Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2.1.4. Византия как специфический «срединный» тип культуры.



2.1.4.1.Становление византийского государства

Византийское государство возникло на рубеже двух эпох - поздней Античности и раннего Средневековья. Оно просуществовало вплоть до позднего Средневековья (XV в.), когда было завоевано турками-османами. Как известно, в 395 г. после смерти последнего императора единой Римской державы Феодосия I произошло официальное разделение империи между его сыновьями. Но задолго до официального разделения один из римских императоров, Константин I, стремясь сохранить державу, подвергавшуюся все более частым нападениям варваров и разграблению, перенес столицу из Рима в провинцию Визант. Там в 330 г. был выстроен новый город, укрепленный с суши и моря. По образцу Рима в нем был построен ряд дворцов, форум и гипподром. Город был украшен памятниками античного искусства, вывезенными из Рима, Афин и других городов империи. В ранний период многочисленную часть ее населения составляли греки, эллинизированные местные народности: копты в Египте, сирийцы, иудеи в Сирии и Палестине, фракийцы, иллирийцы и даки на Балканском полуострове, многие племена в Малой Азии, грузины и армяне на Кавказе.
Дважды за два последних столетия (XIII-XV вв.) византийцы пережили не только глубокие душевные потрясения, но и понесли огромные материальные потери: первый раз под натиском крестоносцев с Запада (1204 г.), когда огромная держава распалась на ряд мелких государств, но была восстановлена, второй раз - под ударами османов с Востока и уже не смогла возродиться.

Экономическое положение и материальная культура Византии

Экономическое положение Византии отличалось большей стабильностью и процветанием, чем западной части бывшей Римской империи. Это обеспечивалось за счет того, чтоу нее было лучшее стратегическое положение, поэтому она не подвергалась так часто разоряющим экономику набегам кочевых племен; благодаря выгодному географическому положению, она имела активные торгово-посреднические связи между Европой и Азией; здесь сохранились значительные массы свободного крестьянства и крестьянские общины, была широко распространена долгосрочная аренда земли, более интенсивная раздача земель рабам во временное пользование; появились новые города как торгово-ремесленные и административные центры; благодаря развитию торговли и оживленной жизни городов, активно развивалось ремесло (разведение шелковичного червя и выделка шелков, изготовление парчи, изделий из слоновой кости, стекла, ювелирные изделия с драгоценными камнями и яркими эмалями).

В области техники и механики Византия сохранила достижения античного мира. Они не были значительными с современной точки зрения. Описания дворца императора одним из путешественников включает сцены приема посланников, во время которых в зале порхали и пели золотые птицы, вставали на задние лапы и поднимали рев золотые львы, а император со своим троном поднимался вверх и исчезал на глазах удивленных присутствующих.

Финансовая практика широко использовала кредитную систему (при императоре Юстиниане для заморских предприятий выдавался кредит под 12% годовых). " Банкирами" были золотых дел мастера. Государство имело систему налогообложения. Чтобы собирать налоги, правительство превращало свободные товарищества ремесленников, судовладельцев, торговцев, общинную крестьянскую верхушку в своего рода чиновничий аппарат, ответственный за сбор налогов. Государство при императоре Юстиниане пользовалось насильственной прирезкой пустующих земель к крестьянским хозяйствам, облагая их дополнительными налогами. К XI-XII вв. практически все крестьянство попало в крепостную зависимость, свободные крестьянские общины сохранились лишь на окраинах империи.

Особенности социальной и политической культуры Византии

Государственное устройство Византии характеризуется как централизованная военно-бюрократическая монархия. Во главе государства стояли императоры (василевсы), имевшие разное происхождение, воспитание и нравственные принципы поведения. Власть императора, которую на протяжении многих веков можно было получить людям разного происхождения с помощью политических убийств и переворотов, со временем приобрела идеологическое обоснование в теории " божественного происхождения власти императора", который стал называться " помазанником божьим". Был разработан придворный этикет, правила поведения придворных. Рыцари-крестоносцы, воспитанные в духе равенства с королем, после посещения Византии с возмущением вспоминали о том, что один человек смеет сидеть в присутствии столь большого числа благородных людей.
Сенат был совещательным органом.
Церковная власть хотя и была подчинена светской, но являлась ее идейной основой и опорой. С III-IV вв. (время укрепления союза церкви и императорской власти) помощниками власти становится монашество. Монастыри появляются в Палестине, Сирии, Месопотамии, Армении и других местах. Александрия и египетская пустыня были насыщены ими. В одном только Константинополе в 536 г. было 67 мужских монастырей и немало женских. С IX в. церковь стала отстаивать идею равноправия духовной и светской власти, призывать к христианизации соседних народов с помощью миссионеров. Известна роль монахов Кирилла и Мефодия в христианизации Болгарии (865 г.). Разногласия между Константинопольским патриархом и папским престолом в Риме привели в 1204 г. к разделению ветвей христианства: православия и католичества.
Население делилось на сословия. Высшим сословием, как и в Римской империи, было сенаторское.
С V в. в Византии появляются партии (димы), в которые могли объединяться все сословия. Димы играли определенную роль в политической жизни Византии, поднимая восстания, создавая беспорядки, выдвигая свои требования в тех или иных ситуациях.
Власть опиралась на большой штат чиновников в Константинополе и провинциях. Взяточничество и подкупы; разорение чиновниками мелких землевладельцев породили такую форму социальных отношений, как патронат (фиктивная продажа земли богатому влиятельному человеку с правом работы на этой земле и выплаты доли, чтобы избежать разорения).
Византия широко пользовалась приемом расселения в пограничных районах пришлых племен, чтобы защитить центральные районы.
Византия стала преемницей правовых знаний Рима. Особенно активно работа по обновлению и совершенствованию правовых документов велась при императоре Юстиниане. Была создана комиссия для редактирования нового сборника " Кодекса Юстиниана" (529 г.). В течение трех лет редактировались и обновлялись императорские указы, сочинения юристов, имевшие силу закона, убирались повторы, все приводилось в соответствие с требованиями времени. В итоге работы было издано 50 книг. Кроме того, издано руководство по римскому гражданскому праву в четырех книгах под названием Институции. Новые указы составили сборник Новеллы. К изучению римского права Западная Европа подойдет лишь в XII веке.

Религия. Искусство. Наука

Религия составляла основу духовной жизни разных народов, входивших в империю. Подчиненное отношение церкви было следствием римской традиции, которая основывалась на правиле: вера не есть личное дело каждого, а входит в обязательства подданного по отношению к власти, т.к. религия - учреждение государственное. Нововведения в области религии вводились императорскими распоряжениями. Так как император был одновременно и высшим духовным лицом, то он назначал патриарха. В 726 г. император Лев Исавр издал указ против иконопочитания, приравняв его к идолопоклонству. Иконы были предметом торговли и обогащения монастырей и церквей. Помимо этого рост монастырей и церквей сопровождался оттоком свободного населения в эти учреждения, сокращались наборы в армию, налоги, государство лишалось трудоспособной части населения. В VII в. монастыри владели уже половиной земель государства. Масса православных монахов, спасаясь от турецких завоевателей, покидала завоеванные земли и переселялась на земли Византии, грозя сплошной сетью монастырей покрыть земли, вытесняя землевладельцев. Все это привело императора принять такое решение. Оно вызвало выступления оппозиции. В ответ на это император приказал конфисковать имущество монастырей, заставляя монахов возвращаться в мир, жениться, отбывать государственные повинности. Монастыри превращались в казармы и сборные пункты для войск, имущество распродавалось, а мощи сжигались. Под страхом ослепления другой император Константин V в 765 г. устроил на ипподроме редкое зрелище: попарное шествие монахов и монахинь. Земли монастырей раздавались за службу императору. Иконоборческое движение имело социальный и охранительный характер. Оно укрепляло самодержавную власть, противостояло силам распада и экономической деградации. Внешне это выглядело как решение вопроса о том, следует ли почитать иконы или нет. Борьба длилась 100 лет.
Религиозное сознание Византии было неоднородно. Распространение ислама и течения павликиан, отрицавших церковь вообще, потребовало от государства провести церковную реформу и усилить подчинение церкви государству. С XIII-XIV вв. получили распространение мистические учения, воплотившиеся в монашеском аскетизме. В монастырях Афона и Синая родилось учение психиастов. Они проповедовали сосредоточение на внутреннем мире человека, подчинение страстей человека путем самовоспитания, аскетизма, постижение божества с помощью сверхъестественного озарения и др. Один из видных сторонников психиазма Григорий Палма переводил христианскую литературу на другие языки, наполняя ее своими идеями. Психиасты призывали к отходу от активной жизни, они разоружали народ перед опасностью турецкого порабощения. Однако популярность их росла и учение переходило в другие страны, в том числе и на Русь.
Особую роль в распространении христианской доктрины сыграла риторика. Афинская школа риторики была философской. Византийские религиозные проповедники на первых этапах отрицали ее значение, считая язычеством. Однако вскоре христианские проповедники стали испытывать необходимость в риторических знаниях. Причина крылась в необходимости вести полемику между сторонниками христианства и язычества, с представителями разных течений в христианстве. Отличие прежней языческой риторики от раннесредневековой в том, что язычники обращались к образованным гражданам городов, христанские проповедники - к сельским жителям, бедноте, низам. Христианская риторика развивалась в трех направлениях: толкование текстов священного писания (экзегетические толкования); назидания, наставления для верующих; составление богословских проповедей.

Все это развивалось в связи с нуждами церковной службы, литургии. В богословских школах в Александрии, Антиохии и других городах складывалась система богословских дисциплин, включая полемическую апологетику, догматическое богословие, экзегезу. В IV в. прославленными христианскими риторами были Василий Великий - епископ Кесарии Каппадокийской, один из отцов церкви, разработавший вариант литургии, автор " Шестиднева", в котором изложил основы христианской космологи. Иоанн Златоуст - константинопольский патриарх, сторонник аскетизма, автор множества богословских трудов, проповедей и псалмов; Григорий Нисский - церковный писатель, участвовавший в разработке " Символа веры", оказал заметное влияние на разработку христианской догматики и символической экзегетики. Кроме богословской риторики, в Византии существовала гражданская риторика, активно использовавшая достижения греческих риторов, мифологию. Со временем она переродилась в поэзию и была вытеснена гимнами, похвальными словами, панегириками.
Архитектура в византийскую эпоху развивает практику купольного храмового зодчества. Распространение купольной композиции сопровождалось не только новыми техническими, конструктивными, художественными достижениями, но и идейными принципами. Христианская мысль видела в храме воплощение мироздания и ассоциировала свои идеи с купольным сводом, который считался воплощением небесного свода. Распространение получают крестово-купольные храмы. Выдающимся образцом такого храма явился храм св. Софии в Константинополе. Убранство церквей составляли мозаики, фрески и иконы, каменные рельефы, орнаменты. Художественную нагрузку несла сама кладка зданий с декоративным чередованием тонких рядов светлого камня и контрастно сочетающихся с ним рядов кирпича. В отдельных случаях в фасадное оформление включались глазурованные плитки, блюда и рельефные кресты. Византия дала миру образцы иконописного творчества.
Образование в Византии унаследовано было от греков. Школа оказалась наиболее стабильным элементом из всех учреждений, сохранив сложившиеся традиции. Тетради учеников-христиан из Египта IV в. совпадают с тетрадями ранних веков. В основе образования 7 предметов (орфография, грамматика, риторика, философия, математика, юриспруденция). В ранний период школа имела светский характер, считалась полезной императору и народу. Получившему образование открывался доступ к служебной карьере. Постепенно ряд предметов из списка был вытеснен богословскими науками. В 529 г. в правление Юстиниана были запрещены греческие учебные заведения, закрыта академия Платона, ликей Аристотеля, учебники, лексиконы с упоминанием греческих мифов и богов, часть юристов, медиков, риторов была арестована, часть казнена. Затем стали сжигать книги не богословского содержания. В противовес античной образованности стали открывать богословские академии, в которых изучались такие предметы, как экзегез, гомилетика, литургия, полемическая апологетика, догматическое богословие, читали и толковали Священное писание.
Литература Византии долго сохраняла мифологические сюжеты, образы и имена богов греко-римского пантеона, вплетаемых в канву христианских сюжетов. Ранняя литература, помимо апокрифов, включала грубые фольклорные вымыслы о Христе-отроке как могущественном, грозном, обладавшем чудовищной силой герое. Популярными были народные сказания и книги об Александре Македонском. Создавалась житийная литература. " Житие преподобного отца нашего Антония" - первая биография знаменитого египетского аскета, основателя монашества. Ее автор - Афанасий Александрийский руководствовался идеей показать образцы для подражания. В IV в. появляются " Исповедь" и " О граде божьем" Августина, прозванного Блаженным. Жития святых изобилуют чудесами, праведностью жизни, мученической смертью за убеждения и тайное принятие христианства - таковы сюжеты книг в первой половине истории Византийской культуры. Они сменяются описаниями преследований монахов иконоборцами. По мере усиления религиозного содержания литература к XII в. становится все более рассудочной, создается литературный канон, художник живет в выдуманном мире. Приключенческий жанр (" Исминий и Исмина" ) наполнен любовными историями, продажами в рабство, встречами с пиратами, коварными властителями заморских стран, благополучными соединениями любящих, сохранивших во всех перипетиях верность, любовь и невинность. В народе пользовались любовью басни и военные песни.
С завоеванием арабами в VII в. ряда древних культурных центров: Александрии (Египет), Антиохии (Сирия), Бейрута (Ливан) и др. центр литературной жизни перемещается в Константинополь. Превращение Константинополя в центр культурной жизни сопровождалось упадком культурной жизни городов в других частях империи, в частности в Афинах. Разрушились давние связи греческой литературы с литературой сирийской, коптской, латинской. Вплоть до XIII в. Византия не пользовалась переводной литературой, что сужало ее культурный горизонт.
Нотное письмо в Византии, изобретенное уже в XII в., достигло полного развития в конце XIII-XIV вв. Созданные в этот период и ранее обработанные напевы и мелодии для голоса составили золотой фонд церковных песнопений православного мира. Высокого развития достигло хоровое пение (ангелогласие), основанное на ладотональной системе. Оно активно перенималось всеми странами православной ориентации.
Наука в Византии ни в ранний, ни тем более в поздний период не смогла превзойти тех достижений, которые были в эпоху античности, особенно эллинизма. Труды византийских ученых отличаются умозрительностью, знания вторичны, почерпнуты из трудов Аристотеля (" Физика", " О небе", " История животных" и др.) и других ученых. Так как язык древнегреческих ученых устарел и многое уже требовало перевода, тексты интерпретаторов не совпадали. Распространение получили краткие пересказы, цитатники. Нужды строительства, создания флота требовали развития механики и физики, поэтому издаются труды византийцев, рассматривающих такие правила и законы. Распространялись наставления о ведении хозяйства, ветеринарии, сведения для пчеловодов и др. Основными пособиями для медиков были трактаты Гиппократа и работы Гелена, а также работы византийских медиков, преподававших в медицинских школах. Накопление химических знаний и алхимия концентрируют свое внимание вокруг поиска " философского камня". В поздние века (XIII-XV вв.) усиливается внимание к греческой учености. В XIV-XV вв. появляется плеяда ученых-гуманистов, идет сближение с итальянскими городами. Натиск турок-османов приводит к волнам греческой эмиграции в византийские города, а затем и города Италии. Среди беженцев было много преподавателей греческого языка, переводчиков, литераторов, юристов. Они стремились в итальянские земли, где усилилась тяга к греческой духовности.

Влияние Византии на народы разных стран прослеживается во всех сферах культурной деятельности. В области материального производства это влияние связано с тем, что искусные ремесленники, строители, ваятели, грамотные переписчики старинных рукописей, ювелиры, стеклоделы являли завоеванным и торгующим с Византией народам образцы высокого мастерства, которое перенималось. Греческие мастера принимали участие в возведении православных храмов в разных странах, в частности в Киевской Руси (Чернигове, Киеве, Москве и других городах). От византийских мастеров вошло в практику украшение церквей фресками и мозаиками. Внедрена практика иконопочитания и написания икон. Влияние Византии очевидно в области религиозной идеологии. Религиозная философия, богословие, догматика, литургия, обрядность системы этических и эстетических ценностей были переданы в разные страны, в том числе на Русь. С помощью Византийских священников в 988 г. была крещена Русь Монастыри и пустынножительство пришло также из Византии. У Византии русские идеологи заимствовали обряд венчания на престол, царские одежды, этикет, атрибуты власти, гербы, многие христианизированные научные знания, переводы книг и т.д.

Тема 2.1.5. " Рождение Запада"


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Какой заголовок подходит к данному тексту?
  2. BIM как частный случай PLM. Жизненный цикл продукта, жизненный цикл строительного проекта.
  3. D-технология построения чертежа. Типовые объемные тела: призма, цилиндр, конус, сфера, тор, клин. Построение тел выдавливанием и вращением. Разрезы, сечения.
  4. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  5. I. Какое из данных утверждений выражает основную идею текста?
  6. I. Логистика как системный инструмент.
  7. I. Понятие как форма мышления
  8. I. ПОЧЕМУ СИСТЕМА МАКАРЕНКО НЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ
  9. I. Предмет, метод и специфика административного права как отрасли права
  10. I. Теоретические основы использования палочек Кюизенера как средство математического развития дошкольников.
  11. I. Флагелляция как метод БДСМ
  12. II. В каком абзаце есть ответ на поставленный вопрос.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь