под влиянием Италии.

На становление культуры в Северной Европе большее влияние оказало христианство, чем античность. Мифологические сюжеты служили для северных художников скорее пищей для фантазии, чем источником вдохновения. Большое влияние на Северное Возрождение оказало то, что оно происходило в условиях Реформации. В своих произведениях художники стремились хотя бы лишь указать на величие Бога, обозначить его присутствие, признавая, что он неизобразим. Считалось, что образ Бога запечатлен в окружающем мире, поэтому в картинах с благоговением изображались небеса и солнце, вода и камни, растения и животные. Порой какая-либо мелочь обозначала важное богословское понятие. Да и сам человек в отличие от итальянского Возрождения воспринимался не как творец, а лишь как прекрасное, великое творение, живущее в гармонии с природой.

Самобытный характер Северного Возрождения проявился, в первую очередь, в культуре Нидерландов и Германии. В Германии Возрождение стало завершением духовного (лютеранская реформация) и социального (изменение роли крестьянства) кризисов, связанных с Реформацией и последующими Крестьянскими войнами. Расцвет немецкой живописи связан с творчеством трех художников: Матиса Нитхарда (Грюнвальд), Альбрехта Дюрера ((1471–1528) и Ганса Гольбейна Младшего (1497–1543). Немецкое Возрождение было недолгим и не имело логического продолжения.

Деятельность А. Дюрера стала воплощением «титанизма» Возрождения. Он был равно одарен как живописец, гравер, рисовальщик; ведущее место в его творчестве занимают рисунок и гравюра. Его наследие насчитывает около 900 листов рисунков, он владел всеми известными тогда графическими техниками: штифтом, пером, карандашом, углем, акварелью. Он стремился овладеть законами искусства, разрабатывал правила правильного построения пропорций перспективы. Величайший мастер гравюры, Дюрер прославился циклом работ на темы «Апокалипсиса» (1498). Пору расцвета искусства немецкого Возрождения нередко называют «эпохой Дюрера».

Портреты, картины на религиозные Гольбейна Младшего отличаются точностью, ясностью, реализмом, монументальной цельностью композиции («Мертвый Христос», «Портрет Эраста Роттердамского»). В творчестве Грюневальда чувства господствуют над разумом, картинам свойственны экспрессивность, сила, динамизм, мистические и гуманистические образы одновременно. Главным произведением художника является «Изенгеймский алтарь» (1512–1515), где наиболее полно воплотились все особенности его творчества. Почетное место среди художников занимает Лукас Кранах Старший, положивший начало школе пейзажа, известной под названием дунайской школы. Картина «Бегство в Египет» – характерный образец его живописи.

Яркая фигура немецкого Возрождения – Ульрих фон Гуттен (1488–1523), писатель, просветитель и политический деятель. Он один из авторов широко известной сатиры «Письма темных людей», обличавшей моральное разложение, невежество духовенства, схоластическую науку. Ульрих фон Гуттен – автор язвительных «Диалогов» и памфлетов.

В XV в. крупным центром европейской культуры становятся Нидерланды. В то время в состав Нидерландов входила часть современной

Франции, территории Бельгии, Люксембурга и Нидерландов. Крупнейший нидерландский представитель культуры Возрождения Э. Роттердамский (1469–1536), в своих сатирических произведениях «Похвала глупости», «Домашние беседы» высмеивавший суеверия, сословную кичливость, схоластику, способствовал развитию свободомыслия, предприимчивости, стремлению к знаниям.

Ренессанс в Нидерландах представлен двумя поколениями художников. Первое поколение относится к Раннему Возрождению и представлено такими именами, как Ян Ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший. Второе поколение нидерландцев представляет искусство XVII в.: Франц Халс, Питер Пауль Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт Ван Рейн, Ян Вермер, Якоб Йорданс.

Ян Ван Дейк – родоначальник искусства раннего Возрождения в Голландии. Выдающимися его произведениями являются Гентский алтарь (1432), достигающий пяти метров в длину и поражающий многообразием цветов. С именем Ван Дейка связывают распространение масляной живописи. Именно у него портрет превратился в самостоятельный жанр. Тщательная передача внешних особенностей служит раскрытию внутреннего содержания, характера человека. «Портрет четы Арнольфини» считается первой жанровой картиной в живописи Нидерландов и первым жанровым портретом в Европе.

Обладающий энциклопедическими знаниями в теологии, медицине, литературе, науке, Босх в своем творчестве объединил средневековую фантастику, религиозные сюжеты, фольклорные, сатирические и нравоучительные тенденции. Основная тема: борьба добра и зла, божественных и адских сил как во всем мире, так и внутри каждого человека. «Корабль дураков», «Воз сена», «Семь смертных грехов» изобличают пороки, взывают к исправлению. Фигурам намеренно придается гротескный характер. Творчество Босха во многом послужило прообразом сюрреализма XX в. Босху, как и многим другим художникам Нидерландов, был присущ мистический настрой, трагизм, ирония и скептицизм.

Питер Брейгель, прозванный «мужицким», в ранних работах («Пиршество тощих») продолжал линию Босха, переплетал фантастику, основанную на библейских сюжетах, фольклор и сцены из народной жизни, наполняя картины гротеском и вымыслом. В 60-е гг. мастер стремился к созданию более реальных и глубоких картин из народной жизни («Времена года», «Крестьянская свадьба»).

XVII в. стал золотым для нидерландской живописи. Профессия художника была одной из самых популярных, в творчество которого не вмешивались ни церковь, ни государство. Рубенс, глава фламандской живописной школы барокко, проявил себя не только как художник, но и как философ, археолог, архитектор, коллекционер и дипломат. Деятельность посла давала ему возможность писать портреты коронованных особ. Характерные для барокко экспрессивность, патетика, бурное движение, блеск колорита соединились в творчестве Рубенса с чувственными образами и реалистическими наблюдениями. Сдержанный фон контрастирует с обнаженными телами и яркими одеяниями. Картины Рубенса охватывают религиозные («Снятие с креста»), мифологические («Персей и Андромеда»), исторические («История Марии Медичи») сюжеты и темы из жизни собственной семьи («Шубка»). Рубенс считался одним из самых плодовитых художников в истории живописи.

Ван Дейк, ученик Рубенса, стал одним из создателей парадного и аристократического портрета XVII в. Персонажи его портретов отличаются внутренним благородством и аристократической утонченностью и вместе с тем живой характерностью. Еще один видный портретист – Франс Халс, живописец голландской буржуазии XVII в. Он прославился многообразием своих портретов – частных, интимных, больших, групповых. Халс впервые в групповом портрете передал нечто общее, сохранив индивидуальность каждого. Он умело передавал оттенки эмоций, его персонажи подчеркнуто материальны.

Рембрандт – величайший художник голландского барокко – начал свой путь с картин на исторические сюжеты, где проявилась его склонность к психологизму, виртуозность техники, экспрессивность и тяготение к реалистичности. Излюбленным жанром стали автопортреты и портреты стариков с выразительными морщинистыми лицами. Получили известность его групповые портреты («Ночной дозор»), религиозные («Святое семейство») и мифологические («Даная»). В его картинах отсутствуют помпезность и драматичность, он прославился как мастер светотени, с помощью которой раскрывал внутренний психологизм человека.

Вермер – непревзойденный мастер бытового жанра («Кружевница», «Девушка с письмом»). Тщательно воспроизводя детали быта и представляя предметы в естественном освещении, художник достигает органического единства. Художественный уровень голландцев Ренессанса уже больше никогда не повторился.

Начало Французского Ренессанса относится к середине XV в. Походы французских королей в Италию познакомили художников с достижениями итальянского искусства. Самым крупным творцом Раннего Возрождения считается Жан Фуке (1420-1481), придворный живописец французских королей. Он первым во Франции последовательно воплотил эстетические принципы итальянского кватроченто, предполагавшего ясное, рациональное видение реального мира и постижение природы вещей через познание ее внутренних закономерностей. Он создает множество портретов Карла VII, пишет миниатюры для часословов и книг.

Центром культурной жизни XVI в. во Франции был королевский двор. Приглашенные сестрой Франциска I итальянские маньеристы Россо и Приматиччо основывают в 1530г. школу Фонтебло. Этот термин относят как к направлению французской живописи XVI в., так и к сложным аллегорическим картинам на мифологические темы, созданным известными художниками того времени. Школа Фонтебло известна созданием величественных декоративных росписей ансамблей замка. Искусство школы

Фонтебло является переходным в истории французской живописи.

Поэты Жоатен Дю Белле и Пьер де Ронсар явились наиболее яркими представителями французской поэтической школы «Плеяды», видевшей свою цель в том, чтобы поднять французский язык на уровень античной культуры. Сатирический роман Ф.Рабле (1494–1553) «Гаргантюа и Пантагрюэль» через гротескные образы героев передает гуманистические идеалы того времени.

Великий философ XVI в. М. Монтень своей работой «Опыты» положил начало эссеистике. «Опыты», отмеченные вольнодумством и скептическим гуманизмом, описывала нравы и поведение человека в различных обстоятельствах.

Английский Ренессанс прославился, прежде всего, не столько живописью и архитектурой, сколько театром, прежде всего творчеством У. Шекспира (1564–1616). Конец XVI в. – период небывалого оживления театральной жизни в Англии, время экономического подъема и превращения страны в мировую державу. Его еще именуют елизаветинской эпохой. Вырос престиж театров, актеров стали окружать всеобщим вниманием, они стали пользоваться покровительством меценатов-вельмож. В 1576г. в Лондоне открылся первый общедоступный театр, к середине 80-х гг. таких театров было уже несколько. В 1588-1589 гг. для группы Шекспира был построен постоянный театр «Глобус». Пьесы Шекспира (всего их насчитывается 37) отражали политическую и духовную жизнь той эпохи. Первые его комедии отмечены оптимизмом («Много шума из ничего»). Однако, впоследствии, в период народных волнений, экономического упадка, кризиса авторитета церкви, его мировоззрение изменилось. В трагедиях «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Отелло» показан кризис общечеловеческих ценностей и морали. Им написаны также исторические драмы «Генрих VI», «Ричард Ш» комедии «Виндзорские насмешницы», «Много шума из ничего», сонеты.

Средоточием гуманистических идей в Англии был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени – Гросин, Линакр,

Колет. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора (1478–1535), автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество, в котором все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью (из него делают цепи для преступников).

Основоположник английской классической литературы – Джефри Чосер (ок. 1340–1400). Наиболее известное его произведение – сборник стихов и прозаических новелл «Кентерберийские рассказы».

Возрождение в Испании носило более противоречивый характер. Многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские и плутовские романы. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, автор известной трагикомедии «Селестина». Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547–1616). Главное его произведение – бессмертный роман «Дон Кихот», в котором органически сочетаются реализм, героика и романтизм.

Основоположник испанской национальной драмы – великий Лопе де Вега (1562–1635), автор более чем 1500 литературных произведений, в том числе таких, как «Собака на сене», «Учитель танцев». Свои взгляды он изложил в форме важнейших принципов испанской ренессансной драмы в стихотворном трактате «Новое искусство сочинять комедии в наши дни» Его пьеса «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник») была названа первой народной драмой. Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место в ней занимает Эль Греко (1541–1614). Его картины на религиозные сюжеты полны эмоционального напряжения, персонажи его полотен освещены мерцающим светом («Похороны графа Оргаса»).

Реформация.

Реформация - широкое, религиозно-идеологическое движение, начавшееся в первой четверти XVI в. в Германии и направленное на преобразование католического вероисповедания. Формальное начало Реформации связывают с выступлением М.Лютера (1483–1546), провозгласившего 31 октября 1517 г. 95 тезисов против индульгенций. К тому времени торговля индульгенциями (грамотами церкви об отпущении грехов) достигла небывалых размеров и приняла самые грязные формы. Но М.Лютер выступал не против того, каким образом церковь отпускала грехи, а против самого ее права делать это. Он утверждал, что церковь, духовенство не являются посредниками между людьми и Богом, а значит, церковь не может отпускать грехи. Лютер отвергал папство, ложное деление общества на священство и мирян, большинство таинств – святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам. Непререкаемым авторитетом в вопросах христианского учения Лютер считал Библию, поэтому сам перевел ее на немецкий язык, сделав доступной простым людям.

Но причины того, что Реформация не осталась лишь фактом в истории церкви, а создала новое мировоззрение, кроются глубже. Она была вызвана, прежде всего, серьезными изменениями, происходившими в недрах феодального общества. Все больше возрастала роль городов, а значит, и усиливалось влияние нарождавшейся буржуазии. Она уже не могла мириться с аскетизмом, ограниченностью, алчностью и нравственной растленностью слуг Ватикана. Ведь церковные должности стали предметом торговли, зачастую епископы даже не знали богословия, а проводили время в пирах и увеселениях.

Явным результатом Реформации явилось отпадение от католицизма третьей разновидности христианства – протестантизма. Требования обновленной церкви, выражавшей, прежде всего, нравственный протест против католицизма, привлекли под знамена лютеранства крестьян – самое многочисленное сословие. Крестьяне не разбирались в вероисповедальных различиях, но выступали против угнетения. Протестуя против угнетения церкви, они выступали и против давления феодалов, что выразилось в кровопролитной Крестьянской войне 1525г. Внутренние противоречия, раздиравший лагерь реформатов, давление Рима, ослабление в ходе войны

привели к закреплению раздробленности Германии. Страна разделилась на две части, одна из которых находилась под влиянием католицизма, другая – лютеранства. Вслед за Германией реформационное движение достигло и других стран Европы. Наиболее известные сподвижники Лютера – У. Цвингли, Ж. Кальвин.

Реформация повлияла на становление буржуазного общества, на культурное и социально-экономическое развитие целой части Европы. Основное содержание лютеровской Реформации позднее было сформулировано его сподвижником Ф. Меланхтоном и заключалось в идее возможности спасения лишь благодаря вере, в утверждении равенства всех верующих перед Богом в вопросах веры и в значительном сокращении обрядности. Кроме того, Лютер создал учение о божественной предопределенности существующего и отсутствии свободы воли у человека. Он утверждал, что спасение не зависит от человека, а определяется желанием Бога.

Подобное положение освобождало человека от тщетных переживаний о ходе и результате мирских дел и оставляло ему лишь одно – надежду на Бога. Спасение не зависело от усилий человека, а если было бы иначе, то это могло бы склонить к гордыне и самодовольству. И если стойкий, упорный труд вопреки трудностям без надежды на успех, совершаемый лишь для укрепления веры, оказывался успешным, это рассматривалось как знак большого благоволения и возможности спасения. Лютер отрицал не необходимость усилий и труда, а неправильные мотивы работы – богатство, власть, славу. Качественный, добросовестный труд в рамках мирской профессии, независимо от ее престижа, рассматривался как нравственный подвиг.

Во многом эти взгляды поспособствовали складыванию общества с новым типом работника и новой, высокоэффективной культурой труда. Радикальным продолжателем Реформации стал Жан Кальвин, («Наставления в христианской вере») основавший одно из самых мощных течений протестантизма – кальвинизм. Кальвин родился во Франции, а в 1556г. приехал в Женеву – новый центр реформационного движения. Кальвинизм наиболее последовательно защищал интересы буржуазии, протестуя как против католицизма, так и против народной Реформации. Он еще более упростил богослужение, придав церкви республиканский характер (священники назначались в выборном порядке).

Кальвинизм наиболее известен учением о предопределении, где оно доведено до абсолютного фатализма. Человек не знает плана Бога относительно себя самого, вот почему он должен вести себя так, как если бы ему было предопределено спасение. Поэтому Кальвин проповедовал предельное ограничение жизненных потребностей, что доходило до суровой мелочной регламентации всей жизни верующего. Позднее кальвинизм породил целый ряд течений: пресвитериан, конгреционалистов, пуритан и т.д.

Хронологически Реформация совпадает с последним периодом эпохи Возрождения, как бы завершает этот прогрессивный переворот в европейской культуре. Обычно историческое значение эпохи Возрождения связывают с идеями гуманизма. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение человека. Они распространяли на человека присущие Богу созидательные, творческие возможности, видели его предназначение в познании и преобразовании мира, преображении его своим трудом. И вот этому обожествлению человека гуманистами Реформация противопоставила идею полного ничтожества человека пред лицом Господа, а их оптимистическому и жизнерадостному мироощущению – суровый дух добровольного самоограничения и дисциплины. Восхищению могуществом человеческого разума они противопоставили протестантское презрение к «умствованию» и абсолютное доверие к религиозной вере, доходящее даже до мракобесия. Да и сами деятели Реформации были выходцами из народа, достигшими всего упорным трудом, фанатически твердыми в вере и являвшими собой полную противоположность изящным, утонченным образованным аристократам, разбиравшимся в искусстве.

Однако у гуманистической культуры и реформированного христианства, несмотря на их различия, была общая историческая основа – постепенное вызревание в недрах феодализма новых, более эффективных способов организации общественного производства. Постепенное возрастание роли городов и формирование нового типа личности – свободного, вольного горожанина – привело к созданию гуманистической культуры. Однако проблема была в том, что плоды этой культуры стали достоянием узкого круга состоятельных граждан. Тогда как идеи протестантских теологов были доступны массам простых людей, не разбиравшихся в тонкостях мировоззрений.

Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории и двигалась к Новому времени.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь