Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Гуманизм. Реформация. Художественная культура и наука
В Новое время идеологическую базу духовной жизни основной массы населения еще составляла религия. Атеизм был уделом значительно меньшей части передовых ученых, мыслителей и общественных деятелей. Важнейшими идейными течениями, отделившими в сознании людей Средневековье от Нового времени, были, в первую очередь, идеи гуманистов эпохи Возрождения и идеи реформаторов церкви. Гуманисты, заложили основы Реформации. При этом гуманизм вошел в историю духовной культуры как тенденция светской мысли, а Реформация - как религиозной. Возрождение и тенденции светской мысли. Гуманисты поставили в центр внимания не идею первородного греха, падения и спасения души, а идею земного предназначения человека, возможность его творческого совершенствования с помощью деятельности в обожествляемом лице; подвергли критике схоластическое богословие; критиковали нравы духовенства, с точки зрения попрания человеческих прав, человеческой природы; положили начало исследованию (филологическому и историческому) текстов Ветхого и Нового Заветов; возродили античную культуру (науки, искусство, образование, мифологию и др.); " очистили" от церковного предания религиозные учения; благодаря обращению к античным источникам усилилась светская, а иногда и языческая линия в рассуждениях и искусстве (введение в сюжеты произведений искусства античных богов, героев, исторических лиц, обнаженную натуру и др.). Реформация и тенденции религиозной мысли. Протестанты считали, что основой веры служит внутреннее доверие к богу; священной является только Библия (священное писание), но не священное предание; Библия должна быть переведена на национальные языки, она может трактоваться свободно; местная (государственная) церковь не должна подчиняться римскому папе, а иметь своего главного иерарха; папские буллы, постановления соборов и т.п. не имеют священной силы; священнослужители не являются носителями божественного авторитета и не могут быть единственными посредниками между богом и верующими; церковь должна быть дешевой (лишена богатства: земель, монастырей, крестьян, украшений, икон и пр.); безбрачие духовенства (целибат) должно быть отменено; из семи христианских таинств следует признать два - крещение и причащение - как символические обряды; душа спасается трудом.
Иногда Реформацию называют религиозной революцией, столь велика ее обновляющая роль. Реформация имела три направления. 1. Первое - королевско-княжеское. Короли и князья, поддержавшие идеи реформы, встали во главе местных церквей, пополнили казну за счет ликвидации церковного имущества, получили свободу действий в рамках религиозной деятельности в своей стране. 2. Второе направление - городское (бюргерское), возглавленное Лютером в Германии, Кальвином и Цвингли в Швейцарии, Ноксом в Шотландии. 3. Третье - крестьянское (Т. Мюнцер, анабаптисты) также дали своих идеологов и исполнителей реформационных преобразований, участников религиозных войн. Их усилиями идеи и сама реформа церкви были внедрены в жизнь. Реформаторы выдвинули ряд тезисов, которые фактически приводили к разрыву с римской церковью и папой. По их мнению, в основу веры должно быть положено внутреннее доверие богу, церковь должна быть " дешевой", должно быть отменено безбрачие духовенства, священнослужители не являются посредниками между богом и верующим, они не обладают божественным авторитетом, невозможно использовать индульгенции как способ освобождения от грехов, душа спасается трудом, единственной основой веры служит Библия, ничего нет таинственного в семи церковных обрядах (крещение, причащение, священство, исповедь, миропомазание, брак, соборование) и т.д. Реформаторы упразднили догматическое отношение к Библии и стали свободно трактовать те или иные сюжеты. Они придавали большое значение беседе с верующими на житейские темы и темы морали. Они содействовали обмирщению религии, переведя Библию на национальные языки и придав им художественную форму. Повсюду, где возникал протестантизм, шли кровопролитные войны, начинались ведовские процессы. Реформистские идеи вызвали к жизни действия римских пап - Контрреформацию: инквизиционные трибуналы, монашеские ордена (иезуитов), введение индекса запрещенных книг, строжайшую идейную цензуру. Религиозные взгляды между тем изменялись от века к веку. " Набожность" как черта духовной жизни к XVIII в. не была уже характерна для определенного круга образованных людей, представителей света и даже царственных особ. Фридрих Великий имел присказку: " Да простит меня бог, если он есть". Философы по-разному объясняли бога (Спиноза называл его " субстанцией, состоящей из множества атрибутов", Гегель - " Абсолютной идеей" и т.п.). В Новое время в связи с появлением объективных потребностей в объединении земель возникает тенденция к образованию единых национальных языков, обслуживающих все регионы страны. В результате преодолевается официальное двуязычие: использование латыни и национального языка, языка столицы и языков окраин. Во Франции последние поэты, писавшие на латыни, исчезают в XVIII в., вводится официальная документация на французском языке. С XVII в. на смену латыни пришел французский язык как язык королевских дворов, дипломатов, международных договоров, научных дискуссий.
Тема 2.1.6. Культурная модернизация. " Модерн": от расцвета к кризису (XIX–XX вв.). Культура и глобальные проблемы современности. 2.1.6.1. Модерн: особенности становления. Кризис европейской культуры Период истории культуры, отсчитываемый от середины XIX в. и заканчивающийся на каждом проходящем годе современности в разных типологиях называют по-разному: технотронным веком, постмодерном, модерном, просто периодом новейшего времени и т.п. Но как бы ни называли этот период в его культурное наполнение входят не только его достижения, но и культурное развитие, характерное для всех предшествующих этапов. Не случайно поэтому историки и этнографы говорят о том, что в нашу эпоху на Земном шаре можно обнаружить все предшествующие формации общественно-экономического и культурного развития. 1) в Европе новая стадия развилась на базе всех предшествующих традиционных культурно-исторических достижений, 2) в Северной Америке на базе беcтрадиционной, искусственно взращенной копии европейской цивилизации, 3) в Японии - на основе симбиоза евро-азиатских традиционных культурных достижений и индустриальных новаций. Начиная с середины XIX в. в философской и социально-политической литературе появились прогнозы и предсказания о грядущем кризисе европейской культуры. Они, действительно, нашли подтверждение в XX в. Европа в древности отождествлялась с прогрессом античного общества, в Средние века - христианством, в Новое время - с развитием промышленности. В XX в. Европа стала уступать первенство в разных областях развивающимся восточным странам. В чем же проявилось конкретное отставание Европы? Она утратила политическое господство над множеством колоний и полуколоний. Для азиатского и восточного мира исторический опыт европейских государств не является более привлекательным. Демографические процессы свидетельствуют о необратимости этнических процессов, составляющих основу национально-культурного развития. Иммигранты из других частей света постепенно меняют картину культурных традиций европейских государств. Европейские технологии и товары начинают вытесняться с мировых рынков молодыми конкурентами из Азии. Американская культурная экспансия грозит изменить европейскую ментальность (способам социального поведения людей, продиктованным их мыслительными и эмоциональными установками). Тем не менее Европа не утратила своего целостного культурно-генетического целого. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы