Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальная структура. Политическая культура европейских стран
В первой половине периода она характеризовалась упрочением сословной пирамиды (три сословия: дворянство, духовенство и так называемое третье сословие, состоявшее из крестьян и горожан) и окончательным переходом к абсолютистским формам правления; во второй половине периода революционными ситуациями, разрушающими наследие абсолютизма. Упрочение власти одного лица шло одновременно с территориальным и национальным объединением страны. Происходил постоянный рост городов, шло расширение торговых, денежных операций, расширение рынков. Успеху этих процессов мешало обособление земельных владений. Рост городского населения сопровождался ростом потребностей в продуктах питания, что делало необходимым увеличение урожайности земель, расширение площади посевов. Всего этого нельзя было достичь при преобладании маленьких крестьянских наделов. Феодалы отказывались от натурального налога, т.к. им нужны были деньги для удовлетворения все растущих потребностей в средствах роскоши, образовании и др. Нужны были единые денежные системы государств. Появление наемных регулярных армий потребовало огромных наличных средств, которыми не располагали ни короли, ни земельная аристократия. Нужны были налоги на государственные нужды. Деньги, а не земельная собственность, становились политической силой, следовательно, не земельная аристократия, а торгово-промышленный капитал выдвигался на первое место. В этих условиях абсолютизм выступил в роли организатора социально-политической жизни на новом этапе, чтобы привести в соответствие форму национально-государственного образования с содержанием жизненных процессов. Первыми государствами в Западной Европе, где были реализованы начала абсолютизма, были итальянские города-государства. Своеобразной школой абсолютистского упрочения королевской власти была Испания, опыт которой был повторен практически всеми европейскими странами. Что было предпринято королями Испании для упрочения власти: объединение земель вокруг одной короны, уничтожение самостоятельности дворян-грандов (им было запрещено вести частные войны, чеканить свою монету, изображать на гербах корону, употреблять фразы, претендующие на исключительность, например, " Таково мое волеизъявление", " Под страхом смертной казни" и т.п.); разрушение политического значения знати сопровождалось раздачей громких и почетных званий, подчинением их требованиям этикета, возвеличивавшего значение трона, но формировавшего черты подобострастия и покорности; создание системы параллельных служб, при которой гранды выполняли лишь представительные функции, а реальную работу вели чиновники из третьего сословия, лишение городов и университетов самостоятельного управления с помощью насильственного введения королевской администрации, получение у пап разрешения представлять свои кандидатуры на церковные должности и тем контролировать эти должности; лишение прежнего значения деятельности представительного органа (Кортесов)(короли перестали регулярно собирать их); создание репрессивной политической и религиозной системы (инквизиции и политического сыска); изгнание евреев и мавров (не католиков) подготовило почву для идеологического обоснования режима: католицизм и национализм (чистота веры и чистота крови) стали обязательными признаками граждан данного государства. Данная схема в более или менее полном виде была реализована во всех европейских странах. Но из всех стран Англия была единственной страной, где сословно-представительная монархия не переросла в абсолютную. В этом социально-культурное своеобразие этой страны. В среде просветителей родилась идея " договорной теории власти", которой они пытались заменить теорию божественного происхождения власти (" Власть короля - от бога" ). По " договорной теории власти" король, якобы, получает власть по договору от подданных, она дается ему для разумного управления, для " государственной пользы", " заботы об общем благе". Однако абсолютизм и феодальные порядки не были совместимы с идеями эпохи Просвещения. Их распространению препятствовало рабство в колониях и метрополиях, крепостные порядки в частных владениях, эксплуатация женского и детского труда на мануфактурах и в мастерских, повсеместность телесных наказаний, общая неграмотность населения. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы